Туристический портал - NataliSudak

Туристический портал - NataliSudak

» » Монастыри грузии. Гора афон - монастырь иверский, монастырь пантократор, великая лавра Афон иверская келья

Монастыри грузии. Гора афон - монастырь иверский, монастырь пантократор, великая лавра Афон иверская келья

Древняя Иверская обитель расположена на северо-восточном склоне Афона, там, где низменное побережье омывается водами Иверского залива. Между берегом и монастырем, который издали выглядит неприступной крепостью, обширные огороды. Позади монастыря – невысокие лесистые горы с ущельями. С высоты птичьего полета Ивер, как и многие афонские обители, напоминает средневековый замок с четырехугольными мощными стенами, крепкими бойницами и дозорной башней-пиргом. Самое знаменитое предание Иверского монастыря – о том, что недалеко от него, в месте, которое в древности называлось Климентовой пристанью, Божия Матерь сошла с корабля на берег во время путешествия на Кипр к прав. Лазарю-Четверодневнику.

Имя свое монастырь получил от названия страны Иверии (нынешней Грузии), родом из которой были его ктиторы-строители – преподобные Иоанн и его сын Евфимий, принадлежавшие царской фамилии. Прп. Иоанн славился в своем отечестве, но из любви к Богу оставил мир и, приняв иноческий образ, подвизался сначала в монастырях родной Иверии, затем довольно долго безмолвствовал на Олимпе.

Но слава прп. Афанасия Афонского достигла высочайших гор и привлекла в его Лавру Иоанна, который стал искренним другом и послушником святого. Сына своего Евфимия прп. Иоанн оставил на родине еще младенцем под покровительством деда, который воспитал внука христианином. Прошло немало лет, и дед, занимавший при дворе иверского царя высокую должность, отправился по государственным делам к императору Никифору Фоке (963–969). Собираясь в Константинополь, он имел мысль посетить сына своего Иоанна, слава добродетелей которого дошла до Иверии, и вызвать его в отечество, чтобы там устроил монастырь и подвизался как на Афоне.

Случилось так, что к приезду деда в Константинополь, куда вместе с ним прибыл и Евфимий, желавший узнать своего отца, явился туда и Иоанн, посланный к императору прп. Афанасием и другими отцами по общему для всей Святой Горы делу. Встреча отца и сына в столице империи была радостной, несмотря на долгую разлуку. Евфимий остался в Константинополе обучаться греческому языку и другим наукам, впоследствии же прибыл к отцу на Святую Гору. Прп. Афанасий узрел прозорливыми духовными очами, что чистый сердцем Евфимий – избранный сосуд Святого Духа, и убедил его принять священство.

Став иеромонахом, он усилил свои тайные подвиги, прилагая воздержание к воздержанию и добродетель к добродетели, так что впоследствии, чувствуя силы и благодать Святого Духа, возложил на себя труд перевести все Священное Писание на грузинский язык. Кроме того, там, где нужда требовала каких-либо царских пособий и святогорские отцы просили прп. Евфимия ходатайствовать о них перед императором, он с удовольствием принимал на себя этот труд личного ходатайства. Таким образом он возобновил многие храмы и больницы Святой Горы.

Через некоторое время воспламененные желанием безмолвного уединения отец и сын, с благословения аввы Афанасия, вышли из его Лавры и поселились за шесть часов от него на берегу моря близ небольшой церкви, которая давно уже была здесь основана подвижником Климентом. Вскоре распространилась повсюду молва об их святости, достигнув и далекой Иверии. Тогда начали приходить оттуда к святым отцу и сыну любители уединения. Пособием императора Василия Порфирородного (976–1025) была построена небольшая церковь в честь Крестителя Господня Иоанна и все необходимое для существования новой обители. Полагают, что Иверский монастырь был основан в конце X века. Прп. Иоанн, а по его смерти – прп. Евфимий Иверские были первыми игуменами грузинского монастыря.

Через три года после смерти Евфимия в монастырь явился другой святой – Георгий, родом из Триалети (область Южной Грузии), из семьи знатных владетелей. Его отец по поручению грузинского царя Георгия I (1014–1027) ездил к персидскому шаху в качестве посла. С 7 лет мальчик воспитывался при монастырях, затем был отправлен в Константинополь, где в продолжение 12 лет получил разностороннее образование. По возвращении в Грузию Георгий принял постриг в Хахульском монастыре от блаженного старца Илариона. Спустя некоторое время инок Георгий, отдав свои богатые одежды нищему и одевшись в его ветхое рубище, отправился на поклонение святым местам Палестины.

В 30-летнем возрасте преподобный Георгий принял великую схиму от старца Георгия Молчальника, своего соотечественника и духовного наставника, который жил в расщелине скалы. В 1040 году молодой схимонах прибыл на Афон в Иверский монастырь, где после года послушничества был рукоположен в сан иерея и назначен старшим иеромонахом при соборном храме, исполняя также обязанности регента. Свободное от богослужений время преподобный посвящал работе над переводом богослужебных книг и творений святых отцов, начатой преподобным Евфимием.

Доныне Грузинская Православная Церковь признает канонической и допустимой для церковного употребления только ту редакцию Священного Писания, которая принадлежит перу преподобного Георгия Иверского, достойно завершившего труды прп. Евфимия. В Житии преподобного Георгия приводится неполный список его переводов с греческого: Большой Синаксарь, Деяния и Послания святых апостолов, двенадцать Богослужебных Миней, Октоих, Триодь (постная и цветная), Требник, Псалтирь, Полный Часослов, «Шестоднев» свт. Василия Великого, Послания сщмч. Игнатия Богоносца, Соборные послания свт. Кирилла Александрийского, Книга деяний VI Вселенского Собора и «много других полезных и святых книг». Афонские песнопения преподобного Георгия Иверского, в частности знаменитый «Вечерний звон» (перевод на русский язык И. И. Козлова), были впоследствии переведены на многие европейские языки.

После кончины игумена Иверского монастыря Стефана Хартуляри преподобный Георгий в 1044 году был избран новым настоятелем. Одним из первых деяний нового игумена было перенесение мощей прп. Евфимия, для которых сделали драгоценную раку, из церкви Крестителя во вновь устроенный соборный храм Успения Пресвятой Богородицы (1050). Этот собор построен по образцу собора Лаврского, что называется, в афонском стиле; украшен драгоценными крестами и разноцветным мрамором, но расписан поздней живописью (сохранились фрески XVI века). Десницу прп. Евфимия, богомудрыми писаниями просветившего народ иверский, св. преподобный Георгий положил в особый ковчег, вместе со св. мощами первомученика Стефана, сщмч. Игнатия Богоносца, сщмч. Иакова Перского, свв. бесср. Космы и Дамиана, Сорока мучеников и вмч. Пантелеймона.

Ковчег этот он всегда носил с собою, так что имя Евфимиево от Святой Горы до горы Черной (близ Антиохии) славилось вместе с другими великими Божиими угодниками. Преподобный Георгий и св. мощи родителя Евфимиева, прп. Иоанна положил в ограде сына, а также озаботился обретением и перенесением в тот же храм мощей прочих угодников Божиих, помогавших прп. Евфимию в переводе Священного Писания.

Прп. Георгий ездил в Царьград к императору Константину IX Мономаху (1042–1055), который лично знал преподобного и, уповая на его молитвы, очень уважал. От Константина получил он щедрое пособие на монастырское строительство и хрисовул, подтверждающий права иверцев на Иверскую обитель. В другой раз ездил преподобный в Царьград, когда услышал, что приехал туда абхазский царь Баграт IV (1027–1072) и его мать царица Мария. Они осыпали щедрой милостью монастырь знаменитого своего соотечественника. Царица Мария избрала прп. Георгия своим духовным отцом и от его руки приняла монашеское пострижение. При этом пожертвовала Иверу литру золота на вечное поминовение, каковому примеру последовали и многие иверские вельможи. Преподобный считается третьим ктитором Иверской обители.

Оставив вместо себя настоятелем Георгия Олтисели, он отправился на Черную гору, имея цель оправдать перед Антиохийским Патриархом Феодосием III (1057–1076) братию Иверского монастыря, заподозренную греками в отступлении от Православия. Преподобному Георгию удалось не только справиться с этой задачей, но и убедить Антиохийского Первосвятителя в канонической законности автокефалии Грузинской Православной Церкви, сохраняющей апостольскую преемственность от ап. Андрея Первозванного. Из Антиохии, по приглашению царя Баграта IV, Георгий отправился в Грузию, где провел пять лет, уча народ словом и делом. Он отобрал 80 грузинских юношей и отправился с ними на Афон, чтобы отдать в основанное им училище. Преподобный успел лишь представить их императору Константину X Луке (1059–1067) и 29 июня 1065 года мирно отошел ко Господу. Тело святого привезли на Афон, где оно год пролежало в храме нетленным. Затем гроб прп. Георгия был установлен близ раки прп. Евфимия. Доныне св. мощи трех Иверских ктиторов почивают под спудом в мраморной гробнице в западной стене притвора соборного храма Успения Богородицы.

В XII веке грузинский царь Давид переселил несколько десятков грузинских семей в городок Иериссо, вблизи границы Святой Горы, чтобы они помогали Иверскому монастырю в обработке его земель.

В 1260 году обитель была разорена страшными дружинами каталонцев – морских разбойников, грабивших Святую Гору более трех лет. Разорение довершилось в царствование Михаила Палеолога (1261–1282), когда иверские монахи отказались принимать Унию и признать Папу главою Христовой Церкви. Обитель была сожжена, многие иноки погибли.

Иверский монастырь в течение нескольких веков был центром духовного просвещения Грузии, и ее правители никогда не жалели средств на восстановление обители, хотя к началу XIV века, в связи с новыми нападениями каталонцев, грузинских монахов там почти не осталось. И лишь только начали было вновь собираться рассеянные по миру монахи, нашествие турок, взятие ими Константинополя (1453) повергло Ивер в новое запустение, продолжавшееся до 1500 года. В это время он был возобновлен до цветущего состояния грузинским царем Георгием. К концу же XVI столетия нестерпимые притеснения турок ввергли обитель в неоплатные долги. Погасил их кахетинский царь Александр.

В 1617–1626 годах в Иверском монастыре был построен водопровод, в 1622 – пирг и здание причала, в 1674 году расписали часть соборного храма Успения. Начался период нового расцвета обители. В 1848 году на месте древней трапезной возвели современную. К XIX веку, вследствие политических переворотов на Востоке, грузин-иноков в Ивере остались считанные единицы и монастырское управление окончательно перешло в руки греков.

Помимо соборного храма в Ивере 14 параклисов и две малые церкви. Одна из них – в честь св. Предтечи и Крестителя Иоанна – древнейшая, первозданная, богато украшенная внутри. В земле вокруг этой церкви часто находили языческих кумиров. При тройных железных монастырских вратах находится малая церковь, построенная в 1680 году ради чудотворной иконы Божией Матери «Вратарница» («Портаитисса») которая больше известна как Иверская. Появление ее в Ивере относят ко времени настоятельства прп. Иоанна или прп. Евфимия. Сама история такова. Царствование греческого императора Феофила (IX в.) было временем сильнейших гонений на св. иконы. Христиане, их почитающие, по распоряжению царя были предаваемы пыткам. Иконы повсюду тщательно разыскивали и, кощунствуя над ними, сжигали. Недалеко от города Никеи жила богатая, благочестивая вдова с сыном, имевшая заветную икону Божией Матери, для которой устроила особую храмину. Царские сыщики, придя ко вдове, потребовали денег. В противном случае ее ждала мучительная смерть. Сыщики согласились ждать до утра. Во время разговора один из воинов ударил копьем по образу, и тогда из ланиты Богородицы, как из живого тела, истекла кровь.

Ночью, слезно помолившись, вдова пустила икону по морским водам. Сын по просьбе матери бежал в Солунь, затем перешел на Афон, принял иночество. От него иверские монахи узнали про икону... Неизвестным осталось, где скрывался чудотворный образ в течение двух веков, но однажды иноки Ивера увидели в море достигавший до неба огненный столп, исходящий от иконы. Никто не мог приблизиться к ней. И лишь старцу Гавриилу, грузину, который летом безмолвствовал на вершине скал, зимой сходил в обитель, одевался во власяницу, питался овощами и водой, этому святому простецу был глас от Богородицы, чтобы с верой шел по волнам и с верой принял Ее икону, данную обители в помощь и покров.

Торжественно приняли монахи икону из рук старца, дошедшего до нее по морю, как по суху, и поставили ее в алтаре. Но три раза повторялось так, что утром находили икону висевшей над вратами обители. Прп. Гавриилу Сама Богородица объявила, что хочет быть не охраняемой иноками, но Сама быть Хранительницей монастыря. И доколе эта икона будет находиться в обители, до тех пор благодать Господа к ней не оскудеет. И действительно, множество раз спасала «Вратарница» Иверский монастырь, не допускала в него злых людей. В память чудес, совершенных по молитвам к Иверской иконе, вся она увешана драгоценными приношениями благодарных христиан.

Однажды пришел в монастырь нищий в лохмотьях и попросил хлеба. Но привратник прогнал его. Голодный и огорченный, нищий поднялся на гору, присел. Внезапно появилась перед ним прекрасная Жена, Которая, расспросив его, вручила золотую монету и повелела купить на нее хлеба. Вернувшись в монастырь, нищий так и сделал. Когда его спросили, где он нашел монету, он рассказал про Женщину. Тогда подошли к Иверской иконе и увидели, что одна золотая монета исчезла. Тут поняли, что Богородица взяла ее и отдала нищему. На месте явления Божией Матери построена часовня.

По просьбе благочестивого русского царя Алексия Михайловича список с Иверской чудотворной иконы был принесен афонскими монахами в Москву в 1648 году и поставлен в монастыре Николы Старого, который был переименован в Никольский Греческий. Затем этот список был перенесен патриархом Никоном в Иверский монастырь на Валдайском озере. Еще один список «Вратарницы» был привезен с Афона в 1651 году. Для хранения этой иконы, прославившейся в Москве множеством чудес, в 1669 году у Воскресенских ворот Кремля построили знаменитую Иверскую часовню.

В библиотеке афонского Иверского монастыря около 2000 ценнейших рукописей. Исключительную ценность представляет рукопись XI века – грузинский перевод Библии. В братстве монастыря 45 монахов.

Ивирон или Иверский монастырь - это греческий монастырь на Афоне, занимающий в святогорской иерархии третье место.

Основан монастырь грузинскими монахами ещё в конце 10 века на средства грузинского царского дома "Багратион" и первым игуменом этого монастыря был святой Иоанн Иверский , почитаемый как православными, так и католиками.

В этом монастыре грузинскими монахами был написан список с главной святыни монастыря, Иверской Иконы Богородицы и Афонский список иконы из монастыря Ивирон был доставлен в Москву, это случилось 26 октября 1648 года . В этот день Русская Православная Церковь и празднует День Иверской иконы богородицы .


Первоночальный список присланный в Москву из Афона



Валдайский Иверский монастырь

Однако,последние точные упоминания о той иконе относятся к 1913 году и было известно, что перед Революцией икона находилась в Московском Новодевичьем монастыре, в Смоленском соборе.



Новодевичьев монастырь

Сейчас копия этого первоначального списка иконы Иверской Богородицы находится в Болгарском Подворье в Москве.


Болгарское подворье

Когда икону из Москвы увезли нв Валдай, Российский Царь, Алексей Михайлович Романов отправил на Афон в монастырь Ивирон русского иконописца, чтобы он сделал ещё один список с Иверской иконы для Москвы. Прибывший в Москву список, сделанный русскими иконописцами, поместили при триумфальных Неглиненских воротах Китай-города , через которые традиционно совершались въезды русских царей на Красную площадь. В 1669 году эти ворота были перестроены и названы Воскресенскими. Для защиты иконы от ветра и дождя был сделан небольшой деревянный навес, а позже в 1680 году воздвигли часовню, где служили монахи Иверской общины .


Часовня

Иверская часовня находится у Воскресенских ворот ведущих на Красную площадь. Она неоднократно разорялась и разрушалась. Её перестраивали после ухода из Москвы Наполеона, она была взорвана и в 1929 году большевиками. Современная часовня восстановлена в 1994-1995 годах.

Что касается святой иконы с Иверской часовни, то судьба её противоречива. По одним сведениям она пропала при закрытии часовни большевиками, а по другим свединиям, она и сейчас находится в храме Воскресения Христова, что в Сокольниках .


Храм в Сокольниках

Иверская икона с Иверской часовни там правда есть, но является ли икона написанная на Афоне по заказу царя или же копия, которая до 1929 года заменяла пропавший оригинал в той самой часовне, сказать было трудно. Однако недавно, благодаря усилиям историков и реставраторов, удалось установить, что список из Иверской часовни хранится в Государственной Третьяковской галерее. Он поступил туда в 1933 году без указания происхождения.

Ряд признаков свидетельствует о том, что эта икона и есть святыня Иверской часовни: размер липовой доски, характерные утраты красочного слоя в нижней части, металлический полоз внизу для помещения иконы в карету, перевозившую икону по городу, следы накладок для колец по торцам для продевания полотенец при поднятии. С 2002 года в реставрационной мастерской Третьяковской галереи проводилась реставрация иконы. Работа еще не была завершена, но специалисты сочли возможным в апреле 2009 года передать икону на время в храм святителя Николая в Толмачах для поклонения.

Часто икону вывозили в специальной карете для совершения молебнов в домах горожан. На это время в часовне выставлялась копия иконы. За двести лет таких «заместительниц» Московской Иверской сделали несколько. Видимо, одной из таких запасных икон является чтимая икона, находящаяся в церкви Воскресения Христова в Сокольниках. Другая запасная икона, вывезенная из часовни французами в 1812 году, находится в Париже, в церкви Трех святителей на улице Петель . Списки Иверской иконы есть также в Елоховском Богоявленском соборе, в церкви святителя Николая Чудотворца в Кузнецах, в трапезном храме преподобного. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой Лавре.


Новая икона Иверской часовни

Новая икона для часовни была написана на Афоне в 1995 году .
Новый список был сделан с древней иконы афонским иеромонахом Лукой на доске из древнего святогорского каштана . 25 октября 1995 года икона прибыла в Москву. Утром 26 октября святыню крестным ходом перенесли из Елоховского Богоявленского собора в восстановленную Иверскую часовню, освященную в тот же день. С тех пор у образа ежедневно с 8 часов утра до 8 вечера читается акафист.

Всего построено три одинаковых часовен в честь Иверской Богородицы, две другие находятся в городах Томске и Белграде . Томская часовня так же была снесена в 1932 году, но ныне отстроена заново. В Белграде часовня сохранилась первоночальная, построенная русскими эмигрантами в 1931 году.



Бывший Николо-Греческий монастырь

За привезённый в Москву список с иконы (впоследствии выставленный в Иверской часовне) царь Алексей Михайлович в 1653 году передал Иверскому монастырю Николо-Греческий монастырь в Китай-городе. По его названию получила своё имя Никольская улица..

Что же касается монастыря Ивирон на Афоне, то в нём сегодня нет ни одного монаха -грузина. А всё потому, что в 1830 году Иверский монастырь захвачен греками, которые в 1866 году заменили все грузинские надписи греческими, а грузины были насильно изгнаны из монастыря. Сегодня вблизи монастыря имеется только грузинская келья, в которой живут 40 грузинских иноков .

По сегодняшний день в Ивироне находится главная святыня монастыря, это древняя икона Иверской Богородицы, но на Афоне её называют Икона Вратарница . Находится икона в Ивироне с 9 века.

В IX веке во время царствования императора Феофила с целью спасти икону от иконоборцев образ был опущен в море женщиной, проживавшей около города Никея. Через два века монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом. Преподобный Гавриил Святогорец, получив во сне указание от Богородицы, пешком пошёл по воде и принес икону в кафоликон, но утром она была обнаружена над воротами обители. Предание сообщает, что так повторилось несколько раз, поэтому икону оставили у ворот и назвали Вратарницей .



Вратарница на Афоне


Первоначально икона находилась снаружи, в киоте непосредственно над входом, однако позднее был построен специальный небольшой храм внутри монастыря, слева от ворот, в котором она и пребывает сегодня.

В XVI веке икона была украшена чеканным серебряным окладом работы грузинских мастеров. Оклад оставляет открытым только лики Богородицы и Богомладенца.


Хранитель Иосиф Муньос

В мире широко известен ещё один список Иверской иконы сделанный на Афоне в 1981 году греческим монахом Хризостомом. По многочисленным свидетельствам икона непрерывно мироточила в течение 15 лет. В 1997 году её хранитель Иосиф Муньос (чилиец принявший православие) был убит, а икона бесследно исчезла.

Подаренная икона стала обильно мироточить и благоухать с 24 ноября 1982 года, после возвращения в Канаду. По воспоминаниям Иосифа Муньос , «24 ноября в три часа ночи я проснулся от сильного благоухания. Вначале подумал, что оно исходит от мощей или разлитого флакона духов, но, подойдя к иконе, я поразился: вся она была покрыта благоухающим миром! Я застыл на месте от такого чуда! Вскоре мироточивая икона была отнесена в храм. С тех пор икона Божией Матери постоянно мироточила, за исключением Страстных недель. Замечательно, что миро истекало главным образом из рук Богоматери и Христа, а также звезды, находящейся на правом плече Пречистой. В то же время задняя сторона иконы всегда сухая »

Новость о чудесном явлении быстро распространилась, а икону поместили в православный собор в Монреале , где её посещало огромное количество людей. По утверждению очевидцев, миро имело сильный аромат роз и его собирали в сосуды. Иосиф в течение 15 лет был хранителем этой святыни и посещал с иконой православные приходы во многих странах, а сам он на Афоне был пострижен в монашество схиигуменом Климентом с именем Амвросий в честь преподобного Амвросия Оптинского.


31 октября 1997 года хранитель Иверской иконы был в Афинах убит ночью в номере своего отеля с целью злоумышленников завладеть иконою. На теле присутствовали следы пыток. 9 декабря 1997 года, на сороковой день , на могиле покойного хранителя Иверской иконы случилось чудо, чудесным образом зажглись свечи и продолжали гореть необычно долгое время.

Сегодня монастырь Ивирон на Афоне имеет множество святых мощей, больше, чем любой другой монастырь на Афоне . В частности в монастыре находятся такие святыни:
Хламида, Трость и Губа от Страстей Христовых (части); преп. Петр Афонский (часть мощей), главы преп. Иерофея Иверского, муч. Никиты, Фотия и Феодора Пергийского; свт. Василий Амасийский (рука) и Михаил Синадский (стопа), сщмч. Киприан (стопа), муч. Пантелеимон Целитель (рука), мц. Фотиния Самарянка (нога и плечо), Параскева-Пятница (рука), Марина (рука) и Евпраксия (рука), прав. Макрина (стопа); икона Божией Матери «Иверская» («Вратарница») .



Библиотека монастыря насчитывает около 2 000 рукописей, 15 свитков и 20 000 печатных книг, большинство — на грузинском, греческом, еврейском и латинском языках.

Конечно же Иверская икона очень сильно почитается в Грузии.


Икона Иверская в Бодви


Самая почитаемая икона находится в монастыре Святой Нины в Бодви (Кахетия). В монастыре в 30е годы разместили больницу, а с Иверской иконы сделали стол. Два комсомольца, сыновья завхоза больницы изрезали ножами лик Богородицы. Вскоре их отец умер от гонгрены ног, а сыновья разбились на машине возвращаясь с похорон.

Иверская многопочитаемая икона находится так же в Тбилиси в Сионском соборе Успения Богородицы. В 1989 году икона привезена монахами из Афона.

На окраине Тбилиси на горе Махата стоит Иверский монастырь. Всё это говорит о почитании Иверской иконы, без которой нет ни одного храма Грузии.

На расстоянии приблизительно двух часов хода от Филофея находится известный Иверский монастырь, третий по чести на Святой Горе. Иверский монастырь основан в конце X века выходцами из Иверии преподобными Иоанном, Евфимием и Георгием, происходившими из династии Багратидов. Они были учениками преподобного Афанасия и основали обитель по его благословению. С тех пор Великая Лавра и Иверский монастырь считаются монастырями-побратимами. Основателем обители некоторые учёные считают другого выходца из Иверии византийского военного Торникия.

Долгое время в Ивироне подвизались преимущественно иноки-грузины, последний из них преставился в 1955 году. В настоящий момент среди насельников монастыря преобладают греки.

Первостроители обители и последующие поколения насельников Ивирона не оставляли своим попечением соотечественников. Так преподобный Евфимий перевёл на грузинский Святое Евангелие и другие душеполезные книги.

Ивирон был построен на месте, где ранее располагалась «Лавра Климента». Именно в этой обители сразу после кончины преподобного Петра Афонского были выставлены для поклонения его Святые мощи. На территории монастыря существовал языческий храм Посейдона, который был перестроен и освящён в честь пророка и крестителя Иоанна. Согласно преданию, он был заложен в правление Константина Великого и первого епископа Афона Климента и восстановлен в правление Константина Погоната. Ныне существующий храм был перестроен в 1710 году. На его месте в ходе раскопок найдены древние фрески собора Лавры.

Невдалеке от монастыря на морском берегу до наших дней сохранился чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на афонскую землю ступила Богородица; это место называется Климентова пристань. И именно к этому месту чудесным образом, в огненном столпе, явилась по морю известная теперь всему миру Иверская икона Божией Матери. О почитании этого образа говорит хотя бы тот факт, что только преподобный Никодим Святогорец написал четыре канона Иверской иконе Божией Матери.

Предание монастыря повествует о чуде, сотворённом Божией Матерью. Один бедняк просился на ночлег в Ивирон, но монах-вратарь потребовал у него плату. У бедняка не было денег, и, удручённый, он пошёл по дороге в Карею. Вскоре он повстречал таинственную Женщину, Которая дала ему золотую монету. Бедняк вернулся и отдал златницу привратнику. Монахи, обратив внимание на древность монеты, заподозрили несчастного в краже. После его рассказа о Жене они пошли к иконе «Вратарница» и увидели, что эта монета - одна из многих пожертвованных Божией Матери. Велико было раскаяние иноков. С тех пор на Святой Горе строго соблюдают обет безмездного странноприимства.

Русский святогорец Парфений свидетельствовал, что во время греческого восстания 1822 года турецкие солдаты, жившие в монастыре, не смогли потревожить наряженной в драгоценные ризы, украшенной многими великолепными дарами «Вратарницы». А несколько лет спустя служащий при иконе монах с изумлением увидел одетую в чёрное Женщину. Она усердно подметала обитель.

Пришло время хорошенько вымести весь монастырь. Уж столько лет стоит неметёный , - сказала Жена и сделалась невидимою.

Иверский монастырь оказал очень большую финансовую помощь восставшим против турецкого владычества грекам. На нужды освободительного движения монахи пожертвовали некоторые исторические реликвии своей обители. В том числе уникальный серебряный позолоченный подсвечник в виде лимонного дерева весом более шестидесяти килограммов. Восставшие, однако, отказались от дара и возвратили подсвечник обители, чтобы «он горел перед иконой Богородицы за православный народ». Интересна история этой реликвии. Лимонное дерево было подарено Ивирону жителями Москвы, о чем свидетельствует стихотворение на русском языке, выбитое на подсвечнике. На надписи указана и дата пожертвования - 30 апреля 1818 года.

С Ивироном тесно связана судьба священномученика патриарха Григория V. Рядом с обителью на месте келии, где он подвизался шестнадцать лет, возведён параклис в его честь.

В библиотеке Иверского монастыря сберегают около 2 000 рукописей, 15 свитков и 20 000 печатных ценнейших книг, изданных на латыни, на грузинском, греческом и еврейском языках.

В Успенском соборе монастыря хранятся мощи некоторых святых (несколько частиц вмч. Пантелеимона и вмч. Георгия, мц. Марины и др).

Также Иверский монастырь известен благодаря источнику Богородицы. По преданию, он открылся именно в том месте, где к берегу по водам и пришла к стенам монастыря чудотворная икона Вратарницы Богородицы.

Паломнику - мирянину, чтобы попасть в Иверский монастырь на Афоне, требуется специальное разрешение - диамонитирион.Длительность пребывания по такому разрешительному документу ограничена - четыре дня.

Находится в 7,5 км от Кареи и расположен на северо-восточном зеленом склоне Святой Горы у Иверского залива.
Основан в 980-983 году грузинами.
Престольный праздник - Успение Пресвятой Богородицы.
Настоятель - архимандрит Василий.
Занимает третье место в святогорской иерархии.
В настоящее время в монастыре 50 монахов.

Предыстория Иверона

Именно здесь к берегу пристал корабль с Пресвятой Богородицей и по этой зеленой равнине ступала сама Пречистая Дева Мария.

Свое название монастырь получил в честь родины своих основателей и насельников - Иверии, т. е. Грузии. Грузины в первый раз поселились на Афоне в 787 году, в царствование императора Константина и Ирины. Они построили общежительную обитель у подножия Святой Горы. Сегодня это Предтеченский скит Иверского монастыря.

В 965 году на Афоне принял монашество Иоанн Ивер Варасваче - знаменитый полководец грузинского царя Давида Куропалата. Через некоторое время примеру отца последовали его сын Евфимий и другой, не менее знаменитый грузинский военачальник - князь Торникий. Все они поселились у св. Афанасия Афонского.

Подражая своему духовному наставнику, они вели строгую жизнь и всех удивляли высокими подвигами и добродетелями. Вскоре Торникий был вызван из Афона для отражения нападения врагов, угрожавших Византии (или как ее часто называют «империи греков»). Успешно завершив возложенное на него дело, Торникий возвратился на Афон с богатыми дарами, которые раздал монахам, а сам снова уединился в монашеской келье.

В то время число грузин на Афоне увеличилось настолько, что не хватало места для вновь прибывающих иноков. И тогда у Иоанна Ивера возникла мысль построить для своих соотечественников более обширную обитель. Он, при поддержке грузинского царя Давида Куропалата, передал греческому императору Василию II Порфирородному грузинские монастыри св. Иоанна Предтечи в Константинополе и св. Фоки в Трапезунде. Взамен получил греческие монастыри Леонтийский в Солуне, Иоанна Колова в Иериссо и совершенно заброшенный Климентов монастырь на Афоне, находившийся близ старой грузинской обители.

Древние страницы истории: Георгий Иверский

На месте развалин Климентова монастыря, на том благословенном месте, где Пресвятая Богородица нарекла Святую Гору своей обителью, Иоанн в конце Х века построил новый монастырь, который с того времени стал носить название Иверский.

Постройка Иверского монастыря была произведена на средства грузинского царя Давида Куропалата и частные пожертвования грузин. Греческие цари, в благодарность за услуги, оказанные Торникием царю Василию, приняли Иверон под свое особенное покровительство. Монастырь был совершенно независим и не подчинялся верховному афонскому Проту.

Сначала был построен небольшой храм во имя Предтечи Господня, и лишь впоследствии был сооружен великолепный храм Успения Пресвятой Богородицы. В 1003 году, после смерти св. Иоанна, настоятелем Иверского монастыря стал его сын Евфимий. А через три года после смерти игумена Евфимия, в монастырь из Палестины пришел молодой инок-грузин Георгий. По пути сюда, возле Анатолии, глубокая и бурная река преградила ему путь. Тщетно Георгий искал брод, и вдруг на противоположном берегу увидел юношу на белом коне в сверкающих на солнце доспехах. «Не бойся, вступай в реку», - сказал чудесный незнакомец и перевел его за руку через глубокие стремнины. Вглядевшись в незнакомца, инок узнал в нем покровителя Иверии вмч. Георгия.

За годы смиренного послушания Георгий завершил начатый святым Евфимием перевод на грузинский язык Святого Евангелия и многих других богослужебных книг (до сих пор Грузинская Православная Церковь признает только его перевод Священного Писания). Он же достроил купол Соборной церкви Иверона и покрыл свинцом кровли всех монастырских храмов. Им же близ монастыря было учреждено богословское училище. Георгий Иверский обогатил православную культуру и своими афонскими песнопениями, которые переведены на многие европейские языки.

Падение и возрождение Иверона

Являясь духовным центром Грузии, монастырь относительно спокойно жил два века с момента своего основания. Но с 1259 года ему был нанесен ряд ударов от внешних врагов. Так, в царствование Михаила Палеолога Иверон подвергся нападению и разорению западных униатов. Они утопили 200 старцев, а часть иноков продали в рабство. В 1285 году монастырь испытал нападение латинян, а в 1306 году подвергся страшному разорение от пиратов-каталанцев, которые три года грабили Афонскую гору. Все эти бедствия привели к тому, что обитель оставалась в упадке до 1500 года и число иноков-грузин в ней за этот период значительно уменьшилось. К концу XVI века к этому добавились еще и серьезные финансовые проблемы. Помощь кахетинского царя Александра VI и других жертвователей помогла Иверону к 1602 году освободиться от долгов. А на протяжении XVII столетия ситуация в монастыре стабилизировалась.

О турецкой военной оккупации Афона 1821 года кратко, но ярко рассказывал Старец Паисий:

«В 1860 году на Святой Горе было много турецких войск, и поэтому на какое-то время в монастыре Иверон не осталось ни одного монаха. Отцы ушли… Только один монах приходил издалека возжигать лампады и подметать. И внутри монастыря, и снаружи было полным-полно вооруженных турок, и этот бедняжка, подметая, говорил: «Матерь Божия! Что же это такое будет?» Однажды, с болью в душе молясь Божией Матери, он видит приближающуюся к нему Жену, светящуюся и сияющую лицом. Это была Матерь Божия. Берет Она из его руки метлу и говорит: «Не умеешь ты хорошо подметать, Я Сама подмету». И начала подметать, а потом исчезла внутри алтаря. Через три дня ушли все турки! Матерь Божия их всех вымела».

Во время Национально-освободительной войны 1821 года Иверский монастырь снова оказался в экономически сложном положении, в основном по причине сделанных им значительных пожертвований для освободительной борьбы. Дважды, в 1845 и 1865 годах, часть монастыря пострадала от страшных пожаров, но была затем восстановлена благодаря многочисленным пожертвованиям.

В конце XIX века основанный на Афоне святыми «грузинцами» монастырь, ими заселенный, намоленный и восстанавливаемый после всех варварских нападений, остался без грузин и окончательно перешел в руки греков.

Церкви и святыни Иверона

По внешнему виду Иверский монастырь напоминает четырехугольный замок, обнесенный высокими стенами, с крепкими бойницами и охраняемый со стороны моря высоким пирсом.

При входе в обитель, с левой стороны, находится небольшая привратная церковь с чудотворной иконой Божией Матери. В обители - главный Соборный храм, трапезная, храм св. Иоанна Предтечи (ранее он был главным Соборным храмом) и другие здания.

Главный Соборный храм - Успения Пресвятой Богородицы, был построен в первой половине XI века. В 1513 году собор был перестроен. Находится он примерно посередине монастырского двора и построен в византийско-афонском стиле. От первоначального собора сохранилась прекрасная мраморная облицовка с геометрическими узорами и надписью вокруг: «Я, Григорий, иверский монах и ктитор, укрепил колонны его, дабы не дрогнуть ему вовек». Форма собора крестообразна. Два клироса выдаются полукругами с обеих его сторон. Четыре мраморных столба поддерживают арки сводов храма и главный купол. Притворов два - внешний и внутренний.

По обе стороны притворов расположены небольшие церкви (параклисы): с правой стороны - свт. Николая и с левой - святых Архангелов. В притворы ведет просторное преддверие, поддерживаемое тринадцатью мраморными столбами. При оформлении собора использованы разноцветные мраморные плиты и новые росписи (хотя в ряде мест на стенах уцелели остатки прежней живописи). Фрески собора были написаны в разное время, начиная с XVI века и кончая XIX в. Интерес также представляет иконостас из резного дерева с богатым растительным декором и изящная дверь из наружного нартекса в литийный притвор, изготовленная из серебра и эбенового дерева. К раритетам можно отнести серебряный семисвечник в виде лимонного дерева с 30 позолоченными лимонами и 7 подсвечниками, который, согласно двуязычной (на греческом и русском) надписи в стихах, был подарен архимандриту Кириллу для его монастыря жителями Москвы в 1818 году.

Снаружи двойного нартекса храма позднее был пристроен третий, застекленный нартекс с фресками 1795 г. Перед собором находится фиал водосвятия, восстановленный после пожара 1865 года, а напротив фасада - монастырская трапезная, заново построенная и расширенная архимандритом Афанасием Акарнанским в 1848 году. В том же году над ее входом была построена высокая звонница.

Храм украшен драгоценными крестами, древними греческими и русскими иконами. В преддверии собора в наружной галерее уцелели сюжеты прежней живописи на символические, библейские и исторические темы. На вратах, ведущих к этому притвору, изображены Спаситель с Богоматерью и Предтечею.
В западной стене внутреннего притвора находится мраморная гробница, в которой почивают мощи трех святых основателей монастыря: Иоанна, Евфимия и Георгия.

В алтаре Соборного храма кроме Честнаго Древа Креста Господня, вдоль стен в застекленных столах, в дорогих и необыкновенно изящных ковчежцах покоятся частицы святых мощей 160 угодников Божиих. Среди них - части св. мощей св. вмч. Феодора Стратилата, свт. Василия, епископа Амасийского, свт. Михаила, епископа Синадскаго, св. вмч. и целителя Пантелеймона, св. мц. Фотинии Самаряныни, св. мч. Феодора Пергийского, св. мц. Параскевы, свт. Василия Великого, вмч. Георгия, свт. Иоанна Златоустого; свв. безср. Космы и Дамиана, св. первомученика и архидиакона Стефана, св. апостола Петра, св. Апостола и Евангелиста Луки, св. апостола Варфоломея, свт. Афанасия Великого, св. мч. Меркурия, свт. Иоанна Постника, патриарха Цареградского, св. Стефана Нового, св. Ипатия, св. Иоанна Предтечи, праведной Макрины, сщмч. Киприана, мч. Фотия, прп. Иерофея Иверского, св. мч. Никиты, свт. Епифания Кипрского и миро св. великомученика Димитрия Солунского. Есть также части хламиды, губки и трости, которыми был поруган Г­осподь от иудеев.

В главном Соборном храме во время праздничных служб происходит чудо: неугасимая лампада, что висит над Царскими вратами, вдруг начинает плавно раскачиваться, в то время как все остальные лампады остаются неподвижными! Монахи убеждены, что это знак присутствия в храме Пресвятой Богородицы.

Иногда лампада начинает тревожно раскачиваться в обычные дни, и так сильно, что масло выливается через край. Иноки считают, что это Богородица предупреждает монахов, а через них и всех людей, о какой-то беде. Когда происходят такие тревожные знамения, об этом сообщают во все монастыри Святой Горы, а также афонским отшельникам с просьбой усилить посты и молитвы Пресвятой Богородице о милости и заступничестве.

Церковь св. Предтечи является древнейшей в монастыре и пребывает в первозданном виде. Она стоит недалеко от главных ворот, позади церкви Вратарницы. Купол ее поддерживается четырьмя прекрасными колоннами из зеленого мрамора, а остатки древнего иконостаса из такого же мрамора теперь закрыты деревянным резным иконостасом.

Чудо Иверской Богоматери

Церковь Вратарницы, с чудотворной Иверской иконой Божией Матери, находится при вратах обители и представляет собой одно из чудес, которое явила Божья Матерь Афону и Иверону. Об этом чуде сохранилось древнее предание. При греческом императоре Феофиле-иконоборце образа сжигались, а христиан истязали пытками и бросали в тюрьмы. Неподалеку от Никеи (сегодня это Турция, г. Изник) богатая и благочестивая вдова с юным сыном построила возле дома церковь, в которой, как великую святыню, хранила чудотворную икону Божией Матери.

Царские слуги узнали об этой иконе и, обуреваемые корыстью, запросили у вдовы золото, а иначе, грозили они, ее и икону ждала неминуемая погибель. Вдова умолила их подождать до утра, чтобы собрать требуемую сумму. Вместе с сыном она вошла в церковь и долго молилась перед чудотворным образом. Тревожной темной ночью, со страхом быть пойманной и благоговейным трепетом перед Божией Матерью, женщина вместе с сыном тайно принесла большую и очень тяжелую икону к морю и там, пав на колени, воззвала к Царице Небесной: «Владычица мира! Ты, яко Матерь Божия, имеешь власть над всеми тварями. Ты можешь избавить нас от гнева нечестивого царя и образ Твой от потопления!»

С этими словами вдова с сыном бережно опустили икону на воду и увидели чудо: святой образ поднялся, встал на воду и понесся по волнам на запад! Утешенная этим видением, мать обняла сына и сказала: «Теперь я готова за любовь к Пресвятой Богородице умереть от рук мучителей, но не желаю твоей смерти. Я не могу удалиться отсюда, а тебя прошу и умоляю бежать».

Бедный сын не мог ослушаться любимой матери, со слезами простился с ней и ушел в Солунь, а оттуда, провидением Божиим, оказался на Святом Афоне в Иверской обители. Там, став иноком, он поведал братии об уплывшей по морю чудесной иконе.
Где все это время скрывался чудотворный образ, знает один только Всеведающий Бог. Но вот однажды, а именно в 999 году, уже после кончины никейского пришельца, иноки Иверского монастыря увидели на море столп света, исходящий от воды и доходящий до самого неба. Объятые священным ужасом, они не знали, что и подумать, и только крестились и восклицали: «Господи, помилуй!» Несколько дней и ночей не исчезало это видение. Когда же монахи решились подплыть к этому месту на лодке, они увидели, что столп света исходит от иконы Божией Матери! Но как ни старались иноки подплыть поближе, икона не позволяла им этого и уплывала в море.

В это время в Иверском монастыре подвизался старец Гавриил, отличавшийся строгостью жизни и простотою нрава. Он всегда носил жесткую власяницу, питался только овощами и водой. Летом он удалялся безмолвствовать на вершину неприступной скалы, а зимой спускался в обитель. Именно ему, земному ангелу, явилась во сне сияющая небесным светом Пресвятая Богородица и повелела: «Гаврииле! Возвести настоятелю и братии, что Я хочу дать им икону Мою в покров и помощь. Потом войди в море и ступай с верой по волнам. Тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители».

Объятый священным трепетом, Гавриил в ту же ночь спешно спустился с горы и объявил настоятелю о видении. Наутро все монахи с молебным пением, кадилами и лампадами спустились из монастыря к морю, и Гавриил, вверив себя Богу, ступил на воду. Иноки застыли в изумлении: старец чудодейственно шел по морю, как посуху! Он медленно подошел к святой иконе, с благоговением принял ее в свои объятия и возвратился на берег.

Три дня и три ночи на берегу, в срочно построенной каменной часовне служили благодарственный молебен чудотворной иконе, после чего ее торжественно внесли в Соборную церковь и поставили в алтаре. Однако наутро икона исчезла! После долгих, тревожных поисков ее, наконец, нашли висящей над монастырскими воротами.

Трижды исчезала икона, и трижды ее возвращали в алтарь, пока, наконец, Пречистая Дева вновь явилась во сне к старцу Гавриилу и сказала: «Объяви братии, чтобы они более не искушали Меня. Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашей Хранительницей не только в настоящей жизни, но и в будущей. Я испросила у Сына Моего сей дар, и вот вам знамение: доколе будете видеть икону Мою в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет!»

Обрадованная братия построила небольшой храм во славу Пресвятой Богородицы возле главной порты, то есть ворот монастыря, отчего этот образ называется Портаитисса, или Вратарница, а от имени обители - Иверской иконой. Все православные хорошо знают о неисчислимых чудесах и исцелениях, произошедших от этой святой, чудотворной иконы.

Спустя несколько лет после чудесного явления святого образа к берегу монастыря пристали пятнадцать воинственных персидских кораблей. Испуганные, беззащитные монахи, взяв из храма священные сосуды и святой образ Богоматери, укрылись в башне монастыря. С дикими криками свирепые разбойники ворвались в Иверон и принялись грабить храмы. Опустошив обитель, персы опутали столпы Соборного храма канатами и попытались обрушить его. Из глубины сердца слезно возопили иноки к своей Небесной Защитнице, и Она услышала их моления: внезапно на море поднялся шквальный ветер, гибельные штормовые волны обрушились на вражеские корабли и потопили их вместе с бывшими там нечестивцами.

Потрясенный страшной карой, посланной его войску, персидский военачальник Амира на коленях молил иноков упросить истинного христианского Бога пощадить его. Раскаявшись в своем злодеянии, Амира оставил монастырю много золота для возведения более прочных и высоких стен, что вскоре и было сделано.

Церковь Вратарницы построена в 1680 году Грузинским князем Ашотаном Мухранским-Багратионом вместо прежней, устроенной в монастырской башне над воротами, откуда и перенесена была святая икона. В 1865 году в монастыре случился пожар, от которого пострадали все здания, несколько параклисов и храм Вратарницы.

Но стоявшие посреди обширного монастырского двора Соборный храм, храм св. Предтечи и трапезная сохранились без повреждения.

Сегодня чудотворная Иверская икона Богоматери находится в резном киоте. Размер и очертание лика Богородицы величественны, черты Ее лица чрезвычайно выразительны, и ему придан строгий вид, приводящий в невольный трепет и благоговение. Икона темна и от множества лет почернела. На шее Богоматери и теперь заметна рана, нанесенная ей одним арабом-пиратом, прозванным Варваром, который, при виде истекающей из Нее крови, покаялся, принял крещение и стал подвижником здешнего монастыря.

Икона находится в великолепной старинной ризе, усыпанной драгоценными камнями. Перед нею горит богатый многолиственный серебряный подсвечник, пожертвованный, вместе с ризою, москвичами. История этого подарка, а точнее еще одного чуда, явленного Вратарницей, связана с обстоятельствами 1648 года. У дочери русского царя Алексея Михайловича были парализованы ноги, и доктора ничем не могли ей помочь. И вот однажды Пресвятая явилась царевне во сне и сказала: «Скажи отцу, пусть привезет из Иверского монастыря Мою икону «Вратарницу» и будешь здорова».

Немедля на Афон было отправлено посольство, однако монахи, услышав необычную просьбу, испугались, что икона может не вернуться, как не вернулся посланный несколько лет назад к царю Василию Иоанновичу ученый инок Максим Грек. Поэтому лучший монастырский иконописец написал копию, совершенно схожую с подлинной иконой.

Этот освященный в монастыре список в сопровождении четырех иеромонахов был торжественно доставлен в Москву. Как только стало известно о прибытии в столицу великой святыни, вся царская семья, весь город, оставив дела, бросились ее встречать. И только царевна, ничего не зная о великом событии, оставалась в палатах, прикованная к постели.

Узнав от няньки, почему пуст дворец, царевна взволнованно воскликнула: «Как?! Грядет Богородица, а вы оставили меня здесь?!»

Она проворно соскочила с кровати, оделась и выбежала встречать Царицу Небесную! Все были поражены чудом, увидев царевну на своих ногах, и возликовали, когда показался крестный ход с чудотворной иконой.

Великий государь, - с поклоном сказали посланцы, - мы преподносим этот чудотворный образ Пресвятой Владычицы нашей в дар всему русскому народу.

Потрясенный исцелением своей дочери, благодарный государь выделил Иверскому монастырю ежегодное пособие в размере 2 500 рублей. Отдал также и московский монастырь в честь святителя Николая, который находился во владении Иверской обители до 1932 года.

Скиты, сокровища и параклисы Иверона

В библиотеке Иверского монастыря много замечательных древних рукописей, царских грамот и местных актов, из которых особенно драгоценна дарственная запись св. Афанасия Афонского Иоанну Иверу, составленная и собственноручно подписанная св. Афанасием в 985 году.

Кроме упомянутых храмов в монастыре есть еще параклисы: Введения, св. Евстафия, св. первомуч. и архид. Стефана, свв. Константина и Елены, Преображения Господня, св. Иоанна Богослова, Всех Святых, св. вмч. Георгия, безср. Космы и Дамиана, Воздвижения Креста, св. Спиридона, св. Дионисия Ареопагита, св. мч. Неофита, св. Модеста.

В Иверской обители прославились: прп. Иоанн Ивер, основатель обители; прп. Евфимий, сын препод. Иоанна; прп. Георгий, внук Иоанна и племянник Евфимия; прп. Гавриил безмолвник, удос­тоившийся принять от моря чудотворную икону Пресвятой Богородицы Вратарницы; св. прмч. Иаков и его ученики Иаков и Дионисий, пострадавшие от Селима, турецкого султана; св. Каллист, ученик св. Григория Синаита, впоследствии Константинопольский патриарх; св. прмчч., пострадавшие во время нашествия на Святую Гору отступников от Православия в ХІІІ веке.

В Ивероне два раза уединялся Святейший патриарх Григорий V, замученный в 1821 году турками в Константинополе (похоронен в Афинах).

В 1955 году умер последний грузинский монах, и монастырь стал исключительно греческий.

Вне монастыря обители принадлежит много пустыннических келий с малыми церквями при них и калив. К северо-западу от него находится братская усыпальница с церковью во имя св. Афанасия, патриарха Александрийского.

Здесь вдоль стен и в притворе находится 20 древних икон большого размера, бывших некогда в иконостасе Соборной церкви. Они написаны на холсте, наклеенном на доски. Иконы хорошо сохранились и памятны, как останки давней эпохи священного художества.

На берегу моря, близ монастыря, есть место с несколькими кельями и церковью в честь Богоматери, где Ее святая икона вышла из моря.

За пределами монастыря находятся 12 его кафизм и 13 келий в направлении Кареи, 3 - в направлении Филофеева монастыря и 10 - на территории Кареи и вблизи нее. Одна из них - келья св. Димитрия, является представительством монастыря.

Иверскому монастырю принадлежит также скит Предтечи или Иверский скит в 3 км на запад от монастыря. Это греческий идиоритмический скит, основанный в 1730 году. В настоящее время скит располагает 8 каливами, в которых проживают только 6 монахов.

Бесценные сокровища Иверона находятся в специальном монастырском музее. Здесь в специальных витринах хранятся шитые золотом священные ризы и церковная утварь. Нельзя не отметить уникальное, полное архиерейское облачение патриарха Дионисия IV, мантию Григория V и расшитый занавес Врат с изображением Богородицы. Наконец, здесь же хранится саккос (архиерейское богослужебное облачение) императора Цимисхия, украшенное узорами из геометрических и растительных элементов и изображениями 10 львов и 4 двуглавых орлов. Экспозиция музея включает в себя и книжные экземпляры (рукописные и печатные).

Вообще в монастыре хранится более 2 000 рукописей на различных материалах и различного содержания и 15 литургических свитков. 123 кодекса написаны на пергаменте, а 23 - на шелковой ткани и бумаге. К этому числу следует прибавить также около 100 пергаментных рукописей на грузинском языке. Кроме отдела рукописей, в библиотеке находится более 20 000 печатных книг, из которых некоторые - архетипы и старопечатные издания.

В библиотеке хранятся также очень ценные документы императоров и патриархов, прежде всего хрисовулы императоров Константина VII Багрянородного (946 и 958 гг.), Романа II (960 г.), Василия II (980 г.) и др.

Иверский монастырь (греч. «Ιερά Μονή Ιβήρων») является третьим из самых древних и значимых монастырей Святой Горы, и празднует Успение Божьей Матери - 15 августа.

Иверон (или Ивирон ) воре Иберии (Грузии) монах Иоанн Тюрникин с группой грузинских монахов из монастыря Великая Лавра расширили его и преобразовали в лавру. После 1010 года монастырь получил свое нынешнее название в честь её основателей.

Много раз монастырь уничтожался пиратами, главным образом франками (1259 г.). В начале 15-го века Иверский монастырь оказался в полном экономическом крахе. Но быстро оправился и к концу этого же века в нём уже находилось большое количество греческих монахов и монастырь стал греческим.
Впоследствии при экономической помощи грузинских и румынских правителей, а также и Вселенских Патриархов, монастырь значительно расцветает и к концу 18 века становится богатейшим. В 1865 году Иверский монастырь был сожжён почти дотла, спасли только Главный Храм и библиотеку. Особый интерес представляет иконостас поствизантийской эпохи, имеющий большую художественную ценность.

В Ивероне находится почитаемая всеми верующими Чудотворная икона Богоматери Иверская - "Вратарница " (греч. "Πορταΐτισσα", "Портаитисса ")- покровительницы Святой Горы.

В период иконоборчества (8-9 в.в.) христиане сбрасывали многие иконы в море, чтобы они не попали в руки осквернителей. Но Божьим провидением иконы оказывались в местах, где их защищали и поклонялись им. Икона Богородицы «Вратарница» тоже была брошена в море благочестивой женщиной в Никее, чтобы защитить её от иконоборцев. Она плакала и причитала об утрате иконы, но Пресвятая Богородица утешила её во сне, сказав, что икона окажется в таком месте, где ей будут поклоняться в веках многие нации.

Много лет спустя в 1004 году икона, стоя на воде, появилась в море перед Афонским Иверским монастырём. Монахи дивились этому событию и пытались вынуть икону из воды, но невидимая сила мешала им.

Чуть выше монастыря жил монах –аскет Гавриил. Однажды перед ним появилась Богородица и сказала ему: «Я хочу, чтобы ты пришёл забрать мою икону, потому что я тебя считаю достойным передать её в монастырь". Монах повиновался и спустился к морю, чтобы забрать икону. Он вошел в море и, ко всеобщему удивлению, пошёл по воде и взял икону. В том месте, где икона коснулась земли, хлынула святая вода.

Монах Гавриил, вместе с настоятелем монастыря и монахами, отнесли икону в Главный храм и установили на видное место. На следующий день, однако, икона оказалась не в храме, а над воротами. Её вновь отнесли в храм, но всё снова повторилось. Это случалось много раз и монахи поняли, что Богородица хочет остаться рядом с воротами. Однажды Богородица появилась перед настоятелем монастыря и сказала: «Я пришла сюда, чтобы я вас защищала, а не вы меня». После этого построили красивую часовню у ворот монастыря, на том самом месте, где она была обретена иверским пустынником Гавриилом, поместили туда икону «Вратарницу» , там она находится до сих пор. Эта икона Богородицы оберегает и защищает всех живущих монахов на Святой Горе. В часовне и сегодня бъёт чудотворный источник.

По словам Святого Нила Мирототочивого Афонского, когда беззакония размножатся до предела, Богородица «Вратарница» покинет Святую Гору. А предание гласит, что когда икона «Вратарница» покинет Святую Гору, тогда и монахи должны будут покинуть Афон.

На иконе Богородицы «Вратарница» имеется шрам на подбородке. Это произошло, когда пират ударил саблей святую икону и из раны потекла кровь. Увидев это, варвар покаялся и стал монахом и верно служил Богородице в монастыре. После этого события Варвар покаялся, стал монахом и верно служил Пресвятой Богородице в монастыре. Кроме монашеского имени, данного ему в монастыре, он из смирения взял ещё имя Варвар. Этот монах достиг таких добродетелей, что сегодня Церковь отмечает день святого Варвара Иверского 13 Мая.

В 1651 году 365 монахов Иверского монастыря испытывали экономический кризис, поэтому обратились к Богородице с просьбой позаботиться о них. Нежно любящая Матерь Божия тотчас стала искать способ помочь и вскоре случилось прекрасное чудо. В то время тяжело была больна дочь русского царя Aлексея Михайловича. У неё были парализованы ноги и врачи считали болезнь неизлечимой. Горе принцессы и её царственных родителей чудотворная Богородица «Вратарница» обратила в радость. Парализованная царская дочь выздоровела и царь в знак благодарности передал Иверскому монастырю один из лучших монастырей столицы - Святого Николая.

Это подворье оставалось в собственности Иверского монастыря до 1932 года и приносило столько дохода, что покрывались все его материальные потребности. С тех пор любовь русского народа к Богородице «Вратарнице» укрепилась, что особенно очевидно в наши дни.

Святыни : часть Животворящего Креста Господня; часть хламиды, трости и губы, которыми был поруган жидами Господь Иисус Христос; частицы мощей Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, прав. Лазаря Четверодневного, свв. апп. Петра, Луки и Варфоломея, первомуч. Архидиакона Стефана, свтт. Василия Великого, Иоанна Златоуста, вмчч. Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона, Меркурия и Димитрия Солунского, сщмчч. Василия, еп. Амасийского, и Феодора, иже в Пергии, мчч. Никиты, Фотия и Нестора, свтт. Михаила еп. Синадского и Афанасия Великого, мцц. Фотинии, Евпраксии, Анастасии и Параскевы, прпп. Феодора Стратилата и Иерофея Иверского и многих других святых.

Престольный праздник монастыря: 15 (28) августа, в день Успениия Пресвятой Богородицы.
Другие праздники: 19/1 (6/1) в день Богоявления,
26/5 (13/5) в день Преподобного Евфимия с собором Иверских Святых,
Вторник Светлой Седмицы - литания (крестный ход) с иконой Иверской Богородицы.

Паломничество на Афон - Иверский монастырь
Чтобы посетить монастырь Иверон Святой Горы, паломнику необходимо получить разрешение, визу на въезд на Афон – так называемый диамонитирион , который нужно предварительно заказывать заранее с помощью нашего сервиса.
«ГЕНИКО » диамонитирион (общее разрешение) - дает право оставаться на ночлег в любом монастыре Святой Горы (при наличии свободных мест). Мы можем оказать содействие в организации размещения в монастыре и забронировать места для ночлега .
После получения диамонитириона который выдается в конторе (Графио Проскинитон, греч. «ΓΡΑΦΕΙΟ ΠΡΟΣΚΥΝΗΤΩΝ»), расположенной в городе Урануполис, паломник следует в офис перевозок, где покупает билет на паром. Отплытие парома из Уранополя в монастыри западной части Афона до Дафни осуществляется ежедневно в 9:45.
Желающие посетить монастыри Афона , которые располагаются на восточном побережье (м.Хиландар - м.Эсфигмен - м.Ватопед - м.Пантократор - м.Ставроникита - м.Иверон - м.Каракал – Морфону), могут отправиться и на скоростном катере из поселка Иериссос. При этом необходимо заранее зарезервировать места на скоростной катер и следует предупреждать нашу службу, позоботиться для того чтобы получить диамотирион у капитана парома при посадке на катер в п.Иериссос.
Паломники могут добраться до Иверона а)паромом из поселка Иериссос б) на маршрутке из Кареи(административная столица Афона) в)пешком от м.Филофей 1 ч 45 мин ходьбы или от м. Каракал 1ч 45м ходьбы или от м. Ставроникита 1ч 30м ходьбы.