Туристический портал - NataliSudak

Туристический портал - NataliSudak

» » Саввино-сторожевский монастырь. Звенигород

Саввино-сторожевский монастырь. Звенигород

Собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря

Собор сооружен из белого камня в 1405 г. на средства князя Юрия Дмитриевича. Крестовокупольный четырехстолпный одноглавый храм - один из немногих уцелевших памятников московской архитектуры рубежа XVI-XV вв. Фасады, верх апсид и барабана декорированы поясами белокаменной резьбы. Порталы перспективные с килевидным верхом. Завершение с тремя ярусами закомар в XVIII-XIX вв. было заменено четырехскатной кровлей, восстановлено в результате реставрации в 1972г. Луковичная глава относится к XVII в. В интерьере стены столбы и своды покрывают фрески 1656 г., выполненные группой царских мастеров во главе со Степаном Рязанцем и очищенные в 1970-1971 гг. от поздних записей. Иконостас и часть икон относятся к XVIIв. В 1650-х гг. к собору с южной и западной сторон были пристроен одноглавый Саввинский придел, перекрытый сомкнутым сводом, две паперти и западное крыльцо. Над южной папертью расположена ризница, первоначально соединявшаяся крытым переходом с царским дворцом. Раньше существовало южное крыльцо с наружной лестницей, арки южной паперти были открытыми.



Хотя летописных сведений о строительстве в Саввино-Сторожевском монастыре каменного Рождественского собора не сохранилось, чаще всего в литературе называется вполне "безусловная" дата освящения храм - 1405 год. В 1389 году Дмитрий Иоаннович завещал своему сыну Юрию "Звенигород со всеми волостми, и с тамгою, и с мыты, и с бортью, и с селы, и со всеми пошлинами". В Звенигородском княжестве он затеял великое строительство. Уже в 1390-х годах здесь вырос удивительный Успенский собор на Городке. Следом настал черёд "собственного" монастыря. В это время в осиротевшей после кончины преподобного Сергия Радонежского Троицкой обители настоятельствовал Сергиев ученик и постриженник преподобный Савва Сторожевский. Князь Юрий Звенигородский, крестник "игумена земли Русской", часто бывал в монастыре и, поражённый святостью жизни преподобного Саввы, выбрал его, как обычно утверждается, в качестве духовного отца, пожелав иметь святого всегда рядом с собой. Князь молил преподобного, "да пребудет у него, и да созиждает монастырь в отечестве его близ Звенигорода, идеже есть место, зовомо Сторожи". Старец внял мольбе честолюбивого князя и, покинув Троицкую обитель, в 1398 году пришёл в Звенигородский удел, основав в нём обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вскоре в новом монастыре срубили деревянный храм. Однако князя Юрия, щедро благотворившего Саввину монастырю, не устраивала маленькая, неприметная обитель; в "его" монастыре, по княжьему мнению, должна была красоваться каменная церковь. Учитывая, что преподобный Савва отошёл ко Господу в 1407 году и, согласно ряду свидетельств, был погребён уже в новом каменном храме, исследователи "выводят" 1405 год как наиболее вероятную дату освящения Рождественского собора Саввинской обители.

Богородице-Рождественский собор честно делил радости и скорби с самой обителью, знавшей в своей истории периоды и упадка, и расцвета. Но что бы ни происходило, соборный храм всегда находился под защитой своего основателя и строителя, чему сохранились многочисленные свидетельства. При Алексее Михайловиче, часто приезжавшим сюда на богомолье, были обретены мощи преподобного Саввы Сторожевского (в 1652 году). Именно при нём в монастыре началось большое строительство, так с западной стороны Рождественского собора вырос внушительный царский дворец. Любопытно, что дворец этот соединили с соборным храмом крытым переходом, который вёл в "малую палату", где царь с семьёй обычно стоял во время богослужений. Ныне этого перехода нет. Внешний вид Рождественского собора в те годы сильно изменился - его обнесли галереей с запада и юга, а в юго-восточном углу устроили придел преподобного Саввы (1659 г.). Галерея - "вся из каменного хрусталя" (слюды), как отмечал Павел Алеппский, сопрвождавший Патриарха Антиохийского Макария в сер. 1650-х годов. Он же восхищённо писал об "удивительно блестящей позолоте" соборных куполов. В храме тогда появился новый иконостас - высокий, резной, вызолоченный. Иконы для него написали "жалованные живописцы" Оружейной палаты Яков Тихонович Рудаков и Степан Григорьевич Рязанец. В 1735 году ликвидировали древнее позакомарное покрытие собора, заменив его четырёхскатной крышей, устроили чугунный пол ("куплено в соборную церковь на пол чугунного железа 200 пудов").

В 1775 году Екатерина II почтила своим визитом "первокласный" монастырь, где присутствовала в Рождественском соборе на литургии, которую служил сам митрополит Платон (Левшин), после изволила обедать и отдыхать в настоятельских покоях ("Царицыны палаты"). После чего отбыла в Москву. По общему "настроению" монастырский ХIХ век ничем бы не отличался от ХVIII столетия, если бы не пребывания в монастыре французов в 1812 году. Ещё в августе, в ожидании французских "гостей", из обители вывезли самые ценные вещи и реликвии, но многое осталось на месте - и французы устроили форменный грабёж. Впрочем, это не удивительно, так как они поступали во всех русских монастырях; удивительное и любопытное заключается в другом: в том, что грабёж этот коснулся всех монастырских зданий, за исключением одного - именно Рождественского собора. Свой храм спас его святой строитель, преподобный Савва, явившись ночевавшему в царском дворце предводителю французов Евгению де Богарне и пообещав ему, что он вернётся во Францию живым, после того как войска покинут Россию, в обмен на то, что тот не тронет собор. После этого ошеломлённый Богарне выставил возле соборного храма охрану, запретив солдатам входить в него.

Одно из важнейших событий ХIХ века - замена в 1847 году сени над ракой преподобного Саввы на новую, бронзовую с накладным серебром, и установление в связи с этим местного праздника 17 (30) июля в честь перенесения мощей святого. В это время собор обзаводится каменным крыльцом с шатровым верхом. В 1870-е годы в нём устроили духовое отопление, проложив в полах обложенные кирпичом калориферные керамические трубы. Последняя перед революционным погромом реставрация в храме шла в 1912-1913 годах. Палехские мастера поновили росписи и промыли иконы иконостаса ХVII века. В ходе предпринятой реконструкции отказались от чугунного пола, выложив его метлахской плиткой. В марте 1919 года красноармейцы с местными властями совершили кощунственное вскрытие мощей преподобного Саввы. В апреле 1919 года святые мощи основателя Саввинской обители увезли на Лубянку. С этого и началось разграбление монастыря, окончательно закрытого в июле 1919 года.

Показательный факт: в 1923 году решётку, стоявшую перед иконостасом Рождественского собора, сняли и приспособили для ограждения памятника Карлу Марсу. В обители беспрестанно менялись хозяева: беспризорники, представители карательных органов, военные, медики, музейщики... Для Рождественского собора эта советская чехарда закончилась в 1947 году, когда храм передали Звенигородскому музею. Закрепление за собором музейного статуса позволило начать в нём научную реставрацию. С конца 1950-х годов реставрировались созданные в ХVII веке храмовые фрески и иконы иконостаса. Второй этап этих работ относится уже к 1970-м годам. Одновременно, в 1971-1973 годах, собору вернули первоначальный облик - купол храма засверкал позолотой, было восстановлено позакомарное покрытие. Новые времена принесли новые веяния. В июле 1990 года состоялось малое освящение Рождественского собора. В стенах храма (ещё музейного!) вновь зазвучала молитва; впервые более чем 70-летнего перерыва в соборе отслужили литургию. В августе 1998 года, когда широко праздновалось 600-летие Саввино-Сторожевского монастыря, преподобный Савва вернулся своими мощами в родную обитель. Ковчег с мощами положили в возобновлённую раку, а праздничное богослужение тогда возглавил Патриарх Алексий Второй.



Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря относится к так называемому "раннемосковскому зодчеству". Выясняя генеалогию этого храма, искусствоведы обычно сравнивают его с двумя церквами - более ранним звенигородским Успенским собором на Городке и Троицким собором Троице-Сергиевой Лавры. Все эти храмы выстроены князем Юрием Звенигородским, все они типологически близки, хотя при ближайшем рассмотрении выясняются и некоторые отличия. Если говорить о близости, то следует назвать три характерные особенности для "раннемосковского зодчества".

Вот цитата архитектора-искусствоведа Д.Ю. Палкина: "...во-первых, необязательность соответствия внутренних и внешних членений, или "система смещённых соотвтствий", во-вторых, это применение ступенчатых арок, подчёркивающих вертикальную динамику, и, в-третьих, это типично московское завершение посредством двух или более ярусов закомар". В Рождественском соборе, в отличие от упомянутых Успенского и Троицкого соборов, мы видим полное соответствие внешних и внутренних членений. С другой стороны, если в Успенском соборе на Городке наблюдается вертикальное устремление объёма, то в двух монастырских храмах налицо своеобразная горизонтальная динамика - они, благодаря выбранным пропорциям основного объёма, как бы слегка оседают на землю. Характерно в этом смысле устроение апсидных лопаток - в Рождественском соборе они "обрываются" на уровне среднего уровня трёхрядного фриза, словно "запрещая" наметившийся рост. Собственно, и ощущения от всех трёх храмов - несмотря на их очевидную близость - различны: в этом смысле Рождественский собор выглядит более уютным, камерным, простым и ясным, но это та простота, которая очевидным образом устремляется к "золотому сечению". В сечении основной объём является почти квадратом (14,4 Х 14,5 м). Храм стоит на довольно высоком подклете - высотой около полутора метров. Северный и южный фасады ассиметричны: боковые их деления имеют неодинаковую ширину (западные шире восточных).

Большую роль в создании образа храмов "ранней Москвы" играет внешний декор. Он достаточно прост и скуп, находя своё выражение в нескольких декоративных поясах, но тут мы видим парадокс - эта скупость чуть ли не более выразительна и поразительна, нежели чрезмерность и некоторая "навязчивость" декорировки, например барочных церквей позднейшей эпохи. "Фасадный" фриз Рождественского собора почти повторяет соответствующий пояс Успенского собора на Городке, однако он становится более плоскостным, более плотным, более геометричным. Тут намечается некоторая функциональность и програмность - такой фриз легче повторять в других храмовых постройках. Переход от основного объёма к барабану осуществляется с помощью трёх рядов характерных килевидных кокошников (закомары в виде кокошников). Вероятнее всего, они должны были сформировать вертикальный "вектор" храма, но странным образом этого не произошло - основной объём собора всё равно остаётся "приземистым". На протяжении почти 250-ти лет кокошники были скрыты под устроенной в 1735 году четырёхскатной кровлей. Как уже было сказано, что основной тип "раннемосковского зодчества" - это одноглавый четырёхстолпный храм. В данном случае глава опирается на световой барабан с высокими узкими окнами-бойницами, украшенный трёхрядным декоративным поясом. Этот пояс совпадает по исполнению с фризом, идущим в верхней части апсид, за исключением нижнего ряда, где на барабане появились сплетенные пучки растений. Апсиды Рождественского собора понижены относительно основного объёма, что вкупе с другими соответствующими элементами, формирует "приземистость" постройки. Характерная особенность апсид - лопатки, делящие их на части. Апсиды, подобно фасадам и барабану, украшены декоративным резным поясом. Средняя апсида в диаметре вдвое больше боковых и значительно дальше выступает на восток.

Пристройки "обросли" храм в середине ХVII века, при царе Алексее Михайловиче. Они в отличие от основного здания, построенного из белого камня, возводились из кирпича. В юго-восточном углу - придел преподобного Саввы Сторожевского, стилистически стремящийся подражать основной постройке. С юга и запада - галерея, причём южная её часть надстроена вторым этажом - туда некогда вёл крытый переход из дворца Алексея Михайловича; позже это помещение занимала ризница. Внутреннее пространство Рождественского собора наследует устройству Успенского собора на Городке. Так же, как и на Городке, четыре столпа здесь заметно сдвинуты к стенам - с целью максимально увеличить ширину центральных нефов. Впрочем, есть и отличия. Во-первых фасадное членение лопатками строго соответствует расположению пилонов, которые в плане стали квадратными, а не крестчатыми (как в Успенском соборе), и более "тонкими". Кроме того, исчезли хоры. Вообще, в соборном храме Саввино-Сторожевского монастыря заметно стремление к некоторой зальности. "Некоторой", потому что это конечно, не классическая зальность, характерная для позднейших храмов, а лишь её "призвук" но этот "призвук" сообщает Рождественскому собору очень приятные камерность и уютность. Изначально в храме не имелось иконостаса; его роль, как в древних церквах, исполняла алтарная преграда, которая в 1913 году, при очередной реставрации, помогла ответить на вопрос, был ли как-то украшен только что построенный собор. Дело в том, что именно на алтарной преграде реставраторы обнаружили остатки фресок, относящихся, скорее всего, к началу ХV века, то есть ко времени строительства Рождественского собора. Искусствоведческий анализ открытых и позже реставрированных фресок показал, что они созданы мастерами круга преподобного Андрея Рублёва, который, как известно, в ту пору работал в Звенигороде.

В 1430-х годах в храме появился иконостас "от стены до стены", закрывший алтарную преграду. Следующая кардинальная реконструкция интерьера состоялась в середине ХVI столетия - видимо, по желанию царя Алексея Михайловича, благоволившего Саввиной обители; именно тогда храм приобрёл "примерно" современный вид. В частности, собор был полностью расписан артелью под руководством иконописца Степана Григорьевича Рязанца и каменщика Карпа Тимофеева. В артель входили 29 царских жалованных и кормовых мастеров, известных ныне поимённо. Был установлен и сохранившийся до наших дней пятиярусный иконостас, закрывший восточные столпы. Иконы для верхних четырёх рядов исполнили тот же Степан Рязанец, а также Яков Тихонович Рудаков, прозываемый Казанцем. В нижний ряд поместили разновременные образа, некоторые из которых, возможно, были современны самому собору. Впоследствии в храме появились новые росписи: в ХVIII столетии, в 1835 и 1913 годах. Начиная с 1960-х годов росписи Рождественского собора неоднократно реставрировались. Сохранившиеся иконы иконостаса с 1960-х годов хранились в Звенигородском музее (утрачеными оказались лишь образа местного чина, а также убранство нижнего яруса иконостаса и царские врата). В 1998 году, к 600-летию Саввино-Сторожевского монастыря, они вернулись на своё законное место.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №132, 2015 г.

Будучи как-то летом на даче в Одинцовском районе, решили мы обследовать окрестности. И выбрали мы в качестве пункта осмотра Саввино-Сторожевский монастырь.
Он находится недалеко от Звенигорода. Основан монастырь был в 1398 году учеником Сергия Радонежского монахом Саввой. Монастырь расположен в очень красивом месте, на высоком холме Стороже (ранее на этом холме был наблюдательный пункт - сторож,-от него холм и получил своё название), над Москвой- рекой. Инициатором создания этой обители был сын Дмитрия Донского- звенигородский князь Юрий Дмитриевич.
Первые постройки - деревянная церковь и кельи - были обнесены простым тыном. Князь предоставил монастырю землю, даровал ряд привилегий.

В 1405 году в монастыре был построен белокаменный храм Рождества пресвятой Богородицы. Расписывали этот храм ученики Андрея Рублева. Вплоть до середины 17 века Саввино-Сторожевский монастырь был слабо укреплен. Все его защитные сооружения были деревянные. Но он всё равно был военным форпостом на западе Московского государства. Стены и башни монастыря по типу крепостных стен были построены в середине 17 века. Стены возводили на широком белокаменном основании. Высота стен - до 8,5 м. Толщина стен -до 2,7 м. Общая протяженность стен - 760 м. Было изначально 7 башен, осталось 6.
Вот план монастыря:

На плане:
1- Собор Рождества Богородицы
2- Дворец царя Алексея Михайловича
3- Малый келейный корпус
4- Большой братский корпус
5- Царицыны палаты
6- Троицкая церковь
7- Трапезная церковь Иконы Казанской Богоматери
8- Колокольня- звонница
9- Церковь Преображения Господня
10- Трапезная
11- Казначейский корпус
12- Стрелецкие палаты

Мы подошли к монастырю со стороны Красной башни. В башне - Святые ворота. Они были закрыты. Открывают их только по торжественным случаям, по большим праздникам.

Над воротами - фреска с изображением Богоматери и преподобными Сергием Радонежским и Саввой Сторожевским.

Полюбовавшись на эту красоту, пошли вдоль стены. Не просто пошли, а взбирались вверх по узкой тропинке. Перед нами новая башня - Северная.

В монастырь мы вошли через северные проездные ворота

Т.к. монастырь мужской действующий, при входе на территорию необходимо соблюдать определенные правила - женщины должны быть с покрытой головой и в юбке. Мы-то поехали в монастырь незапланированно, поэтому пришлось мне приобрести платок, а юбки с запахом при входе выдавали. Видон, конечно, ещё тот - цветастая юбка, из-под неё - брюки выглядывают. Но правила есть правила, правда, на территории встречались дамы, которые плевать на них хотели. Очень неприятно - в святом месте можно было бы и прислушаться.
И вот мы на территории. Очень красиво! Взгяд притягивают не только храмы, но и клумбы с ромашками и маками.


Пройдя мимо цветов, подходим к трапезной.

Напротив - беседка.

За беседкой хорошо просматриваются боевые ходы крепости.

По-моему, именно сейчас уместно будет рассказать, что в начале 17 века, в годы Смуты, монастырь осаждался поляками, и был полностью разорен. Заново отстроен в 1650-1654 гг царем Алексеем Михайловичем Романовым. Этот государь очень благоволил обители. Он хотел противопоставить этот монастырь Троице-Сергиевой Лавре, хотел сделать его местом личного богомолья. Вместе с семьей и прислугой царь Алексей Михайлович жил здесь часто и подолгу. Для государя и государыни в монастыре построили Царский дворец и Царицыны палаты. О них немного попозже. А пока мы рядом с трапезной видим Преображенскую церковь. Она была построена в 1693 г на пожертвования царевны Софьи (дочери Алексея Михайловича).

К этой церкви примыкает четырехярусная колокольня, построенная тоже в середине 17 века.

На колокольне раньше находился колокол весом 35 тонн и часы, подаренные царем Алексеем Михайловичем. В 1941 г пытались снять со звонницы этот самый благозвучный колокол и он разбился. Сохранилась часть языка колокола, которая весит 700 кг.

Часы, подарок царя, были сломаны французами в 1812году, но колокол 17 века, отбивавший часы, сохранился и до сих пор "занимается" своим делом.

И вот перед нами храм Рождества Пресвятой Богородицы (1404-1405 гг).Храм стоит на самой высокой точке холма. Строили его из местного белого камня.

В конце 16- начале 17 вв к храму пристроили придел Саввы Сторожевского, в середине 17 века собор с двух сторон обстроили папертью, в середине 19 века пристроили парадное крыльцо. Получается, что только северный фасад остался незастроенным. Вот он на фото слева

Царский дворец и Царицыны палаты расположены по обе стороны Рождественского собора. Царицыны палаты очень красивы. Построили их для первой жены Алексея Михайловича, Марии Милославской.

особенно красиво крыльцо этих палат (крыльцо подлинное!!!)

Смотришь на него и такое ощущение, что ты перенесена в средние века, что ещё мгновение и на крыльцо в своих роскошных одеждах выйдет царица.

Царский дворец гораздо больше по размерам.

Из-за неровности холма дворец с одной стороны двухэтажный, с другой- трехэтажный.

Изначально он был одно-и двухэтажный, надстраивали уже во времена царицы Софьи. Были наружные лестницы на верхние этажи, они сгорели в 1729 г. Крылечки деревянные - новодел.

Что сказать про Царский дворец - внутри мы не были (честно говоря, даже не знаю открыт ли туда вход), мы были вместе с детьми и наш младшенький в силу возраста не оценил этой красоты и рвался на свободу. Вот что о нем нашла в Интернете - в 1742 году второй этаж сгорел и только через 33 года его заново отстроили. Богатое внутреннее убранство было частично утрачено во время этого пожара, а то, что сохранилось, разграбили французы в 1812 году.
А вот в Царицыных палатах мы были. Залы небольшие, со сводчатыми потолками, расположены анфиладой. В части помещений проведена реставрация и можно увидеть, как жила здесь царица и её прислуга. В остальных помещениях размещена экспозиция "Древний Звенигород", выставлены иконы, археологические находки, монеты, старинные книги, предметы обихода, утварь...

Рядом с Царицыными палатами очень красивая Троицкая церковь, построенная над Святыми воротами

Под церковью- парадная лестница, которая выходит на Соборную площадь. Посмотрите, как расписан свод прохода под Троицкой церковью

А вот фрагменты росписи стен

Надеюсь, что роспись в итоге будет восстановлена полностью.

Очень жалею, что я не сделала такой кадр. Фото с сайта mochaloff.ru

Вот что про это написано в Интернете:
Оригинальный прием зрительного раскрытия собора через последовательное восприятие его по мере подъема по лестнице не имеет аналогий в древнерусском зодчестве.

Практически напротив этой лестницы мы увидели фундаменты старой трапезной и Святых ворот (начало 16 в.)


В зарешеченное окно мои мальчики, конечно же, заглянули. И чуть ли не в один голос: "Это подземный ход???" Не знаю, не знаю....Может быть, хотя думается мне, что это просто подвальное окно.

И снова прошли мы мимо Царицыных палат, любуясь великолепным крыльцом. Перед нами братские корпуса.

и малый келейный корпус

В семнадцатом веке в монастыре был один большой одноэтажный Братский корпус. В девятнадцатом столетии всю западную половину здания разобрали и построили Малый келейный корпус, а над восточной частью возвели второй этаж, где, кроме помещений для братии, находились больница, аптека и братская богодельня.

Вот и посмотрели всю территорию и постройки монастыря. Но не забыли мы, что это ещё и крепость. Вот такую бойницу мне удалось сфотографировать.

А выйдя из ворот, мы решили обойти весь монастырь кругом, рассмотреть все башни и стены.
Красную и Северную башни я вам уже показывала.
Выходим из ворот, и слева от нас Водовзводная башня.

Рядом с ней смотровая площадка. Вид на окрестности изумительный!

Здесь, на смотровой площадке, растет огромное дерево, рядом скамейка. Близость монастыря, природная красота располагают к приобщению к духовному.


Идем по тропинке вдоль западной стены монастыря

Над стеной виднеется крыша Царского дворца. Справа от нас - резкий склон холма, заросший деревьями и кустарниками.
И вот перед нами Житная башня.

и малый келейный корпус

Архангел на крыше

Следующая башня - Прямоугольная.

а за ней- Восточная.

По узкой тропинке,ведущей от Восточной башни,

мы снова вышли к Красной башне, от которой мы и начали осмотр монастыря.

Ещё хочу вам показать памятник князю Юрию Звенигородскому и Преподобному Савве Сторожевскому. Установлен он в самом Звенигороде.

А напоследок - Саввино-Сторожевский монастырь с высоты птичего полета. Классно, не правда ли???

Фото не моё, летать я ещё не научилась

Паломническая служба

Паломническая служба Саввино-Сторожевского монастыря организует экскурсии по территории обители с рассказом об эпохе, в которую жил преподобный Савва, его житии, истории основанного им монастыря, святынях, находящихся здесь. Православные историки ответят не только на вопросы, касающиеся непосредственно Саввино-Сторожевского монастыря, но и всего, что связано с монашеством и православным образом жизни.

Паломническая служба работает с 10:00 до 17:00, кроме понедельника.
Заказать экскурсионное обслуживание в паломнической службе монастыря можно по телефону +7 903 274 01 21 или по электронной почте [email protected]

Маршрут № 1

Архитектурный ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря. Посещение Рождественского собора, храмов Преображения Господня и Живоначальной Троицы. Подъем на звонницу и восточное прясло крепостной стены с Красной башней.
Паломники смогут узнать не только историю монастыря и житие преподобного Саввы, но также познакомиться с чудесно сохранившимся архитектурным ансамблем обители, вобравшем в себя несколько эпох русского градостроительства - от раннемосковского зодчества до классицизма.

Продолжительность экскурсии 1,5 часа.

Маршрут № 2

  1. Городок (Звенигородский кремль). От кремля сохранились крепостные валы и белокаменный храм Успения Пресвятой Богородицы. Построенный в конце XIV столетия, Успенский собор являет собой жемчужину раннемосковского зодчества. Церковь была расписана преподобным Андреем Рублевым и Даниилом Черным. На алтарных столпах можно увидеть древние фрески.
  2. Саввино-Сторожевский монастырь (см. маршрут № 1).
  3. Скит преподобного Саввы Сторожевского.

Продолжительность экскурсии 4 часа.

Правила поведения на территории обители и скита:

Уважаемые посетители монастыря, дорогие братия и сестры! Вы посещаете действующий мужской монастырь.

Убедительная просьба на территории обители соблюдать следующие правила:

  • не рекомендуется посещать обитель в пляжной и спортивной одежде (шортах, коротких юбках); женщины в брюках и с непокрытой головой должны надеть предложенные юбки и платки.
  • при входе в храм нужно осенить себя крестным знамением. Мужчинам следует снять головной убор.

Запрещается:

  • кричать, громко разговаривать и смеяться;
  • употреблять нецензурную брань, вести непристойные разговоры, шуметь или каким-либо образом мешать проведению служб;
  • курить, употреблять опьяняющие или наркотические вещества, употреблять спиртные напитки, находиться в нетрезвом состоянии;
  • использовать звукоусилительную аппаратуру, играть на музыкальных инструментах, петь, включать радиоприемники, магнитофоны;
  • плевать и сорить на территории монастыря;
  • входить на территорию монастыря с животными;
  • устраивать пикники;
  • ездить на велосипедах, роликовых коньках;
  • фотографировать братию монастыря и внутреннее убранство храмов.

Осуществлять фото и видеосъемку архитектурных памятников разрешено.

Перед входом в храмы и часовни, а также в течение всего времени сопровождения по монастырю мобильные телефоны надо отключать.

Монастырь открыт для посетителей с 6.00 часов утра до окончания вечернего богослужения.

Купальня открыта ежедневно. В летнее время с 7.00 до 22.00. В осенний и весенний сезон с 7:00 до 21:00. В зимнее время с 7:00 до 20:00. В понедельник купальня закрывается на час раньше.

фотогалерея


Инспектор: иерей Георгий Тютюнджи, +7 915 121 33 3

Помещения курсов расположены на территории монастыря в здании Дворца царя Алексея Михайловича на 2-м этаже в двух аудиториях.

Саввинские богословские курсы были открыты по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1999 году.

Структура курсов позволяет проходить всё обучение за три года, по три урока трижды в неделю в вечернее время с 18.00 до 20.25. Занятия начинаются в первой половине октября и продолжаются до конца мая. В течение 14 дней экзаменационной сессии учащиеся готовятся и сдают экзамены.

Учащиеся, успешно сдавшие экзамены и закончившие 3-й курс, в последнюю субботу мая после богослужения получают дипломы об окончании курсов.

На «Саввинских» курсах обучаются как прихожане различных храмов Москвы и Подмосковья, а так же монастырских Подворий так и насельники Саввино-Сторожевского монастыря.

Преподаватели:

    Иерей Георгий Тютюнджи

    Иеродиакон Спиридон (Салтыков)

    Андрей Владимирович Шорохов

    Анастасия Мухамедовна Шорохова

    Александр Анатольевич Малышев

    Георгий Васильевич Пушкашу

Учащимся преподаются следующие дисциплины:

Первый курс:

    Священное писание Ветхого Завета (преп. Малышев А.А.)

    Катехизис (преп. Малышев А.А.)

    Общецерковная история (Шорохов А.В.)

    Литургика (преп. иерод. Спиридон Салтыков)

    Церковное искусство (2-й семестр) (преп. Шорохова А.М.)

Второй курс:

    Священное писание Нового Завета (преп. Малышев А.А.)

    История Русской Церкви (Шорохов А.В.)

    Догматическое богословие (Шорохов А.В.)

    Основное богословие (2-й семестр) (преп. иер. Георгий Тютюнджи)

    Нравственное богословие (2-й семестр) (Шорохов А.В.)

    Практикум церковно-славянского языка (2-й семестр) (преп. Георгий Пушкашу)

Третий курс:

    Христианская антропология (преп. Шорохов А.В.)

    Христианство и классическая Литература (преп. Пушкашу Г.)

    Пророческие места ВЗ (преп. Малышев А.А.)

Образовательная деятельность монастыря не ограничивается «Саввинскими» курсами.

Для получения необходимой для расширения кругозора учащихся и насельников монастыря информации приглашаются лекторы-преподаватели

Православных высших учебных учреждений, учёные-исследователи в области богословия, истории Государства и Церкви и общественных наук.

Пятеро преподавателей имеют высшее образование; преподаватель Литургики из числа братии монастыря - иеродиакон Спиридон (Салтыков), регент монастырского хора, учащийся Сретенской семинарии; преподаватель Основного богословия-настоятель монастырского подворья при храме Живоначальной Троицы в с. Ершово Одинцовского р-на Московской обл. иерей Георгий Тютюнджи, выпускник МДС.

В 2015 году выпускной экзамен сдало 11 человек.

Сейчас на 1-м курсе проходят обучение 19 человек; на 2-м курсе 5 человек, на 3-м курсе семь человек. Кроме этих учащихся, посещающих курсы согласно списку зачисленных официально, 4 вольнослушателей слушают лекции по собственному выбору.

Возраст более чем половины учащихся курсов-в пределах 40-55 лет; остальные моложе.

Образовательная деятельность монастыря не ограничивается «Саввинскими курсами».

С лекциями об истории Русской Православной Церкви, из истории церковного искусства и истории Российского государства приезжают известные историки и искусствоведы. Лекции проводятся по приглашению инспекции курсов. Вход свободный, как для братии монастыря, так и для прихожан.

фотогалерея

Социально-реабилитационный центр «Детский приют Саввино-Сторожевского монастыря».


3 апреля 2000 г. было получено благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на создание при Саввино-Сторожевском монастыре Православного Детского приюта милосердия для мальчиков-сирот. Было разработано Положение о социально-реабилитационном центре «Детский приют Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря», согласовано с главой администрации г. Звенигорода и 30 марта 2001г. утверждено Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Первые воспитанники поступили в Приют, располагавшийся в одном из монастырских строений (корпус №16), в марте 2002г. К концу 2002г. их количество составляло 14 человек.

Основное здание Приюта (бывшее здание детского сада, переданное монастырю Администрацией Одинцовского района), общей площадью 1000 м2, расположенное по адресу: г. Звенигород, Верхний Посад, Лапинский переулок, д. 27, было открыто после капитального ремонта в августе 2003 г. Туда постепенно были переведены все воспитанники, количество которых к тому времени увеличилось до 28 человек.

Общая площадь земельного участка, отведенного Приюту, составляет 1 га. На этой территории, помимо самого здания Приюта, находятся также хозяйственные постройки, спортивная площадка, банно-оздоровительный комплекс, гараж, дом для сотрудников.

Курс реабилитации ребята проходят в соответствии с Положением о социально-реабилитационном центре «Детский приют Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря». Образование получают в Саввинской средней общеобразовательной школе. Также наши воспитанники постигают основы Православия, изучая закон Божий и церковно-славянский язык, получая духовно-пастырское окормление священнослужителей монастыря и духовника приюта, знакомясь с православными традициями, выполняя утреннее и вечернее молитвенное правило, посещая богослужения и регулярно приступая к таинствам исповеди и Причастия. Ребята участвуют в подготовке и проведении праздничных мероприятий для насельников, сотрудников монастыря и жителей г. Звенигорода, получают трудовые и профессиональные навыки, выполняя различные работы на территории приюта, принимают участие в городских и региональных спортивных и военно-патриотических мероприятиях, регулярно совершают паломнические и экскурсионные поездки. Факультативно дети посещают кружок керамистов, участвуют в театральной студии, периодически гастролируя со своими спектаклями по округе, занимаются рукопашным боем, обучаются в иконописной мастерской. Летние каникулы ребята проводят в детском оздоровительном лагере на берегу Черного моря (Краснодарский край), а также в путешествиях по другим уголкам страны.

За всё время существования Приют помог найти себя в этом мире и социально ориентироваться почти 150 воспитанникам. Судьбы ребят складываются по-разному, но многие из них периодически посещают Приют, с теплом вспоминая годы, проведенные в нем, а некоторые даже стали сотрудниками Приюта.

В настоящее время в Приюте проходят реабилитацию 30 детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. В основном это так называемые социальные сироты, а также ребята, оказавшиеся в асоциальной среде.

В приюте работают 30 сотрудников монастыря (педагоги, воспитатели, медсёстры, повара, хозяйственники, водители, сторожа и др.) + 4 преподавателя факультативных занятий.

Директор: монахиня Елизавета (Подсосникова), +7 916 302 00 57

Духовник: иеромонах Амвросий (Быков), +7 916 500 45 71

Телефон: +7 498 697 44 44;

Адрес: 143180 Московская обл. г. Звенигород, Лапинский пер. 27

Богородице-Рождественский Саввино-Сторожевский монастырь

Богородице-Рождественский Саввино-Сторожевский монастырь, находящийся в подмосковном Звенигороде, некогда называли Лаврой, и это многое может сказать о степени его популярности в народе. Он был основан преподобным Саввой – учеником Сергия Радонежского и одним из самых ярких духовных деятелей эпохи национального возрождения.

Саввино-Сторожевским монастырь назван по горе Сторожи, на которой был он основан (сама же гора нареклась так из-за воинской стражи, наблюдавшей с нее за окрестностями), и имени его основателя, одного из первых учеников преподобного Сергия Радонежского (первого скорее не по времени прихода к Троицкому игумену – в списке первой дюжины имени его нет, – а по благочестию). Известно, что еще при жизни преподобного Сергия Савва был духовником Троицкой обители (и, кстати, самого Радонежского чудотворца), а по кончине Троицкого первостроителя, когда преемник его Никон ушел в затвор, именно Савва все шесть лет Никонова молчания нес бремя игуменства в обители преподобного Сергия.

Своим духовником почитали его и вдова Дмитрия Донского Евдокия (незадолго до смерти постригшаяся в монашество с именем Евфросиния), и третий (а по праву престолонаследия второй, ибо первый умер во младенчестве) сын его Юрий (заодно и крестный сын самого преподобного Сергия), ставший по завещанию отца князем Звенигородским. Считается, будто именно однажды упросил преподобного Савву идти с ним в Звенигород освятить княжий дом.

Впрочем, есть и другая версия, согласно которой преподобный Савва и Юрий (Георгий) Звенигородский (в то время человек по нынешним меркам молодой) уже тогда задумали создание в вотчине князя Юрия своего рода Русской Палестины – два с половиной века спустя нечто подобное попытается устроить совсем рядом Патриарх Никон. Как бы то ни было, но преподобный Савва покинул отчую обитель и отправился в Звенигородский удел, взяв с собой Смоленскую икону Божией Матери. И когда присмотрел у впадения речки Разварни в Москву подходящее место, «словно небесный рай, благоухающими насаждено цветами», пал со слезами пред нею и вознес молитву, прося благословения. Здесь в 1398 году и был заложен деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы, с которого началась обитель на Сторожах. Слух о подвижничестве и благочестивой жизни преподобного Саввы очень скоро привлек многих, и когда братии собралось для того достаточно, блаженный Савва завел общежитие.

Князь Юрий помогал обители, и еще при жизни преподобного Саввы воздвигнут был уже каменный собор Рождества Богородицы (1405), впоследствии ставший образцом для каменного Троицкого собора Сергиева монастыря (построенного, кстати, все тем же Юрием Звенигородским). Судя по тому, что ко временам князя Юрия относится и находящаяся неподалеку от города Введенская церковь, очевидно, что молодой князь, руководимый старцем Саввой, намеревался охватить Звенигород «поясом Богородицы». Ныне ничего неизвестно о храмах, составлявших этот «Звенигородский пояс», но велика вероятность, что они были деревянные и просто не сохранились до наших дней: слишком много разрушений выпало на долю удела.

Преподобный Савва достиг глубокой старости, не изменив уставного правила. Изнурив тяжкими подвигами свою плоть и заболев, он почил о Господе 3 декабря 1407 года, перед кончиной наказав братии блюсти чистоту телесную, братолюбие и смирение, подвизаться в посте и молитве, после чего преподал всем мир и целование. На погребение его собрались почти все звенигородские жители, князья и бояре. Рака с мощами блаженного была поставлена в построенном им Рождественском соборе.

Князь, лишившись духовника и наставника, продолжал посещать обитель и всячески ей помогать. Роль Звенигородского князя в русской истории гораздо больше, чем принято думать: достаточно сказать, что изображение тезоименитого своего святого Георгия Победоносца первым на своих монетах начал печатать именно он. Умер он в 1434 году, успев перед своей загадочной смертью занять (после смерти старшего брата и согласно завещанию отца) и великокняжеский престол (что, скорее всего, и послужило причиной его неожиданной кончины после трехмесячного правления).

Каждый новый хозяин Звенигородчины старался подтвердить жалованные грамоты, данные монастырю князем Юрием, да и от себя выказать почтение. Андрей Васильевич и давал ему грамоты, и разрешал споры монастыря касательно владения отчинами. Не отставали и княжьи жены: вдова Василия Темного Мария Ярославовна в 1462 году подарила «на помин души» супруга Василия и сына Юрия сельцо Шульгино с деревнями и угодьями.

Монастырь постепенно улучшался, получая все больше средств. Усердие князей и бояр к обители особенно увеличилось после известий о чудотворениях преподобного Саввы.

В середине XV века было первое явление преподобного игумену сторожевскому Дионисию: во сне предстал ему преподобный Савва, повелев написать на иконе свой лик. Игумен Дионисий сам был живописец, и, написав образ Саввы, поставил его в церкви. С этих пор у гроба преподобного начали происходить многие исцеления. Вероятно, тогда и стали чтить память первостроителя Сторожевского, призывая его в молитвах.

В XVI веке известность монастыря росла, на богомолье сюда приходили самодержцы, а князья обогащали его вкладами. В это время в монастыре была уже многочисленная братия (при Иоанне Грозном – больше семидесяти иноков).

XVII век явился веком славы Сторожевскаго монастыря, особенно после обретения нетленных мощей преподобного Саввы. Однако в начале этого столетия, в период Смуты, обитель изрядно натерпелась от насилия и хищничества иноплеменников, окружавших Лжедмитрия I. В 1606 году, когда Лжедмитрий был в селе Вяземы, в монастырь проник отряд поляков, разорив и попалив обитель и приписанные к ней деревни, а также захватив казенные деньги, лошадей и хлебные запасы. Тогда затерялись и некоторые грамоты, жалованные от прежних князей. Царь Василий Иванович Шуйский, узнав из челобитной игумена о разграблении обители и ее вотчин, в 1607 году освободил монастырские села и деревни от платежа ямских денег на один год.

"Простому, по не без изящества дворцу царя Алексея Михайловича присуща скорее легкость, нежели величавость"

монастырю грамоту, по которой, в связи с разорением «от литовских людей», велено было не брать с монастырских товаров пошлин при их перевозке по реке Москве.

При Михаиле Федоровиче обитель с каждым годом все более процветала. Государь часто ездил сюда на богомолье, жаловал монастырь грамотами и вкладами. На колокольне было три колокола с именем царя Михаила: один, вседневный, отлит в 1636-м, а два другие – в 1620 году.

Время правления царя Алексея Михайловича (вторая половина XVII века), которое называют «золотым веком русского благочестия», оказалось добрым и для обители преподобного Саввы. Усердием государя монастырь быстро залечил раны, нанесенные ему Смутным временем, и всего за несколько лет превратился в один из самых многолюдных, богатых и почитаемых на Руси. Восстановление и украшение обители государь начал с древнего Рождественского собора, где под спудом почивали честные мощи основателя – преподобного Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского чудотворца.

По завершении работ в соборе, в 1650 году, появился царский указ о начале в монастыре большого строительства. Всего за шесть лет вокруг древнего собора сформировался новый, удивительный по своей красоте и гармоничности, архитектурный ансамбль, в котором каждое здание заняло свое, только ему предназначенное, место. Территорию монастыря полностью перепланировали, увеличив почти вдвое (частично засыпали и овраг, некогда разделявший две вершины горы Сторожи). Обитель состояла теперь из двух дворов, парадного и хозяйственного. Центром парадной части (и всего ансамбля в целом) осталась древняя святыня монастыря – собор Рождества Пресвятой Богородицы. Он, как и прежде, занимал самую высокую точку рельефа. Все остальные здания, обращенные фасадами к собору, расположились ниже по склону холма. Хозяйственные помещения были сосредоточены в северной части, за звонницей и Трапезной палатой, и не мешали лицезрению соборной площади. Почти все это сохранилось до наших дней. Исчезли лишь больничные палаты, от которых осталось единственное описание, сделанное Павлом Алеппским. Судя по нему, устроены они были как «монастырек в монастыре»: с особыми воротами, многочисленными кельями и со своим храмом – церковью во имя святого Иоанна, сочинителя «Лествицы, или Скрижалей духовных».

Саввино-Сторожевский монастырь сочетал в себе живописность с рациональным использованием рельефа местности. Павел Алеппский сравнивал его с обителью преподобного Сергия: «Монастырь святого Саввы меньше Троицкого, но построен по его образцу. Как тот я назвал бы женихом, так этот – невестой, и поистине это так, как мы видели своими глазами».

В 1652 году в монастыре произошло величайшее событие – были обретены нетленными мощи преподобного Саввы. Согласно монастырскому преданию, обретению мощей предшествовало чудесное спасение царя во время охоты самим преподобным Саввой. Алексей Михайлович в одно из своих посещений монастыря ходил на охоту в окрестные леса. Когда свита рассеялась по лесу для отыскания медвежьего логова и он остался один, из лесной чащи на него внезапно выскочил медведь. Безоружный царь был обречен на верную смерть, но явился около него старец, после чего зверь бежал. Спрошенный царем старец ответил, что его зовут Саввою и он инок Сторожевской обители. Меж тем вернулись некоторые из свиты, и старец пошел к монастырю. В обители Алексей Михайлович узнал, что в монастыре нет ни одного монаха с именем Савва, зато, взглянув на образ преподобного, уразумел, что это был сам преподобный. Тогда царь велел отслужить молебен и освидетельствовать гроб для приготовления святых мощей преподобного Саввы к торжественному открытию. 19 января 1652 года, после 245-летнего пребывания под спудом, честные мощи преподобного Саввы были торжественно извлечены из земли и положены в дубовую раку на солее у южных алтарных дверей Рождественского собора.