Туристический портал - NataliSudak

Туристический портал - NataliSudak

» » Пещерные монастыри. Антониевы пещеры в Любече, Черниговская область

Пещерные монастыри. Антониевы пещеры в Любече, Черниговская область

В самое ближайшее время я планирую закончить цикл исследовательских статей, посвященных весьма странному всплеску духовной активности практически на всех уголках земного шара в XI столетии нашей эры. По окончании будут подведены итоги и осторожно овучены некоторые гипотезы, в связи с этим. Разумеется, найденное и опубликованной на сайте ранее - всего лишь незначительная часть того, что удалось найти и происходило в действительности, но и её, думаю, будет вполне достаточно для твердых и аргументированных выводов.

Ну что ж, продолжим. Кроме всего прочего, на нынешней европейской территории в XI веке широкое распространие получило строительство подземных храмов и монастырей пещерного типа. Мне довелось побывать в некоторых из них и пообщаться с экскурсоводами, высказывающими предположения о том, что пещерные храмы, вероятней всего, использовались монахами, практикующими исихазм - (от др.-греч. ἡσυχία , «спокойствие, тишина, уединение») христианское мистическое мировоззрение, древняя традиция духовной практики, составляющая основу православного аскетизма .

Найденные памятники древней архитектуры :

  • Ближние и Дальние пещеры Киево-Печерской Лавры,
  • Гнилецкие пещеры, Церковщина,
  • Бакота,
  • Галицкий пещерный монастырь,
  • Зверинецкие пещеры, Киев
  • Давид Гареджи, Иверия,
  • Холковское городище, Россия,
  • Лалибэла, Эфиопия,
  • Пещера Иограф,
  • Пещерный монастырь Вардзиа, Иверия,
  • Пещеры Святогорского монастыря,
  • и т.д.

Ближние и Дальние пещеры Киево-Печерской Лавры

Ки́ево-Пече́рская ла́вра (укр. Ки́єво-Пече́рська ла́вра ) - один из первых по времени основания монастырей Киевской Руси. Одна из важнейших православных святынь, третий Удел Божией Матери . Основан в 1051 году (XI век ) при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча.

Антониевы пещеры в Любече, Черниговская область

Древнейшее культовое сооружение Любеча (Черниговская область, Украина) - подземный храм, выкопанный в XI веке предположительно преподобным Антонием Печерским. Информация крайне скудная, потому пересказывать написанное в интернете не стану, добавлю лишь, что Антониевский монастырь действовал до 1786 г. и был закрыт по приказу Екатерины II. В первоначальном виде сохранилась Дальняя пещера, что в лесу на южной окраине посёлка. Недавно была открыта Ближняя пещера в центре посёлка, рядом с каменицей Полуботка (ведутся раскопки).

Антониевы пещеры в Чернигове

Антониевы пещеры - пещерный комплекс XI -XIX века в Болдиных горах в Чернигове. В давние времена на этих горах были языческие капища . По преданию, на их месте Антоний Печерский выкопал пещеру и основал монастырь. Богородичный монастырь был основан по примеру скальных православных монастырей, состоял из многих подземных помещений (кельи для монахов, имел пещерные некрополи, подземные храмы). На территории пещерного комплекса сохранилось одно из наземных сооружений того времени - Ильинская церковь.

Гнилецкие пещеры, Церковщина

Монастырь известный ранее как Гнилецкий или Глинецкий, Скит Пречистыя, расположен в живописном месте между селениями Лесники и Пирогова в урочище Церковщина (хутор Вольный), что под Киевом, и знаменит пещерами XI -XV веков. Ныне это пещерный монастырь Рождества Пресвятой Богородицы .

Бакота

Бакота, что в переводе с древнерусского означает желанное, чудесное место, является одним из древнейших населенных пунктов подольского края (Украина). Здесь на высокой белой горе уже в ХІ столетии возник мужской скальный монастырь.

Лядовский Усекновенский скальный мужской монастырь, Винницкая область, Украина. Основан он в XI веке якобы родоначальником русского монашества Антонием Печерским. Прощу прощения за немного критическую редакторскую вставку, но все вышеперечисленные пещерные монастыри по версии церкви основаны были одним человеком, а точнее Антонием Печерским, и я, честно говоря, с трудом представляю, когда он успевал, ведь хорошо известно, он провел немало лет на Афоне, есть версия, что побывал в Палестине.

Непоротовский Свято-Николаевский пещерный монастырь - мужской пещерный монастырь, Буковина, Украина. По мнению ученых-археологов монастырь основан в середине XII века монахами, которые поселились в красивой местности, в пещерах.

Зверинецкие пещеры, Киев

Зверинецкий пещерный монастырь или как его официально называют - Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь, является пещерным монастырем в исторической местности Киева Зверинец. Прямых упоминаний о монастыре не сохранилось. Предполагается, что заселение пещер монахами произошло в XI-XII веках во времена христианизации Киевской Руси.

Монастырский комплекс Давид-Гареджи попал в список самых красивых мест мира. В XI веке в Лавре Давида был устроен террасный двор, построены новые кельи, трапезная и церковь. Вскоре соорудили бассейн, каналы и резервуары. Наибольшего расцвета Давид Гареджи достигает в XI-XIII веках . В это время появляются новые монастыри – Удабно, Бертубани и Чичхитури.

Белгородская область, Россия. Подземный монастырь с храмом, в котором престол примыкает к внутренней стене апсиды, а над его северной (правой) частью в апсиде высечена небольшая ниша, напоминающая жертвенник. Обводная галерея вокруг престола, видимо, бывшего некогда лежанкой христианского отшельника, построена точно так же, как обводная галерея под синтроном Николаевской базилики в Мирах Ликийских в Малой Азии. Городище датируется XI-XIII веками .

Полтавская область, Украина. Относительно него найдена следующая ремарка:

Батюшка провел меня к крутому берегу Сулы, дал в руку свечку и направил в узкое горло древней пещеры. Сырые прохладные ходы ее прорыты еще в XI веке вплоть до Лубенского холма (нередко из-за пещерных конструкций на некоторых улицах и во вдорах городка проваливается асфальт). Простираются пещеры аж до Миргорода, образуя туннель под Сулой. ()

Информация из Википедии:

Страдчанская пещера (другое название - Страдецкая пещера) - геологический памятник природы местного значения. Расположен возле села Страдч (Яворовский район, Львовская область), на левом берегу реки Верещицы. Пещера находится в недрах Страдецкой (или Страдчанский) горы (359 м), которая расположена на южном ответвлении холмистой гряды Расточье. Гора сложена из песчаников тортона. Вход в пещеру расположен на крутом северном склоне горы. Общая длина ходов - более 270 м. Состоит из входной галереи (длиной около 40 м), в которой устроена часовня. В пещерной церкви является каменный крест ХI века , сохранился каменный стул для исповеди. У главной стены - вырубленный из камня престол, на котором, в углублении горел вечный огонь. Также там было несколько монашеских келий. В конце галереи есть стена, где по камню стекают капли - «слёзы Богородицы» ()

Пещерный монастырь Вардзиа, Иверия

Ва́рдзиа (груз. ვარძია ) - пещерный монастырский комплекс XII-XIII веков на юге Грузии, в Джавахетии. Выдающийся памятник средневекового грузинского зодчества. Расположен в Аспиндзском районе края Самцхе-Джавахети, в долине реки Кура (Мтквари), примерно в 100 км к югу от города Боржоми, вблизи одноименного села. В центре монастыря расположен главный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. На протяжении 900 м вдоль левого берега Куры в отвесной туфовой стене горы Эрушети (Медвежья) высечено до 600 помещений: церквей, часовен, жилых келий, кладовых, бань, трапезных, казнохранилищ, библиотек.

Пещерный монастырь под Судаком представляет огромный интерес не только для многочисленных туристов, посещающих его одними из первых, но и для археологов и историков, проводящих изыскания тут уже почти 100 лет. Он – древнейшая достопримечательность округа и одна из старейших в Крыму, поэтому неудивительно, почему он пользуется такой популярностью у приезжих, приковывая взгляды ученых.

Единственный его минус в том, что он сильно разрушен и пребывал в ужасном состоянии еще на момент открытия. Но так уж устроен человек – нас больше всего привлекают объекты такого рода. Что-то таинственное и невыразимо притягательное таится в руинах, действующих как магнит. Ну а описываемое место именно такое, не лишенное притягательности и скрываемое веками от человеческих глаз, храня множество загадок.

Где находится под г. Судак пещерный монастырь?

Он затерян среди ущелий и теснин в восточной части Крымской гряды, у подошвы высочайшей точки региона – горы Сокол. Развалины монастыря расположены недалеко от Судака, как явствует из его названия, обнаруживаясь всего в 4 км от города, немного в стороне от пути в .

История основания и открытие

Возникновение пещерного монастыря относится к периоду, когда в Византийской империи основы православной веры сотрясало движение «иконоборцев». Зародившееся как церковный спор о принадлежности символов веры, оно вскоре переросло в массовую истерию, захлестнувшую всю державу, когда фанатично настроенные «реформаторы» уничтожили тысячи бесценных реликвий. В первой половине VIII столетия иконоборчество докатилось и до Крыма. Монахи одной из обителей , спасая святыни от обезумевшей толпы, бежали далеко на восток Крымских гор, где в труднодоступной местности основали монастырь, защищенный природой.

Никаких имен и подробностей этого события не сохранила – известно лишь, что монахи довольно быстро обжились на новом объекте и жили как затворники, фактически не имея связи с внешним миром. К моменту, когда в IX веке иконоборческое движение пошло на спад, пещерный монастырь под Судаком стал прибежищем для многих почитателей традиционных канонов и значительно расширился. Когда же с реформацией покончили окончательно, иноки, ставшие отшельниками, не захотели покидать место. У них было все необходимое – здесь они чувствовали себя в полной безопасности от любых потрясений.

Однако когда в конце XV века полуостров завоевали турки-османы, церкви и монастыри Крыма подверглись варварскому разрушению. Не избежал этой участи и монастырский комплекс в районе Судака, названный Георгиевским. Но все же о нем не забыли – спустя какое-то время он был отстроен заново и вновь заселен. Правда, когда это произошло, осталось загадкой, известно лишь, что в XIX столетии пещерный монастырь имени Святого великомученика Георгия опять процветал.

Обновленное открытие

Несмотря на крайнюю уединенность монастыря, о его существовании знали, но точное местонахождение долгие годы оставалось неизвестным. Открытие состоялось в 1920 г. в результате целенаправленных поисков советского краеведа Николая Лезина, обнаружившего его в развалинах и полном запустении и то, по чистой случайности, заметив высеченный крест в одной из .

Разрушение святыни было следствием того, что стояла она на глинистой почве, вымытой разгулявшейся водной стихией, а стены из песчаника – весьма ненадежного строительного материала – не выдержали нагрузки и рухнули. Но о том, когда это произошло и что случилось с обитателями, привычно нет никаких сведений.

После обнаружения развалин монастыря тут долго вела раскопки группа московских археологов возглавляемых выдающимся советским ученым профессором Фоминым. В результате тяжелого и кропотливого труда они полностью расчистили от обломков основание храма и три пещеры-кельи – все, что сохранилось от внушительного комплекса пещерных сооружений.

Посещение руин пещерного монастыря

Монастырские руины располагаются в труднодоступном, пересеченном районе – дорогу к ним довольно трудно назвать увеселительной прогулкой. Но если принять во внимание восторженные отзывы побывавших в нем, то можно сделать вывод, что именно этот трудный, а иногда и изнурительный путь и является яркой особенностью его посещения. Для энтузиастов он представляется маленьким,
но зрелищным приключением, ведь на протяжении всего маршрута сопровождают потрясающие пейзажи, сменяющиеся по пути.

При увлекательном путешествии предстоит пройти узкими тропами над пропастью, где далеко внизу бьются морские волны, по горным склонам, то карабкаясь вверх, то фактически скатываясь по спуску. А недалеко от монастыря взор путников чарует источник Анастасии, бьющий из недр земли, прорываясь сквозь расселину в скале.

Сам монастырь под Судаком представлен для зрителя тремя сохранившимися пещерами-кельями, врезающимися в склон . Внутри рассмотрите невысокие сводчатые потолки, бывшие расписанными в древности, о чем можно судить по остаткам краски и небольшим фрагментам штукатурки. Тут же вы увидите сохранившиеся лавки, полки, предназначавшиеся для хранения книг, вырубленные в скале, остатки окон и ступеней. В одной из пещер видны остатки полуразрушенной передней стены, сложенной из блоков песчаника.

Как добраться (доехать) от Судака?

Доехать до района расположения описанной достопримечательности вы сможете на маршрутке, соединяющей автовокзал Судака и Новый Свет. Вам потребуется мыс Монастырский, остановка – «Смотровая площадка» (у Памятного камня героям-десантникам).

На машине добраться до пещерного монастыря самостоятельно можно так:

Туристу на заметку

  • Адрес: Монастырский мыс, Судак, Крым, Россия.
  • Координаты GPS: 44.831745, 34.926746.

Посещение пещерного монастыря под станет незабываемым событием, даже если после него не сохранится материальных свидетельств, таких как видео или фото. Впечатления, что остаются после подобного мини-путешествия, не в состоянии передать фотографии или видеофайлы, впрочем, как и словами их невозможно выразить – это нечто особенное.

О вековых свидетелях прошлого археолог, кандидат исторических наук Тимур Бобровский специально для портала PravLife.

– Сколько в Украине пещерных монастырей?

– Я бы сказал – более сотни.

– А сколько из них неизвестны широкой публике?

– Думаю, что более сотни. (Смеется.) Широкой публике, по сути, известны лишь единицы.

– В этом контексте Украина уникальна? В основном, если говорят о пещерных монастырях, вспоминают Каппадокию…

– Нет, нельзя сказать, что Украина в этом плане уникальна. Безусловно, уникальной является Каппадокия, потому что там речь идет о подземных городах и тысячах пещерных монастырей. Да, в Украине - множество пещерных монастырей, но так же много, как и в Болгарии, Румынии, Греции, в странах Ближнего Востока, даже на Юге Италии – Сицилия, Апулия и т. д. Меньше пещерных обителей на территории Франции.

Возникновение пещерных монастырей так или иначе связано с распространением христианства, и большинство их появилось после разделения Церквей в X-XI веках. Можно сказать, что такие монастыри более характерны для восточного христианства. Они возникали в тех странах, которые находились в каноническом общении с Константинопольским Патриархатом. Поэтому говорить, что у нас в Украине невероятно уникальная ситуация с пещерными обителями, трудно.

Пещерные монастыри Каппадокии

С другой стороны, есть особенность. Как правило, государства, где встречаются пещерные монастыри, на протяжении XII–XIV веков оказывались под властью мусульманских государств, в частности Османской империи. И, естественно, это затрудняло функционирование монастырей. Поэтому наиболее поздние пещерные монастыри, которые нам известны в Болгарии или в Греции, относятся к XIV–XV вв., а с падением Византийской империи скальные, пещерные обители там и вовсе прекращают свое существование. Хотя есть данные о том, что в XVI–XVII веках еще нет-нет да и возникают пещерные монастыри, но уже не в тех масштабах, как раньше.

На нашей территории всплеск, возрождение традиции возникновения пещерных монастырей связаны с волной распространения исихазма - вытесняемые турками исихасты переселялись на новые территории, и этими новыми территориями оказались территории современной Румынии и Молдовы, а позже Украины и европейской части России. С этого периода у нас начинают появляться многочисленные пещерные монастыри.

Наконец, есть третья волна возникновения пещерных обителей - связана она с особенностями распространения Православия в Российской империи. В XIX в. – начале XX в. возникают так называемые народные монастыри. Так, накануне революции 1917 года на территории Украины и на территории восточной России возникает большое количество пещерных монастырей.

Итак, мы наблюдаем у нас три грандиозных волны появления пещерных обителей. Первая волна связана с христианизацией земель Руси (XI–XIII века). Вторая связана с распространением исихазма в XIV–XV веках, который, в свою очередь, разбивается на две части, потому что исихазм у нас не приживается в византийском виде, а трансформируется в институт старчества. Мы наблюдаем расцвет старчества в XVI-XVII вв. И третья волна - это XIX век – начало XX века.

– Вы говорите, что большая часть этих пещерных монастырей людям неизвестна…

– Естественно, широкой публике неизвестна. Но те, кто занимаются активным туризмом, знают немного больше, чем простые граждане. Знают - как исторические, экскурсионные объекты.

Киево-Печерская Лавра

– А это хорошо или плохо? Ведь часто мы наблюдаем обычный вандализм, горы мусора и т. д. Не лучше ли законсервировать такие обители?

– Иногда, конечно, лучше законсервировать, но значительная их часть - это все-таки не такие объекты, как Киево-Печерская Лавра, т. е. выкопанные глубоко под землей. Эти обители расположены в скалах. А исторические, сакральные объекты в скалах законсервировать невозможно - скалу землей не засыпать.

Сейчас большая часть пещерных монастырей в скалах - бесхозна. Туда попадает меньше людей просто от незнания, но те, кто попадает, могут себе позволить там делать все что угодно. Наверное, такие памятники нужно брать на учет, их следует охранять на государственном уровне. И важно продумать, каким образом мы можем использовать такие монастыри. Как правило, они располагаются в очень живописных местах, являются элементом культурного ландшафта, часто потрясающего ландшафта, куда люди могут приезжать даже не ради самих только монастырей, а чтобы впечатлиться и всем увиденным вокруг.

Лядовский Усекновенский скальный мужской монастырь

– Какие подобные места лично Вас поразили?

– Вообще, очень красивы ландшафты Днестра и Днестровского каньона, где существует несколько десятков пещерных монастырей. Они есть и на территории Молдовы, и в среднем течении Днестра - Винницкая, Хмельницкая, Тернопольская, Черновицкая области. Это Лядовский Усекновенский скальный мужской монастырь, Бакотский Михайловский скальный мужской монастырь, Непоротовский пещерный мужской монастырь "Галица" и другие. В последнее время эти сакральные памятники активно исследуют археологи. Сейчас существует проект, его разрабатывают наши археологи, историки и их коллеги из Молдовы, цель которого - занести в список Всемирного наследия ЮНЕСКО пещерные комплексы бассейна Днестра.

Бакотский Михайловский скальный мужской монастырь

Сейчас есть несколько специалистов, которые заинтересованы в изучении этих памятников, и они организовывают специальные экспедиции. Причем делают это без целевого финансирования, на общественных началах. Несмотря на это, за последние 8-10 лет такие экспедиции стали регулярными. Практически каждый год археологи проводят раскопки, фиксируют находки, пытаются понять назначение тех или иных предметов или сооружений. В пещерных монастырях не так просто установить, какое помещение для чего было предназначено, для этого нужно все скрупулезно проанализировать.

Непоротовский пещерный мужской монастырь "Галица"

– Когда начались массовые исследования пещер?

– Пик исследований пещерных сооружений наблюдался примерно 15 лет назад, тогда удалось провести ряд исследований киевских пещер. К сожалению, этот период закончился из-за различных перемен в Музее истории города Киева. На сегодня возобновить работу не представляется возможным по причине того, что отдел «Киев подземный», сотрудники которого и занимались исследованиями пещер Киева, был упразднён.

Некоторые исследователи ведут работы в черниговских пещерах. Эта постоянно действующая экспедиция пытается охватить не только сам Чернигов, но и территории, прилегающие к городу.

Антониевы пещеры в Чернигове

Был собран хороший коллектив и намечался большой круг работ по Крыму, но в связи со сложившимися обстоятельствами этот проект тоже приостановлен. Надеемся, что временно.

– Что интересного принесли нам последние исследования пещерных монастырей? Что было обнаружено недавно?

– В последние несколько лет наши коллеги из Черновцов и Каменец-Подольского провели ряд исследований в Бакотском Свято-Михайловском скальном монастыре. Расчищают пещерные помещения, фиксируют петроглифы, граффити на стенах. Археологи добыли интересные материалы и даже, насколько мне известно, передали находки на радиоуглеродный анализ, чтобы получить датировки.

Зарисовки росписей Бакотского монастыря

Находки этой экспедиции очень интересны и пока что подтверждают наши предположения о том, что пещерные монастыри Поднестровья относятся ко времени второй, исихастской, волны, т.е. их происхождение не относится к древнерусскому периоду. Монастыри этой волны возникают примерно в XV веке и существуют до XVII-XVIII веков, когда эти земли попадают под протекторат Польши.

Из последних открытий, связанных с пещерными монастырями, было одно, без ложной скромности, великое: нам удалось сначала вычислить, а потом и обнаружить, раскопать и зафиксировать великолепный комплекс пещерного монастыря на Загайтанской скале в пригороде Севастополя, Инкермане. Самая впечатляющая находка – пещерная церковь с сохранившимися фресками второй половины XIII века. Ансамбль замечательных, даже уникальных росписей сохранился почти на треть.

Из-за событий в стране у нас нет возможности продолжать работу над комплексом Загайтанской скалы. Но сам храмовый комплекс находится в весьма труднодоступном месте, туда невозможно добраться без специального снаряжения, поэтому беспокоиться за его сохранность пока не приходится.

Загайтанский скальный комплекс

– Каким образом был обнаружен пещерный храм?

– Мы его вычислили в процессе изучения и анализа различных источников. Комплекс самой Загайтанской скалы был известен достаточно хорошо. Но его верхние ярусы из-за обвала скалы были недоступны, и никто не знал, что конкретно там находится. Из пяти церквей, которые, согласно различным источникам, должны быть расположены на этой скале, четыре обнаружены и зафиксированы. Пятая потерялась. Изучая источники, мы вычислили место предположительного местонахождения церкви, поднялись туда и действительно обнаружили храм.

Мы не ожидали, что церковь будет с фресками. Это было приятной неожиданностью! Данное открытие мы сделали еще в 2005 году. Исследования там продолжались и позже. Выяснилось, что это замечательный пещерный монастырь, который, кстати, тоже относится ко второй половине XIII века. Во всяком случае, археология и фрески указывают на этот период.

И это имеет свое объяснение - в то время в Крыму происходят определенные события, связанные с кризисом в Византийской империи. Эта церковь, несомненно, – памятник византийский, но, не исключено, с трапезундскими корнями.

– Какие еще важные работы проводились, кроме открытия этой церкви?

– Несколько лет назад были проведены небольшие разведывательные работы в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Результаты этих работ позволили нам совершенно по-другому взглянуть на комплекс Ближних пещер и понять, наконец, структуру и логику формирования этого комплекса. В древности он не выглядел так, как сейчас. Даже история его формирования нынче представляется совершенно иным образом, чем это было принято считать.

Пещеры Зверинецкого монастыря

– Т. е. все, по большому счету, упирается в проблемы с финансированием?

– Не совсем. Ни одно государственное ведомство не хочет на себя это брать. Институт археологии достаточно легкомысленно к этому относится. У них в штате нет специалистов, которые бы занимались спелеоархеологией. Максимум их действий - изучение первобытных стоянок в карстовых пещерах. Существовал Музей истории Киева, пришла замечательная Елена Воронцова - стали изучать киевские пещеры, был создан специальный отдел, ударная группа.

Пещеры Церковщины (Гнилецкие)

За десять лет нам удалось исследовать Зверинецкие, Гнилецкие и Китаевские пещеры в Киеве. Мы, коллектив отдела «Киев подземный», нашли пещеры, расчистили, вели раскопки. И сейчас эти пещеры в распоряжении монастырей. Слава Богу, что это так и пещеры не заброшены, под присмотром.

Китаевские пещеры

– В Киеве ещё имеются пещеры? Есть информация, например, о пещерах Кирилловской обители…

– Да. Под Кирилловским монастырем есть достаточно крупная система пещер, которая, вероятно, является пещерным монастырём. Но проблема в том, что Кирилловская обитель стоит в очень серьёзной оползневой зоне, пещеры проходят под фундаментами. Для того чтобы осуществить исследование, необходимо попутно делать укрепления. Причём это нужно делать комплексно. Надо крепить и оползневую зону, склоны, и то, что обнаружено внутри. Люди, которые умеют это делать, есть. Но это очень дорогостоящий процесс. Это связано ещё и с тем, что Кирилловская обитель сама по себе является уникальным памятником XII века. Поэтому всё очень сложно.

Кирилловская церковь

Есть комплекс, который проще исследовать, – Выдубицкий монастырь. В 2006–2007 гг. мы даже проводили там разведочные работы, раскопали часть обрушившейся келии. Там проще работать, поскольку пещеры проходят не под сохранившейся церковью, а над прилегающей к территории. В то же время они проходят под территорией мемориального кладбища, что опять-таки усложняет исследования.

Выдубицкий монастырь

У нас есть один замечательный комплекс XIX века, вероятно, возникший во времена последней волны монашеского пещерничества – на Мышеловке, в районе бывшей Преображенской пустыни, на горе между Голосеево и Китаево. Я не был в этом комплексе, он "законсервирован", но его открывали в 1970 годы. Сохранились планы, сложная лабиринтная структура. Этот комплекс мог бы стать чудесным туристическо-паломническим памятником, но там нужно всё делать с нуля.

Чтобы возродить эти памятники - должна быть не только воля общественности, но и воля государства, города. Такие памятники нам действительно нужны, но это нужно понять.

Источник в Преображенской пустыни на Мышеловке

Это касается не только пещерных монастырей. В Киеве - гигантское количество подземелий, связанных с жизнью средневекового города. Но это всё город, до поры до времени, не интересует - пока не начинают происходить обвалы, провалы или затевается строительство. Строители несколько раз натыкались на подземные сооружения и даже вносили корректировки в проект, в противном случае их конструкции со временем могли бы разрушиться.

Раньше функцию исследований пещер на себя брал Музей истории Киева, в настоящий момент он реорганизован, поэтому, повторюсь, киевские пещеры сегодня бесхозны.

София Киевская

Из последних находок...

Осенью 2014 года при раскопках в Софии Киевской мы обнаружили монастырский погреб, скорее всего, XVII века. Мы его "законсервировали", так как это было в ноябре месяце, нельзя было оставлять открытым на зиму. Планируем летом проводить исследования, открыть и укрепить его. Тем более что погреб под фундаментами древнерусского храма, который нами исследовался в монастырском саду, это многоцелевая работа. Мы изучаем и сохраняем памятник подземный и вместе с тем избегаем разрушений наземных сооружений.

Ради таких мест мы копим деньги, берем отпуска, оформляем визы, покупаем дорогие билеты и летим… А можно просто сесть в автомобиль и, забыв про очереди в визовые центры и турбулентность, проехать несколько сот километров по шоссе. Добро пожаловать в Дивногорье - небольшой уголок нашей необъятной страны, где вас ждут головокружительные панорамы, меловые горы, каньоны и уникальный православный храм, вырубленный в скалах…

Дивногорье - лучшего названия для этих мест не подобрать. Горы совсем не высокие. Плато возвышается над поймой реки Тихая Сосна всего на 100 метров. Возвышенность практически полностью состоит из мела, местами из земли торчат меловые столбы-останцы, именно их местные жители и называют "дивами", а отсюда и вся местность получила свое название - Дивногорье.

Монахи пришли в Дивногорье очень давно, но когда именно, доподлинно не известно. По мнению краеведов, первые иноки могли поселиться здесь в период 14-15 веков. Согласно церковному преданию, первые пещеры были вырыты греческими монахами Иосафом и Ксенофонтом, которые бежали в эти края из Сицилии в период гонения православной церкви со стороны католиков. По легенде, они принесли с собой икону Божьей Матери и она указала им место для строительства пещерной церкви. Первое письменное упоминание о монастыре датируется 1653 годом, эта дата является официальной датой основания Дивногорского Успенского Монастыря.

Честно говоря, совсем не хочется вдаваться в исторические подробности, которые всегда очень не точные и, зачастую, спорные. Я приехал в эти места, чтобы просто полюбоваться удивительной природой и уникальной архитектурой...

При входе на территорию музея-заповедника вас встретит очень милый традиционный русский дворик в абсолютно идеальном состоянии. Вообще, стоит отметить, что вся территория заповедника ухожена и все очень организованно. Есть уютное кафе и,что важно и удивительно, чистые туалеты.

2.

Поднявшись по ступеням к пещерной Церкви Сицилийской иконы Божьей Матери, мне открылась удивительная панорама долины рек Дон и Тихая Сосна…

3.

В саму церковь попасть можно только с экскурсоводом в составе групповой экскурсии, которая стоит 240 рублей. Обязательно стоит в ней побывать. Внутри церковь полностью отремонтирована, есть подсветка. При входе вас встретит икона Сицилийской Божьей Матери, которая хранится в стеклянной камере, где поддерживается постоянная температура и влажность. В самой церкви прохладно, даже в самый жаркий летний день.

Средняя часть церкви (неф) представляет из себя крест, правда, увидеть его без подсказки гида мне не удалось. Вокруг церкви прорублен длинный тоннель, чтобы можно было совершать крестный ход. В какой-то момент тоннель разветвляется и, свернув за угол, мы оказались на ступенях, ведущих на второй этаж храма. Именно там располагались кельи монахов.

4.

5.

6.

Прогулка по самому заповеднику тоже доставила удовольствие, особенно виды мелового каньона…

7.

С другой стороны мелового плато расположен действующий Дивногорский Успенский Монастырь.

8.

Рядом с Успенским Монастырем так же есть пещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи. К сожалению, ей еще только предстоит долгий процесс реконструкции. В советское время Успенский Монастырь был разграблен красной армией, библиотека уничтожена, а монахи расстреляны. В период Великой Отечественной Войны фашисты организовали в стенах монастыря военный госпиталь, а позже советские власти превратили его в туберкулезный санаторий. К сожалению, "гости" санатория считали своим долгом отметиться на его стенах, так что все пещеры исцарапаны именами "героев"…

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

Чуть выше церкви есть небольшая разрушенная колокольня выдолбленная монахами из мелового столпа...

Посещение Дивногорья подарило мне множество положительных эмоций. Я был приятно удивлен чистотой территории заповедника, доброжелательностью персонала и организацией в целом. Осталось полное ощущение, что я побывал в каком-то европейском музее, но это все у нас дома - в России! Здорово!

Отдельно о дорогах. От Москвы до Воронежа и далее до поворота на Лиски около 600 километров прекрасного двухполосного шоссе. От трассы Дон до города Лиски очень живописная дорога с идеальным покрытием. И лишь последние 10 км вас ждет кусок разбитой дороги.

18.

Если вы не знаете, как провести выходные, то берите детей, прыгайте в машину и вперед в Дивногорье. Для любителей отдыха на природе там практически идеальные места для стоянки с палатками. Только, пожалуйста, заберите потом весь мусор с собой и не жгите костры где попало. Это наша Родина, давайте сохраним ее в чистоте.

Подробную информацию о музее-заповеднике Дивногорье, а также узнать, как добраться, вы можете на

Рассказы по истории Крыма Дюличев Валерий Петрович

ПЕЩЕРНЫЕ МОНАСТЫРИ

ПЕЩЕРНЫЕ МОНАСТЫРИ

Возникновение пещерных монастырей в Крыму связано с иконоборчеством в Византии. В VIII-IX веках византийское духовенство настолько усилилось, что в руках у монастырей и церквей сосредоточилась значительная часть земель. Императоры Лев III и Константин V начали преследование духовенства и монахов под предлогом борьбы с иконопочитанием. Церковным собором 754 года иконопочитание было осуждено. По приказу властей разрушались церкви с росписями, уничтожались иконы, у монастырей конфисковывались земли. На протяжении VIII-XI веков монастыри были закрыты, а монахи, да и светские почитатели икон бежали из Византии, в частности на север, в Крым. Здесь в долинах рек в неприступных скалах возникают многочисленные монастыри - Успенский, Качи-Кальон, Шулдан, Чилтер-коба, Чилтер-мармара и др.

Успенский монастырь.

Успенский монастырь (близ Бахчисарая) возник предположительно в конце VIII - начале IX века и просуществовал с перерывами около тысячи лет. Монастырь расположен в живописной долине на отвесной скале, внизу которой сохранились пещеры. Сохранились него наземные постройки: дом игумена у дороги, руины небольшой часовни, остатки фонтана, два здания монастырской гостиницы. Широкая лестница, постепенно врезающаяся в скальный массив, ведет на площадку второго яруса, отсюда более узкая лестница приводит в главную, Успенскую церковь, вырубленную в отвесной скале. Обширный светлый зал со стенами, побеленными известью, украшен четырьмя колоннами, за которыми видны следы поздней росписи; напротив в стене - оконные проемы, из которых открывается вид на ущелье и остатки греческого поселения Мари-амполь. Снаружи над церковью в специальной нише, украшенной витыми колоннами, и по бокам от нее - роспись середины XIX века, выполненная прямо на скале.

После вторжения в Крым монголо-татар многие монастыри пришли в упадок, Успенский же монастырь сумел остаться центром христианской церкви в Крыму. Эта роль перешла к нему после захвата Мангупа турками (1475 г.). Русское государство оказывало покровительство монастырю, посылало ему материальную помощь.

После переселения крымских христиан в Приазовье в 1778 году, когда Крым покинули и жители селения Мариамполь, располагавшегося напротив монастыря, места эти пришли в запустение.

Шулдан. В Шульской долине, ведущей к селу Терновка, над верхним краем скалистого склона, в скальном обрыве издалека видны высеченные в нем пещеры: это монастырь Шулдан («Отдающий эхо»), возникший, вероятно, в VIII веке. По склону, заросшему лесом, зигзагообразно поднимается дорога до плато; отсюда направо, вдоль скального обрыва, ведет к монастырю сильно заросшая травой тропа. В ближайшем естественном гроте, видимо, был источник: об этом говорит отверстие в скале, выточенные водой желобок и выемка в виде чаши. Сегодня вода выбрала себе другой путь - источник пробивается из земли несколько дальше и ниже. В следующем гроте произошел крупный обвал вместе с имевшимися в нем пещерами, в правом углу повисли остатки каменной лестницы, некогда ведшей в храм. Следуя дальше вдоль скалы, попадаем в лабиринт пещер естественного и искусственного происхождения и затем по ступенькам неожиданно выходим в верхний ярус - своего рода балкон, круто обрывающийся вниз, откуда открывается великолепный вид на Шульскую долину. Слева находится высеченная в скале базилика правильной формы с нартексом, отделенным двумя колоннами, от которых видны каменные основания с коробовым сводом и центральной апсидой, вдоль полукружия которой идет двухъярусная скамья с епископским креслом в алтаре. На стенах еще различимы следы росписи, которую датируют XII-XIII веками. С южной стороны к храму примыкает придел с купелью в апсиде.

Вопросы и задания

1. С чем связано возникновение пещерных монастырей в Таврике?

2. Какие пещерные монастыри Крыма ты знаешь?

3. Расскажи об Успенском монастыре.

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Москва подземная автора Бурлак Вадим Николаевич

ЗАМОСКВОРЕЦКИЕ ВЕДЬМЫ И ПЕЩЕРНЫЕ КАРЛИКИ Жизнь, управляемая приметами В феврале 1598 года московская знать присягала Борису Годунову.В клятвенном обещании новому царю были и такие слова: «…В естве и в питье, и в платье или в ином в чем лиха напасти не учиняти; людей своих с

Из книги 100 великих городов мира автора Ионина Надежда

Пещерные города Каппадокии Несколько миллионов лет назад, еще в третичный период, в Анатолии произошло извержение вулкана Эрджиеш-Дагы – самой высокой горы Малой Азии. Потоки лавы, смешанной с пеплом, хлынули в долину Гереме и толстым слоем покрыли территорию в

Из книги Иван III автора Скрынников Руслан Григорьевич

Монастыри В XIV–XV вв. монастыри в России переживали расцвет. В центре и на окраинах появились сотни новых обителей. Одни из них превратились в крупных, землевладельцев, другие существовали в виде скитов и крохотных лесных пустыней. В пустынях иноки жили трудами своих рук и

Из книги Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки). автора Костомаров Николай Иванович

V. Монастыри Первые ростки восточного аскетизма, посаженные на девственной почве берегов Днепра, поднялись было роскошно в образе Печерского монастыря; но не дали ему ходу бурные перевороты южнорусской истории. Безопаснее стали возрастать его отпрыски, одни за другими,

Из книги Ирландия. История страны автора Невилл Питер

МОНАСТЫРИ Серьезные изменения наметились и в ирландских монастырях. Эти перемены связаны прежде всего с именем святого Малахии из Армы (1094-1148), друга Бернарда Клервоского, главного монашеского реформатора Франции. После смерти святого Бернард написал «Житие

автора Фадеева Татьяна Михайловна

IV. "ПЕЩЕРНЫЕ ГОРОДА" И ИХ ИССЛЕДОВАТЕЛИ Безвестных стран разбитые заставы, Могильники забытых городов, Размывы, осыпи, развалины и травы Обглоданных волною берегов… М. А. Волошин Знакомство с Чуфут-кале и Успенским монастырем, которых не минует ни один посетитель

Из книги Тайны горного Крыма автора Фадеева Татьяна Михайловна

Пещерные казематы Скалистые мысы, выступавшие за линию обороны восточного обрыва как бы в виде природных «башен», также были использованы: вырубленные в них пещеры с бойницами явно служили казематами для воинов и позволяли держать под перекрестным обстрелом "мертвую

Из книги Тайны горного Крыма автора Фадеева Татьяна Михайловна

VII. «ПЕЩЕРНЫЕ» КРЕПОСТИ И МОНАСТЫРИ Да одиноко городища Чернеют жутко средь степей, Забытых дел, умолкших дней Ненарушимые кладбища… М. А. Волошин Среди "пещерных городов" численно преобладают сравнительно небольшие поселения, до «ранга» города не дотянувшие. Это

Из книги Две силы автора Солоневич Иван

ПЕЩЕРНЫЕ СНЫ Валерий Михайлович чувствовал, что он не заснёт. Так уютно потрескивали остатки костра, так бессильно за могучими стенами пещеры ныла пурга, так приятно ныли натруженные ноги, было такое редкое ощущение полной и абсолютной безопасности, и, вот, лезли в голову

Из книги Первобытные люди [Быт, религия, культура] автора Квеннелл Марджори

Глава 3 Первые пещерные люди Следующий период, о котором пойдет наш разговор, - это период пещерных людей культуры мустье, которая получила свое наименование от названия пещеры Ле-Мустье, расположенной в долине реки Везер во французском департаменте Дордонь. В Ле-Мустье

Из книги Древняя русская история до монгольского ига. Том 2 автора Погодин Михаил Петрович

МОНАСТЫРИ Первыми училищами христианской веры и новой жизни стали монастыри. Предание говорит, что с введением ее и «монастыреви на горах сташа, черноризцы явишася». Первый митрополит Михаил поставил монастырь во имя своего ангела, Архистратига Михаила, неподалеку от

Из книги История людей автора Антонов Антон

17. Пещерные люди Последняя стадия антропогенеза, несмотря на свою близость во времени, представляется подчас более туманной, нежели первая. Дело в том, что в стройную картину последовательных эвлюционных превращений вклиниваются неандертальцы, которые, по мнению многих

Из книги Тибет: сияние пустоты автора Молодцова Елена Николаевна

Монастыри Практически же образование в тибетском буддизме продолжается в той или иной форме всю жизнь, будучи тесно связанным с религиозной жизнью. Всякий монастырь, помимо учебной, имеет еще и культовую функцию. Соответственно этой функции место для монастыря всегда

Из книги Сократ: учитель, философ, воин автора Стадничук Борис

Пещерные люди Возьмем знаменитую притчу о пещере, которую, если верить Платону, его брат Главкон слышал от Сократа (трактат «Государство»). В ней рассказывается о том, что наш мир – некое подобие темной пещеры, в которую, впрочем, проникает свет через большое отверстие.

Из книги Рассказы по истории Крыма автора Дюличев Валерий Петрович

«ПЕЩЕРНЫЕ ГОРОДА» В средневековой Таврике на высоких плато столовых гор возникает целая сеть городов, окруженных неприступными скалами и грозными оборонительными стенами с боевыми башнями. Чаще всего в исторической литературе эти города упоминаются как «пещерные