Туристический портал - NataliSudak

Туристический портал - NataliSudak

» » Брк неуловимый 1987. Эскадренный миноносец неуловимый

Брк неуловимый 1987. Эскадренный миноносец неуловимый

Продолжу серию постов про победу.

Сегодня - про реального человека, нашего современника. Которого я ненавидел и уважал в детстве. И который открывал парад на Красной площади два раза! Он первым шёл и нёс Знамя Нахимовского училища в своих руках. И я видел его по телевизору!!! И мои школьные друзья его видели. Уважительно смотрели на меня - он жал руку человеку, идущему первым на параде!

Теперь в мозгу Путина чего-то хрустнуло, и снова Нахимовцы будут идти первыми, открывать Парад Победы. А он ПЯТЬ раз печатал шаг по вековой брусчатке! И я его уважал и ненавидел. Почему?

Однажды в воскресение к нам к обеду пришёл молоденький морячок, курсант Нахимовского училища. Мой дальний родственник из Севастополя поступил в Нахимовское и три года как часы приходил к моей маме и моей семье на обед. Нет, в училище кормили отлично, но ему его мама сказала - каждое воскресение идёшь на обед к тёте Лёле, мою маму так родня звала. Домашнюю еду ничем не заменишь! Тем более мама так варила борщ! А он с Украины, после тарелки её борща - как на родине побывал.

И всё было бы хорошо, но его назначили примером для меня, подростка. Он был точен как часы, подстрижен идеально, это понятно, но его форма была идеально выглажена, и он снимал гюйс (воротничок такой у моряков) и долго его складывал по складкам. Ни одной лишней морщинки! А самое главное - он вскакивал из-за стола, когда женщина или девушка поднималась из-за него!

Все три года мне его тыкали в нос! Я бесился, но когда он простенько рассказал, что умеет танцевать не только вальс, но и полонез, и пасодобль, я сдулся! Мои познания в рок-музыке стали такими бледными и ненужными. На меня пахнула мощь Империи !

Революции… победа пролетариата… комсомольские субботники… Они пронеслись над моей землёй. А русские моряки продолжают танцевать пасодобль!

С этого момента я стал имперцем и монархистом. Витя, коммунист, делегат съездов и партконференций, ты же не знал этого?

Итак, знакомьтесь, Волынский Виктор Леонидович. Почти легенда русского черноморского флота современности.

Волынский
Виктор
Леонидович
ЛНВМУ
1970 г.в.

Большую статью из сборника выпускников Нахимовского училища вы можете прочесть в конце поста, и статью прошлогоднюю, когда он уже плавал на гражданских танкерах, которые как 4 авианосца размером.

Только добавлю немного своих воспоминаний. Любопытных)))

Когда он приезжал раз в год-два и рассказывал морские байки, я ему почти не верил. А он и вправду был грозой Средиземного моря! Он ходил бок-о-бок с американским флотом.
Они были врагами, но американский адмирал первым поздравил Витю с рождением дочери в Севастополе. Наши сообщили только ближе к вечеру, когда американцы уже убрали рупоры, выключили праздничную музыку, закончили салют… У русского капитана родился ребёнок!

Он говорил: было очень приятно, что так громко тебя поздравляет потенциальный враг, причём от души, но тревожно понимать, что разведка врага всё знает!

Я ему верил тогда, когда он объяснял отчего так поправился, став капитаном: сидишь, говорит, в рубке и вестовому командуешь - а ну-ка братец, принеси котлетку с камбуза, а он огромную тарелку приволакивает, съешь конечно всю…

Когда Витя бороздил на своём эсминце Средиземное море, вися на хвосте американского авианосца, то самое скверное было то, что американские пилоты сдавали экзамены на высший профессонализм, достигнутый учёбой. Над его головой.

Надо было пролететь низко над советским кораблём. И если пилот сумел пролететь ниже наших антенн, он получал высшее звание Мастер-пилот. И следующее звание.

И так наших это доставало!

И произошло событие почти вызвавшее войну. Наш матрос с Витиного корабля сбил Фантом! Он упал рядом с кораблём в море. Пилот катапультировался, остался жив. Но нашему матросу настали суровые дни!

Витя посадил его на губу. Матроса сначала допрашивал судовой комитетчик. Вечером на вертолёте прилетели комитетчики из Севастополя. Парня допрашивали два дня. Чем ты его сбил? Из чего стрелял? А парень просто со злости бросил консервную банку в Фантом! А он упал! Комиссия стала мерять высоту пролёта и силу броска матроса. Целый день парень бросал банки...

А Витя был в трансе - либо посадят за развязывания третьей мировой, либо снимут с командиров. Комиссия улетела ничего не сказав. Вся команда гадала либо снимут, либо орден дадут командиру! А Витя плохо спал. Наутро получил телеграмму.

Матрос кинул банку в самолёт. Она сверкнула на солнце. Самолёт летел очень низко над морем. Рука лётчика от испуга дрогнула. Крылом самолёт задел волну и упал. Все живы. Никто не виноват. Отбой.

Витя был рад. Не виноват. Отбой.

Это не байка, это реальная жизнь советских моряков. Но никто не писал в штаны со страха. Рапорт никто не писал. Западло это...

И второй раз я ему не поверил, когда он приехал с северов, где побывал на суперпоследней атомной лодке. Он приехал мрачный - он прекрасно знал тесноту лодок на черноморском флоте, хоть и не подводником был, когда моряки там спят на койке по сменке, в духоте и тесноте…

А тут - каюта на двух моряков, бассейн небольшой с банькой, волейбольная площадка… И зимний сад, где летают настоящие попугаи! Тут я точно понял - он врёт! Хотя он показывал на мой довольно длинный шестиподъездный девятиэтажный дом и говорил, что лодка длиннее моего дома и все 9 этажей в ней утонут! Только потом я узнал, что погибший «Курск» не самая большая советская лодка. Это вновь была Империя!

Моряк от бога. - Морской сборник № 9, 2002 г.


Интерьер кабинета начальника штаба тыла ЧФ чем-то напоминает одну из экспозиций флотского музея, посвященную выходу Черноморского флота в Среди земное море и Мировой океан - макеты, фотографии и модели кораблей, имена большинства из которых мало знакомы молодому поколению моряков. Его хозяин - капитан 1 ранга В.Волынский - охотно рассказывает о том, как экспонатами пополнялась его коллекция морских сувениров, насколько они ему дороги как память о более чем тридцатилетней флотской службе и многочисленных дальних походах. При этом успевает отвечать на телефонные звонки, утверждать документы и принимать доклады своих подчиненных.

О добродушии, простоте и необыкновенном остроумии Виктора Леонидовича на флоте ходят легенды. Впрочем, и об уникальным опыте службы и высоком профессионализме капитана 1 ранга В.Волынского черноморцам известно не меньше, чем о его исключительных человеческих качествах. О таких, какой, говорят "моряк от Бога". Сам Виктор Леонидович никогда не сомневался в выборе жизненного пути. Для него было свято пойти по стопам отца, который служил в свое время инженером-энергетиком в Финляндии, Таллинне, Феодосии и Балаклаве. Потому Волынский-младший, почувствовав с детства соленый вкус флотской романтики, уже после пятого класса мечтал поступить в Ленинградское Нахимовское военно-морское училище.
Он достиг поставленной цели. Правда, на вступительном экзамене по иностранному языку чуть было не произошел казус. Дело в том, что Виктор учил в школе французский, а отвечать пришлось преподавателю английского. После длительного "собеседования" офицер и абитуриент в конце концов нашли общий язык, и это была первая победа юноши. Остальные экзамены Волынский сдал без проблем.
В училище севастопольский паренек привлекал к себе внимание не только способностями полиглота. Физически крепкому и выносливому курсанту доверили нести знамя Нахимовского ВМУ на параде в честь Дня Победы в Москве. Он до сих пор гордится тем, что за все годы учебы ему посчастливилось пять раз пройти в парадной "коробке" по брусчатке Красной площади: вначале нахимовцем, затем курсантом Черноморского ВВМУ имени П.С.Нахимова. В нем он прошел все возможные для курсанта командирские ступени. Науку корабельной службы стремился постичь глубоко и прочно. Теорию проверял и укреплял практикой на больших ракетных кораблях "Бедовом", "Неуловимом", ВПК "Красный Кавказ", крейсерах "Грозный" и "Жданов". В дальнейшем, кстати, сложилось так, что почти на всех из них и продолжилась офицерская служба Виктора Леонидовича.

Сначала был "Бедовый", где за шесть лет службы Волынский прошел путь от командира ракетной батареи до командира корабля, участвовал в своей, пожалуй, самой продолжительной боевой службе в Средиземном море, отслеживая американские авианосцы, затем в Южной Атлантике и у знойных берегов Африки. Возвращаясь в родную базу, Виктор получил самое выстраданное и потому особенно долгожданное для любого офицера воинское звание - старший лейтенант. Причем получил его не совсем так, как обычно.
Однажды в Средиземке с крейсера "Дзержинский" на БРК "Бедовый" перешел командующий Черноморским флотом адмирал Н.Ховрин. Докладывая ему обстановку, командир корабля упомянул и о том, что у ряда молодых офицеров в период длительного плавания истек срок присвоения очередного воинского звания, а представления на них заранее не готовили. Буквально через час, когда лейтенант Волынский поднялся на ходовой мостик и спросил у находившегося там адмирала разрешения заступить на вахту, то услышал: "Заступайте, товарищ старший лейтенант!" И тут же получил из рук командующего флотом новые погоны.

С тех пор прибавление в звездах "на переходе морем" стало для Виктора Леонидовича своеобразной традицией. Капитан-лейтенантом Волынский стал спустя три года - и тоже в ходе боевой службы. К званию капитан 2 ранга был представлен досрочно, командуя экипажем "Неуловимого", а погоны получил уже в качестве старпома командира крейсера "Жданов", находясь в Черном море. Свое нынешнее звание Виктор Волынский получил после окончания Военно-морской академии имени Н.Г.Кузнецова, когда в должности начальника-штаба бригады ракетных кораблей вышел в море для отработки учебно-боевых задач на БПК "Очаков". Исключением из "правил" было только получение звания капитана 3 ранга, которое ему присвоили во время учебы на Высших специальных офицерских классах. Виктор Леонидович считает, что ему очень повезло, ибо основная часть его офицерской карьеры пришлась на пик развития советского ВМФ. Более 20 раз Волынскому приходилось выполнять задачи боевой службы, 15 из них - в качестве командира корабля или старшего на борту. Следили за авианосными ударными группировками тогда еще "вероятного противника". Ходили с визитами почти во всё страны южной части Мирового океана. Бросали якоря во всех штатных и малоизвестных точках, швартовались в незнакомых портах, заправлялись в разных погодных и технических условиях: на ходу, на якоре, под одной машиной, под одним котлом. Порой три танкера одновременно обеспечивали топливом и водой по три корабля.

Капитан 1 ранга В.Волынский откровенно гордится тем, что ни разу не создавал предпосылок к навигационным авариям и происшествиям. Комбриги, вспоминает он, водили тогда сввои корабли строями, ордерами, управляли сразу двумя полноценными КПУГами. Когда он командовал БРК "Неуловимый", при авральной подготовке к выходу в море приходилось за день по нескольку раз швартоваться к разным причалам, в любое время суток и при любой погоде, будь то заправка топливом, погрузка продовольствия или боезапаса. А на учениях ракет, торпед, глубинных бомб и снарядов выпускали столько, сколько этого требовали условия.
Начальником штаба бригады В.Волынский ходил практически на всех кораблях соединения. К примеру, в Средиземное море шел на ПКР "Ленинград" и СКР "Разительный", а возвращался на СКР "Ладный" и "Пытливый". Часто с корабля на корабль приходилось пересаживаться в штормовых условиях, при помощи грузовых кранов. Заметим, что никто из эскадры на подобные рискованные перемещения не решался.
Во всех дальних походах в качестве старшего на борту капитан 1 ранга В. Волынский делил ответственность за безопасность плавания с командирами кораблей, если требовала обстановка - советовал, подсказывал. И всегда считал и считает, что у командира своя мера ответственности и брать управление кораблем на себя нужно в крайних, исключительных случаях, когда явно видишь, что действия командира могут привести к ЧП. Дело старшего на борту - находиться рядом с командиром корабли, просчитывать в голове совершаемый маневр и прогнозировать дальнейшее развитие событий, быть в постоянной готовности к немедленному вмешательству и... переживать.
По результатам всевозможных проверок и инспекций, Которых на его долю пришлось немило, В.Волынскому обязательно делали замечание, что мало издает приказов о наказании подчиненных. Но у Виктора Леонидовича на этот счет свое мнение: он придерживается принципа, что основным методом воспитания является убеждение, а не наказание. Поскольку сегодня любое дисциплинарное взыскание неизбежно влечет за собой и наказание рублем, от которого, в первую очередь, страдают семьи, в приказы Волынского попадают лишь явные виновники снижения боеготовности или причинения серьезного материального ущерба.

Отчитывать на повышенных тонах подчиненных, конечно, случалось, не без этого,- признается капитан 1 ранга В.Волынский, - но только в кабинете или в каюте. На ходовом мостике - никогда. В любой нештатной ситуации: не вышла ракета из шахты, застряла бомба, остался в канале ствола снаряд - действуй спокойно, согласно существующим инструкциям. Почему так получилось - разберешься потом. А суета и нервотрепка в такие ответственные моменты никогда к хорошему не приведут. Экипаж очень тонко чувствует настрой и уверенность командира. Подашь плохой пример - жди беды и вини после этого только себя.

А еще капитан 1 ранга В.Волынский убежден, что командир должен обладать твердым волевым характером и в интересах службы и, особенно, безопасности людей уметь говорить "нет" даже старшим начальникам. В качестве примера он рассказал случай, произошедший с ним в иностранном порту.
Корабль стоял на рейде и готовился к возвращению в базу, когда группа офицеров и мичманов обратилась к Волынскому, как к старшему похода, с просьбой сойти на берег для "отоваривания" оставшейся на руках местной валюты. Уговаривали так убедительно, что пришлось поступиться собственными правилами и отпустить. Но когда люди возвращались, погода вдруг резко испортилась, ветер поднял волну, и барказам с командой моряков никак не удавалось подойти к борту. Возникла реальная угроза жизни 40 человек.
Как корил себя в эти минуты Волынский! За мягкотелость, за то, что позволил "развести центробалт" и подверг опасности сослуживцев. Хорошо, что все закончилось благополучно. Швартовая команда сработала на славу и все горе-ходоки были подняты на борт изрядно намокшими, но целыми и невредимыми, Никого из них не упрекнул Волынский, а себя нещадно "выпорол" на всю катушку. И зарубку в памяти сделал на всю оставшуюся жизнь.

Предпочитающий крылья ходового мостика просторному служебному кабинету и нехитрый быт корабельных кают - домашнему уюту, капитан 1 ранга В.Волынский отнюдь не стыдится "паркетности" нынешней своей должности. Вспомогательный флот ЧФ по праву считается самым плавающим и по регулярности выходов в море, и по тоннажу "единичек", и по количеству вымпелов. Однако объем решаемых штабом задач требует его деятельности не только в море. Как орган управления тылом, штаб отвечает за все виды готовности своих служб, принимает стекающуюся информацию, организует ритмичное взаимодействие многочисленных тыловых структур, отрабатывает документы и доводит до низовых звеньев решения заместителя командующего флоту по тылу.

Останься Виктор Леонидович в своей прежней должности командира бригады вспомогательных судов - без особого труда управлял бы отлаженной им же самим системой, опираясь на проверенных в походах людей.
Но собственная карьера для Виктора Леонидовича вторична, главное заключается в возможности испытать себя на новом поприще, принять вызов судьбы, делать свое дело так, чтобы не пришлось краснеть за вверенный участок работы. О том, что Волынскому удается работать именно так, говорят итоги недавней проверки Черноморского флота комиссией под руководством начальника Тыла ВС РФ - заместителя Министра обороны РФ по Тылу генерала армии В.Исакова. Была проведена полная проверка наличия материальных средств на всех без исключения складах флота.
По всем показателям на Черноморском флоте, по словам В.Исакова, положение дел лучше, чем на других флотах и в этом есть немалая заслуга начальника штаба тыла ЧФ капитана 1 ранга В.Волынского.

Горжусь!

Так и не стал он адмиралом! Я мальчишкой верил в это. Но такие статьи заслужить! Читайте

И статья 2012 года. Он был капитаном на танкерах водоизмещением 160 000 тонн, это четыре тяжелых авианесущих крейсера (ТАКР) «Киев», то есть четыре отечественных авианосца. Это огромный плавучий город. А этого его нынешнее хозяйство.

Новых Вам миль, капитан Волынский

2012-09-30 11:12:42

Чтобы понять сегодняшнего капитана 1 ранга запаса капитана судна размагничивания Черноморского флота СР-939 Виктора Волынского, необходим экскурс к его первым шагам на командирский, а затем и капитанский мостик. А было это в ту пору, когда война «холодная» от малей¬шей искры могла стать «горячей». Мощная группировка кораблей американских ВМС, в числе которых был и авиано¬сец «Америка», курсировала вблизи ливанских берегов. А почти внутри этой группировки находился советский большой ракетный корабль «Неуловимый». Экипажу БРК предписывалось наблюдать за действиями прежде всего авианосца и в случае чего... Командир «Америки» это понимал, но, осознавая техническое превосходство авиа¬носца, решил «погонять» видавший виды советский «паросиловичок». «Америка» вначале неспешно вышла из общего ордера кораблей, увлекая за собой «Неуловимый», а потом ее машины все прибавляли и прибавляли обороты. О такой скорости БРК и в «молодости» мечтать не мог.

Но техническая дуэль между двумя кораблями получилась лишь отчасти. Преимущества авианосца в скорости быстро были сведены на нет тактическим мастерством командира «Неуловимого» капитана 3 ранга Виктора Волынского. Зная тактику действий авианосца, Волынский безошибочно моделировал его маневрирование в районе, и «Неуловимый» всякий раз появлялся на пересечении курса «Америки»...

Вопрос выбора жизненного пути перед Виктором Волынским не стоял. И не только в силу того, что он, как и многие севастопольские мальчишки, бредил морем, фло¬том, кораблями. Военный в третьем поколении, он просто нe видел для себя иного пути. Для него было свято пойти по стопам отца, который служил в свое время инженером-энергетиком в Финляндии, Таллинне, Феодосии и Балаклаве. Из 36 школьников, сведенных кадровыми органами в одну группу поступающих в Нахимовское училище, 34 на первом же экзамене получили неудовлетворительные оценки. Одним из двух «счастливчиков» был Волынский. Причем ему, учившему в школе французский, для достижения поставленной цели пришлось впоследствии осилить и английский. И все для того, чтобы, в конце концов, получить самостоятельную командирскую должность.

До командирского значка на тужурке выпускник Черноморского ВВМУ имени П.С. Нахимова прошел целый ряд должностных ступенек. И начал с должности командира батареи на большом ракетном корабле (БРК) «Бедовый», который явился первым в ВМФ СССР кораблем, вооруженным противокорабельным ракетным оружием. Там же прошел должности командира БЧ-2, старшего помощника командира и после Высших офицерских классов был назначен командиром БРК «Неуловимый».

Как быстрее вывести корабль в первую линию, сделать его по-настоящему боеготовым? Сложный, но наиболее эффективный способ решить эту проблему - выйти в море, на боевую службу. На крейсере «Жданов» командующий Черноморским флотом адмирал Алексей Калинин проводил какое-то совещание. Там-то и обратился к нему новоиспеченный командир «Неуловимого» с просьбой послать корабль на боевую службу. В общефлотских планах боевая служба для БРК не значилась. Тем не менее, в ту пору планы еще можно было подвергнуть кор¬ректировке в сторону повышения интенсивности боевой учебы. Уже через неделю «Неуловимый» поставили в док. В сжатые сроки молодой командир подготовил корабль и экипаж к походу. Сутками не сходил с БРК, но дело сделал.

Два с половиной месяца бороздил Средиземное море «Неуловимый», неустанно наблюдая за действиями американской армады близ ливанского побережья. Потом были еще боевые службы. Среди семи кораблей «Неуловимый» твердо занимал второе место, уступая лидерство лишь гремевшему на весь ВМФ новому ракетному крейсеру «Слава», который ныне носит звание флагмана флота и гордое имя гвардейского ракетного крейсера «Москва».

Были у Волынского и другие командирские должности, но он уже знал свой дальнейший маневр. Окончив с отличием Военно-морскую академию, вернулся на Черноморский флот, уже на должность начальника штаба самой крупной и самой плавающей бригады. В ее состав входили противолодочный крейсер «Ленинград», большие противолодочные корабли «Керчь», «Очаков», «Азов», «Красный Кавказ»... - имена, которые знал весь Военно-Морской Флот. А вот командиром бригады капитана 1 ранга Волынского в сентябре 1994 года уже назначили совсем в другое место, вроде как и не боевое. Да и время было уже совсем не то, когда он гонялся за «Америкой». Самое трудное - дефицит всего и вся, начиная от воды, электроэнергии, топлива и заканчивая ЗИПом и деньгами. А в его подчинении - пуповина флота, связывающая боевые единицы с берегом: танкеры, плавмастерские, морские буксиры, рефрижераторы, военный транспорт «Генерал Рябинов» и госпитальное судно «Енисей»...

В общем, было от чего за го¬лову схватиться. Но даже в тех непростых условиях, несмотря ни на что, экипажи кораблей и судов продолжали самоотверженно выполнять поставленные задачи не только в Черном, но и в Средиземном морях. А Волынскому в силу обилия этих задач и нерешенных проблем приходится выступать не только в роли комбрига или капитана-наставника. Нужно еще и предугадать «маневр», на который вынудят флот те или иные обстоятельства. Вот где в полной мере пригодился ему огромный накопленный опыт, которым он щедро делился с командирами и капитанами подчиненного ему соединения.

На долю Волынского выпало удвоение бригады, когда в нее влилась еще одна бригада вспомогательных судов - 16-я. И по количеству вымпелов и суммарному во-доизмещению она стала чуть ли не всем вспомогательным флотом ЧФ. Впрочем, и с управлением этой «армадой» комбриг Волынский справился, ему не впервой было рассчитывать маневр на опережение. И как следствие - новая вышестоящая должность: начальник штаба тыла ЧФ.

Круг забот стал намного шире, а ответственность распространялась теперь практически на весь флот, важной составляющей которого был тыл. Нет тыла, нет и флота, ведь тыл - это обеспечение жизнедеятельности флота. Шесть лет исполнял эту ответственную должность Волынский, был правой рукой таких адмиралов, как Владимир Лавров, Алексей Белкин. О том, как работал Волынский, говорят, например, итоги проверок Черноморского флота комиссией под руководством начальника Тыла ВС РФ - заместителя Министра обороны РФ по Тылу генерала армии В.Исакова, когда проходила полная проверка наличия материальных средств на всех без исключения складах флота. По многим показателям на Черноморском флоте, по признанию В.Исакова, положение дел было лучше, чем на других флотах и в этом конечно, была немалая заслуга начальника штаба тыла ЧФ капитана 1 ранга В.Волынского.

Неизбежно пришло время увольнения в запас. Однако и после этого Волынский не оставил море. Правда, теперь уже в качестве капитана дальнего плавания. И водил он уже не боевые корабли, а большей частью танкера. Причем, водоизмещением от 3 000 до 160 000 тонн. Судно в 3 000 тонн это по водоизмещению - сторожевой корабль. 160 000 тонн это по водоизмещению почти четыре тяжелых авианесущих крейсера (ТАКР) «Киев», то есть четыре отечественных авианосца. Это огромный плавучий город.

Правда, экипажи даже таких исполинов небольшие, - говорит Волынский, - намного меньше, чем на боевых кораблях. Обычно, чуть больше двух десятков. Потому, что там нет оружия и все автоматизировано.

Он управлял двенадцатью такими судами и обошел с ними весь свет. К военному списку, в который входят Болгария, Румыния, Турция, Сирия, Югославия, Италия, Франция, Греция, Ангола, Египет, Индия, Ливия, добавились такие, как Польша, Германия, Гонконг, Бангладеш, Оман, Иран, Иордания Ливан, Гвинея, Объединенные Арабские эмираты, Испания, Йемен…

И все это «гражданское» время он часто вспоминал Черноморский флот, боевые службы, призывные трели колоколов громкого боя. Военная служба накрепко вошла в его жизнь. И потому он вновь оказался на флоте. С апреля сего года Виктор Леондидович - капитан на СР-939.

На счету Волынского более двадцати боевых служб и более десятка походов в качестве капитана дальнего плавания. Если собрать воедино все пройденные им мили, то земной шар он обошел не один раз. Также как не один раз пересекал экватор. У него взрослая дочь - Наталья, две внучки, а в августе родился внук, которого назвали Леонидом, в честь деда, отца Виктора. И как знать, быть может, маленький пока Леонид со временем тоже станет военным или гражданским моряком. И морская династия Волынских продолжится.

А пока наш юбиляр, которому 1 октября исполнится 60 лет, думает о постановке СР-939 в док, вводе судна размагничивания в состав сил постоянной готовности, мечтает о новых походах. Новых Вам, миль, капитан Волынский!


Головной эсминец «Бедовый» заложен по проекту 56 как чисто артиллерийско-торпедный корабль, но в ходе строительства превращен в ракетный (проект 56-ЭМ). Остальные строились по проекту 56-М, но практически не отличались от прототипа. Недостатки ракет КСЩ стали причиной модернизации трех кораблей («Неуловимый», «Прозорливый», «Бедовый») по проекту 56-У с установкой новых ПКРК П-15М. «Неудержимый» вследствие загрузки дальневосточных заводов не модернизировался. Все корабли вступили в строй как эсминцы, 19.5.1966 г. переклассифицированы в БРК, затем в ВПК и в 1977г.- снова в БРК (кроме «Неудержимого»).


Большой ракетный корабль «НЕУЛОВИМЫЙ», 1979 г.



Эсминец «НЕУЛОВИМЫЙ», 1961 г.


БЕДОВЫЙ (заводской № 1 204). 3.9.1952 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 1.1 2.1953 г. заложен по проекту 56 на заводе № 445, достраивался по проекту 56-ЭМ, спущен 31.7.1955 г., вступил в строй 30.6.1958 г. и 30.7.1958 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ; явился первым в ВМФ СССР кораблем, вооруженным противокорабельным ракетным оружием. 19.5.1966 г. переклассифицирован в БРК, 26.1.1973 г.- в БПК и 28.6.1977 г.- вновь в БРК. 20 - 27.7.1967 г. нанес визит в Гавану (Куба) и 9 - 11.8.1969 г.- в Бриджтаун (Барбадос). 7.10.1970 г.- 15.7.1971 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 9.11.1970 г. при сопровождении отряда кораблей НАТО в Средиземном море столкнулся с английским авианосцем «Ark Royal», но из строя не вышел и продолжил выполнение боевого задания. В период с 18.7.1972 г. по 25.1.1974 г. модернизирован на «Севморзаводе» в Севастополе по проекту 56-У, а в период с 23.4.1981 г. по 14.5.1986 г. там же прошел капитальный ремонт. 25.4.1989 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 5.8.1989 г. продан частной фирме Турции для разделки на металл и 1.10.1989 г. расформирован.

ПРОЗОРЛИВЫЙ (заводской № 1210). 17.10.1955 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 1.9.1956 г. заложен по проекту 56 на заводе № 445, достраивался по проекту 56-М, спущен 30.7.1957 г., вступил в строй 30.12.1958 г. и 8.3.1960 г. включен в состав ЧФ. 19.5.1966 г. переклассифицирован в БРИ и 1.2.1977 г.- в БПК, а 3.8.1977 г. возвращен в класс БРК. В1976 - 1977 гг. модернизирован на«Севмор- заводе» в Севастополе по проекту 56-У. 25.8.1978 г. перечислен в состав ДКБФ. 14- 18.6.1979 г. нанес визит в Хельсинки (Финляндия). 1.11 -31.12.1979 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Анголы. 24.6.1991 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1.10.1991 г. расформирован.

НЕУЛОВИМЫЙ (заводской № 743/765). 29.4.1954 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 23.2.1957 г. заложен п‹здлрректу 56 назаводе № 190, достраивался по проекту 56-М, спущен 27.2.1958 г., вступил в строй 30.1 2.1958 г. и 8.3.1960 г. включен в состав КБФ. 19.5.1966 г. переклассифицирован в БРК и 26.1.1973 г.- в БПК, а 3.8.1977 г. возвращен в класс БРК. 15 - 20.2.1969 г. нанес визит в Конакри (Гвинея) и 5 - 10.3.1969 г.- в Лагос (Нигерия). 1 7.4.1969 г. перечислен в состав КЧФ. В период с 2.1 2.1971 г. по 4.10.1972 г. модернизирован на «Севморзаводе» в Севастополе по проекту 56-У, 6.6.1974 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Севастополе на отстой, но 18.3.1982 г. расконсервирован и вновь введен в строй, а 19.4.1990 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 11.2.1991 г. расформирован и впоследствии продан частной фирме Италии для разделки на металл.

НЕУДЕРЖИМЫЙ, с 14.3.1986 г.-УТС-567 (заводской № 88). 19.1.1955 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 23.2.1957 г. заложен по проекту 56 на заводе № 199, достраивался по проекту 56-М, спущен 24.5.1958 г., вступил встрой 30.1 2.1958 г. и 8.3.1960 г. включен в состав ТОФ. 19.5.1966 г. переклассифицирован в БРК и 3.8.1977 г.- в БПК. 23.7.1979 г. поставлен на «Дальзаводе» во Владивостоке на капитальный ремонт, но 8.1 2.1985 г. разоружен и переформирован в УТС, а 10.4.1987 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации.

НЕУКРОТИМЫЙ (заводской № 89). 1 7.10.1955 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, но вскоре снят со строительства и на заводе № 199 не закладывался.

Водоизмещение: полное 3315, стандартное 2767 т (у «Бедового» - 3447/2890 т); длина 126,1 м, ширина 12,7 м, осадка 4.3 м. Мощность ПТУ 2x36 000 л.с.; скорость хода: максимальная 39,0, экономическая 14,0 уз; дальность плавания экономическим ходом 3900 миль.

Вооружение: 1х1 ПУ ПКРК СМ-59 (8 ракет КСЩ), 4х4 57мм ЗИФ-75 (на «Бедовом» 4x4 45-мм СМ-20-ЗИФ) орудия, 2x2 533-мм ТА. 2 РБУ-2500 (128 РГБ-25). Экипаж 270 человек. в том числе 19 офицеров.

ПРОЕКТ 56-У:

Водоизмещение: полное 3447, стандартное 2940 т; максимальная скорость 35 уз., дальность плавания экономическим (18 уз.) ходом 2400 миль. Вооружение: 4x1 ПУ ПКРК П-15М, (4 ракеты), 2x2 76-мм АК-276 и 4x4 57-мм ЗИФ-75 орудия. 2х2 533 ТА, 2 РБУ-2500. Экипаж 273 человека.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

ЭМ проекта 56-М «Неуловимый»
Служба: СССР
Класс и тип судна ЭМ , БРК, БПК
Организация БФ , ЧФ
Изготовитель ССЗ им. Жданова , Санкт-Петербург
Заказан к постройке 29 апреля 1954 года
Строительство начато 23 февраля 1957 года
Спущен на воду 27 февраля 1958 года
Введён в эксплуатацию 30 декабря 1958 года
Выведен из состава флота 19 апреля 1990 года
Статус Продан на металл (Италия)
Основные характеристики
Водоизмещение стандартное 2 767
полное 3 315 т
Длина 126,1
Ширина 12,7 м
Осадка 4,3 м
Мощность 72 000 л. с.
Скорость хода максимальная 39,0 узлов
экономичная 14,0 узлов
Дальность плавания 3 900 миль на 14 узлах
Экипаж 270 (в т. ч. 19 офицеров)
Вооружение
Артиллерия 4x4 ЗИФ-75
Ракетное вооружение 1xПУ СМ-59 (8 ЩКС)
Противолодочное вооружение 2хРБУ-2500
Минно-торпедное вооружение 2хТА 533-мм

Корабль активно использовался для боевого дежурства на Чёрном море. Один раз был послан в сильнейший шторм к проливу Босфор для спасения моряка с советского танкера, для доставки его в СССР на лечение. Осенью 1983 года принимал участие в испытаниях новых противоракетных систем. Было выпущено более 20 ракет, замечаний по результатам ракетных стрельб не было.

Весной 1984 года первый после расконсервации боевой поход в Средиземное море. Сопровождали американский авианосец и линкор во время Ливанского конфликта. Ходили к Ливии, заходили в сирийский порт Тартус. ПОТЕРИ - 1 моряк.

Вооружение

Согласно проекту 56-М, на «Неуловимом» стояли:

  • Пусковая установка СМ-59, для пуска 8 ракет КСЩ (Корабельный снаряд «Щука»), с системой управления СУ «Кипарис-56М»;
  • Четыре четырёхствольных 57-мм автомата ЗИФ-75;
  • Два двутрубных 533-мм торпедных аппарата (ТА);
  • Две реактивные бомбомётные установки РБУ-2500 (под РГБ-25 снаряд; 128 шт.).

После модернизации по проекту 56-У, признанный устаревшим комплекс КСЩ, был заменён на две автоматические 76-мм установки АК-276 и четыре Противокорабельных ракетных комплекса (ПКРК) для П-15М «Термит» (код НАТО - SS-N-2 Styx).

См. также

Напишите отзыв о статье "Неуловимый (эсминец)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Неуловимый (эсминец)

Никто не ответил, и княжна Марья, оглядываясь по толпе, замечала, что теперь все глаза, с которыми она встречалась, тотчас же опускались.
– Отчего же вы не хотите? – спросила она опять.
Никто не отвечал.
Княжне Марье становилось тяжело от этого молчанья; она старалась уловить чей нибудь взгляд.
– Отчего вы не говорите? – обратилась княжна к старому старику, который, облокотившись на палку, стоял перед ней. – Скажи, ежели ты думаешь, что еще что нибудь нужно. Я все сделаю, – сказала она, уловив его взгляд. Но он, как бы рассердившись за это, опустил совсем голову и проговорил:
– Чего соглашаться то, не нужно нам хлеба.
– Что ж, нам все бросить то? Не согласны. Не согласны… Нет нашего согласия. Мы тебя жалеем, а нашего согласия нет. Поезжай сама, одна… – раздалось в толпе с разных сторон. И опять на всех лицах этой толпы показалось одно и то же выражение, и теперь это было уже наверное не выражение любопытства и благодарности, а выражение озлобленной решительности.
– Да вы не поняли, верно, – с грустной улыбкой сказала княжна Марья. – Отчего вы не хотите ехать? Я обещаю поселить вас, кормить. А здесь неприятель разорит вас…
Но голос ее заглушали голоса толпы.
– Нет нашего согласия, пускай разоряет! Не берем твоего хлеба, нет согласия нашего!
Княжна Марья старалась уловить опять чей нибудь взгляд из толпы, но ни один взгляд не был устремлен на нее; глаза, очевидно, избегали ее. Ей стало странно и неловко.
– Вишь, научила ловко, за ней в крепость иди! Дома разори да в кабалу и ступай. Как же! Я хлеб, мол, отдам! – слышались голоса в толпе.
Княжна Марья, опустив голову, вышла из круга и пошла в дом. Повторив Дрону приказание о том, чтобы завтра были лошади для отъезда, она ушла в свою комнату и осталась одна с своими мыслями.

Долго эту ночь княжна Марья сидела у открытого окна в своей комнате, прислушиваясь к звукам говора мужиков, доносившегося с деревни, но она не думала о них. Она чувствовала, что, сколько бы она ни думала о них, она не могла бы понять их. Она думала все об одном – о своем горе, которое теперь, после перерыва, произведенного заботами о настоящем, уже сделалось для нее прошедшим. Она теперь уже могла вспоминать, могла плакать и могла молиться. С заходом солнца ветер затих. Ночь была тихая и свежая. В двенадцатом часу голоса стали затихать, пропел петух, из за лип стала выходить полная луна, поднялся свежий, белый туман роса, и над деревней и над домом воцарилась тишина.
Одна за другой представлялись ей картины близкого прошедшего – болезни и последних минут отца. И с грустной радостью она теперь останавливалась на этих образах, отгоняя от себя с ужасом только одно последнее представление его смерти, которое – она чувствовала – она была не в силах созерцать даже в своем воображении в этот тихий и таинственный час ночи. И картины эти представлялись ей с такой ясностью и с такими подробностями, что они казались ей то действительностью, то прошедшим, то будущим.
То ей живо представлялась та минута, когда с ним сделался удар и его из сада в Лысых Горах волокли под руки и он бормотал что то бессильным языком, дергал седыми бровями и беспокойно и робко смотрел на нее.
«Он и тогда хотел сказать мне то, что он сказал мне в день своей смерти, – думала она. – Он всегда думал то, что он сказал мне». И вот ей со всеми подробностями вспомнилась та ночь в Лысых Горах накануне сделавшегося с ним удара, когда княжна Марья, предчувствуя беду, против его воли осталась с ним. Она не спала и ночью на цыпочках сошла вниз и, подойдя к двери в цветочную, в которой в эту ночь ночевал ее отец, прислушалась к его голосу. Он измученным, усталым голосом говорил что то с Тихоном. Ему, видно, хотелось поговорить. «И отчего он не позвал меня? Отчего он не позволил быть мне тут на месте Тихона? – думала тогда и теперь княжна Марья. – Уж он не выскажет никогда никому теперь всего того, что было в его душе. Уж никогда не вернется для него и для меня эта минута, когда бы он говорил все, что ему хотелось высказать, а я, а не Тихон, слушала бы и понимала его. Отчего я не вошла тогда в комнату? – думала она. – Может быть, он тогда же бы сказал мне то, что он сказал в день смерти. Он и тогда в разговоре с Тихоном два раза спросил про меня. Ему хотелось меня видеть, а я стояла тут, за дверью. Ему было грустно, тяжело говорить с Тихоном, который не понимал его. Помню, как он заговорил с ним про Лизу, как живую, – он забыл, что она умерла, и Тихон напомнил ему, что ее уже нет, и он закричал: „Дурак“. Ему тяжело было. Я слышала из за двери, как он, кряхтя, лег на кровать и громко прокричал: „Бог мой!Отчего я не взошла тогда? Что ж бы он сделал мне? Что бы я потеряла? А может быть, тогда же он утешился бы, он сказал бы мне это слово“. И княжна Марья вслух произнесла то ласковое слово, которое он сказал ей в день смерти. «Ду ше нь ка! – повторила княжна Марья это слово и зарыдала облегчающими душу слезами. Она видела теперь перед собою его лицо. И не то лицо, которое она знала с тех пор, как себя помнила, и которое она всегда видела издалека; а то лицо – робкое и слабое, которое она в последний день, пригибаясь к его рту, чтобы слышать то, что он говорил, в первый раз рассмотрела вблизи со всеми его морщинами и подробностями.
«Душенька», – повторила она.
«Что он думал, когда сказал это слово? Что он думает теперь? – вдруг пришел ей вопрос, и в ответ на это она увидала его перед собой с тем выражением лица, которое у него было в гробу на обвязанном белым платком лице. И тот ужас, который охватил ее тогда, когда она прикоснулась к нему и убедилась, что это не только не был он, но что то таинственное и отталкивающее, охватил ее и теперь. Она хотела думать о другом, хотела молиться и ничего не могла сделать. Она большими открытыми глазами смотрела на лунный свет и тени, всякую секунду ждала увидеть его мертвое лицо и чувствовала, что тишина, стоявшая над домом и в доме, заковывала ее.
– Дуняша! – прошептала она. – Дуняша! – вскрикнула она диким голосом и, вырвавшись из тишины, побежала к девичьей, навстречу бегущим к ней няне и девушкам.

17 го августа Ростов и Ильин, сопутствуемые только что вернувшимся из плена Лаврушкой и вестовым гусаром, из своей стоянки Янково, в пятнадцати верстах от Богучарова, поехали кататься верхами – попробовать новую, купленную Ильиным лошадь и разузнать, нет ли в деревнях сена.
Богучарово находилось последние три дня между двумя неприятельскими армиями, так что так же легко мог зайти туда русский арьергард, как и французский авангард, и потому Ростов, как заботливый эскадронный командир, желал прежде французов воспользоваться тем провиантом, который оставался в Богучарове.
Ростов и Ильин были в самом веселом расположении духа. Дорогой в Богучарово, в княжеское именье с усадьбой, где они надеялись найти большую дворню и хорошеньких девушек, они то расспрашивали Лаврушку о Наполеоне и смеялись его рассказам, то перегонялись, пробуя лошадь Ильина.
Ростов и не знал и не думал, что эта деревня, в которую он ехал, была именье того самого Болконского, который был женихом его сестры.
Ростов с Ильиным в последний раз выпустили на перегонку лошадей в изволок перед Богучаровым, и Ростов, перегнавший Ильина, первый вскакал в улицу деревни Богучарова.
– Ты вперед взял, – говорил раскрасневшийся Ильин.
– Да, всё вперед, и на лугу вперед, и тут, – отвечал Ростов, поглаживая рукой своего взмылившегося донца.

Георгий Николаевич Авраамов подробно рассказал о своей службе в "Воспоминаниях заместителя командующего БФ". - Военно-технический альманах "Тайфун". Выпуск 20, 2000 г. Продолжение.

В 1946 г. почти весь наш класс направили в ВВМУ им. М.Ф.Фрунзе. Училище я закончил в 1950 г. по специальности "офицер корабельной службы". После распределения любой из выпускников мог быть штурманом, минером или артиллеристом - все решалось непосредственно на местах.
Меня направили на Балтику, где имелось два флота - 4-й и 8-й. Штаб 8-го флота находился в Таллине. Я получил назначение на должность командира группы управления артиллерийским огнем главного калибра ЭМ «Сторожевой» пр.7У. Корабль в то время стоял в ремонте в Кронштадте, командовал им капитан 2 ранга Алексей Диомидович Никитенко.
Прослужив на «Сторожевом» буквально несколько месяцев, я был вынужден уйти. Причина ухода в то время была не оригинальна. В послевоенный период вновь начали очень настороженно относиться к тем морякам, которые имели какое-либо отношение к дореволюционным офицерам. А как известно, мой отец служил и в царское время, и при советской власти. В то время Кронштадт и Кронштадтская крепость имели очень строгий пропускной режим. Кто-то из руководства посчитал, что я, как сын бывшего российского дореволюционного офицера, не имею права служить в Кронштадте. Поэтому оттуда меня направили на равноценную должность на другой корабль - командиром группы управления главного калибра ЭМ «Стойкий», который строился в Ленинграде. «Стойкий» был вторым кораблем в серии ЭМ пр.30бис.

Уход со «Сторожевого" стал для меня печальным событием, т.к. там я ощутил (кстати, уже не в первый раз) такое настороженное отношение. Но то, что я попал на новый, современный по тем временам корабль, сыграло положительную роль, открыв перспективы службы.
ЭМ «Стойкий» командовал капитан 2 ранга Эмануил Григорьевич Курас. Послужил я на «Стойком» 1.5 года. Служба была интересной, у меня в подчинении находились матросы военного призыва, служившие по 7 лет - многие офицеры были моложе них. Эти матросы, как правило, были не очень грамотными, что важно для группы управления, которая связана со сложной техникой, электроникой. При этом лишь старшина 2-й статьи Фрумкин, командир отделения артиллерийских электриков, имел 7 классов образования - у остальных было и того меньше. Но люди были потрясающие, они прошли постройку корабля. Приняв его, общаясь с проектантами и строителями, они набрались такого опыта, что стали асами в своем деле, несмотря на низкий общеобразовательный уровень. К сожалению, в дальнейшем это все как-то сошло на нет...
В то время все командиры кораблей нашей бригады были участниками Великой Отечественной войны, имели за плечами большой опыт службы. Многие из них закончили ВВМУ им. М.В.Фрунзе, учились у моего отца, хорошо его знали, поэтому по-доброму относились и ко мне. Кстати, на том же ЭМ «Сторожевой», когда пришла весть, что мне придется оттуда уйти, командир капитан 2 ранга Никитенко очень болезненно к этому отнесся, по-порядочному, душевно, за что я ему благодарен.
Командир «Стойкого» Курас войну прошел, насколько я помню, на Тихом океане - опытный офицер и по возрасту, и по званию. О нем могу сказать только хорошее. Помощником командира корабля был капитан 3 ранга Константин Сергеевич Никитин, впоследствии - командир крейсера «Аврора» (сейчас он является председателем Совета ветеранов крейсера).
Вообще, хочется сказать, что в то время офицерский состав был подобран на корабле весьма тщательно. Мы, младшие офицеры - командиры групп, были примерно одного возраста. Офицерская семья была дружной, и мы от старших товарищей воспринимали их опыт службы.
В марте 1952 г. в Ленинграде, где жила моя семья, родилась дочь Елена, впоследствии тоже связавшая себя с военно-морской службой, выйдя замуж за морского офицера.
В 1952 г. меня направили на Высшие артиллерийские классы, где проучился год. Направление на учебу я воспринял положительно, т.к. всегда старался получить как можно больше знаний. Начальником факультета артиллерийских классов был контр-адмирал Слизкой, известный артиллерист, участвовавший в обороне Ленинграда, очень порядочный адмирал. За год учебы на Охте мы получили серьезные знания и приобрели необходимые навыки.

Окончив в 1953 г. классы, я прибыл в свою бригаду командиром БЧ-2 на БЧ-2 - большая организация, около 80 человек подчиненных, в т.ч. трое офицеров. Две батареи главного и зенитного калибра, группы управления. Пробыл я в этой должности немного - всего год. После этого, видимо, оценив мою службу, командование бригады ЭМ решило направить меня по командной линии, а не по специальности: в 1954 г. в звании старшего лейтенанта стал старшим помощником командира ЭМ «Стерегущий» пр.7.
Корабль прошел войну, стоял в ремонте в Кронштадте. Командиром ЭМ был капитан 2 ранга Олег Павлович Грумбыков - опытный офицер, прошедший войну. Старпом, насколько могу судить по отзывам и характеристикам, из меня получился неплохой. На «Стерегущем» я прослужил два года - один с Грумбыковым, второй со Станиславом Петровичем Кострицким (О.П.Грумбыков впоследствии стал контр-адмиралом, а С.П.Кострицкий - вице-адмиралом). «Стерегущий» простоял несколько месяцев в ремонте и перешел в Таллин. Плавали в составе 76-й БЭМ.
В 1957 г. меня назначают старшим помощником командира ЭМ «Свободный» пр.30бис, командиром которого был капитан 3 ранга Л.Н.Ольштынский. Год я прослужил на этом корабле, затем вновь был послан на классы - опять на Охту, но теперь уже учиться на командира ЭМ. Через год вернулся в свою бригаду, но т.к. свободных должностей не было, меня вновь назначили старшим помощником командира ЭМ «Степенный», которым командовал капитан 3 ранга Владимир Семенович Пирумов. Через год он ушел в ВМА. а меня назначили командиром «Степенного». Кстати, в 1958-1959 гг. «Степенный» имел бортовой номер 27.

"Тридцатки-бис" - интересные корабли, в то время самые ходовые, самые активные. Бригада у нас была мощная (11 ЭМ различных типов), вместе с тремя крейсерами входила в состав 32-й дивизии крейсеров. В 1959-1960 гг., когда началось очередное сокращение ВС, «Степенный» поставили в консервацию.
Я предпринимал все возможные попытки остаться на плавающем корабле, но в нашей бригаде таких вакансий было немного. Большинство ЭМ законсервировано, на плавающих мест нет. Крейсера из дивизии передали в другие соединения: «Октябрьская революция» ушла в Балтийск, «Жданов» - на ЧФ, а «Адмирал Лазарев» - на ТОФ. Мне очень хотелось плавать, поэтому в 1961 г. согласился перейти с должности командира ЭМ на должность командира ПЛК-9 пр. 159.
Таллинская ВМБ была главной базой 8-го ВМФ, там находился командующий флотом и штаб. В середине 1950-х гг. БФ снова объединили, и тогда была сформирована Восточно-Балтийская флотилия (ВБФ), штаб которой разместился в Таллине. Командующим флотилией был очень известный у нас вице-адмирал Г.С.Абашвили (это уже после его командования эскадрой БФ).
32-ю дивизию как дивизию крейсеров расформировали; 76-я бригада вошла непосредственно в состав ВБФ. У нас в Таллине, помимо 76-й бригады, остался один крейсер пр.68К - «Комсомолец». Позже ВБФ переформировали в Таллинскую ВМБ, в нее вошли дивизия ОВР двухбригадного состава (противолодочная и тральная) и 76-я БЭМ.
В состав 76-й БЭМ входили «Смелый», «Стойкий», «Статный», «Свободный», «Степенный», «Солидный», «Серьезный», «Славный» и др. Еще приходили корабли, которые строились - они приписывались к нашей бригаде на время испытаний, и число их доходило до 12-15 ед.
Командиров 76-й БЭМ за время моей службы было несколько. Очень ответственные и известные в то время офицеры: сначала капитан 1 ранга Г.А.Визель. затем капитан 1 ранга В.Г.Бакарджиев (позже стал одним из начальников ВВМУ им. П.С.Нахимова, контр-адмирал), затем капитан 1 ранга Борис Гаврилов. Позже - капитан 1 ранга Т.Г.Катышев (тоже впоследствии удостоен звания контр-адмирала).

ЭМ «Степенный» на военно-морском параде в Ленинграде. Июль 1975 г. (фото Н.Г.Масловатого)

Служба была интересной. Тогда корабли активно строились, все они проходили через Таллинскую ВМБ, и 76-й бригаде часто приходилось обеспечивать испытания "новостроек"" в различных погодных условиях. Запомнились мореходные испытания головного крейсера «Свердлов» пр.68бис. Когда вывели нас на его обеспечение, шторм был 11-12 баллов. Если крейсер ложило градусов по 30, то как мотало наш ЭМ, даже передать трудно. На Балтике плавать сложно, волна крутая. Участвовали мы в обеспечении испытаний первого атомного ледокола «Ленин» (тоже в районе Таллинской ВМБ).
Часто проводились артиллерийские стрельбы, стрельбы в сильную качку, с т.н. упределителем залпа - специальным устройством, обеспечивающим выстрел, когда стволы находятся в горизонтальном положении. В очень сильный шторм находиться в КДП, выше ходовой рубки, где размах качки больше, чем внизу, очень трудно. Стреляли мы и по затопленному немецкому крейсеру в районе о. Осмуссар, выполняли плановые стрельбы. Запомнилась стрельба по бывшему немецкому ЛК «Schlezwig Holstein» - радиоуправляемой цели. По нему мы стреляли боевыми снарядами.
Были и походы, правда, ограничивались они, в основном, акваторией Балтийского моря. Если не ошибаюсь, в 1951 г. был сбит американский самолет-разведчик. Он зашел в наши территориальные воды и был уничтожен. Мы искали его обломки, членов экипажа, была спланирована целая поисковая операция.
В 1960 г. в Таллине у нас в семье родился сын, названный в честь деда Николаем. В последствии он тоже стал морским офицером.
В то время становление молодого офицера шло довольно быстро и планово. Строились новые корабли, долго на одних должностях не засиживались, если командование чувствовало, что у офицера есть перспектива в службе, его "двигали" дальше. Но были и сложности. Например, я был только старпомом на трех кораблях и лишь потом стал командиром.
На противолодочный корабль пр. 159 (по штату командир - капитан 3 ранга) перешел с ЭМ (капитан 2 ранга), который был гораздо больше по водоизмещению. Это было следствием политики, которую проводило наше правительство во главе с Н.С.Хрущевым. Я пошел на это, поскольку хотел плавать.
Корабли пр.159 - очень интересные, первые корабли с ГТУ в составе нашего флота. Внимание к ним со стороны военно-морского командования и Москвы было повышенное. Корабли пр. 159 строила вся страна: ГТУ мы получали с ЮТЗ из Николаева, а всего в их создании участвовали около 70-ти союзных предприятий. "Шли" они очень тяжело, впрочем, как и все новое. Уже на этапе постройки было известно, что ПЛК-9 (5-й корабль в серии) предназначен для СФ и, соответственно, экипаж, в т.ч. и я, был в штате соединения СФ.
1-й ПЛК пр. 159 прошел, как обычно, полные испытания. 2-й и 3-й ушли на Север в 1962 г. Мы продолжали испытания и после окончания строительства входили в состав 67-го дивизиона ПЛК бригады Балтийской ВМБ. Командовал дивизионом капитан 2 ранга Марат Ибрагимович Гильфанов. Кстати, в 76-й бригаде мы вместе командовали ЭМ.

Общие впечатление об ПЛК пр. 159. Конечно, когда приходишь с большого корабля на меньший, многое кажется маленьким и неудобным. Но все же я считаю, что корабли были неудачные с позиции обитаемости, жизнедеятельности. Для личного состава там были очень тяжелые условия. Мостик открытый, имелась боевая рубка, откуда тоже могло осуществляться управление. В нормальных условиях личный состав находился на мостике, а по боевой тревоге спускался в боевую рубку. Наверху, на мостике имелись все приборы, вахтенный офицер стоял, команды передавались рулевому в боевую рубку. В сильный шторм приходилось переходить в боевую рубку, оставляя наверху только сигнальщиков, что не совсем удобно. Для уменьшения качки на ПЛК пр. 159 установили успокоители, чего раньше мне не доводилось встречать. Это смягчало качку, но не сильно.
Если же оценивать корабль по вооружению, то о ПЛК можно сказать, что он был вооружен "до зубов".
В должности командира корабля я прошел через "кухню" постройки и сдачи, что в последствии пригодилось для дальнейшей службы.
Корабли пр.159 после постройки приходили либо в 67-й дивизион, либо уходили на Север, где из них была создана 130-я бригада ПЛК. Позже на СФ ушел и ПЛК-9.
На смену пр. 159 пошел пр.35 - тоже газотурбинный, но усовершенствованный по сравнению с предыдущим проектом. С моей точки зрения, тоже не очень удачный. Да и внешне был некрасив - "с горбом".
Прослужил я на ПЛК-9 недолго. Получилось так, что со мной вместе в море вышел начальник отдела боевой подготовки флота капитан 1 ранга Петр Николаевич Навойцев (впоследствии - адмирал, зам. начальника ГШ ВМФ). Петр Николаевич -опытный командир. Видимо, как командир я ему понравился, и поэтому он предложил перейти в Отдел боевой подготовки штаба БФ. Так в 1963 г. я был назначен в штаб БФ на должность офицера отдела боевой подготовки, на которой пробыл два года.
Служба в штабе флота отличается от корабельной, но из штаба флота видишь всю перспективу и масштабы такой большой и сложной военно-морской организации как флот. Служа в штабе, я эти масштабы впервые почувствовал. Соответственно, было легче учиться в ВМА, в которую я поступил заочно. Многие оперативные и даже оперативно-стратегические вопросы, которые изучались в Академии, давались мне значительно проще.
Через два года меня назначили командиром БРК «Неуловимый» 128-й бригады кораблей БФ. Корабль базировался в Балтийске. Командира сняли за побег матроса в Данию в проливной зоне. Командовать этим кораблем было интересно, ракетное оружие на таких больших кораблях только появилось, все было ново. Часто выполняли ракетные стрельбы комплексом КСЩ. а во время инспекции БФ - совместную групповую стрельбу двумя кораблями («Неуловимый» и «Зоркий» пр.57бис).

Кроме «Неуловимого», в состав 128-й бригады входили БРК «Зоркий» (капитан 2 ранга В.Подельщиков), «Образцовый» (капитан 2 ранга Владимир Иванович Власов), «Спешный» (Владимир Шевченко). «Смышленный» (капитан 3 ранга Илья Еремеевич Биров, он на «Стерегущем» был помощником, когда я служил старпомом) и др. - всего 7 кораблей и крейсер «Октябрьская революция» (командиры указаны на 1966 г.). Командовал бригадой капитан 1 ранга Олег Павлович Грумков, у которого в свое время был старпомом на «Стерегущем».
В конце 1966 г. «Неуловимый» пришел в Кронштадт для докового ремонта. Корабль я передал старшему помощнику. Позже «Неуловимый» под его командованием ушел на Черное море.
За свою службу мне приходилось на многих кораблях флота приходить в Неву для участия в военно-морских парадах. Тогда парады были и 1 Мая. и в День флота, и 7 ноября - не менее 3 раз в год. Шло время, и в парадах я участвовал в различных должностях - сначала как командир группы, затеем в качестве командира корабля, позже приходил и командиром соединения. Правда, ПЛК-9 во время моего им командования на такие мероприятия не ходил.
В 1966 г., когда я закончил ВМА, мне сказали, что пора менять род деятельности - хватит командовать кораблями, пора командовать соединениями. И в декабре 1967 г. назначили НШ 71-й бригады ДК в Балтике. Это очень интересное соединение (в то время - одно из перспективных) входило в состав Балтийской ВМБ. Командовал бригадой капитан 1 ранга Гамид Габибович Касумбеков (впоследствии - вице-адмирал, командующий Каспийской флотилии). Бригада состояла из двух дивизионов ДК и только начавших вступать в состав бригады БДК. Все корабли - около 35 вымпелов - интенсивно использовались. Главком ВМФ был большим любителем морских десантов, что было связано с его военным опытом на ЧФ, где он участвовал в подобных операциях. С наступательной точки зрения в то время десантные операции считались перспективными, эффективными их считали и при ведении оборонительных действий.
Дивизионами командовали: 177-м (МДК) - капитан 2 ранга Бирбровер: (СДК) - капитан 2 ранга Фунтифанов. Корабли были отечественной (МДК, МДК ВП и МДКа ВП) и польской (СДК-2, СДК-5. СДК-7, СДК-68, СДК-78 и др.) постройки. БДК первоначально были номерными, позднее им присвоили собственные наименования.
В 1970 г. прошли очень солидные учения "Океан", в которых активное участие приняла и наша бригада: корабли ходили на Север, там высаживали десант на полуострове Рыбачий вместе с кораблями СФ. Десант проходил в сложнейших штормовых условиях, но нам удалось не допустить гибели людей. По возвращении на Балтику я получил радиограмму, подписанную НШ БФ вице-адмиралом Савельевым, о присвоении мне воинского звания капитан 1 ранга.
Возвращение с учений тоже было запоминающимся. Мы получили приказание идти не прямо в Балтийск, а сначала зайти в Шербур. Там мы должны были принять на борт командование БФ, возглавлявшее визит балтийских кораблей (крейсера «Октябрьская революция» и БПК «Образцовый»). В то время мой бывший комбриг Грумков получил звание контр-адмирала (погоны ему доставил я), и командующий БФ вручил Грумкову погоны контр-адмирала прямо в Шербуре. В порт мы не заходили, стояли на рейде.
После визита «Октябрьская революция» и «Образцовый» пошли на БС в Средиземное море, мы же, приняв на борт командование БФ, направились в Балтийск.
В 1971 г. корабли бригады участвовали в учении ""Юг-71", которым руководил Министр обороны маршал А.А.Гречко, ходили на Черное море вокруг Европы. Я командовал отрядом кораблей в составе БДК «Донецкий шахтер» (бортовой №533) и БДК «Красная Пресня». Десант высаживали в районе Феодосии.

Командиром одного из кораблей нашей бригады был Кирилл Алексеевич Тулин, которого я помнил еще капитан-лейтенантом, затем он стал командиром БДК «Донецкий шахтер». Корабль К.А.Тулин принял в Севастополе, куда мы зашли для приемки десанта перед учением "Юг-71" (на переходе командира БДК не было, управлял старпом, я обеспечивал). Потом я его направил в ВМА, впоследствии он командовал дивизией ДК на ТОФ, получил звание контр-адмирала (ныне работает в ЦВММ). О Кирилле Алексеевиче можно отозваться как об очень хорошем офицере и порядочном человеке: очень добросовестный, пунктуальный во всех отношениях, хороший семьянин. До сих пор у нас очень хорошие отношения.
Из 71-й бригады (впоследствии переформированной в дивизию) вышло очень много хороших людей, известных личностей. Первым командиром корабля на ВП типа "Джейран" (МДК-167) был капитан-лейтенант Вячеслав Тимофеевич Харников. впоследствии ставший вице-адмиралом, командующим Камчатской флотилией, затем 1-м зам. командующего СФ. Первый командир 71-й бригады Д К Ярослав Максимович Куделькин, впоследствии стал НШ флота, вице-адмиралом. Его сменил капитан 1 ранга А.Г.Олейник, впоследствии тоже вице-адмирал.
Но главное, чем запомнилась корабельная служба, это длительными, дальними походами на боевую службу и решением учебно-боевых задач. 7 раз мне посчастливилось проходить черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы, много раз быть на Средиземном море, совершить заходы в ряд стран Европы, Азии и Африки.
После бригады ДК, в декабре 1971 г., меня назначают НШ Лиепайской ВМБ. База являлось довольно солидным объединением, зона ее ответственности начиналась от Клайпеды и включала весь Рижский залив и часть островов Моонзундского архипелага. Основные силы ЛиВМБ, которой командовал подводник капитан 1 ранга Валерий Анатольевич Преображенский, базировались на Лиепаю, но подчиненные нам корабли имелись и в Риге. В состав ЛиВМБ входили только НК и вспомогательные суда, объединенные в ряд соединений.
Имелась довольно большая 118-я бригада кораблей ОВР в составе 109-й дивизиона ПЛК, дивизиона СКР и дивизиона ТЩ. В составе дивизиона СКР были только корабли пр.50. Командовал бригадой капитан 1 ранга Михаил Моисеевич Цейтлин (с ним я был знаком по учебе в ВМА).
76-я БЭМ ЛиВМБ была перебазирована в Лиепаю из Таллина. Это была родная бригада, на которой началась моя служба. В соединении еще оставались знакомые корабли - тот же «Степенный», на котором я был командиром.
Подчинялись нам и бригада вспомогательных судов, довольно мощная бригада АСС, дивизион консервации и ряд вспомогательных подразделений. На Ригу базировалась 78-я бригада кораблей ОВР (в ее составе были как плавающие корабли, так и находящиеся в консервации). Под Ригой имелся специальный Учебный центр для подготовки специалистов зарубежных экипажей (из Индии, Ливии и Сирии).
На Лиепаю базировались ПЛ, но они не подчинялись нам в оперативном плане, а только по линии гарнизонной службы (командир ЛиВМБ был командиром гарнизона в Лиепае). Имевшиеся соединения ПЛ подчинялись командованию 37-й дивизии (три БПЛ, одна из них в Палдиски).
В 1974 г. командующий флотом адмирал В.В.Михайлин предложил мне должность зам. НШ флота по БП - начальника БП флота, я опять вернулся в отдел, где когда-то был рядовым офицером. Только я вступил в должность, как началась подготовка к большому учению. Оно было не столько масштабным, сколько ответственным. Флот демонстрировал для МО СССР маршала А.А.Гречко уровень своей готовности. В район Балтийска должен состояться выход в море Министра (примерно на 2 часа), но на этом выходе ему надо было продемонстрировать все: и ПЛ. и НК, и авиацию (похоже, подобное мероприятие проводил СФ для нашего президента в 1998 г.). За пару часов кораблям и соединениям флота удалось выполнить десятки боевых упражнений. Это была не "показуха"", а реальная демонстрация нашей боевой выучки и подготовки. Учение нам удалось, оно было признано успешным, а Министр обороны выразил нам свою благодарность.
И снова началась обычная служба, напряженная и интересная. НШ флота, заместителем которого я являлся, был вице-адмирал Анатолий Михайлович Косов. Где-то в 1975 г. адмирал В.В.Михайлин отбыл в Москву на должность зам. ГК ВМФ, командующим ДКБФ стал вице-адмирал А.М.Косов, а НШ флота назначили контр-адмирала А.М.Калинина.
С Алексеем Михайловичем Калининым мы до этого встречались не раз: вместе окончили училище, классы, командовали ЭМ. Правда, он - на Севере, а я - на Балтике. Встречались мы с ним в Ленинграде, когда он был НШ бригады строящихся кораблей, вместе учились в ВМА (он - на очном, а я - на заочном отделении).
Руководить боевой подготовкой флота - сложное дело, требовавшее полной самоотдачи. В период нахождения в этой должности в 1976 г. я стал контр-адмиралом. В следующем году меня назначили на должность зам. командующего флотом, которым после Косова стал командовать адмирал Сидоров (после гибели командующего ТОФ в авиакатастрофе он ушел на ТОФ), а затем Иван Матвеевич Капитанец.

Продолжение следует.

Обращение к выпускникам нахимовских училищ. 65-летнему юбилею образования Нахимовского училища, 60-летию первых выпусков Тбилисского, Рижского и Ленинградского нахимовских училищ посвящается.

Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.

Для поиска однокашников попробуйте воспользоваться сервисами сайта

nvmu.ru.