Туристический портал - NataliSudak

Туристический портал - NataliSudak

» » Елагиноостровский дворец, Елагин остров, а кто такой этот Елагин? Елагин дворец Елагинский дворец: история.

Елагиноостровский дворец, Елагин остров, а кто такой этот Елагин? Елагин дворец Елагинский дворец: история.

02.05.2014

Елагин остров: история и достопримечательности.

02.05.2014

На весь мир знамениты символы Санкт-Петербурга: Зимний дворец, Петропавловская крепость, Дворцовый мост. Но северная столица России богата на шедевры не только в центре города. Окраины хранят великое множество прекрасных мест, богатых зелеными парками и архитектурными шедеврами. Одно из таких – Елагин остров. Здесь находится центральный парк культуры и отдыха им. С.М. Кирова, Елагин дворец и уникальный Музей художественного стекла...

Где находится

Среди других островов Санкт-Петербурга, Елагин – самый северный. Расположен он в дельте Невы, между реками Большая (на севере) и Средняя Невка (на юге). С западной стороны своей узкой частью остров выдвинут в Финский залив (Западная стрелка). Здесь находится мини-зоопарк, в котором живут северные олени, карликовая коза, лисенок, декоративные куры, разноцветные фазаны, цесарки. Большую часть площади Елагина острова (96,8 га) занимает великолепный пейзажный английский парк, разбитый здесь еще в 18 веке. До наших дней он сохранился в почти неизменном состоянии. С 1934 года он называется Центральный парк культуры и отдыха им. С.М.Кирова. С 2012 г остров вошел в число особо охраняемых территорий, как памятник природы. Это одно из самых зеленых мест города, уникальный садово-парковый ансамбль старины, сохранившийся до наших дней. Историю острова можно проследить с 1643 года, когда он впервые был нанесен на шведские карты. Финские жители прозвали остров «Мистула-саари», русские – «Мишин» или «Михайлин». Это название бытовало вплоть до 18 века. Частным владением эта земля становится в 1709 году, после того как Петр I, пожаловал ее барону, виднейшему дипломату эпохи, вице-канцлеру Петру Шафирову. Позднее остров часто менял владельцев, среди них был даже светлейший князь Григорий Потемкин.

История острова и дворца

Елагиным остров стал только после того, как его приобрел Иван Перфильевич Елагин в 1777 году. Он был пятым после Шафирова владельцем островного имения. Известный деятель екатерининского правления, поэт, переводчик с французского, историк, многие годы возглавлявший Российскую Академию наук, обер-гофмейстер двора славился своей щедростью и хлебосольством. Он владел островом до своей смерти в 1793 году. При нем здесь был построен дворец (не сохранился) и заложен парк. Для защиты острова от частых наводнений в нем прорыли каналы и пруды.

После кончины вельможи его наследники продали владение, затем последовала череда сделок купли-продажи. В 1817 году правительство Александра I выкупило остров за 350 тысяч рублей у графа Орлова – племянника знаменитого фаворита Екатерины II. На следующий год зодчий Карл Росси начал перестройку Елагиноостровского дворца в духе классицизма. По проекту архитектора также были построены пристани, летние павильоны, корпуса для хозяйственных нужд (кухонный и конюшенный корпуса). Устройством парка в английском стиле занялся Джозеф Буш – с 1775 года ведущий садовый мастер России (сейчас бы его назвали ландшафтным дизайнером). До этого он вместе со своим отцом долгое время жил в Царском Селе. Принимал участие в обустройстве царских парков ЦС и Павловска. Кроме уже имеющихся, по указанию Буша, рабочие прорыли на Елагином острове новые каналы и пруды. Выкопанной землей засыпали низинные болотистые места, поднимая уровень острова. Земляные работы под руководством Джозефа Буша приняли небывалый по тому времени масштаб. Результатом стало увеличение сухопутной площади острова и улучшенная безопасность его против наводнений Невы. Чтобы еще более усилить его противопаводковую защиту, вдоль берегов насыпали двухметровые валы. По этой насыпи проложили широкую дорогу для проезда карет и пешеходную тропинку для гуляющей публики. Всего на острове 9 прудов, которые занимают пятую часть всей его площади.

После того как основные работы по перестройке дворца и обустройству парка были закончены (1818 – 1822 гг) здесь поселилась вдовствующая императрица Мария Федоровна (жена Павла I, мать русских царей Александра I и Николая I).

Остров до и после революций

Парк Елагина острова – великолепный образец садово-паркового искусства. То, что его удалось сохранить почти без потерь, только придает ему экологическую и эстетическую ценность. В наши дни производится посадка молодых деревьев. Посаженные Бушем дубы, сибирские лиственницы, липы, серебристый ясень превратились почти за 200 лет в деревья - великаны. Флора острова – это 500 видов растений, в том числе, завезенных из Европы, Америки, Азии. После Джозефа Буша, елагиноостровским парком занимался Питер Брук. Дом для него построил Карл Росси. Стараниями Брука на острове появились оранжереи, сад плодовых деревьев, огород и обширные цветники. Елагиноостровские фрукты и овощи ели не только хозяева имения, их могли купить и другие петербуржцы. Кстати, вход в парк был доступен для горожан с 1826 года. Публика здесь гуляла даже в отсутствии хозяев дворца. Собственностью царской семьи Елагиноостровское имение оставалось до 1917 года. Правда, после смерти Марии Федоровны, венценосные особы не часто посещали это место, особенно семья Николая II. Последний российский царь предпочитал проводить лето в скромном Александровском дворце Царского Села. Интересно, что в годы Империалистической войны (1914-1918 гг) в Елагиноостровском особняке располагался госпиталь.

После Февральской революции 1917 года дворец и все постройки острова были национализированы. После Октябрьской революции назначение бывшей императорской резиденции часто менялось. Здесь работал Музей истории и быта (до 1929 г), филиал Института растениеводства Академии наук СССР, база отдыха. После разрушительного наводнения 1924 года, когда волна со стороны Финского залива накрыла остров и смела многие деревья парка, на Западной стрелке построили двухъярусную террасу со смотровой площадкой. Парапет ее облицован розовым гранитом. Украшают площадку мраморные львы. В 1932 году для общественного доступа снова был открыт островной парк (ЦПКиО), а с 1934 года ему присвоено имя Кирова. Многие ленинградцы стали называть это место отдыха «Ципочка». В годы Великой Отечественной войны в Елагином дворце случился пожар от попавшей в дымоход зажигательной бомбы. Огонь уничтожил большую часть интерьеров, уникальные двери и лепнину. Осколки были собраны и сохранены сотрудниками музея. На основании этих остатков, а также по изображениям на старинных фотографиях, с 1946 года началось восстановление дворца. Оно длилось до 1961 года.

Строительство и реставрация дворца

Карл Росси создавая свое первое творение в Санкт-Петербурге – Елагиноостровский дворец, проявил лучшие качества таланта: точность инженерного расчета и широту объемного видения, высочайшее знание композиции и законов античной архитектуры, тщательную проработку проекта до последней детали интерьера. От качества исполнения императорского заказа зависела его судьба в России, архитектор понимал это очень хорошо. Он работал в условиях заданного объема и площади. Александр I пожелал сохранить стены и форму прежнего дворца, построенного Иваном Елагиным. Росси надо было создать на старой основе что-то новое, достойное присутствия царской особы. Дворец должен был соединить торжественность и камерность. Стать местом, где будут проходить роскошные балы высшего света и семейные обеды императорской семьи. Результат усилий зодчего восхищает нас до сих пор. Построенный по его проекту дворец, одна из придворных дам сравнила с прекрасной белой лилией, выступающей из стремительных вод Невы. Двухэтажный особняк установлен на высокий цоколь. Парадный фасад венчает коринфский портик с шестью колоннами. Широкая лестница, украшенная чугунными львами, спускается к Масляному лугу. (Здесь проходили гуляния в период празднования Масленицы, отсюда и его название). Кстати, петербуржская мода на украшение дворцов, набережных, парков скульптурами львов, пошла от Елагиноостровской усадьбы. Полукруглая лестница с противоположной стороны, спускается к реке (Средняя Невка). Мраморные вазы и чугунные корзины придают ей парадный вид. От Масляного луга и реки дворец отделяет ажурная решетка. Для создания интерьеров дворца Росси привлек лучших декораторов, опытных и талантливых живописцев и скульпторов. Специалистам, которые приступили к восстановлению дворца после Великой Отечественной войны, предстояла невероятно сложная задача: создать шедевр заново, по возможности, не отступая от оригинала 19 века. Архитектор Савков сделал обмеры дворца, вместе с коллегами он собрал и сохранил мраморные фрагменты, куски лепнины и остатки росписи. Это дало уникальный материал в руки специалистов.

Автором проекта стал архитектор Плотников. Ленинградские реставраторы воссоздали парадные помещения дворца, расположенные на первом этаже. Сделали они это с большим мастерством и вниманием к стилистике ампира.

Но восстанавливать интерьеры дворца пришлось не только после Великой Отечественной войны, а также много позднее. Несколько десятилетий здесь размещалась база отдыха трудящихся, с комнатами отдыха, актовым, бильярдным и танцевальным залами. Естественно за годы интенсивного использования, дворец растерял свое великолепие. Последняя реставрация началась в 1987 году, когда творению России был присвоен статус музея.

Музей декоративно-прикладного искусства и интерьера

Научно-исследовательскую работу и трудное дело собирания исторических артефактов коллектив вновь созданного музея начал под руководством директора Мухина. Главной задачей стало восстановить утраченное внутреннее убранство дворца. Из многих источников музею стали передавать редкие антикварные предметы (органы МВД, таможня, гостиницы «Астория», «Европейская», ЦПКиО и др.) Сегодня посетители могут полюбоваться полностью восстановленными парадными покоями дворца. Восхититься великолепной росписью и отделкой Столовой залы, Голубой и Малиновой гостиных, Фарфорового кабинета. На втором этаже, где ранее располагались личные покои членов царской династии, сейчас проходят художественные и прикладные выставки. Сегодня коллекция музея насчитывает 12 тыс.предметов: живопись, графика, скульптура, народно-прикладное творчество. Собрание постоянно пополняется, в том числе и за счет частных дарений. На третьем этаже до сих пор продолжается восстановление домовой церкви Св.Николая Чудотворца.

Музей художественного стекла

Это уникальное собрание разместилось в Оранжерейном корпусе, построенном по проекту Карла Росси. Основа коллекции – фонды Ленинградского завода художественного стекла – ведущего стекольного предприятия Советского Союза (закрыт в 1986 году). Музей художественного стекла на Елагином острове открылся в 2010 году. Сегодня на 700 кв.м. площади представлены более 500-от изделий из стекла и хрусталя, всего фонды насчитывают 8 тыс.экспонатов. Постоянная экспозиция разместилась в Центральном и Черном залах, Белый – предназначен для проведения временных выставок и мастер -классов. Посещение музея – это увлекательное путешествие в историю развития стекольного дела в СССР. Блюда, вазы, сахарницы, статуэтки, подносы, фужеры и др.предметы, выполненные в различной технике декорирования («мороз», «кракле», многослойное стекло с гравировкой) поражают изяществом и тщательностью отделки. Слава ленинградских мастеров художественного стекла гремела по всему миру, начиная с 50-х годов прошлого века. Среди самых известных экспонатов музея: вазы «Ленинградская» - создана к 250-летию Санкт-Петербурга, «Нептун», композиция «Русь». Известный скульптор Вера Мухина много сделала для становления ЛЗХС, (фонды которого переданы музею художественного стекла). В экспозиции можно увидеть некоторые из ее стеклянных творений. Коллекция музея постоянно пополняется современными изделиями российских и зарубежных мастеров.

Чтобы открыть все богатства Елагина острова вам потребуется не один день. Но путешествие в этот зеленый уголок природы стоит того. Добраться до сюда можно, доехав на метро до станции «Крестовский остров» и пройдя пешком до 2-го Елагинского моста.

Один из островов современного Санкт-Петербурга часто менял свои названия по имени владельцев. Так в начале XVIII века Петр I подарил Мишин остров дипломату Шафирову, а тот продал его знаменитому генерал-прокурору Ягужинскому. В 1771 г. хозяином острова стал президент камер-коллегии Мельгунов, и остров стал Мельгуновым. Только после приобретения острова довольно заметным государственным и политическим деятелем екатерининской эпохи, меценатом и поэтом, масоном и философом И. П. Елагиным он и получил теперешнее название. Оно сохранилось, несмотря на неоднократную смену владельцев острова и красивейшего дворца, именуемого Елагиным или Елагиноостровским.

Омываемый Большой и Средней Невкой Елагин остров Александр I приобрел в 1817 г. более чем за 1/3 миллиона рублей у сына знаменитого графа Владимира Орлова, сделав Елагинский дворец в Санкт-Петербурге резиденцией вдовствующей императрицы-матери. Тут же начались работы по возведению практически нового дворца, так как будущий великий архитектор Карл Росси оставил от имеющегося только крепкие каменные стены.

Елагинский дворец: история

Споры о том, кто был строителем, возведшим в палладианском стиле виллу для Елагина, не прекращаются до сих пор. Архитектор Росси, а это была его первая самостоятельная работа, подошел к строительству ответственно, с выдумкой и масштабно. Он не только построил прекрасное здание дворца, которое вызывает восхищение и в наше время, но и привлек к созданию его интерьера, а также к ландшафтному дизайну острова великолепных специалистов. Обрамляя Елагинский дворец, словно лилию в хрустальной вазе, построили или реконструировали еще восемь сопутствующих зданий.

История Западной стрелки Елагина острова неразрывно связана с историей Елагиноостровского дворца. Для защиты острова от наводнений и распространения традиции «пуанте» - любования закатным солнцем на Западной стрелке Елагина острова - и организовали появление этой самой стрелки, соединив два отдельных мыса поднятым со дна реки грунтом. Да и введенная Росси мода на чугунных львов была поддержана, и это место украсили двумя львами с шарами.

Использование дворца в первой половине ХХ века

После смерти его владелицы Елагиноостровский дворец не очень жаловали вниманием царствующие особы, а в начале XX века его статус был понижен до «премьер-министерского». В нем поочередно пребывали С. Ю. Витте, П. А. Столыпин, В. Н. Коковцов и И. Л. Горемыкин.

После революции 1917 г. Елагинский дворец сначала использовался как Музей быта, который просуществовал 12 лет. По закрытии его коллекции частично были переданы другим музеям, а частично распроданы. Здание до начала Великой отечественной войны использовалось различными организациями, в том числе филиалом Института растениеводства.

Использование дворца во второй половине XX века

Елагин дворец после войны был в таком плачевном состоянии, что обсуждалась возможность постройки нового здания. Но победила позиция архитектора В. М. Савкова, и к 1960 г. дворец был отстроен и отреставрирован. К сожалению, в нем разместили не музей, а однодневную базу отдыха, и только в 1987 г. ему был придан соответствующий статус с переименованием в Елагиноостровский дворец - Музей дворцовой архитектуры и интерьера нового и новейшего времени.

Использование дворца в XXI веке

В 2010 г. в Оранжерейном корпусе музея открылось специальное отделение изделий из стекла.

С конца позапрошлого года Елагин дворец закрыт для посещения в связи с реставрацией, работы по проведению которой оцениваются в более чем три десятка миллионов рублей. Необходимо реконструировать инженерные системы, наладить противопожарную безопасность, привести в порядок интерьеры второго этажа и бывшую домовую церковь на третьем этаже.

Елагиноостровский дворец-музей в Санкт-Петербурге

Здание дворца расположено на невысоком холме, практически на берегу реки, к которой выходит восточный его фасад. Главный (западный) вход украшен 6-колонным центрального расположения портиком и двумя 4-колонными, симметрично расположенными от центрального. Восточный - центральной полуротондой с двумя портиками по бокам с числом колонн, аналогичным западному фасаду. По бокам лестницы западного фасада впервые в Санкт-Петербурге были расположены фигуры двух чугунных львов с шарами, а восточной - четыре огромные мраморные вазы.

Строительство дворца

Росси возвел трехэтажное здание с куполом на ступенчатом цоколе-террасе с ажурной решеткой, сделав его изумительным памятником российскому стилю ампир. Елагинский дворец виртуозно сочетает торжественный и строгий внешний вид, с роскошью и нестандартностью внутреннего убранства и интерьеров.

Росси положил начало традиции установки чугунных львов, которые впоследствии стали одним из символов Северной Пальмиры. Многим очень нравятся львы у Елагинского дворца. История создания их такова: отлиты они на местном литейном заводе и в июле 1822 г. и установлены на главной лестнице Елагина дворца. Львы очень похожи, но не идентичны.

Архитектурный ансамбль Елагиноостровского дворца

В дворцовый архитектурный ансамбль также входят четыре павильона (два построены ранее и переделаны Росси), Оранжерейный (построен ранее и переделан Росси) Кухонный, Конюшенный, Фрейлинский и Кавалерийский (построен позже) корпуса:

  • Павильон у гранитной пристани (павильон под флагом) - самое заметное строение на острове (кроме, естественно, дворца) из-за своего расположения на восточном мысе. Небольшая парковая беседка, переделанная Росси в Образующий террасу, спускающуюся к гранитной пристани, овальный портик декорирован, как и сам Елагинский дворец, ажурной решеткой. По прибытии на остров Александра I над павильоном взвивался его личный штандарт.
  • Музыкальный павильон - небольшой, одноэтажный, с местом для размещения музыкантов и двумя комнатами по бокам. По центру расположена полуротонда, с двух сторон открытая и огражденная колоннами.
  • Павильон для гауптвахты, расположенный на въезде на остров для его охраны, был небольшим одноэтажным строением (в настоящее время подлежит восстановлению, так как выгорел полностью) с двумя помещениями для размещения офицера и караула, а также портиком с шестью квадратными столбами для поддержки.
  • Павильон на острове. Елагин на одном из небольших внутренних островков в честь своего друга вице-канцлера Панина возвел беседку на четырех каменных столбах. Росси внес в нее элементы классицизма и сделал в едином для всех зданий цвете - светло-сером.
  • Кухонный корпус - полукруглое в плане двухэтажное здание с античными фигурами в нишах внешней стены и центральным входом с шестью колоннами и треугольным фронтоном. Окна выходят только во внутренний дворик здания. Внешне выглядит великолепно, и не скажешь, что это место для приготовления пищи.
  • Конюшенный корпус - редкий пример несоответствия видимой прекрасной оболочки и обычного содержания. Это двухэтажное, красивое, подковообразное здание с великолепно оформленными для парадного въезда пропилеями, соединяющими два одинаково строгого вида флигеля. В здании есть различного вида помещения для обслуживания лошадей и их наездников.
  • Оранжерейный корпус. Елагин построил небольшую оранжерею для выращивания экзотических цветов. Росси кардинальным образом ее переделал, сохранив только каменные стены, но дополнил постройку и сделал симметричной. Теперь это уже двухэтажное здание с двумя флигелями. Оно предназначалось не только для услады глаз выращиваемой экзотикой, но и для комфортного проживания наследника и великих князей. С юга фасад был остеклен, а с других сторон его украшали чугунные гермы - квадратные столбы с головами античных богов на вершинах.
  • Кавалерийский корпус - построен в 30-е годы XIX века как жилье для смотрителя дворца и руководителя прислуги - гоффурьера. Двухэтажный дом, где первый этаж каменный, а второй - деревянный.
  • Фрейлинский корпус - это единственное строение Росси возвел для размещения обслуги одноэтажным, деревянным и П-образным по форме. Вскоре корпус был затоплен и неоднократно перестраивался, став каменным и двухэтажным. Строение использовалось для размещения восьми фрейлин с обслугой. Традиции Росси старались соблюдать. Так, на боковых частях было по три окна, сохранено анфиладное расположение комнат, имеется галерея с шестью каменными столбами, и так далее.

Внутреннее убранство Елагиноостровского дворца

Елагин дворец в Санкт-Петербурге имеет еще одно название - «Дворец дверей». И это не случайно. При наличии достаточно большого числа дверей, а их более двух десятков, учитывая анфиладность расположения залов, ни одна не повторяет другую. Над оформлением дверей из ценных пород деревьев архитектор работал лично и, чтобы обеспечить так любимую им симметрию, предусмотрел их имитацию.

Весь антураж дворца оригинально и роскошно украшен скульптурой, отделан искусственным мрамором (стюком). Рисунки и картинки на нем и составляют неповторимые интерьеры Елагинского дворца Петербурга.

Первый этаж дворца

При входе во дворец в прихожей (парадный вестибюль - передняя) имеются четыре ниши, где стоит соответствующее число канделябров в виде фигур весталок, оберегающих семейное благополучие.

Общепризнано, что самое зрелищное помещение во дворце на первом этаже - Овальный зал с удерживающими купол колоннами в виде женских фигур. За ним анфиладой следуют комнаты различного назначения, стены которых отделаны квасцованным гипсом. Фарфоровый кабинет так назван из-за отделки его стен очень похожим внешне на фарфор белоснежным стюком. Стены других помещений покрыты росписью различных картинок, в том числе из мифологии греков и римлян.

В ряде комнат и залов Росси предусмотрел наличие особых, похожих на картины штор, а цвет мрамора всегда следовал общему тону отделки каждой комнаты. Так же обстояло дело с лепниной и скульптурами.

Второй и третий этажи дворца

На втором этаже дворца расположен кабинет императора с дверью, отделанной бронзой, и комнаты для дам, а на третьем - домовая церковь.

Правда, имитация подлинных замыслов Росси и архитектурное наследие интерьеров Елагинского дворца не сохранились на втором (кроме кабинета Александра I) и цокольном этажах, а также в прихожей.

Как добраться?

Не нужно выспрашивать у прохожих, как добраться до Елагинского дворца. Его расположение узнать несложно. От метро «Крестовский остров» необходимо прогуляться пешком до второго Елагинского моста. Далее - пройти правее уже по самому Елагину острову.

Это место неоднократно снимали в кино. В полуразрушенном состоянии в 1945 г. несколько эпизодов из «Небесного тихохода» снято на его фоне, а в отреставрированном виде в сериалах «Мастер и Маргарита» (2012 г., больница, где находился Мастер) и «Курт Сеит и Александра» (2014 г., родной дом друга Курта Петра). Елагин дворец как бы находится в другом измерении, очень трудно описать ощущения, возникающие при его виде. Комплекс очень органично вписан в ландшафт острова.

Заключение

Итак, мы выяснили, что собой представляет Елагинский дворец. Как видите, это довольно известное строение в Санкт-Петербурге. Это место стоит посетить каждому, кто хочет узнать больше об истории России.

В начале XVIII века остров, омываемый водами Большой и Средней Невки, назывался Мишин, или Михайлин. Скорее всего, это название было ему дано финскими охотниками по аналогии с именами других островов: Заячий, Лосиный - ныне Васильевский , Кошачий - ныне Канонерский , Вороний - ныне Аптекарский.

Но существует и другая версия происхождения этого названия. Историк и краевед Петр Столпянский описывает следующую легенду.

В мае 1703 года отряд петровских солдат осматривал небольшой крайний островок в дельте Невы, в любой момент ожидая встретить здесь шведов.

Когда же послышался треск кустов и солдаты взяли ружья в приклад, из кучи бурелома с ревом вышел медведь. «Ожидали встретить шведов, а увидели медведя. Значит этот остров не шведский, а Мишкин», - сказали солдаты.

В начале XVIII века Елагин остров, находящийся на западной окраине города, в сознании жителей ассоциировался с тем географическим рубежом, за которым строительство было уже невозможно. Это отразилось и в городском фольклоре, говорящем о бедности и нужде народа: «Вошь да крыса до Елагина мыса».

История создания ЦПКО

Первоначально островом владели дипломат Петр Шафиров и генерал-прокурор Павел Ягужинский, сенатор Алексей Мельгунов и князь Григорий Потёмкин, он и перепродал имение директору императорских театров Ивану Перфильевичу Елагину.

Именно при нем здесь были возведены каменный дворец и оранжереи, живописный парк с гротами и беседками, мостиками и павильонами. Для защиты от наводнений были устроены пруды и каналы, а вдоль берега насыпаны огромные валы.

Живописный парк стал открытым для посещения, а остров стали называть Елагиным. Вскоре среди знатных особ города появилась традиция совершать ежедневные прогулки по парку.

В записках петербургского академика Ивана Георги отмечено, что в парке «всем хорошо одетым людям не воспрещается гулять во всё летнее время. Кроме того, всех приезжающих на прогулку, даже в отсутствие хозяина, дворецкий принимал и угощал, смотря по времени, обедом или ужином».

После смерти Ивана Елагина родственники продали остров и он несколько раз менял своих владельцев. Последним частным хозяином был Григорий Владимирович Орлов, племянник фаворита Екатерины II.

В 1817 году имение было продано в государственную казну. Александр Первый решил перестроить дворец для своей матери Марии Федоровны, которой было тяжело добираться до своих летних резиденций в Павловске и Гатчине .

Кроме строительства нового дворца , было решено соорудить Кухонный и Конюшенный корпуса, перестроить Большую каменную оранжерею. Руководил работами придворный зодчий Карл Росси, ему помогали опытные мастера - архитекторы и скульпторы, художники и резчики. Строительство продолжалось в течение пяти лет, с 1818 по 1822 год.

Работы выполнялись в три этапа: сначала был построен дворец и выполнены интерьеры, затем шло возведение служебных флигелей и на последнем этапе - обустройство парка и создание садовых павильонов.

В XIX веке питерские острословы называли западную часть Елагина острова «Пуантом». Возможно, это связано с формой острова, напоминающего носок балетной туфельки, а, возможно, от желания встать на цыпочки и замереть в ожидании момента полного захода солнца за горизонт Финского залива.

ЦПКО им. Кирова был открыт в 1932 году и ленинградцы стали называть его нежным словом «Цыпочка». Это фольклорное название связано и со звуковой ассоциацией (ЦПКО) и, вероятно, с воспоминаниями о старом имени - «Пуант».


.
Елагин дворец в Санкт-Петербурге, расположенный на территории Елагина острова, является одним из красивейших памятников архитектуры и садово-паркового искусства в Северной столице. Сейчас это Центральный парк культуры и отдыха имени С.М. Кирова.Усадьба, а также служебные корпуса, парковые павильоны созданы русским зодчим К.И. Росси.


.

История создания Елагина дворца в Санкт-Петербурге.
.

Остров был назван Елагиным по фамилии обера-гофмейстера Ивана Перфильевича Елагина, государственного деятеля, историка, литератора, масона и мецената, которому он принадлежал в конце XVIII века. Позже земли были куплены в казну. Местность выделяется красивейшими пейзажами. Поэтому именно этот остров выбрала для проживания пожилая вдова императрица Мария Федоровна. . .

В свое время княжна София Шуазель-Гуфье так охарактеризовала дворец: «… изящные контуры, белизна этого здания, построенного среди цветущих полей и вод, делали его подобным лилии, выступающей в хрустальной вазе среди букета цветов».
.


.

Предполагают, что проект первого Елагина дворца был разработан Джакомо Кваренги, который был первым архитектором Екатерины Великой. В 1818-1822 годах для Марии Федоровны, матери царя, молодой архитектор Карл Росси перестраивает усадьбу. Он также курировал разбивку сада и создание внутренних интерьеров.
.

После смерти Марии Федоровны ансамбль стал запасной царской резиденцией, которую императоры посещали редко.
.

.
В 1920 — 1930-х годах здесь размещался Музей истории культуры и быта. Как и большинство из подобных музеев он был закрыт и в нем был организован Культурно-воспитательный центр, а позже — филиал Института растениеводства. Во время Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал от пожара, возникшего от снарядов, попавших в дымоход. Фрагменты лепных украшений, куски мрамора были собраны и сразу же после победы началась подготовка дворца к реставрации. По фрагментам и эскизам был восстановлен внутренний интерьер помещений.
.

.
Строительство Елагина дворца в Санкт-Петербурге.
.

Здание Елагина дворца возводилось в восточной части острова на берегу Средней Невки. По проекту английского садового мастера Д. Буша одновременно со строительством на острове разбивался парк. В него входил широкий луг, названный Масляным, поскольку здесь во время масленицы устраивался праздник.

Строительство здания велось на основе старого дома. Архитектор сумел почти полностью сохранить старые стены и создал особняк, в котором сочетаются торжественность и строгость внешнего облика с изысканностью интерьеров.
.

Особняк представляет собой двухэтажное, прямоугольное в плане здание. Его главенствующая роль подчеркнута высоким стилобатом, на котором возвышается дом. Парадный фасад, оформленный в центре шестиколонным коринфским портиком, был обращен на луг.
.

Мы видим пологие пандусы и широкую лестницу, украшенную чугунными львами и шарами. Это были первые скульптуры львов Петербурга, впоследствии ставшие одним из символов города.

Парадно оформлен и противоположный фасад, выходящий на реку. Шесть коринфских колонн окружают полуротонду в центре. Колонны боковых портиков сдвоены. Полукруглая лестница оформлена мраморными декоративными вазами и чугунными цветочными корзинами.
.


.

Совсем рядом от дворца расположен Кухонный корпус, украшенный с обеих сторон дорическими шестиколонными портиками, а чуть дальше — Конюшенный. Пройдя по аллее, мы увидим Музыкальный павильон. Он расположен на береговой аллее парка, по которой часто гуляли хозяева и гости, и был предназначен для духового оркестра. Все служебные корпуса как бы прячутся среди зелени.
.

Внутренние интерьеры Елагина дворца в Санкт-Петербурге.
.

Самое красивое и эффектное помещение на первом этаже — Центральный Овальный зал с ионическими полуколоннами и кариатидами, которые поддерживают купол, украшенный орнаментальной росписью. Рядом с залом расположены столовая, спальня и кабинет, а также Малиновая и Голубая гостиные. В оформлении интерьеров приняли участие скульпторы С.С. Пименов и В.И. Демут-Малиновский, живописцы Д. Скотти и Б. Медичи и другие.
.


.

Стены в большинстве помещений облицованы искусственным мрамором (стюком). В одной из комнат был использован стюк чисто-белого цвета, очень похожий на фарфор. Поэтому комната была названа Фарфоровым кабинетом. Мраморные стены других помещений расписаны цветами, орнаментами и сценами из античной мифологии. На потолках мы видим группы резвящихся купидонов.
.
Интересно и оформление дверей. Каждая является настоящим произведением искусства: двери облицованы ценными породами дерева с тонкой позолоченной резьбой. А дверь кабинета Александра I (на втором этаже) была отделана украшениями из бронзы.
.

К сожалению, все интерьеры, созданные Росси, были уничтожены пожаром во время Великой Отечественной войны. Часть мебели и картин была продана еще до войны. И сейчас некоторые из них украшают другие музеи. Под руководством архитектора М.М. Плотникова в 1952-1960 годах была проведена реставрация интерьеров. Дворец вновь стал музеем, в котором разместились коллекции художественного стекла и фарфора, а также изделия прикладного искусства.
.


.

Когда был закрыт Музей ленинградского художественного стекла, его коллекция была передана Елагиноостровскому музею. Среди экспонатов музея — стеклянные фигуры, выполненные скульптором В. Мухиной и заслуженным художником РСФСР Е. Яновской.
.

Самыми известными экспонатами являются скульптурная композиция "Русь", ваза "Нептун" (работа заслуженного художника России А. Аствацатуряна), ваза "Ленинградская", созданная к 250-летнему юбилею Северной столицы заслуженным художником РСФСР Ю. Мунтяном.
.

.
Сегодня в музее проводятся различные развлекательные мероприятия в стиле петровской, елизаветинской или екатерининской эпох, а также временные выставки. На территории Центрального парка культуры и отдыха организуются пикники и фуршеты под открытым небом.
.

Елагиноостровский дворец-музей относится к категории молодых музеев декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XXI веков. Ему немногим более 20 лет. История музея только начинается.
.

Вместе с тем, ансамбль Елагина дворца в Санкт-Петербурге представляет собой подлинный шедевр русской архитектуры.
.

Текст подготовили: "Spb-guide".

На Елагином острове располагается Елагин (Елагинский) дворец, в наши дни являющийся архитектурным ядром Центрального городского парка культуры и отдыха; в царский период дворец был основой композиции обширной и живописной загородной усадьбы. Ее владельцами были в конце XVIII в. обергофмейстер Екатерины II И.П. Елагин (с 1770-х годов владелец острова, который со временем стали называть его именем) и почти с начала XIX в. вдовствовавшая императрица Мария Федоровна (вдова императора Павла I). По распоряжению Елагина на острове в 1780-х годах возвели дворец (арх. Д. Кваренги), разбили парк, вырыли пруды и каналы, построили мостики и павильоны. Парк стал одним из самых любимых мест для прогулок петербургской знати. В 1817 г. владельцем острова стала императорская фамилия. Поначалу собирались перестроить Елагин особняк и превратить его в дворец императора Александра I. А когда остров стал собственностью его матери, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, то по ее заказу архитектор К. Росси создал на нем в 1818-1822 гг. великолепный ансамбль в стиле классицизма. Отделку, украшение помещений дворца Росси осуществляли лучшие скульпторы, живописцы, мастера-декораторы того времени: В.И. Демут-Малиновский, С.С. Пименов, Д. Скотти, А. Виги, Б. Медичи и др. Переделанный Елагин дворец стал летней резиденцией Марии Федоровны. При этом остров по-прежнему называли Елагин, как и дворец.

Постепенно Елагин остров стал известен как один из центров российского масонства. Собрания масонов проходили в павильоне «Ротонда» («Павильон под флагом»), входившем в комплекс Елагинского дворца.

Вскоре после 1917 г. в национализированном дворце открыли Историко-бытовой музей. В 1932 г. на Елагином острове создали Центральный парк культуры и отдыха; рекреационно-развлекательным центром он остается и сейчас, но это место чаще называют, как в прошлом - «Острова». Во дворце работает Музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера конца XVIII - начала XX в. (особенно хороши восстановленные реставраторами Голубая и Малиновая гостиная, Овальный зал).

Постройки этого дворцового комплекса очень сильно пострадали в период Великой Отечественной войны. В послевоенный период реставраторы восстановили композицию фасадов и отделку интерьеров дворца. Центром дворцового комплекса является дворец, огороженный ажурной чугунной решеткой. Дворец имеет по-разному оформленные парадные фасады. Выходящий в сад фасад украшен шестиколонным портиком (с колоннами коринфского ордера) под фронтоном и пандусом с чугунными львами (эти львы, отлитые на Санкт-Петербургском Казенном литейном заводе в конце XVIII в., являются копиями львов с площади Синьории во Флоренции; они были первыми чугунными львами в Петербурге). Фасад с колоннами, обращенный к р. Средней Невке, имеет особые черты из-за овального, выступающего вперед двусветного зала. В комплекс дворцовых построек также входят Конюшенный и Кухонный корпуса, Оранжерея, Музыкальный павильон, Павильон с гранитной пристанью, Гауптвахта и др. Все постройки расположены среди зелени парка свободно, без строгой системы, чем подчеркивается живописность общей композиции острова, разработанная лучшим садовым мастером первой четверти XIX в. Д. Бушем. По проекту К. Росси и Д. Буша вокруг дворца был создан обширный пейзажный парк.

Елагин с 1770-х годов был владельцем острова, который со временем получил его имя. К этому времени он уже был влиятельным и состоятельным человеком, любил жизнь и мог позволить себе все ее радости. На острове в своем роскошном доме с зимним садом и богатейшим погребом редких вин Елагин жил весело, любил гостей, устройство званых вечеров и балов, общество молодых и красивых женщин, к которым имел всегда непреодолимую слабость до самой старости (страсть к женщинам делала его смешным и вечным объектом светских сплетен). Он был женат на Н.А. Ратиковой, имел двух дочерей. Последние годы жизни он провел вдали от двора, почти все свое время уделял своим литературным и историческим трудам. Его исторические работы представляют определенный интерес, но трезво и критически оценивать исторические события и личностей он слишком часто не мог. Он умер в возрасте 68 лет.

После Елагина сохранению привлекательности Елагина острова с дворцом способствовала императрица Мария Федоровна (1759-1828), жена (с 1776 г.) императора Павла I, оставившая о себе хорошую память в России. В 17 лет она стала второй женой 22-летнего вдовца-рогоносца и наследника российского престола цесаревича Павла. После смерти Екатерины II Мария Федоровна стала в 37 лет женой правящего 42-летнего императора Павла. За четверть века их супружеской жизни всего 5 лет она была женой императора Павла I, в 1801 г. он был убит в возрасте 47 лет. У них родилось 4 сыновей и 6 дочерей. Затем 27 лет она была вдовствующей императрицей, увидевшей двух своих сыновей (Александра I и после его смерти - Николая I) в роли русских императоров. Будучи матерью 10 детей, которых очень любила, она во многом была устранена от их воспитания (особенно сыновей), так как эти заботы взяла на себя царственная бабка - ее свекровь императрица Екатерина II. Павел был отстранен от участия в государственных делах и получал ограниченные средства на свой «Малый двор». Довольно уединенная жизнь в Павловске и Тотчине в условиях ограниченных денежных средств положила начало хозяйственной деятельности Марии Федоровны, ее близкому знакомству с бытом низших классов населения. Она всегда находила и выделяла ощутимые средства на благотворительность, помощь нуждающимся.

За годы супружества она смогла научиться терпению и снисходительности ко многим недостаткам ее мужа, который имел тяжелый, подозрительный характер. В семейной жизни Марии Федоровны было мало радости, если учесть характер ее мужа, денежные ограничения, смерть при ее жизни их 5 детей. У Марии Федоровны хватило мудрости найти общий язык с близким другом ее мужа - фрейлиной Е.И. Нелидовой (1758-1839), более того, подружиться с ней.

Императрица Мария Федоровна 25 лет была женой Павла I (из них 22 года выполняла все супружеские обязанности, за 1776-1798 гг. родила 10 детей, в 1798 г. врачи запретили ей рожать из-за угрозы для ее жизни следующих возможных родов, что означало тогда прекращение ее близких отношений с мужем). Она была первой в России императрицей, коронованной вместе с мужем, и поэтому считала, что после его насильственной кончины именно она должна была стать первым лицом в государстве (но это противоречило закону, принятому Павлом їв 1797г.), но не смогла. Она обвинила сына Александра I, нового императора России, в попустительстве убийства его отца и ее мужа, дала ему понять, что ее благородство и нравственное превосходство над ним заставили ее якобы добровольно уступить ему права на трон, напомнила о неизбежной каре Божией за все прегрешения людей. После всего этого она, оставаясь вдовствующей императрицей, на деле была правящей государыней, хотя таковой формально считалась ее невестка - новая, молодая, очень красивая, обаятельная императрица Елизавета Алексеевна. На содержание двора Марии Федоровны шло гораздо больше средств, чем на содержание двора молодой императрицы. Павловск при Марии Федоровне в ее статусе вдовствующей императрицы стал своего рода центром рождения масштабных планов благотворительности, но и многих интриг. После трагической кончины ее мужа в 1801г. она почти полностью отдала свои силы благотворительной и образовательной деятельности. Опыт в этому нее уже был, тем более что еще император Павел I поручил ей управление воспитательными домами и Смольным институтом благородных девиц в Санкт- Петербурге. Мария Федоровна сполна отдала себя делу вое- питания будущих российских матерей, женское образование в России обязано ей многим. Она создала в нашей стране ряд благотворительных и воспитательных организаций, главным образом дворянских организаций (Мариинское ведомство).