Туристический портал - NataliSudak

Туристический портал - NataliSudak

» » Расписание храм спас загорье. Спас-загорье

Расписание храм спас загорье. Спас-загорье

Главный престол освящен в честь праздника Преображения Господня, вероятно, в начале XVII века. Храм имеет три придела. Нижний и зимний - в честь Казанской иконы Божией Матери, освящен в 1696 году. Южный, Крестовоздвиженский придел, и северный, Покровский придел, освящены во второй половине XVIII века. В настоящее время в Казанском приделе невозможно совершать богослужения из-за повышенной влажности. После закрытия храма с 1937 по 1947 год главный престол и престолы в Крестовоздвиженском и Покровском приделах были освящены иерейским чином.

Исторические сведения:

Истоия храма ведется с 1614 года. К 90-м годам XVII века, храм принял современный облик. Он строился двухэтажным, с нижним теплым приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. По освящению нижнего придела датируется и завершение постройки - 1696 год. Дошедший до нашего времени храм в архитектурном отношении представляет собой, по мнению специалистов, яркий образец национального стиля русского зодчества второй половины 17-го века. Характерными чертами традиционно русского стиля являются бесстолпная конструкция храма, пятиглавие, завершение свода закомарами, обрамление куполов кокошниками. Здание храма двухэтажное, верхний этаж - летняя Преображенская церковь с двумя пределами (Крестовоздвиженским и Покровским) - имеет два яруса окон, обрамлённых наличниками, состоящими из двух колонок, которые связаны сверху фигурной скобкой. Зимняя часть, храм Иконы Казанской Божьей Матери, возможно, наиболее древняя часть строения. Оригинально решена в конструкции храма шатровая колокольня: грани её восьмерика ориентированы по сторонам света. В 1937 г. храм был закрыт, и нижний предел использовался как склад и столовая. Только в 1947 году Совет по делам Русской Православной Церкви зарегистрировал общину и передал её здание храма, что и было отмечено в протоколе и договоре от 24.09.1947 г.

Современная жизнь прихода:

Первый послевоенный настоятель, архим. Никандр, оставил глубокий след в духовном облике Спас-Загорского Преображенского храма. После смерти архимандрита, прожившего без малого столетие (даты жизни 1876-1972), на приходе сменилось множество священников, имена которых ещё помнят старейшие прихожане Храма. Среди них: о. Николай, о. Михаил, о. Вениамин, о. Александр, о. Сергий, о. Иоанн, о. Валентин, архим. Донат, архим. Серафим, прот. Борис, прот. Николай Суходолов, прот. Андрей Куликов, иерей Алексий Поляков, игумен Ростислав (Колупаев) и нынешний настоятель храма с 1997 года - прот. Сергий Демьянов.

В 2002 году в г. Тутаеве Ярославской области был отлит подбор колоколов. 29 декабря при служении правящего архиерея, владыки Климента (Капалина), прошло торжественное освящение колоколов и к Пасхе 2003 года была полностью оборудована колокольня.

Заканчиваются работы по реставрации главного иконостаса храма силами темперного отдела Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР) и кафедры реставрации Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета (ПСТГУ).

С 1995 года регулярно проводятся духовные беседы со взрослыми. Также действуют воскресная школа «Жаворонок» с. Спас-Загорье, детское творческое объединение «Радуга» г. Обнинск.

Расписание богослужений храма Преображения Господня:

Богослужения в храме совершаются по воскресным и праздничным дням согласно расписания богослужений на текущий месяц. Начало вечернего богослужения по будням в 18 00 , по выходным дням - в 17 00 . Начало Божественной Литургии - в 9 00 .

В дни, когда не проводятся богослужения в храме организовано дежурство.

По дороге в Малоярославец мы заехали в село Спас-Загорье. Село находится на высоком берегу реки Протва. Из достопримечательностей в селе есть церковь Спаса Преображения 1696 года постройки. Село получило известность после событий 1812 года. В 1812 году в селе размещалась ставка М.И.Кутузова. Само село находилось в центре военных действий. Несмотря на наступающие холода, жители села разобрали свои дома на строительство переправы для русских войск.



Сельские домики

Церковь Спаса Преображения

В 1614 году в селе князем Б.М.Лыковым-Оболенским возведён Спасо-Преображенский храм. В строительстве храма также принимали участие Нарышкины, имение которых было по соседству с селом. К 90-м годам XVII века храм принял современный облик. Он строился двухэтажным, с нижним теплым приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. По освящению нижнего придела датируется и завершение постройки в 1696 году.
В 1937 году храм был закрыт, и нижний предел использовался как склад и столовая. Из надписи на кресте, который был найден в алтаре Казанского придела: «17 июля 1955 года по указу его преосвященства Епископа Онисифора, Калужского и Боровского, за №109. Освящен престол во имя Казанской Пресвятой Богородицы. Освящение совершили: митрофорный прот. Иоанн Соловьев, благочинный прот.Александр Добромыслов, прот.Тихон Трилесский, благочинный Столинскаго района БССР Евгений Минкевич, иереи о.Павел Казаков, о.Георгий Юрашкевич, протодиакон о.Кузьма и настоятель Спасо-Преображенского храма игумен Никандр. Храм Спасо-Преображенский построен боярами Лыковыми в 1614 году XVIII века. В подвальном храме с 1920 года не служилось – были склады колхоза», сделанной архим.Никандром, следует, что нижний придел был разорен еще в 20-е годы. Только в 1947 году Совет по делам Русской Православной Церкви зарегистрировал общину и передал её здание храма, что и было отмечено в протоколе и договоре от 24.09.1947 года.
Первый послевоенный настоятель, архим.Никандр, оставил глубокий след в духовном облике Спас–Загорского Преображенского храма. В 1947 году он, в сане игумена, был назначен настоятелем тогда закрытого храма в честь Преображения Господня в с.Спас–Загорье. Храм использовался как склад мелкой сельхозтехники, в алтаре был ссыпной пункт, хранилось зерно. Пришлось выкатывать машины и прямо на улицу выбрасывать зерно. При архим.Никандре в годы советской власти реставрировались крыша и купола храма, был построен небольшой приходской домик, при о.Алексие Полякове и игумене Ростиславе построен новый дом. С 1997 года до настоящего времени обновлена кровля и купола, поставлены новые кресты, налажено отопление, храм побелен, о безопасен от грунтовых вод, построены новые кельи и технические помещения для церковного хозяйства, строится новая трапезная и большое помещение для воскресной школы.
В 2002 году в городе Тутаеве Ярославской области был отлит подбор колоколов. 29 декабря при служении правящего архиерея, владыки Климента, прошло торжественное освящение колоколов. Восстанавливаются и реставрируются иконы храма. В 2003 году на реставрацию с целью раскрытия авторской живописи была взята икона Казанской Божией Матери с клеймами конца XVII - начала XVIII вв., которая была доставлена в реставрационные мастерские при Государственной Третьяковской Галерее 13 февраля 2003 года. В ходе реставрации было обнаружено, что икона Казанской Божией Матери была написана в августе 1793 года Яковом Ивановым Иконниковым из города Серпухова.

История Преображенского храма традиционно ведётся с 1614 г. и начинается с имени выдающегося деятеля русской истории начала XVII в. князя Бориса Михайловича Лыкова-Оболенского. Князь Б.М. Лыков-Оболенский представитель многочисленного и разветвлённого рода Оболенских, к XVII веку владевших селом Спасское (Спас-Загорье). Первоначально село принадлежало князю Михаилу Фёдоровичу Кашину-Оболенскому, боярину и воеводе, который начал службу при царском дворе Иоанна Васильевича с середины шестнадцатого века. М.Ф. Кашин пред своей смертью в 1611 г. половину села с церковью завещал Пафнутьев-Боровскому монастырю. Князь Б.М. Лыков выкупил по воцарении Михаил Федоровича Романова у Пафнутьева монастыря половину Спасского и отстроил каменный сельский храм.

К 90-м гг. XVII в. храм принял современный облик. Он строился двухэтажным, с нижним теплым приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. По освящению нижнего придела датируется и завершение постройки - 1696 г. На рубеже XVII-XVIII столетий появилась сначала отдельно стоящая колокольня, а затем трапезная, соединившая главную часть храма с колокольней в единое здание. Во второй половине XVIII в. был пристроен Покровский придел. Сохранилось описание: «Село Спасское, а в нем церковь каменная во имя Преображения Господня, да придел каменный же во имя Покрова Пресвятыя Богородицы». В конце XVII века появилась деревянная галерея на аркадах, разобранная вероятно при постройке трапезной части храма. В XVIII в. селом владел генерал-поручик Василий Васильевич Нарышкин, возможно, именно при нем был выгорожен в трапезной Крестовоздвиженский придел. Возникновение самого храма легенда связывает с наиболее знаменитыми из Нарышкиных - Натальей Кирилловной и ее сыном Петром I. К этому же времени относится появление современного названия села - Спас-Загорье.

Дошедший до нашего времени храм в архитектурном отношении представляет собой, по мнению специалистов, яркий образец национального стиля русского зодчества конца XVII века. Характерными чертами традиционно русского стиля являются бесстолпная конструкция храма, пятиглавие, завершение свода закомарами, обрамление куполов кокошниками. Здание храма двухэтажное, верхний этаж - летняя Преображенская церковь с двумя приделами (Крестовоздвиженским и Покровским) - имеет два яруса окон, обрамлённых наличниками, состоящими из двух колонок, которые связаны сверху фигурной скобкой. Зимняя часть, храм Иконы Казанской Божьей Матери, возможно, наиболее древняя часть строения. Оригинально решена в конструкции храма шатровая колокольня: грани её восьмерика ориентированы по сторонам света. В архитектуре здания прослеживается связь с таким ярким памятником московского зодчества середины века, как церковь Рождества Богородицы в Путинках, и другими памятниками Москвы и Подмосковья второй половины XVII в. Преображенская церковь сохранила большую часть внутреннего убранства так, что Царские врата относят к XVII в., а иконостас и оклады икон к концу XVIII - началу XIX вв. Многие иконы позднее были записаны и требуют реставрации.

По преданию, храм посещал первый русский император Пётр Великий, а в войну 1812 года - светлейший князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов, рядом с храмом находилась его ставка. По свидетельству местных жителей, сразу за алтарной частью храма находилась братская могила воинов, погибших в годы Отечественной войны 1812 года. Во время проведения работ по отводу вод от стен храма перед алтарной частью была выкопана канава шириной около метра и такой же глубины. При этом действительно было обнаружено множество костей, свидетельствовавших об общем братском захоронении.

В 1937 г. храм был закрыт, и нижний придел использовался как склад и столовая. Из надписи на кресте, который был найден в алтаре Казанского придела: «17 июля 1955 г. По указу Его Преосвященства Епископа Онисифора, Калужского и Боровского, за № 109. Освящен престол во имя Казанской Пресвятой Богородицы. Освящение совершили: митрофорный прот. Иоанн Соловьев, благочинный прот. Александр Добромыслов, прот. Тихон Трилесский, благочинный Столинскаго района БССР Евгений Минкевич, иереи о. Павел Казаков, о. Георгий Юрашкевич, протодиакон о. Кузьма и настоятель Спасо-Преображенского храма игумен Никандр. Храм Спасо-Преображенский построен боярами Лыковыми в 1614 г. XVIII в. В подвальном храме с 1920 г. не служилось - были склады колхоза», сделанной архим. Никандром (был настоятелем с 1947 по 1972 гг.), следует, что нижний придел был разорен еще в 1920-е гг. Только в 1947 г. Совет по делам Русской Православной Церкви зарегистрировал общину и передал её здание храма, что и было отмечено в протоколе и договоре от 24.09.1947 г.

Первый послевоенный настоятель, архим. Никандр, оставил глубокий след в духовном облике Спас-Загорского Преображенского храма. В 1947 г. он, в сане игумена, был назначен настоятелем тогда закрытого храма в честь Преображения Господня в с. Спас-Загорье. Храм использовался как склад мелкой сельхозтехники, в алтаре был ссыпной пункт, хранилось зерно. Пришлось выкатывать машины и прямо на улицу выбрасывать зерно. При архим. Никандре в годы советской власти реставрировались крыша и купола храма, был построен небольшой приходской домик, при о. Алексие Полякове и игумене Ростиславе (Колупаеве) построен новый дом. С 1997 г. до настоящего времени обновлена кровля и купола, поставлены новые кресты, налажено отопление, храм побелен, обезопасен от грунтовых вод, построены новые кельи и технические помещения для церковного хозяйства, строится новая трапезная и большое помещение для воскресной школы.

В 2002 г. в г. Тутаеве Ярославской области был отлит подбор колоколов. 29 декабря при служении правящего архиерея, владыки Климента (Капалина), прошло торжественное освящение колоколов. Восстанавливаются и реставрируются иконы храма. В 2003 г. на реставрацию с целью раскрытия авторской живописи была взята икона Казанской Божией Матери с клеймами конца XVII - начала XVIII вв., которая была доставлена в реставрационные мастерские при Государственной Третьяковской Галерее 13 февраля 2003 г. В ходе реставрации было обнаружено, что икона Казанской Божией Матери была написана в августе 1793 г. Яковом Ивановым Иконниковым из города Серпухова, о чем свидетельствует надпись на 13-ом клейме: «1793 года месяца августа писал сей образ города Серпухова купец иконописец Яков Иванов Иконников. Строен на церковные деньги старанием священников Феодора Григорьева, Алексея Иванова». Из реставрационных мастерских ГТГ Казанская икона Божией Матери возвратилась в храм 13 июля 2004 г., а 16 июля был совершен чин освящения отреставрированной иконы с акафистом Божией Матери в честь Ея иконы «Казанская». Икона была водружена в обновленный киот на прежнее место. В настоящее время закончена реставрация иконы «Богоявление» и ведется работа над иконой «Спас Нерукотворный».

По благословению владыки Климента, настоятелем, тогда иереем Сергием Демьяновым, и общиной Спас-Загорского Преображенского храма с 1996 по 1998 гг. был благоустроен больничный храм великомученика и целителя Пантелеимона в г. Обнинске.

http://xrampg.obninsk.ru



Кирпичный храм Преображения был выстроен уже в 1613-1614 гг. Затем он неоднократно перестраивался. Исходя из общего характера архитектурных форм и деталей, в своем окончательном виде храм сложился не ранее второй половины XVII столетия. Храм пятиглавый, бесстолпной конструкции. Его композиционное решение соответствует широко распространенному в посадском строительстве второй половины XVII века типу храма, известному под названием “корабля”, где по продольной оси располагаются колокольня, трапезная и основной объем здания, называемый “настоящая”. Замечательные памятники подобной архитектуры, расположенные в Москве: церковь в селе Поярково (1670), церковь Николы в Хамовниках (1680), в Подмосковье - церковь Казанская в селе Котельниково (1675), церковь Косьмы и Дамиана в Кузьминском (1652).

Проезжая по Калужской дороге, вскоре после Обнинска, близ Шемякино, вы увидите вдалеке белую церковь Спаса Преображения, словно парящую над рекой, холмами и близлежащими деревенскими домиками. Особую торжественность, вознесенность горе, напоминающую о восхождении Господа с учениками на гору Фаворскую перед Преображением, зодчие сообщили храму, приподняв его над землей на высоком подклете. В подклете, или в подцерковье, имеется нижний придел в честь Казанской иконы Богоматери. Ярус подклета внешне отделен от верхнего храма горизонтальной тягой. В настоящее время теплый храм подлежит ремонту и службы там не совершаются.

В документах Оболенской церковной десятины указано, что он был освящен в 1696 г. При взгляде на церковь Преображения остается ощущение необычайно мощного движения архитектурных форм вдоль центральной оси запад-восток, почти не уравновешенного в поперечном направлении. Объясняется это отсутствием галереи, разобранной в XIX веке. Галерея была открытая, на аркадах, и окружала храм с трех сторон. Об этом свидетельствует портал входа на северном фасаде. Выход в галерею имелся также с паперти, расположенной под колокольней. На паперть ведет лестничный всход. Когда галерея была разобрана, к лестнице пристроили выносные столбы, завершенные треугольным фронтоном. Выносные столбы соединяются с центральной аркой четверика колокольни перекрытием, которое напоминает широко распространенные в XVII веке “ползущие своды”.

Живописный характер церкви Спаса усиливается введенной в композицию трехъярусной шатровой колокольней. Обычная для колокольни конструкция “восьмерик на четверике” имеет примечательную особенность: ребра ее восьмигранного яруса звона ориентированы по сторонам света. В оформлении колокольни можно отметить лопатки с полуколонками, усиливающие четверик, ярусы карнизов, наличники слухов и излюбленный мотив декоративного убранства 2-й половины века - ширинки. Колокольня гармонично согласуется с другими частями храма. "Настоящей" является обширный, квадратный в плане, бесстолпный зал, перекрытый высоким сомкнутым сводом, увенчанным пятью главами. Лишь центральная глава открывается в интерьер, пропуская потоки света. Четыре боковые главы глухие, они снаружи декорируют храм в сочетании с двумя рядами килевидных кокошников, поставленных “вперемешку”. В тимпанах кокошников помещены девятилепестковые ромашки, которые восходят к белокаменным резным раковинам в тимпанах закомар Архангельского собора Московского Кремля, а затем широко использовавшимся в зодчестве 2-й пол. XVII века. Стилизация упростила их, сделав похожими на плоский цветок. Основания барабанов глав тоже окружены кокошниками. Углы внешних стен "настоящей" оформлены лопатками с утопленными в них полуколоннами. Завершаются стены сложным раскрепованным карнизом с поясом поребрика. Окна расположены в два яруса. С востока к "настоящей" примыкает алтарная часть с четырьмя полукруглыми апсидами. Северная - принадлежит приделу Покрова Божией Матери. Трапезная одноэтажная, перекрыта цилиндрическим сводом с большим лотком над западным входом и маленькими - над окнами. Снаружи она завершается двускатной кровлей. Форма наличников "настоящей" и трапезной в виде прямоугольной скобки указывает на датировку памятника 70-80 гг. XVII века. Окна нижнего храма декорированы значительно скромнее - треугольными фронтонами.

Исследователи считают, что венчающая часть храма должна была перестраиваться в XVIII веке. В середине XVIII века селом владеет Василий Васильевич Нарышкин. Вероятно, при нем был произведен ремонт в храме. В это же время мог появился Крестовоздвиженский придел, выгороженный в трапезной. Если довериться имеющимся у нас сведениям о постройке каменного храма в селе Спас-Загорье в первой четверти XVII века, то можно сделать вывод, что он претерпевал серьезные изменения на протяжении этого столетия. В нем проявляется наследие такого яркого памятника московского зодчества середины века как церковь Рождества Богородицы в Путинках. Система “корабля”, а также скрепообразные наличники окон, “раковины” закомар и другие детали характерны для многих памятников Москвы и Подмосковья второй половины XVII века. Таким образом, храм Преображения был завершен в то время, когда архитектурный стиль эпохи получил выражение в устойчивых архитектурных формах, то есть не ранее 70-80-х гг. XVII века.

Информация с официального сайта: Храм Преображения Господня с. Спас-Загорье



Храм построен в 1614 году князем Борисом Михайловичем Оболенским (Клыковым). Храм двухэтажный. Верхний храм имеет центральный престол в честь Преображения Господня. С северной стороны пристроен придел в честь Покрова Божией Матери. В трапезной устроен алтарь в честь Воздвижения Креста Господня. На первом этаже центральный алтарь освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. Территория храма со стороны села обнесена железной оградой. Иконостас, вероятно, времени последнего крупного ремонта (1885 г.), но Царские врата остались от XVII века. На иконах ризы XIX века.

В архитектурном отношении, по мнению специалистов, храм представляет собой яркий образец национального стиля русского зодчества конца XVII века. Очевидно, что и первоначальный облик храма был схож с нынешним и вполне возможно, что отдельные части здания стоят со времен князя Лыкова. Характерными чертами традиционно русского стиля является бесстолпная конструкция храма, пятиглавие, завершение свода закомарами, обрамление куполов кокошниками. Здание храма двухэтажное. Верхний этаж (вероятно построен позднее нижнего) - летний - имеет два яруса окон, обрамленных наличниками, состоящими из двух колонок, которые связаны сверху фигурной скобкой. Нижний этаж считался зимним, так как отапливался. Оригинально решена в конструкции храма шатровая колокольня - грани ее восьмерика ориентированы по сторонам света.

Территория храма со стороны села обнесена железной оградой.



Действующая церковь Спаса Преображения находится в селе Спас-Загорье. Ее история ведется с 1614 года и связана с именем выдающегося деятеля русской истории начала XVII века князя Б.М. Лыкова-Оболенского, род которого владел этим селом. На средства князя и был воздвигнут храм. Впоследствии он достраивался, и современный облик принял к 90-м годам XVII века.

Кирпичное здание храма двухэтажное, с нижним утепленным приделом - зимней частью в честь Казанской иконы Божией Матери. По освящению нижнего придела датируется окончание постройки - 1696 год. В нем интересно решение шатровой колокольни: грани ее восьмерика ориентированы по сторонам света. Немногим позже были достроены колокольня и трапезная, которая соединила главную часть храма и колокольню в одно целое. И пристроен Покровский придел. Верхний этаж - летняя Преображенская церковь с двумя приделами - Крестовоздвиженским и Покровским, имеет два яруса окон, обрамленных наличниками. Храм выстроен в стиле русское узорочье, который характеризуется сложностью композиции, живописностью силуэта, причудливыми формами, декоративностью. Он являет собой яркий образец русского зодчества конца XVII века. Признаки стиля - бесстолпная конструкция храма, пятиглавие, обрамление куполов кокошниками.

Перед Великой Отечественной войной храм временно был закрыт. При храме в честь Преображения Господня действует Воскресная школа «Жаворонок», которую посещают ученики Спас-Загорской школы.

http://www.voronezhgid.ru/architecture/



В книге М.Т. Преображенского "Памятники древнерусского зодчества в пределах Калужской губернии" (СПб.,1891) говорится: "Тёплая церковь в подцерковье была сделана, очевидно, впоследствии: доказательством этому служит, во-первых, крайне скудное освещение нижней церкви; во-вторых, выпиленные связи в пятах сомкнутых сводов; и наконец, в третьих, пол, опущенный на 12 вершков (а это более полуметра) ниже уровня земли с целью увеличить высоту подцерковья. Так как при этом обнаружились обрезы фундамента из бутового камня, то, не желая тревожить оные, обрезами воспользовались для устройства каменных сидений, которые в виде лавок проходят по стенам храма". Важно это потому, что работает в пользу версии, предлагающей считать освящение Казанского придела в 1696 году именно завершающим актом в истории строительства Преображенского храма - до времени "добавления" трапезной. Верхняя церковь, куда ведёт широкая лестница, начинается с трапезной, перекрытой цилиндрическим сводом. Слева - церковная лавка. Справа - Крестовоздвиженский придел, выглядящий почти игрушечным. Это ощущение усиливает резное изображение Благовещения на створках царских врат (Божия Матерь у аналоя с книгой и Архангел Гавриил). Трапезная полностью расписана - правда, роспись эта, особенно на своде, требует реставрации. Арочный проём соединяет трапезную с основным четвериком, перекрытым сомкнутым сводом. Практически до самого свода поднимается пятиярусный иконостас, возраст которого вызывает споры - одни исследователи относят его к концу ХVII века, другие же к рубежу ХVIII-ХIХ столетий. Особенно хороши царские врата - обычно утверждается, что это, вместе с иконами местного ряда, самая древняя часть иконостаса. В верхней их части изображена сцена Благовещения, ниже - евангелисты с символами. Два ряда окон сообщают небольшому помещению Преображенской церкви прекрасную освещённость. В северной стене - дверь, ведущая в Покровский придел.

В 2015 году в придельной церкви выполнены росписи - весьма пристойного качества. Вот какие факты приводит всё тот же академик архитектуры М. Т. Преображенский в своей книге "Памятники древнерусского зодчества в пределах Калужской губернии" (аршины и вершки переведены в метры и сантиметры): "Настоящая (основной четверик) и трапеза по плану квадратные; ширина церкви 12 арш. и 4 верш. (ок 8,5 метра), стены - в 1 арш. 10 верш. (1,15 метра)... кирпич длиной 6/8, шириной 3/8 и толщиной до 2 вершков (30, 15 и 9 сантиметров). В ризнице хранится блюдце для ковшика, дар царя Алексея Михайловича, что видно из надписи, сделанной вязью". Преображенский храм сохранил почти все свои дореволюционные святыни. Более того, ризы наиболее почитаемых образов - тоже старые, ХIХ столетия. Святыней также можно считать иконостас Преображенской церкви - иконы его местного ряда, по мнению исследователей, относятся к концу ХVII века и выполнены артелью мастеров, близких к иконописцам Оружейной палаты. Правда, поновления, производившиеся в несколько этапов, привели к тому, что они оказались полностью записаны, однако совсем недавно некоторые из икон удалось освободить от позднейших слоёв. В церкви находятся ряд святынь, особо почитаемых среди прихожан и паломников. Одна из них - приобретение новейшего времени: частицы мощей преподобных Иова и Амфилохия Почаевских. В трапезной находится деревянная скульптура "Христос в темнице" ("Спас полунощный"), выполненный в ХVIII веке. Также привлекают внимание две иконы Божией Матери - "Взыскание погибших", снабжённая табличкой: "Сооружена сия икона прихожанами села Спаса в память избавления государя императора Александра II от злодейского покушения на его жизнь 1880 года февраля в 5 день" и "Казанская", с шестнадцатью клеймами, иллюстрирующими историю её обретения и от неё произошедших чудес.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №200, 2016 г.

По дороге в Малоярославец мы заехали в село Спас-Загорье. Село находится на высоком берегу реки Протва. Из достопримечательностей в селе есть церковь Спаса Преображения 1696 года постройки. Село получило известность после событий 1812 года. В 1812 году в селе размещалась ставка М.И.Кутузова. Само село находилось в центре военных действий. Несмотря на наступающие холода, жители села разобрали свои дома на строительство переправы для русских войск.



Сельские домики

Церковь Спаса Преображения

В 1614 году в селе князем Б.М.Лыковым-Оболенским возведён Спасо-Преображенский храм. В строительстве храма также принимали участие Нарышкины, имение которых было по соседству с селом. К 90-м годам XVII века храм принял современный облик. Он строился двухэтажным, с нижним теплым приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. По освящению нижнего придела датируется и завершение постройки в 1696 году.
В 1937 году храм был закрыт, и нижний предел использовался как склад и столовая. Из надписи на кресте, который был найден в алтаре Казанского придела: «17 июля 1955 года по указу его преосвященства Епископа Онисифора, Калужского и Боровского, за №109. Освящен престол во имя Казанской Пресвятой Богородицы. Освящение совершили: митрофорный прот. Иоанн Соловьев, благочинный прот.Александр Добромыслов, прот.Тихон Трилесский, благочинный Столинскаго района БССР Евгений Минкевич, иереи о.Павел Казаков, о.Георгий Юрашкевич, протодиакон о.Кузьма и настоятель Спасо-Преображенского храма игумен Никандр. Храм Спасо-Преображенский построен боярами Лыковыми в 1614 году XVIII века. В подвальном храме с 1920 года не служилось – были склады колхоза», сделанной архим.Никандром, следует, что нижний придел был разорен еще в 20-е годы. Только в 1947 году Совет по делам Русской Православной Церкви зарегистрировал общину и передал её здание храма, что и было отмечено в протоколе и договоре от 24.09.1947 года.
Первый послевоенный настоятель, архим.Никандр, оставил глубокий след в духовном облике Спас–Загорского Преображенского храма. В 1947 году он, в сане игумена, был назначен настоятелем тогда закрытого храма в честь Преображения Господня в с.Спас–Загорье. Храм использовался как склад мелкой сельхозтехники, в алтаре был ссыпной пункт, хранилось зерно. Пришлось выкатывать машины и прямо на улицу выбрасывать зерно. При архим.Никандре в годы советской власти реставрировались крыша и купола храма, был построен небольшой приходской домик, при о.Алексие Полякове и игумене Ростиславе построен новый дом. С 1997 года до настоящего времени обновлена кровля и купола, поставлены новые кресты, налажено отопление, храм побелен, о безопасен от грунтовых вод, построены новые кельи и технические помещения для церковного хозяйства, строится новая трапезная и большое помещение для воскресной школы.
В 2002 году в городе Тутаеве Ярославской области был отлит подбор колоколов. 29 декабря при служении правящего архиерея, владыки Климента, прошло торжественное освящение колоколов. Восстанавливаются и реставрируются иконы храма. В 2003 году на реставрацию с целью раскрытия авторской живописи была взята икона Казанской Божией Матери с клеймами конца XVII - начала XVIII вв., которая была доставлена в реставрационные мастерские при Государственной Третьяковской Галерее 13 февраля 2003 года. В ходе реставрации было обнаружено, что икона Казанской Божией Матери была написана в августе 1793 года Яковом Ивановым Иконниковым из города Серпухова.