Туристический портал - NataliSudak

Туристический портал - NataliSudak

» » Пятницкая церковь, чернигов. Пятницкая церковь (Чернигов) Период духовного возрождения Украины

Пятницкая церковь, чернигов. Пятницкая церковь (Чернигов) Период духовного возрождения Украины

10 ноября по новому стилю православными почитается великомученица Параскева Пятница. В годину тяжелых испытаний Русского Православия на территории Украины, когда раскольники-самосвяты, униаты, опираясь на боевиков-нацистов, захватывают во многих регионах храмы канонической УПЦ МП, избивают священников и прихожан, мы напомним об одной из величайших храмовых жемчужин Древней Руси, шедевре русской и мировой храмовой архитектуры - Пятницкой церкви в Чернигове.

В 70-ю годовщину освобождения УССР от немецко-фашистских захватчиков начнем воспоминания о судьбе этого собора с 1943 года, ибо возрождение его в новейшей жизни началось именно тогда - буквально в первые дни после того, как оккупантов выбили из Чернигова.

Чернигов, один из старейших городов Руси, некогда столица Северского княжества, где сохранилось значительное количество архитектурных памятников древности, был подвергнут немцами в дни Великой Отечественной войны жесточайшей бомбардировке, имевшей целью стереть город с лица земли. При этом погибли музеи, исторические и художественные ценности и архивы, жестоко пострадали от огня все архитектурные памятники, среди которых наиболее был поврежден собор Пятницкого монастыря.

Пятницкая церковь перед Великой Отечественной войной

Разрушенный храм Пятницы Параскевы

В акте Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причинённого ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР от 15-21 декабря 1943 г. были описаны следы жутких злодеяний и разрушений. В частности, было отмечено: «Пятницкая церковь конца XII - начала XIII века - один из самых редких и замечательных памятников древнерусского искусства великокняжеской эпохи, сожжен немецкими зажигательными снарядами в части кровель и внутри здания при бомбардировке 23 августа 1941 года, а затем разрушен фугасными бомбами 25 сентября 1943 года: обрушилась глава, большая часть сводов, два западных пилона и большая часть западной и южной стен».


Эволюция внешнего вида храма с XII в. Рис. А.А. Карнабеда

Как замечает архитектор-реставратор А. Л. Карнабед в статье «Возрождение черниговской "Пятницы"», в акте указывались также разрушения, причиненные и другим уникальным сооружениям Чернигова, в том числе Спасскому (нач. XI в.), Борисоглебскому и Успенскому (XII в.) соборам. Акт подписали эксперт Чрезвычайной комиссии П. Д. Барановский, украинский архитектор Ю. С. Асеев и старший научный сотрудник Черниговского исторического музея А. А. Попко.

П.Д. Барановский

Петр Дмитриевич Барановский (1892 - 1984) - москвич, уроженец смоленского села, подвижник архитектурной реставрации, в целом 70 лет отдавший восстановлению, спасению и реставрации памятников древнерусской архитектуры, - тогда стремительно примчался на помощь древнему Чернигову.

На счету Барановского спасение храма Василия Блаженного, основание музеев в Коломенском и Спасо-Андрониковом монастыре, обмеры в 1936 г. рушимого Казанского собора на Красной площади (именно по ним храм был воссоздан в начале 1990-х).

Барановский прибыл в Чернигов 23 сентября 1943 г., через день после освобождения города. А три дня спустя на его глазах немецкий пикирующий бомбардировщик прицельно разбомбил древний Пятницкий собор. Рассказывают, что полутонный фугас расколол храм, и без того изрядно выгоревший изнутри. Ученый первым из специалистов оказался у руин. А затем - без малого двадцать лет (!) - Барановский реставрировал "Пятницу", возвращая ей первозданный вид. Между прочим, настояв на том, что восстанавливать следует не купол Растрелли, а изначальный, древнерусский.

Очевидец говорил: «Надо было видеть Петра Дмитриевича в момент исследования "Пятницы": готовые вот-вот рухнуть остатки стен - и взбирающегося на них человека!»

П.Д. Барановский со студентами на реставрации Пятницкой церкви

Работы по восстановлению храма

Перечислим шедевры Киевской и Черниговской Руси, которые спасал Петр Барановский. По его же краткому перечню: «1943 г. Успенский Собор Киево-Печерской лавры XI в. Фиксация и проектные предложения по консервированию руин и реставрации; 1943, 1944 гг. Киевский Софийский собор 1037 г. (не имевший званий и титулов П. Барановский тогда был назначен председателем комиссии по реставрации от Академии архитектуры УССР); 1945 г. Исследование древней алтарной преграды Софийского собора и проект ее реставрации; 1943 г. Чернигов. Собор Борисоглебского монастыря XII в. Исследование, эскизный обмер и эскизный проект консервации; 1943 г. Чернигов. Собор Елецкого монастыря XII в. Исследование, эскизный обмер и проект консервации; 1943, 1945 1944 г. Киев. Храм Богородицы Пирогощей 1131 - 1136 гг. Исследование и опыт проекта реконструкции по материалам частичной фиксации перед разборкой 1936 г.; 1944 г. Киев. Храм Василия на Перуновом холме 1184 г. Исследование и опыт проекта реконструкции по материалам частичной фиксации перед разборкой 1936 г. (не существует)».

Его перу принадлежит исследование «Собор Пятницкого монастыря в Чернигове». Оно было опубликовано в 1948 г. в книге «Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками», изданной под редакцией И. Э. Грабаря.

В нём П. Барановский отмечал: «Собор Черниговского монастыря, больше известный под названием Пятницкой церкви на Красной площади (иначе на Старом базаре, или же на Пятницком поле), принадлежит к числу тех памятников древнерусской архитектуры, которые вследствие позднейших крупных перестроек настолько изменили свой облик, что под новой внешностью почти невозможно разглядеть их подлинные черты, определяющие характерные особенности эпохи и стиля. Варварское разрушение Пятницкого храма немцами при их вторжении и бомбардировке Чернигова предварило постановку научно-исследовательской проблемы изучения этого памятника, навсегда лишив возможности видеть его в облике конца XVII в., а также возможности научно раскрыть и реставрировать его во всех подлинно сохранившихся частях более глубокой древности. ... Сохранившиеся руины памятника, представлявшие как бы диагональный разрез его с северо-западного угла к юго-восточному, давали возможность детального аналитического исследования здания в отношении его конструкций, характера материалов и техники. Руины представляли собой сложнейший конгломерат кирпичных кладок различного времени и характера».

Прежде всего, исследовательское внимание и интерес реставратора привлекло то обстоятельство, что все основные конструктивные элементы здания до самого верха, включая и своды, и основание главы, были сложены, в опровержение всех вышеуказанных литературных утверждений прошлого, из одинакового материала - плинфов, характерных только для домонгольской эпохи. Ступенчатые своды, сохранившиеся после обвала с восточной и северной сторон, столь не свойственные русской архитектуре домонгольской эпохи (по сложившимся в нашей науке за 100 лет представлениям), были сложены из того же древнего кирпича.

Специалисты считают, что работа Барановского по исследованию и реставрации Пятницкой церкви в Чернигове открыла новую главу в истории русской архитектуры. Памятник этот, как доказал Петр Дмитриевич, - сверстник «Слова о полку Игореве», один из первых непревзойденных образцов собственно русского зодчества. Барановский был убежден, что памятник, восстановленный во всех частях, говоря словами древнего летописца, «на диво удобренных украшениях», будет в изобразительном искусстве нашего народа таким же глубоко национальным немеркнущим светочем, как и «Слово».

Собор Пятницкого монастыря, утверждал Барановский, должен отныне занять не только хронологически наиболее раннее место, но и высшее - в системе развития форм русского зодчества раннего периода XI-XIII вв.

Стоящий на вершине разрушенной татарами большой культуры Древней Руси храм представляет, по мнению исследователя-реставратора, ясно выраженную отправную точку, с которой началось развитие национального творчества Московской Руси.

Барановский утверждал: Пятницкий храм, являясь в настоящий момент для нас новым и совершенно оригинальным, по противоречию со сложившимся представлением о русской архитектуре, поражает явной связью с памятниками и Сербии, и Москвы XIV-XV вв., и с такими вершинами русского зодчества, как Вознесенский храм в Коломенском, и особенно с деревянными русскими храмами. В этой многообразной связи Пятницкий храм является первым великим произведением нового стиля, ярко выраженного творческого гения русского народа.

Действительно, возникновение такого памятника, как Пятницкий храм, является органически закономерным событием именно в Южной Руси, где естественно создавались взаимодействия различных культур на перекрестке путей: из северо-восточной Залесской Руси в Западную Европу через Галич и из северо-западной Новгородской Руси в Византию и на Кавказ через половцев. Чернигов в XII в. был не меньшим культурным центром, чем Киев.

Волновал Барановского и общеславянский контекст. Ученый утверждал: «Не без основания же летописец сказал на первых страницах "Повести временных лет": "Там ведь Иллирик, до которого доходил апостол Павел; тут сперва были славяне... А славянский народ и русский - один"».

Барановский сделал предположение, что зодчим Пятницкого храма мог быть «приятель» Рюрика Ростиславича - «художник и мастер непростой» Милонег-Петр. Который, по словам летописца, постройкой Выдубицкой стены Михайловской церкви Выдубицкого монастыря, ставшей княжеской усыпальницей семьи князя Всеволода Ярославовича, совершил «дело, подобное чуду».

«Он же мог и в Овруче построить Васильевскую церковь в ранние годы деятельности Рюрика, - полагал Барановский, - и в Белгороде не дошедшую до нас необычайную по высоте и на удивление украшенную церковь Апостолов, и церковь Васильевскую в Киеве на дворе княжеском, а через 5-10 лет после Выдубицкой стены построить к концу жизни Рюрика и его княгини-монахини церковь в Черниговском Пятницком монастыре. ... Исходя из высоких достоинств памятника, раскрывшегося перед нашими глазами в процессе его исследования, мы могли бы обратить к нему те же слова, которыми летописец выразил свою похвалу белгородскому храму: "Высотою же и величеством и прочим вдивь удобрена, по Приточнику глаголящему: вся добра возлюбленная моя и порока несть в тебе"».

Пятницкая церковь до 1917 года (слева) и после восстановления (1962 г.)

По проекту Барановского церковь Пятницы Параскевы была отстроена заново к 1962 г. Рассказывали, что послевоенный главный архитектор Чернигова П. Ф. Букловский требовал не восстанавливать разрушенные храмы, а, наоборот, снести руины, чтобы не портили вид и не мешали благоустройству территории. Слава Богу, специалисты-доброхоты, энтузиасты и патриоты этого не допустили. Барановский даже добился того, чтобы на одном из кирпичных заводов Чернигова началось производство плинфы по древнерусским образцам, и храм восстанавливался именно в тех формах, в которых был построен.

А. Л. Карнабед подчеркивал: «В то время как не только Барановский, но и такие известные ученые, как М. К. Каргер, Г. Н. Логвин, Г. М. Штендер, Ю. А. Нельговский доказывали необходимость "сохранить колокольню как сооружение, которое дает представление о характере архитектуры комплекса до его реконструкции и содействует лучшим условиям эксплуатации и экспозиции основного памятника", местные геростраты - начальник облотдела по делам архитектуры Гребницкий и главный архитектор города Сергиевский сделали свое дело: историческая среда была уничтожена. Нет колокольни, нет церковной ограды, нет кургана-памятника».

На баланс как «восстановленная в соответствии с проектом реставрации» Пятницкая церковь была принята 1 января 1963 г.

Но простояла закрытой до начала 1967 г., когда вместе с другими десятью памятниками архитектуры Чернигова XI-XIX вв. постановлением Совета Министров УССР была передана в Черниговский государственный архитектурно-исторический заповедник, бывший до 1979 г. филиалом киевского заповедника «Софийский музей».

В Чернигове заповедник начал работать с 1 августа 1967 г. Со следующего года здесь велась подготовка эскизов, а затем рабочего проекта музейной экспозиции «Пятницкая церковь - памятник архитектуры конца XII - начала XIII в.».

Проект музейной экспозиции в Пятницкой церкви, для которой П. Барановским в 1968 г. было передано значительное количество находок 1943-1961 гг., был разработан им же с учетом формирования музея в три этапа. В числе находок - плинфы со знаками (метками и клеймами), фрагменты фресковых штукатурок, архитектурно-строительной и гончарной керамики, изделия из цветного и черного металла, фрагменты стекол древних оконниц.

В 1947-м Барановский в автобиографии отмечал свои черниговские заслуги с присущей ему скромностью: «Из творческих работ последних лет заслуживают быть отмеченными работы по исследованию, сохранению и реставрации Пятницкого собора в Чернигове (XII в.), произведенные осенью 1944 -1945 годов от главного управления охраны памятников и давшие новые, весьма важные данные для истории русского искусства».

Сегодня черниговский храм Пятицы Параскевы, к сожалению, занят украинскими «автокефалами». Помнят ли эти гордые и заблудшие сектанты, что спасению шедевра древнерусской церковной архитектуры обязаны русским людям, и прежде всего смоленскому москвичу подвижнику и радетелю Петру Дмитриевичу Барановскому?

Архивные фото из книги «Петр Барановский. Труды, воспоминания современников». М., «Отчий дом». 1996.

Пятницкая церковь. История

Пятницкая церковь была сооружена в конце 12 - в начале 13 столетия посадскими черниговскими должностными лицами на Пятницком поле, которое издревле было местом торгов (торжище).

Пятницкая церковь была названа в честь покровительницы торговли Параскевы Пятницы. До 1786 года церковь была главным сооружением Пятницкого монастыря.

От других церквей Чернигова Пятницкая церковь отличалась завершенным отделкой фасада всеми видами архитектурной орнаментики и композицией сводов под барабаном.

На протяжении всего своего существования церковь многократно подвергалась разрушениям и пожарам во время нападений врагов на город.

Впервые Пятницкая церковь была разрушена во время татаро-монгольского нашествия на Чернигов в 1239 г.

Во время восстановительных работ в разные времена она существенно перестраивалась и меняла свой облик. Вплоть до 1941 года выглядела с точки зрения архитекутры как храм XVII века в стиле украинского барокко XVII-XVIII вв.. Необычным было лишь ее центристская уступчатая композиция. Исследователи утверждали, что под барочным одеянием прятались формы древнерусской постройки.

Первая Реставрация. 1670 год

Первые реставрационные работы осуществлялись в 1670, проходили в стиле украинского барокко и на средства черниговского полковника В.Дунина-Борковского. В 90-х годах 17 века на восточном и западном фасадах были надстроены барочные фронтоны, а баня получила многоярусное завершение. На восточном барочном фронтоне вырисовывался герб гетмана Ивана Мазепы .

В 17-18 вв. при церкви действовал женский монастырь, который сгорел в 1750 году.

Чернигов. Пятницкая церковь. Дореволюционное фото

Значительными были перестройки после пожара 1750 и 19 века, когда Пятницкая церковь превратилась в семибанный храм.

В 1818-20 по проекту архитектора А. Карташевского была пристроена ротонда-колокольня (1963 разобрана).

Во время Второй Мировой войны церковь была серьезно разрушена в следствии воздушных бомбардировок.

В 1941 году церковь была разрушена практически полностью. Чудом уцелела колокольня, но впоследствии (в 1963 году) она была разобрана - по одной версии мешала строительству областного драматического театра им. Шевченко, по другой - на кирпич для восстановления храма. Долгое время церковь оставалась разрушеной.

Пятницкая церковь. Фото времен Второй Мировой войны

Реставрация. 1943 год

Сразу после того как немецкие войска были выбиты из города Чернигова (в 1943 году) началось тщательное изучение остатков Пятницкой церкви с целью дальнейшего восстановления. Результат исследований был сенсационным - исследователи-археологи нашли храм, воплотивший высшие достижения древнерусской архитектуры домонгольской эпохи. Все говорило о том, что это памятник нового архитектурного стиля, который сформировался на Руси в конце XII в., Во времена «Слова о полку Игореве». Известно, что в это время, на историческую арену выходили древнерусские города, у них бурно развивались ремесленничество и торговля, состояли ремесленно-торговые корпорации, то есть происходил тот социально-экономический процесс, который обусловил развитие в Европе готического архитектурного стиля. Долгое время считалось, что собственно русская архитектура начала развиваться только в XIV веке после монголо-татарского нашествия, когда архитекторы Киевской Руси отошли от византийских традиций.Но изучение ровесницы "Слова о полку Игоревом" - Пятницкой церкви - показало, что процессы становления национальной архитектуры проходили на полтора столетия раньше.

В 1943-45 проведение срочных консервационных и противоаварийных работ под руководством архитектора-реставратора П. Д. Барановского спасло памятник архитектуры от окончательной гибели. Церковь, таким образом, была восстановлена в ее первоначальном виде.

Во время реставрации не были восстановлены боковые притворы и пристройки ХVІІІ-ХІХ вв., а также была разобрана ротонда-колокольня.

Пятницкая церковь в разрезе

В течение 10 лет П. Д. Барановский реставрировал Пятницкую церковь, тщательно складывая кирпич к кирпичу. Вследствие этого исследователю удалось с большой достоверностью воспроизвести все формы сооружения, одной из выдающихся памятников древнерусской архитектуры. Последующие исследования открыли много других сооружений этого архитектурного стиля.

В 1962 завершена реставрация Пятницкой церкви по проекту архитектора П. Д. Барановского и М. В. Холостенко. Возрожденное в первоначальном виде, сооружение воспроизводит высший этап развития архитектуры Киевской Руси.

Архитектура

Пятницкая церковь

Пятницкая церковь.План-схема

Таким образом современный вид церкви представляет собой реконструкцию храма архитектуры времен Киевской Руси.

В основе ее плана - четырехстолбный крестово-купольный храм. Конструктивная и композиционная особенность Пятницкой церкви состоит в том, что столбы, которые несут с помощью подпружных арок высокую баню, расставлены широко, а боковые нефы узенькие, поэтому на фасаде арочное завершение имеет только центральная закомара, боковые имеют чвертьциркульне покрытия. Таким образом фасады завершены трилопастной кривой. Переход от основного массива к подбанникам развит в сложную композицию трех ярусов ступенчатых сводов, благодаря чему храм воспринимается как удивительный столб-башня. Это впечатление усиливается пучковыми пилястрами и полуколоннами подбанника. Фасады здания украшены всеми видами архитектурной орнаментики.

Внутри церковь напоминает башню. Художественный эффект фресковой росписи усиливается разноцветным полом из желтых, зеленых и темно-вишневых глазурованных плиток. В отличие от Киевской Софии, где композиционную тему развито в целую симфонию, в Пятницкой церкви все построено на одной, так сказать, мелодии. Это - радостная песня о красоте, где инженерный гений строителя объединился с поэзией народного творчества. Пятницкую церковь в Чернигове иногда называют «Словом о полку Игореве» в архитектуре. И действительно, достопримечательность древнерусской архитектуры являются не только современницей гениальной поэмы, но и близкой к «Слову» по характеру своей поэтики, по совершенству формы, по народному духу и идейной направленности.

Архитектурные черты, впервые появившиеся в Пятницкой церкви, получили дальнейшее развитие в русском, украинском, румынском храмовом строительстве. Пятницкая церковь возведена намного раньше всех московских шатровых церквей XVI века. На нее очень похожа московская церковь Вознесения, построенная в 1532 г. в селе Коломенском, которая является первым шатровым каменным сооружением Московии. В русской архитектуре закомары превратились в кокошники. Закомара - это конструктивный архитектурный элемент, внешняя дуга свода. Кокошник же является элементом сугубо декоративным, это плоская пластина, по форме схожая с лепестком цветка или с головным убором русских женщин (отсюда и название).

И еще одна интересная и важная деталь. В строительстве сооружения прекрасно использованы декоративные возможности кирпича, орнаментальная кладка Пятницкой церкви является ранним примером декора, который позже получил развитие в Новгороде и Пскове.

Современник "Слова о полку Игореве" - Пятницкий храм воплотил высокие народные идеалы, сознание силы и духовной красоты народа, его художественные и эстетические взгляды. В 1972 Пятницкую церковь была открыта как музей.

Наши дни

В настоящее время в помещении Пятницкой церкви расположен действующий храм, входящий в состав Украинской православной церкви Киевского патриархата.

Пятницкая церковь в Чернигове (конец XII - начало XIII в.)

Судьба этого памятника необычна. Стояла на торговой площади Чернигова небольшая Пятницкая церковь. (Параскева Пятница издавна считалась покровительницей торговли). Высокий купол, многочисленные лепные украшения, нарядные пропорции церкви - все эти черты, без сомнения, давали основание отнести сооружение к стилю украинского барокко XVII-XVIII ст. Необычной была только ее центральная уступчатая композиция. Исследователи утверждали, что под барочным покровом скрыты формы древнерусского здания.

Во время Второй мировой войны после бомбежки в 1941 г. Пятницкая церковь сильно пострадала, во время восстановительных работ удалось с большой достоверностью воспроизвести все формы сооружения, одного из самых выдающихся памятников древнерусской архитектуры.

Церковь совсем не была похожа на все известные нам древнерусские сооружения. Все свидетельствовало о том, что это памятник нового архитектурного стиля, который сформировался на Руси в конце XII в., во времена "Слова о полку Игореве".

Известно, что в это время, на историческую арену выходили древнерусские города, в них бурно развивались ремесленничество и торговля, были ремесленно-торговые корпорации, то есть происходил тот же социально-экономический процесс, который обусловил развитие в Европе готического архитектурного стиля.

Нарядная Пятницкая церковь стоит в центре древнего украинского города Чернигова. Трехнефное однокупольное здание имеет устремленную ввысь башнеобразную композицию. Церковь небольшая по размерам (16 X 11,5 м в плане), с четырьмя восьмигранными столбами внутри, тремя апсидами, высоким куполом, исключительно стройная по пропорциям, с невиданно изысканной и гармоничной композицией. В отличие от статических форм построек предыдущих времен композиция Пятницкой церкви является динамической. Ее стены стремительно нарастают вверх тремя рядами арок над основным объемом. Вертикальность сооружения подчеркивается профилированными пилястрами. Вертикальные и криволинейные элементы, которые доминируют в композиции, уравновешиваются горизонтальными ярусами окон второго этажа, рядами декоративных ниш разной формы и масштаба, меандровым фризом, напоминающим архитектуру XI ст., сетчатым орнаментом на апсидах. Вертикальные профилированные пилястры на разных высотах завершаются короткими, но энергичными штрихами карнизов.

Важнейшей новой чертой этого сооружения является живописный характер декоративных приемов - сетчатых орнаментов из кирпича ("городков") и меандровых фризов, снова появившихся на фасадах вместо сухой романской аркатуры. Необыкновенно интересны рациональная кирпичная кладка "ящиками", четвертькружные арки и своды, перенесение основного вертикального распора со стен, на наружные столбы, что напоминает принципы готической конструктивной системы. Исследователем памятника П. Д. Барановским была выдвинута гипотеза о том, что строителем Пятницкой церкви мог быть кневский зодчий Петр Милонег. Эта мысль неоднократно повторялась в литературе. По одной из версий, здание строили местные черниговские мастера, хотя, вполне вероятно, что они находились под влиянием творчества прославленного киевского зодчего. По другой версии церковь возвела в начале XIII века смешанная киево-смоленская артель, которая работала в разных городах Древней Руси.

Розовый цвет стен сочетается с белыми полями декоративных ниш и разноцветными орнаментами на порталах. Внутри церковь напоминает башню.

В интерьере, отличающемся стройностью и динамичностью, господствует центральное подкупольное пространство. Внутренняя структура отражена в членениях фасадов, но в отдельных элементах наметились и отклонения, говорящие о зарождении декоративных тенденций. Художественный эффект фресковой росписи усиливается разноцветной полом из желтых, зеленых и темно-вишневых глазурованных плиток. В отличие от Киевской Софии, где композиционная тема развивается в целую симфонию, в Пятницкой церкви все построено на одной, так сказать, мелодии. Это - радостная песня о красоте, где инженерный гений строителя сочетался с поэзией народного творчества. Пятницкую церковь в Чернигове иногда называют "Словом о полку Игореве" в архитектуре. И действительно, достопримечательность древнерусской архитектурные является не только современницей гениальной поэмы, но и близкой к "Слова" по характеру своей поэтики, по совершенству формы, по народному духом и идейной направленности (

В древнем граде расположена Пятницкая церковь. Храм назван в честь христианской великомученицы Параскевы, которую канонизировали. Издавна ее почитали как покровительницу торговли. Церковь построили возле Торга (торговой площади), и много веков она остается действующим религиозным храмом. На долю святыни пришлось немало испытаний, ее не раз уничтожали. Однако сейчас храм Параскевы Пятницы восстановлен, наведаться сюда может каждый желающий.

История храма

Пятницкая церковь в Чернигове была возведена в конце 12 - в начале 13 века. Ученые предполагают, что храм построили на средства состоятельных купцов, или же деньги пожертвовал князь Игорь - герой «Слова о полку Игореве».

За свою долгую историю Пятницкая церковь несколько раз была разрушена, а потом снова восстанавливалась. Впервые ее перестроили в 1670 году - деньги на замену кровли дал казацкий полковник Василий Дунин-Борковский. В результате реконструкции 1676 и 1690 годов здание приобрело черты украинского барокко. Храм также восстанавливали после пожара в 1750 году. Наибольший ущерб святыне был нанесен в годы Второй мировой войны (1943 год), когда взрыв авиабомбы разрушил ее наполовину. В 1962 году церковь снова отстроили. Реставратор Петр Барановский работал над восстановлением черниговского храма целых 17 лет. Сегодня церковь можно увидеть в ее первоначальном виде.

Церковь Параскевы-Пятницы, или Пятницкая церковь,бывший собор Черниговского монастыря, является одним из самых древних памятников архитектуры украинского города Чернигова. Построенная в XII веке церковь с очень толстыми стенами, окнами-бойницами и массивными колоннами напоминает крепость. Ее архитектура дает ученым возможность предполагать, что архитектором церкви являлся Петр Милонег, зодчий времен Древней Руси.

В результате многочисленных перестроек собор много раз менял свой облик. Он был перестроен и надстроен в XVII веке,здание подвергалось изменениям после пожаров,произошедших в 1750 и 1862 годов. В 1786 году Черниговский монастырь со всеми постройками был снесен, собор же остался и продолжил существовать уже как приходская Пятницкая церковь.

Во время войны церковь была разрушена. Ее начали восстанавливать в 1943-1945 годах, в 1962 году, под руководством архитекторов П. Д. Барановского и М. В. Холостенко, она была восстановлена в первоначальном виде, представляя собой образец архитектуры времен Киевской Руси.

Внутри храм украшен фресковой росписью, пол выложен разноцветными глазурованными плитками.

В настоящее время церковь является действующей.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Введенская церковь входит в состав Троицко-Ильинского монастыря. Трапезная была возведена в 1677-1679 годах, еще до строительства Троицкого собора - главного здания ансамбля. Церковь представляет собой истинный шедевр украинского архитектурного стиля, оказавший влияние на другие, более поздние, памятники.

С запада к основному помещению храма примыкает обеденный зал с кухней и складами – все располагается в одну линию. Внутреннее пространство двуглавой церкви выполнено с использованием приемов деревянного зодчества. Одна глава предназначается для алтаря, другая отведена для молящихся. Зал трапезной с цилиндрическим сводом является уникальным образцом интерьера сооружений 17 века. Гармоничность главного фасада создается его энергичным вертикальным ритмом, глубокими оконными проемами и характерными треугольными фронтончиками над ними.

Оригинальный иконостас был утрачен в советский период, современный – создан в конце 80-х годов прошлого века. Сегодня церковь выполняет роль «студенческой» - относится к духовному училищу регентов, здесь проводятся занятия и зачеты. Одновременно храм является и трапезной.