Туристический портал - NataliSudak

Туристический портал - NataliSudak

» » Сиде храм аполлона история. Храмы сиде

Сиде храм аполлона история. Храмы сиде

На самом берегу Средиземного моря в прекрасном турецком городе Сиде находятся руины древнейшей цивилизации, сохранившиеся до наших времен. Одной из старейших мировых достопримечательностей являются развалины храма Аполлона. Здесь это самое популярное и посещаемое туристами место, история которого имеет привлекательный романтический окрас. Руины храма Аполлона имеют такой живописный вид, что невозможно уйти отсюда без множества фотографий. Особенно фотогеничное время для фотографий — это раннее утро или поздний вечер.

Город Сиде, название которого переводится с некоторых наречий как «гранат» (символ плодородия), в древние времена был одним из центральных портов страны, в котором процветала торговля рабами. Город в разное время был как собственностью турков, затем арабов. Но был также в жизни города и римский период. Именно в это время здесь было построено множество сооружений, являющихся в наше время древними историческими памятниками архитектуры. Это храмы и акведуки, статуи и памятники императорам, амфитеатры и византийские бани, фонтаны и павильоны.

Постройка храма Аполлона в Сиде датируется далеким II веком до нашей эры, примерно 150-м годом. Возвели храм, как несложно догадаться, в честь античного бога солнца и красоты, сына Зевса, — Аполлона.

Сын Зевса — Аполлон, по преданиям выглядел как красивейший молодой человек с золотистыми волосами и идеальным телом. Везде он ходил с луком, сделанным из серебра, и стрелами, выполненными из золота. Аполлон умел предсказывать, что ждем впереди, а также являлся богом искусств и науки. Путешественники и мореплаватели считали его своим покровителем. Аполлон даровал прощение людям, совершившим тяжкий грех — убийство.

По преданиям, в храме Аполлона в Сиде проходили тайные свидания Клеопатры, одной из прекраснейших египетских цариц, и воина Марка Антония, известного полководцы Древнего Рима.

Храм Аполлона строился десятки лет и стойко выдержал восемь веков, но в X веке нашей эры, к сожалению, очень сильно был разрушен сильнейшим землетрясением.

В наше время руины храма Аполлона в Сиде охраняется правительством страны. Остатки разрушенных колонн из белого камня и стилобаты бережно сохраняются и восстанавливаются реставраторами. Пять сохранившихся самых известных колонн являются сейчас главным символом города Сиде.

Архитектура

Храм был построен в форме ровного прямоугольника, которая на языке архитектуры называется периптера, а со всех сторон изначально его окружали 34 красивейшие колонны, выполненные из белого мрамора, стоящие в один ряд по всему периметру здания. Размеры его были 16-17 на 30 метров, по коротким стенам храма стояло по 6 колонн, а по длинным — по 11. Высота колонн была 8,9 метра. Вершины колонны украшены различными изображениями, орнаментом растений и очень интересными видами головы Медузы Горгоны. Парапет храма возведен в коринфском стиле. Сам храм Аполлона был полностью построен из белого камня — мрамора.

Экскурсии

Храм Аполлона находится на самом берегу моря, территория вокруг него не закрыта, поэтому любой турист может приехать и посмотреть руины храма в любое время и абсолютно бесплатно. В темное время суток около храма включают разноцветную подсветку.

В непосредственной близости от храма Аполлона в Сиде находится еще один известный исторический храм — Артемиды. Построены они были примерно в одно и то же время и дополняли друг друга — как Аполлон, символ солнца, дополняет Артемиду, символ луны. Храмы расположены друг напротив друга, напоминая эти небесные тела, сменяющие друг друга, поэтому экскурсии сюда часто объединяют эти две достопримечательности.

Как добраться до храма Аполлона в Сиде

Достопримечательность располагается в гавани города Сиде, а точнее в ее юго-западной стороне, непосредственно на побережье Средиземного моря. Конечно, подавляющее большинство туристов добирается сюда либо с организованными экскурсионными группами на туристических автобусах, либо на взятой в аренду машине, тогда ехать нужно будет по автостраде Сиде в сторону Hanımeli Sk. Общественным транспортом до храма Аполлона в Сиде добраться будет проблематично, так как ближайшая остановка автобуса находится на расстоянии трех километров от достопримечательности и называется Side Otogarı (доехать до нее можно на рейсовом автобусе номер 639).

Туристы, отдыхающие в Сиде, и желающие посетить храм самостоятельно, но не имеющие прав, могут доехать до нужного места на такси. Самые популярные сервисы в Сиде — это Turkey Taxi и Mehmet Muku, но обычно туристы ловят машину прямо на улице, либо вызывают такси специальными кнопками на столбах в местах стоянок.

До храма Аполлона можно также дойти пешком по старинным узким улочкам, если вы отдыхаете в непосредственной близости от побережья Средиземного моря в Сиде. По пути вам гарантированы прекрасные виды старого города и множество крупных и мелких сувенирных лавок.

Храм Аполлона на google-панорамах

Видео храма Аполлона в Сиде

В живописной местности у берега Средиземного моря на юге полуострова Сиде когда-то были построены грандиозные храмы. Один из них на востоке. Он был посвящен Аполлону. Второй, западный храм, был посвящен Артемиде. Это были главные боги города, олицетворявшие собой Солнце и Луну. Апполон и Артемида были близнецами.

История

В греческой мифологии бог Аполлон представлял собой златокудрого юношу с хорошим телосложением. При себе он всегда носил серебряный лук и золотые стрелы. Аполлон считался предсказателем будущего, покровителем наук и искусств, путников дорог, мореходов, богом-врачевателем, предводителем и покровителем муз. Кроме того, он умел очищать людей, которые совершали убийство.
Основание храма Аполлона представляет собой прямоугольник, его длина и ширина равны 30 и 17 метрам соответственно. При храме в давние времена было шесть рядов с колоннами. В каждом ряду было одиннадцать колонн, высота которых достигала 8,9 метров. Парапеты были выполнены в коринфском стиле. К сегодняшнему дню уцелело только несколько колонн, которые уже были отреставрированы и установлены вновь. Сооружение храма Аполлона выполнено из белого мрамора во II столетии до нашей эры.

Описание

Храм Апполона был построен в стиле периптера, он имел форму прямоугольного здания, которое было окружёно с четырёх сторон колоннадой. Спереди и сзади было 12 колонн, по сторонам храма стояло 22 колонны. Архитрав на колонне был украшен растительным орнаментом и изображениями голов Медузы.
В наше время храм по-прежнему привлекателен для туристов, которые из разных уголков планеты приезжают сюда полюбоваться его величием и красотой. Особенно интересно это место профессиональным фотографам, которые желают запечатлеть мраморные колонны. Опытным туристам и тем, кто едет сюда не в первый раз, рекомендуется осмотреть храм Аполлона на закате, когда есть возможность застать ласковые лучи солнца, играющие на старых камнях. Ночью же храм изящен, так как подсвечивается иллюминацией. По легенде, это место еще и являлось символом любви великого древнеримского полководца Антония и египетской царицы и красавицы Клеопатры.
Дата разрушения достопримечательности до сих пор неизвестна, но считается, что он был погребен в руинах уже в V столетии. Сегодня от его построек осталось только 5 колон и небольшие развалины.

Окрестности

Вблизи храма Аполлона построен примерно в то же время храм Артемиды. Это совсем неудивительно, так как в те далекие времена Аполлон символизировал Солнце, а Артемида - Луну. Храмы стояли друг напротив друга, как бы символизируя эти небесные тела, то прячущиеся за горизонт, то светящие, меняя друг друга

Продолжу свой рассказ о нашей поездке в Сиде. Начало здесь -
Осмотрев Государственную агору мы пошли вдоль моря к комплексу храмов Аполлона и Афины. Шли мы по довольно узкой улице, на которой, конечно, располагаются рестораны, кафы, маленькие гостиницы, сувенирные лавки. Нас поразило то, что очень часто кафе располагаются прямо посреди развалин, выглядит это весьма странно, но, надо отдать должное, владельцы кафе делают так, чтобы фрагменты древних руин и столики смотрелись гармонично. Завсегдатаями этих заведений являются европейцы, которые выбрали для жизни этот маленький городок на берегу моря. Виды там открываются очень красивые, а в воздухе витает дух старины.

Храм Аполлона находится на самом юге полуострова, возле гавани и производит сильное впечатление. Основными святилищами Сиде в языческую эпоху были храмы богини мудрости Афины и бога света Аполлона, которые стояли рядом, были обнесены одним ограждением и, очевидно, составляли единый храмовый комплекс.О значении этих богов и храмов, посвященных им, в жизни античного города свидетельствуют как нумизматические находки (на монетах Сиде, как правило, изображался Аполлон), так и воспоминания некоторых античных географов, например, Страбон называл главным божеством города Афину. Храмовый комплекс был конечной точкой большого колонного проспекта, который проходил сквозь весь полуостров.


Те руины, которые мы можем осмотреть сейчас датируются ІІ в.н.э., и являются памятником римской эпохи. Храм представлял собой священную комнату, в которой стояла статуя божества и была полностью окружена колоннами. Размеры обоих сооружений были достаточно большими: 16×27 м у храма Аполлона и 17×33 м у храма Афины. Высота колонн достигала 8,9 м, а общая высота храмов могла достигать 16-18 метров.

История обоих храмов завершилась в V веке, когда для строительства христианского святилища (сегодня это большой комплекс руин, известный как Южная базилика) они были полностью разобраны. Мрамор, который остался от храмов частично пошел на украшение базилики.

Во время археологических раскопок 1950-х—1970-х годов под атриумом Южной базилики были найдены не только фундаменты, но и значительная часть элементов колонн и украшений обоих храмов. В 1980-х годах было принято решение частично отреставрировать храм Аполлона, поставив части оригинальных колонн и элементов на новые бетонные фундаменты.

Море с левой стороны от храма


И гавань с правой стороны.


В раннехристианский период Сиде был важным религиозным центром. Поэтому неудивительно, что в городе сохранился достаточно большой пласт раннехристианских культурных сооружений. Сегодня на территории Сиде открыты руины семи христианских храмов и большого епископского дворца. Строительство этих храмов охватывает период с V по X ст. н. е.

Лучше всего сохранилась и наиболее исследована Южная базилика. Храм имел достаточно стандартный набор декоративных элементов. Например, пол был украшен мраморными плитами и мозаикой с геометрическим рисунком, остатки которой были найдены в восточной части храма. Стены базилики были украшены фресками.


Большинство исследователей датируют памятник V в. н. е. Развалины базилики имеют признаки многочисленных ремонтов и перестроек. Окончательно базилика была разрушена в VII-VIII вв. н. е. Причины разрушения неизвестны: ими могли быть и вражеское нападение, а также пожар или землетрясение.

В последний период существования города на развалинах базилики был построен новый небольшой храм, руины которого достаточно неплохо сохранились до наших дней.

Театр Сиде датируют ІІ в. н. е. - периодом наибольшего расцвета города. Именно в это время, очевидно в связи с ростом населения города, встала необходимость существенно увеличить старый, возведенный еще в период эллинизма театр. Старый театр вмещал по-видимому около 3000-4000 зрителей. После перестройки город получил самый большой в Памфилии театр, рассчитанный на 18000 зрителей.

Театр в Сиде имел типичную для античного театра структуру. Орхестра - площадка для выступлений актеров была предназначена для исполнения греческих комедий и трагедий. Позже, в III-IV ст. н. е. на ней проводились гладиаторские бои, кроме того, найдена система труб и водоотводов, что дает возможность предположить, что орхестру даже заполняли водой и устраивали морские бои с участием небольших судов.

В раннехристианский период V-VI ст.н.э., когда сам театр использовался как христианский храм, орхестра была приспособлена для проведения богослужений.

Вход в театр производился через крытые галереи и по лестничным площадкам.
На фотографии видно, что своды укреплены, но все равно страшновато там ходить...

В театре и по сей день проводят музыкальные и театральные представления.


Коммерческая агора Сиде расположена между театром и банями. Агора представляла собой большую прямоугольную площадь, по периметру которой (кроме южной стороны) находились магазины. В центре площади находился храм богини удачи Тюхе (римское название этой богини - Фортуна). По периметру площади вдоль лавок и магазинов проходили портики, которые должны были защищать посетителей от солнца. Наличие большого числа разнообразных лавок указывает на то, что основным назначением агоры была именно торговля. Кроме того, поскольку Сиде был центром работорговли в регионе восточного Средиземноморья, то возможно на этой агоре продавали также и рабов.


Город, конечно, удивительный, произвел на нас неизгладимое впечатление и, я надеюсь, что мы посетим его еще не раз. Мы гуляли около трех часов, а может и больше. Под конец уже еле ноги волокли и даже батарейка у фотоаппарата разрядилась...))) Он тоже устал...)))
При посещении очень важно одеть удобную обувь и желательно закрытую одежду, шляпы, кепки и зонты, так как солнце палит нещадно, а спрятаться от него негде.
Вход в театр платный - 10 лир (5 $). По территории античного города курсируют военные, в случае необходимости, они подскажут дорогу (говорят по-английски и по-немецки).

Мы решили самостоятельно посмотреть древний СИДЕ, который расположен только в 5 км от нашего отеля GOLF PARK в ТИТРЕЕНГЕЛЕ и для этого изучили информацию об истории СИДЕ и его музеях.От отеля сюда добираться маршруткой 10 минут,а пешком по берегу моря верно с час.Из Титреенголя автобус номер 10 - каждые 5 мин - до Сиде (2 чел = 3$) выходите и идете "куда все". Метров через 300 развалины античных магазинчиков, дальше здоровенный амфитеатр в хорошем состоянии . За амфитеатром начинается базар, который спускается к морю, где можно покататься на кораблике.


Сиде расположен на небольшом полуострове в 70 км от аэропорта Антальи. Название «Сиде» - древнеанатолийского происхождения - означает «гранат».

До Римского периода правления гранат являлся символом плодородия и жизни,изображение этого фрукта встречается на монетах,которые чеканили в Сиде .

В древности город Сиде был гаванью. Своим процветанием город был обязан, большей частью, торговле рабами, которых привозили пираты. В VII в. арабы захватили этот регион, и Сиде был покинут жителями. В начале века греческие мусульмане с Крита построили неподалеку от древнего города деревню, которая в настоящее время является одним из крупнейших туристических центров Средиземноморья Турции. Гораздо позже, во II в. город Сиде превратился в цветущий порт с населением 60 тыс.чел. Обилие исторических достопримечательностей в сочетании с красотой нетронутой природы - все это позволит вам насладиться прекрасным отдыхом комфортабельных отелях и увидеть уникальные исторические памятники. Несколько землетрясений, произошедших здесь в прошлом, привели к упадку города, но не смогли уничтожить памятников древности - римский амфитеатр, храм, акведук, византийские бани, статую императора Веспасиана и другое.

Исторический очерк о Сиде

История Сиде начинается с истории порта под одноименным названием в древней Памфилии. Порт был основан в VII веке до н.э. греками-колонистами из Эолиты. Кто только не правил Сиде - здесь властвовали и ликийцы, и персы, управлял портом Алескандр Великий и династия Селеквидов, властители Пергама и Рима. Расцвет Сиде пришелся на II-III век до н.э., в то время город богател на торговле рабами и особенно красавицами женщинами. Римская империя оказала существенное влияние на город, связь Римской империи прослеживается начиная с XII века до III века. Самые выдающиеся и яркие памятники были построенны именно в это время.

Сиде до сих пор хранит в своих монументах историческое прошлое Римской империи, ее дыхание ощущается практически везде. Здесь сохранились ворота с арочным павильоном и фонтаном, а в 71 н.э. здесь был воздвигнут памятник в честь императора Веспасиана (9-79 гг. н.э.) и его сына Тита. Скульптурный портрет Веспасиана сейчас хранится в Пергамон-музее в Берлине.

В Сиде сохранились остатки построенного на равнине римского театра (II век н.э.), агоры, где торговали красотками рабынями и где был возвигнут храм богини случая - Тихе, а также библиотеки, нимфея и часть городской стены. Сохранились и античные термы (V век н.э.), где теперь действует городской археологический музей, представляющий коллекцию саркофагов, скульптур, лепных украшений и барельефов. Интересны также античные развалины храма Аппалона, храма Артемиды (II век н.э.) и византийские базилики (IX в н.э.), которые можно отыскать в порту. В древности Сиде был одним из самых значительных городов древней Памфилии. Столкновения и войны с арабами положили конец процветанию Сиде.

Переживший упадок IV века Сиде в начале VI превратился в епископский центр и снова возрадился. Этот город в то же время изестен как место встреч и купания в бассейне римского императора Марка Антония с египетской царицей Клеопатрой.


Агора (Площадь).

Еще в античные времена в Сиде было 2 агоры (площади). Одна из площадей была обнесена порталами. По сказаниям Страбона, здесь продавали рабов. В самом центре площади имеется место поклонения богине счастья, вокруг этого места стояли колонны с корзинами. Площадь, которая находится в южной части Сиде, была народной и там есть небольшая площадка (в виде салона) для совершения таинств и молитв императором. Статуи, которые были в нишах, хранятся сейчас в музее.

Музей Сиде / Side Museum /
Сиде, старый город Адрес:Liman Cd.
Транспорт: Ближайшая остановка рейсового автобуса — Side Otogarı (автобус 639, примерно в трёх километрах)‎. До достопримечательности ходят в основном экскурсионные автобусы. По городу удобно передвигаться пешком. Цена входного билета:3 евро (можно платить в турецких лирах)
Часы работы:9:00 — 19:00
Отзывы: Небольшой музей - руины, коллекция статуй и саркофагов. Хорошие таблички с пояснениями на английском. Если сразу от главного входа в музей повернуть налево, то можно попасть в рабочую зону, где проходит работа по изучению и восстановлению артефактов. Входу туда запрещён, но обычно работники относятся к посетителям снисходительно.
Описание музея Сиде
Здание римских бань пятого века, которое сейчас используется как музей Сиде, было восстановлено буквально из руин. Первоначально, на входе в бани стояли двойные ворота, однако они не сохранились и вход в музей теперь находится в разрушенной части стены. Вода в бани подавалась по акведуку, а затем, уже на месте, подогревалась на специальной печи. Отопление бани осуществлялось путём подачи горячего воздуха по специальной системе в стенах и под полом бани.
В бане были следующие секции:
- Фригидарий (холодная секция): здесь был бассейн с холодной водой, к которому нужно было спускаться по лестницам. Здесь также можно увидеть секцию, в которую холодная вода подавалась из акведука.
- Судаторий (самая горячая секция — сауна)
- Кальдарий (секция для купания в горячей воде): в кальдарии находилось несколько бассейнов с горячей водой.
- Тепидарий (тёплая секция)
- Аподитерий (раздевалка)
- Палестра (двор для занятий под открытым небом, например, для спорта)
Все эти секции используются как тематические разделы музея Сиде. Они объединены в три зала, один зал под открытым небом, а палестра используется как сад, в котором также стоит несколько каменных памятников.
Большинство экспонатов в музее Сиде представляют собой каменные артефакты с руин местных достопримечательностей. Наиболее интересными из них являются следующие:
В зале под открытым небом:
Здесь можно найти самый старый памятник — база базальтовой колонны, которая относится к периоду позднего Хеттского царства. В музей она была привезена из-за пределов Сиде ради привлечения туристов. База датируется 8 — 9 веком до нашей эры.
На гравюрах юго-восточных ворот изображается военная добыча, захваченная у врагов: мечи, доспехи и т.д.
Зал 1
Статуи женщин, одетых по моде, которая даже была названа «стиль Сиде». Статуи стоят внутри четырёх ниш.
Залы 2 и 3
В этих залах стоит статуя покровителя торговцев — бога Гермеса с кошельком денег в руках, также: голова Гермеса, статуя Ники (богини победы), Гигии (богини здоровья) и статуя Геракла. Здесь же: саркофаги с изображением Эроса (бога любви), композиция из трёх статуй харит (богинь веселья и радости жизни), рельефы, изображающие рождение Афродиты и наказание Иксиона, дискобола, сфинксов, Ареса, Асклепию, Афину, статуя Аполлона и голова Аполлона, головы различных мужчин и женщин. Кроме того, большой интерес представляют монеты, бронзовые рукоятки, надписи и амфоры.
Многие скульптуры, выставленные в музее Сиде, были созданы в римский период (2-й век н.э.) и являются копиями эллинских оригиналов. Однако, скульпторы Сиде создавали и оригинальные памятники, и даже сформировали собственное направление в искусстве. Среди этих оригинальных памятников есть головы мужчин и женщин, которые отражают их психологическое состояние и характер.
Большинство артефактов, выставленных в музее, было найдено между 1947 и 1967 годами во время больших археологических изысканий в Сиде и его окрестностях. Само здание римских бань было отреставрировано в 1960 году и затем открылось в качестве музея. Оно находится через дорогу от Римского театра.

Римский театр / Roman theatre / Сиде / Турция
Местоположение: Сиде, старый город Адрес: Cagla Cad
Цена входного билета: 6 евро
Часы работы: 8.00 - 19.00

Описание Римского театра, Сиде
Римский театр в Сиде является самым большим сооружением подобного рода во всей Памфилии. Его вместительность составляла примерно 15 000 мест, что, однако, несколько меньше, чем у театра Аспендос. Римский театр был построен примерно в 175 году н.э.; его ширина составляет 120 метров, а диаметр центрального амфитеатра — 29 метров.
Архитектура этого колоссального театрального комплекса сходна с римскими амфитеатрами, однако зрительные трибуны не были замкнутыми и представляли собой полукольцо, между концами которого находилась сцена. Секция для зрителей была разделена диазомой (горизонтальным проходом), ниже которой находилось 29 зрительных рядов. Ряды выше диазомы (ещё 20 метров в высоту) поддерживались специальными арками (они сохранись по сей день). Большинство подобных амфитеатров в Малой Азии «встраивались» в невысокие холмы, в которых выдалбливались сиденья; однако рельеф в Сиде плоский и античные строители нашли архитектурное решение с использованием арок. Подобная конструкция уникальна для восточного Средиземноморья. Помещение под сценой залом было 3-х этажным. Орхестра (место для хора) имела полукруглую форму. В театре также всё ещё можно различить вход - монументальную арку и фонтан перед входом. Со стороны материка к нему ведёт дорога, по обеим сторонам которой стоят колонны. Первоначально колонны украшали и другой вход - со стороны залива и колонны вели также к гавани и храмам Аполлона и Афины, которые находятся южнее.
Постепенно земля под Римским театром смещалась, и вскоре стена за сценой, наружная часть которой была искусно украшена мрамором, рухнула и рассыпалась. Из этих блоков во времена византийского правления был построен храм под открытым небом и две часовни (5 - 6 в). Сцену же огородили невысокой стеной и в 5 - 6 веках здесь проходили гладиаторские бои и бои с участием животных. Рядом с театром был храм раннего римского периода, посвящённый Дионису.

Акведук / Aqueduct / Сиде
Северо-западная сторона старого города от Римского театра до городских стен и фонтана (см. карту древнего Сиде)
Описание акведука Сиде
В Сиде был построен римский акведук, который доставлял воду в город из реки Манавгат (в древности она называлась Мелас) вблизи источника Думанли в одном из первых ущелий вверх по течению. Акведук был построен во второй половине второго века, и восстановлен в первой половине третьего века на средства, полученные от семейной пары жителей Сиде - Лоллианоса Брионианоса (Bryonianos Lollianos) и его жены Квиринии Патра (Quirinia Patra). Акведук был необычным по двум причинам. Он был построен в горной местности, но был удивительно прямым, с общей протяженностью 30 км, хотя источник находился от Сиде в 25 км по прямой линии. На этих 30 км находятся 22 моста-акведука и 16 туннелей длинной 100-2260 метров, то есть, в общей сложности 13 км тоннелей! Причина необходимости возведения такой сложной системы состояла в том, что разница в высоте между источником и городом составляла всего 36 метров. Поэтому инженеры были вынуждены применять более дорогостоящие способы строительства (тоннели и мосты), чтобы сделать нить труб между источником и городом как можно более прямой и короткой. Ещё одной уникальной особенностью акведука Сиде является то, что большинство из мостов-акведуков по крайней мере частично сохранились до наших дней. Для их постройки было использовано несколько различных типов камней, в основном местных, что сводило к минимуму транспортные расходы. Некоторые породы более подвержены выветриванию, чем другие, и это также объясняет различные степени сохранности мостов. К сожалению, самые интересные первые три километра акведука в настоящее время покрыты водами водохранилища Оймапинар (Oymapınar).
В город Сиде акведук заходил через подземную трубу, расположенную в 150 метрах к северу от главных ворот. Затем он выходил на поверхность земли возле городского фонтана и шёл через половину города до монументальных внутренних ворот близ Римского театра.
Керамические трубы внутренней системы распределения воды по городу, которые находятся возле музея Сиде.

Схема акведука от начала до конца.

Городской фонтан - Нимфеум / Сиде /
Перед главными воротами (см. карту древнего Сиде, буква L)
Описание городского фонтана в Сиде
Этот большой монументальный фонтан расположен напротив главных ворот Сиде за внешней стеной. В настоящее время это потрясающее мраморное строение полностью утратило былое великолепие - все свои резные камни и статуи. Здание фонтана также безвозвратно утратило третий этаж.
При постройке фонтан насчитывал в длину 35 м и 15 м в высоту.
Город Сиде основан во времена правления Антонина Пия примерно в 150 г. до н.э., и в тот же период появился акведук и сопутствующие ему здания - бани, бассейны и фонтаны. Вода для всех нужд поступала через большие трубы из реки, которая находилась в 30 км севернее города.
Фонтан Сиде совершенно не похож на современные фонтаны. Это было большое трёхэтажное здание, разделённое на три секции с широким длинным бассейном. Секции с фронтальной стороны фонтана были декорированы тремя большими нишами, в каждую из которых подходило по три желоба с водой. Секции, а вместе с ними и арочные ниши, были отделены друг от друга колоннами в коринфском стиле. Внутри ниш стояли статуи. Пространство между тремя ярусами фонтана, поддерживаемыми колоннами, а также верхняя часть, были украшены антаблементами (резными балочными перекрытиями).
Согласно изображениям, найденным в районе Нимфеума, он играл важную роль во время фестиваля Эпибатерион, когда военные собирались возле этого фонтана и маршировали через весь город по колонной улице мимо Римского театра и городской агоры к храмам Аполлона и Афины. Сегодня многие статуи и рельефы, некогда украшавшие это фонтан, хранятся в музее Сиде.
P.S. Нимфеум или нимфей: первоначально — небольшие святилища, посвящённые водным нимфам. Позже так стали называть любые здания, украшавшие источники воды.
Храмы Аполлона и Афины / Temples of Apollo and Athena / Сиде /
Сиде, старый город, побережье залива
Адрес:Между улицами Liman Cd и Barbaros Cd

Описание храмов Аполлона и Афины, Сиде
Всего двадцать - тридцать лет назад Сиде был типичной турецкой маленькой сонной деревушкой с небольшой рыбацкой гаванью и парой магазинов для туристов. Однако за последние десятилетия он поразительно преобразовался и стал одним из самых популярных курортных мест Турции. Туризм в настоящее время приносит много денег в бюджет Сиде. В летний сезон роскошные и не очень гостиницы этого курорта заполнены путешественниками, которые приезжают сюда ради длинных широких песчаных пляжей, памятников древности и красивых видов. Тем не менее, Сиде до сих пор сохраняет свое исконное очарование, и по-прежнему остаётся уникальным музеем под открытым небом.
Название города, Сиде, вероятно, в некоторых древних языка Анатолии означало «гранат». Сиде был колонизирован эолийцами, греческой народностью, примерно в 600 г. до н.э. С населением 60 тысяч человек, это был самый большой и самый богатый порт в Памфилии. Когда Александр Великий захватил город в 333 году до н.э., его жители говорили на языке, который не был известен захватчикам, и который до сих пор не расшифрован. Первоначально богатство Сиде было основано на работорговле и пиратстве, которые процветали на всём побережье Средиземного моря. Всё это прекратилось, когда город попал под контроль Рима. Входя в состав Византийской империи, Сиде был достаточно важным городом, и даже имел своего собственного епископа. В 7 веке нашей эры арабские набеги очень сильно разорили город, и он был окончательно покинут после землетрясения в 1150 году. В 19 веке на развалинах Сиде поселились мусульмане с Крита.
Храмы Аполлона и Афины в Сиде являются, пожалуй, самыми романтичными памятниками древности во всей Анатолии. Их постройка датируется вторым веком нашей эры. Они расположены на юго-западной стороне гавани Сиде. Храм Аполлона был частично восстановлен и стал визитной карточкой города.
Храм Афины (богини-покровительницы Сиде) был больше храма Аполлона, но их строение было похожим - мраморные прямоугольные здания с одиннадцатью колоннами по бокам и шестью спереди и сзади. Дата их разрушения неизвестна, но считается, что они лежали в руинах уже в 5 веке, когда практически на том же самом месте была построена византийская базилика. Считается, что в одном их этих храмов Клеопатра назначила свидание Марку Антонию.

Колонные улицы / Columned streets / Сиде / Турция
Старый город
Описание колонных улиц Сиде
В Сиде было три колонные улицы:
Первая шла от главных ворот к Римскому театру и заканчивалась Монументальной аркой. Сейчас эта часть дороги заасфальтирована и является частью Liman Cd - главной улицы Сиде. Колонны по её краям практически не сохранились (за исключением района возле театра), но зато, идя по ней, можно увидеть руины многочисленных домов и казарм.
Вторая также шла от главных ворот, но не на запад, как первая, а на юг. Она не заасфальтирована и на ней всё ещё стоят многочисленные колонны. Кое-где на дороге даже сохранились красивые плитки, которыми она была выложена. Эта дорога вела к храмам и домам зажиточных граждан. Её ширина составляет 20 метров, длина - примерно 200 метров.
Третья улица называлась «улица Гавани». Она начиналась практически у Монументальной арки и шла на юго-запад до храмов Аполлона и Афины. Считается, что колонны держали крыши для защиты от солнца (стоа), а по краям дороги стояли магазины. Эта дорога совершенно не сохранилась и была полностью застроена домами. Зачастую, говоря о колонных улицах Сиде, первую и третью дороги считают одной, хотя они прерывались примерно на 30 метров.Было выяснено, что кроме этих трёх, существовала отдельная колонная улица в западном направлении, и ещё две колонные улицы, пересекавшие улицу Гавани. Все колонные улицы имели отличную подземную дренажную систему.

Фонтан Веспасиана / Vespasianus fountain / Сиде /
Слева от Монументальной арки, Старый город Адрес:Liman Cd
Описание фонтана императора Веспасиана в Сиде
Это небольшая постройка, соединяющаяся со стеной Римского театра с одной стороны и прилегающая к Монументальным воротам с другой. Фонтан расположен на подиуме высотой 1 м.
Перед фонтаном есть маленький бассейн. Это довольно хорошо сохранившийся памятник с круглой нишей посередине и двумя боковыми стенами с колоннами в коринфском стиле, что делает его похожим на мини-дворец. Арка центральной ниши имеет размеры примерно 2х1 метр. Внутри ниши стояли статуи, а из труб текла вода, которая подавалась по акведуку.
Фонтан был назван в честь римского императора Тита Флавия Веспасиана (9 - 79 года), основателя династии Флавиев, при котором римские владения расширились, а жизнь граждан улучшилась.
Базилика при Римском театре / Theater’s Basilica / Сиде /
По диагонали на юго-запад от Римского театра (см. № 16 на схеме где 11 — театр, а 14 — Монументальные ворота) в черте Старого города
Адрес:Orkide Sk
Часы работы:Круглосуточно (осмотр снаружи)
Описание Базилики при Римском театре в Сиде Базилика расположена недалеко от театра и к западу от колонной улицы Гавани. Здание этого храма практически не имеет повреждений (если учитывать его возраст). Эта византийская постройка датируется 5 веком нашей эры. Базилика разделена на три секции, а по абсциссе (горизонтальной оси) её план напоминает квадрат.

Храм Диониса / Dionysus Temple /
Вблизи Римского театра в Старом городе
Адрес:Liman Cd Отзывы:Осмотр только с расстояния в пару метров
Описание храма Диониса в Сиде
Этот храм не просто вычленить на фоне Римского театра. Он находится между дорогой и театром в том месте, где начиналась колонная улица Гавани, которая шла к храмам Аполлона и Афины, то есть практически сразу после Монументальной арки.
Целла храма (внутреннее помещение со статуей божества) располагалась на подиуме размерами 7х17 метров,а внутри неё по всему периметру стояли полуколонны. Вход в храм украшали четыре колонны, капители которых были выполнены в коринфском стиле из красного гранита. В целлу вела лестница из семи ступеней. Это памятник относится к 3 века до н.э., то есть к раннему римскому периоду.Исследователи не могут сказать точно, какому божеству был посвящён данный храм, однако, поскольку он практически примыкает к театру, то с большой долей вероятности они предположили, что он имел отношение к Дионису - покровителю драматического искусства.

Монументальная арка / Monumental Gate / Сиде /
Арка над дорогой Liman Cd между открытым пространством (место бывшего водохранилища) музея Сиде и Римским театром Адрес:Liman Cd
Описание Монументальной арки Сиде
Монументальная арка была местом, где заканчивалась одна колонная улица, идущая от главных ворот, и начиналась другая - идущая к храмам Аполлона и Афины. Она практически полностью сохранилась. Высота арки достигает 13 метров, а ширина - 7 метров. Верх Монументальной арки, когда-то, видимо, украшала квадрига.
В период, когда площадь города сильно уменьшилась, его границы были перенесены, и Монументальная арка была частично заложена кирпичами (4 век), что делало её более удобной для контроля и защиты. Так, арка какое-то время служила главным входом в город Сиде.
Зачастую люди путают Монументальную арку, которая хорошо сохранилась, и главные ворота, которые полностью лежат в руинах и находятся в 1,5 км севернее.

Цистерна / Water Cistern / Сиде /
Справа от Монументальн арки Адрес:Liman Cd
Описание цистерны Сиде
Цистерна располагалась с противоположной от Римского театра стороны Монументальной арки. Она в основном служила не для купания, а в качестве хранилища запасов воды на случай непредвиденной ситуации. Цистерна была подземная и имела крышу. На ней заканчивался акведук, который тянулся через весь Сиде с севера. Цистерна совершенно не походила на современные. Это было скорее большое подземное помещение с внутренним бассейном, крыша которого была на уровне земли и держалась на высоких колоннах. В настоящее время в цистерне нет воды, а место, под которым она располагалась, используется как выставочная площадка под открытым небом музея Сиде.

Купальни при гавани / Harbor Baths / Сиде /
К востоку от храмов Аполлона и Афины Адрес:Nergiz Sk
Описание купален при гавани в Сиде
Здание купален (бань) было построено во 2-ом веке нашей эры в непосредственной близости от гавани и за это время претерпело множество перестроек и ремонтных работ. Купальни были построены специально при гавани, чтобы моряки, вернувшись на родную землю, могли вымыться и отдохнуть в стенах своего древнего города.
Купальни подогревались через специальную систему под полом и в стенах. Сразу на входе был аподитерий (раздевалка). Далее находился зал, из которого можно было попасть в четыре различных комнаты с широкими сухопарниками. Между ними можно было свободно перемещаться. Их этих комнат можно было попасть в горячий зал (кальдарий), самое широкое помещение здания с мраморными бассейнами. Из этого зала, в свою очередь, можно было переместиться в два других больших зала — прохладный (тепидарий) и холодный (фригидарий).
Севернее этих купален, ближе к центру залива, находились другие купальни, которые были меньше по размеру. Они назывались соответственно «большие купальни» и «малые купальни».

Главные и юго-восточные ворота / Main gate and south eastern gates /
В стене, отделявшей полуостров от материка (см. карту древнего Сиде)
Описание главных и юго-восточных ворот Сиде
С точки зрения военного искусства, главные ворота города Сиде довольно интересны. Они представляли собой систему, образованную воротами с обеих сторон полукруглого двора, и двумя охранными башнями. Одни ворота открывались наружу, а другие - внутрь города. Подобное устройство главных ворот было также обнаружено и в других городах Памфилии, например, в Перге и Силлионе.
Монументальный вход с двумя арками был достроен предположительно в период Pax Romana (Римского мира). У входа были два ряда колонн, сформированные в группы вокруг двух колонн в коринфском стиле. Стало возможным добавлять подобные украшения, поскольку постепенно ворота утрачивали своё сугубо оборонительное назначение. В полукруглом дворе также были устроены ниши со скульптурами.
Кроме главных ворот, в стенах Сиде были найдены другие ворота. Они были практически полностью скрыты под слоем песка, и их строение отличается от строения главных ворот. Большой интерес представляют бордюры, которыми были украшены эти юго-восточные ворота. Их останки с большим трудом извлекли из песка и обнаружили, что на бордюрах изображается в основном военная добыча — шлемы, мечи и щиты. В настоящее время бордюры можно увидеть в музее Сиде. Проход юго-восточных ворот также был украшен двумя арками. Пройдя через них во время Византийского правления можно было попасть в протокольный двор, пол которого был покрыт мозаикой.