Туристический портал - NataliSudak

Туристический портал - NataliSudak

» » Городец. Городецкий Феодоровский мужской монастырь

Городец. Городецкий Феодоровский мужской монастырь

Городецкий Феодоровский мужской монастырь

Прежде он находился на берегу Волги; с 1700 - вдали от него, вследствие перемены в течении реки. Основан в 1164 вел. кн. Георгием Всеволодовичем на месте, освященном пребыванием Феодоровской иконы Божией Матери, издревле находившейся недалеко от Городца в часовне, где и был устроен Городецкий монастырь.


Общий вид Федоровского мужского монастыря. 1894 г. г. Городец, Нижегородская губерния

Монастырская церковь во имя Феодоровской иконы Божией Матери - древнего строения; по возобновлении она была освящена в 1767 в присутствии имп. Екатерины II, посетившей монастырь во время своего путешествия по Волге.

Здесь находилась прославившаяся в 1830 избавлением Балахны от холеры чудотворная Феодоровская икона Божией Матери - список с вышеозначенной древней Феодоровской иконы, бывшей в монастыре, а по разрушении его татарами явившейся в 1239 на месте, где был основан Запрудненский Спасский монастырь (в Костроме).




В монастыре последовала кончина вел. кн. Александра Невского, возвращавшегося из Орды; имевшийся в обители во имя его храм, по преданию, построен на месте той кельи, где он скончался.



История Феодоровского монастыря знает много знаменательных событий, 19 мая 1737 года его посетила императрица Екатерина II, присутствующая на освящении храма во имя Божьей Матери Феодоры и пожаловавшая значительную сумму денег на восстановление разрушенных построек монастыря.
За годы советской власти храмы монастыря были утрачены.
12 сентября 2009 года Феодоровский монастырь был возрожден на Городецкой земле.

Икона Божией Матери ЧУДОТВОРНАЯ ФЕОДОРОВСКАЯ

ЧУДОТВОРНАЯ ФЕОДОРОВСКАЯ ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ известна с 12 века. Она находилась в часовне близ старинного поволжского городка Городца. Где основан был мужской монастырь,именовавшийся Богородице-Феодоровским. Чудотворный образ был главной святыней. 1239 году при нашествии монголо-татарских захватчиков икона исчезла из города. В этом же году Феодоровская икона Божией Матери стала молельным образом святого Благоверного Князя Александра Невского, и именно этой иконой в 1239 году Великий Князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына - святого Князя Александра на брак с полоцкой княжной Параскевой. В конце 50 начала 60 годов 13 столетия млад. брату Александра Невского произошло явление чудотворного образа. Накануне явления многие жители Костромы видели воина с иконой Божией Матери на руках. В Воине многие узнали Феодора Стратилата. Событие это происходило в день УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. На след. день князь Василий Ярославович во время охоты увидел эту икону на ветвях дерева, вблизи речки Запрудни. ОБРЕТЕННАЯ СВЯТЫНЯ БЫЛА КРЕСНЫМ ХОДОМ ПРИНЕСЕНА В КОСТРОМУ. и поставлена в соборном храме во имя ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА, после чего и стала именоваться ФЕОДОРОВСКОЙ

14 марта стар стил. 1613 года в костромском СВЯТО-ТРОИЦКОМ ИПАТЬЕВСКОМ мужском монастыре МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ РОМАНОВ перед ликом чудотворной ФЕОДОРОВСКОЙ иконы принял избрание Его Земским собором на Престол Государства Российского. С ЭТОГО ВРЕМЕНИ ФЕОДОРОВСКИЙ ОБРАЗ БОЖИЕЙ МАТЕРИ СТАЛ ОСОБО ЧТИМОЙ СВЯТЫНЕЙ ЦАРСТВУЮЩЕГО ДОМА РОМАНОВЫХ. А в память о событиях 1613 года был установлен 14 марта церковный праздник этого образа Пресвятой Богородицы.

В настоящее время Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери хранится, как великая святыня в Богоявленско-Анастасьинском кафедральном соборе Костромы.

ЧУДОТВОРНАЯ ФЕОДОРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ С ДАВНИХ ВРЕМЕН ПОЧИТАЕТСЯ ПРАВОСЛАВНЫМИ,КАК ПОКРОВИТЕЛЬСТВУЮЩАЯ СЕМЕЙНОМУ БЛАГОПОЛУЧИЮ, РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ, ПОМОГАЮЩАЯ ПРИ ТРУДНЫХ РОДАХ. Эта чудотворная помощь от иконы Пресвятой Богородицы, празднование которой установлено в день начала служения Дома Романовых Богу и Народу Русскому, свидетельствует о том, что Дом РОМАНОВЫХ продолжает быть в очах Божьих Царствующим Домом. А церковный праздник ФЕОДОРОВСКой ИКОНы БОЖИЕЙ МАТЕРИ в день заступление Рода Романовых на Царское служение свидетельствует о том, что Русская Православная Церковь остается верной Соборному Обету 1613 года, не смотря на то, что священство Русской Православной Церкви практически ни где не возносит молитв ни за грядущего Царя-победителя из Царствующего Дома Романовых (по женской линии), ни за усопших Царей и Цариц, в том числе и из Царствующего Дома Романовых.

Феодоровский монастырь - гордость городчан, и это вполне объяснимо: с ним связаны судьбы нескольких известнейших личностей (среди которых — князь Александр Невский и преподобный Павел Обнорский) и обретение величайшей русской святыни — .

Между тем в истории Феодоровского монастыря Городца остается множество неясных моментов — это касается и ряда исторических событий, и даже первоначального места расположения монастыря. Среди исследователей на сей счет согласия нет, и нам остается полагаться на сохранившиеся предания, во многом, впрочем, совершенно легендарные.

Одно из них повествует о том, что при основании Городца в XII веке за оградой нового поселения стояла часовня с иконой Божией Матери. Когда, по княжьему желанию, собрались перенести образ в построенную соборную церковь, то не смогли его сдвинуть с места, что было расценено как указание Божией Матери на то, что на этом месте следует основать монастырь. Так будто бы было положено начало Феодоровской обители .

Если в этом предании есть какая-то правда, то нужно считать, что первоначальный городецкий Феодоровский монастырь стоял где-то поблизости от Княжьей горы, а не на том месте, где находится сейчас, и уж во всяком случае не на месте старообрядческой Успенской часовни, как утверждают староверы.

Обретенная икона Божией Матери, тогда еще не получившая название Феодоровской, стала главной святыней образованной обители. Пребывала она в ней до середины XIII века, после чего оказалась в Костроме. По поводу этого «путешествия» существуют две версии.

  1. В 1238 году, когда Городец был разорен татарами, икона исчезла и через некоторое время явилась младшему брату Александра Невского Василию Ярославичу. Произошло это близ Костромы, где князь Василий имел обыкновение охотиться. Интересно, что накануне явления иконы, в день Успения Пресвятой Богородицы, многие костромичи видели на улицах города воина, несшего в руках образ Божией Матери. В воине этом узнали — по его изображению в костромском соборе — великомученика Феодора Стратилата.
  2. Вторая версия связана со знаковым для Феодоровского монастыря событием — кончиной в нем возвращавшегося из Золотой Орды князя Александра Невского, последовавшей в 1263 году. Согласно этой версии, после гибели князя Юрия в битве с татарами на реке Сити (4 марта 1238 года) его младший брат Ярослав Всеволодович благословил Феодоровской иконой своего сына, Александра Ярославича, на брак с дочерью полоцкого князя Брячислава. С тех пор Феодоровская икона повсюду была с Александром Невским, являясь его моленным образом. По кончине князя в Городце ее взял — на молитвенную память о старшем брате — князь Василий Ярославич, княживший в Костроме.

Как бы то ни было, в Костроме чудотворный образ поместили в Феодоровский собор, после чего икона и стала называться Феодоровской. Городчане же, посетив Кострому, привезли в монастырь (с тех пор — тоже Феодоровский) точный список с нее, тоже прославившийся чудотворениями. Список с этого списка, выполненный в середине XIX века, ныне хранится в Городецком краеведческом музее.

Окончательно разоренный в 1408 году ханом Едигеем Феодоровский монастырь пребывал в запустении до конца XVII века. К тому времени сам Городец окончательно встал на ноги, в нем снова завелись ремесла и богатые селяне, что явилось причиной возобновления обители в 1700 году — уже на нынешнем месте (тогда здесь было «старое» кладбище с часовней, в которой, по преданию, сохранялся чудотворный список Феодоровской иконы Божией Матери).

На протяжении следующих двух веков обитель отстраивалась и хорошела. Уже в 1708 году было получено разрешение на строительство каменного соборного храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери.

В 1719 году Феодоровский собор упоминается как отстроенный и освященный («об одной главе»). В 1765 году монастырь сильно пострадал от пожара — все его деревянные постройки оказались уничтожены, каменный собор требовалось восстанавливать. Освятили его после масштабного ремонта (именно тогда появились боковые главки) в 1767 году.

В 1798 году была освящена теплая каменная церковь во имя — при этом считалось, что ее алтарь находится на месте кельи, в которой принял схиму и скончался невский герой. Забегая вперед, скажем, что этот храм, исполненный в стилистике классицизма, к 1870-м годам окончательно устарел как физически, так и стилистически и был заменен новым Александро-Невским храмом, построенным по проекту известного архитектора Л. В. Даля (приходившегося сыном автору знаменитого словаря русского языка) и освященным в 1882 году.

К тому времени в Феодоровском монастыре Городца, помимо двух названных храмов, имелась еще одна церковь — во имя , устроенная в нижнем ярусе колокольни в 1835 году. В начале XX века появилась и четвертая — Пантелеимоновская, в новопостроенном восточном братском корпусе. Примерно тогда же над монастырем взметнулась пятиярусная колокольня-«свеча» высотой около 60 метров. Вкупе с четырьмя братскими корпусами, монастырским училищем, больницей и хозяйственными постройками, после этого монастырский ансамбль обрел завершенность. Отметим, что у него было два подворья — в Нижнем Новгороде и Царском Селе.

Никто тогда не мог провидеть страшной будущности прославленной и процветающей обители. В 1927 году большевики закрыли ее. Действующим в ней до 1934 года оставался только теплый Александро - Невский собор. Феодоровский собор стал электростанцией, колокольню превратили в водонапорную башню, помещения заняла колхозная школа. В 1934 году все постройки бывшего монастыря перешли в ведение НКВД, а чуть позже началось варварское его уничтожение — как «не представляющего культурной ценности». Были разрушены все храмы и колокольня обители.

С 2008 года Феодоровский монастырь восстанавливается. Возрожден в прежних формах и на прежнем месте Феодоровский собор, теперь дело — за Александро-Невским храмом.

Родился 14 января 1945 г. в Москве, крещен в младенчестве. Отец, Анисимов Иван Ильич, принадлежал к священническому роду, происходившему из Орловской губернии.

По окончании школы проходил срочную службу в рядах Вооруженных сил.

В 1977 г. окончил Московский Всесоюзный юридический институт по специальности правоведение. Работал консультантом в Инюрколлегии, инструктором в Московском обкоме профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений; инспектором-искуствоведом в Художественном фонде РСФСР; заместителем начальника Управления механизации треста «Мострансстрой». Был женат.

В 1987 г. принят в службу эконома Свято-Троицкой Сергиевой лавры, принимал участие в подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси.

В 1990 г. в г. Иваново архиепископом Иваново-Вознесенским и Кинешемским Амвросием рукоположен во диакона (22 мая) и во пресвитера (2 августа).

С апреля 1993 г. по май 2007 г. служил в Преображенском кафедральном соборе г. Иваново. Преподавал в Ивановско-Вознесенской духовной семинарии догматическое богословие, церковное право, основное богословие, апологетику и миссиологию, а также основное богословие в Ивановском православном богословском института.

5 сентября 1993 г. архиепископом Иваново-Вознесенским Амвросием пострижен в монашество с именем Августин в честь блаженного Августина, еп. Иппонийского.

В 1995 г. возведен в сан игумена.

В 2001 году окончил Московскую духовную семинарию.

Занимался миссионерской деятельностью в Иваново-Вознесенской епархии и за ее пределами. В своей деятельности делал акцент на возрождение православного образа жизни через общинную жизнь приходов и коллективов. На конкурсе миссионерских проектов в рамках XV Рождественских образовательных чтений Синодальным миссионерским отделом была отмечена дипломом программа «Православная община как миссия для введения православного образа жизни в России».

В 1995-2002 гг. преподавал предмет «Миссиология» на Курсах катехизаторов Братства Александра Невского в г. Нижний Новгород. В 1995 г. по приглашению правительства и Лютеранской Церкви Нижней Саксонии (Германия) находился в официальной командировке в г. Ганновер с целью изучения системы образования и взаимодействия Церкви и государства в социальной сфере. В 1996 г. выступал в Государственной Думе РФ на парламентских слушаниях по теме «Образование и национальная безопасность России». В 2001 г. по просьбе главы г. Иваново читал курс лекций «Православный образ жизни. Основы Православия» для аппарата городской администрации г. Иваново. Преподавал в Ивановском государственном университете, в частности читал авторский курс «Феноменология религии» на историческом факультете. В 2007-2008 гг. преподавал в Ивановском институте повышения квалификации учителей для подготовки их к ведению курса «Основы православной культуры». В течение 8 лет был председателем оргкомитета по проведению праздников «Рождественский подарок» и «Светлый праздник», целью которых было привлечение учащейся молодежи музыкальных и художественных школ и училищ, общеобразовательных школ к православным ценностям. Принимал участие в VI кинофестивале «Золотой витязь» в качестве члена жюри.

В 2002 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II включен в состав рабочей группы Общественно-политического экспертного совета по разработке Образовательной концепции Русской Православной Церкви.

В мае 2006 г. по приглашению дирекции Российского центра науки и культуры г. Варшавы участвовал в церемонии открытия Года русской культуры в Польше в г. Лодзь.

В 2007 г. вошел в состав комиссии по канонизации Иваново-Вознесенской епархии. В 2008 г. по приглашению председателя Синодального миссионерского отдела архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна участвовал в рабочем семинаре по разработке концепции учебного пособия и методологии преподавания предмета «Миссиология».

Указом епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа от 15 октября 2008 г. почислен за штат с правом перехода в Нижегородскую епархию. В декабре 2008 г. назначен строителем восстанавливаемого Феодоровского мужского монастыря.

Определением Священного Синода от 27 мая 2009 г. (журнал № 45) назначен наместником Феодоровского мужского монастыря в г. Городец Нижегородской области.

Являлся духовником Свято-Елизаветинского отделения сестер милосердия Нижегородского медицинского колледжа; духовным попечителем, лектором-консультантом кафедры международно-политических коммуникаций факультета международных отношений Нижегородского государственного университета им. Лобачевского. Действительный член Императорского Православного Палестинского Общества.

Для Русской православной церкви 2011 год ознаменовался началом реформы епархиального устройства. В рамках ее программы произошло разукрупнение прежних и создание новых епархий, в том числе в Городецкой и Нижегородской областях, объединяющих ряд приходов в прилегающих административных границах.

Исторические сведения о городе

Городец Нижегородской области - древнейший город на волжском берегу. Упоминание о нем в летописях датируется 1172 годом. Он возник как крепость для защиты Владимиро-Суздальского княжества от вторжения иноземцев и долгое время был важным опорным пунктом для его обороны. Несколько раз сжигался врагами, но возрождался и отстраивался снова.

В российской истории Городец известен как последний земной приют Александра Невского. Как гласят церковные предания, он скончался в Федоровском мужском монастыре в 1263 году, приняв перед кончиной монашеский постриг.

Во времена Российской империи в городе проживали как православные христиане, так и старообрядцы различных направлений, поэтому Городец Нижегородской области издавна считался центром старообрядчества. С приходом Советской власти были закрыты все храмы, независимо от вероисповедания, а часть из них полностью разрушена. Восстановление церквей началось в 90-е годы прошлого столетия.

Епархия Городецкая

Епархии - это территориальные области, границы которых определены государственными и церковными законами. Они состоят из совокупности церковных учреждений и общин и являются частью поместной церкви, непосредственно связанной с правительственной властью. Епархии независимы друг от друга в своих внутренних делах. Каждая из них находится под постоянным управлением местного архиерея, имеющего в ее пределах очень большое влияние.

Епархия Городецкая и Ветлужская, образованная в 2012 году постановлением Священного Синода, входит в Нижегородскую Митрополию. В ее состав включены следующие приходы муниципальных районов области:

  • Городецкий.
  • Варнавинский
  • Воскресенский.
  • Ветлужский.
  • Краснобаковский.
  • Сокольский.
  • Коверненский.
  • Тонкинский.
  • Семеновский.
  • Тоншаевский.
  • Шаранский.
  • Уренский.
  • Шахунский.

Епархия Городецкая получила статус самостоятельной структурной единицы РПЦ. Правящим архиереем избран Августин (Анисимов), Епископ Городецкий и Ветлужский. Хиротония за Божественной литургией состоялась в Вербное воскресение 8 апреля 2012 года в Московском Храме Христа Спасителя. Городец Нижегородской области стал кафедральным городом. Вторая кафедра расположена в городе Ветлуге.

Его преосвященство Епископ Августин

Резиденция архиерея Августина находится в Федоровском монастыре, наместником которого он по-прежнему остается. Здесь владыка проводит встречи и заседания, ведет прием посетителей.

Архиерей Августин известен как миссионер и талантливый проповедник, богослов и правовед. Он является идейным вдохновителем и организатором многих проектов, благодаря которым и в России и за рубежом стали широко известны Федоровский монастырь и Городецкая епархия. Служение епископа Августина, его проповеди и душеспасительные беседы всегда привлекают множество людей. На форумы российского уровня в Федоровский монастырь приезжают видные деятели нашей страны и иностранные гости.

Городецкая епархия (Федоровский монастырь)

Большую славу небольшому городу дала епархия Городецкая во главе с епископом Августином и Федоровский мужской монастырь. Историческая судьба этой обители в советские годы незавидна. В 1927 году монастырь закрыли и более двух десятков лет в нем располагались различные учреждения. В конце 40-х годов храмы и вовсе были взорваны, строительный материал использован на хозяйственные нужды. К счастью, сохранилась главная реликвия - Феодоровская икона Божией Матери, которая находится теперь в монастырском музее.

Жизнь монастыря начала возрождаться в 2009 году, когда за 1 год был построен обители. 12 сентября этого же года он был освящён Святейшим Патриархом Кириллом. Первое время в монастыре не было никого, кроме назначенного наместником игумена Августина. Образование Городецкой епархии дало толчок новой жизни. Сейчас, когда в монастыре кипит деятельность, трудно поверить, что несколько лет назад здесь был пустырь.

В настоящее время на территории обители действует православный миссионерский центр с музеем истории монастыря, экскурсионной службой, выставочной галереей, кинозалом, библиотекой, конференц-залом и учебными аудиториями, гостиницей для паломников. Планируется еще много новых проектов. Монастырь продолжает расширять свою деятельность.