Туристический портал - NataliSudak

Туристический портал - NataliSudak

» » Интересные факты об иерихоне. Иерихон: самый древний город земли Поселение иерихон в долине мертвого моря

Интересные факты об иерихоне. Иерихон: самый древний город земли Поселение иерихон в долине мертвого моря

11 тысяч лет назад в 30 километрах к северо-востоку от современного Иерусалима произошло событие, ознаменовавшее собой новую эпоху в развитии человечества. Одно из местных племен, названных позже натуфийцами, неожиданно для всех прекратило бродить по древнему Леванту и осело в живописном оазисе в долине реки Иордан. Еще не открыв для себя сельское хозяйство, не умея делать керамику и орудия труда из металла, натуфийцы, тем не менее, основали постоянное поселение, ставшее одним из первых городов на планете. Удивительнее всего тот факт, что оно, несмотря на все прошедшие многие тысячелетия, продолжает существовать все на том же месте. Onliner.by рассказывает об Иерихоне, древнейшем городе земли.

До окончания последнего ледникового периода человечеству, влачившему во время него достаточно жалкое существование, трудно было организовать более-менее крупный населенный пункт. Неблагоприятный климат и его регулярные изменения вынуждали представителей вида homo sapiens постоянно кочевать с места на место в попытках найти себе пропитание и, если повезет, продолжить род. Во время ледникового максимума (около 22-26 тысяч лет назад) вся северная Европа лежала подо льдами, включая даже фрагмент территории современной Витебской области Беларуси.

Жертвами этого оледенения стали, например, и несчастные неандертальцы, представители альтернативной современной ветки развития людей. К счастью же для всех нас, за любым похолоданием, каким бы вечным оно ни казалось, неизбежно наступает теплый период, что в очередной раз и случилось примерно в 10 000 году до нашей эры. В развитии человечества наступает новая, важнейшая эпоха - неолит, когда наши далекие предки наконец-то перешли от присваивания даров природы (охоты и собирательства) к их самостоятельному производству. Благодаря улучшению климатических условий люди открыли для себя сельское хозяйство, научившись обеспечивать собственную продовольственную безопасность возделыванием полезных для организма культур, например злаков. Главным центром этого цивилизационного скачка стал Ближний Восток вообще и Левант (нынешние Израиль, Палестина, Ливан, Сирия) в частности - территория, получившая у потомков название «Плодородный полумесяц».

Ведение сельского хозяйства естественным следствием имело и переход к оседлому образу жизни. Жители Ближнего Востока получили возможность организовывать более-менее постоянные поселения, но лишь немногие из тех протогородов раннего неолита по-прежнему обитаемы сейчас. Один из таких населенных пунктов возник неподалеку от Мертвого моря в оазисе, расположенном в долине реки Иордан в современной Палестине.

Необходимо сразу отметить, что возраст многих древних городов, особенно появившихся задолго до начала письменной истории человечества, - вопрос дискуссионный и лежащий в плоскости в первую очередь археологии. Разумеется, о какой-либо точной датировке их возникновения речи при этом идти не может - ученые в таком случае вынужденно оперируют столетиями и даже тысячелетиями. На статус самого древнего более-менее непрерывно обитаемого города планеты претендуют сразу несколько населенных пунктов (например, сирийский Дамаск или ливанский Джебейль), но даже при наличии серьезных конкурентов палестинский Иерихон среди них выделяется.

«И вострубили в трубы, народ восклицал громким голосом, и от этого обрушилась стена до основания, и войско вошло в город, и взяли город».

Это известная история о взятии Иерихона войсками направлявшихся в Землю обетованную евреев под руководством Иисуса Навина - первое значимое событие, где этот населенный пункт упоминается в Библии. Стены процветавшего к тому времени города были разрушены благодаря тем самым Иерихоновым трубам (и громкому народному голосу), и эта известная легенда обычно датировалась 1400 годом до нашей эры.

Сенсационное открытие, сделанное в 1950-е выдающимся британским археологом Кэтлин Кеньон, ошеломило научную и религиозную общественность. Работая в местности Тель-эс-Султан («Холм султана») на окраине современного Иерихона, Кеньон сперва раскопала остатки библейского города. После проведения соответствующего анализа находок выяснилось, что к 1400 году до нашей эры Иерихон, которому будто бы предстояло вот-вот пасть от трубного гласа, уже как минимум 150 лет лежал в руинах. Но даже не это развенчание очередного мифа шокировало больше всего.

Продолжив работу, Кеньон открыла планете город, восходящий к самому началу неолита, периоду, когда и речь еще, казалось бы, не может идти о человеческих поселениях современного типа.

Совсем недавно (в археологическом, конечно, смысле) завершилась очередная ледниковая эпоха. Абсолютное большинство населения планеты еще не успели оценить преимущества этого и начать жить по-новому, а в песках будущей Иудейской пустыни возник населенный пункт площадью 2,5 гектара, жило в котором около 2-3 тысяч человек. Поразительнее всего был факт, что этот протогород, из которого впоследствии вырос Иерихон, уже 10 тысяч лет назад, когда предки современных белорусов еще добывали пищу с помощью палок-копалок, был обнесен крепостной стеной.

Неолитическая революция (переход к одомашниванию животных и растений) не успела пока свершиться, жители этого поселения еще не знали керамики, но живописная природа, благоприятный климат и наличие сразу нескольких источников пресной воды позволили им создать устойчивую на протяжении многих поколений общину, жившую к тому же в условиях, которые можно (при некоторой, конечно, натяжке) назвать городскими.

Населенный пункт окружала стена высотой от 3,7 до 5,2 метра и толщиной до полутора метров. Перед стеной шел ров глубиной 2,7 метра. Внутри периметра находилось несколько десятков круглых кирпичных зданий на основании из известняка, каждое из которых насчитывало несколько комнат. Уличной сети еще не было, застройка была хаотичной, но археологические данные свидетельствовали о беспрецедентных для эпохи (8500-8000 годы до нашей эры) уровне организации труда и социальной структуре.

Жители Иерихона впоследствии достаточно быстро перешли от собирания диких злаков к возделыванию пшеницы и ячменя, от охоты к скотоводству, одомашнили собак (их захоронения найдены прямо внутри зданий). При этом жизнь их была на удивление мирной: даже та самая стена, вероятно, самое раннее сохранившееся сооружение такого типа на земле, носила не оборонительные функции, а служила защитой от наводнений. По крайней мере, археологических свидетельств военных действий в этот период обнаружено не было.

Самой удивительной находкой при этом стала встроенная в стену круглая башня диаметром в 9 метров и высотой в 8,5 метра с внутренней лестницей, насчитывавшей 22 ступени. Она также строилась не для обороны, а имела, судя по всему, исключительно церемониальные функции. По мнению исследователей из университета Тель-Авива, во время дня солнечного солнцестояния (20 или 21 июня) тень от ближайшей горы падала первой именно на эту башню, после чего накрывала остальной город. Таким образом, это сооружение, вероятно, символизировало собой начало удлинения ночей, было своеобразным астрономическим инструментом и, скорее всего, центральным элементом некого обряда наподобие славянского Купалья.

Стены иерихонского Тель-эс-Султана и в особенности его башня, сложнейшая для человека эпохи неолита инженерная конструкция, - возможно, древнейшие на планете здания, сохранившиеся в по-прежнему обитаемом городе. Десять тысяч лет назад, когда они появились на свет, до строительства, например, Великих египетских пирамид в Гизе оставалось еще долгих пять с половиной тысячелетий.

Протогород в Иерихоне, ставший одной из колыбелей человеческой цивилизации современного типа, продолжал достаточно успешно существовать с небольшими перерывами на протяжении многих веков. Это процветающее поселение, жители которого от натурального сельского хозяйства со временем перешли к добыче соли в бассейне Мертвого моря, было разрушено около 1550 года до нашей эры, что обычно связывают с упоминавшейся выше ветхозаветной легендой об Иисусе Навине, семи израильских священниках, ковчеге завета и иерихонских трубах. К тому времени поселение разрослось, место неолитических укреплений заняла новая двойная система стен. Так выглядел Иерихон середины бронзового века, павший жертвой переселения евреев из Египта.

Возникший на его руинах иудейский город был разрушен вавилонским царем Навуходоносором в начале VI века до нашей эры, но плодородный иорданский оазис был слишком лакомым местом, чтобы оказаться полностью заброшенным. Несмотря на многочисленные волны завоеваний, Иерихон вновь и вновь возрождался, пока уже во времена античности перед самым наступлением новой эры не стал резиденцией Ирода Великого.

Остатки дворца иудейского царя, предпочитавшего переезжать сюда на зиму из Иерусалима, - сейчас это вторая основная достопримечательность Иерихона после неолитического города в Тель-эс-Султане. При Ироде тут появился ипподром, при нем же построили и систему акведуков, частично уцелевшую до наших дней.

Здесь же находятся и развалины одной из древнейших известных синагог на планете (70-50 годы до нашей эры).

Важное место занимает Иерихон и в Новом Завете. На северо-западной окраине города находится небольшая (380 метров) гора Каранталь, гора Искушения или Сорокадневная гора. Именно здесь в одной из пещер, где, согласно евангелиям, 40 дней после крещения постился Иисус Христос, его трижды попытался искусить дьявол.

Сейчас в этом знаковом для всех христиан месте устроен греческий православный монастырь. Главным же объектом поклонения собственно в пещере, где и происходили описанные в евангелиях события, является камень, на котором будто бы сидел лично Иисус во время своего искушения.

Паломники, прибывающие к горе Искушения, могут покорить вершину пешком либо воспользоваться построенной относительно недавно (и почему-то японцами) канатной дорогой, с которой открываются панорамные виды на современный Иерихон и окрестности.

Иерихон (по-еврейски произносится Йерихо ) – известный город, лежавший в пределах колена Вениаминова. Обычное значение слова следующее: благоухающий, благовонный , но, по мнению некоторых толкователей, оно означает месяц или луну , которую могли боготворить основатели Иерихона.

В первый раз Иерихон упоминается в Библии в XXII главе кн. Числ. (ст. 1) в следующих словах: и отправились сыны Израилевы, и остановились на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона , каковые слова с небольшими изменениями повторяются раз восемь или девять в означенной книге.

Гора Нево, в земле Моавитской, равно как и вершина горы Фасги представляются в кн. Второзакония лежащими против Иерихона (). Из третьего стиха XXXIV главы видно, что Иерихон назывался городом Пальм , название, встречаемое и в кн. Судей (), но, вероятно, не об одном и том же месте. По Фюрсту, первая цитата в кн. Судей указывает на известную местность на Синайском полуострове, по другим – на Ен-Гедди . Вторая же цитата в кн. Судей Фюрстом относится прямо к г. Иерихону, который назывался еще городом Пальм даже во времена Ахаза ().

Прежде чем израильтяне перешли Иордан, Иисус Навин посылал двух соглядатаев осмотреть землю и Иерихон. В то время в Иерихоне имел пребывание царь, который, услышав о прибытии в город чужестранцев, требовал у Раавы-блудницы выдачи соглядатаев, с тем чтобы наказать их. Город был окружен стеной, имел ворота, а дом Раавы, в котором скрылись юноши на ночлег, находился на стене – обстоятельство, много способствовавшее их бегству, потому что Раав спустила их на веревке через окно, и они, скрываясь три дня в горах, благополучно возвратились затем к Иисусу Навину (). После того Иисус Навин перевел народ через Иордан против Иерихона () и поставил стан в Галгале, на восточной стороне Иерихона, где евреи на равнинах Иерихонских совершили Пасху в 14-й день месяца вечером (). Стены осажденного города чудесным образом пали, по семидневном обхождении вокруг его с Ковчегом Завета и трубных звуках священников. Иерихон был взят, и все в нем было предано мечу и истреблению (). Верою пали стены Иерихона , говорит ап. Павел, по седмидневном обхождении ().

По завоевании города Иисус Навин произнес грозное проклятие на того, кто дерзнул бы восстановить оный. На первенце своем он положит основание его, говорил он, и на младшем своем поставит врата его (ст. 25). Так и исполнилось, именно: когда, во дни ц. Ахава, некто Ахиил из Вефиля дерзнул восстановить Иерихон, то, по словам свящ. летописателя, на первенце своем, Авираме, он положил основание его и на младшем своем сыне, Сегубе, поставил ворота его ().

При разделении Земли Обетованной южная граница колена Ефремова и северная Вениаминова проходили близ Иерихона, но город был отдан последнему ().

Затем мы встречаемся с Иерихоном уже во времена Давида (), хотя, быть может, он находился в означенное время уже в развалинах, так как восстановление оного Ахиилом произошло только в царствование Ахава. Здесь, как в уединенном пустынном месте, имел пребывание пр. Илия; поблизости оного находилось училище пророков, где жили сыны пророческие (), равно как здесь находился источник, вредные воды которого пр. Елисей сделал здоровыми (). Означенный источник существует и доселе и находится в 20 минутах пути от г. Сорокадневной.

Войско Навуходоносора поразило и взяло в плен иудейского ц. Седекию на равнинах Иерихонских ().

Некоторые из уроженцев Иерихона возвратились из плена () и помогали в восстановлении стен Иерусалимских ().

Иерихон неоднократно упоминается в апокрифических книгах. Я возвысилась, как пальма в Енгадди, говорит Премудрость, и как розовые кусты в Иерихоне (). См. также (; и др.).

При римлянах Иерихон был царской резиденцией, и здесь умер Ирод Великий.

Указания на Иерихон в Новом Завете немногочисленны, но они особенно замечательны в том отношении, что указывают на неоднократное посещение Иерихона Господом (, , ). Кто из нас не читал с душевным умилением трогательную притчу Спасителя о благодетельном самарянине, начинающуюся так: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам (). Дорога, ведущая из Иерусалима в Иерихон, через так называемую пустыню Иерихонскую , по свидетельству путешественников, и в настоящее время небезопасна по причине нередко случающихся на ней разбойнических нападений.

Об Иерихоне упоминают также Иосиф Флавий, Страбон, Птоломей, Иустин, Плиний и многие другие древние писатели. Одни из них указывают на исторические судьбы его, другие же – на удивительное плодородие иерихонской местности в древние времена. В царствование Константина и в последующее время в Иерихоне существовала христианская с епископом во главе.

Теперь поблизости древнего Иерихона стоит небольшая бедная и грязная деревушка, называемая арабами Эр-Риха, с несколькими бедными хижинами и жалкими обывателями, числом около 200 человек. На месте Закхеева дома видны развалины четырехугольной башни. Вместо прежней роскошной растительности теперь здесь растут одни дикие колючие кустарники; пальмовых деревьев и иерихонских роз, которыми в древности так славился Иерихон, теперь почти не существует. Бальзамовых деревьев также нет, вместо них в изобилии растет дерево цаккум, названное так по имени Закхея, а равно много различных диких цветов. С вершины Сорокадневной горы открываются прекрасные живописные виды на равнину Иерихонскую и на окрестности оной.

История Иерихона насчитывает около десяти тысячелетий. Расположенный ниже уровня моря, город представляет собой оазис среди песков — с прекрасными пальмовыми рощами и фруктовыми садами. Здесь круглый год стоит теплая температура, и потому даже в марте, когда в России еще лежит снег, в городе цветут апельсиновые, абрикосовые и лимонные сады, цветы которых распространяют дивное благоухание. Аллеи из тополей и эвкалиптов окружают поля арахиса, капусты и помидоров…

Иерихон не раз упоминается в Ветхом Завете.

«И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана, и всю (землю) Неффалимову, и (всю) землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря, и полуденную страну и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора» (Второзаконие, 34:1—3).

Иерихон прославился из‑за библейской истории, согласно которой он был первым городом, который захватили израильтяне, вступившие на землю Ханаана. Соглядатаи от Иисуса Навина были спрятаны в Иерихоне блудницей Раав, от которой они и узнали, что навели ужас на городских жителей. Шесть дней воины Иисуса Навина обходили Иерихон с ковчегом и в сопровождении священников.

"Когда в седьмой раз священники трубили трубами, Иисус сказал народу: воскликните, ибо Господь предал вам город!

Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро народ услышал голос трубы, воскликнул народ громким и сильным голосом, и обрушилась стена (города) до своего основания, и народ пошел в город, каждый с своей стороны, и взяли город" (Книга Иисуса Навина, 6:15, 19).

Эрих Церен в упоминавшейся уже книге «Библейские холмы» пишет, что «в тысячелетней истории разнообразных осад, пережитых человечеством, нет ни одного случая, который можно было бы сравнить с осадой Иерихона. Хотя, согласно легендам, часто бывало, что боги благословляли оружие завоевателей». Поэтому даже только из‑за одних своих оборонительных стен Иерихон может представлять интерес для археологических исследований.

Раскопки в Иерихоне впервые начали в 1868 году англичане, но успех был незначительным, и они приостановили работу. Через 30 лет сюда пришли немецкие исследователи, которыми руководил профессор Э. Зеллин. Они сразу увидели, что английская экспедиция копала недостаточно глубоко. Начав свои раскопки в 1908 году, немцы почти сразу наткнулись на старинную городскую стену. Археологи тщательно измерили эти удивительные сооружения и стали искать те слабые места, которые могли разрушиться.

Толщина наружной стены равнялась приблизительно полутора метрам, а внутренней — доходила до 3, 5 метра: расстояние между ними достигало примерно 3—4 метров. И все‑таки эти грандиозные сооружения упали на самом деле, причем обвал больших частей внешних стен происходил наружу, а внутренних — внутрь. Современные ученые считают, что разрушились они из‑за землетрясения, случившегося в долине Иордана у Мертвого моря.

Немцы покинули холм Иерихона, состоявший из перемешанных с землей черепков и обломков кирпича. Из Библии они знали, что город впоследствии вновь был восстановлен и передан Вениамину, но позже город захватил Еглон — царь Моава. Иерихон был назван «городом пальм», которые и сейчас произрастают там во множестве — финиковые и бальзамовые. Затем там поселились «сыны пророков», которые сказали, что расположение города хорошо, но вода там нехороша. И тогда пророк Елисей сотворил свое первое чудо: он бросил в воду соль, и вода сделалась здоровой.

До того как Антоний подарил Клеопатре пальмовую рощу Иерихона и бальзамовые сады, о городе мало что было известно. От египетской царицы это место перешло к Ироду Великому, построившему здесь дворец, в котором он впоследствии и умер.

Благодаря своему географическому положению Иерихон издавна был ключом к Палестинскому нагорью, так как здесь сходилось множество дорог. В городе собирались богомольцы из стран, расположенных к востоку от Иордана, когда они в дни больших храмовых праздников направлялись в Иерусалим. Сюда же пришел из Назарета и Иисус Христос, когда впервые направил шаги свои к святому городу. Не доходя до Иерихона, Спаситель исцелил слепого от рождения человека, который сидел у дороги и просил милостыню.

Недалеко от рыночной площади современного Иерихона стоит холм высотой 20 метров. Именно здесь в начале XX века и было отрыто то, что осталось от древнего Иерихона — одного из старейших городов мира. Однако на территории раскопок привлекают к себе внимание и остатки мощной, вросшей глубоко в землю башни; а к северу от раскопок древнего Иерихона находятся руины дворца Хишама ибн Аль‑Малика — халифа Дамаска из династии Омейядов. Этот великолепный дворец был построен в VIII веке, но сейчас ученые нашли только остатки двух мечетей и нескольких купален. Основной достопримечательностью дворца Хишама являются сохранившиеся мозаичные картины: особенно примечательна одна из них, на которой изображены «древо жизни», усыпанное золотистыми плодами, и нападающий на газелей лев.

На западной границе современного Иерихона возвышается «Сорокадневная гора» (высота ее — 380 м), которую еще называют «Горой искушения». Именно на этой горе, по преданию, Иисус Христос, искушаемый дьяволом, постился 40 дней и 40 ночей после своего крещения. На вершине горы остались развалины византийской церкви.

По пути к этой горе и находится источник пророка Елисея, а развалины вокруг него обозначают местоположение древнего города, располагавшегося в пяти милях от реки Иордан. Однако некоторые ученые считают, что не на этом месте был расположен новозаветный Иерихон, который, возможно, совпадает (а может быть, совсем не совпадает) с местонахождением небольшой деревушки Ериха, которую иногда называют Иерихоном.

Про самый древний город Иерихон

Город Иерихон (Jericho, «город пальм») расположен на территории Западного берега реки Иордан и находится под полным управлением Палестины (т.н. зона «А»). Иерихон – самый древний город в мире, он непрерывно заселен с 10-9 тысячелетия до н.э. Кроме того, он один из самых низкорасположенных городов на земле (около -300 м от уровня моря). История Иерихона тесно связана с библейскими событиями. Многие наверняка слышали рассказ «Взятие Ирихона», в котором стены города разрушились под звуки труб иудеев. Сейчас Иерихон – это небольшой, но очень приятный городок, полностью подготовленный для встречи туристов.

Предлагаю вашему вниманию немного фото Иерихона:


Центральная площадь


Рисунки на заборах


Иерихон — город пальм



Палестинская академия наук

Логистика по Иерихону + карта города

Ниже представлены достопримечательности Иерихона на карте Палестины:

Расшифровка меток на карте:

  • Желтые – достопримечательности Иерихона – самого древнего города в мире.
  • Голубая – древний источник.
  • Зеленая – дерево Закхея.
  • Оранжевая – центр туристической информации (ЦТИ).
  • Розовая – пункт отправления кабинок к монастырю Искушения.
  • Синие – вспомогательные метки по дороге к монастырю.
  • Красные – предположительная локация древних Синагог с сохранившимися мозаиками.
  • Фиолетовые – достопримечательности в окрестностях Иерихона за пределами зоны «А».
  • Бордовая – палестинский КПП.

Если смотреть на карту, то практически все достопримечательности Иерихона расположены на север и запад в 2-3 км от центра города. По пути к ним установлены характерные коричневые указатели.


Общественный транспорт в Палестине можно узнать по зеленым номерным знакам. У палестинских авто они окрашены в белый цвет, у израильских – в жёлтый. Такси обойдется в районе 10 шекелей (2,5$) за преодоление расстояния ≈3 км между объектами. В городе нами были замечены желтые маршрутки с зелеными знаками, но их логистику мы не разгадали.


Такси и маршрутки

Здесь вы можете уточнить любую информацию про достопримечательности Иерихона. Вам также выдадут карту города.

  • Стоимость: бесплатно.
  • Время работы: нами не установлено.
  • Координаты: 31.855863, 35.460024.
  • Как добраться: Центр туристической информации (ЦТИ) расположен в центре города на большом круговом перекрестке. Это конечная точка для большинства маршруток.

Закхей – это сборщик налогов, библейский персонаж, православный святой. Отметился тем, что залез на фикусовое дерево (упоминаются смоковница, сикомор, инжир, фига), чтобы увидеть Иисуса. То самое дерево сейчас находится на ухоженной территории, принадлежащей Русской Духовной Миссии.

  • Стоимость: бесплатно.
  • Время работы: точно нами не установлено, но воскресенье – выходной. Дерево прекрасно видно, не заходя на территорию.
  • Координаты: 31.858841, 35.457633.
  • Как добраться: пешком от ЦТИ на север около 600 м.




Костик хотел купить арафатку именно в Палестине. Ему не пришлось долго ждать

Древний город Иерихон (Tell Es-Sultan, Tel Jericho)

Tell Es-Sultan, или Tel Jericho, – раскопки самого древнего города в мире – Иерихона. Здесь были найдены древние поселения, начиная с 10-го тысячелетия до нашей эры. Возле каждой локации установлены таблички, которые несут информацию о возрасте сохранившихся элементов и описание. Мы с Костиком любители замковых башенок, поэтому были в восторге, обнаружив в раскопках каменную башню времен неолита. Подумать только – ей десять тысяч лет! Через дорогу от Tell Es-Sultan находится древний источник пророка Елисея (Ain Es-Sultan (Elisha) Spring), поставлявший ранее воду в Иерихон.

  • Стоимость: взрослые – 10 шекелей (2,5$), дети – 5 шекелей (1,25$), студенты – 7 шекелей (1,75$).
  • Время работы: ежедневно 8.00-17.00, летом до 18.00.
  • Координаты: 31.869361, 35.444206.
  • Как добраться: 3 км на север от ЦТИ или 2 км на юго-запад от Дворца Хишам.





Наша любимая каменная башня, которой 10 тысяч лет


Кабинки канатной дороги к монастырю искушения

Монастырь Искушения расположен на склоне одноименной горы. Знаменит тем, что здесь 40 дней Иисус провел без еды и воды. Во время поста его искушал дьявол, в честь чего и назван монастырь. Его также именуют Каранталь, а гору Сорокадневной.

  • Стоимость: монастырь бесплатный вход; билет на канатную дорогу – 60 шекелей (15$) (при отсутствии желания идти в гору пешком).
  • Время работы: монастырь – пн.-пт. 8.00-16.00, сб.-вск. 08.-14.00; канатка – сб.-чт. 08.00-19.00, пт. 08.00-22.00, праздники 08.00-00.00.
  • Координаты: 31.87418, 35.43209, вход к кабинке на канатке: 31.869439, 35.44468.
  • Как добраться: пешком (на авто, такси) в гору (ориентиры поворотов обозначены синими метками на карте) или подъем в кабинке на канатной дороге. Второй вариант более интересный и живописный.




По пути в монастырь мы наткнулись на смотровую площадку:




Вдали виднеется Мёртвое море

В монастырь также можно попасть в кабинке канатной дороги:



Канатная дорога в монастырь Каранталь

Hisham Palace )

Предположительно, дворец был построен в период правления Омейядского (Дамасского) халифата. Дворец халифа Хишама местные часто именуют Шамбала. Его строительство производилось в первой половине VIII-го века, и относится к ранней исламской архитектуре. На входе можно посмотреть небольшой фильм об истории дворца и посетить музей. Здесь в гостевой комнате холодной бани 730-749 гг. сохранилась древняя напольная мозаика «Дерево жизни».

  • Стоимость: 10 шекелей (2,5$).
  • Время работы: ежедневно 08.00-17.00, летом до 18.00.
  • Координаты: 31.882, 35.45987.
  • Как добраться: чуть больше 2-х км на север от ЦТИ или столько же на юго-восток от Дворца Хишам.


Мозаика «Дерево жизни»


Руины третьего (зимнего) дворца Ирода (Herod s Palace )

В окрестностях Иерихона царь Ирод построил три зимних дворца. Здесь сохранился третий из них, основанный в 15-10 г. до н.э.

  • Стоимость: бесплатно.
  • Время работы: круглосуточно.
  • Координаты: 31.851872, 35.436237.
  • Как добраться: от ЦТИ около 2,8 км на запад, от руин Древнего Иерихона около 2,5 км на юг, можно пройти через руины Tell Es-Samarat.

Руины зимнего дворца находятся на границе Палестины


Здесь табличку и вовсе уснесли


Дворец Ирода во всей красе

Руины ипподрома

В Tell Es-Samarat располагался ипподром царя Ирода. Нами же здесь был обнаружен только холм. Внешне ничего примечательного не сохранилось.

  • Стоимость: бесплатно.
  • Время работы: круглосуточно.
  • Координаты: 31.86534, 35.44031.
  • Как добраться: от руин Древнего Иерихона около 700 м на юг.



Прочие достопримечательности Иерихона

В черте Иерихона также расположено 2 древних синагоги, в которых сохранились мозаики (красные метки на карте). А также сахарная мельница (в районе смотровой площадки, отмеченной синим цветом на карте Иерихона). Если прогуляться по Иудейской пустыне несколько километров вдоль русла Вади Кельт от руин дворца Ирода (это уже зона «В»), то по пути можно найти старый акведук, руины крепости Кипрос и монастырь Св. Георгия. К последнему мы подъезжали на арендованном авто с трассы №1, ведущей из Иерусалима. Дальше на Иерихон ведет дорога, не совсем подходящая для езды на автомобиле.


Отели и квартиры Иерихона

В Иерихоне имеется несколько гостиниц. Посмотрите цены на номера, нажав на кнопки:

На airbnb можно забронировать комнату или квартиру в Иерихоне. При выборе жилья обязательно ориентируйтесь на карту и отзывы.

Как добраться из Иерусалима в Иерихон

Я не претендую на то, что знаю все способы, как добраться из Иерусалима в Иерихон, поэтому расскажу только про изведанные нами варианты.

На общественном транспорте

Из Иерусалима в Иерихон прямого автобуса (маршрутки) не существует. Поэтому придется добираться с пересадками.

Через Рамаллу

Этим способом мы добирались, когда ехали в Иерихон. От автостанции «Green bus station» недалеко от Дамасских ворот в арабском квартале старого Иерусалима ходят рейсовые автобусы и маршрутки в Рамаллу – столицу Палестины. Мы ехали на автобусе Иерусалим — Рамалла №219 за 8 шекелей (2$).


На автостанции в Рамалле мы спросили, как добраться в Иерихон, и нас отправили к рядом стоящему микроавтобусу с гордой надписью VIP. В Иерихон маршрутка отправилась только минут через 50 и обошлась нам в 12 шекелей (3$). Ходит ориентировочно каждый ровный час в дневное время.


Маршрут проходит мимо пешей дороги на гору Искушения, раскопок старого Иерихона и канатной дороги к монастырю, что очень удобно. Из Иерихона назад последняя маршрутка в Рамаллу уходит в районе 15 часов. Поэтому на обратном пути лучше ехать через Абу Дис.

Через Абу-Дис (Бетани)

Из Иерихона в Иерусалим мы возвращались этим способом (около 18-ти часов маршрутка еще была). Из Иерихона от кольцевого перекрестка (там, где расположен информационно-туристический центр) курсируют частники в городок Абу-Дис (этот район называют еще Бетани) за 12 шекелей. Оттуда рейсовый автобус №263 довезет вас до Дамасских ворот в арабском квартале в Иерусалиме за 8 шекелей.

В Иерихон из других регионов Западного берега

Насколько нам удалось выяснить, из палестинских Вифлеема и Хеврона прямого сообщения с Иерихоном нет. Однако, сюда регулярно ходят маршрутки от на переходе «Мост Алленби» / «Мост короля Хуссейна» (не путать с погранпунктом «Мост шейха Хуссейна», расположенного севернее).

⚠ Важно! КПП мы проходили только по возвращении из территорий Западного Берега в Израиль. Представители израильских служб заходили с автоматами в автобус и проверяли паспорта.

На арендованном автомобиле

Реквизиты для помощи:

Карта Тинькофф 4377 7237 4260 2448 Саморосенко Константин Игоревич (папа Елисея)

Яндекс.Деньги 410012258423394 Саморосенко Константин Игоревич (папа Елисея)

Иерихон. На иврите город называется Йерихо, на арабском Эриха и стоит у подножия Иудейских гор напротив впадения Иордана в Мертвое Море в Иерихонском оазисе. Иерихон - самый древний из раскопанных городов в мире, он насчитывает около 10 тыс. лет почти непрерывного заселения. Кроме того, это самый низкий в мире город, который находится более чем на 350 м ниже уровня моря в оазисе который считается самым большим на всем Ближнем Востоке и расположен в нескольких километрах севернее северной оконечности Мертвого моря.

Название города по одной версии происходит от слова «луна» - «яреах» на иврите, по другой - от слова «запах», «благоухание» - «реах». Вторая гипотеза, возможно, связана с тем, что в древние времена в иерихонском оазисе выращивались пряности и благовония - единственное место в Израиле, где благодаря уникальному климату и наличию воды эти культуры могут произрастать. Самое древнее археологическое свидетельство - остатки башни времен неолита, около 8 тыс. лет до н. э. Самое древнее письменное упоминание - книга Иисуса Навина.

Сразу после сорокалетнего блуждания евреев по пустыне и смерти Моисея еврейское войско пересекает Иордан примерно в районе современного моста Алленби и становится лагерем в Галгале как раз в канун праздника Пейсах. Иерихон становится первым городом, захваченным израильтянами при помощи хитрого военного трюка: еврейское войско обходит город 7 раз, так что осажденным оно кажется в семь раз большим, затем 7 раз трубит в 7 юбилейных труб - «и стены города пали» (Навин 6). Отсюда пошло знаменитое высказывание о «трубах Иерихонских». Иерихон был полностью разрушен, его жители уничтожены до единого человека, за исключением блудницы Раав, которая укрыла в свое время еврейских разведчиков, за что была пощажена.

Надо сказать, что археологи не нашли никаких свидетельств той эпохи, поскольку слой, который должен соответствовать по времени еврейскому захвату Земли Обетованной, как и все последующие по времени слои, смыты зимними половодьями вади Кельт, сюда выходящего. Разумеется, это не является доказательством, того, что события, описанные в книге Иисуса Навина, не происходили в действительности. По разделу земли между коленами оазис Йерихо - сам город не восстанавливался - отошел колену Биньямина. Позже служил региональным и сельскохозяйственным центром в самые разные времена и многократно упоминается в Библии. В хасмонейский период здесь был выстроен целый комплекс летних царских дворцов, позже перестроенных Иродом Великим для своих нужд. В частности, Ирод построил здесь театр и ипподром в одном здании, что является довольно необычным.

Библейский Иерихон

Был преподнесен в качестве ценнейшего подарка знаменитой Клеопатре влюбленным Марком Антонием. Разрушен во время Иудейской войны и отстроен вновь римским императором Адрианом в первой половине 2 в. н. э. После разрушения Второго Храма здесь еще несколько сотен лет - по крайней мере до 7 в. - существовала еврейская община, найден мозаичный пол синагоги позднего талмудического периода. Во время крестовых походов город вновь полностью разрушен и позже становится одним из важных арабских центров, каковым и остается до нашего времени. В 1994 г. передан правительством Рабина Арафату и становится одним из главных центров Палестинской автономии.

Место это всегда имело чрезвычайную стратегическую важность по 3 основным причинам: здесь находилось и находится перекрестье важнейших дорог и караванных путей Ближнего Востока, здесь крупнейший оазис с большим количеством пресной воды, благодаря вади Кельт, Иордану и ряду местных источников и здесь уникальный климат, позволявший выращивать уникальные, в особенности в древнем мире, культуры, пряности и благовония, здесь найдена самая древняя в мире плантация хурмы, считается что этот плод стали культивировать впервые именно здесь. Раскопки в этом, интереснейшем с исторической точки зрения, месте, ведутся с середины прошлого века. В них принимали участие археологи всего мира, в том числе такие известные, как Кэтлин Кэньон, и израильские - Эхуд Нецер.
Раскопки хасмонейских и иродианских дворцов, проводившиеся в основном в наше время под руководством Эхуда Нецера, находятся прямо в том месте, где вади Кельт покидает скалистую расщелину и вырывается на открытое пространство. Хасмонеи строили здесь, вероятно, со времен основания династии, хотя максимальное развитие приходится на период Александра Янная. После этого, самого успешного хасмонейского царя царица Александра Саломея - Шломцион ха-Малька достроила еще два дворца, и при ее жизни, постепенно входящий в силу сын Антипатра Ирод строит себе свою первую виллу - летний дворец. Иродианское строительство здесь довольно необычно: оно проводилось специальной строительной командой, присланной из Рима зятем императора Августа Агриппой и поэтому совершенно не похоже на типичное иродианское строительство в других местах.

Во-первых, здания возведены из необычно маленьких кирпичей. Во-вторых, стены сложены из кирпичей не квадратной формы, как везде - opus quadratum, а ромбовидной, которые стоят на остром ребре - opus reticulatum. Такое строительство наблюдается только в этот период и всего лишь в трех местах в Израиле - здесь, в Баниасе и недалеко от Шхемских ворот в Иерусалиме. Вероятнее всего, во всех трех местах строила одна и та же бригада, которая затем вернулась в Рим. Здесь хорошо сохранилась задняя стена иродианского бассейна с нишами для статуй и штукатуркой. В строении хорошо чувствуется необычное для римской архитектуры чисто эллинистическое сочетание зодчества и природы. В Израиле больше, чем в Риме, сохранились следы и идеи ушедшей в историю Древней Греции. Есть также руины большого дворца с огромным центральным залом, с хорошо обработанным полом, выложенным разноцветными камнями, и бассейны с кирпичными столбами с остатками очень толстого слоя штукатурки, а также круглой комнатой с круглым сооружением посередине неизвестного назначения: быть может, бассейн, или фонтан, или что-либо другое.

Пожалуй, главная достопримечательность Иерихона - это курган древнего города, Тель Йерихо. Арабы называют его Тель эс-Султан, а источник, находящийся рядом с ним - Эн-Султан, тот самый, в котором пророк Елисей - Элиша - опреснил воду. Именно на этом месте стояли стены, павшие от звука труб израильтян. Раскопки, проводившиеся здесь многократно, еще со времен английских исследователей прошлого века, обнаружили много интересного. Сначала Уоррен, а затем Кэтлин Кэньон раскопали весь тель, обнажив руины города вплоть до неолитической башни - 8 тысячелетие до н. э., когда нигде в мире городов не было вообще. Найдены также сложенные из красных кирпичей городские стены, которые относятся примерно к 3 тысячелетию до н. э. - начало ранней бронзы, когда опять-таки в мире городов практически не было.

Иерихон сегодня

Территория города того периода составляет примерно 40 акров и это большое поселение для того времени. Город был окружен валом - насыпью, также сохранившейся под слоем земли, которая окружает территорию, в два раза большую, чем территория города, что означает, что, возможно, были дома и вне крепостных стен. Насыпь имела не только военное назначение, но и защищала город от наводнений. Во времена Иисуса Навина она уже не существовала, поэтому слой этого периода и был позже смыт. В городе есть сегодня коптская церковь, во дворе которой обнаружен пол византийской базилики «Девы». Неподалеку от автобусной станции сохранилось здание русской православной миссии и общежития для паломников, на территории которого найдена византийская надгробная табличка 566 г. с посвящением местному епископу. Сегодня это здание служит палестинской администрации. В разных местах города также обнаружены руины различных византийских построек и церквей, среди них Андреа, Тель эль-Хасан и другие. В 600 м южнее главного кургана -руины иродовских строении, театра и ипподрома - Тель Самарат.
В Иерихоне найдена также древняя синагога примерно 8 в. н. э. с мозаичным полом, который обнаружили случайно, при реконструкции старого дома. На мозаике изображена менора и арка завета - арон а-кодеш. На полу есть также надпись, гласящая: «Мир народу Израиля». Обнаружена синагога в 1936 г. Дом этот сейчас принадлежит евреям и его можно посетить. Еще одной важной достопримечательностью этого древнего города являются руины арабского дворца омейядских правителей Йерихо 8 в. н. э., известные под названием «Дворец Хишама». Основан он был примерно в 747 - 749 гг. правителем Эль-Валидом на довольно большой территории, включая собственную ферму, протянувшуюся до берегов реки Иордан. Считается, что еще до Эль-Валида, в 724 г. другой правитель, Хишам эль-Малик, облюбовал это место, правда, построить практически ничего не успел. Однако сегодня дворец называют по ошибке именно его именем.

Вход во дворец через внушительные ворота с нишами для статуй - довольно необычное явление для ислама, запрещающего всяческие изображения человека. Найденные скульптуры находятся сегодня в музее Рокфеллера в Иерусалиме. Ворота тщательно украшены сложной витиеватой резьбой, арабесками, столь принятыми в мусульманском мире во всем, вплоть до витиеватости речи. В изображениях нет никакой символики, это только лишь украшения. За воротами - сидения - лежанки с каменными подголовниками. Далее - огромный двор с красивой абстрактной скульптурой посередине. Со двора есть спуск под землю, где значительно прохладнее - там находились комнаты отдыха. Дворец этот так никогда и не был достроен до конца из-за ранения и смерти Эль-Валида, однако большую часть сооружений он возвести успел. Раскапывали его иорданцы до 1967 г., а затем израильские археологи. Сохранилось огромное и роскошное здание бань с мозаичными полами и очень толстыми колоннами.

Бани должны были быть покрыты крышей, однако она то ли разрушилась со временем, то ли так и не была построена вообще. Здание украшено резьбой по камню и было покрыто штукатуркой. Полностью сохранилась гостевая комната с очень красивой мозаикой, со стенами и крышей. Рядом - туалеты. Вход в бани был украшен куполом и резьбой, которые сегодня также хранятся в музее Рокфеллера. Сохранилась также мечеть с михрабом и бассейн с маленькими арочками - арабесками и фонтаном. Сегодня Иерихон - часть Палестинской автономии и посещение города не рекомендуется. От Иерихона к Рамалле идет древняя дорога, вдоль которой сохранились римские верстовые столбы.

Фото: panoramio.com, wikipedia.org, juan.livejournal.com kezling.ru