Туристический портал - NataliSudak

Туристический портал - NataliSudak

» » Черный лавовый храм пура бесаких у подножия вулкана агунг на бали. Храм Бесаких от слова «бес», или Самое неприятное впечатление от Бали Многовековой индуистский храм пура бесаких

Черный лавовый храм пура бесаких у подножия вулкана агунг на бали. Храм Бесаких от слова «бес», или Самое неприятное впечатление от Бали Многовековой индуистский храм пура бесаких

Точная дата строительства Пура Бесаких неизвестна, хотя есть мнение, что он был возведен более 1 000 лет назад. Гора Агунг, на которой он расположен, издавна почиталась балийцами как одна из 4-х священных вершин и как место обитания бога Шивы. Наконец, согласно древним верованиям, именно здесь проходит ось мира, вокруг которой обращается вся вселенная.

Ученые утверждают, что некоторые каменные строения храма имеют возраст около 2 000 лет, другие же были возведены намного позже. Вполне возможно, что в незапамятные времена нынешний комплекс был построен на месте более древнего святилища. Первое же упоминание о Пура Бесаких датируется 1284 годом, и в рукописи говорится о ней как об уже давно существующей святыне. Также есть несколько версий, что храмовый комплекс мог основать некий странствующий монах в 8-м веке или раджа Кесари в начале 10-го века.

Поскольку во многих летописях есть сведения о пожертвованиях на храм со стороны балийских королей и знатных особ, скорее всего, комплекс из века в век постоянно достраивался. Например, известно, что центральная часть Агунг Панатаран, посвященная Шиве, строилась в 17-м веке.

В 1917 году Пура Бесаких пострадал во время извержения вулкана Батур - грозного соседа священной горы Агунг (между ними находится лишь небольшая долина). А в 1963 году потоки лавы выбросила и сама Агунг, которая также является вулканом. Однако в этот раз индонезийские боги пощадили храм - смертоносный поток прошел всего в нескольких метрах от него. Конечно, такое событие еще больше убедило балийцев в святости этих мест. Позже вулкан еще проявлял активность в 2017 и в 2018 годах, но до полноценного извержения дело, к счастью, не дошло.

Как добраться

Храм Пура Бесаких находится вблизи одноименной деревни в восточной части острова . Ближайшим городом к нему является Клунгкунг, который расположен на расстоянии около 20 км.

Поскольку общественный транспорт в , и в особенности на Бали, развит слабо, многие туристы предпочитают передвигаться на такси или брать в аренду байк. В этом случае вам не составит труда доехать до селения Бесаких по карте или GPS-навигатору.

Координаты: -8.37435, 115.450804.

Адрес: Pura Besakih, Rendang, Bali, 80871.

Но рассмотрим все возможности добраться до храма Пура Бесаких:

  • Автобусом - из терминала Batubulan (Батубулан), что в 8 км от Денпасара, к восточной части острова ходят рейсовые автобусы;
  • Личным транспортом или на такси - нужно будет преодолеть около 63 км, направляясь на восток через городок Семарапура (Semarapura) до указателей на храм.

Еще один способ путешествовать по Бали - это автостоп, и немало туристов добирается до Пура Бесаких именно таким образом.

Если же вы решили посетить индонезийскую святыню в составе экскурсионной группы, вас довезут до автостоянки, которая находится примерно в 1 км от цели. Поэтому часть пути в любом случае придется пройти пешком.

Храм Бесаких на карте

Внутри храма

Как уже было сказано, храмовый комплекс Пура Бесаких включает 23 святилища. Из них три являются самыми крупными и главными - это Пенатаран Агунг, Бату Мадег и Кидулинг Кретег, посвященные богам Шиве, Вишну и Брахме соответственно. В целом территория комплекса занимает более 3 км, поднимаясь ступенями вверх.

Храм Шивы Пенатаран Агунг находится в центре, к востоку от него расположен Кидулинг Кретег, а к западу - Бату Мадег. Интересно, что сегодня финансирование каждого из них проводится тремя разными округами Бали.

Самым крупным и самым интересным в Пура Бесаких считается храм Шивы. Он состоит из трех дворов, которые можно пройти один за другим, минуя несколько ворот.

Первый двор («мир людей») - он считается наименее важным, предназначенным для подготовки к религиозным обрядам и посещению следующих уровней храма. Сюда ведет центральная лестница из 52 ступеней, украшенная каменными статуями мифологических существ. В дни праздников на каждое изваяние надевают саронг - яркую индонезийскую «юбку». В конце лестницы установлены ворота Чанди Бентар - они представляют собой расщепленную в верхней части арку, причем такая форма выбрана не случайно. Согласно балийским верованиям, этот проем в арке нужен для того, чтобы ничто не мешало взаимодействию человека с высшими силами.


Второй двор («пограничный мир») - к этой части Пура Бесаких можно попасть через очередные ворота, пройдя первый двор. Балийцы убеждены, что именно здесь во время церемоний и обрядов божества нисходят к обычным людям. Поэтому все жители Бали, направляющиеся в храм, несут сюда дары, чтобы возложить их к алтарям и прошептать молитву. В расположенном здесь же открытом павильоне верующие могут задержаться, чтобы помедитировать и пообщаться с высшими силами, а семьи во время индуистских похорон ждут окончания кремации.


Третий двор («мир божеств») - самый верхний участок храма, куда посетители также поднимаются по лестнице. На нескольких террасах этого двора построены многоярусные башни-пагоды - каждая для определенного божества. По количеству ярусов можно догадаться, для кого именно предназначено «жилище». Так, башни Шивы и богини плодородия Деви Шри, особенно любимой балийцами, имеют по 11 ярусов, а у башни Вишну их всего 9, хотя это тоже свидетельствует о высоком уважении. Наименьшие башенки имеют лишь по 3 яруса. Кстати, в одной из таких пагод издавна хранятся летописи и другие исторические документы, но экскурсии туда не проводятся.


Во время праздников всю территорию храма Пура Бесаких украшают цветами, яркими зонтиками и отрезами тканей. Традиционно в украшениях преобладает четыре цвета: белый в честь Шивы, красный в честь Брахмы, черный для поклонения Вишну и желтый. Всего за год здесь проходит до 70 крупных религиозных церемоний, и попасть на одну из них - большая удача для туриста. В это время можно увидеть храм во всей красе, послушать местный оркестр и прикоснуться к загадочной культуре балийцев-индуистов.

Один из главных таких праздников - Галунган, или день «победы добра над злом» - длится целых 10 дней и сопровождается множеством интересных мероприятий. Это лучшее время для посещения тропического острова, ведь не только храмы, но и весь Бали в эти дни преображается (примерно как перед Рождеством).

Экскурсии

Для посещения храмового комплекса Пура Бесаких можно рассмотреть следующие варианты:

  • Заказать экскурсию в одном из туристических бюро;
  • Воспользоваться услугами местного водителя-гида с автомобилем;
  • Самостоятельно добраться до храма и отправиться на его осмотр.

Стоит сразу сказать, что самостоятельное посещение разрешено, хотя вполне возможно, что вас попытаются убедить в обратном. Особенно будут стараться местные «гиды», которые встречают туристов у центральной лестницы или у входа, но как избавиться от их навязчивого сервиса, расскажем чуть ниже.


Правила посещения Пура Бесаких:

  • На всех посетителях обязательно должен быть саронг;
  • Проход внутрь пагод-святилищ для туристов запрещен;
  • Фото на территории храмового комплекса можно делать без ограничений.

Саронги можно принести свои, купить на месте или взять напрокат. Имейте в виду, продавцов будет много, и не стоит соглашаться на первую предложенную цену - обязательно торгуйтесь. Опытные туристы также рекомендуют не верить заверениям в духе «дешевле не найдете» и «дальше продавать уже не будут».

Цена входа на территорию храма - 60 000 индонезийских рупий (около 250 рублей).

Время работы кассы - с 08:00 до 17:00 (но сам комплекс открыт круглосуточно).

Обязательно требуйте билет, даже если вам предложат пройти без него. Внутри билетики далеко не всегда проверяют, но лучше избежать неприятных сюрпризов. Тем более, может быть и так, что далеко не все «проверяющие» окажутся работниками храма - желающих обмануть неискушенного туриста и вытянуть у него еще немного денег здесь предостаточно.


Проще всего передвигаться по храмовому комплексу в сопровождении местного жителя. В этом случае меньше вероятность, что к вам то и дело будут приставать продавцы разных товаров и услуг. Впрочем, те, кто умеет говорить твердое «нет», прекрасно обходятся и без местных сопровождающих.

Можно отправиться в Пура Бесаких и в составе экскурсионной группы - это избавит от многих забот (например, не нужно будет думать, как сюда добраться и уехать обратно). Также в этом случае намного проще ориентироваться на огромной территории храмового комплекса. Но, конечно, стоимость экскурсии будет выше, чем расходы на самостоятельное посещение.

  • Если вы решили добираться до храма Пура Бесаких самостоятельно на байке или на автомобиле, обязательно захватите с собой навигатор. Дорожные указатели на Бали встречаются, но на их регулярность не стоит рассчитывать. Поговорить же с местными жителями, не зная языка, будет проблематично - в деревнях многие не понимают даже английский, не говоря уже о русском языке. На разговор можно рассчитывать только с теми балийцами, чья деятельность так или иначе связана с туристами.
  • Не стоит соглашаться на услуги местных «гидов», предлагающих свое сопровождение у входа в храм. Во-первых, они обманывают, говоря, что вы не сможете пройти без сопровождающего дальше первого двора. А во-вторых, полноценную экскурсию такие «гиды» не проведут, и это уже не раз проверено многими туристами.
  • Есть маленькая хитрость, как избежать навязчивых приставаний и уверений, что без гида вам не пройти: заходите в Пура Бесаких не с центрального входа, а со стороны одной из боковых лестниц. Практически все продавцы услуг, саронгов и разных мелочей «охотятся» на туристов у центральной лестницы храма Шивы Пенатаран Агунг. Но есть еще пара входов справа и слева от нее - вот туда-то вам и нужно.

  • Захватите с собой саронг - обычный прямоугольник ткани, который можно будет обмотать вокруг талии, как юбку. В таком случае вам не придется переплачивать за этот обязательный предмет одежды. Кстати, саронги понадобятся и для посещения других сакральных мест на Бали, если они есть в вашей экскурсионной программе.
  • Постарайтесь попасть в храмовый комплекс с утра, потому что ближе к обеду здесь бывает многолюдно из-за обилия туристов. А во второй половине дня Пура Бесаких, расположенный на высоте 1 000 метров над уровнем моря, может закрыть туманом. Также не помешает взять с собой дождевики или зонты - здесь часто идут не просто дожди, а настоящие тропические ливни.
  • Если вам не в тягость ранний подъем, можно прийти к храму на рассвете и пройти внутрь совершенно бесплатно (вас просто некому будет остановить). Некоторые туристы так и делают, важно лишь не выходить через центральные ворота, чтобы не попасться на глаза работнику кассы.

Несмотря на все нюансы и сюрпризы, которые могут ожидать туриста в Пура Бесаких, это место - одна из тех достопримечательностей Бали, которые обязательно стоит увидеть. Горный храмовый комплекс поражает своим величием, поднимаясь от террасы к террасе все выше и выше. А с верхней площадки храма открываются такие виды на остров, что уйти без десятка фото просто невозможно! Если же вам удастся попасть в Пура Бесаких во время одного из балийских праздников, можно прикоснуться к настоящей жизни Бали, к его живой «нетуристической» культуре и взглянуть на происходящее глазами островитян.


Пура-Бесаких (Pura Besakih) - крупнейший религиозный комплекс на индонезийском острове Бали. На его территории расположены 22 храма, каждый из которых имеет свое предназначение. Архитектурный ансамбль растянулся на три километра: на спускающихся по склонам гор террасах можно увидеть скульптуры индуистских богов Шивы, Брахмы и Вишну, а также склепы, сигнальные башни и даже площадки для петушиных боев.

Строительство столь масштабного религиозного комплекса завершилось в XI веке. В 1917 году в результате сильнейшего извержения вулкана Агунг (Gunung Agung, 3142 м) Пура-Бесаких был частично разрушен. Пагоды были восстановлены лишь спустя полвека.

Пура-Бесаких уже на протяжении тысячи лет считается главной индуисткой святыней Бали. По местным верованиям, именно сюда приходят боги принимать жертвоприношения и обсуждать земные дела. На ежедневные религиозные церемонии в Пура-Бесаких стекаются сотни местных жителей. Большинство ритуалов происходят в храме Пенатаран-Агунг (Pura Penataran Agung), у входа в который установлена статуя женщины-птицы Гаруды.

Пагоды комплекса Пура-Бесаких // Сaminoel, Shutterstock


Парадный вход в Пура-Бесаких // Shutterstock


Пура-Бесаких - крупнейший храмовый комплекс на Бали // cesc_assawin, Shutterstock


Каменные улицы в Пура-Бесаких // CHEN WS, Shutterstock


Индонезийский лев в комплексе Пура-Бесаких // Сaminoel, Shutterstock


Храмовая резьба в Пура-Бесаких // e2dan, Shutterstock


Экспонаты в храмовом комплексе // Aleksandar Todorovic, Shutterstock


Храмовый комплекс Пура-Бесаких - одна из самых популярных туристических достопримечательностей острова Бали. Будьте внимательны: у входа на территорию вас атакуют местные гиды, настойчиво предлагающие свои услуги. Они будут утверждать, что пройти на территорию храма без их сопровождения нельзя, поскольку внутри проходят индуистские церемонии. Они же могут требовать с вас внести пожертвование на нужды Пура-Бесаких, уверяя, что без этого не пустят в храм. Доверять словам этих псевдоэкскурсоводов не стоит: посетить комплекс при наличии билета вы можете самостоятельно. В случае если вежливое игнорирование "разводил" не работает, почаще произносите слово "секьюрити". Упоминание об охране их отрезвит, и они от вас отстанут.

Чтобы миновать навязчивых гидов, зайдите на территорию Пура-Бесаких не через центральную лестницу, а через проходы, расположенные справа и слева от нее. Они предназначены для местных - и псевдоэкскурсоводов там почти нет.

Для посещения Пура-Бесаких необходим саронг. В сувенирных лавках у храма их можно взять напрокат или купить. Стоимость аренды - около 25 тысяч рупий (около 80 рублей). Приобрести саронг можно за 50 тысяч рупий (около 160 рублей).

Посещение Пура-Бесаких лучше всего планировать на раннее утро. К полудню в храмовый комплекс съезжаются туристические группы. А после обеда здесь велика вероятность тумана - пагоды расположены на высоте более 1000 метров над уровнем моря.

Церемонии в храмах Пура-Бесаких проходят несколько раз в день. Иностранцы могут наблюдать за ними и фотографировать, а вот заходить на территорию алтаря во время священных обрядов непозволительно.

Следует иметь в виду, что стоимость сувениров в лавках у входа в Пура-Бесаких значительно (примерно в три-пять раз) выше, чем в среднем на Бали.

Как добраться

Пура-Бесаких расположен в 63 километрах к северо-востоку от , на юго-западном склоне вулкана Агунг. Добраться до храмового комплекса можно на арендованном мопеде, такси или в составе туристической группы на автобусе. Парковка расположена в километре от центрального входа в Пура-Бесаких - это расстояние придется преодолеть пешком. Экскурсии в храм организуют все туристические агентства острова Бали. Билеты приобретаются при въезде на территорию религиозного комплекса.

Расположение

Храмовый комплекс Пура-Бесаких находится в округе Карангасем (Kabupaten Karanggasem) на востоке острова .

Величественно возвышающийся на западных склонах горы Агунг, который называют Храмом Матери, это Храм Пура Бесаких, или храм Матери Бесаких, он занимает большую территорию, а превосходные горные пейзажи, окружают этот прекрасный архитектурный храмовый комплекс.

Расположенный на высоте 900 метров, с видом на вершину горы Агунг, которую считали обителью богов, Храм Пура Бесаких построен в деревне Бесаких, в восточной части Бали. Название Бесаких происходит от слова «Basuki» («Басуки»), которое в свою очередь происходит от слова «Wasuki» / «Васуки», что означает «спасение» на классическом санскрите. Вместе с тем, в мифологии Самудрамантана, то же слово «Бесуки» связывают с Богом Драконом «Хара Басукиан», который обитал на г. Гунунг Агунг, главном вулкане о. Бали.

Этот грандиозный храмовый комплекс был почитаем как святое место с древних времен. Первое письменное упоминание о его существовании датировано 1007 годом н.э. Известно, что, начиная с 15-го века Бесаких считался центральным храмом индуизма на Бали.

Пура Пенатаран Агунг, или «Большой храм государства» является центральным храмом комплекса и основным местом поклонения на о. Бали, комплекс состоящий из двадцати двух храмов на шести восходящих террасах, расположенных на параллельных выступах.

Этот комплекс является отражением глубокой веры балийцев известной как Три Хита Кирана, а это означает, что жизнь человека на земле должна пребывать в равновесии и гармонии человека с Богом, человека с обществом и его собратьям, а также человека с его природной средой.

В полнолуние балийцы и паломники наполняют храм. Во время фестиваля Одалан, храм наиболее роскошно украшен. Одалан празднуется каждый 210-й день года.


Как добраться

Этот храм очень легко найти, так как большинство людей знают его как одно из . Есть несколько отправных точек, на ваш выбор:

Дорога сюда из Куты займет около 2-х часов. Просто езжайте на восток в сторону Санура, затем следуйте быстрым прибрежным маршрутом, который выведет вас на объездную Кусамба / Kusamba в Тохпати / Tohpati. Затем следуйте на север, пока не увидите дорожный знак Besakih, и через несколько километров от этой точки сверните на север. Если вы разместились в окрестностях Клункунга / Klungkung, то храм Бесаких находится примерно в 20 километрах к северу от центра города. Воспользуйтесь Бэмо - небольшие общественные автобусы, которые доставят вас к Бесаких от Клункунга. Бэмо чаще всего ходят в первой половине дня и рекомендуется сделать пересадку в Ренданге / Rendang, на полпути между Клункунгом и Бесаких.

Если вы едете с севера Денпасара на машине, нужно проехать около 25 километров, чтобы добраться до Besakih. Однако, если вы разместились в восточной части Бали, в Тирта Гангга, Кандидасе или Амед, вы можете добраться до Бесаких по короткой проселочной дороге от Карангасем. Таким образом вы доберетесь до перекрестка между Бесаких и Клункунг в Ренданг, затем нужно повернуть направо к Храму Бесаких. Во время вашей часовой поездки вы сможете насладиться восхитительным видом лесов, деревень и рисовых полей. Если вы готовы сделать короткую остановку в одной из деревень, вы увидите, как живут местные жители, и узнаете немного об их уникальных домах.

Сказочный Бали – религиозный остров. Святых мест и церквей здесь гораздо больше, чем жилых домов: почти в каждой деревеньке острова имеется как минимум три храма. Более того, в каждом местном жилище имеется свой домашний алтарь. В основном, он располагается во дворе дома, но если территория последнего мала, то тогда алтарь возводится на крыше жилого здания.

Одним из основных храмов на Бали является легендарный храм Пура Бесаких на северо-западной стороне вулкана Агунг – самой большой точки острова, высотой 3142 метра. Это возвышение находится в восточной части индонезийского острова и считается обителью могущественного Батара Махадевы – истинного воплощения верховного многорукого индуистского божества Шивы. Считается, что именно в этом месте земли размещается так называемая «Ось мира», которая по преданию древних является центром вращения вселенной. Помимо вулкана, на острове Бали имеется ещё три священные вершины – Абанг, Батур и Батукару.

Храм Пура Бесаких появился на острове более 1 тыс. лет назад. Первые упоминания об этом священном месте можно встретить в старых документах, датируемых 1284 годом. Но эти письменные отсылки касаются не постройки храма, а деятельности действующего объекта. Поэтому вопрос о том, когда именно был построен Пура Бесаких, до сих пор остаётся открытым.

Многие ученые говорят о том, что некоторые строения из камня на территории комплекса имеют возраст около 2 тыс. лет. Другие же, по их мнению, были возведены гораздо позже. У балийцев существуют свои версии происхождения храмового комплекса. По одной легенде созданием храма в 8 веке занимался некий монах-странник. По другой – это было инициативой раджи Кесари в 10 веке. Но никаких документальных подтверждений этим фактам сегодня нет.

С 11 века о комплексе Пура Бесаких не было никаких упоминаний ни в одной письменной летописи. И лишь в 15 веке, когда центральная часть острова стала политическим центром, записи о Пура Бесаких снова стали встречаться в различных документах. Например, в одной летописи имеется документальная заметка о том, что это святое место считается государственным храмом.

Одним из самых главных событий в истории храмового комплекса является извержение вулкана Агунг в 1917 году, повлекшее за собой полное его разрушение. Восстановлением храма после трагедии занимались жители всех регионов острова. Они буквально собирали его по крупицам.

Следующее похожее извержение произошло уже весной 1693 года. В это время года местные жители собирались отмечать праздник гармонии, проводимый один раз в столетие, – Эка Даса Рудра. Примечательно, что за некоторое время до этого, местными жителями было отмечено превышение обычного температурного режима почвы у подножья вулкана. Священнослужители стали говорить о том, что это явление – проявление гнева божьего, и праздничную церемонию следует отложить. Однако к их мнению никто не прислушался.

Вулканический кратер взорвался 18 марта 1963 года. Лавовые потоки спустились по склонам горы и сожгли почти всё, что встречалось на их пути. В результате выброса магмы погибло более 1,7 тыс. человек, немало балийцев потеряли крышу над головой. Удивительно, но лавовый поток не задел территорию храма, он прошёл буквально в считанных метрах от неё. Набожные балийцы посчитали это знаком свыше. И почитание храма после извержения вулкана в 1963 году увеличилось многократно. В нынешние дни вулкан проявлял активность всего лишь дважды: в 2017 и в 2018 годах. И, к счастью, это были неполноценные извержения лавы из кратера.

Сегодня Храм Пура Бесаких балийцы носит статус «матери всех храмов». По мнению местных жителей, это уникальное место защищает остров от природных катастроф и помогает общаться с божествами. Такое громкое название священный комплекс получил ещё и потому, что является самым старым и главным храмом на Бали, источником распространения индуизма в этих местах.


Как выглядит храм

Этот священный комплекс, растянувшийся на 3 тыс. метров, включает в себя три больших храма, каждый из которых ассоциируется с определённым индуистским божеством. Центральный вход в храм украшают массивные ворота, украшенные резьбой и статуями-защитниками. Неподалёку от него размещаются ресторан и многочисленные сувенирные лавочки, посреди которых бродяжничают хитрые островитяне, пытающиеся получить немного денег от доверчивых туристов за сопроводительные прогулки по территории храма. К предложениям таких гидов следует относиться крайне осторожно. В конце подобной импровизированной экскурсии конечная стоимость обычно значительно отличается от той, что была оговорена вначале.

В центре священного комплекса возвышается самая большая святыня – Агунг Панатаран, в которой поклоняются богу-разрушителю Шиве. Чуть восточнее располагается храм Дангин Кретег, посвящённый богу-создателю Брахме. А ближе к западу – храм Бату Мадег, являющийся обителью бога-хранителя Вишну. Устройство всего храмного комплекса позволяет многочисленным посетителям Пура Бесаких молиться, как каждому из указанных божеств отдельно, так и всем сразу. Интересен и тот факт, что каждое из строений сегодня финансируется из бюджета одного из островных округов. Таким образом, Бесаких объединяет всех балийцев.

С точки зрения архитектуры, наиболее интересным строением на территории комплекса считается Агунг Панатаран. Этот храм включает в себя три двора, символизирующих собою пограничную зону, отделяющую земную, обыденную жизнь от божественного начала. Каждый их них имеет форму правильного прямоугольника. Почти все здания на территории большого храма окрашены черный цвет. Это связано с тем, что строительным материалом в здешних краях когда-то служила остывшая вулканическая лава, превратившаяся со временем в камень.

Первый двор в главном храме служит своего рода некой прихожей, и чтобы попасть сюда, нужно преодолеть 52 ступени, украшенные статуями мифических существ. В праздничные дни каждое каменное изваяние «одевается» в саронг – разноцветный кусок ткани, опоясывающий нижнюю часть статуи. Вход в первый двор осуществляется через «расколотые ворота» Чанди Бентар, символизирующие раскол священной горы на две части. Это место служит подготовительной зоной для верующих: тут они готовятся к предстоящим религиозным церемониям.

Второй двор скрывается за не менее роскошными воротами, щедро украшенными каменными декорациями. За ними находятся:

  • трон для божеств, на котором восседает Шива;
  • помещение Санухан-Агунг, где, согласно легенде, боги собираются в праздничные дни и принимают многочисленные дары от посетителей, возложенные последними к алтарю;
  • крытый павильон Бале-Агунг, предназначенный для молитв или ожидания конца кремации во время индуистских похорон;
  • и домик священнослужителей Паведажан, закрытый для свободного посещения.

Третий двор в храме оформлен в виде террас, расположенных друг на другом. Здесь находятся традиционные храмовые постройки в виде башен. Все здешние пагоды обладают разной высотой и имеют неодинаковое количество этажей (всегда нечётное). Это связано с тем, что каждая башня во дворе ассоциируется с каким- то определённым божеством. И чем больше среди местных жителей острова почитается тот или иной бог, тем больше ярусов имеет башня, связанная с ним. Например, строение с одиннадцатью этажами служит пристанищем для верховного божества Шивы и богини плодородия Деви Шри, а башня с девятью предназначается для Вишну и Брахмы. Самая низкая башня имеет всего три яруса. Внутри третьего двора также построена церковь для кузнецов – Панде Веси и две постройки закрытого типа: здание, посвящённое богу Шиве, и небольшое строение, построенное в честь предков бывших раджей Клунгкунга, считавшихся на территории Бали священными.

Помимо крупных храмов, внутри комплекса Бесаких находится ещё 19 небольших религиозных строений, а также хозяйственные постройки и амбарные помещения. Каждое маленькое церковное строение также имеет своё предназначение. Храмы подразделяются на общинные, клановые или кастовые. И во многие из них доступ открыт только некоторым посетителям.

Во время праздничных церемоний обширная территория всего храмного комплекса украшается разноцветными цветами и отрезами пёстрых тканей. Основными цветами праздничного декора здесь являются: белый, красный, черный и желтый. Самое крупное торжество – Галунган, или день «победы добра над злом», проводимое на территории храма, празднуется около 10 суток. Завершается это продолжительное мероприятие церемонией Кунинган – встречей с духами предков за праздничным столом. В эти дни преображается не только храмный комплекс Пура Бесаких, но и весь остров Бали, словно Европа перед Рождеством.

Удачное отдалённое расположение и особое сакральное расположение Пура Бесаких делают это место чрезвычайно интересным для приезжих, желающих заняться медитацией. Располагает к единению с собой и внешним миром здесь не только умиротворённая атмосфера, окутывающая маленькие святыни и главные храмы комплекса, но и весьма необычный ландшафт: красивая растительность, произрастающая в этих местах, и потрясающие панорамы, открывающиеся с высоких смотровых площадок, расположенных на территории комплекса.

Как добраться до священного места

Пура Бесаких расположен в 63 км от Денпасара, и добраться до сюда можно, как на арендованном транспорте или такси, так и в составе экскурсионной группы. В первом случае, дорога из указанного населённого пункта займет 1,5 часа. Двигаться после выезда из города нужно будет на Восток, через небольшой городок Семанрапуру, до населённого пункта Бесаких. Во втором – туристическое бюро доставит экскурсионную группу до автомобильной стоянки, находящейся в 1 тыс. метров от цели. Остаток пути ей потребуется пройти самостоятельно.

Тем туристам, которые решат добираться до священного комплекса самостоятельно, на арендованном байке или на автомобиле, обязательно нужно будет захватить с собой навигатор, чтобы случайно не заплутать по дороге. Дорожные указатели на Бали конечно имеются, но на их точность не стоит рассчитывать. Не имея навигатора, здесь будет непросто узнать дорогу у местных жителей: многие из них не понимают даже английского языка, не говоря уже о русском.

Также при путешествии на автомобиле, нужно обязательно заправить полный бак. Езда по горной дороге требует гораздо больше горючего, чем путешествие по прямой дороге. И остаться с пустым баком на полпути где-то посреди лесов – не лучшая перспектива провести свободное время.

Из Денсапара до комплекса Бесаких можно добраться и на общественном автобусе, который отправляется с терминала Батубулан, расположенного в 8 км от административного центра Бали. Такая дорога будет, конечно, не очень приятной для приезжего туриста: медленное путешествие под испепеляющими солнечными лучами вряд ли кому-то оставит радужные воспоминания.

Ещё одним способом добраться до территории комплекса является автостоп. И этот метод выбирают многие приезжие туристы. Путешествие автостопом особенно понравится тем, кто любит свободные перемещения, новые знакомства и общение с местными жителями.


Храм Пура Бесаких открыт для посещения каждый день и принимает посетителей от восхода солнца до заката. Касса священного комплекса работает с 8 утра до 17 часов вечера. Туристам, которые хотят полноценно насладиться всеми местными красотами, лучше приезжать сюда в утреннее время. Днём в храме становится очень многолюдно, а ближе к вечеру Пура Бесаких, разместившийся на высоте более 1 тыс. метров над уровнем моря, часто накрывает мглой.

Стоимость посещения храма составляет 60 тыс. рупий, дети могут пройти на территорию Пура Бесаких бесплатно. Тем, кто не хочет тратиться на входной билет, можно попробовать пройти на территорию комплекса ранним утром. При незаконном проникновении важно не попасться случайно на глаза работнику кассы, поэтому выходить из храма стоит только с боковых выходов.

При покупке «проходки» в храм, обязательно нужно спрашивать входной билет у кассира, даже если продавец предложит пройти без него. Конечно, наличие билетов у туристов крайне редко проверяются на территории храма, лишний раз перестраховаться будет не лишним. Тем более, может получиться так, что «проверяющий» окажется вовсе и не работником храмного комплекса - местных жителей, желающих обвести вокруг пальца неопытного туриста и получить от него немного рупий здесь более, чем предостаточно.

Не стоит интересоваться услугами местных «гидов», которые навязывают свое сопровождение на площадке перед входов в святыню. Во-первых, они нагло лгут, утверждая, что пройти без сопровождения дальше первого двора не получится. А во-вторых, ответить на все вопросы и показать обширно всю территорию комплекса, в том числе и потаённые зоны, такие сопровождающие вряд ли смогут, и это было подтверждено многими приезжими туристами.

Чтобы избежать атаки со стороны местных жителей, заходить в храм Бесаких следует не с центральной стороны, а при помощи одной из боковых лестниц. Практически все продавцы «охотятся» на доверчивых приезжих у главного входа. Если желание воспользоваться услугами гида всё же имеется, то обязательно стоит торговаться с ними. Нормальной ценой для хорошего сопровождающего считается оплата от 5$ до 10$.

Не менее известная «разводка», часто применяемая местными жителями, – это уплата «donation», так называемого финансового пожертвования на развитие священного комплекса. Особо недоверчивым туристам на входе могут даже показать журнал с якобы сделанными другими посетителями взносами, в котором будут фигурировать круглые суммы. Не стоит верить этим фиктивным записям. В крайнем случае, можно заплатить 1-2$, не больше.

Обязательным условием для прохода на территорию храма является наличие саронга – прямоугольного куска ткани, наматываемого вокруг талии. Его можно привезти с собой, купить в сувенирных лавочках у входа в комплекс или взять напрокат там же. Ни в коем случае не стоит соглашаться на первую оглашённую цену, даже если торговцы будут травить байки о том, что «дешевле не найдете» и «дальше купить будет невозможно». Нужно торговаться.

Не стоит также, отовариваться в местных лавочках и сувенирных лавках. Все предложенные здесь товары можно купить значительно дешевле в других районах Бали. Если очень хочется потратиться на сувениры и картины, продающиеся у храма, то опять же нужно торговаться.

Что ещё можно посмотреть рядом с храмом

Главной достопримечательностью здешних мест, помимо самого храма, которые могут быть интересны приезжим, являются, конечно же, вулканы Агунг и Батур. Для приезжих туристов они особенно привлекательны, как объекты для восхождения.

Маршрут к вершине первого вулкана довольно непрост, особенно в дождливую погоду. На вершину второго подниматься гораздо легче. С обеих возвышенностей открывается изумительный вид на местные окрестности. Осуществлять восхождение на вулканы туристам рекомендуется только в сопровождении квалифицированного проводника, во избежание получения травм.

Не менее привлекательным объектом для туристов в окрестностях Пура Бесаких является река Телага Ваджа, берущая своё начало от подножия вулкана Агунг и протекающая в сторону города Семарапура. Она относится к категории больших водных потоков Бали и прекрасно подходит для рафтинга – спортивного сплава на 6-, 4- или 2-местных надувных судах. Телага Ваджа, являющаяся источником пресной воды для местных, считается среди балийцев священным источником.

Рядом с храмом Бесаких размещается также другой водоём – озеро Батур, которое образовалось на дне кратера одноименного вулкана в результате извержения более 20 тыс. лет назад. С ним у местных жителей ассоциируется некая легенда о воде, согласно которой Богиня озера, используя источники этого большого водоёма, расположенные под его днищем, поит целительной водой весь остров. На восточном берегу озера здесь размещается целый термальный комплекс, где приезжие туристы могут полноценно расслабиться в горячих ваннах и поплавать в бассейне.

Несмотря на навязчивых местных жителей и своеобразные погодные условия на местности, Пура Бесаких, как и другие храмы на Бали, является той местной достопримечательностью, которую обязательно стоит увидеть своими глазами. Он действительно поражает своим великолепием и красотой. С верхней площадки храмового комплекса Бесаких открываются восхитительные виды на сказочный Бали, и уйти отсюда без множества красочных фотографий просто невозможно! Кстати, фотографировать на территории храмового комплекса официально разрешено. А если же вдруг получится случайно попасть в это священное место во время праздничной церемонии, то можно будет лицезреть настоящую жизнь балийского народа, прикоснуться к его живой «нетуристической» культуре, а также взглянуть на всё изнутри, глазами местных жителей.

Сегодня мы заглянем в одно из впечатляющих мест на Бали – храм Бесаких (Pura Besakih), что расположился в восточной части острова. Прогуляемся по вечернему храму, переночуем в отделе балийской полиции, и покажем фотографии раннего рассвета в храме. Но сначала туда нужно добраться… с этого и начнем.

Храм Бесаких (Pura Besakih).

Дело было к вечеру, мало того, что транспорта в ту сторону в принципе было меньше, да и те, что проезжали не сильно стремились нас подбирать. Наконец перед нами встало какое-то “корыто”, по другому сие чудо на колесах было не назвать. Внутри уже сидело человек 5. Когда открылась дверь мы хотели уже отказаться, но балийцы с улыбкой приглашали нас сесть в машину. Хм, что ж, в бывало и похуже:).

Стоимость и условия входа в храм.

До храма Бесаких добрались уже в сумерках. И не успели вылезти из машины, как тут же к нам подъехал на байке какой-то балиец и сообщил, что он кассир в храме и уже едет домой. Если мы хотим еще успеть посмотреть храм, то должны купить билет. Мы купили всего 1 билет за 15 000 рупий, по которому в последствии прошли оба: сначала к храму пошла я, а затем Андрей. Хотя по факту тот билет никто не проверял (возможно, из-за нашего позднего визита), но многие советуют иметь билет при себе, дабы не нарваться на какое-нибудь местное разводилово, коих здесь достаточно

На форумах пишут, что уже на входе туристов встречают приставучие гиды, которые уверяют, что дальше главной лестницы без их услуг в храм не пройти. Если ваша группа до 4 человек, можно нанять гида (по желанию), обойдется это от 40000 рупий. Правда за качество полученной информации я бы не ручалась, и даже не потому, что не интересно, а потому, что с языками туго. Уж лучше взять . А если гид не нужен, как нам, например, то можно послать его джунглями и пройти к храму не по центральной, а по одной из боковых лестниц, где нет разводил.

Первой к храму пошла я. Во-первых, народу там уже было мало, и какой-то одинокий гид гулял возле главной лестницы, он попытался предложить свои услуги, но я вежливо отказалась, на этом дело кончилось.

Во-вторых обязательным условием посещения Бесаких является наличие саронга (юбка). Если туристы приезжают к храму без него, то приходится брать саронг в аренду на входе. Опять же по факту это бесплатно, но жадные до денег торгаши и здесь умудряются содрать порядка 20 000 рупий, поэтому лучше прихватить с собой какой-нибудь длинный шарф или платок. Лично на мне были обычные длинные разноцветные штаны и никаких претензий по данному поводу я не услышала. А после меня Андрей прошел в храм, повязав вокруг бедер мой платок.

Теперь немного о самом храме Бесаких, называемый местными «Матерью храмов». Культовый комплекс Бесаких расположился на склоне вулкана Агунг, растянувшись на 3 км, в который входит три отдельных двора.

Первый двор Пура Бесаких.

Первый двор самый большой, чтобы туда попасть, нужно подняться по лестнице из 52 ступеней. Что я и сделала с превеликим удовольствием.

Лестница украшена с обеих сторон скульптурами божеств, а в конце ее «расколотые ворота» – символ вселенской горы, разделенной на две части.

Отсюда неплохой вид.

Сам первый двор символизирует мир людей и является как бы прихожей. Здесь ведется подготовка к церемониям и сюда открыт свободный доступ всем путешественникам.

Ничего интересного тут я не заметила, кроме последних покидающих храм прихожан в красивой одежде. Основные же постройки расположены во втором и третьем дворах.

Второй двор Пура Бесаких.

Второй двор играет роль пограничной зоны, разделяющей два мира – богов и простых людей.

Сюда ведут большие украшенные декорациями ворота.

Здесь мы сначала ползали в потемках, а утром Андрей умудрился по приставной лестнице подняться к одному из тронов.

Вид оттуда так себе. Виной тому густой туман.

Внутри двора обычно проводят религиозные обряды с сопровождающим оркестром и различными павильонами. Тут же имеется троны для божеств, где принимаются дары от прихожан. Рядом расположен павильон, где вместо стен 24 колонны – место для молитв.

Третий двор Пура Бесаких.

Очередная лестница и вот он третий двор – символ мира божеств. Территория похожа на террасы, как бы возвышаясь одна над другой. В этом дворе находятся многоярусные башни, больше похожие на пагоды, по местному называются меру (meru) с симпатичными черными шапками. Нечетное количество ярусов на башнях (от 3 до 11) говорит о принадлежности к определенным богам. Логично предположить, что чем выше башня, тем более почитаемый бог. Одна из башен, кстати, служит сокровищницей храма с документами и летописями Бесаких.

Самое красивое место храма Бесаких – это верхние ярусы, откуда открываются роскошные панорамы, особенно на рассвете. Именно в это время суток нам удалось туда забраться.

Правда сначала пришлось заночевать в офисе полицейских практически у самого храма. Как так вышло? Читаем ниже…

Необычное жилье у храма Бесаких.

Как только стемнело, остро встал вопрос жилья. Ехать от храма не было никакого смысла, да и не на чем. Поэтому, прихватив рюкзаки, мы отправились в обход храма, плутая тропами через пустые сувенирные лавки в поисках подходящего места для ночлега.

Пару раз нам встречались какие-то хижины, где мы пытали счастья у местных, но те в один голос отправляли нас к полицейским. Что ж, к полицейским, так к полицейским. Офис участка находится практически на въезде к храму Бесаких, так что особого труда найти их не составило. Напрашиваться к ребятам в форме было как-то глупо, поэтому мы просто зашли узнать, не знают ли они, где здесь можно укромно воткнуть палатку. Полицейских было двое, сначала пошли стандартные вопросы типа “кто? куда? откуда? зачем? и почему?”, а потом предложение поспать прямо у них в участке.

Нас этот вариант не слишком вдохновил. Присмотрев под окнами неплохой ровный участок, мы попросили разрешения поставить палатку там. А за горячей водой к чаю можно “в гости” и так зайти. На этом и порешили. Единственное неудобство, утром пришлось вставать ни свет ни заря до прихода новой смены. Зато появилось место, где можно было оставить тяжелые рюкзаки, чтобы прогуляться по пустынному храму Бесаких вдвоем с фотоаппаратами наперевес.

Надо признать, что гулять по пустому храму куда интереснее – ни тебе приставучих гидов, ни местных верующих, даже “дворники” появились только когда солнце взошло.

Естественно, что при таких условиях ни о какой плате за вход и речи быть не могло. Мне кажется, что мы заглянули везде, где только можно было.

А рассвет встречали на самой верхней платформе, когда первые лучи солнца только-только начали задевать макушки многоярусных “меру”. Так и просидели здесь до полного рассвета в полной тишине. Наверное я бы даже порекомендовала посетить храм Бесаких именно в это время суток, чтобы прочувствовать атмосферу.

Когда в храме стали появляться первые люди, было решено сворачиваться, то есть забирать вещи и ехать в обратный путь. На Бали изначально предполагалось провести не много времени. Все таки это довольно туристический остров, а это не слишком интересно. Вулканы лучше посмотрим на Яве. Кстати, сегодня была задача . Ну что, поехали? А с вами, дорогой читатель, увидимся в следующий раз.