Туристический портал - NataliSudak

Туристический портал - NataliSudak

» » Церковь на варварке. Московский варваринский храм на варварке

Церковь на варварке. Московский варваринский храм на варварке

Московский храм во имя святой великомученицы Варвары, на Варварке (Патриаршее подворье храмов Зарядья в Китай-городе, Московская епархия)

Варварская улица с деревянной церковью святой Варвары упомянута в веке. Посвящение храма дало современное наименование всей улице, ранее называвшейся сходным образом – Варьской улицей (от слова «варя», означавшее повинность посадского населения). По другим сведениям, Варварка до XVI века называлась Всехсвятской улицей, по церкви Всех Святых на Кулишках .

В начале XVI века деревянная церковь была разобрана и на ее месте итальянским зодчим Алевизом Новым в году был построен каменный храм. В летописи место постройки обозначено "за торгом, против Панского двора". Вскоре после постройки церковь приобрела в Москве большую популярность.

Архитектура

Основной объем храма - крестообразный в плане, с портиками, фронтоны которых опираются на коринфские колонны. Внутри церковь очень светлая - за счет двух ярусов окон и подкупольного барабана со световыми окошками. Это прекрасная представительница зрелого московского классицизма - сдержанный внешний декор с четкими линиями всего основного объема, широкий круглый купол с небольшой главкой. Колокольня храма - не очень высокая, завершается небольшой полусферой с крестом; верхний ярус звона с широкими арочными проемами, обрамленными пилястрами с коринфскими капителями и фронтонами. Второй ярус был сломан после 1917 года и восстановлен в 1967 году при реставрации.

Красота этого храма – в тонкости пропорциональных соотношений и изяществе ордерного и декоративного убранства. В сохранившейся части интерьера большое впечатление производит купол, в котором серо-голубая живопись создает иллюзию перспективного сокращения и зрительно увеличивает объем. Стены отделаны искусственным мрамором теплых розово-желтых тонов. Настенные образа выполнены в XIX веке масляной живописью. В алтарной части сохранилась первоначальная мраморная резьба прекрасного художественного качества.

Литература

  • Елена Лебедева. "Церковь святой великомученицы Варвары"

Использованные материалы

  • Никита Брусиловский. "Церковь великомученицы Варвары на Варварке"
  • "Церковь Варвары Великомученицы на Варварке", страница сайта "Храмы России"

Столичный мегаполис можно назвать музеем под открытым небом. Любители современной архитектуры с восторгом устремятся в «Москва-Сити» с Башней Федерации, знатоки русской православной архитектуры предпочтут знакомство со старинными храмами на Соборной площади Кремля или с храмом Василия Блаженного на Красной площади. Но для желающих погрузиться в атмосферу боярского средневековья Москвы, лучшим вариантом станет прогулка по историческому району .

Прежде всего, это улица Варварка с вереницей архитектурных памятников. Она удивит не только поклонников загадочной эпохи. Впрочем, сохранившаяся культура рубежа средних веков и нового времени отлично соседствует с современностью. Например, с местом встреч бомонда на Неделе Моды в Гостином дворе – выставочном центре, признанном одним их лучших в Европе. Впрочем, по порядку: что можно увидеть на улице Варварка?

История Зарядья и улицы Варварка

Улица Варварка относится к числу самых богатых старинных московских улочек, если оценивать это богатство годами исторического прошлого. Топонимика Зарядья достаточно легко угадывается. За Московским Кремлем в XIV веке находились торговые ряды по Москворецкой улице, от них и произошло название этого района. Сегодня он ограничен Китайгородским проездом с востока, Варваркой с северной части и Москворецкой набережной с южной его стороны.

Прогулка по Варварке позволит встретить на пути архитектурные памятники русского зодчества и московской псевдоготики, дворцовые резиденции и храмы, торговые палаты и соборы. Начало улицы идет от Красной площади и заканчивается у Варварских Ворот. За историю существования улица сменила несколько названий.

Первое из них – Вcехсвятская, упоминается в 1380 году. Позже, с 1434 года, улица именуется Варварской. В 1933 она была переименована в улицу Разина. По преданиям именно по ней везли на казнь национального героя донского казака Степана Разина. Историческое название Варварки было возвращено лишь в 1990 году. Имя связывают с расположенной на ней деревянной церкви, вместо которой в начале XV века строится каменная церковь Святой Варвары Великомученницы, она сохранилась до настоящего времени.
Россия всегда отличалась сочетанием противоположных начал, Варварка – тому подтверждение. Купеческий дух старой Москвы тесно переплетен с соборной духовностью, а количество находящихся на Варварке церквей и храмов просто впечатляет.

Храм Варвары Великомученицы (Варварка, 2)

Храм, построенный на месте деревянной церкви от имени которого получила название улица Варварка, носит имя Святой Великомученницы Варвары. Девушка-красавица получила смерть от рук своего отца, не понявшего ее преданности вере. Построен храм был на купеческие пожертвования в 1514 году по проекту итальянского архитектора Алевиза Фрязина. После пожара 1737 года он был восстановлен уже по проекту Родиона Казакова. Несмотря на сдержанный стиль, церковь известна как эталон для строительства православных храмов. Последняя реконструкция проведена в середине прошлого века и сейчас это действующий православный храм, признанный объектом культурного наследия.


Старый Гостиный двор (Ильинка, 4)

Гостиный двор в наше время – престижный выставочный центр столицы. Огромная площадь с гранитной отделкой в 13 тысяч м², вместительным амфитеатром, рассчитанным на одновременное посещение 450 зрителями, стала излюбленным местом великосветских мероприятий, таких как Неделя Моды. Это один из лучших павильонов Европы. Одновременно он является объектом наследия федерального уровня.

Строительные работы Гостиного двора по проекту Джакомо Кваренги начались в 1790 году и продолжались в течение сорока лет. Архитектурный памятник классицизма позже несколько раз реконструировался. В него были вложены усилия целой плеяды мастеров своего дела – от легендарных Казакова и Гиппиуса до современных архитекторов нашего времени.

Несмотря на столь обширные преобразования, Старый Гостиный двор с момента первого упоминания о нем в XV веке в качестве «купеческого двора» и сегодня не теряет своей купеческо-торговой сущности. Посещение его можно превратить в увлекательное путешествие за покупками, совмещая культурные и чисто прагматические интересы.

Старый Английский двор (Варварка, 4А)

В эпоху великих географических открытий, во времена Христофора Колумба, одна из английских экспедиций в составе трех кораблей была отправлена на поиски северного морского пути в Китай. В этой экспедиции уцелел только один корабль, попавший после шторма в устье Северной Двины. Так был открыт новый морской путь для торговли с Россией, без посредников как было в Балтийском море. Именно для английской торговой компании в XV веке Иоанном IV Грозным были дарованы жилые палаты на Варварке, в знак большой заинтересованности развития торговли между Россией и Англией.

Старый Английский двор - это музей со статусом архитектурного памятника. Само здание реконструировалось не единожды. Впервые восстановление Казенной палаты и Поварни состоялось после ханского нашествия 1571 года. Период смуты в 1612 году привел к новой реконструкции, Английский двор оформляется заново, появляется южный фасад, лестница на 2-й этаж.


После перехода палат в частную собственность c XVIII века вплоть до середины XX века помещение подвергалось реконструкциям и перестройкам, было приспособлено под жилые нужды. В период строительства гостиницы «Россия» вставал вопрос о сносе помещения и только усилиями реставратора Барановского исторический облик был возвращен в 1972 году. «Английское подворье», как музей, стало принимать посетителей в конце прошлого века.

Сегодня каждый может погрузиться в своеобразный торговый дух английского подворья. В Казенной палате находится экспозиция старинных книг и карт, предметы быта. Любопытно будет спуститься в Подклет — специальное сооружение для поставки товаров. Интересен и внутренний стиль архитектурного памятника – высокие сводчатые палаты, в которых удивительно органично звучит старинная музыка во время проводимых здесь концертов.

Церковь Максима Блаженного (Варварка, 4)

Белокаменный храм, возведенный во второй половине XV века, освящен по имени московского юродивого Максима Блаженного, канонизированного в 1547 году. За столетие до этого он был похоронен в усыпальнице деревянной церкви Бориса и Глеба, которая находилась на этом месте. Прославился блаженный Максим своей защитой обездоленных и обличением купеческой московской знати: таковы парадоксы истории, что церковь расположена именно вблизи центра торговли, у Гостиного Двора.



Здание храма Максима Блаженного отличается оригинальным проектным решением, купол не имеет традиционной для православных церквей столповой основы. А небольшое отклонение центральной вертикали дало основание негласному ее наименованию «московской пизанской башни». Отличается храм и особенностями стиля, несвойственного православной церкви – основное здание построено в стиле барокко, звонница выполнена в стиле ампир.

Палаты бояр Романовых и Знаменский монастырь (Варварка, 8-10)

Путешествие в средневековую Москву будет неполным, если не посетить отреставрированный в 2018 музейный комплекс Старый Государев двор. Здесь можно получить полную картину жизни московских бояр на переломе двух эпох – средних веков и нового времени. Важнейшая часть музея это Палаты бояр Романовых – единственная сохранившаяся боярская усадьба царского рода.


Здесь, по некоторым данным, появился на свет первый из династии Романовых – Михаил Федорович, а его воцарение стало поводом именовать Палаты Государевым Двором. Сейчас палаты охраняются как объект наследия федерального значения, в них расположен музей московского боярства XVI- XVII веков.

На территории Старого Государевого Двора сохранился собор от бывшего мужского Знаменского монастыря. Главный храм построен в традициях православия во второй половине XVII века. Проект разработан архитекторами Анисимовым и Григорьевым. Сегодня это действующий храм, в нем проводятся церковные службы.

Церковь Георгия Победоносца на Псковской горке (Варварка, 12)

Псковская гора - историческое название места проживания в Зарядье бояр и купцов из Пскова. Здесь находится церковь Георгия Победоносца, в названии которой сохранилось ее месторасположение. Старинные здания церкви Георгия Победоносца выделяются контрастностью стилей. Пятиглавая церковь была построенна в 1658 году в русском стиле. Более поздние постройки, трапезная и звонница, выполнены в псевдоготическом стиле уже в начале XIX века. Сегодня действующий храм признан памятником культурного наследия.


Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Варварка, 15)

Недалеко от Варварских ворот, где заканчивается улица Варварка, расположен достаточно редкий образец посадского храма. Это церковь Рождества Иоанна Предтечи, упоминание о которой содержится в документальных свидетельствах начала XVII века. Через столетие, в XVIII веке, на средства московского фабриканта здесь возводится Климентовский придел в честь Папы Римского.

С 1920 года храм использовался не по назначению, его оригинальное убранство было фактически уничтожено. Лишь в 1991 году принято решение об исторической реконструкции, которая началась в 2009 года. Сегодня храм остается недействующим и находится в процессе восстановления.

Фрагмент крепостной стены Китай-города

Завершая прогулку по Варварке, обязательно стоит пройтись вдоль Китайгородского проезда, где сохранился участок фортификационного сооружения, построенный в начале XVI века под руководством итальянца Петроко Малого. Сооружение возведено для укрепления Китай-города и сохранилось лишь фрагментарно на этом участке. На всей протяженности китайгородского укрепления видны бойницы, на части стены есть зубцы «ласточкин хвост» - результаты восстановительных работ.


Кроме осмотра отреставрированного участка можно прикоснуться к настоящей Китайгородской стене. Как? Для этого необходимо спуститься в подземный переход на углу улицы Варварки и Китайгородского проезда. Здесь открыт для просмотра прекрасно сохранившийся фундамент башни Китай-города. Надпись на мемориальной табличке гласит: «Белокаменное основание Варварской башни Китай-города важнейшего оборонного сооружения Москвы».

Закончилась наша прогулка по Варварке. Небольшой экскурс в историю московского средневековья удался именно на этом участке старинной московской улицы. И даже современная атрибутика городской жизни не мешает почувствовать боярский дух и соборную духовность того времени, реконструировать события и узнать тайны исторического прошлого Москвы.

В Храмы на Варварке

01. Храм Покрова Пресвятой Богородицы, что на Псковской горе.

Храм построен в 1657-58 годах на Псковской горе (поселение псковичей, переселенных Великим князем Василием III в начале XVI века. В него была включена часть его предшественника - храма Покрова Пресвятой Богородицы (первое письменное упоминание - 1462 году). Сильно пострадал во время нашествия наполеоновских войск в 1812 году.

После 1917 году закрыт. Находился в запустении. Использовался под склад, в 1979 году передан Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры.

В 1965-72 годах проведена внешняя реставрация.

В 1991 году возвращен Русской православной церкви. Богослужения совершаются с 1995 года.


02. Собор Иконы Божией Матери «Знамение».

Первый русский царь из династии Романовых Михаил Федорович Романов основал Знаменский монастырь в 1629-30 годах на месте своей бывшей родовой усадьбы.

Собор иконы Божией Матери «Знамение» являлся центром монастырского ансамбля.

В 1929 году монастырь был закрыт и приспособлен под жилье.

При реставрации 1967 года за основу был взят образ собора, сложившийся к 1684 году. В здании был открыт лекционный зал.

Нижний храм был освящен в октябре 1992 году. Храм входит в состав Патриаршего подворья в Китай-городе.

03. Колокольня и келейный корпус Знаменского монастыря.

Колокольня была возведена в 1784-89 годах на основании бывшей здесь церкви Иакова. Нижняя часть колокольни с двумя большими арочными проемами служила парадным входом на территорию монастыря. Примыкающий к ней корпус келий построен также в конце XVIII века.

04. Храм Максима Блаженного (Максима Исповедника) на Варварке.

В 1698 году два богатых купца, московский Максим Верховитинов и костромской Максим Шаровников построили нынешнее здание церкви, которая упоминается уже под именем церкви Максима Блаженного. Во время пожара 1737 года церковь почти полностью сгорела и была отремонтирована к 1742 году. В 1829 году выстроена современная колокольня.

Храм был закрыт в начале 1930-х годах, после чего у него были сломаны главы. В 1969 году церковь отреставрирована (архитектор С.С. Подъяпольский). С 1992 года в здании храма расположен выставочный зал общества охраны природы.

Богослужения возобновились после 1994 году. Храм входит в состав Патриаршего подворья в Китай-городе.

05. Храм Варвары Великомученицы на Варварке.

Церковь Варвары Великомученицы на Варварке, давшая название одной из старейших улиц Москвы, была построена на этом месте в 1514 году зодчим Алевизом Новым по заказу богатых «сурожан» - купцов, выходцев из Судака (тогда называвшегося Сурож).

В 1795 году московский митрополит Платон приказал разобрать старинное здание церкви, которая к тому времени еще была «вся в твердости, утварью предовольная», из соображений ее несоответствия общему облику места. Новый храм строился с 1796 по 1804 год по проекту Родиона Казакова на старом фундаменте.

Как было со многими храмами, и в Варваринской церкви в советское время находился склад; позже ее передали под конторские учреждения; к 1980 году в ней помещался Совет московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). В 1991 года она снова передана верующим.

Московская церковь св. великомученицы Варвары находится близ Кремля на одноименной улице Китай-города, Варварке. Храм построил в 1514 году сам итальянский архитектор Алевиз Фрязин, построивший кремлевский Архангельский собор. В церкви хранился чудотворный образ св. Варвары Великомученицы, прославившийся во времена Ивана Грозного. В советское время с 1933 года улица носила имя Степана Разина – именно этой дорогой в июне 1671 года его везли на казнь к Васильевскому спуску.

А еще раньше, в 1380 году по этой дороге возвращался в Кремль Дмитрий Донской с битвы на Куликовом поле. В честь славной победы над Мамаем повелел князь основать здесь церковь Всех Святых на Кулишках, отчего эта улица до постройки в самом начале XVI века Варварской церкви называлась еще Всехсвятской.

Варвара, святая мученица III – IV веков нашей эры, была дочерью знатного и богатого Диоскора из финикийского города Илиополя. Во время гонений на христианство она приняла святое крещение и была за это посажена под стражу собственным отцом. Затем Диоскор и вовсе выдал дочь правителю города Мартиану. Св. Варвару заточили в темницу и жестоко пытали, но сам Спаситель явился ей ночью и уврачевал раны. Раз Варвару вывели на улицу, и из собравшейся толпы одна христианка по имени Иулиания во весь голос стала обличать мучителей. Ее схватили и обезглавили вместе с Варварой в 306 году.

Как и Параскева Пятница, св. Варвара почиталась в Москве как покровительница торговли, поэтому ее церковь возвели в самом сердце московского торгового посада. Еще с глубокой древности здесь, около кремлевской восточной стены, селились ремесленники и купцы и прямо у Кремля кипела оживленная торговля.

На главной площади города разместился тогда самый крупный в первопрестольной торг, и от него эта площадь поначалу так и называлась Торговой. Только в XIX веке, сменив еще несколько названий (Троицкая, Пожарная), она стала официально именоваться Красной.

А уже в 1534-1538 г.г., через 20 лет после возведения здесь первой Варварской церкви, повелением матери Ивана Грозного, великой княгини Елены Глинской весь московский торговый посад обнесли каменной крепостной стеной Китай-города, также по проекту итальянского мастера Петрока Малого, построившего в Кремле Успенскую звонницу.

Предполагают, что столь необычное для московского языка название – «Китай-город» – произошло от связок – жердей, называвшихся кит, использовавшихся при строительстве стены. Другая версия связывает название «Китай» со словом «средний», то есть расположенный между Кремлем и Белым городом.

В стене были проездные ворота, названные по главным улицам Китай-города, на которые они вели: Никольские, Ильинские, Варварские – а те в свою очередь были названы по стоявшим на них церквям. Именно у Варварской башни вспыхнуло известное московское восстание во время страшной эпидемии чумы 1771 года.

В далекую старину здесь, в торговом Китай-городе, стояли дома знатных и богатых, и даже высочайших лиц Московского государства – именно на Варварке находились палаты бояр Романовых. С середины XIX века Китай-город стал только деловой частью города, чем-то вроде московского Сити. Здесь выросли здания магазинов и банков, вытеснив почти все жилые дома. И днем в Китай-городе, как и в наши дни, кипела деловая жизнь, а с приходом вечера этот уголок в самом центре Москвы становился пустынным и тихим.

Но «городом в городе» Китай-город стал с самого начала своего появления именно благодаря торговле и своей собственно торговой специализации. На территории между Варваркой и Москворецкой набережной, в том числе и на месте гостинцы «Россия», находилось древнее Зарядье, означавшее «за торговыми рядами», которые в огромном множестве стояли в Китай-городе вплоть до Тверской улицы, включая знаменитый Охотный ряд.

Здесь, в Зарядье, согласно научным изысканиям историка Москвы Петра Сытина, находилась первая известная в Москве улица по имени Великая, которая появилась еще в 1468 году. И здесь же, в древнем Зарядье жили богатые торговые люди, или, как их называли в старину, гости – т.е. купцы, занимавшиеся иностранной или оптовой торговлей.

Именно такие гости, богатые сурожане с колоритными старорусскими именами-прозвищами Василий Бобер, Федор Вепрь и Юшка Урвихвостов (говорили, что это были родные братья) просили построить на посаде храм св. Варвары и дали на него средства. И на правой стороне улицы от Кремля в 1514 году сам итальянский архитектор Алевиз Фрязин, построивший кремлевский Архангельский собор, возвел каменную церковь св. Варвары. Эта посадская церковь под кремлевскими стенами строилась с явным участием и одобрением московской власти, следившей за своим посадом.

Купец Юшка, кстати, надолго остался в памяти Москвы: именно его имя до самой революции носил один из китай-городских переулков – Юшков, ныне Никольский, где стоит известный храм Николая Чудотворца «Красный звон».

Вскоре Варварская церковь стала одной из самых чтимых в Москве. Расположение ее в ту далекую старину указывалось как «за торгом, против Панского двора» – где стоял Панский двор с жившими в нем поляками, или по другой, недостоверной версии, – там, где проживали просто богатые люди.

В церкви хранился чудотворный образ св. Варвары Великомученицы, прославившийся во времена Ивана Грозного. Церковь стала сенью всей торговли Китай-города. Более древняя церковь св. Параскевы Пятницы находилась за его пределами, и значит, Варварскую церковь построили только для кремлевского посада, заимевшего свой собственный посадский храм. Позднее близ Гостиного Двора была построена китай-городская церковь Параскевы Пятницы, но ее разобрали задолго до революции.

Первоначально на Торгу стояли длинные деревянные ряды, каждый для особого товара. Названия некоторых из них до сих пор сохранились в именах китайгородских переулков – Рыбный, Ветошный... А были тут и серебряный, и медный, и квасной, и лапотный, и даже иконный ряды. Кстати, иконы в Москве никогда не продавали – это считалось святотатством, – а только «выменивали» и не торговались о цене. Если же приобретавший икону считал назначенную цену слишком высокой для обмена, то хозяин говорил ему, что это – «божеская» цена.

В первой половине XVI века царь решил как-то упорядочить торговлю, которая раскинулась почти что под его окнами, и приказал построить особое здание, чтобы перевести лавки под крышу.

В 1547 году на месте древних торговых рядов между Ильинкой и Варваркой был построен знаменитый Гостиный двор – далекий предок современного Гостиного Двора и ГУМа, с названием, произошедшим от слова «гость». Частью этого огромного двора были будущие Верхние и Нижние Торговые ряды, в конце XIX века объединенные в единый торговый комплекс (в советское время – ГУМ). Только для Нижних рядов было построено отдельное здание. (В 1626 году Гостиный двор сгорел и был выстроен заново, получив название Нового Гостиного двора, еще перестроенный царем Алексеем Михайловичем).

А вскоре рядом с церковью появился и Английский двор (дом №4) – одно из древнейших гражданских сооружений Москвы, дожившее до наших дней. Установив в 1552 году торговые отношения с Англией, Иван Грозный пожаловал эти старинные палаты английским купцам. Через сто лет, по указу Алексея Михайловича, возмущенного казнью английского короля Карла I во время Английской революции («короля своего Карла до смерти убили»), купцы покинули Россию, и Петр I открыл здесь «цифирную» (математическую школу).

Около церкви в старину располагался еще судебный приказ, где учиняли дознание. Отсюда сложилась поговорка «Идти к Варваре на расправу».

В конце XVIII века алевизовская церковь св. Варвары была разобрана, потому что митрополит Платон (Левшин) считал ее недостаточно красивой и «нимало благолепию на таком особливо месте не соответствующей». К тому же в 1730-х годах в ней случился пожар, хотя она после этого была возобновлена императрицей Анной Иоанновной и вновь освящена.

О строительстве новой красивой церкви еще просили майор артиллерии И. Барышников и московский купец 1 гильдии Н. Самгин – их тяжелобольные жены чудесно исцелились от мощей св. Варвары. Они же и дали средства на ее постройку.

И тогда архитектор Родион Казаков, однофамилец и ученик прославленного московского мастера, возвел прекрасное здание Варварской церкви в стиле классицизма, сохранившееся до нашего времени. (Среди работ Родиона Казакова, много строившего в Москве, можно еще назвать дивную церковь Мартина Исповедника в Таганке и усадьбу Баташовых на Яузской улице, где сейчас находится 23-я городская больница.)

Новая церковь вышла настолько изящной, что этому храму стали подражать в других постройках. Так, один помещик построил в своем селе Михалеве точную копию Варварской церкви.

Тогда же, на рубеже XVIII – XIX столетий, был перестроен в современном виде и Гостиный двор. Архитектор Джакомо Кваренги, строивший Гостиный Двор на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, получил заказ на постройку в Москве точь-в-точь такого же здания, по образцу столичного.

После пожара 1812 года Гостиный двор был отреставрирован и перестроен архитектором О. Бове. Вместе древних торговых рядов здесь появились линии с торговыми лавками. Поначалу еще Уложением 1649 года в Гостином дворе вели только оптовую торговлю, оставляя розничную для торговых рядов.

Московский Гостиный двор под сенью святой Варвары прославился в первопрестольной еще тем, что подарил городу знаменитое выражение «остатки сладки», а также опыт оптовой распродажи товаров по сниженным ценам. Было это так. Однажды торговец Ножевой линии Гостиного двора шел в конце трудового дня по улице, и его остановил разносчик с изюмом: «Купите, сударь, остатки, дешево отдам для вечера». Изюм тому был не нужен, но разносчик не отставал и уговаривал: «Возьмите, сударь, остатки ведь! Дешево и сердито!» Тот не выдержал и повернулся к нему: «Ну, показывай свой остаток!». Однако остатков изюма оказалось много – 7 фунтов (около 3,5 кг). «Что ж, остаток, как и положено быть остатку!» – оправдывался продавец. А покупателя вдруг осенила гениальная догадка о продаже дешевых остатков: «Продажа остатков таких-то товаров по самым дешевым ценам». От покупателей не было отбою... Отсюда и пошла поговорка – «остатки сладки», видимо с намеком на вкус того самого изюма.

Потом эта практика вошла в официально установленное правило – устраивать подобную распродажу остатков товаров оптом в первый день недели после Пасхи – на Фомин Понедельник. Скоро коммерческое открытие Китай-города охватило всю Москву. «Остаточной» лихорадкой заболели даже шикарные французские магазины Кузнецкого моста. Один торговец и вовсе выдумал торговать «литературными остатками», устроив... распродажу книг в своей лавке по сниженным ценам. Над ним хорошо посмеялись...

Вообще китайгородские купцы обладали большим чувством юмора, и многие их шутки остались в памяти старой Москвы. Объектом таких невинных развлечений были в основном покупатели. Так, приметив в толпе любителя поторговаться, купец из суконной лавки отправлял к другим продавцам посыльного мальчишку с вопросом: «Краснить или зеленить будем?». Допустим, сговаривались «краснить». Ни о чем не подозревающий покупатель входит в лавку и просит показать материал серого цвета – жене на платье. Купец с добродушной улыбкой раскидывает перед ним рулон красной ткани и долго расхваливает ее глубокий серый цвет. Разозлившись на выжившего из ума продавца, бедолага отправляется во вторую лавку, в третью... Везде повторяется та же история. В итоге покупатель в ужасе убегает, решив, что у него проблемы со зрением, а то и еще похуже – с головой.

В 70-80-е годы в Москве были только булочные, овощные и табачные продовольственные магазины, и поэтому за каждой мелочью приходилось посылать в «город», то есть в Гостиный двор. Перед лавками Гостиного двора стояли мальчики – зазывалы, которые приглашали зайти внутрь. Отовсюду раздавались их крики: «Вакса, личная помада, духи «Сирень» – прямо из сада!» или «Сходно продаем, премию в сувенир даем!». Купцы Гостиного двора часто посылали своих мальчиков за покупателями и на Красную площадь, вручив им образец товара, например, пару сапог. Такие мальчики (а часто и зашедшие оттуда покупатели) назывались «площадными».

Здесь же на Варварке, были не только торговые, но и питейные заведения. На углу с нынешним Никольским переулком стоял, судя по названию, старинный питейный дом «Ветошная истерия», искаженное от латинского слова «аустерия» – так при Петре называли трактиры, гостиницы и питейные дома. «Ветошный» же исходило от Ветошного ряда, где торговали поношенными вещами, отчего и одни из переулков Китай-города до сих пор называется Ветошным.

По поводу обилия подобных увеселений появилась забавная песенка «Как на улице Варваринской спит Касьян, мужик камаринский». Хотя не только в кабаки ходил на Варварку развлекаться китай-городский люд. О том гласит милейшая старомосковская частушка:

Шел я улицей Варваркою
Со знакомою кухаркою,
По причини воскресеньица
Завернул я в заведеньице,
Заказал чайку две парочки
Для себя и для кухарочки.

«Заведениями» назывались и обычные трактиры, где посетителям предлагали чай в двух больших чайниках – для кипятка и для заварки. Один из самых известных московских трактиров – знаменитый Трактир Бубнова стоял в том же Ветошном переулке.

А перед Варварской башней Китай-города прежде находился водозаборный фонтан, где водовозы наполняли свои бочки. Этот фонтан поставлял воду всей Москве, и долгое время использовался в ней в качестве водопровода.

Храм св. Варвары был закрыт в советское время и частично разрушен – сломан верх колокольни и снесена глава с крестом. Внутри сначала устроили склад, а потом здание храма отдали под конторские учреждения. В 1920-х годах 20 века снесли и почти всю стену Китай-города, и все Зарядье, на месте которого построили гостиницу «Россия».

История пощадила только Варварскую церковь. Она уцелела как памятник архитектуры и как определенная архитектурная доминанта улицы. Впоследствии в ней помещалось отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, и проводились краеведческие выставки.

В 1991 году церковь св. Варвары возвращена верующим.