Туристический портал - NataliSudak

Туристический портал - NataliSudak

» » Римское наследие Туниса – знаменитый Колизей Эль–Джема. Эль – Джем Тунис колизей эль джем из монастира самостоятельно

Римское наследие Туниса – знаменитый Колизей Эль–Джема. Эль – Джем Тунис колизей эль джем из монастира самостоятельно

Амфитеатр Эль-Джема был рассчитан на 30 000 зрителей, а поскольку этого оказалось даже мало, чуть дальше приступили к возведению второго, меньшего по величине театра. Обе постройки так и не были завершены, потому что в 238 году в Фисдре поднялось восстание: крупные землевладельцы взбунтовались против новых налогов Рима. Имперская власть отреагировала жёстко, значительная часть города была разрушена. Зато амфитеатр, совершенно нетронутый, то и дело служил прибежищем для повстанцев и получил повреждения лишь в XVII веке, когда султан Мухаммед-бей велел своим войскам пробить в стенах брешь пушечными ядрами, чтобы уничтожить засевших там мятежников.

Хотя арена амфитеатра лежит на несколько метров ниже нынешнего уровня улиц Эль-Джема, его стены возвышаются над всеми другими домами города и уже издалека видны на равнине, засаженной оливковыми деревьями. Внутри него можно пройтись по подземным ходам, где ожидали своего «выхода» рабы и гладиаторы, или взобраться на театральные ряды и вообразить, как здесь на потеху зрителям боролись за свою жизнь люди и дикие звери. На этих представлениях здесь, как и в Риме, было убито множество христиан.

Самой большой достопримечательностью Туниса является гигантский, златокаменный амфитеатр Эль Джем, который во времена римского правления был ареной кровавых гладиаторских боев.

Даже у тех туристов, которые приехали в Тунис только за пляжным отдыхом посещение этого объекта всемирного наследия ЮНЕСКО считается хорошим тоном. Эль Джем находится на полпути между Суссом и Сфаксом.

Бродя по аркадам Эль Джема, затем спускаясь вниз, в подземные проходы и клетки под ареной туристы проникаются не только духом и энергетикой этого сооружения, но также могут ощутить величие и мощь Римской империи.

История Эль Джема

Само поселение в этой местности было основано еще в третьем веке до нашей эры, в пунический период, однако известность приобрело уже после того как Цезарь основал на этой земле город Тиздр в 46 году нашей эры.

Тиздр находился в оливковом регионе и поскольку, оливковое масло пользовалось большим спросом в то время в Риме, город начал быстро процветать и стал «оливковым» центром всей Северной Африки.

При населении от 20 000 до 30 000 человек, город очень быстро накопил огромные богатства, большая часть которых, как и в других римских городах, тратилась на возведение общественных зданий и жилых домов.

Амфитеатр, который начали строить примерно в 230 году нашей эры, был призван стать символом величия и богатства города Тиздр. Однако судьбе было угодно сделать его не символом, а своеобразным надгробием.

В 238 году нашей эры из-за деспотичной налоговой политики местного прокуратора в городе поднялось восстание, в дальнейшем оно распространилось и на весь Тунис.

Молодые люди из местной знати с помощью рабов убили императорского прокуратора и провозгласили императором 80-летнего проконсула Гордиана.

Позже восстание было жестоко подавлено, многие из тех, кто поддержал его, были убиты, а город Тиздр был разграблен, и ему больше никогда не было суждено вернуть былое величие.

Возведение амфитеатра продолжалось 8 лет, и хотя сооружение было уже на стадии отделки, строительство его было остановлено, и полностью оно достроено никогда не было.

Позднее амфитеатр был преобразован в крепость, а в 699 году он служил убежищем для берберского лидера Аль Кахины во время ее борьбы с арабскими захватчиками. После их победы город был заброшен, и вновь бы заселен только во время французского колониального периода, но уже под названием Эль Джем.

Амфитеатр в Эль Джеме

Амфитеатр Эль Джем являлся четвертым по величине в римской империи после Колизея, и амфитеатров Капуи и Вероны. Благодаря колоссальному размеру и отличной сохранности его прозвали Африканский Колизей.

Овальный по форме амфитеатр имеет размеры 149 метров на 122 метра (для сравнения римский Колизей 188 на 156 метров). Так же впечатляет и высота около 40 метров, которая могла быть еще больше, если бы были установлены конструкции, защищающие от солнца.

Амфитеатр мог вмещать до 30 000 человек. К слову сказать, весь город едва мог насчитать столько жителей, поэтому историки приходят к выводу, что такой размер был обусловлен желанием произвести впечатление и показать уровень процветания города.

Вплоть до седьмого века нашей эры сооружение стояло не тронутым, но далее и на протяжении многих веков оно использовалось как источник строительного камня. Однако даже при таком варварстве амфитеатр сумел сохраниться очень хорошо.

Практически полностью сохранились две трети стен, а вот северо-западной стороне повезло гораздо меньше. Она была взорвана в 1695 году по приказу Османской империи, чтобы предотвратить использование строения в качестве оплота берберов-повстанцев.

Каждая из трех сторон включала в себя 30 арок, из которых до наших дней дожили 68.

Немного осталось от ярусов для зрителей, но под ареной посетители могут увидеть два пересекающихся подземных прохода, через которые дикие животные и жертвы выходили на арену. По обеим сторонам проходов находились клетки для заключенных и животных.

На входе находится пролет ступеней ведущих к верхним ярусам, с которых открывается прекрасный вид на амфитеатр и город.

Если среди наших читателей есть поклонники фильма «Гладиатор», то они должны знать, что этот фильм снимали именно в этом амфитеатре.

Музей археологии в Эль Джеме

Не смотря на то, что главной достопримечательностью Эль Джема является амфитеатр недалеко от центра города (по дороге в Сфакс) находится археологический музей, который станет достойным дополнением экскурсии.

В музее представлены экспонаты римского периода (масляные лампы, монеты, терракотовые горшки), а так же ряд тонких мозаик с геометрическими, растительными и животными сюжетами которые были обнаружены в этом районе и когда-то украшали виллы богатых римских землевладельцев.

) путешествия в Северную Африку, но, воспоминания по-прежнему сильны, как будто поездка была вчера. Из всех своих путешествий, именно от Туниса я получил наиболее яркие впечатления. А самыми сильными из них, конечно же, были впечатления даже не от джип-сафари по Сахаре, а скорее от гигантского амфитеатра Древнеримской эпохи (III в н.э.) в крохотном городке Эль-Джем (El Jem ). Его размер лишь немногим уступает римскому Колизею и амфитеатру в итальянском городе Капуя (итал. Capua ). Но, вот по своей сохранности, он уверенно занимает первое место в мире!

Сложно описать те чувства, когда ты смотришь не на какие-нибудь раскопки, а вступаешь, через века, собственными ногами на, полностью сохранившуюся, гладиаторскую арену, помнящую тысячи человеческих судеб. Здесь на огромных скоростях проносились римские колесницы, а мечи, скрещиваясь, выбивали искры… Каждая битва на этой арене была на пределе человеческих возможностей, ведь ценой была чья-то жизнь…

Рука медленно прикасается к древним камням стен амфитеатра, в наушниках звучит атмосферный саундтрек Ханса Циммера из знаменитого фильма "Гладиатор" Ридли Скотта и, в тот же момент, современный мир вокруг вас перестает существовать. Немногочисленные туристы словно растворяются в воздухе, а их место на трибунах амфитеатра занимает римская знать в легких праздничных белоснежных одеяниях. Женщины пытаются укрыться от жаркого африканского солнца в тени колонн, в воздухе висит гул голосов… Периодически, напряжение в воздухе разрывают звуки рожков - корну, все ждут начала кровавого спектакля...

Образы и чувства смешиваются в единое целое, заставляя вас полностью перенестись в ту далекую эпоху. В эту минуту есть только вы и окружающее пространство величественного амфитеатра Эль-Джем!

Современный Эль-Джем стоит на месте древнего финикийского поселения, возраст которого, в отличие от столицы финикийского царства - Карфагена (основан в 814 году до н.э.), затрудняются назвать даже ученые. После серии пунических войн между Римом и Карфагеном, последний был разрушен в 146 году до н.э. и превращен в колонию. Продвигаясь на юг, Римская Империя, предположительно, в 46 году до н.э. основывает город Тиздр (лат. Thysdrus ), будущий Эль-Джем.

Экономический рассвет поселения приходится на II – нач. III века, когда вокруг города, благодаря благоприятному климату, разрастаются оливковые плантации. Оливковое масло, в те времена, ценилось в Риме на вес золота. Кроме того, город находился на пересечении торговых путей из Центральной Африки к Средиземному морю. Все это привело к тому, что Тиздр быстро стал одним из важнейших городов Северной Африки, вторым по значимости после Карфагена, а его население достигло 30 тысяч человек.

Как и в любом процветающем городе, богатые слои населения требовали зрелищ, в которые было бы можно вложить свои деньги. Так, в 230 году н.э., по распоряжению проконсула Марка Антония Гордиана (лат. Marcus Antonius Gordianus ), будущего императора, началось строительство амфитеатра, которое, спустя 8 лет, было остановлено.

08. Начало строительства.

10. План амфитеатра.

Чтобы понять, почему же амфитеатр так и не был достроен до конца, предлагаю взглянуть на то, что же творилось в те годы в Римской Империи.

11. Предположительно, таким он должен был стать.

А там все было крайне печально… В 235 году н.э. начинаются междоусобные войны за императорский трон. Заговорщики убивают императора Александра Севера вместе с его матерью, после чего Империя начинает трещать по швам. Легионы провозглашают императором "своего человека" – Гая Юлия Максимина Фракийца , ставшего первым императором, вышедшим из простых солдат.

Спустя пару лет, новоявленный император обзавелся противником в лице проконсула Гордиана, выдвинутого на императорский трон верными ему легионами. Гордиан согласился на эту авантюру с условием, что соправителем будет его сын Гордиан II , на что получил добро от Сената Рима.

В начавшейся войне, в сражении с легионами Максимина, под Карфагеном погибает Гордиан Младший. Узнав об этом, Гордиан I кончает жизнь самоубийством, повесившись на своём поясе… Римский Сенат назначает новым императором своего человека – сенатора Марка Клодия Пупиена , продолжившим войну против Максимина.

Ненамного дольше прожил и сам смещенный Максимин Фракиец. Выдвинувшись с войском на Италию, он погибает вместе со своим сыном, в битве под городом Аквилея, спустя пару месяцев после самоубийства Гордиана I.

Также печально закончилась и жизнь Марка Пупиена, который не заслужил доверия народа и в ходе очередного восстания был убит преторианцами в собственном дворце. Римский престол переходит Марку Антонию Гордиану III , внуку Гордиана I.

Не буду продолжать рассказ о судьбах будущих императоров, скажу лишь, что III век для Рима стал настоящим кошмаром. За 50-летний период более 26 человек становятся претендентами на императорское ложе и почти все они умирают насильственной смертью.

Но, вернемся к нашему "Тунисскому Колизею" и времени правления Гордиана I.

Трехэтажный амфитеатр, размером 138 метров в длину и 114 метров в ширину, получился настоящим величественным красавцем. Высоченные арочные галереи с множеством переходов окружали песчаную арену, длиной 65 метров и шириной 39 метров, а стены были украшены многоцветной мозаикой с изображением скачущих всадников, охотников и преследуемых ими зверей. Над восточным входом было устроено императорское ложе.

Как и в большинстве остальных амфитеатров, здесь также основным зрелищем служили гладиаторские бои. Кроме того, большой размер арены позволял устраивать сражения на боевых колесницах.

Была у амфитеатра Тиздруса и своя особенность. В отличие от Италии, в африканском "Колизее" были распространены бои с дикими хищными животными. С ними сражались, как гладиаторы, так и устраивались исключительно животные схватки между различными видами хищников. Дикие звери, которых выпускали на арену, посвящались богам: лев и бык – Сатурну и Юноне, пантера – Дионису, медведь – Диане.

В качестве дополнительного кровавого развлечения, на арену часто выпускали безоружных рабов, которых голодные животные буквально разрывали на части…

Гладиаторы, дикие животные, а также рабы содержались в особых камерах и клетках. Для этих целей, под ареной амфитеатра был построен целый подземный город. Отдельные помещения предназначались для умирающих гладиаторов, а также для складирования трупов.

Сегодня этот подземный город, практически полностью сохранившийся и не имеющий аналогов в мире, доступен для посетителей. В камерах и переходах, когда-то заполненных стонами умирающих и боевыми возгласами, гробовая тишина.

23. Камера гладиатора.

Особые чувства возникают, когда вы проходите "коридором смерти", по которому гладиаторы выходили на арену. Из всего освещения раньше здесь были лишь несколько факелов, а также яркий белый свет в конце длинного коридора, где находился выход на арену. Может именно отсюда пошло выражение "свет в конце тоннеля", означающее границу между жизнью и смертью?

После смерти Гордиана I, в 238 году н.э., Тиздр, серьезно разрушенный оппозиционными войсками, уже не смог восстановиться. Тем не менее, сам амфитеатр уцелел и простоял в нетронутом виде до VII века.

В 699 году Тиздр становится центром восстания царицы объединенного берберского государства Дахияаль-Кахину бинт-Табиту (Аль-Кахины ) против арабского завоевания. После поражения восстания поселение было оставлено жителями.

Город с современным названием Эль-Джем (в переводе с арабского – "перекрёсток") возникает здесь только в начале XVII века. Именно в этот период начинается разрушение амфитеатра. Камни его стен используются в качестве бесплатного стройматериала для строительства городских домов, а также для строительства Большой Соборной мечети в г. Кайруан. Так была практически уничтожена северная стена амфитеатра. Окончательно амфитеатр, использовавшийся, как крепость, был разрушен в 1850 году в результате пушечных обстрелов Османской Империей.

Сегодня, как и многие века назад, в Эль-Джеме многолюдно, но, в основном из-за многочисленных туристов. Здесь бойко кипит торговля сувенирами, одеждой и прочими товарами. Для этих целей даже оборудован небольшой рынок. В тоже время, по сравнению с Римом, процент туристов здесь просто крохотный, что позволяет насладиться всей красотой амфитеатра в полном объеме, а также сделать красивые безлюдные кадры.

Не лишним будет добавить, что цена в "Тунисский Колизей" всего 10 TND (300 рублей), плюс 1 TND - разрешение на съёмку. Это против 12 € в Римском Колизее. За 10 динаров вы можете неограниченно гулять по всему пространству амфитеатра, посещать подземные галереи и верхние ярусы, с которых открывается панорамный вид на современный Эль-Джем.

Удивительно, но совсем не портит общий вид амфитеатра и современная музыкальная сцена. Дело в том, что в августе, благодаря потрясающей акустике, здесь проводится ежегодный Международный фестиваль классической музыки под открытым небом.

33. Музыкальная сцена на арене амфитеатра.

Так или иначе, амфитеатр Эль-Джема оставляет неизгладимый след в памяти любого человека, даже если он не особо интересуется Древним Римом. А для ценителей истории здесь есть даже небольшой Археологический музей (в километре от амфитеатра), в котором можно увидеть фрагменты сохранившейся мозаики со стен.

В завершение своего рассказа, я хочу развеять одну современную легенду, связанную с Эль-Джемом. Дело в том, что практически во всех туристических каталогах сказано, что амфитеатр знаменит еще и тем, что в его стенах снимались отдельные сцены знаменитого фильма "Гладиатор " режиссера Ридли Скотта с Расселом Кроу в главной роли. Понятно, что это делается для заманивания туристов и увеличения турпотока.

В реальности же "Гладиатор" никогда в Эль-Джеме не снимался. Во-первых, кинокомпании бы просто не разрешили проводить съемку художественного фильма в подобном историческом месте. Во-вторых, сам Ридли Скотт сказал, что размер Римского Колизея для его задумок маловат, чего уж тогда говорить про Эль-Джем?

Съемка "Гладиатора" осуществлялась в Англии, Марокко и на Мальте, где был выстроен макет огромного амфитеатра, а также всевозможные дополнительные "уличные" декорации. Все остальное, например, верхние ярусы, были дорисованы при помощи компьютерной графики. Мальта уже давно стала меккой для подобного кинематографа. Здесь также снимался, не менее знаменитый, фильм "Троя", а также сериал "Игра Престолов".

С 1979 года, открытые всем африканским ветрам, остатки древнеримского амфитеатра были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

— выдающийся памятник древности, расположенный в Северной Африке, в сказочной стране Тунис с удивительной культурой и богатой древней историей. Амфитеатр в Эль-Джем включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. После Капуи и Римского Колизея это третий по своей величине амфитеатр, в котором одновременно могло разместиться более тридцати тысяч зрителей. Амфитеатр был предназначен для проведения гладиаторских боев и состязаний на колесницах. Его строительство было начато Марком Аврелием Гордианом, который, будучи проконсулом африканской провинции, объявил себя независимым императором, однако через 36 дней восстание было подавлено, а строительство амфитеатра приостановлено.

Путешествуя по Тунису, вы сможете не только насладиться его достопримечательностями, но и полноценно оздоровиться благодаря уникальному методу талассотерапии. Сегодня талассо-терапия в Тунисе получила огромную популярность. Этот метод лечения морем включает целый ряд интенсивных оздоровительных процедур с использованием морской воды, морского воздуха, грязи и водорослей.
Амфитеатр был построен в 238 году. Для его строительства в каменоломнях выкалывались гигантские глыбы, после чего их обтесывали и отвозили к месту будущего амфитеатра. Поверхность старательно уложенных плит облицовывали мрамором. Тунисский амфитеатр имел овальную форму и три надземных этажа. Его длина равнялась 149 метрам, а ширина — 24 метрам. Ряды каменных ступеней-сидений поднимались на высоту 36 метров. Над восточным входом размещалась императорская ложа, под ареной находился целый подземный город с каморками для гладиаторов, пленных, рабов, а также клетки с хищниками. Тела убитых на арене бойцов складывали в сполинарий, расположенный рядом с клетками животных. Запах свежей крови еще сильнее распалял животных. Когда публика пресыщалась боями гладиаторов и схватками со львами, на арену выпускали безоружных пленных, рабов, христиан и скармливали их голодным разъяренным хищникам под радостные вопли зрителей.

Существует легенда, что знаменитая воительница Эль-Кахена провела свои последние дни в знаменитом амфитеатре. Берберская принцесса возглавляла восстание против династии Аглобитов. По подземным ходам, по которым мог пройти даже груженый слон, осажденным воинам поступала помощь. Говорят, что где-то здесь, в подземных пещерах, спрятаны несметные богатства Эль-Кахены. Кстати, долгое время амфитеатр оставался, практически, нетронутым. И только в XVII веке его подвергли обстрелу из пушек, чтобы сломить сопротивление берберских воинов, укрывшихся за неприступными стенами. Позже каменные глыбы амфитеатра пошли на возведение Большой Соборной мечети, расположенной в 60 км от Эль-Джема.
Сегодня часть арены специально приспособлена для регулярного проведения здесь концертов классической музыки, остальная часть этого уникального места открыта для посещения многочисленных туристов. Здесь они могут побродить по подземным тоннелям, постоять на арене амфитеатра или посидеть на самом верхнем ряду трибун, чтобы услышать малейший звук, долетающий со сцены, благодаря прекрасной акустике. Кстати, по предположению археологов рядом с амфитеатром расположены м другие строения Римской эпохи. Правда, все они пока что надежно укрыты толстым слоем песка.

/ Амфитеатр Эль-Джем

Амфитеатр Эль-Джем

(араб. مسرح الجم; фр. Amphithéâtre d"El Jem; англ. Amphitheatre of El Jem)

Объект ЮНЕСКО

Часы работы: ежедневно, с 7:30 до 19:00 – в летнее время, и с 8:00 до 17:30 – в зимнее время.

Как добраться: Амфитеатр Эль-Джем находится в небольшом городке Эль-Джем, расположенном по железнодорожной линии Сусс – Сфакс. Из Сусса есть возможность добраться сюда на поезде Сусс - Эль Джем, поезда ходят несколько раз в день.

Также, довольно удобно и просто добраться на луажах – местных маршрутках, которые курсируют, почти, по всем городам Туниса. Можно добраться до Эль-Джема на луажах, практически, из любого курортного городка Туниса: из Махдии (полчаса в пути), из Сусса, из Монастира (около часа в пути). Сложнее будет добраться из Хаммамета, придётся сделать пересадку в Суссе, потому, что прямой маршрутки Хаммамет - Эль-Джем нет. Станция луажей в Эль-Джеме находится в 5 минутах ходьбы от Амфитеатра Эль-Джем. Амфитеатр стоит на виду, полностью открытый взору, его видно из любой точки городка Эль-Джем.

Амфитеатр Эль-Джем – лучший в мире по сохранности (!) и второй по величине (!!!) (после Колизея) амфитеатр во всей Римской Империи. Этот амфитеатр мог вместить в себя около 30 тысяч зрителей – больше, чем всё население его города, включая стариков и младенцев. Вокруг амфитеатра когда-то бурлила жизнь торгового города Тиздр, процветавшего, благодаря производству и продаже оливкового масла.

Строительство амфитеатра было начато в период 232 - 238 года нашей эры проконсулом провинции Африка – Марком Аврелием Гордианом. Он объявил себя независимым императором, правда, независимость его просуществовала всего 36 дней, а строительство амфитеатра было временно прекращено из-за восстания, которое было подавлено римской армией.


Несколько лет выкалывали в каменоломнях гигантские глыбы, обтёсывали, везли к месту строительства, старательно укладывали, а потом, всю поверхность облицовывали мрамором. Стены амфитеатра выкладывали мозаикой с изображением скачущих всадников, охотников и преследуемых ими зверей. Амфитеатр строился исключительно для проведения гонок на колесницах и гладиаторских боёв.


Амфитеатр Эль-Джем имеет овальную форму с тремя надземными этажами. Амфитеатр очень большой – он достигает в длину 149 метров, а длина арены амфитеатра составляет 65 метров, ширина 39 метров. Ряды ступеней-сидений поднимаются на 36 метров. Над восточным входом высилась императорская ложа, из которой под ареной можно было видеть комнаты гладиаторов.


Чтобы в полной мере оценить масштаб постройки нужно взобраться на самый верх и расположиться на последнем ряду каменных сидений. Сюда долетает даже малейший шорох со сцены, точно также, как и сцена «собирает» все до единого звуки трибун. Акустика здесь идеальная.


Под ареной Эль-Джема находится целый подземный город – машина по обеспечению зрителей кровью и зрелищами: клетки для диких зверей, каморки гладиаторов, камеры для быстрой уборки трупов со сцены. Все эти помещения можно посмотреть, они открыты для посетителей.


Существует легенда, будто бы в Амфитеатре Эль-Джема провела свои последние дни африканская воительница Эль-Кахена. Её, также, называют берберской принцессой, так как она возглавляла берберское сопротивление против династии Аглобидов. Местные жители верят, что где-то в подземных тоннелях спрятаны несметные сокровища берберской принцессы.


Век за веком на арене амфитеатра шли жестокие представления. Ныне часть арены современная, приспособленная специально для проведения концертов классической музыки, которые проводятся здесь регулярно.


Археологи считают, что рядом с амфитеатром находятся ещё строения, датируемые Римской эпохой, но, пока они все засыпаны толстым слоем песка. Вполне, возможно, что совсем скоро нас всех ожидают новые, ещё более впечатляющие открытия.


Амфитеатр Эль-Джем лучше всего посещать после обеда, когда на закате солнце освещает каждый камень этого уникального места. Зрелище поистине завораживает – масштабы этого археологического шедевра в красных лучах солнца: наверное, именно в такие моменты в сознание приходит мысль, как долго человечество живёт на этом свете…

Читайте, также:

Туры в Тунис спецпредложения дня