Туристический портал - NataliSudak

Туристический портал - NataliSudak

» » Церковь николая чудотворца, что в звонарях. Рождественский монастырь и подворье пюхтицкого монастыряхрам воскресения словущего на успенском вражке Расписание пюхтицкого подворья

Церковь николая чудотворца, что в звонарях. Рождественский монастырь и подворье пюхтицкого монастыряхрам воскресения словущего на успенском вражке Расписание пюхтицкого подворья

Церковь Николая Чудотворца что в Звонарях

Рождественка ул., 15, угол Звонарского, ныне Неглинного пер., 8

"В XVI в. на Рождественке поселили звонарей и сторожей кремлевских соборов и церквей, поставив церковь Николы Божедомского, позже названную "Никола в Звонарях".

"До возведения стен Белого города и Скородома (1593 г.) церковь числилась божедомской".

"Церковь, первоначально принадлежавшая "Убогому дому", упоминается в источниках с 1619 г.; как каменная - с 1657 г. Обозначение "в Звонарях", впервые появившееся в документах с 1677 г., - свидетельство образования на этом месте Звонарской слободы, где жили звонари колокольни Ивана Великого. В 1762 г. было разрешено строительство новой церкви (возможно, включившей старое здание) по заказу и на средства И. И. Воронцова, владевшего соседним участком (где ныне размещается Московский архитектурный институт). Проектировал здание К. И. Бланк. Строительство затянулось - храм был освящен лишь в 1781 г.".

"Церковь построена на средства И. Воронцова, имевшего здесь обширную усадьбу, спускавшуюся к реке Неглинке. Она начата в 1760 г. и закончена через два года, видимо, как домовая, что объясняет ее небольшой размер (колокольня относится к более позднему времени). Храм отличает высокий стройный восьмерик, умело поставленный на вытянутый с юга на север прямоугольник основного объема здания".

"Церковь построена в 1762-1781 гг. "тщанием генерал-поручика графа Ивана Илларионовича Воронцова".

Главный престол Благовещения Божией Матери.

Приделы: св. Николая Чудотворца, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Димитрия Ростовского, существовал и до 1762 г., преп. Сергия, освященный 7 июня 1766 г..

"Трапезная, колокольня и ограда с двумя воротами начала XIX в." - все они сохранились доныне.

"Церковь обновлялась в 1900 г.".

По рассказам старожилов, храм был закрыт не позднее 1933 г., причем поначалу обращен в склад. Иконы удалось частично перенести в действовавшую еще церковь Сергия в Пушкарях, где к тому времени собрался 21 престол, перенесенный из закрытых Страстного и Рождественского монастырей. При закрытии церкви Сергия (позже разрушенной) кое-что удалось передать в поныне действующий храм Знамения в Переяславской слободе (о нем подробнее см. в части "Город в границах 1917 г.").

В середине 1960-х гг. здание закрытого храма было передано Московскому архитектурному институту, разместившему в нем кафедру рисунка (находилась здесь вплоть до 1990 г.). Внешне храм отремонтирован, внутреннее убранство в большей части уничтожено. По переулку здание закрыли разросшиеся деревья, застящие вид на него даже зимой.

Храм стоит на государственной охране под № 203.

В 1990 г. идет новый внешний ремонт.

"В 1986 г. КГБ без разрешения Совмина РСФСР снес дом причта храма по Рождественке, 15, стоявший на госохране".

Ныне существующая церковь Святителя Николая Чудотворца в Звонарях была построена в 1762 г. известным московским архитектором Карлом Бланком.

Карл Иванович, мастер барокко и раннего классицизма, подарил москвичам не один замечательный памятник архитектуры. По его проектам в Москве был построен целый ряд православных храмов, но, к сожалению, не все они уцелели.

Сам зодчий долгое время жил на Рождественке, по всей видимости - во владениях графа И.И. Воронцова . Именно Воронцов стал храмоздателем церкви в Звонарях.

Но храм на Рождественке впервые появился задолго до XVIII в. В старину здесь находился «Убогий дом», куда для погребения свозили людей, не имевших родственников, умерших несчастной смертью, на улице, а при нём находилась деревянная Никольская церковь, получившая имя Николы Божедомского. Позже, когда все «убогие дома» были переведены на окраины города, храм стал приходской церковью Звонарской слободы и стал именоваться «Никола в Звонарях»: звонари кремлевских колоколен и церковные сторожа издавна облюбовали себе высокий левый берег реки Неглинки неподалёку от Рождественского монастыря.

Церковь несколько раз горела, ее восстанавливали вновь, а в 1657 г. она была отстроена в камне.

Спустя сто лет принимается решение храм перестроить. Тогда и была возведена новая церковь Святителя Николая Чудотворца в Звонарях, известная нам сегодня. Она сооружена в стиле барокко с элементами классицизма и состоит из двухпридельного храма с главным Благовещенским престолом и придельным во имя Николая Чудотворца, а также более поздней двухпридельной трапезной и колокольни. На вытянутом четверике возвышается стройный восьмерик, увенчанный небольшой луковичной главкой. Храм декорирован белым камнем, пышными капителями и крупными наличниками, украшенными головками серафимов.

Во время Отечественной войны 1812 г. здание пострадало, в результате чего были перестроены каменная ограда и два крыльца. Тогда же церковь получила новую трапезную и колокольню в классическом стиле.

В 1933 г. храм был закрыт. Первоначально в нем устроили склад, а позже здание передали Московскому архитектурному институту, и здесь разместилась кафедра рисунка МАРХИ.

В 1994 г. церковь возвратили верующим, и начались работы по восстановлению и реставрации храма. В это же время патриархом Алексием II было принято решение о создании подворья Пюхтецкого монастыря в Москве, а в качестве храма для подворья была выбрана церковь в Звонарях.

Любопытна история иконы Божией Матери «Взыскание погибших», которая сегодня находится в Никольской церкви: она чудом уцелела благодаря пожилой прихожанке, которая сберегла ее и передала в Пюхтицкий женский монастырь неподалеку от Таллина. После учреждения подворья Успенского Пюхтицкого женского монастыря икона с почестями была возвращена в церковь Николы в Звонарях.

Фото: Церковь Николая Чудотворца в Звонарях

Фото и описание

Нынешний облик церкви Николая Чудотворца в Звонарях был создан известным архитектором XVIII века Карлом Бланком, хотя сам храм был основан еще в XV столетии, во времена правления Ивана III Великого.

Первая церковь на месте храма была деревянной и была известна как церковь Николы Божедомского – к ней примыкал так называемый «убогий дом», небольшое строение, куда свозили тела погибших нищих, странствующих, найденных утопленников и прочих несчастных. Церковь при «убогом доме» несколько раз страдала от пожаров, пока после середины XVII века ее не перестроили в камне.

Название «в Звонарях» Никольская церковь получила чуть позже, когда в этих местах стали селиться сторожа церквей московского Кремля и мастера колокольного звона, в том числе служившие на колокольне «Иван Великий».

Строительство следующего каменного здания храма финансировал во второй половине XVIII века граф Иван Воронцов, усадьба которого находилась неподалеку. Разработку проекта Воронцов поручил Карлу Бланку. Возведение нового здания в стиле московского барокко продолжалось до 1781 года. С небольшими изменениями, внесенными после войны 1812 года и в начале ХХ столетия, этот вариант здания сохранился до наших дней.

При Советах храм был закрыт в 30-е годы и превращен в склад. Позже в его помещениях разместилась одна из кафедр Московского архитектурного института. В середине 90-х началось восстановление храма, а спустя пару лет он приобрел статус подворья Пюхтицкого женского монастыря, расположенного в Эстонии.

В настоящее время храм имеет несколько приделов, один из которых освящен именем Николая Чудотворца, по главному же престолу храм называется в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Наиболее чтимыми святынями храма признаны иконы «Успение Божией Матери» и икона Божией Матери «Взыскание погибших». Здание храма охраняется государством как объект культурного наследия.

Московский храм свт. Николая в Звонарях , Московское подворье Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря .

История

Звонари и сторожа кремлевских церквей и соборов были поселены слободой (современный Звонарский пер.) около г. Они поставили для себя церковь Николая Божедомского, в прежнее время при ней был убогий дом. В источниках церковь упоминается с г.

Святыни: чтимая икона Божией Матери "Взыскание погибших ", икона Успение Божией Матери.

Богослужение: в будние дни (по расписанию) - Литургия в 8.00, по воскресным и праздничным дням Литургия в 9.00, накануне - всенощная в 17.00. Монашеский хор поет пюхтицким распевом.

Духовенство

Настоятели

  • Богородицкий Александр Георгиевич , прот. - 1914 г.
  • Зверев Александр Александрович -
  • Берёзкин Иван Михайлович -

Священики

  • Берёзкин Иван Михайлович -
  • Грузинов Сергей Петрович - 1933 г.

Диаконы

  • Рождественский М.П. + г.
  • Успенский Михаил Васильевич - 1914 г.
  • Барабанов Матвей Григорьевич - 1933 г.

Настоятельница подворья – игумения

Вконтакте

Православный храм, с 1996 года относящийся к московскому подворью Пюхтицкого женского монастыря в Эстонии. Здание построено архитектором в 1762 году; колокольня относится к позднейшему времени.

История

Первая церковь на месте современной появилась во времена Ивана Грозного. Тогда там стояла деревянная церковь Николая Угодника, которая носила название Николы Божедомского, так как при ней был «убогий дом», куда свозили для погребения людей, умерших несчастной смертью.

Церковь, которая упоминается в 1619 году как деревянная, впоследствии несколько раз горела и восстанавливалась средствами прихожан, а с 1657 года она упоминается уже как каменная.

Затем, когда на Рождественке была образована Звонарская слобода, в которой селились звонари и сторожа кремлёвских церквей, церковь получила название «Никола в Звонарях», которое было закреплено за ним в 1677 году.

NVO , GNU 1.2

В 1760 году на деньги графа Ивана Илларионовича Воронцова, имевшего неподалёку обширную усадьбу, было начато строительство новой, каменной церкви. Автором проекта выступил известный барочный архитектор Карл Бланк. Строительство храма длилось до 1781 года.

Церковь, выстроенная в стиле барокко с небольшим влиянием классицизма, представляет собой высокий восьмерик на вытянутом с севера на юг четверике, с куполом и небольшой традиционной луковичной главкой. Оформлена резным белокаменным декором, восьмерик украшен капителями на угловых пилястрах, а также крупными наличниками.

В этом виде храм сохранился до наших дней, подвергшись небольшим изменениям - после Отечественной войны 1812 года были переделаны два крыльца и каменная ограда, пристроена новая двухпрестольная трапезная и колокольня в классицистическом стиле, а в 1900 году была проведена реставрация.


SergeyStepykin , CC BY-SA 3.0

В 1930-е годы храм был закрыт и переоборудован под склад; потом там находилась кафедра рисунка располагающегося неподалёку Московского архитектурного института.


SergeyStepykin , CC BY-SA 3.0