Туристический портал - NataliSudak

Туристический портал - NataliSudak

» » Музей-заповедник "Танаис": история, описание, отзывы. Как доехать из Ростова? Древний Танаис (Ростовская область) Информация для посещения

Музей-заповедник "Танаис": история, описание, отзывы. Как доехать из Ростова? Древний Танаис (Ростовская область) Информация для посещения

История поисков и раскопок

Древний Танаис, как теперь известно, дважды был разрушен и дважды возрождался. Это было не так уж давно - от I века до н. э. до III века н. э. Однако, несмотря на то, что время это значительно приближено к нам, по сравнению, допустим, с Троей или Вавилоном, ученые не могут твердо ответить на вопрос о причинах первой и второй гибели этого города. Но в истории загадок Танаиса эта не самая главная.

Пропавший Танаис искали несколько веков. Вот как это было.

Знаменитый географ Страбон пишет о Танаисе, как о разрушенном городе. Он не считает нужным хотя бы упомянуть - за что, по какой причине был Разрушен Танаис, в то время как сам Страбон является современником первого разрушения. Именно потому археологи, уже в XX веке, и подумали, что, возможно, греческий глагол евяотею надо, читать не как «разрушить», а как «разорить», «разграбить» ибо такое значение у него тоже имеется.

Но вопросы возникли уже тогда, когда городище Танаиса было найдено.

А в начале поисков не было известно даже следов этого значительнейшего центра торговли греков с северопричерноморскими народами, второго по величине города «европейской» стороны Боспорского царства - после, естественно, Пантикапея.

Следы этого города впервые обнаружил, но не успел раскопать Иван Алексеевич Стемпковский, соратник и первый "специалист-руководитель дилетанта, но бережного ценителя древностей Поля Дюбрюкса. Вдвоем они раскопали знаменитый курган Куль-оба (по-крымско-татарски - "холм пепла"), который из-за богатства находок называют еще Золотым курганом.

И.А. Стемпковский, член-корреспондент Парижской академии, по программе которого, представленной Новороссийскому генерал-губернатору графу М.С. Воронцову, были созданы музеи древностей в Одессе и Керчи, а затем и Одесское общество истории и древностей, полковник и высокообразованный человек, для которого были важны не столько военные учения или парады, сколько возможность кочевой образ жизни военного посвятить изучению истории и культуры. Воспользовавшись командировкой 1823 года на Волгу, он решил проехать берегом Азовского моря от Таганрога до Ростова. Этот путь он пожелал проделать очень медленно - для того, чтобы попытаться найти какие-либо следы Танаиса.

Ведь по Страбону, которого Стемпковский прочел в Париже во французском переводе, было ясно, где искать этот затерянный город: он располагался в устье реки Танаис (Дон), при впадении ее в Меотийское озеро (Меотиду, Азовское море). Куда проще!

Простота оказалась мнимой. На самом деле, своими глазами видя, как изменилась за два тысячелетия береговая линия Черноморского побережья, где древние прибрежные памятники оказались либо затоплены, либо размыты и разрушены прибоем, полковник не мог быть уверен в очертаниях дельты Дона XIX столетия от Р. X. К тому же он сам убедился в том, что берега Мертвого Донца, правого рукава Дона, не содержат и намека на существование в прошлом какого-либо поселения. Правда, была вероятность, что Танаис находился на левом краю Дельты, в районе Азова. Но и оттуда никаких намеков на древние развалины или находок тоже вроде бы не поступало.

Задержавшись в Таганроге, Иван Алексеевич выяснил, что ни о каких развалинах там не слышали хотя по почтовому тракту Таганрог - Ростов многие ездили. Стемпковский зацепился лишь за упоминание неких заросших "траншей или окопов", которые можно наблюдать в районе села Недвиговки, что на правом, высоком берегу. Вот, пожалуй, и все. Нет никаких древностей. Есть только курганы.

Учитывая дотошность полковника Стемпковского, можно предположить, что он наверняка знал и еше об одной особенности этого края: зыбучие пески. За почти два тысячелетия Танаис мог поглотить (безвозвратно) именно зыбучий песок. Это означало бы, что поиски бессмысленны. Но, скорее всего, он понял, что, вероятно, древние греки тоже кое-что знали о зыбучих песках, а значит, должны были поставить свой город-колонию на «неподвижном» месте. Может быть, его натолкнуло на это название сельца Недвиговка?.. Как бы то ни было, подъезжая к нему, Иван Алексеевич догадывался, что городище надо искать там.

Он нашел «окопы» в нескольких верстах от моря. И не «окопы» даже, а древние укрепления! Ошибки быть не могло: ведь он уже видел Ольвию около Очакова. А здесь вокруг «укреплений» был древний ров. Надо рвом угадывались расползшиеся остатки вала! Похоже, что и впрямь это исчезнувший Танаис. Главное, Стемпковский нашел черепки битой посуды. Это была не турецкая посуда, как заверили его в Таганроге, а самая настоящая греческая посуда - осколки амфор.

А еще Иван Алексеевич поинтересовался и глядел монеты, которые в небольшом количестве были найдены в Недвиговке. Это были монеты Боспорского царства.

И самое главное - ему, военному, стало ясно стратегическое значение этого во всех отношениях удобного возвышенного места. Именно здесь мог быть древний город.

Покинув Недвиговку и прибыв в Ростов, Стемпковский встретился с обладателями схожих находок - и с того же места! Правда, некоторые находки были сделаны не в Недвиговке, но эти немногие исключения не показались искателю важными. Тем более что эти места тоже располагались в основном по течению Мертвого Донца. Иван Алексеевич увидел монеты боспорского царя Савромата I (93- 123 годы н. э.), Котия П (123–132 годы), монеты других царей I-111 веков н. э.

Возвращаясь через несколько месяцев с Волги, Стемпковский проехал тем же трактом. Он все же не поленился и обследовал все указанные ему любителями древностей места. И убедился, что там тоже когда-то жили люди. Но наличие этих поселков (ни в одном из них он не обнаружил следов укреплений и городских стен) при большом городе как раз и говорило в пользу Недвиговки: именно там должен был когда-то кипеть жизнью Танаис.

Так он и написал в письме Ивану Павловичу Бларамбергу, одесскому археологу и нумизмату. Таким образом, задокументированное сообщение И.А. Стемпковского является первым упоминанием об открытии Танаиса, хотя и почти умозрительном. Что ж, и великий Шлиман через пятьдесят лет сначала напишет о том, как и где он раскопает свою Трою (напишет толстую книгу!), а уж потом поедет и раскопает древний город. Правда, книге Генриха Шлимана также предшествовало путешествие его, дилетанта, на холм Гиссарлык, где он постоял, осмотрелся, поднял с земли некий черепок - и, даже не копнув лопатой, отправился в Париж.

Прошло тридцать лет. И.А. Стемпковский скончался молодым через пять лет после того своего путешествия. Возникли новые обстоятельства, потому что наступило новое время.

Ради определенных, в том числе стратегических, целей правительство Николая I стало дополнительно раздавать земли казачеству: близилась новая война с Турцией.

Лев Алексеевич Перовский, министр уделов, много полезного сделавший для развития археологии и сохранения древностей в России, подал докладную записку, прошение императору Николаю, в котором сетовал, что на розданных землях казаки, во-первых, распашут городище в окрестностях Недвиговки, а во-вторых, все, что выворотит из земли плуг, употребят по своему усмотрению: драгоценности присвоят, а каменную кладку, если таковая сыщется, растащат на строения. Пора раскопать городище, могущее оказаться Танаисом. Умный Перовский намекнул и на то, что казаки, кроме древних руин, распашут и имеющиеся там во множестве курганы.

Известна великая жадность Николая I к древним сокровищам, которые он давным-давно особым указом повелел считать своею собственностью, дабы они "пополняли и обогащали музеум Эрмитаж". Царь выделил три тысячи целковых на раскопки. Руководителем раскопок назначили Павла Михайловича Леонтьева, 30-летнего профессора Московского университета кафедры римской словесности и древности. По счастливому совпадению, Павел Михайлович оказался не только знаком с мнением И.А. Стемпковского, но и разделял его. И не только по вопросу раскопок Танаиса.

Впрочем, в добавление к высочайшему разрешению раскопать городище под Недвиговкой, государь повелел, "что посему главная цель всех предпринятых разысканий состоит в открытии художественных произведений древнего искусства", и прямым текстом передал через Перовского: копай курганы.

Законопослушный П.М. Леонтьев приступил к раскопке курганов. И ему страшно не повезло! В отличие от крымских и курганов Черноморского побережья Кавказа, в отличие от курганов царских скифов, курганы меотов и сарматов оказались разграбленными целиком. Пустые Ростовско-Таганрогские курганы только отняли время.

У Леонтьева чесались руки на городище, а его заставляли копать и копать курганы. И в один прекрасный момент Павел Михайлович понял вдруг, что самодержец не удовлетворится его отчетом о том, как группа археологов натыкается на пустоту в одном кургане, другом, третьем. Гнев государя ему обеспечен в любом случае.

А семь бед - один ответ. И Леонтьев снимает часть рабочих с курганов и бросает их на раскопки городища Недвиговки. Таким образом, Нижнее Подонье обрело, наконец, заботливого раскопщика и честного историка. Потом Леонтьев станет знаменитым первооткрывателем Танаиса, а пока он самовольно закладывает первые раскопы на городище, которое предположительно может быть Танаисом. Получая отрицательные результаты с курганов, которые все еще продолжает раскапывать, Павел Михайлович бросает на городище все новые и новые силы. Наконец, расстановка сил уже стала такой, что все основные группы рабочих трудились на городище.

Силы нужны были колоссальные. Ведь городище 225 х 240 метров, что составляло более 10 тысяч квадратных сажен, требовало не только затрат физического труда, но и умных рук, вдумчивой лопаты. Тем более что, едва появились первые результаты раскопок, они оказались тоже не подарком. Вместо цветущего древнего греческого города Леонтьев раскопал примитивную керамику, изготовленную без гончарного круга, грубую и невыразительную; раскопал кривые стены из необработанного, необтесанного камня, сложенные без всякого учета хоть каких-нибудь греческих традиций или законов строительства. Вместо мощных городских стен толщиной хотя бы метра три - какой-то столь же примитивный вал из мелких камней, на крепостную стену совсем не похожий.

Павел Михайлович догадывался, что попал на позднейшее строительство, что оно может и не иметь отношения к грекам, поскольку осуществлялось в те времена, когда в городе (или на остатках погибшего города) могли жить какие-нибудь кочевники, которые к строительству никогда не имели отношения, так как жили в кибитках, ели и спали у костра. Но подобная неудача заставила его содрогнуться: все обстоятельства, словно сговорившись, были против полномасштабных и планомерных работ. Не везет так не везет - вот и весь сказ. Найдены, правда, некоторые предметы и монеты. Но, во-первых, среди них нет ни одного, и ни одной старше I века н. э. А во-вторых, где чернолаковая и краснолаковая керамика? Где античный размах? Понятно, что не Афины, понятно, что отдаленная северная глушь, но убожество ведь тоже имеет свои пределы. А он-то ожидал откопать - ну, пусть не шедевры античного искусства, но хоть одну мраморную колонну, один фриз!

Разочарованный П.М. Леонтьев делает категорический вывод: это не Танаис. Но тут ему доносят: нашли осколки мраморной плиты с надписью. Потом - другую надпись. Сомнения исчезли. Да, оказалось, Танаис был такой, и только такой. Плита была вделана в стену башни и найдена под землей, среди обломков этой самой башни, в развалинах. И надпись на плите гласит: восстановлена башня и часть стены во времена царя Котиса III, восстановлена в таком-то году стараниями такого-то.

Радость открытия - радостью, но разочарование осталось. И Павел Михайлович, размышляя о том, почему ожидания и действительность так сильно расходятся, хватается за спасительную мысль: ведь Страбон написал, что тот, прежний Танаис был разрушен боспорским царем Полемоном в самом конце I века до н. э. Значит, этот Танаис, город, рожденный лишь в I веке новой эры, взял от прежнего только имя. "Уже одна кладка стен из необтесанных камней и чрезвычайно небрежная вполне убеждает, что тот Танаис, развалины которого мы имеем в Недвиговском городище, не только не есть греческий город хорошего времени, но и вообще не есть чисто греческий город. Греки никогда, ни даже в византийское время, не строили так дурно", - написал потом Павел Михайлович. Это не тот Танаис, не полемоновский. О послепо-лемоновском Танаисе не говорит ни один древний автор. И хотя раскопки доказали, что он все же существовал, следует думать, что тот Танаис, который был разрушен Полемоном, был где-то в другом месте.

И Леонтьев засел опять за книги древних авторов - Страбона и Птолемея. Павел Михайлович принялся систематизировать все свои знания о древностях Нижнего Подонья. Затем он переправился через Мертвый Донец и внимательно осмотрел все то, что осталось не изученным Стемпковским в его поездке 1823 года. А это - курганы "Пять братьев" в окрестностях станицы Елисаветовской и прилегающие к ним территории.

Археолога ждал успех на этом поприще: он нашел неизвестное городище! По площади оно превышало Недвиговское и было обнесено двойным валом. Он сделал пробные раскопы. Они, конечно, не доказали, что вновь обнаруженное городище есть дополемоновский Танаис, но там Павел Михайлович обнаружил тоже черепки амфор, другие греческие веши, а также мелкие золотые и серебряные украшения.

Отчитываясь о проделанной работе, Леонтьев не утверждает категорично, что нашел первый Танаис, но оставляет для этого заключения вполне реальную

возможность.

И ровно на сто лет порождает заблуждение о двух Танаисах! Танаис, открытый в Недвиговке Стемпковским и раскопанный Леонтьевым, ученые окрестили Танаисом Младшим.

В 1867 году, через 12–13 лет после раскопок Леонтьева, Императорская Археологическая комиссия решила возобновить изучение Недвиговского городища. Раскопки возглавил представитель комиссии барон фон Тизенгаузен. Впрочем, копать он должен был не столько в Недвиговке, сколько все в тех же курганах, чтобы добыть новые драгоценности и "высокохудожественные изделия древних мастеров" для Императорского Эрмитажа.

Владимир Густавович Тизенгаузен позже прославился именно находками в курганах. Еще он стал одним из ведущих специалистов по восточным монетам, написавшим несколько книг. Он раскопал богатые курганные погребения "Семь братьев" недалеко от Анапы.

В Недвиговке же Тизенгаузену вместо золотых украшений попадались то каменные грузила рыбаков, то зернотерки, то примитивные горшки из черной глины. Прежде всего сам считая свою работу полной неудачей, Владимир Густавович лишил науку подробного отчета об этих раскопках, потому что в сводном отчете Археологической комиссии, скрупулезно переписав чужие отчеты, своему уделил всего несколько строк.

Не обошлось и без курьезов.

В конце 1860-х годов при строительстве участка железной дороги Ростов - Таганрог рабочие, занимавшиеся ломкой камня в районе Недвиговки, но ничего не знавшие об археологических раскопках Танаиса, открыли его заново. Сообщение об этом появилось в 1869 году в "Донских новостях", а затем и в петербургских газетах. Там говорилось о гигантском подземном ходе, который вел то ли на ту сторону Дона, то ли в Азов. Говорилось о кладе, состоявшем из нескольких фунтов золотых монет и золотого венка. Председатель Археологической комиссии граф С.Г. Строганов имел по этому поводу переписку с наказным атаманом Войска Донского М.И. Чертковым. Чертков, в свою очередь, направил в Недвиговку с проверкой директора новочеркасской гимназии Робуша и художника Ознобишина. Те доставили в Новочеркасск обнаруженные при камнеломных работах танаисские надписи, а на месте обследовали "подземный ход", оказавшийся водостоком из города в реку. Слухи о золоте тоже оказались преувеличенными настолько, что их можно было считать чистым враньем.

Тем не менее, зная, что слухи не возникают на пустом месте, Археологическая комиссия опять шлет своего представителя, которым стал Петр Иванович Хицунов, проживавший тогда в Таганроге и уже проводивший раскопки в Крыму и в Тамани, с поручением исследовать Недвиговское городище и "другие древности Дона". Комиссии, шедшей на поводу у алчных императоров, опять захотелось золота для Эрмитажа.

С подземного хода Хицунов и начал. Сделал тот же вывод, что и Робуш: это был канал для сточных вод, спускаемых из города.

Если говорить о конкретных результатах раскопок, проведенных Хицуновым, то он обнаружил множество новых надписей, которые и были отправлены (общий вес 44 пуда 10 фунтов) в пяти больших ящиках в Петербург. Кстати, по только что открытой железной дороге.

Петр Иванович «отличился» перед прежними археологами тем, что раскопал каменную печь для обжига керамической посуды. Но не зарисовал и не начертил ее.

Раскопки в Недвиговке приостановились на неопределенное число лет. С 1870 года до самого послереволюционного времени, когда все памятники древности были объявлены народным достоянием, находящимся под охраной советского закона, в течение 50 лет местные жители растаскивали городище на собственные нужды. В Недвиговке возникло много свежеотстроенных сараев, кухонь и даже жилых домов. Многие же камни пошли просто на фундамент под новое строительство.

Потом, до революции, всего один раз возник всплеск интереса Археологической комиссии к Танаису. Это произошло после того, как жители раскопали некрополь и обнаружили богатую могилу. В ней нашли серебряный сосуд, золотую гривну (шейное украшение) и золотой венок. Это было в 1908 году. Археологическая комиссия тут же поручила известному археологу Николаю Ивановичу Веселовскому немедленно начать раскапывать некрополь Танаиса. Веселовский копал в 1908 и в 1909 годах. Ничего интересного для комиссии и императора Николай Иванович не откопал. Впрочем, с научной точки зрения Н.И. Веселовский добыл интересные результаты.

После 1909 года раскопки прервались почти на 50 лет. В 1950-е годы советские археологи под руководством Д.Б. Шелова добыли новые данные, позволившие написать экономическую, политическую и культурную историю Танаиса.

Город Танаис

История города разбивается на три четко прослеживаемых по археологическому материалу этапа. Первый этап - III–I века до н. э.; второй этап - I–III века н. э.; третий этап - последняя треть IV века - начало V века. На рубеже первого и второго этапов город был не разорен, а все же разрушен боспорс-ким царем Полемоном. Так и не выяснено, за что же Полемон разрушил Танаис. Город исправно расплачивался с боспорским царями, и проблем с Пантикапеем у него не было. И вдруг - с Танаисом случается то, что вообще очень редко происходит, ибо произошло от «своего» царя. В истории мы найдем немного примеров подобного отношения правителя к «своему» городу. Ну, к примеру, в русской истории есть такая страница с сожжением Новгорода Иоанном Грозным. Но, как выясняется, Новгород, практически два с половиной века бывший Республикой внутри феодального государства Русь, действительно «добился» от царя такой участи (не станем сейчас оценивать, кто из них был прав). Наказав Новгород и ликвидировав его независимость, которая фактически имела место (царские наместники, князья давно там не избирались, и это мешало централизованной московской власти), Иоанн сделал Русь единой и неделимой. Здесь все трагично, но ясно. А за что же сжег и разрушил Танаис Полемон?

Есть предположения, не имеющие четкого доказательства до сих пор. У Страбона сказано очень скупо: "Недавно его разгромил царь Полемон за неповиновение". Можно сколь угодно долго гадать над этой короткой строчкой. А можно принять так, как написано, и тогда все может проясниться. Ведь «неповиновение» - это совсем не то, что «неуплата» или "отказ платить".

Правда, мы так и не знаем, в чем выразилось это «неповиновение». Но можно предположить с большой долей вероятности, что же было на самом деле.5 Царь Полемон, посаженный на трон римлянами, правил Боспором с 14 по 8 год до н. э. В эти-то шесть лет он и разрушил Танаис.

То, что произошло с Танаисом, нельзя сравнивать с судьбой Карфагена или другого города, который завоеватели разрушили до основания и стерли с лица земли. Здесь речь шла только о наказании. Видимо, проблема ослабления Боспора в Меотиде и прилегающих землях была менее важной, чем задача наказать.

Однако, как подтвердили археологические изыскания, Полемон разрушил не весь город: сгорела западная его часть. А история Танаиса пошла вперед практически без всякой остановки. Вероятно, «наказание» мало сказалось на торговых делах в регионе, и Танаис продолжал жить собственной полнокров-, ной жизнью, быстро оправившись от трагедии. Только та, сожженная и разрушенная часть города больше так и не отстраивалась. Возможно, в память о постигшем город несчастье, и о вторичном разрушении Танаиса мы поговорим позднее, а пока посмотрим, что же представлял собою этот торговый и богатый по тем временам город.

Ранний город состоял из трех частей. Первая часть - основная территория. Вторая - примыкающий к ней западный район. Третьей частью являлся приречный район, который никак невозможно исследовать из-за существующей ныне застройки. Но, скорее всего, за то время, что существует сельское поселение на месте бывшего когда-то города, основная часть материалов просто безвозвратно потеряна: человек вел хозяйственную деятельность, и он использовал или выбрасывал за ненадобностью те находки, что попадались ему в земле-в результате этой хозяйственной деятельности. Может оказаться, что, например, новые здания нашего времени возведены с частичным использованием под фундамент каких-либо древних построек, что не только бывает, но и наблюдается в истории повсеместно.

Оборонительные стены в Танаисе возведены в самом конце III или в самом начале II века до н. э. Раскопками открыты западная и южная оборонительные стены. Камень, из которого они сложены, подтесан лишь слегка и сложен на глине. Наружный панцирь стены состоит из более мощных камней, чем внутренняя часть. На южном конце западной стены возведена прямоугольная оборонительная башня, сложенная из тесаных блоков. Одновременно с западной стеной были сложены стены примыкающих к ней зданий. Известный с древности способ экономного строительства городов. Кстати, здесь и лучше сохранились ранние постройки. В I веке н. э. дома появлялись вне стен города. Отчасти это произошло потому, что По-лемон разрушил внешнюю стену, и город все равно оказался незащищенным. Не сразу началось восстановление разрушенной внешней стены.

В начале II века город опять превратился в крепость со сторонами 225 и 240 метров. Вокруг Танаиса сооружается ров шириной 10–13 метров. Частично он выкапывается, частично же выдалбливается в материковой скале. Глубина его - 7–8 метров. К западной стене снаружи пристраивается дополнительный панцирь, и толщина стены делается вместо трех метров - 4,8 метра. Новые четырехугольные башни выступают далеко за линию стены. Открыты четыре промежуточные башни с помещениями. Вдоль западной стены проходила узкая улица. От нее к городским постройкам спускалась каменная лестница. Еще одна улица выявлена раскопками, она пересекала город с запада на восток. На северо-восточном участке городские помещения отстояли от стены на 1,5–2 метра. Это пространство было занято специальным бутом из камня и суглинка, откосом дополнительно укреплявшим стену.

Открыта небольшая площадь в центре города, а также одно из зданий, которое могло выполнять роль общественного. Обнаружены храмы. Есть чисто культовые находки - алтарь, семь глиняных штампов для оттисков на ритуальных хлебцах. А также пять маленьких лепных сосудиков для воскурений (с дырочками в стенках).

Раскопаны торговые подвалы зажиточных купцов и торговцев менее состоятельных. Найдены предметы, принадлежащие к разного рода ремеслам, хозяйственный инвентарь. Открыты печи для выпечки хлеба. Обнаружены свидетельства того, что жители занимались животноводством и особенно рыболовством.

На втором этапе жизни города произошло важное событие: в Танаисе, единственном из открытых в этом регионе городов, появилось стеклодельное производство. Производились изделия, подобные тем, которые изготавливались мастерами с Рейна и привозились издалека.

Обнаружен склад крупного посредника-торговца. В его подвале найдено примерно 390 амфор, в некоторых частично осталось содержимое. Около сотни амфор были готовы для того, чтобы их заполнили нефтью. Лабораторный анализ подтвердил, что в этих сосудах уже хранилась когда-то нефть.

Танаис подчинялся боспорским царям, а те управляли городом через своих посланников - пресбевтов. Во главе магистратуры стоял эллинарх, а с ним несколько архонтов танаитов. Первый, очевидно, отвечал за греков, а второй - за местное, варварское население. Были и другие должности - диадох, стратег граждан, лохаг (полководец) танаитов, просодик, простат.

Интересно, что, обнаружив предметы и помещения культово-ритуального характера, ученые не смогли найти имен богов, каким поклонялись в Танаисе. Есть лишь достоверное знание о том, что поклонялись некоему верховному богу.

Ранний некрополь носит черты кладбищ чисто греческих городов. Некрополь второго этапа больше похож на смешанный греко-скифского типа. Есть немногочисленные погребения сарматского типа. Как правило же, в одной могиле встречаются черты как

греческих, так и сарматских захоронений. В I веке появляются могилы с каменными оградами, аналогично скифским памятникам. В то же время появляется обычай хоронить детей (младенцев) в амфорах. Взрослые покойники хоронились либо в простых могильных ямах, либо в гробах. До I века существовал способ установки надгробных камней антропо-образного типа - плоский прямоугольник (призма), увенчанный дискообразной частью (головой), а также встречаются плиты стреловидной формы. Хоронили покойников в основном головой на восток. Есть единичные захоронения с южной и юго-восточной ориентировкой.

Образ жизни

Танаиты занимались рыбной ловлей: каменные и изредка металлические грузила предназначены для использования их в сетях. Обнаружены несколько помещений для хранения и переработки рыбы. Рыба поступала в продажу на вывоз как свежая, так и соленая. Вероятно, была также вяленая. Скорее всего, донские осетры доставлялись в Рим в живом виде, хотя это и стоило очень дорого. Основные виды промысловых рыб: осетр, севрюга, стерлядь, сазан, сом и другие.

Кроме торговли, жители города занимались различными ремеслами. В том числе, как говорилось, стеклоделанием, ювелирным искусством, гончарным (примитивно), строительством (камнерезание несомненно), хлебопечением, кузнечным делом.

Существовали религиозные союзы, объединявшие представителей верхних слоев населения - высших чиновников, аристократов, купцов. Списки членов этих союзов (фиасов) сохранились на мраморных плитах.

Образ жизни горожан скорее всего не подразделялся на греческий, сарматский, меотийский. В короткое время после возникновения фактического общежития образ жизни сделался ближе к усредненному. Разделение народов происходило скорее по сословному признаку. Но и здесь в чертах "Бога высочайшего", вероятнее всего, слились черты Зевса греческого, Сабазия фракийского, бога Яхве и христианского бога-отца.

Любопытно, что танаиты ежегодно праздновали некий "день Танаиса". Скорее всего, это был праздник восстановления города после «наказания» его Полемоном.

Разрушение и конец Танаиса

К III веку н. э. завершилось создание оборонных сооружений города. Их значительно усилили в сравнении с теми, что были прежде. Вероятнее всего, горожан уже стали донимать неизвестные пришельцы. Если скифы, сарматы, меоты и другие окрестные народы, даже находясь в состоянии войны, прекрасно знали, что у врага можно разрушить, а что следует сохранить (как это, в более ярком виде, проявилось в завоеваниях Вавилона), то теперь пришел, вероятно, совсем чужой завоеватель, для которого не было ничего святого. А Танаис лежал на стыке торговых путей и кочевых перемещений, поэтому он первый и должен был подвергнуться разграблению.

Судя по тому, что танаиты всерьез занимались укреплением города, видимо, опасность уже была близка. Враг приходил как с востока, так и с севера.

Именно в III веке в Северное Причерноморье вторглись завоеватели. Эти племена и разрушили Танаис.

Еще Леонтьев писал:

"Развалины города показывают, что это разрушение было самое страшное, какое только можно себе представить: в городе почти не осталось камня на камне; от весьма многих стен сохранились нижние ряды каменной кладки; башни разрушены почти до основания, и самые погреба засыпаны развалинами обрушившихся строений В разорении участвовал огонь, которого следы видны почти везде во внутренней части города и на внутренней стороне городских стен и башней; одна из открытых башней обгорела даже со всех сторон".

Леонтьев считал, что гибель Танаиса наступила от рук гуннов. Но гунны вторглись в Причерноморье в конце IV века, а Танаис разрушен около середины III века.

Это были племена готского союза.

После разграбления и уничтожения города оставшихся в живых жителей Танаиса скорее всего готы увели с собой. И Танаис опустел на более чем 100 лет.

До сих пор ученые не знают, как это на самом деле произошло.

Через долгое время в развалинах города поселился совсем новый народ. Это он насыпал вал, так не понравившийся своей примитивностью Павлу Михайловичу Леонтьеву. Скорее всего, именно он изготавливал керамику, которую в IV–V веках трудно было назвать керамикой. Они не позаботились не только о правильном сооружении домов, об их красоте, они не думали даже о прочности. Каменные завалы внутри города они разобрали лишь настолько, насколько это было необходимо, чтобы ходить не спотыкаясь. А может быть, эти люди были столь малочисленны, что это было им не под силу?..

Число археологических находок, относящихся к третьему периоду, очень невелико. Осколки керамики только боспорского производства, несколько бронзовых монет второй половины IV века. Все эти монеты римские, потому что боспорские цари перестали чеканить монету.

Впрочем, есть одна интересная находка этого периода - костяные обкладки сложного лука, относящегося по конструкции к гуннским лукам.

Поселение было варварское, ничего общего не имевшее с первыми двумя цветущими периодами. Наконец, в конце IV или начале V века город окончательно перестал существовать.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Славянское завоевание мира автора

1.26. Смоленск, Суздаль, Танаис, Танаквисл, Тартарарики, Тракия = Туркия = Турция Финляндия, Чернигов Скандинавы дают следующие отождествления:Русский город СМОЛЕНСК =*= СМАЛЕСКИА (скандинавское SMALESKJA) , с. 38.Русский город СУЗДАЛЬ =*= СУРДАЛАР (скандинавское SURDALAR) , с. 38 =*=

Из книги Русы Великой Скифии автора Петухов Юрий Дмитриевич

Танаис на Русской реке Свое название город получил по имени великой реки Дон (Танаис), в устье которой он и расположился. Дон и Тана/Танаис - это формы одного слова, которое, если судить по иранскому и древнеиндийскому языкам, некогда у ариев означало «река». Другое древнее

Из книги Тайны городов-призраков автора Бацалев Владимир Викторович

Танаис История поисков и раскопокДревний Танаис, как теперь известно, дважды был разрушен и дважды возрождался. Это было не так уж давно - от I века до н. э. до III века н. э. Однако, несмотря на то, что время это значительно приближено к нам, по сравнению, допустим, с Троей или

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

26. Смоленск Суздаль Танаис Танаквисл Тартарарики Тракия = Туркия = Турция Финляндия Чернигов Скандинавы дают следующие отождествления:Русский город СМОЛЕНСК = * = СМАЛЕСКИА (скандинавское SMALESKJA) , с. 38.Русский город СУЗДАЛЬ = * = СУРДАЛАР (скандинавское SURDALAR) , с. 38 = * =

Из книги Скифы: расцвет и падение великого царства автора Гуляев Валерий Иванович

Из книги Македонского разбили русы [Восточный поход Великого полководца] автора Новгородов Николай Сергеевич

Кыпчакские степи, Танаис, набег в Европу То, что Александр был-таки в кыпчакских степях, можно видеть у Арриана и Курция Руфа. Ключевым положением в этом вопросе является локализация реки Танаис, на которой Александр воевал со скифами, разрушил семь их городов и построил

Несмотря на то, что визит в этот древний город в устье реки Дон, был аж 10 месяцев назад, все же решил выложить несколько фотографий, как никак люблю я Донской край. Но обо всем по порядку
Ростов-на-Дону, начало июня 2011 года. Как обычно: фотосъемки города и на железной дороге, первый отдых на пляжах Левбердона, ночные прогулки по городу.....- красота! Но...Тут я обратил внимание на то, что не посетил ни одной достопримечательности Донского края, кроме самого Ростова-на-Дону. А ведь они есть: город Азов, станица Старочеркасская - родина атамана Матвея Платова, а ныне музей-заповедник, а также музей-заповедник Танаис - античный город (III в до н.э - V в. н.э.) в устье реки Дон. Последний и было принято решение посетить.
В 15.10 я уже погрузился в электропоезд Ростов - Таганрог. В прошлом году, я уже ездил в этом направлении, правда с целью искупаться в водах Таганрогского залива, а сейчас моя цель - музей-заповедник Танаис. В 15.30 электропоезд отправился в путь. От Ростова до Танаиса всего час в пути, но какими местам местам. Нет, вообще первые 20-30 минут в принципе ничего особенного - обычные районы Ростова с домами сельского типа, хутора, однако, после станция Хапры начинаются красивые просторы дельты реки Дон.
Сафьяново, Мартыново, Недвиговка..и вот наконец остановочная площадка Танаис. Выхожу из электропоезда, и пытаюсь найти дорогу. Музей-заповедник Танаис, расположен вблизи хутора Недвиговка, и в случае чего, есть у кого спросить как пройти к этому древнему городу, но не пришлось, первая же дорога привела меня к воротам музея-заповедника

Вход в музей со стороны железной дороги

Небольшая памятка посетителю Танаиса
И вот я на территории древнего города. Пройдя за ворота, почти сразу попадаю в западный городской район

Немного фоток и немного из истории античного города.

Вообще то ходить по кладкам, прыгать по ним и т.д. и т.п. нельзя, все таки это история которую много веков хранила земля. Тем не менее, позволю себе сделать одну фотографию внутри, аккуратно обойдя кладки и спустившись внутрь древней усадьбы


На последней фотографии, помимо руин отчетливо виден Мертвый Донец, один из рукавов реки Дон, а далее за горизонтом еще один рукавов, через 8-12 километров эти рукава вольются в воды Таганрогского залива
Но увы, через 15 минут обратный электропоезд в Ростов. Посещение музея-заповедника Танаис закончено. Напоследок еще несколько слов. На протяжении долгого времени, об этих местах ничего не было известно, и лишь во времена Александра I о нем впервые узнали. Раскопки вблизи Недвиговки продолжались и позднее, но только в 1955 году была организована большая экспедиция, было проведено тщательное изучение этих мест и в 1961 году Танаис был объявлен музеем-заповедником.
Всем, кто волей судьбы окажется на территории Донского края, я безусловно рекомендую побывать здесь. А я, вернувшись в эти края, отправлюсь уже в другое место, о посещении которого обязательно расскажу.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Известный донской археолог, многие десятилетия возглавлявший археологический музей Танаис, Валерий Фёдорович Чеснок в своей книге «Вначале была легенда» сказал прекрасные слова: «Легенды родились в степи, и в степи им ищут подтверждения»…

Город Танаис когда-то и сам был легендой. Но он уже давно стал явью и туристы могут побродить по его древним руинам. А раскопки Танаиса дали материальное подтверждение многим удивительным легендам.

Музей под открытым небом – древний город Танаис – находится в хуторе Недвиговка Мясниковского района Ростовской области, расположенного в 30 километрах от Ростова-на-Дону.

Говорят, именно эти места описал Александр Сергеевич Пушкин в предисловии к своей поэме «Руслан и Людмила»: «У Лукоморья дуб зелёный…» Дело в том, что излучину Азовского моря, когда-то доходившую до самого Танаиса, называли Лукоморьем – по её форме.

Когда-то в этих краях было самое северное колониальное поселение древних греков – Танаис. Этот населённый пункт времён Боспорского царства был основан в III веке до нашей эры и просуществовал до начала VI века нашей эры, то есть восемь столетий, пережив за это время немало: грандиозный пожар, поглотивший весь город, набеги кочевников…

Тут, на краю Ойкумены (так называли греки «обитаемую землю»), кипела жизнь относительно крупного портового города. Географ Страбон называл Танаис «самым большим торжищем варваров после Пантикапея» («варваров» – потому, что, наряду с боспорскими греками, в Танаисе жили представители местных племён – сарматы и меоты). Здесь находились обширные погреба и складские помещения танаиских торговцев. Руины этих древних строений мы можем видеть и сегодня.

В древности Танаис считался торговым посредником между двумя разными частями света, Европой и Азией, на границе которых он располагался.

Выдающийся античный учёный-энциклопедист Плиний писал: «В устье реки Танаис есть город, для входящих сюда по левую руку находится Европа, по правую – Азия…»

Но этот город в дельте Дона не только разделял два разных мира – варварский и греческий, но и являлся результатом их сближения, слияния двух различных культур.

Долгое время существование в наших краях Танаиса считали легендой. Некоторые и вовсе сомневались в том, что когда-нибудь легендарный город будет найден, как когда-то была найдена сказочная гомеровская Троя. «Кто усомнится в том, что и Танаис под холодным небом был так же дорог его народам, если таковые там обретались», – говорил создатель великого «Декамерона» Боккачо, вкладывая в эти слова недоверие к рассказам древних о Танаисе.

Один из первых российских археологов Иван Алексеевич Стемпковский (1789-1832), поверив словам античных авторов и следуя указаниям древних книг, нашёл город-легенду. Впоследствии знаменитый Генрих Шлиман таким же способом нашёл свою Трою, которую долгое время считали выдумкой Гомера и других древних поэтов.

Теперь на месте античного поселения находится известный всему миру археологический музей-заповедник «Танаис», ведутся раскопки, каждый год приносящие новые исторические открытия.

Люди, увлечённые историей, каждый год приезжают в Танаис в тёплое время, чтобы прикоснуться к тайнам прошлого. Причём, это чудо доступно всем желающим и помочь археологам могут любые добровольцы, в чём можно убедиться, почитав как проехать в археологическую экспедицию .

Сама я в археологических экспедициях никогда не была. Но очень люблю бродить по древним местам, любуясь свидетельствами жизни далеко ушедших веков. А общаясь с археологами, которых много среди моих добрых знакомых, я понимаю: это совсем иной мир, полный романтики, тайн и загадок…

А Вы любите древность и античные времена?

——————

Схожие записи:

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Танаис основан в III в. до н. э. греками, выходцами из Боспорского царства, на правом берегу в прошлом основного рукава устья реки Танаис (ныне Дон) - Мёртвого Донца, по имени которой город получил своё название.

Семь чудес Дона

  • Затерянный Мир (9%, 1 216 гол.)
  • Новочеркасский Вознесенский собор (8%, 1 126 гол.)
  • Старая Станица. Парк Лога (7%, 945 гол.)
  • Азов - самый древний город (7%, 937 гол.)
  • Станица Старочеркасская (7%, 909 гол.)
  • Чеховский Таганрог (6%, 833 гол.)
  • Музей-заповедник Танаис (6%, 819 гол.)
  • Музей-заповедник М.А.Шолохова (5%, 755 гол.)
  • Ростовский зоопарк (5%, 726 гол.)
  • Дон-батюшка (4%, 562 гол.)
  • Раздорский музей-заповедник (4%, 561 гол.)
  • Биосферный заповедник "Ростовский" (4%, 532 гол.)
  • Подземный монастырь (4%, 525 гол.)
  • Пелёнкино - лечебное озеро (3%, 467 гол.)
  • Аксайские катакомбы (3%, 428 гол.)
  • Донское Лукоморье (3%, 426 гол.)
  • Седой Маныч (3%, 412 гол.)
  • Целебные грязи о.Грузское (3%, 408 гол.)
  • Длинный каньон (3%, 371 гол.)
  • Скелеватая скала (3%, 352 гол.)
  • Караул-гора (1%, 160 гол.)
  • Набережная реки Дон (1%, 159 гол.)
  • Театр драмы им. М.Горького (1%, 125 гол.)
  • Музыкальный театр "Белый рояль" (1%, 113 гол.)
  • Ростсельмаш (1%, 103 гол.)

В течение многих веков Танаис был крупным экономическим, политическим и культурным центром Подонья-Приазовья. Греческий географ Страбон называет его самым большим после Пантикапея (столица Боспорского царства, на территории нынешней Керчи), торжищем варваров. Древние географы и историки проводили от Танаиса границу между Европой и Азией. Город постепенно приобретал черты, характерные для образа жизни местных племен. Танаис вёл борьбу за независимость от боспорских правителей.

В 237 г. н. э. он был разрушен готами. Восстановленный через 140 лет сарматами, Танаис постепенно превратился в центр земледельческого и ремесленного производства, но в начале V века пришёл в запустение.

Танаис - итальянская колония

В начале средних веков венецианцами была основана торговая фактория Тана на новом месте - на изменившемся основном рукаве устья Дона, ныне называющемся Старый Дон. Позднее контроль над городом перешёл к Генуе, построившей здесь генуэзскую крепость.

В половецкое время колония Танаис стала называться сокращённо Тан. В 1395 году войска Тамерлана сровняли город с землёй, полностью разрушив стены.

Колония Тана на месте города Азов

В XV веке колония Тана (средневековое название генуэзской колонии Танаис) частично была восстановлена на месте позднейшего города Азова.

Господству генуэзцев пришёл конец осенью 1475 года. Турки-османы, захватив до нападения на Тану в том же году все генуэзские крепости Крыма (Капитанство Готия) и православное крымское княжество Феодоро, высадили десант и захватили колонию Тана. Турки владели городом, окончательно получившим название Азов, с небольшими перерывами (в 1637-1643 и 1696-1711 годах) с 1475 по 1736 год, когда в результате многочисленных войн город Азов перешёл к Российской империи.

Археологические раскопки

Как археологический объект Танаис был открыт в 1823 году членом-корреспондентом Парижской академии полковником И. А. Стемпковским. По личному указанию Николая I, интересовавшегося, в первую очередь, сокровищами курганов, раскопки в Танаисе впоследствии проводил профессор Московского университета по кафедре римской словесности и древности П. М. Леонтьев, а с 1867 года - В. Г. Тизенгаузен. Изучение Недвиговского городища проводилось под контролем Императорской археологической комиссии. Правда раскопки Леонтьева, которые велись бессистемно, только нанесли вред городищу. Не найдя ничего, что показалось бы заслуживающим внимания, Леонтьев раскопки прекратил.

В конце 1860-х годов при строительстве участка железной дороги Ростов-Таганрог рабочие, занимавшиеся ломкой камня в районе Недвиговки, наткнулись на древнее городище Танаиса. Однако никаких мер для возобновления раскопок принято не было. Проявив некоторый интерес ко вторично «открытому» городищу, председатель Археологической комиссии граф С. Г. Строганов написал письмо наказному атаману Войска Донского М. И. Черткову. М. Чертков, в свою очередь, направил в Недвиговку с проверкой директора новочеркасской гимназии Робуша и художника Ознобишина.

С 70-х годов и до времени, когда уже советское правительство не объявило все памятники древности народным достоянием, находящимся под охраной государства, местные жители растаскивали городище на собственные нужды, используя камень древнего города в своих в постройках.

С 1870 по 1872 раскопки на Недвиговском и Елизаветинском городище вёл П. И. Хицунов.

«Танаис» – первый из созданных в России археологических музеев-заповедников на территории России.

В 1955 г. Академией наук СССР была сформирована Нижне-Донская археологическая экспедиция, которая совместно с Ростовским университетом и Ростовским музеем краеведения под руководством Д. Б. Шелова приступила к научному исследованию городища. Спустя четыре года раскопанное городище и могильник были объявлены заповедной территорией. А в 1961 здесь был открыт один из первых в России археологический музей-заповедник, площадью более 3 тысяч гектаров. C 1973 по 2002 бессменным директором музея-заповедника был В. Ф. Чеснок. Затем директором недолгое время был бывший заместитель министра культуры Ростовской области В. Касьянов. В 2005 директором был назначен В. Перевозчиков.

    Инициаторами создания музея-заповедника были начальник Нижне-Донской экспедиции Д.Б. Шелов и зам. директора Ростовского областного музея краеведения С.М. Марков. В 1958 г. вышло постановление Ростовского облисполкома «О создании музея-заповедника «Танаис» как филиала Ростовского областного музея краеведения». В 1960 г. музею в бессрочное пользование была передана земля с основной площадью городища и прилегающими к нему участками некрополя. Началось строительство первых музейных зданий на основе щитовых конструкций: музейной экспозиции, администрации и двух небольших подсобных помещений. Были выделены две штатные единицы (заведующий и сторож). 1 августа 1961 г. музей открылся и принял первых посетителей.

    В 1981 г. решением Ростоблисполкома утверждены охранные зоны заповедника площадью 1200 га. В 1990 г. музей-заповедник получил статус самостоятельного учреждения культуры.

    В феврале 2009 года археологический музей-заповедник Танаис стал кандидатом в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО).

    Сегодня в заповеднике трудится около 40 человек. На территории его усадьбы размещаются новое здание музея с основной исторической экспозицией, здание фондохранилища, административные помещения, корпуса для стационарных и временных выставок, музейно-педагогических занятий, технические службы. Заповедник стал значительным культурно-просветительным и научным центром региона, известным далеко за его пределами.

    Важнейшая роль в становлении и развитии музея-заповедника принадлежит полувековому творческому союзу заповедника и Нижне-Донской археологической экспедиции, ставшей с 1993 г. международной (отряды Германского Института археологии и Института археологии Варшавского университета).

    На сегодняшний день раскопками вскрыта примерно десятая часть древнего города, а также значительная территория городского некрополя. Сформированы уникальные эталонные фондовые коллекции и неповторимая экспозиция «под открытым небом», которую составляет большинство исследованных участков городища. В эту экспозицию входят также масштабные реконструкции античных сооружений на музейной усадьбе и лапидарий – собрание массивных, объемных находок, преимущественно из камня. Предметы из раскопок, хранящиеся в фондах заповедника, насчитывают более 140 тысяч единиц. Самые выразительные из них можно увидеть в исторической экспозиции музея. В фондах создан уникальный «Зал амфорных эталонов» – единственный в Европе опыт открытого хранения амфорной тары. На музейной усадьбе также открыта экспозиция «Музей исторического костюма» и комплекс тематических выставок историко-археологического и художественного характера.

    Музеем накоплен значительный опыт работы с посетителями, выработаны интересные эксклюзивные формы этой деятельности. К услугам туристов – серия экскурсионных маршрутов по экспозициям музея, городищу, памятникам истории, культуры и природы охранных территорий заповедника, охватывающих хронологический диапазон от эпохи палеолита до ХХ столетия. Проводятся разнообразные интерактивные программы: исторические практикумы на базе музейно-педагогических центров заповедника по древним ремесленным, письменным, торговым, спортивным технологиям; познавательные игры на основе состязаний; большие театрализованные массовые праздники в античных традициях. Музей издает буклеты, путеводители и другую научно-популярную литературу о Танаисе, специализированные археологические сборники.

    Ежегодно в третью субботу сентября здесь отмечают День города Танаиса.

    Программа праздника разработана по мотивам одноименного античного торжества, о котором повествует текст мраморной плиты 104 г. н.э., найденной на древнем городище. Предполагается, что празднество объединяло день рождения города Танаис и чествование бога реки.

    Гостей ждут серия театрализованных представлений, мастер-классы по древним ремеслам, конкурсы, викторины и состязания, новые выставки.

    Все желающие могут стать участниками исторических реконструкций Пифийских и Олимпийских игр, различных мифов и древнегреческих праздников.

    Предложил пользователь под ником Николай С. При подготовке материала использовались данные из Википедии и с официального сайта музея.





После разрушения Елизаветинского поселения греки из Боспорского царства основали новый торговый центр, названный по имени реки, на берегу которой он стоял, Танаисом. Это произошло в 70-х гг. в III в. до н. э. на правом берегу тогдашнего основного рукава устья реки Танаис (сейчас Дон) -- Мёртвого Донца. В течение многих веков Танаис был крупным экономическим, политическим и культурным центром Подонья-Приазовья. Город Танаис просуществовал 750 лет. Древние географы и историки проводили от Танаиса границу между Европой и Азией. Греческий географ Страбон называет его самым большим после Пантикапея (столица Боспорского царства, на территории нынешней Керчи), торжищем варваров. Боспорские цари управляли Танаисом через своих наместников. Однако, находясь на окраине царства, Танаис пользовался большой самостоятельностью, чем другие города, и мел свое внутреннее управление. Население состояло из греков - «эллинов» и «танаитов» -- представителей местных племён сарматов и меотов. Каждая группа жителей селилась в своих кварталах и имела собственных выборных чиновников - эллинархов и архонтов. Их задачей была забота о благоустройстве и строительстве, восстановлении оборонительных или общественных сооружений.

Город вырос на краю обрывистого берега реки, изрезанного балками. Он имел центральную часть, укреплённую стеной и опоясанную рвом, глубина которого достигала 7-8 м. Однако вскоре за городскими стенами стало тесно. За рвом появились усадьбы, владельцы их в случае опасности спешили укрыться за крепостными стенами.

Район застройки, расположенный за крепостными стенами, быстро увеличивался. Жилые кварталы простирались на запад до глубокого оврага, который пересекал береговую террасу. Цитадель города имела почти квадратную форму 225*240 м. По углам её находились башни.

Город был плотно застроен. В нем было тесно за мощными стенами, их неоднократно ремонтировали. Имена тех, кто давал средства на эти работы, были увековечены на плитах, установленных в городе в общественных местах. С юга со стороны реки, находился вход в город. Там же был причал для кораблей и рынок. Ступенчатый вход с юга имел по сторонам различные плиты с декретами боспорского царя. В этом районе археологи нашли осколки плит, испещрённых родовыми знаками, оставленными кочевниками. Ступенчатый вход вёл на центральную площадь, около неё, видимо, стоял храм. К сожалению, в последующие века эта часть города неоднократно перестраивалась и была разрушена.

В ранний период жизни города возникла сеть улиц. Широкая улица пресекала город с севера на юг. От неё отходили узкие переулки в усадьбы. Каждая усадьба имела небольшой дворик, мощённый плитами, имеющими наклон к его центру, где располагалась вырубленная в скальной породе цистерна для сбора воды. Нередко переулки превращались в настоящие лабиринты.

В усадьбе к дворику примыкал дом, сложенный из рваного известняка. Он был крыт камышом. В редких случаях дом перекрывалась черепицей, которую доставляли на кораблях из-за моря. Вероятно, некоторые дома были двухэтажными. Под домом обязательно располагался большой погреб, вырубленный в скале. Камень из погреба использовался при строительстве стен дома. В погреб вела деревянная лестница. Сам он перекрывался деревянным полом. В Танаисе можно было увидеть рабов. Их содержали в железных кандалах. Подобные кандалы найдены в нескольких городских подвалах.

Основным мясным продуктом горожан на протяжении всего существования города было говядина, хотя употребляли и свинину, и баранину и конину. Найдены кости верблюда, они раздроблены, из них извлекали мозг.

Охота и рыбная ловля дополнили рацион жителей города. Вероятно, неподалёку от города имелись поля и какие-то садовые участки.

В жизни города было несколько больших катастроф. Одна из них произошла в конце I в. до н. э. Вероятно, она связана с тем, что жители Танаиса, который уже существовал две сотни лет, воспользовавшись чехардой дворцовых перемен, сменой одного правителя другим, решили обрести свою самостоятельность. Это стремление было наказано. Вскоре боспорский царь Полемон с армией подошёл к стенам города, которые казались неприступными, и взял город. Танаис был наказан «за неповиновение», городские укрепления были разрушены.

Боспорский царь Аспург, укрепившийся на престоле, уделяет внимание городу Танаису и переселяет сюда на постоянное жительство какую-то часть населения из Боспора. У переселенцев, которые обычно покупали товары, а не обменивали их, как это было принято до этого, а Танаисе, была мелкая разменная монета. Судя по надписи из Керчи, Аспург был царём танаитов. При нём Танаис вновь обрёл прочную поддержку Боспорского царя.

В середине III в. город был захвачен племенами готского союза. Спустя некоторое время, он вновь был заселён и перестроен. На рубеже эр начинает формироваться округа Танаиса. На древних холмах, где жили в бронзовом веке, вновь возрождается жизнь. Появляются посёлки меотов, переселенцев с Кубани. В настоящее время ряд меотских городищ находится на территории современного города Ростова-на-Дону или рядом с ним. Это Сухо-Чалтырьское, Темерницкое, Ростовское, Кизитиринское, Кобяковское городища. Рядом с городскими стенами Танаиса за много столетий выросло большое кладбище, «город мёртвых» -- некрополь. Над могилами горожан иногда ставили каменные надгробия для совершенствования поминальных обрядов. Но часто могильные холмики оставались без опознавательных признаков, и вскоре они были трудно различимы на местности. Нередко могилы последующих поколений горожан разрушают более древние захоронения. Это характерно для всех городских кладбищ.

Знаменитые курганы, усыпальницы знатных жителей. Некрополь охватывает достаточно большую территорию и оказывает сильное влияние на энергетику Танаиса.

Население Танаиса - греки, которые имели свою структуру управления и считались самой знатной частью горожан. Ниже шли так называемые «микс-эллины» -- малые эллины (греки). Они были потомками эллинов и местных варварских племён. В кварталах, на окраинах города слились выходцы из племён окружавших Танаис: сарматы, меоты, скифы.

За крепостными стенами в основном проживали торговцы. В их домах археологи находят многочисленные амфоры.

У местных племён были свои органы самоуправления, выдвигавшие делегатов в городской совет. Танаис управлялся советом граждан. Для обсуждения дел танаиты регулярно сходились, по греческому образцу, на центральной площади города.

Танаис прославился тем, что в нём уживались люди разных племён и народов. Внешний облик Танаита впервые века нашей эры был очень оригинальным. Танаит мог носить сарматские шаровары, греческую тунику и скифский колпак. Танаиты очень любили свой город. Когда танаит богател, он жертвовал часть денег на его защиту - возводил именную башню. Вооружение использовали сарматское - длинный меч, куртка, покрытая чешуйками брони, круглый деревянный щит. Танаиты были искусными кораблестроителями и рыбаками.

Танаиты считали своим покровителем речного бога Танаиса. Поскольку город был торговым, в нём поклонялись Гермесу - богу торговцев и путешественников. В домах купцов хранились бронзовые изображения Гермеса. Жители из местных племён почитали бога-всадника. В конце I в. до н. э. в Танаисе распространяются религиозные объединения - фиасы. Самым многочисленным был фиас бога «Внемлющего». По преданию, тогда же, Танаис посещал христианский апостол Андрей.

Танаис - крупный торговый и ремесленный центр.

Танаис был связан с Римской империей, Египтом, Галлией, многими греческими островами, Боспорским царством. Через Танаис местные племена сбывали огромные запасы зерна и рыбы. Второй по доходности была работорговля. Местные племена специально устраивали набеги, чтобы захватить пленников, которых они продавали в Танаисе. За рабами в Танаис приезжали из самого Рима. В Танаисе раб стоил в десять раз дешевле.

Местные племена пригоняли в Танаис скот, табуны коней, продавали дичь, шкуры и мясо. Танаиты и местные племена у приезжавших купцов покупали роскошные ткани, золотую и серебряную посуду, оружие и вино, драгоценные камни, специи Танаис был и ремесленным центром. Археологи нашли многочисленные пряслица - орудия ткачей, литейные формочки для отливки серёг и подвесок, кузнечные зубила, керамику из местной донской глины. Также делали различные безделушки, отливали из бронзы небольшие зеркала, которые подвешивались к поясу за миниатюрную петельку, гнули из латуни фибулы - булавки с пружиной застёжкой для складывания одежды. В одной усадьбе находилась мастерская стекольных дел, мастер которой делал стеклянную посуду.

В ранний период существования Танаиса большую роль играло рыболовство, в дальнейшем главная роль перешла к земледелию. Плодородная равнина давала хороший урожай пшеницы, ржи, особенно ячменя. Занимались танаиты и скотоводством: разводили овец, коз, свиней, лошадей, коров.

Все нижнедонские поселения первых веков нашей эры - Сухо-Чалтырьское, Кобяковское, Нижне-Гниловское и другие - в хозяйственном отношении были, тесно связаны с Танаисом и составляла его округу.

Центральная часть Танаиса представляла собой прямоугольник, укреплённый мощными каменными стенами до 4-х метров толщиной, с башнями и рвом, глубина которого достигала 7-8 метров. В одной из башен археологи нашли осколки амфоры. На ней охрой (красной краской) было написано «Nafa», а на внутренней поверхности сохранились остатки нефти. Возможно, её использовали для освещения, а башня могла служить маяком, который указывал путь кораблям к городу. В южной части к стенам подступало море, здесь располагалась гавань и портовые сооружения Танаиса.

Танаис был плотно застроен. Маленькие кварталы отделялись друг от друга узкими кривыми проходами. Улицы походили на лабиринт. В некоторых местах едва могли разойтись два человека. Все дома в Танаисе были приземистые, сложенные из камня; стены, выходящие на улицу, не имели окон, ни дверей. Полы и стены домов были глинобитными, крыши покрывали тростником, иногда привозной черепицей. Под домом обязательно имелся погреб, в котором хранили различные припасы: амфоры с вином, оливковым маслом, зерном. На горлышках амфор иногда записывали имена владельцев. Кроме жилых помещений, усадьба танаита состояла из дворика и хозяйственных построек. В одном из двориков сохранился водосток для сбора дождевой воды. Печей в домах не было, помещение отапливались переносными жаровнями. Когда опускалась ночь, в доме зажигали светильники. Их заполняли рыбьим жиром или оливковым маслом, а в рожок вставляли фитиль. Облик светильника зависел от богатства или бедности владельца. В доме греческого купца нашли бронзовый светильник с изображением трагической маски актёра.

Наверное, в колеблющемся пламени маска оживала, а владелец, глядя на неё, вспоминал свою далёкую родину Грецию.

Население города жило очень скученно. Городская площадь была невелика, а селиться за городскими стенами, пред лицом беспокойных кочевников, было опасно. Там лишь хоронили мёртвых.

В начале средних веков венецианцами был основан город Тана на новом месте - на изменившемся основном рукаве устья Дона, ныне называющемся Старый Дон. Позднее контроль над городом перешёл к Генуе, построившим здесь генуэзскую крепость. В половецкое время колония Танаис стала называться сокращённо Тан. В 1395 году войска Тамерлана сравняли город с землёй, полностью разрушив стены.

В XV веке колония Тан частично была восстановлена на месте позднейшего города Азова. Господству генуэзцев пришёл конец осенью 1475 года. Турки-османы, захватив перед тем в том же году все генуэзские крепости Крыма (капитанство Готия) и православное крымское княжество Феодоро, высадили десант и захватили колонию Тан. Турки владели городом, окончательно получившим название Азов, с небольшими перерывами (в 1637-1643 и 1696-1711 годах) с 1475 по 1736 год, когда он в результате многочисленных войн, наконец, перешёл к Российской империи.

Античные авторы часто попеременно именовали Танаисом (Гиргисом) то реку Дон, то Северский Донец. Древнегреческий картограф Птолемей дал координаты истока и устья Танаиса, по которым это точно Северский Донец, доведённый по нижнему течению нынешнего Дона до Азовского моря; таким образом, Гиргис (Дон) им считался притоком находящегося ближе к тогдашнему цивилизованному миру Танаиса (Северского Донца).

В устье реки Танаис (Северский Донец), недалеко от его впадения в Азовское море, на тогдашнем основном русле реки, двумя тысячелетиями, позднее названном Мёртвый Донец, и была основана греческая колония Танаис.

В России о Танаисе узнали из сообщений древнегреческого путешественника, «отца географии» Страбона, который в своих трудах дал наиболее обобщенную характеристику древнему городу, значение которого на протяжении нескольких веков, как центра цивилизации в Подонье трудно переоценить. Он писал, что «при впадении реки в озеро лежит одноимённый город Танаис, основанный эллинами, владеющими Боспором»; «Танаис, -- самое большое торговое место у варваров после Пантикапеи». Из его сообщений было известно, что Танаис был разгромлен «за неповиновение» боспорским царём Полемоном. Сведения не богатые, да и они стали известны лишь в начале XIX в. О Танаисе говорили как о сказочном богатом греческом городе, что его первоначальное место нахождение было у Елизаветинского городища, в котором давно уже обнаружено множество предметов греческого происхождения.

Но когда и где был основан Танаис, когда прекратилось его существование, и замерла некогда бурная экономическая, политическая и культурная жизнь, никто толком не знал. И вот в октябре 1823 г. русский археолог А.И. Стемпковский, исполнявший обязанности одесского градоначальника, проезжая по берегам Дона в поисках места нахождения Танаиса и ознакомившись с находками жителей, пришёл к выводу, что таинственный город находился у Х. Недвиговка. Осмотрев внимательно местность, он писал: «Укрепление сие окружено глубоким рвом и в некоторых местах на валу кучами земли и камней, показывающими основание башен… за рвом вся окрестность на далёкое расстояние покрыта ямами, кучами земли и золы (следы бывшего жилья), равно множеством больших и малых курганов, подобно как и окрестности Ольвии и Пантикапеи… По всем сим чертам невозможно не признать развалин сих остатками древнего греческого города. И сей город не может быть иной, как Танаис». Намерения Стемпковского начать раскопки не осуществились, царское правительство отказало в средствах. И только через 30 лет после настоятельных и многообещающих уговоров царь дал разрешение на использование казённых денег для производства поисков древностей. Это важное дело поручили археологу П. М. Леоньеву. Под его руководством было взрыто более 20 курганов. Однако курганы были давно разграблены «кладоискателями». Горькое разочарование охватило тогда Леонтьева и его подчинённых. Однако он ещё надеялся наудачу и от курганов перешёл к раскопкам городища и причинил много бед. Раскопки велись без всякой научно обоснованной системы, методом разрушительного поиска, следы которого в виде беспорядочных канав видны и до сих пор. Не обнаружив никаких признаком большого города с богатой по тому времени греческой архитектурой, Леоньтев утратил чувство оптимизма, всякую надежду на успех, сделал заключение о том, что никакого греческого города Недвиговское городище не представляет. С той поры это место археологов не привлекало вплоть до начала XX в. когда были проведены поиски Танаиса - «младшего» и Танаиса - «возобновлённого» у станицы Елизаветинской и на Недвиговском городище. Они, как известно, также не дали желаемых результатов. скифский савромат танаис дон

В конце 1860-х гг. при строительстве участка железной дороги Ростов-Таганрог рабочие, занимавшиеся ломкой камня в районе Недвиговки, но ничего не знавшие об археологических раскопках Танаиса, «открыли» его заново. Председатель Археологической комиссии граф С. Г. Строганов имел по этому поводу переписку с наказным атаманом Войска Донского М. И. Чертковым. Чертков, в свою очередь, направил в Недвиговку с проверкой директора Новочеркасской гимназии Робуша и художника Ознобишина.

С 1870 г. до самого послереволюционного времени, когда все памятники древности были объявлены народным достоянием, находящимся под охраной советского закона, в течение 50 лет местные жители растаскивали городище на собственные нужды.

В 1955 г. Академией наук СССР сформировала Нижне-Донскую археологическую экспедицию, которая совместно с Ростовским госуниверситетом и Ростовским музеем краеведения под руководством Д. Б. Шелова приступила к систематическому, строго научному исследованию Недвиговского городища и некрополя. Многолетние изыскания этой экспедиции увенчались успехом. Она дала ответы на многие вопросы, научно обосновала, вещественно доказала, что так называемое Недвиговское городище и есть город Танаис, который пролежал под землёй 14 столетий, что он был основан не в I в. н. э., а в III до н. э. греками Боспорского царства и на протяжении своего существования рос, укреплялся, расширяя свои торговые, экономические и культурные связи с племенами, обитавшими в Приазовье, по Дону, Кубани, Волге и в Предкавказье.

Спустя четыре года раскопанное городище и могильник были объявлены заповедной территорией. А в 1961 здесь был открыт один из первых в России археологический музей-заповедник, площадью более 3 тысяч гектаров. C 1973 по 2002 бессменным директором музея-заповедника был В. Ф. Чеснок. Затем директором недолгое время был бывший заместитель министра культуры Ростовской области В. Касьянов. В 2005 директором был назначен В. Перевозчиков.