Туристический портал - NataliSudak

Туристический портал - NataliSudak

» » Один из самых древних храмов старого города. Почему костел Святого Мартина оказался в стене? Собор девы Марии перед Тыном

Один из самых древних храмов старого города. Почему костел Святого Мартина оказался в стене? Собор девы Марии перед Тыном

Скучны. Коль скоро под руками нет живого, то пусть будет хотя бы путеводитель

Место это для истории Праги важное. В экскурсию по Праге включить его стоит.

Святой Мартин Турский – один из пяти самых уважаемых святых Франции. Человек был редкостной души и добросердечия. Жил он в IV столетии. И до того как стать священником успел побывать военачальником. Легенда рассказывает, что еще служа в армии, однажды отрезал от своего плаща довольно солидный кусок и подал его раздетому нищему. Кому подал, как это выяснилось позже, был сам Иисус... Иисусу, представшему в таком виде... Испытавшим Мартина таким образом... По окончании государевой службы Мартин удалился в пустыню Лигуже и, приняв монашество, основал там монастырь. Вскоре он был провозглашен епископом Тура.

На его похороны в 397 году собралось более двух тысяч монахов. Что по тем временам было более чем солидным… Во время похоронной процессии, несмотря на осеннюю пору, расцветали цветы и пели птицы. Такой вот замечательный человечище!

За свое доброе расположение ко всем без исключения Святой Мартин был прозван Милосердным.

Что же касается костела Святого Мартина в Праге, то место это уникальное!

Здесь уже к 1140 году было поселение. Приблизительно тридцатью годами позже поселение назвали Уездом св. Мартина. Название это было связано с недавно построенным костелом Святого Мартина.

Правильно этот костел называется « костелом Святого Мартина в стене » . «Стена» в названии – самое интересное! Дело в том, что костел построенный еще в XII столетии, в середине XIII века оказался некоторой своей частью в выстроенной вокруг Старого Города городской стене. Эта стена была воздвигнута после того, как Вацлавом I в 1232 году было основан Старый Город. Рядом с костелом св. Мартина располагались одноименные городские ворота. Давно уже нет ни стены, ни ворот. Однако скошенный кирпичный угол на боковой стене костела дает возможность пофантазировать что-то было когда-то.

Храм перестраивали во времена правления Карла IV в 1350 году. А нынешний вид костел принял в 1488 году.

Во времена гуситских событий костел оказался политически знаковым. Именно здесь в 1414 году, впервые в Чехии, простой католический люд начал причащаться не только хлебом, но и вином. Нам, сегодняшним, в большинстве своем « невоцерквленным» , не дано понять грандиозности этого события. А в те времена вопрос причастия был настолько серьезным, что отчасти послужил катализатором к гуситским войнам… Умеренные гуситы-чашники позже даже водрузили свой главный символ победы, чашу для причастия, на крышу Тынского Храма …

Под нынешними заасфальтированными улицами вокруг ротонды св. Мартина раскинулось огромное кладбище. Здесь похоронена знаменитая семья скульпторов Брокофов. Большую мемориальную доску по этому поводу можно увидеть на наружной кладке пресвитерия.

Вследствие акта о веротерпимости, подписанного императором Иосифом II в 1781 году, ротонда святого Мартина с 1785 года прекратила свою религиозную деятельность. Богатое внутреннее убранство было перенесено в костел св. Вацлава в Старом Болеславе. До конца XIX века помещение храма использовалась в качестве складов и магазинов. Теперь костел принадлежит чешско-братской церкви.

Во время своей экскурсии по Праге подойти сюда надо непременно.

Есть места в мире, где каждый камень, каждая стена, каждая колонна дышит историей. Таков костел святого Мартина в стене, который расположен в самом центре Праги, в Старом городе. Он много повидал на своем веку: история поворачивалась к нему и светлой, и темной стороной, но храм выжил.

Регулярные богослужения каждое воскресение: 10:30 месса на немецком языке, 19:30 месса на чешском языке.

Название костела

В конце XII века Прага активно строилась и разрасталась за счет предместий. Одним из таких был Уезд, небольшое поселение прямо напротив , на правом берегу . Уезд имел покровителя – святого Мартина, и поселяне решили построить костел имени своего святого, что и произошло в 1178 году. Костел был однонефный, в романском стиле. Церковь святого Мартина тогда напоминала крепость. Полукруглый свод опирался на мощные стены и такие же колонны, и костел мог быть и местом общения с Богом, и местом укрытия от врагов.

Почему костел Святого Мартина оказался в стене?

Уезд вместе с жителями был подарен чешскому королю Собеславу II и так вошел в состав Праги. А в середине XIV века Карл IV решил возвести новые крепостные стены, одна из которых разделила костел святого Мартина на две части. О причине такого плана до сих пор спорят исследователи и краеведы, но факт остается фактом: одна часть осталась в Старом городе, другая – в Новом. Но храм жил, хотя это было не первое его преображение. Осталось только странное название – костел Святого Мартина в стене.

Архитектура костела: музыка веков, отраженная в камне

Костел святого Мартина строился в романском стиле ранних христианских построек. Сначала он имел один неф и полукруглую апсиду. Неф – вытянутое пространство, ограниченное с двух сторон колоннами. Сегодня одна такая колонна в церкви сохранилась, ее можно увидеть.

При Карле IV костел перестраивали в господствующем в то время готическом стиле: подняли колонны, сделали сводчатый потолок. Готика устремлялась ввысь, к Богу.

Последняя перестройка была в XV веке благодаря одной купеческой семье – семье Гольц, пришедшей из Кветнице. Их герб до сих пор на фасаде церкви. О них напоминает и маленькое помещение в одном из боковых нефов – личное молитвенное место. Тогда еще выше подняли костел, на полтора метра, сделали три нефа и нервюрный (реберный) потолок. На этом перестройки закончились.

Костел сгорел в 1678 году и был восстановлен, а в декоре храма появились барочные детали. Самое любопытное, что возникло в костеле после пожара, ‒ это расписанный деревянный потолок. В сценах из Ветхого завета можно увидеть праматерь Еву и праотца Адама. Ева обнажена, Адам в одежде. По тем временам изображение мужчин, кроме Христа и святых, было только на потолке Сикстинской капеллы, так что художник сильно рисковал, рисуя этих героев Библии. В 1779 году прихожане построили вход, через который сегодня в костел попадают прихожане и гости города.

Иозеф II, австрийский император, лично посетил пражские костелы в конце 70-х годов XVIII века и вынес вердикт: костел вреден для здоровья, и находиться там опасно. В здании средневекового храма сделали склад. Для костела начались темные времена. Потом там были торговые лавки, в XIX веке ‒ ресторан, пока человек по имени Камил Гилберт не обратил внимания на остатки той самой романской колонны в ресторане и не занялся исследованиями. Благодаря ему костел начали восстанавливать. Сегодня это евангелическая церковь.

Дыхание истории: события и легенды

На крыше храма можно увидеть фигурку мальчишки. Он растянул рот в улыбке-насмешке. С этой скульптурой связана легенда об окаменевшем насмешнике: сын бедной женщины, вынужденной работать, был предоставлен самому себе и предпочитал весело проводить время, но не помогать матери. Однажды он влез на крышу собора и стал насмехаться над проходящей мимо процессией. Мать, увидев это, крикнула: «Окаменей!», что и произошло. С тех пор проказник сидит на крыше и напоминает всем о наказании за злые шутки.

Однако главное событие, связанное с храмом, знаменательно для истории гуситского движения. В центре собора установлена золотая чаша. Гуситы собирались здесь во времена, когда участники движения подвергались гонениям. Ян из Градеца, служивший в костеле, впервые начал причащать прихожан хлебом и вином. О том и напоминает золотая чаша. До этого вином причащались только священники, Ян из Градеца и гуситы таким поступком утверждали, что перед Богом все равны. С тех пор гуситов стали называть чашниками.

Кто знает, сколько еще легенд и историй хранят старые стены, но храм точно еще не раскрыл их все. Живая история – часть настоящего, костел святого Мартина в стене свидетельствует об этом.

Костел был построен в конце 12 в. на поселении Уезд. При сооружении Староместских укреплений в середине 13 в. был Уезд разделен на две части. Большая часть осталась вне крепостных стен, оказавшись на территории будущего Нового города, а меньшая часть с костелом вошла в недра Старого города. А т.к. костел стоял на границе, южная стена его прилегала с крепостной стене, отсюда и название. По соседству с костелом оказались городские ворота, названные воротами св. Мартина.

Ряд романских архитектурных деталей первоначального однонефного романского костела сохранились в главном нефе храма.

Готическая перестройка костела осуществилась во время правления Карла-IV (1350). Главный неф увеличил свою высоту и был перекрыт сводом, стена на юго-западе приобрела призматический вид, а пространство костела расширилось постройкой квадратного в плане пресвитерия. Последний был перекрыт нервюрным (ребристым) сводом, причем такое решение (типичный впоследствии конструктивно-декоративный элемент святынь пражской готики) оказалось одним из первых в Праге. Ребра свода вырастали из консолей, украшенных масками. Место их пересечения украшает роза и звезда.
Впоследствии костел стал святыней реформаторства и гуситской революции.

Свой нынешний вид костел приобрел после перестройки в поздней готике, завершившейся в 1488 г., когда появились два боковых нефа, также перекрытые ребристыми сводами.
Финансировала строительство семья Гольцев из Кветнице. Так называемая Гольцева молельня была соединена деревянным мостиком с их домом, находящимся по соседству (сегодняшнее крыло Платиза). До сего дня на его внешней стене виден встроенный портальчик, ведущий в ораторию (молельню), на внешней стороне которого заметны следы от мостика и ограждения. О Гольцах и их родственниках Бенешах напоминают и гербы, неоднократно появляющиеся в интерьере храма.

Костел св. Мартина в стене горел в 1678г., после чего верхняя часть башни была перестроена. Портал в стиле барокко появился на северной стороне в 1779г.

Вскоре после этого костел упраздняется, превратившись в склад , жилье и магазины.
В 1904г. выкупленный городом объект реставрируется под руководством К.Гилберта. Теперь башня с гербом Старого города дополняется псевдоренессансными фронтонами.

После первой мировой войны храм приобретают евангелисты, которые проводят здесь генеральную реконструкцию совместно с археологическими исследованиями.

Возле костела когда-то давно было клад бище, где было погребено и прославленное семейство скульпторов Брокофф, о чем свидетельствует памятная доска в наружной клад ке пресвитерия. Несколько подлинных надгробных камней разместились в интерьере костела.

Таким образом, пройдя сквозь различные эпохи, так сказать, не погибло средневековое дело, ценнейший документ романской и готической архитектуры.

Костел св. Мартина в стене хорошо сохранился со времен средневековья. Это уникальный образец романской и готической архитектуры. В XIII столетии он прилегал к стене Старого города, отсюда и название. Сегодня храм принадлежит Евангелистской церкви и в нем проходят выставки и концерты.

Одним из самых старых культовых учреждений в Праге считается костел Святого Мартина в стене (Kostel sv. Martin ve zdi). В нем гармонично сочетаются элементы высокой и поздней готики. Первоначально на его месте стоял храм в романском стиле, готические черты он приобрел в 1178 г.

Как появилось название

Рядом с Прагой была деревня уезд Святого Мартина. Поселяне решили построить костел. Это было строение в романском стиле, с одним нефом и полукруглой апсидой. От прежнего нефа остался столб, который можно увидеть сегодня.

В XIII столетии началось строительство старогородских укреплений. Которые разделили уезд на две части. Меньшая часть деревни и костел стали частью , а большая – осталась за городской стеной и позже стала территорией . Южная стена церкви прилегала к крепостной, поэтому и возникло название – Костел Святого Мартина в стене.

История строительства

После 1350 г. , во время правления , была проведена готическая перестройка церкви. Неф стал выше, была выстроена пирамидообразная стена с юго-восточной стороны, появился новый свод, увеличилось пространство благодаря пристройке алтаря. В период 1360-1370 гг. над алтарем был сделан реберный свод.

В 1488 г. была проведена перестройка костела в позднеготическом стиле. Таким мы его видим сегодня. Финансировала реконструкцию мещанская семья Голцев из Кветници. Здание было приподнято на 1,5 м., пристроены два боковых нефа с реберными сводами, на потолке появилась роспись: герб Чешского королевства – серебряный лев с двумя хвостами на красном фоне; герб семьи Голцев – якорь; и герб семьи Бенешей из Локанова – серебряный волк с золотым языком на красном фоне. У Голцев был личный вход и собственное молитвенное место.

Во времена гонения гуситы собирались в костеле св. Мартина. Именно здесь впервые было проведено причащение вином и хлебом, как для священников, так и для прихожан. Этим поступком Ян из Градеца и гуситы утверждали, что перед Богом все равны. Напоминает об этом золотая чаша на возвышении в алтарной части.

В 1678 году случился пожар. Сгорела башня (ее позже заменили на барочную), крыша и расплавились колокола. Но церковь была восстановлена за короткий срок.

На деревянном потолке, который мы видим сегодня, изображены растительные мотивы, а так же обнаженная Ева, обвитая змеем, и одетый Адам. Обнаженная женщина в костеле в период барокко было обычным явлением, а вот обнаженный мужчина – факт проблематичный. Еще на росписи видны херувим, три льва, попугай и другие животные и птицы чешской природы. Видимо, художник хотел сказать, что райскую небесную гармонию можно иметь и на земле.

В 1779 г. появился вход в барочном стиле, украшенный копией картины Карела Шкреты с изображением св. Мартина.

Император Йозеф II, в рамках своих реформ, посетил костел св. Мартина и сделал вывод, что в нем мало место, слишком влажно и находиться там вредно для здоровья. В 1784 г. церковь упразднили, а здание стали использовать под склад, магазины и жилье. В таком виде строение просуществовал до XX в., пока Камил Гилберт не обратил внимания на романскую колонну и не занялся исследованиями. Сегодня это евангелическая церковь.

Легенды костела

Снаружи храма есть интересный персонаж. С левой стороны, на углу притаилась скульптура ухмыляющегося мальчишки. Существует две легенды. Жила одна бедная вдова. Ее сын был большим балбесом. Однажды во время процессии он влез на крышу, высунул язык и растянул пальцами рот. И тут же превратился в камень.

Другая легенда рассказывает немного иначе. Чтобы сын ни в чем не нуждался, вдове приходилось много трудиться. Однажды она вышла на улицу и увидела людей, которые столпились у церкви и смотрели наверх. Женщина тоже посмотрела и увидела сына, он показывал язык. Мать ему погрозила, но сын и ей показал язык. Тогда вдова крикнула, чтобы он окаменел. Так и случилось.

День сегодняшний

Сейчас в костеле Святого Мартина в стене регулярно проходят выставки, концерты органной и классической музыки. Храм принадлежит Евангелистской церкви чешских братьев; здесь собирается немецкая община.

Как добраться

Ехать на метро линии В или трамваем 9, 18, 22, 53, 57, 58, 59 до остановки Národní třída.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Костел святого Мартина в стене (Kostel svatého Martina ve zdi) всем своим видом показывает, что он – выходец из другого времени, другой эпохи. Потемневшие камни, острая готическая крыша, стрельчатые окна — всё вызывает ощущение разверзшейся у нас на глазах глубины веков.

Костёл даже много старше, чем это кажется с первого взгляда. Ведь готические формы он приобрёл не сразу, а в процессе дальнейшей перестройки.

Сейчас костёл оказался в самом центре современной Праги, в Старом городе. А в XII веке на этом месте было всего лишь предместье на правом берегу Влтавы, Уезд, расположенное напротив Вышеграда. Жители Уезда своим покровителем считали святого Мартина, поэтому костёл, построенный в 1178 году, получил имя этого святого. И вид у костёла был совершенно не такой, как сегодня. Это было здание-крепость, в котором равно можно было и молиться богу, и защищать жителей поселения от врагов. Костёл получился в романском стиле, однонефный, с колоннами и мощными стенами.

Пришло время, и Уезд поглотила расширяющаяся Прага. Он был просто подарен Собеславу II, тогдашнему королю Чехии. А что касается стены, фигурирующей в названии костёла, то она действительно имела место быть. Она прошла через костёл насквозь, разделив его на 2 части: одна часть принадлежала Старому городу, а вторая – Новому. Историки до сих пор гадают, почему Карл IV в середине XIV века так поступил, что его к этому подвигло, но разумного объяснения не находят. А тем не менее, причина таких действий должна существовать, и это, возможно только одна из тайн, которые хранит древнее здание костёла. С тех пор и укоренилось название – «Костел святого Мартина в стене».

Стиль ранних христианских построек, романский, в котором костёл был выстроен, не смог дожить до наших дней. Тогда в помещении был один неф и аспида полукруглой формы. Изо всего этого сохранилась только одна колонна, на неё обращают внимание посетители церкви.

При том же Карле IV костел подвергся перестройке, и ему были приданы готические черты. В то время готика господствовала в архитектуре, людям казалось, что, устремляя свои здания ввысь, они становятся ближе к богу. Здание костёла приобрело в результате реконструкции сводчатый потолок, колонны его удлинились.

В следующем веке, XV, костёл оказался обязан новой перестройкой купеческой семье Гольц из Кветнице. Костёл в это время стал ещё выше на целых 1½ метра, у него появились три нефа, а потолок стал нервюрным, то есть – рёберным. Семья оборудовала для себя личное молельное место в боковом нефе – маленькое помещение, и укрепила собственный герб на церковном фасаде.

И когда всё уже было так хорошо, случился пожар, и костёл сгорел. Однако в 1678 году его восстановили, и при оформлении добавили несколько декоративных деталей несвойственного стиля – барочного. Внутри костёла потолки расписали, изобразив праотца Адама и праматерь Еву как участников сцен из Ветхого завета. При этом Адам был в одежде, а Ева явилась посетителям церкви обнажённой. Это был смелый поступок художника, потому что персонажей из Библии в то время не изображали таким образом, и исключение в этом плане было единственное – потолок Сикстинской капеллы.

Вход, которым пользуются сегодняшние гости церкви, был построен в 1779 году.

Однако вскоре после посещения здания костёла Иозефом II, австрийским императором, появился вердикт о том, что в здании находиться опасно, так как оно вредит здоровью горожан. Непонятно, что так повлияло на императора, но с конца 70-х годов XVIII века здание стало влачить жалкое существование. Сначала там организовали склад, потом разместили торговые лавки и даже ресторан. Это было уже в XIX веке, однако вскоре судьбе костёла суждено было снова измениться, на этот раз – в лучшую сторону.

Нашёлся такой человек, Камил Гилберт, которому бросились в глаза фрагменты той, единственной уцелевшей, романской колонны, которая смотрелась странно среди ресторанного антуража. Внимание общественности было привлечено, настроения руководства изменились, и восстановление костёла началось. В восстановленном здании костёла расположилась церковь евангелистов.

О фигурке насмешливо улыбающегося мальчишки на крыше костёла повествует легенда, которую знают в Праге все. Мальчишка этот, сын бедной горожанки, не желал помогать матери, а проводил время в играх и баловстве. Одним из его любимых занятий были всяческие дразнилки и насмешки, которыми он донимал жителей окрестности. Однажды, взобравшись на крышу костёла, он предался любимому занятию, насмехаясь над проходившей процессией. Разгневанная мать, заметив его, в сердцах пожелала ему окаменеть на месте, что и было немедленно исполнено.

Ещё одна легенда касается гуситского движения. В то время гуситы подвергались гонениям, им приходилось встречаться тайно, и таким местом сбора служил костёл святого Мартина. Человек, который в то время служил в костёле, по имени Ян из Градеца, ввёл в практику причащение прихожан хлебом и вином. Это было смелое новшество, поскольку до этого только священники допускались к причастию. Гуситы таким своеобразным способом хотели подчеркнуть, что перед богом равны все. В обряде причащения фигурировала золотая чаша, и гуситы с тех времён получили прозвище чашников.