Туристический портал - NataliSudak

Туристический портал - NataliSudak

» » Королевский дворец в париже лувр. Лувр, Париж — подробная информация о музее с фото и видео

Королевский дворец в париже лувр. Лувр, Париж — подробная информация о музее с фото и видео

Дворец Лувра или Луврский дворец (palais du Louvre) — одна из главных достопримечательностей Парижа крупнейший королевский замок города. Бывшая королевская резиденция на сегодняшний день вмещает один из известнейших музеев мира — Лувр (Musée du Louvre). Королевский дворец и Музей Лувр - один из крупнейших музейных комплексов мира и является самым посещаемым на планете. Архитектурная история Луврского дворца насчитывает почти 900 лет и неотделима от истории французской столицы.

Вид на центральный фасад Луврского дворца, дополненного двумя боковыми крыльями и пятью павильонами, богато украшенными скульптурным декором.

История строительства

В 11 веке на месте нынешнего Дворца Лувр располагалась средневековая крепость, служившая надежным оборонительным сооружением. В 1190 году, для расширения крепости началось возведение двух дополнительных крепостных башен, располагавшихся на правом и левом берегу реки Сены. Одна из башен получила название «Луврская башня» (Tour du Louvre), и впоследствии была также расширена. В начале XIV века вокруг Парижа была возведена новая крепостная стена и массивное оборонное сооружение потеряло свою утилитарную функцию. Поэтому в 1317 году король Кaрл V (Charles V) приказал преобразовать крепость в новый Луврский замок - palais du Louvre, который должен был стать новой королевской резиденцией. Большая часть замка была снесена в XVI веке по приказу короля Франциска I (Françoise I), решившему построить новый королевский дворец Лувр. В 1546 году проект новой королевской резиденции представил архитектор Пьер Леско (Pierre Lescot), работа которого полностью соответствовала канонам архитектуры Ренессанса. Созданный им фасад Луврского дворца стал одним из наиболее зрелых образцов архитектуры Возрождения во всей Франции. В конце 16 века дворец был дополнен Большой галерей (Les grande galerie), соединившей королевскую резиденцию с замком Тюильри (château des Tuileries). Длина Большой галереи Лувра составляет 442 м, а само сооружение состоит из нескольких выступающих павильонов, увенчанных покатыми куполами. Расширение Луврского дворца продолжалось почти беспрерывно в течение следующих 300 лет - практически каждый новый правитель Франции стремился внести изменения в архитектуру существующей резиденции.

Особенности оформления фасада

Дворец Лувр представляет собой монументальный дворцовый комплекс, имеющий в плане форму замкнутого каре. Фасады резиденции щедро украшены декоративными скульптурами, лепниной и античными архитектурными элементами - традиционными для архитектуры Ренессанса. Западное крыло замка дополнено павильоном Марсан (Marsan pavillon), увенчанным скульптурным куполом, в основании которого находится треугольный фронтон с массивным барельефом.

Западное крыло Луврского дворца, или Крыло Леско (aile Lescot) дополнено масштабной арочной галереей на первом ярусе, двумя павильонами, а также множеством скульптур, расположенных на выступающем карнизе над галереей.

Восточный фасад Дворца Лувр украшен массивной колоннадой коринфского ордера, состоящей из сдвоенных колонн. Это проект архитектора Клода Перро (Claude Perrault), и фасад дворца носит имя зодчего - Колоннада Перро (Colonnade de Perrault). Центральное место фасада занимает треугольный фронтон с рельефом, изображающим колесницу Аполлона - образа, который король Людовик XIV (Louis XIV) считал своей аллегорией.

Крайний павильон Крыла Леско, Павильон Флоры (Flora Pavilion), увенчан массивной мансардной крышей, украшенной скульптурными полукруглыми фронтонами, дополненными статуями греческих богов.

Один из внешних фасадов Луврского дворца дополнен Триумфальной аркой, увенчанной бронзовой статуей четверки коней, которая является символом возвращения династии Бурбонов. Несмотря на то, что большинство павильонов и флигелей резиденции были возведены в разные эпохи, и являются воплощением разнообразных архитектурных стилей, основой композиции комплекса является архитектура Ренессанса и неоклассицизма. Особенно ярко это выражено в оформлении центрального фасада замка. Двухэтажное сооружение дополнено небольшим портиком с двумя ярусами сдвоенных колонн, арочные окна первого этажа декорированы полуколоннами и декоративными фронтонами, а центральный павильон увенчан небольшим полукруглым куполом.

Центральный павильон главного фасада, Павильон Сюлли (Sully pavillon), королевского дворца Лувр украшен множеством скульптурных элементов: статуями кариатид и ангелов, барельефами, а также небольшим циферблатом часов.

Характерной особенностью оформления фасадов Луврского дворца являются многочисленные барельефы, изображающие разнообразные мотивы: мифологические сюжеты, античных ораторов и мыслителей, маски античной драмы и комедии, а также рельефы с изображением французских монархов. Множество декоративных ниш украшены статуями греческих богов, а также атлетических юношей и девушек, карнизы здания декорированы скульптурными фризами с изображением цветочных или анималистических узоров.

Скульптурный декор Павильона Сюлли является квинтэссенцией архитектуры Ренессанса - множество барельефов, полуколонны коринфского ордера, скульптурные карнизы и полукруглые декоративные фронтоны.

В настоящее время Дворец Лувр (palais du Louvre) считается одной из красивейших и крупнейших королевских резиденций в мире. Здесь расположен известнейший музей с мировым именем, а сам Луврский дворец является архитектурным памятником и национальным достоянием Франции. Обилие декоративных элементов фасада здания поражает, что делает архитектуру резиденции одним из ярчайших образцов стиля Ренессанс.

Мы с вами идем в Лувр (le Louvre). Некогда крепость, затем дворец, а теперь музей, Лувр – одно из наиболее известных в мире, третье по величине (160 тысяч квадратных метров) и самое посещаемое собрание произведений искусства. В год здесь бывает больше 9 миллионов человек. В Лувре хранится свыше 300 тысяч экспонатов, но мы можем увидеть лишь 35 тысяч из них. Причина и в том, что для всех этих богатств не хватит никаких выставочных площадей при всех гигантских размерах музея, и в том, что многим культурным бесценностям требуются особые условия хранения: долго показывать их публике нельзя, могут не выдержать повышенного к себе внимания, и тогда уж никакая реставрация не поможет.

Переполненные запасники музея сподвигли его сотрудников открыть филиалы Лувра в городке Лансе на севере Франции и в столице Объединенных Арабских Эмиратов .

История. Дворец искусств на волчьем месте

Конец XII века – время для Европы, Парижа в том числе, неспокойное. Особенно донимали французов налетчики-викинги. Ходили они на своих ладьях-драккарах по морям, по волнам и в устья рек заглядывали, грабили, а после жгли те города и веси, что беспечно располагались на берегах. Париж потому с ужасом и трепетом ждал, что однажды и до него опять доберутся скандинавские грабители.

Филипп II Август (Philippe II Auguste), известный также как Филипп Кривой, стал первым монархом страны, назвавшим себя против обыкновения не королем франков, а королем Франции. В 1190 году, дабы варяги, а также его зарившиеся на французский престол английские родственнички из династии Плантагенетов не застали парижан и других подданных врасплох, достроил (понятно, не сам) на правом берегу Сены донжон – Большую башню Лувра. А напротив, на левом берегу, появилась Нельская башня. Обе они замыкали крепостную стену, опоясавшую столицу. Позже рядом с Луврской башней выстроили замок-крепость. Из него, по замыслу короля, до́лжно было вести постоянное наблюдение за отрезком Сены от Парижа до впадения реки в пролив Ла-Манш, откуда и могли нагрянуть ушкуйники на драккарах. А сам Филипп, отдав распоряжения, в хорошей компании – с Ричардом Львиное Сердце и Фридрихом I Барбароссой – убыл в Крестовый поход.

Шли годы. Викинги изменились, бросили грабежи, постепенно стали достойными членами общества, некоторые даже монархами. И крепость на берегу Сены, в местности, названной Люпарой то ли потому, что там водились волки (на латыни – lupus, на французском – le loup), то ли ведущей свою этимологию от франкского слова «leovar» (укрепление), спустя век с четвертью стала резиденцией короля Карла V. А еще здесь хранили государственную казну и личную библиотеку самодержца, насчитывавшую аж 973 тома – громадное по тем временам собрание сочинений.

В 1528 году Большую башню Лувра разрушили по приказу короля Франциска I (François I ) – как обветшавшую и морально устаревшую (ее прекрасно сохранившееся основание можно увидеть сейчас в музее, посмотрите на фото внизу). А на ее месте спустя пару десятилетий начали строить королевскую резиденцию. Три с лишним века прошло, не один десяток монархов сменился, пока при императоре Наполеоне III в 1852 году архитекторы и строители не поставили точку в деле создания Лувра, начатом Франциском – храбрецом, воякой, покровителем муз, пригласившим в страну итальянских мастеров во главе с Леонардо да Винчи, которые дали волшебный толчок французскому Ренессансу.

Все эти годы короли и императоры из своих походов привозили в Лувр скульптуры, древности со всех концов света, выкупали работы у художников. Конечно, сначала коллекция была доступна только аристократии, но после Великой французской революции, в 1793-м, двери Лувра открылись для представителей всех сословий.

К 1989 году, к 200-летию революции, президент Франции Франсуа Миттеран (François Mitterrand) распорядился выстроить во дворе Лувра четыре стеклянные пирамиды и фонтаны по проекту американского архитектора китайского происхождения Йо Мин Пея. По-другому его имя пишется как Бэй Юймин (кстати, в апреле 2017 года ему исполнится 100 лет). Не всем понравилась эта идея, многие сочли кощунством появление хай-тека на фоне зданий в стиле классицизма. Но, как и в случае с Эйфелевой башней, пирамиды Лувра очень скоро стали для парижан родными. И не только для парижан. Впервые увидев это стеклянное чудо, я понял, насколько правильным и уместным было решение соорудить пирамиды здесь: их четкие линии прекрасно оттеняют старые стены дворца.

Как добраться

Лувр находится неподалеку от . Я, например, начинаю каждое новое свидание с Парижем под глухие и глубокие голоса колоколов Нотр-Дам, и вам советую. А чтобы попасть отсюда в Лувр, нам с вами надо всего-то перейти с острова Ситэ на правый, северный берег Сены по одному из трех мостов (всего их на острове девять): мосту Нотр-Дам (pont Notre-Dame), мосту Менял (pont au Change), а еще лучше по Новому мосту (pont Neuf).

Новый мост, вопреки названию, как раз самый старый в Париже – его открыли еще в 1606 году при короле Генрихе IV. У французов он даже вошел в поговорку. О чем-то давно и хорошо известном они говорят: эта история так же нова, как Новый мост. Интересен мост тем, что пересекает оба рукава Сены и «нос» похожего очертаниями на корабль острова Ситэ, соединяя сразу четыре берега.

Перешли на правый берег и видим перед собой не что-нибудь, а «Самаритэн» («Samaritain»). Это наряду с «Галери Лафайетт» и «Прэнтан» один из трех знаменитейших и старейших больших магазинов Парижа, явлению которых Эмиль Золя посвятил свой роман «Дамское счастье». Но за покупками заглянем попозже, ведь сейчас мы с вами идем в Лувр.

А он уже совсем рядом – от Нового моста налево, затем несколько шагов по набережной Лувра, переходящей в набережную Франсуа Миттерана, и вот уже перед нами Квадратный двор (le Cour Carée) музея. Двигаясь дальше по набережной, можно войти во двор Лувра через Львиные ворота, а можно обойти дворец справа и попасть сюда же с улицы Риволи – самой роскошной и дорогой улицы не только Парижа, но и, пожалуй, Европы – через пассаж Ришелье или через галерею Каррузель.

Если же вы будете добираться до Лувра на метро, то ехать вам следует до станции «Пале-Рояль – Мюзе дю Лувр» («Palais Royal – Musée du Louvre»), из которой можно выйти напрямую в торговый центр под зданием музея, а оттуда – под сень большой пирамиды, которая и есть вход в музей. Еще один вариант – доехать до станции «Лувр Риволи» («Louvre Rivoli»). Если не хотите спускаться под землю, выбирайте один из автобусных маршрутов: 21, 24, 27, 39, 48, 68, 69, 72, 81, 95. Все эти автобусы останавливаются возле главного входа в музей.

Дни посещения и цены

Музей Лувра открыт ежедневно, кроме вторника, с 9.00 до 18.00, в среду и пятницу – до 21.45. За 15 минут до закрытия вас попросят освободить помещение. В праздники – 1 января, 1 мая и 25 декабря – музей закрыт.

С октября по март в первое воскресенье месяца доступ к постоянным коллекциям Лувра бесплатный, как и 14 июля, в День взятия Бастилии. Вечерами в среду и пятницу с молодежи до 26 лет тоже не спросят денег, только покажите удостоверение личности (думаю, загранпаспорт сойдет), в котором записана дата вашего рождения.

Билет в Лувр стоит 15 евро, но если вы хотите прогуляться по музею с русскоговорящим гидом, то будьте готовы расстаться с 45 евро. Правда, гид работает только с группой, поэтому либо приходите с друзьями, либо ждите, пока соберется необходимое число любителей искусства из России и стран СНГ. Но, мне кажется, тому, кто хоть немного знаком с историей искусства, экскурсовод в Лувре не понадобится – настолько известны его экспонаты.

Что можно увидеть

Каждый приходит в Лувр за чем-то своим: мне, скажем, интересны клинописные таблички из Месопотамии, которым исполнилось 6 тысяч лет (на фото внизу), другим не терпится взглянуть на египетские саркофаги, папирусы, фаюмские портреты, третьего манит искусство Древней Греции и Рима. А еще здесь есть экспозиции артефактов из Персии и Леванта, коллекция живописи европейских художников – от XIII века и эпохи Возрождения до середины XIX века (полотна позднейших живописцев представлены в музее Орсэ. Он находится на одноименной набережной на другом берегу Сены, прямо напротив Лувра).

Что нужно увидеть

Но нельзя не побывать в Лувре и не увидеть трех гранд-дам мировой культуры.

Во-первых, это, конечно, Венера Милосская. Прекрасная статуя белого мрамора (ученые относят ее к 130 – 100 годам до нашей эры), когда французский моряк Оливье Вутье и местный житель Йоргос Кентротас откопали ее в 1820 году на греческом острове Милос, была еще с руками. Но после началась склока между французами, добивавшимися разрешения вывезти находку домой, и турками, чьими владениями был тогда остров… Словом, мировой культуре осталось то, что осталось.

Во-вторых, вы не пройдете мимо Нике (иногда говорят Ника) Самофракийской. Эта богиня победы, причем морской, потому что стоит на пьедестале в виде носа мраморного корабля, прекрасна даже без головы. Куда делась голова обнаруженной в 1863 году на острове Самотраки (Самофраки) на северо-востоке Эгейского моря скульптуры II века до нашей эры – история на этот раз умалчивает. В честь чьей именно победы и в каком морском сражении был создан шедевр, историки спорят до сих пор. Не станем им мешать, пойдем дальше коридорами Лувра...

…И придем в отдел живописи, коллекция которого началась с собрания картин все того же короля-мецената Франциска I, была пополнена стараниями Людовика XIV, которого мы помним по его афоризмам «государство – это я» и «точность – вежливость королей». Франциск выкупил все доступные работы Леонардо да Винчи после смерти мастера, включая «Джоконду», а Людовик собирал при своем дворе таких живописцев, как, например, Шарль Лебрен и Пьер Миньяр, чьи полотна мы видим теперь в Лувре рядом с картинами Николя Пуссена, Клода Лоррена, великих художников XIX века Эжена Делакруа с его «Свободой, ведущей народ на баррикады» и Теодора Жерико с его ужасающим «Плотом “Медузы”».

Когда мы с вами минуем всех этих живописцев, окунувших свои кисти в вечность, нас ждет встреча с самой загадочной женщиной всех времен. Да, вы угадали – с Джокондой. Никакие, даже самые качественные репродукции не передают обаяния Моны Лизы. До своего первого свидания с ней я недоумевал: что люди нашли в этой пухловатой даме. И лишь когда увидел ее своими глазами, понял: да она просто очаровательна! Убедитесь сами.

Шедевр Леонардо в пуленепробиваемой витрине с постоянным контролем температуры и влажности висит на отдельной стене. Ни одной картины на стене больше нет. Плотная толпа, кажется, вовсе без движения стоит перед самым знаменитым полотном в истории человечества. Только глаза. Только вспышки и треск фотоаппаратов. Короткий выдох, и еще один встретившийся взглядом с Джокондой осторожно выбирается из толпы.

Некоторые в волнении встречи забывают обо всем. Для таких рядом с «Джокондой» поместили табличку: «Осторожно! Опасайтесь карманников!» Словом, держите карман у́же и в виду прекрасной дамы не теряйте головы. Вы ведь не Нике Самофракийская, правда?

Переполненные прекрасным, выйдем из музея, пройдем к триумфальной арке на маленькой площади Каррузель, замыкающей открытый к западу двор Лувра, и встанем перед ней. В проеме арки откроется потрясающая главная историческая ось Парижа: от Лувра к саду Тюильри, а далее - площадь Согласия, Елисейские поля и Триумфальная арка на площади Звезды, с 1970 года носящей имя Шарля де Голля, а там, за Сеной, – суперсовременная Большая арка в деловом квартале Дефанс.

Так далеко мы с вами, может, и не заберемся, но на показаться надо.

Лувр (Париж) - подробная информация о музее с фото. Режим работы Лувра, планы (схемы) и коллекции музея, где купить билеты, официальный сайт.

Музей Лувр в Париже

Лувр - художественный музей в Париже , один из самых знаменитых и больших музеев мира, который ежегодно посещают около 10 млн. человек.

Первоначально здание дворца Лувра - это оборонительная крепость в низовьях Сены, превратившаяся впоследствии в один из главных королевских резиденций.

Лувр был основан в 1793 году. Музей представляет собой 73 000 кв. метров произведений искусства от времен Средневековья до середины 19 века, а также античных времен. В нем хранится около 35 000 экспонатов, некоторым из которых 7 000 лет.

В непосредственной близости от Лувра расположен сад Тюильри - один из крупнейших и старейших парков центра Парижа. Замечательный образец ландшафтного искусства и музей скульптур под открытым небом, а также отличное место для отдыха и релаксации в сердце большого города.

Отделы Лувра

Лувр разделен на 8 отделов:

  • Отдел египетских древностей
  • Отдел греческих, этрусских и римских древностей
  • Отдел восточных древностей
  • Отдел искусства исламских стран
  • Отдел живописи
  • Отдел скульптур
  • Отдел графики
  • Отдел предметов искусства

Коллекции

  1. Искусство Древнего Ближнего Востока (7500 год до н.э. - 500 год н.э.) - экспонаты, найденные в ходе археологических раскопок, распределены по географическому признаку (территория современных Ирана, Ирака, Сирии, Турции и т.д.). Собрание включает элементы отделки дворцов и храмов, статуи, таблички с надписями и предметы роскоши и знакомит с одним из первых очагов великих цивилизаций. Уровень 0 - крыло Ришелье и крыло Сюлли
  2. Искусство Древнего Египта (4000 - 30 гг. до н.э.) - скульптурные и живописные произведения, фрагменты храмов и гробниц, ритуальные и обиходные предметы из долины Нила - от Египта до Судана - представлены в рамках тематической экспозиции (уровень 0), а также в рамках хронологической экспозиции от конца доисторического периода до установления римского господства (уровень 1). Уровни 0 и 1 - крыло Сюлли
  3. Искусство Древней Греции (6500 - 30 гг. до н.э.) - экспозиция, расположенная на уровнях -1 и 0, строится по хронологическому принципу и отражает развитие древнегреческого искусства от конца доисторического периода до установления римского господства. На уровне 1 представлена материальная культура Древней Греции и Древнего Рима (предметы из бронзы, золота и серебра, керамики, стекла). Уровни -1, 0 и 1 - крыло Денон и крыло Сюлли
  4. Искусство Древнего Рима (100 г. до н.э. - 500 г. н.э.) - на уровне 0, вокруг дворика французской королевы Анны Австрийской (1615-1643), собрание представлено в хронологическом порядке от конца Римской республики до падения Римской империи. На уровне 1 представлена материальная культура Древней Греции и Древнего Рима. Уровни 0 и 1 - крыло Денон и крыло Сюлли
  5. Искусство Древней Италии и Этрурии (900 - 200 гг. до н.э.) - скульптуры, вазы, саркофаги, оружие, украшения, предметы внутренней обстановки - как правило, найденные в гробницах - дают представление о цивилизациях, предшествовавших римлянам на территории современной Италии в первом тысячелетии до н.э. Уровень 0 - крыло Денон
  6. Искусство Ближнего Востока и Египта (30 г. до н.э. - 1800 г. н.э.) - мозаики, воспроизведенные церковные интерьеры, живописные портреты, глиняные изделия и предметы роскоши дают возможность ознакомиться с искусством Восточного Средиземноморья, в период со времен Римской империи до эпохи мусульманских завоеваний. Этот ряд продолжает искусство христианских общин Египта и Судана эпохи Средневековья и Новой истории. Уровни -2 и -1 - крыло Денон
  7. Искусство исламского мира (700-1800 гг.) - предметы из керамики, стекла и дерева, миниатюры, ковры и парадное оружие, представленные в хронологическом порядке от возникновения ислама до XVIII в., отражают великолепие цивилизации, простиравшейся от Испании до Индии. Уровни -2 и -1 - крыло Денон
  8. Скульптура / Франция (500-1850 гг.) - расположенная вокруг внутренних двориков Марли и Пюже, в которых представлены садовые скульптуры XVII-XIX вв., хронологическая экспозиция охватывает период от Средневековья до эпохи романтизма и знакомит с творчеством крупнейших французских скульпторов, таких как Гужон, Кусту, Пигаль, Гудон или Бари. Уровни -1 и 0 - крыло Ришелье
  9. Скульптура / Европа (500-1850 гг.) - европейская скульптура представлена географически: Италии и Северной Европе посвящены хронологические экспозиции на двух уровнях, где можно увидеть творения Донателло, Микеланджело, Кановы и др. В отдельном зале расположены образцы испанской скульптуры. Уровни -1 и 0 - крыло Денон
  10. Живопись / Франция (1350-1850 гг.) - самое полное в мире собрание французской живописи представлено в хронологическом порядке и включает картины таких мастеров, как Пуссен, Жорж де ла Тур, Ватто, Фрагонар, Энгр, Коро и др. Монументальные полотна XIX в. (Давид, Делакруа) выставлены на уровне 1 в крыле Денон. Уровень 2 - крыло Ришелье и крыло Сюлли / уровень 1 - крыло Денон
  11. Живопись/ Северная Европа (1350-1850 гг.) - живопись Северной Европы представлена в хронологическом порядке, а также в соответствии с географическими очагами культуры: Фландрия, Германия, Нидерланды и т.д. Посетители смогут увидеть шедевры Ван Эйка, Брейгеля, Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта, Вермеера. Уровень 2 - крыло Ришелье
  12. Живопись / Италия (1250-1800 гг.) - собрание итальянской живописи, одно из богатейших в мире, выставлено в Квадратном Зале, в Большой Галерее и в прилегающих залах. Картины представлены в хронологическом порядке и в соответствии с географическими очагами культуры. Среди них - шедевры Фра Анжелико, Ботичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Караваджо и др. Уровень 1 - крыло Денон
  13. Живопись / Испания (1400-1850 гг.) - экспозиция располагается в небольших помещениях вокруг центрального зала с монументальными полотнами. Собрание представлено в хронологическом порядке с XV по XIX в. и включает творения таких знаменитых живописцев, как Эль Греко, Сурбаран, Рибера, Мурильо, Гойя. Уровень 1 - крыло Денон
  14. Живопись / Великобритания / Соединенные Штаты (1550-1850 гг.) - собрание британской и американской живописи Лувра состоит главным образом из портретных и пейзажных полотен. Представлены такие художники, как Гейнсборо, Уэст, Реберн, Лоуренс, Тёрнер и Констебль. Уровень 1 - крыло Денон
  15. Декоративное искусство / Европа (500-1850 гг.) - представленная хронологически от Средневековья до середины XIX в. коллекция предметов роскоши (ювелирные украшения, оружие, гобелены, изделия из стекла, керамика, художественная эмаль, изделия из золота, серебра и бронзы, драгоценные камни и сокровища француской короны, предметы внутренней обстановки), а также воссозданные интерьеры отражают высокий уровень прикладного искусства, развивавшегося, в частности, благодаря королевским заказам. Уровень 1 - крыло Ришелье, крыло Сюлли, крыло Денон
  16. Рисунки, гравюры, эстампы / Европа (1350-1850 гг.) - это богатейшее в мире собрание выставляется частями, поочередно, по причине чувствительности экспонатов к свету. На временных выставках можно увидеть рисунки, гравюры, эстампы, пастели, акварели, а также рукописи величайших европейских художников. Уровень -1 - крыло Сюлли (Ротонда Сюлли)
  17. Искусство народов Африки, Азии, Океании и Америки (700 г. до н.э. - 1900 г. н.э.) - собрание, включающее в себя около ста шедевров из коллекции Музея на набережной Бранли, представлено географически. В этом отделе можно увидеть выдающиеся произведения ряда внеевропейских цивилизаций доколумбовой Америки, Африки, Юго-восточной Азии, Океании. Уровень 0 - крыло Денон

Павильон Часов: ознакомление с Лувром - предваряет осмотр коллекций и знакомит с историей дворца и музейного собрания. Вокруг руин средневекового замка представлен процесс постепенного превращения дворца в музей. Далее, на уровне 1, избранные произведения позволяют оценить разнообразие коллекций. Уровень 2 посвящен современной жизни музея. Этот ознакомительный маршрут был назван в честь Его Королевского Высочества шейха Заида бен Султана Аль Нахайяна, основателя Объединенных Арабских Эмиратов, в знак благодарности за неоценимую поддержку, оказанную музею Объединенными Арабскими Эмиратами.

Малая Галерея - здесь можно научиться лучше понимать художественные произведения и почерпнуть знания в области истории искусства и различных
художественных техник. Каждый год предлагается новая тема, которая становится отправной точкой для ознакомления с коллекцией музея.

Планы Лувра







План Лувра на русском языке - скачать в PDF

Правила посещения

  1. Соблюдать тишину.
  2. Запрещено принимать пищу и пить спиртные напитки.
  3. Запрещено фотографировать со вспышкой. Некоторые экспозиции вообще запрещено снимать.

Официальный сайт


Режим работы Лувра

Музей Лувра работает ежедневно, кроме вторника, с 9.00 до 18.00 Залы закрываются в 17.30. Внимание, музей не работает 1 мая и 25 декабря.

В среду и пятницу музей работает до 21.45

Стоимость билетов и где их купить?

Стоимость билета в Лувр - 15 евро. В среду и пятницу после 18.00 молодежь (до 26 лет) может попасть в музей бесплатно. Для этого нужно только удостоверение личности.

Ни один музей мира не может сравниться по популярности с Лувром, который ежегодно посещают порядка 10 млн человек. В первую очередь посетители стремятся увидеть загадочную «Джоконду», легендарный эталон античной красоты — Венеру Милосскую и мраморную фигуру богини победы Ники Самофракийской. Но если у скульптур можно спокойно встать и погрузиться в созерцание, то у подлинника портрета Моны Лизы это сделать невозможно. Чтобы оказаться у защитного ограждения, придется протискиваться сквозь толпу туристов, делающих селфи. Небольшое полотно (размер — 77×53 см) размещено под пуленепробиваемым стеклом, дающим отблески, поэтому разглядеть черты с расстояния нескольких метров будет проблематично. Тех, кто рассчитывал испытать эстетический восторг, ждет неминуемое разочарование. Однако в Лувре есть и другие картины Леонардо да Винчи, и их можно рассмотреть вблизи: «Мадонна в гроте», «Благовещение», «Прекрасная Ферроньера», «Иоанн Креститель», «Вакх», «Святая Анна с Мадонной и младенцем Иисусом».

Билеты в Лувр

Музей работает ежедневно, кроме вторника, с 9:00 до 18:00, в среду и пятницу — до 21:45. Выходные дни — 1 января, 1 мая и 25 декабря. Стоимость билета — 17€. Лица, не достигшие 18 лет, пропускаются бесплатно. С октября по март в первое воскресенье месяца доступ к постоянным коллекциям становится свободным для всех, как и 14 июля, в День взятия Бастилии.

Забронировать билет можно на официальном сайте Лувра . При покупке в кассах принимаются оплата как наличными, так и банковскими картами. Билет действителен в течение дня, в случае необходимости можно покинуть дворец и вернуться снова.

Купить на

Входы в Лувр:

  • через пирамиду (главный вход);
  • рядом с аркой Карузель;
  • через Львиные ворота — в правое крыло музея;
  • со стороны улицы Риволи — 93 rue de Rivoli — в левое крыло;
  • через подземный вход торгового центра Carrousel du Louvre — 99 rue de Rivoli;
  • от станции метро Palais Royal Musee du Louvre.

Экскурсии в Лувр

Картины Лувра

Гордость Лувра — коллекция живописи, включающая свыше 6 000 картин, созданных европейскими художниками с конца XIII века до 1848 года (работы более позднего времени перемещены в музей д’Орсе). Произведения живописцев Франции и Северной Европы выставляются в крыле Ришелье и Квадратном дворе (Cour Carrée), а творчество испанских и итальянских мастеров представлено на первом этаже в галерее Денон.

Приковывают взгляды монументальные полотна «Коронация Наполеона», «Клятва Горациев» и «Смерть Марата» Жака-Луи Давида .

В основу сюжета, изображенного на холсте «Плот «Медузы» Теодора Жерико , легли реальные трагические события: после кораблекрушения удалось выжить лишь нескольким членам команды морского фрегата.

«Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа считается ключевой вехой между эпохами Просвещения и Романтизма. Политическая и аллегорическая работа воспевает героев, сражавшихся на баррикадах. Картина написана в 1831 году по заказу Луи-Филиппа, который взошел на престол как король французского народа и сделал триколор национальным флагом страны.

Представление об изобразительном искусстве северной Европы дают «Кружевница» и «Астроном» Яна Вермеера , «Дерево с воронами» Каспара Давида Фридриха .

Венецианская школа XVI века представлена картинами Тициана «Сельский концерт», «Положение во гроб», «Женщина за туалетом» и «Коронование терновым венцом».

Посетители надолго замирают у творений эпохи Возрождения, среди которых выделяются работы Рафаэля «Мадонна с вуалью», «Архангел Михаил», «Святой Георгий, побеждающий дракона», «Прекрасная садовница».

К расцвету творчества Боттичелли , когда художник работал при дворе могущественной династии Медичи, относятся «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» и «Портрет молодого человека».

Не менее интересна картина «Святой Людовик, король Франции, и паж» кисти Эль Греко , которого искусствоведы называют символом испанского Ренессанса.

Караваджо как основатель реализма в живописи и один из крупнейших мастеров барокко представлен «Гадалкой» и «Смертью Марии».

Обширным собранием полотен Рембрандта Лувр обязан Людовику XIV. «Король-солнце» после смерти великого голландца приказал скупить все его картины. Среди шедевров — «Автопортрет с золотой цепью», «Ужин в Эммаусе», «Купающаяся Батшеба», «Освежеванный бык».

Серия картин, описывающая жизнь Марии Медичи, была заказана фламандцу Рубенсу самой королевой-регентом Франции.

В мрачную атмосферу Средневековья и апокалиптических идей переносят картины Иеронима Босха и Питера Брейгеля-старшего .

Немецкий художник Альбрехт Дюрер запечатлел себя в возрасте 22 лет, снабдив автопортрет надписью «Мои дела определяются сверху».

Схема Лувра

В XII веке Филипп II построил крепость для защиты от набегов викингов. Этимология слова «Лувр» до сих пор остаётся загадкой для исследователей. По одной из версий, на языке франков так называлась сторожевая башня. Здание неоднократно перестраивалось, неизменно оставаясь главной резиденцией монархов. В 1674 году Людовик XIV перевел двор в Версаль. После Французской революции Национальная ассамблея издала декрет об использовании Лувра в качестве музея, и 10 августа 1793 года дворец открылся для широкой публики. Большинство экспонировавшихся произведений были конфискованными церковными и королевскими ценностями.

В настоящее время музейный комплекс располагается на 5 уровнях в 3 сообщающихся крыльях, названных в честь выдающихся деятелей Франции: Sully (Сюлли) — центральная часть, Richelieu (Ришелье) — левое крыло, Denon (Денон) — правое.

На схеме Лувра (есть в свободном доступе в кассах и у каждого из входов) разными цветами обозначены тематические залы и переходы между ними.

Последнее архитектурное новшество — главная входная группа в виде стеклянной пирамиды, одновременно являющейся куполом подземного вестибюля, в окружении фонтанов и пирамидальных конструкций размером поменьше. Автор проекта — американский архитектор китайского происхождения Йо Минг Пей. Сооружение вызвало немало споров, однако быстро стало узнаваемым символом Лувра.

Коллекции музея

Музейный фонд насчитывает более 400 тысяч экземпляров, из которых только десятая часть выставляется в залах, а остальные хранятся в запасниках. Если бы кто-то решил осмотреть все экспонаты сразу и потратить на каждый по минуте, на это потребовалось бы около года. И даже беглое знакомство с основными шедеврами мирового искусства займет как минимум день.

Древний Египет

В 2001 г. на экраны вышел фильм «Бельфегор — призрак Лувра», после чего посещаемость залов с египетскими древностями резко возросла. Экспозиция, занимающая больше 20 залов, располагает артефактами Нильских цивилизаций, датируемых от IV до н. э. по IV век н. э., а также предметами быта и произведениями искусства римского, птолемейского и византийского периодов. Коллекция включает статуи сфинксов, папирусы, саркофаги, ювелирные украшения, музыкальные инструменты и оружие. Особенно насыщены экспонатами секции Нового царства и Коптского Египта.

Примечательные объекты, отмеченные во всех путеводителях, — статуя фараона Рамзеса II, голова царя Джедефра, «Сидящий писец» и нож из Гебель эль-Арака, датируемый 3400 годом до н. э. Каменный монумент, изготовленный из чёрного диорита, — это стела с кодексом Хаммурапи. Законодательный свод Вавилона считается первым в истории человечества правовым документом.

Отдел был создан в 1826 г. по указу Карла X, а первым смотрителем стал Жан-Франсуа Шампольон, сумевший расшифровать древнеегипетские иероглифы на Розеттском камне. Военный поход Наполеона Бонапарта в Египет, благодаря которому коллекция Лувра значительно увеличилась, был не совсем обычным. Кроме солдат и офицеров, в составе экспедиции числилось астрономы, математики, химики, минералоги, историки и другие ученые, заложившие основы египтологии.

Ближний Восток

Наследие древних ближневосточных цивилизаций подразделяется на три географических региона: Левант, Месопотамия и Иран (Персия). Коллекция формировалась благодаря археологическим раскопкам. Возраст некоторых находок — 7 тысяч лет до нашей эры. В витринах выставлены образцы клинописи шумеров.

Греция, Этрурия и Рим

Предметы, привезенные из стран средиземноморского бассейна, относятся к временному промежутку от неолита до VI века н. э. Экспозиции охватывают античный период вплоть до упадка Римской империи.

Исламское искусство

В залах демонстрируются изделия из стекла, керамики, металла, дерева и слоновой кости, а также ковры, ткани и миниатюры.

Скульптуры

В числе самых ценных экспонатов Лувра — две скульптуры Микеланджело: знаменитые «Восставший раб» и «Умирающий раб». Они были созданы в период с 1513 по 1519 г. для надгробия папы Юлия II, но так и не вошли в окончательный вариант усыпальницы. «Амур и Психея» Антонио Канова относится к неоклассическим работам. Романские произведения — «Даниил в пещере льва» XI века и «Девственница из Оверни» XII века, барельефы Жана Гужона, «Снятие с креста» и «Воскресение Христа» Жермена Пилона.

Прикладное искусство

Произведения от Средних веков до середины XIX века можно увидеть на первом этаже крыла Ришелье в Галерее Аполлона. Особый интерес вызывают севрские вазы мадам де Помпадур и комнаты Наполеона III.

Рисунки и гравюры

Коллекция разделена на три секции: главный Кабинет короля, 14 тыс. медных печатных пластин и пожертвования Эдмона де Ротшильда, которые включают 40 000 гравюр, 3 000 рисунков и 5 000 иллюстрированных книг. Собрание выставляется в павильоне Флоры.

Сервис

В холле под пирамидой разместились кассы, гардероб, камеры хранения, киоски с сувенирной и книжной продукцией.

Для тех, кто не может воспользоваться эскалаторами или лестницей, предусмотрен специальный лифт.

Все сумки подлежат досмотру сканером, как в аэропорту.

Аренда аудиогида стоит 5 (версии на русском языке нет), оплата производится в билетных кассах, получение — на 1-м уровне.

На территории Лувра работает булочная Paul, чайный салон c террасой Angelina, ресторан традиционной французской кухни Bistrot Benoit, кафе и закусочные (в том числе с продажей еды на вынос), McDonald’s и кофейня Starbucks.

Бесплатно предоставляются складные стулья, детские коляски, трости, инвалидные кресла, переноски для младенцев.

Отели и достопримечательности рядом с Лувром

Размеры Лувра не позволяют ознакомиться со всеми экспонатами за один визит, так как выставочная площадь превышает 60 000 кв. м (общая — 160 000 кв.м). Тем, кто всерьез решил изучить сокровищницу мировой культуры, имеет смысл забронировать жилье поблизости от музея.

Проще всего доехать на метро, станция называется Palais-Royal — Musee du Louvre (пересечение желтой линии M1 и розовой M7). Выходить на улицу не придется — подземный переход ведет в торговый центр под зданием музея, а оттуда в большую пирамиду. Другой вариант — доехать до станции Louvre Rivoli (линия М1) и зайти с улицы Риволи.

Также можно воспользоваться одним из автобусных маршрутов: 21, 24, 27, 39, 48, 68, 69, 72, 81, 95. Все эти автобусы останавливаются возле главного входа.

Остановка водных трамвайчиков Batobus — Лувр и набережная Франсуа Миттерана (François Mitterrand).

Платная подземная стоянка доступна со стороны проспекта генерала Лемонье (с 7:00 до 23:00).

Быструю и комфортную поездку обеспечит вызов такси онлайн с помощью мобильных приложений Le Taxi, Uber, Lecab, Taxify, а для владельцев iPhone — G7.

Бывший королевский дворец, а ныне знаменитейший музей начинал строиться как крепость для обороны самого уязвимого места стены Филиппа-Августа. Король опасался нападения англичан, которые могли подойти к городу, поднявшись вверх по Сене. Вот в месте пересечения стены и реки для дополнительной защиты и было решено построить крепость, которую возвели к 1202 году. Новая цитадель стала именоваться Лувром, вероятно, от слова louver, обозначавшего укрепленное жилище. Впрочем, на этот счет существует множество версий.

Средневековая крепость

Стена пересекала нынешний Квадратный двор Лувра, а первая крепость, квадратная в плане, занимала юго-западную четверть этого двора. Сегодняшние масштабы того монументального сооружения, в которое с годами превратился Лувр, делают истинные размеры первой крепости чуть ли не игрушечными на фоне дворцового великолепия последующих веков. Но для своего времени это было внушительное фортификационное сооружение, настоящая средневековая твердыня. Зубчатые стены толщиной 2,5 метра с машикулями, десять круглых башен, донжон тридцатиметровой высоты (сегодняшний десятиэтажный дом) с четырехметровыми стенами, глубокий ров, наполненный водой, с контрэскарпами – все делало цитадель фактически неприступной.

План первого Лувра, наложенный на схему современных зданий и улиц

У гостей Лувра появилась замечательная возможность представить себе старинную крепость во всем ее величии. Во время раскопок были найдены основания стен и башен, и теперь посетитель музея может прогуляться вокруг них по бывшему рву в драматической полутьме.

История строительства Лувра

Как уже было сказано, Лувр поначалу имел оборонное значение и не предназначался для проживания монарха. Лишь через полторы сотни лет из королевской резиденции на Сите сюда переехал Карл V. Чтобы приспособить крепость для короля и его свиты, ее пришлось перестроить. Были прорублены окна в стенах, построены жилой корпус и парадная лестница, а все сооружение украсилось печными трубами, башенками и пинаклями. Замечательная миниатюра «Октябрь» из «Великолепного часослова герцога Беррийского» дает прекрасное представление о том, как выглядел Лувр того времени. Отметим, что вместе с королем в Лувр переехала его гигантская по тем временам библиотека из 973 книг, естественно, рукописных.

Братья Лимбург. Великолепный часослов герцога Беррийского.
Миниатюра «Октябрь».
1409–1416

После Карла V французские монархи долгое время предпочитали жить в замках Луары и в Париже бывали редко, отчего он несколько пришел в упадок. Возрождение города связано с именем Франциска I, который переселился сюда в начале XVI века. Дело в том, что, когда король оказался в испанском плену, парижане внесли за него бо"льшую часть выкупа. В знак благодарности монарх дал обет вернуть свою резиденцию в Париж.

Вновь королевский дворец

Франциск начал сносить старую крепость и строить новый дворец лишь незадолго до своей смерти. Крыло Леско слева от выхода из Квадратного двора во Двор Наполеона и есть самое старое из дошедших до нас зданий современного Лувра. Оно носит имя архитектора, которому Франциск I поручил в 1546 г. возведение нового дворца и который продолжил эту работу при следующем короле Генрихе II. Плод трудов Леско считается шедевром французского Ренессанса.

Павильон Леско. Гравюра Жака Андруэ дю Серсо. XVI в.

Надо сказать, что Пьер Леско как архитектор заботился не столько о выразительном соотношении масс и объемов, сколько о красоте внешних поверхностей здания. Так что заслуги в создании этого шедевра должны быть как минимум поровну разделены между ним и Жаном Гужоном, автором всего скульптурного убранства фасада.

Дальнейшая история Лувра – это история его постоянного строительства. Сначала на месте южной крепостной стены была построена реплика павильона Леско – правая часть того здания, что замыкает Квадратный двор. Затем, уже при Генрихе IV, после перерыва, связанного с религиозными войнами конца XVI века, возвели длинную галерею вдоль берега – сейчас она скрыта от взгляда посетителя. При Людовике XIII построили центральный павильон с часами и тремя арками-проходами. Он получил название Павильон Часов, а справа от него опять повторили павильон Леско. Руководил этими работами архитектор Жан Лемерсье.

Лувр. Квадратный двор. Слева – Павильон Леско, в центре – Павильон Часов

Во время правления Людовика XIV Квадратный двор закрыли со всех сторон идентичными павильонами. Нельзя сказать, что Леско оказался повторен в точности восемь раз, но все же именно его проект определил все пропорции. Тогда же построили величественную восточную колоннаду.

Восточная колоннада

Людовик XIV, Король-солнце, Париж не любил. Еще в детстве ему пришлось бежать из города, охваченного восстанием, и с тех пор он никогда не доверял парижанам. Взойдя на престол, он старался бывать в своей столице как можно реже и в конце концов переселился вместе со двором в Версаль.

Тем не менее Париж оставался главным городом королевства. И король не ставил под сомнение традиции своих венценосных предков, считавших, что лучшим выражением силы королевской власти служат грандиозные строительные проекты. Эта логика вполне понятна и сегодняшним правителям, пусть даже они не носят корону, а избираются или назначаются.

Такую политику полностью разделял первый министр короля Жан Батист Кольбер. Одной из своих задач он считал необходимость поставить изящные искусства на службу королевской власти и сделать управление ими частью государственной машины.

Кольбер хотел убить одновременно нескольких зайцев. Во-первых, Людовик XIV получал в свое подчинение прославляющих его художников – кто платит, тот и заказывает музыку. Во-вторых, результаты их деятельности служили величию Франции в Европе, утверждению ее ведущей культурной роли. В-третьих, было положено начало дошедшей до нас традиции верховенства Франции в производстве и экспорте предметов роскоши.

Архитектуре Кольбер уделял особое внимание. Он писал королю: «Ваше величество знает, что кроме славы военных побед ничто не выражает королевское величие так красноречиво, как изобильное строительство. Потомство всегда будет оценивать правителя по сооруженным в его время зданиям».

Возможно, Кольбер выражал свое искреннее мнение. Но скорее всего он просто пытался потрафить королю, у которого были две истинные страсти: строительство и война. И обе, кстати, оказались разорительными для государства. Монарх, считавший, как известно, государством себя, денег на их удовлетворение не жалел и опустошил казну настолько, что два его преемника не смогли восстановить финансовое благополучие государства. Кончились эти проблемы революцией.

В общем, несмотря на нелюбовь короля к Парижу, предложения Кольбера оставить после себя нечто грандиозное пали на благодатную почву. В частности, решено было создать новый восточный фасад Лувра, формально все еще остававшегося королевской резиденцией.

Первый министр подошел к делу ответственно. В 1664 г. он фактически устроил конкурс между лучшими архитекторами своего времени. Но всесильного министра не удовлетворили ни Луи Лево, ни Франсуа Мансар, ни даже приглашенный из Рима Джованни Лоренцо Бернини, один из лучших архитекторов своего времени. Итальянец вообще предлагал все снести и построить заново по его проекту. К тому же каждый искал протекции при дворе, отчего Кольбер оказался втянут в многочисленные интриги.

Чтобы с этим покончить, Кольбер потребовал от архитекторов разработать совместный проект. К тому времени Лево уже был занят строительством в Версале, и потому основная заслуга в разработке финального проекта принадлежала Клоду Перро, архитектору-любителю, врачу и старшему брату знаменитого сказочника Шарля Перро.

Получился шедевр мировой архитектуры и одно из высших воплощений французского классицизма. Непревзойденное ощущение величия достигнуто, несмотря на крайне скромное использование архитектором всяческих украшательств. Перро не нуждался в роскоши отделки. Как известно, строит богато тот, кто не умеет строить красиво. Эффектный ритм и точно найденные пропорции – вот что делает восточную колоннаду Лувра по-королевски великолепной.

Лувр. Восточная колоннада

В дальнейшей истории мировой архитектуры зодчие не раз опирались на соотношения, найденные Перро. Например, расхожей формулой для парадных зданий стал гигантский ордер, водруженный на высокий, но относительно скромный нижний этаж. Бесчисленные цитирования этого приема можно встретить по всему миру. Вспомните, например, архитектурное обрамление арки Генштаба напротив Зимнего дворца на Дворцовой площади или Таврический дворец в том же Санкт-Петербурге.

Арка Генерального штаба. Санкт-Петербург

Как это часто бывает, сегодня трудно оценить новаторские приемы того времени. Современники же отмечали, например, отсутствие аттиков и высоких крыш, столь характерных для всей предшествовавшей французской архитектуры и ведущих свое происхождение от средневековых башен. Правда, Перро предполагал выстроить их над боковыми павильонами, но вначале помешала банальная нехватка денег, а позже и сама идея стала восприниматься как старомодная.

В новинку было и смелое использование выдвинутых вперед колонн, поскольку архитекторы барокко предпочитали либо пилястры, либо полуколонны. Не­обычным казалось и их расположение парами, что позволило зодчему добиться широких проемов между ними. Для хорошего освещения внутренних помещений окна можно было сделать большими.

Перро блестяще решил непростую задачу ритмической организации длинного фасада. Он выглядит цельным, даже единообразным, но никак не монотонным. Ритм сдвоенных колонн подхватывают колонны центрального и пилястры боковых павильонов, а их фасадные стены, выдвинутые вперед, контрастируют со стеной самой колоннады, что придает фасаду особую пластическую глубину. Это не плоская стенка, отгораживающая здание, а сложная объемная конструкция.

Как обычно, недостатки здания стали продолжением его достоинств. Сложная пластическая разработка фасада привела и к уменьшению размеров внутренних помещений, «съеденных» пространством за колоннадой, и к удорожанию строительства.

Однако в целом у Перро получилось убедительно выразить несгибаемую мощь французского абсолютизма. Можно сказать, что гигантский и несколько холодный фасад, к тому же не слишком соразмерный человеку, выражает и бездушие бюрократического государства. Что ж, в очередной раз архитектура оказалась ярким воплощением духа эпохи.

Надо отметить, что, пока колоннада строилась, король окончательно переселился в Версаль и совершенно охладел к Лувру и Парижу. Поэтому много лет восточный фасад дворца был своего рода декорацией, за которой прятались недостроенные здания, многие даже без крыши. Только в XIX веке эта часть Лувра была наконец завершена.

Двор Наполеона

Двор Лувра, открытый на запад, в сторону Триумфальной арки и маркированный в центре пирамидой, называется Двором Наполеона. Это великолепный пример тактичного обращения со стариной без рабского ей подражания. Эктор Мартин Лефюэль, завершивший строительство Двора Наполеона в середине XIX в., в основных чертах воспроизвел архитектурные особенности павильонов Леско и Часов, но все же трактовал их по-своему. Пилястры уступили место свободно стоящим колоннам, появились аркады, едва ли не все «свободное» место было отдано под скульптурные украшения. 70 статуй посвящены памяти великих людей Франции: Абеляру, Вольтеру, Пуссену, Рабле... Есть среди них и государственные деятели (Ришелье, Кольбер, Мазарини), и ученые (Декарт, Лопиталь, Лавуазье).

Лувр. Общий вид. На дальнем плане – Квадратный двор,
в центре – двор Наполеона, на переднем плане – площадь Карузель с одноименной аркой

Но все это великолепие едва ли не затмила собой знаменитая пирамида Лувра. Она подверглась яростной критике во время строительства и до сих пор популярна скорее у приезжих и дилетантов, чем у парижан и профессионалов, носителей высокого художественного вкуса. Если кажется, что страсти улеглись, то лишь потому, что о Париже мы знаем в основном по путеводителям, а их задача потрафить клиенту и расхвалить все достопримечательности. Специалисты же по-прежнему морщат нос.

«Лувр и так задыхается от посетителей и зачем же создавать для них приманку? Зачем превращать Лувр в аттракцион? Недаром в знак протеста против стеклянных пирамид директор Лувра Андре Шабо подал в отставку. Хорошо, когда невежественный турист обходит стороной Лувр и с энтузиазмом лезет на Эйфелеву башню, которая именно для того и построена», – считает, например, профессор исторического факультета МГУ Елена Федорова, автор отличной книги «Париж. Века и люди».

Лувр. Двор Наполеона

С другой стороны, заманить невежественного туриста в Лувр – означает сделать его хоть чуть-чуть более «вежественным»... А это ли не благородная задача?

Художественную ценность пирамиды мы уже отстаивали (см. «Искусство» № 1/2006), так что повторяться не будем. Напомним лишь, что она сделала ансамбль Лувра завершенным, как бы сцементировала собой его геометрию и оформила, организовала пространство двора.

Дворец Тюильри

Два угловых павильона, которыми заканчиваются здания Лувра, некогда соединял трехэтажный дворец, построенный в тех же пропорциях. Он назывался Дворцом Тюильри и стоял здесь до 1871 г., когда был сожжен коммунарами, – разрушительная сила коммунистических революций уже тогда превосходила созидательную.

В 1564 г. его начала строить Екатерина Медичи, вдова убитого на турнире Генриха II, которая не хотела жить там, где все напоминало о погибшем муже. Тогда же дворец получил свое название, поскольку был построен на месте фабрики по производству черепицы (фр. tuile ). Здесь жил Людовик XIV, пока строился его любимый Версаль, а в 1789 г. революционные массы заставили вернуться сюда из того же Версаля его прапраправнука Людовика XVI. Тремя годами позже разгоряченная толпа штурмовала Тюильри, желая королевской крови. Находившийся под защитой лишь своих швейцарских гвардейцев Людовик XVI попытался задобрить восставших. Он отдал приказ не применять против них оружия, после чего скрылся, оставив своих защитников на растерзание бунтовщиков.

Погибли все, и до сих пор швейцарцы ждут от Франции хоть какого-нибудь знака памяти своим соотечественникам, до конца исполнившим свой долг. Пока достойно откликнулся лишь Виктор Гюго: «Прекрасно, что нация, которая первой в Европе пролила кровь за рождающуюся свободу, последней пролила ее за умирающую монархию».

А королю его трусость дала лишь короткую отсрочку: он был казнен через 195 дней.

Сейчас вполне серьезно обсуждается проект восстановления Дворца Тюильри. Застройщики потирают руки в преддверии выгодного заказа, власти мечтают о новой приманке для туристов, и все дружно отмахиваются от ученых консерваторов. А их аргументы просты: застройка исторического центра сложилась, дворец перекроет главную из Больших осей и навсегда останется новоделом.