Туристический портал - NataliSudak

Туристический портал - NataliSudak

» » Арташат и история античной армении. Армения - арташат - рынок Развлечения и отдых

Арташат и история античной армении. Армения - арташат - рынок Развлечения и отдых

"Возник большой и очень красивый город, которому царь дал свое имя и провозгласил его столицей Армении" -
К сожалению, искусство и культура древней Армении очень мало изучены. Поэтому попытаюсь внести свою небольшую лепту в дело изучения и распространения информации. Как основной источник использовал книгу "Арташат" Б. Н. Аракеляна, однако помимо нее использовано большое множество источников, которые указаны в тексте.

Он также считал, что непосредственное участие в строительстве Арташата принял Ганнибал. Сегодня армянские историки считают, что это мнение основывалось лишь на сравнительном величии Арташата и сходством его с Карфагеном.

А из "Истории Армении" Мовсеса Хоренаци мы узнаем о строительстве Арташата более подробно. Кроме того, интересная деталь, первым населением города были иудеи из Ервандашата. (Мовсес Хоренаци, кн 2. , гл. 49. Строительство Арташата). Там же, в 56 главе 2 книги, Мовсес Хоренаци говорит о самом Арташесе 1. "Говорят, что при Арташесе не было ни клочка невозделанной земли в Армении, ни на горах, ни на долинах. Таково было благоденствие земли нашей."

Город Арташат: население и территория

Одним из выдающихся исследователей г. Арташат был Ж. Д. Хачатрян, который был главой экспедиции археологов, которая совершала исследование в 70х годах. Ему также принадлежит книга "Арташат, Античные некрополи". По его данным, территория Арташата составляла 400 гектар, длина стен-фортификаций (укреплений) - 10 тыс. метров, а население - 150 тыс. чел в период максимального расцвета.
По имеющимся у меня данным (согласно Чендлеру (3.5), Армянской Советской Энциклопедии(4) и данным переписи Тиграна II (5)), в период 1 в. до н. э. - 1 в. н. э. население Армении колебалось в пределах 3.5-5 млн чел. Исходя из этого, столица могла иметь население в 150 тыс. чел. Согласно данным Фавстоса Бузанда, персы переселили 49 тысяч семейств в Персию (об этом позже; возможно эти 49 тыс включали и г. Арташат и прилежащие области), а это порядка 250 тыс. жителей. Я думаю, население Арташата вряд ли могло превышать 60 тыс. чел. Сам факт преувеличения в древних хрониках встречается нередко. Иначе, если взять прямо на вооружение данные Хоренаци, персы выселили из Армении до миллиона жителей и множество было убито. Хотя факт, что за первую половину 4 века население Армении снизилось примерно на 500 тыс. чел. (по данным Чэндлера).

Военная, экономическая и политическая города Арташат
Арташат был столицей и объединяющим центром страны на протяжении около 500 лет. Сразу после постройки он обрел огромное экономическое значение, стал одним из важнейших транзитных центров международной торговли (в том числе и великого шелкового пути), в результате чего армянские купцы стали импортировать из Китая шелк-сырец (коконы или снятое с них необработанное сырье) и шелковые ткани, а экспортировать медь, свинец, шитые золотом ткани, стеклянные изделия и сосуды из Александрии и Междуречья. (Торгово-экономическое присутствие армян в мире. Китай)

По сообщению Мовсеса Хоренаци, в Арташат была переведена часть населения Ервандашата, прежней столицы Армении. Здесь, следовательно, состоялся синойкизм-формирование населения новооснованного города путем передачи ему части населения старых городов-обычный способ заселения новых городов в эллинистическом мире. В Армении, однако, этот способ был недостаточен из-за малочисленности городского населения. Здесь применяли и переселение чужестранцев--как при Арташесе I, так и, особенно, при Тигране II.
В первой половине II в. до н. э. в Армении, помимо Арташата, был основан целый ряд других городов. Они носили имя отца Арташеса-Зареха и протянулись цепочкой по территории Армении с юго-востока на северо-запад. Сохранились сведения о городах Зарехаван в Ноширакане, Зарехаван в Багреванде, Заришат в Вананде и т. д. В Софене в этот же период был основан город Аркатиокерт. http://armenica.info/history/histor2.htm

Как и все города античной истории, Арташат неоднократно подвергался разрушениям. Предположительно, впервые это произошло на стыке 2-1 вв до н. э., когда в Армению вторглись парфяне и отняли у нее "семьдесят долин" и в качестве заложника увели царевича Армении (будущего Тиграна II).

Впоследствии Тигран II совершил обширные завоевания и перенес столицу. Арташат остался на севере, новая столица, - Антиохия - находилась вне Великой Армении. Возникла необходимость создать столицу в такой области Армении, чтобы она одновременно могла служить центром державы. В 80-х годах до н. э. на берегу одного из северных притоков верхнего течения Тигра, в армянской области Ахдзник, в 77 году до н.э. был основан город Тигранакерт -новая столица державы. Рассказ о Тигранакерте потребует отдельной статьи. Это недалеко от нынешнего Диарбекира. .

Армения и Рим
В 69 году до н. э, когда римские легионы ограбили и разрушили вторую столицу Армении, Тигранакерт, городу Арташат тоже угрожала подобная участь, т. к. римляне считали его центром противоборствующего государства, армянским Карфагеном. Но по пути к Арташату войска Лукулла были разргомлены Тиграном II. Спустя некоторое время Тигран потерпел поражение от Помпея, но римский полководец вступил на Арташатскую землю в 66 г до г. э. не в целях ее захвата, а для переговоров. Тиграну был поставлен ультиматум, согласно которому он должен был отказаться от всех завоеванных им стран, взамен римляне оставляли Армению в ее границах, какими они были до завоеваний, на что Тигран II согласился. Кстати, творивший при царском дворе греческий писатель Метродор Скепсийский как-то спросил у Тиграна - Что бы ты пожелал увековечить после себя: прославление твоих сокрушительных побед, милость богов или богатство возведенных крепостей? Вместо этого я бы пожелал, чтобы после меня вечно существовала Армения , - молвил Тигран II.


Слева - Фрагмент карты о Средиземноморье с сайта техасского университета , Армения в период Тиграна II, 70е гг. до н. э.. Справа - карта, регион и Армения в 250 году. Также можете ознакомиться с картой Армения в I в н.э. , с сайта Euratlas.net , фрагмент.

В 60х годах до н. э. римляне весьма усилили свое влияние на Ближнем Востоке, завоевали Иудею, Сирию, Понтийское царство Митридата VI Евпатора, а далее вторглись во владения Парфии, их недавней союзницы. На возмущенное письмо парфянского царя Фраата III, Помпей ответил, что господство Рима простирается так же далеко, как и его право.
В 50х гг. до н. э., в начале правления сына Тиграна, Артавадза II, Марк Лициний Красс, став консулом Сирии, собирался покорить восток вплоть до Бактрии (в районе нынешнего Афганистана). Согласно договору Тиграна II с Помпеем, Артавадз должен был оказать Крассу помощь войсками. Он предложил Крассу поход против Парфии совершить через Армению. Но Красс отверг предложение Артавадза и пошел через пустыни Сев. Месопотамии. Артавадз, сознавая последствия возможной победы Рима для Армении, заключил договор с парфянским царем Ородом II, закрепив его брачными узами своей сестры с парфянским царевичем. К тому времени римская армия потерпела сокрушительное поражение в битве у месопотамского города Карры. Погибло 20 тысяч римских воинов, в т. ч., и сам Красс.
В Арташате продолжались торжества, когда сюда была доставлена отрубленная голова Красса. все это, а также цитирует фрагмент пьессы:

Только что срезанный плющ -
Нашей охоты добычу счастливую -
С гор несем мы в чертог.
Артавазд погиб в 34 году до н. э., став жертвой вероломного пленения со стороны Марка Антония. Римляне пленили царя и всю его семью, отвезли их в Александрию, где казнили царя. Столица Армении и вся страна (вернее храмы столицы и страны) подверглись ограблению (Страбон, кн 11, 14, 15; Плутарх, L, 2). Римляне разрезали на части и унесли золотую статую из храма богини Анаит. Но через год сын, Арташес II (33-20 гг. до н. э.) провозгласил себя царем и отстоял независимость страны.
В середине первого века нашей эры римляне вновь вторглись в Армению под предводительством Домиция Корбулона. Они прошли с огнем и мечом через всю страну и осенью 58 г. н. э. подошли к Арташату, где царем был Трдат (брат парфянского царя Вологеза), который сбежал в Атропатену, оказав римлянам слабое сопротивление, впоследствии чего они заняли столицу. Весной следующего года под натиском армянских и союзных парфянских войск они отступили, но перед отступлением сожгли город. Об этом рассказывал Корнелий Тацит :
что же касается Артаксаты, то, подожженная нами, она была разрушена до основания и сравнена с землей, ибо из-за протяженности городских укреплений удержать ее за собою без сильного гарнизона мы не могли, а малочисленность нашего войска не позволяла выделить такой гарнизон и вместе с тем продолжать войну; покинуть же ее целою и невредимою безо всякой охраны означало бы, что мы не сумели извлечь для себя из овладения ею ни пользы, ни славы.
Римляне отступили на юго-запад Армянского Нагорья, к реке. Арацани, где потерпели поражение от армянских и парфянских войск. Согласно заключенному миру в Армении установилась династия Аршакидов, первым царем стал Тиридат I, который отстроил столицу заново в 60-70х гг.

"С огромной свитой отправился Трдат в Рим и вернулся в 66 г. Нерон, как передают римские источники, оказал ему великолепный прием, почтил цирковыми играми и другими торжествами. В качестве компенсации за разрушение Арташата он передал Трдату огромную сумму денег и прислал ремесленников для восстановления города. Воскресший из развалин Арташат по этому поводу несколько лет именовался Неронией. " http://armenica.info/history/histor3.htm - Таким образом, Римская Империя считала себя обязанной (вынужденной?) восстановить Арташат и выполнила это.

Очередная экспансия Римской Империи в направлении Армении была осуществлена в 114-116 гг. н.э., императором Траяном, который считал себя новым Александром Македонским. Армения и Парфия были завоеваны, но в результате вспыхнувших восстаний в Месопотамии, Осроене и Армении, он был вынужден уйти из страны в 117 году. В 163 году римские войска вновь оказались у стен Арташата. Осажденный ими город был взят, но вновь вспыхнуло восстание, в центре которого была как раз столица. Римляне ушли, частично разрушив город. В 164 году столицей Армении был объявлен г. Вагаршапат (нынешний Эчмиадзин), который тогда имел второе название Кайнеполис. Однако и после этого Арташат не терял значения важнейшего города страны. (уместно, пожалуй, провести параллель с Нью-Йорком в США).

Противоборство с персами.
В третьем веке н. э., когда царем Армении был Хосров Аршакуни (238-253), персы убили парфянского царя и свергли парфянскую гегемонию в Иране. Армянский царь пребывал в большой печали. Он решил собрать войско, армянское и всех соседей и на следующий год стал совершать набеги на Персию и дошел до врат Ктесифона (сасанидской столицы). "Опусто­шив всю страну, он разрушил благоустроенные города и богатые поселки и, превратив обжитую страну в безлюдную и опустошен­ную, намеревался стереть с лица земли, разгромить, разрушить до основания и уничтожить порядки, установленные в государст­ве Персидском. Он поклялся также отомстить за лишения их [ро­да] царства, стремясь взыскать в полной мере [ср. I Макк. 9.42], так как пылал великой местью [ср. II Макк. 9.4]." Впоследствии, Хосров совершил второй удачный набег на Персию и с богатой добычей вернулся в Армению. 11 лет подряд продолжались разорительные набеги армян на Персию, после чего персидский царь устроил заговор и подослал убийцу к армянскому царю. Убийцей был отец Григория Лусаворича, Анак. Впоследствии, персы добились завоевания Армении. И уже новый царь, Трдат III, впоследствии принявший христианство, освободил ее от врагов и совершал завоевательные походы на соседние страны.

2. Христианизация и язычество
В конце 3 века в Армению из Каппадокии вернулся Григорий. На холме, где возвышались дворцы, находился также Хор-Вирап (глубокая яма), куда бросали смертников. С этой ямой связано предание о христианизации Армении. Царь Тридат III бросил в Хор-Вирап Григория за то, что тот являлся сыном Анака, убившего царя Хосрова, отца Трдата, а также за то, что тот отказался исповедовать языческую веру. Там же, в городе Арташате его подвергли пыткам. .
Впоследствии, после христианизации Трдата и принятия официальной религией в Армении, христианства, Григорий Парфянин (Лусаворич) вместе с армянским регулярным войском, которое вверил ему Трдат, вступил в Арташат дабы разрушить храм Анаит и храм Тира, который находился в селе Еразмуйн. Там состоялось сражение армян язычников с армией Григора - в результате побежденные язычники были вынуждены бежать на север, на Кавказ: «Горе нам, горе нам, горе нам, ибо со всех мест изгнал нас Иисус, сын Марии, дочери человека. И отсюда тоже мы вынуждены бежать из-за этого распятого и умершего челове­ка. Куда же нам теперь идти? Ведь его слава наполнила землю. Отправимся к жителям Кавказских гор, на север. Может быть, там мы получим возможность жить, и с их помощью исполним наше желание. Ибо он, не давая нам покоя и лишая воздуха, из­гнал нас с мест обитания человека».
(4 век, Агантангелос, История обращения Армении в христианство., Спасительное обращение страны нашей Армении..., 778-781). Вкратце о богах. Тир - древнеармянский бог книжности, наук, искусства, торговли, толкователь снов. Соответствовал греческому Гермесу, римскому Мер­курию. Древние армяне отождествляли его также с Аполлоном. Анаит - верховная богиня армянского пантеона; армянская культура, сильно подвергшаяся эллинизации в тот период, отождествляла ее с Артемидой. Известно, что храм находился в самом Арташате. Сказать как выглядел разрушенный храм, сложно. Мы знаем, как выглядели различные храмы Артемиды и как выглядел единственный армянский языческий храм, доживший до наших дней (Гарни).

4 век
В 4 веке, 332-338 гг, царем Армении стал Хосров Котак. Вокруг города к тому времени сложилась плохая экологическая обстановка, а также, климатические условия усложнились. Царь построил город Двин и переселил жителей туда, так как "Не будучи в состоянии вынести это, жители Арташата до­бровольно согласились на переселение.", Мовсес Хоренаци, кн 3, гл. 8 . Однако, "судя по сведениям источников, Арташат и после этого оставался крупнейшим городом, но перестал быть резиденцией армянских царей" (Арташат, Б Н. Аракелян, стр 15).
Еще в третьем веке расстановка сил в регионе изменилась: в 226-227 пало союзное армянам Парфянское царство под натиском персидских Сасанидов, которые усилились и стали проводить агрессивную политику.
Вкратце о событиях той эпохи в Армении, - они впоследствии непосредственно отразились на Арташате.

В 339 г. армяне потерпели новое поражение. В разгар этих событий Хосров умер. На помощь армянам пришли римские войска, вытеснившие персов. Царем был провозглашен сын Хосрова II Тиран. По словам Мовеса Хоренаци, он вел тот же образ жизни, что и его отец, и не проявил ни отваги, ни доблести. С персами он старался поддерживать мирные отношения. В 345 г. персидский шах Шапур II пригласил Тирана к себе для переговоров, захватил его в плен, увез в Иран и ослепил. Власть перешла к его сыну Аршаку II.

Этот царь, желая укрепить центральную власть и навсегда покончить с сепаратизмом нахараров, прибег к решительным мерам. Он основал у южного подножия горы Арарат город, названный Аршакаваном. В нем могли находить убежище бежавшие от своих хозяев крепостные и рабы, а также неоплатные должники. Таким образом царь рассчитывал увеличить за счет подвластных нахарарам людей собственное податное население. Нахарары резко протестовали и требовали от царя, чтобы им вернули их слуг, тем более что существовал закон о возвращении беглых. Но Аршак запретил применять этот закон в окрестностях нового города. Тогда нахарары во главе собственных отрядов двинулись к Аршакавану и взяли его штурмом. Все двадцатитысячное население было поголовно истреблено. Аршак вступил с мятежниками в ожесточенную борьбу. Он отнял у вождей нахараров Камсараканов Гирак и Аршаруник, занял крепость Артагерс и истребил весь род Камсараканов. После этого многие нахарары отдались под покровительство Ирана. Угроза персидского завоевания возрастала с каждым годом. Между тем Римская империя ослабла. Персы постепенно вытеснили римлян из Месопотамии, а в 361 г. император Иовиан подписал с шахом Шапуром II мир, согласно которому обязался не оказывать больше никакой помощи армянам. Спустя некоторое время персы вторглись в Армению, взяли и разрушили Тигранокерты, а затем, перейдя реку Арацани и продвигаясь по течению Евфрата, заняли Ани-Камах. Но в решительном сражении на Айраратской равнине армянские войска, руководимые Васаком Мамиконяном, наголову разбили врага. В войне наступил перелом, и все попытки персов продвинуться в глубь страны были отбиты. Но затем распри между царем и нахарарами, утихшие было на время, вспыхнули с новой силой. Сперва от Аршака отошло Алдзникское нахарарство, потом восстали и перешли на сторону персов владетели других окраинных областей. Ввиду этих многочисленных измен царское войско оскудело людьми. Из-за смуты продолжать военные действия стало невозможно. Аршак принужден был искать мира. В 367 г. Шапур пригласил армянского царя и Васака Мамиконяна в Ктесифон, якобы для заключения мирного договора. Здесь обоих вероломно схватили. Васак был казнен, а Аршак II заключен в темницу.

Армянское царство оказалось в чрезвычайно затруднительном положении. Аршак имел сына Папа, но тот был еще очень мал, а царица Парандзем не пользовалась достаточным авторитетом. (Прежде чем стать женой Аршака, Парандзем, славившаяся редкой красотой, была женой его племянника Гнела. Аршак заподозрил Гнела в измене и велел казнить его без суда, а затем женился на его вдове, хотя уже имел жену - греческую царевну Олимпию. Парандзем родила от него сына Папа. Не желая делить супруга с другой женщиной, она постаралась извести соперницу. А поскольку та была очень осторожной и никогда не вкушала непроверенной пищи, ее умертвили отравленным вином, поданным во время причастия.) Пользуясь безвластием в Армении, Шапур двинул сюда свою армию. Страна была предана страшному разгрому. Враги взяли и разрушили до основания все крупные армянские города: Арташат, Вахаршапат, Ервандашат, Нахчаван, Заришат, Ван и Тигранакерт, перебили здесь всех взрослых мужчин, а детей и женщин угнали в Иран.

Переселили почти всех городских жителей, переселяли в первую очередь, евреев, но много переселили и армян.
"После этого они пришли к большому городу Арташату, взяли его, разрушили стены, забрали хранившиеся там сокровища, и всех жителей города увели в плен. Из города Арташата увели в плен девять тысяч семейств евреев, которых привел в плен из Палестинской страны царь Тигран Аршакуни, и сорок тысяч семейств армян, которых увели (в плен) из города Арташата. Из городских строений деревянные подожгли и сожгли, каменные срыли, так и стену; все здания города разрушили до основания, камня на камне не оставили, город, лишив всех жителей, превратили в безлюдную пустыню.
...А все множество пленных они увели и поселили частью в Асорестане и частью в стране Хужастан.
" - Фавстос Бузанд, История Армении, стр 133; книга 4 .

К 368 году практически последним бастионом, сохранившимся у Армении, оставалась крепость Артагерс, где укрывались царица Парандзем с царевичем Папом. Папу вскоре удалось бежать к римлянам, а царица с оставшимися ей верными нахарарами и 11-тысячным гарнизоном больше года, несмотря на жестокий голод и болезни, выдерживала осаду персов. В 369 г. осаждавшим все же удалось взять Артагерс и овладеть всеми царскими сокровищами. Парандзем вместе с другими пленными угнали в Иран. Для ее поругания шах Шапур велел построить на площади своей столицы специальный дом, в котором каждый желающий мог совокупиться с низложенной царицей. Таким образом она была замучена до смерти. А в завоеванной Армении начались разрушение церквей и гонения на христиан.

Но в то время, когда Армянское царство казалось уже окончательно сокрушенным, прибыл Пап с большим римским войском. Вокруг него стали объединяться разрозненные отряды патриотов, и вскоре ожесточенная война возобновилась. Потерпев несколько поражений, персы отступили. В 369 г. вместе с Мушегом Мамиконяном (сыном казненного персами Васака) царь вошел в Арташат. В 371 г. Шапур опять напал на Армению. Решительное сражение произошло у подножия горы Нпат на Дзиравской равнине. Армянская армия, которую поддерживал большой римский отряд, присланный императором Валентом, сражалась с большим мужеством и одержала победу. Шапур вынужден был признать Папа царем Армении. Несмотря на юный возраст, тот проявил себя незаурядным государственным деятелем. В течение всего своего царствования ему удавалось поддерживать мир с Ираном и тем дать стране хотя и короткую, но очень нужную ей передышку. Он увеличил численность царского войска до 90 тысяч человек и с помощью Мушега Мамиконяна сумел разгромить многих мятежных нахараров. Пап попытался также урезать чрезмерные привилегии армянской церкви и из-за этого не раз вступал в конфликт с армянским патриархом Нересом. (Бузанда и Мовес пишут, что тот был в конце концов отравлен по приказу царя.) После его смерти Пап своей властью поставил патриархом епископа Иусика. Многие приюты и монастыри, основанные Нересом, были закрыты или упразднены (царь считал, что они стали убежищем для всех нежелающих платить подати и нести государственные повинности). Часть церковных земель отобрали в пользу казны. В результате всех этих мер Армянское царство вновь усилилось. Однако независимая и самостоятельная политика Папа (в особенности его частые сношения с шахом) не понравились римлянам. В 374 г. римский полководец Теренций пригласил Папа к себе на пир. Здесь прямо за столом армянский царь был зарублен римскими легионерами. Отсюда: Энциклопедия "Все монархи мира". Древний Восток. Цари Армении .

В 387 году Армения была разделена между Ираном и Византией. Однако город продолжил существование и после разорения Шапуром II. В кодексе Юстиниана в императорском эдикте 408-409 гг. Арташат, наряду с Низибином в Сев. Месопотамии и Калиникумом на Евфрате числится одним из пунктов международной торговли, но вероятно, значение он сохранил лишь благодаря тому, что находился на перекрестке дорог.

Дальнейшая история города
В 7 веке на месте некогда большого и цветущего города сохранилась крепость и небольшое поселение, жители которого занимались изготовлением армянской пурпурной краски - кошенили. Арабский историк Баладзори в связи с событиями 7 в. называет Арташат "селением ал кирмиз" - красной кошенили. В дальнейшем Арташат исчезает с исторической арены. Сохранилась лишь его былая слава, как в анналах истории, так и в памяти народа.
В 13 веке на месте ямы Хор-Вирап возник монастырский комплекс Хор-Вирап с высшей школой, руководимой одним из крупнейших ученых средневековой Армении - Варданом Аравелци. В настоящее время не сохранилось ни следов церкви раннехристианского периода, ни монастыря 13 века. На их месте стоит комплекс Хор-Вирап, возведенный в 17 веке, состоящий из главной церкви Богородицыы, церкви Св. Григория на яме Хор-Вирап и жилых хозяйственных помещений, примыкающих к ограде комплекса с ее внутренней стороны.
В 1828-1830 гг. на месте Арташата переселенцами из Хоя и Салмаста было основано новое поселение под названием Гамарлу (арм. Ղամարլու) , ставшее к концу XX века крупным селом. С 1930 г. Гамарлу становится районным центром, 4 сентября 1945 года вновь получает название Арташат. В 1946 году получает статус посёлка городского типа, в 1962 году - статус города. Население его, согласно переписи 1989 года составляло порядка 32 тыс. чел, в 2001 году - 22.6 тыс, а по данным World Gazetter, составляет 20.9 тыс чел по состоянию на начало 2008 года .


Архитектура города
Все хорвирапские холмы были огорожены крепостными стенами. Каждый холм имел свои стены, однако они не являлись отдельными укреплениями, а соединялись друг другом, образовывая единую систему укреплений. Между холмами возводились двойные параллельные линии стен, образующие узкие проходы, которые, соедняясь, образовывали весьма обширную и мощную оборонительную систему. Вероятно, именно потому Тацит и говорит о необходимости многочисленного и сильного гарнизона для укрепления города. Следы крепостных стен видны на всех холмах, хотя местами они не сохранились, выветрились и разрушились. При раскопках одной из крепостных стен были обнаружены фрагменты карасов, глиняных светильников и других видов керамики, относящихся к Араратскому царству (Урарту), это все было известно археологам по находкам из Эребуни и Тейшебаини (расположенных в черте Еревана), Аргиштинхили (Армавир). На первом холме под вымощенном камнями полом 2 в до н. э. была найдена урартская печать с изображениями жрецов или богов, к сожалению, сильно стертыми.
Дома традиционного местного облика, построенные из красноватого рваного камня, особенно белокаменные монументальные здания, украшенные колоннами и перекрытые черепичными кровлями, представляли собой яркую и красочную картину под солнцем. Интерьеры зданий были украшены архитектурным убранством и стенной росписью. Наконец, единая планировка, искусное сочетание кварталов, улиц, площадей и строений с рельефом холмов и равнины, наличие коммунальных удобств (акведук/водопровод, бани и проч.) - по всей видимости это все и являлось основой для столь высокого отзыва о градостроительных достоинствах столицы древней Армении.
Так как города находился у слияния рек Аракс и Мецамор, Арташат был защищен и водными рубежами. Через Аракс был перекинут мост Таперакан, он находился перед городом и, вероятно, на него выходили одни из главных ворот города. Через этот мост шла магистральная дорога на юго-запад, соединявшая Арташат с Тигранакертом. У мецаморского моста дорога разветвлялась - в северозападном направлении она вела к Вагаршапату, а в юго-восточном - в Иран. Эти дороги имели как военно-стратегическое, так и торгово-экономическое значение.
Город имел обширную и мощную оборонительную систему, состоявшую из крепостных стен, валов и рва, заполнявшихся водой.
Защитники города пользовались в те времена луками, дротиками, катапультами, пращами и горючей смесью. Так, при раскопках на 1 холме, у стен, как снаружи, так и с внутренней стороны, было найдено множество каменных ядер от катапульт. .
О недавно обнаруженном (сентябрь 2007 года) языческом храме Арташата можно прочесть на сайте Армениапедия .

Руины строений, открытых раскопками на 8 холме

Исторический Арташат, вид со спутника, by Google Earth

Городская монета 183 г н э с надписью Артаксата-столица на греческом языке. Хотя столица официально была перенесена еще в 166 году.

Телефонный код +374 (235) Почтовые индексы 0701-0706 Автомобильный код 25

История

Предыстория и основание

Поселение на территории древнего Арташата существовало еще во времена Урарту . В период 225-190 гг до н. э. Армения была завоевана Персидской империей. Наиболее крупными городами Армении в то время были: Армавир , Арсамосата , Аркатиакерт , Камах , Ервандашат , Ервандакерт . В 189 году до н. э. независимость от Ахеменидской Персии была восстановлена, царём независимой Армении стал Арташес I , основавший династию Арташесидов (хотя сам считал себя продолжителем Ервандидов).

Арташат стоял на более удобном месте, чем прежняя столица (Армавир) - на перекрёстке торговых путей на холмах гавара (уезда) Востан , что позволило ему стать быстро цветущим городом. Арташат находился у подножья горы Арарат на левом берегу реки Аракс в районе устья реки Мецамор (позже Мецамор поменял своё русло, его устье сдвинулось на северо-запад от Арташата). Цитадель и центральные кварталы города находились на девяти холмах, носящих ныне название Хор Вирап .

Древние историки об Арташате

Государства и образования
Араратское царство
Великая Армения · Малая Армения · Цопк
Ани · Сюник · Васпуракан · Ташир-Дзорагет
Арцах · Хачен · Карс · Киликия · Хамс · Чухур-Саад
Эривань · Нахичевань · Карабах · Армянская область
Эриванская губерния · Елизаветпольская губерния
Первая Республика · Армянская ССР
Республика Армения · НКР
Войны и сражения
Войны: Парфия · Турция · Грузия ·Азербайджан · Карабах
Сражения: Тигранакерт · Арташат · Рандея · Аварайр
Варнакерт · Севан · Манцикерт · Битлис · Сардарапат
Апаран
Религии
Язычество · Митраизм
Армянская апостольская церковь
Павликиане · Тондракийцы · Католицизм
География
Западная Армения · Восточная Армения
Армянское нагорье · Киликия
Династии
Хайкиды
Оронтиды · Арташесиды · Аршакиды
Арцруниды · Багратиды · Рубениды
Национально-освободительное движение
Арменакан · Гнчак · Дашнакцутюн · Фидаи
Цегакрон · АСАЛА · Миацум
Тематические статьи
Армяне · Этногенез · Культура · Язык · Имя
Геноцид · Армянофобия · Амшенцы · Диаспора
Армянский вопрос · Матенадаран
Хронология
Плутарх писал:

Рассказывают, что карфагенянин Ганнибал, после того как Антиох окончательно проиграл войну с римлянами, перешел ко двору Артакса Армянского, которому дал множество полезных советов и наставлений. Между прочим он приметил местность, чрезвычайно удачно расположенную и красивую, но лежавшую в запустении, и, сделав предварительные наметки для будущего города, позвал Артакса, показал ему эту местность и убедил застроить ее. Царь остался доволен и попросил Ганнибала, чтобы тот сам взял на себя надзор над строительством. Возник большой и очень красивый город, которому царь дал свое имя и провозгласил его столицей Армении.

Плутарх тут имел в виду победу римлян над Селевкидским царем Антиохом . О городе Арташат упоминал не только Плутарх. Так, Страбон писал:

«Артаксата недалеко от равнины Араксены - это благоустроенный город и столица страны. Она расположена на схожем с полуостровом выступе, а перед ее стенами кругом проходит река за исключением пространства на перешейке, которое огорожено рвом и частоколом»

Он также считал, что непосредственное участие в строительстве Арташата принял Ганнибал. Сегодня армянские историки считают, что это мнение основывалось лишь на сравнительном величии Арташата и сходством его с Карфагеном.

Говорят, что при Арташесе не было ни клочка невозделанной земли в Армении, ни на горах, ни на долинах. Таково было благоденствие земли нашей.

Город Арташат: население и территория

Одним из выдающихся исследователей Арташата был Ж. Д. Хачатрян , который был главой экспедиции археологов, совершавшей исследование в 1970-х годах. Ему также принадлежит книга «Арташат, Античные некрополи». По его данным, территория Арташата составляла 400 гектар, длина стен-фортификаций (укреплений) - 10 тыс. метров, а население - 150 тыс. чел в период максимального расцвета.

В период I веке до н. э. - I веке н. э. население Армении колебалось в пределах 3.5-5 млн чел . Исходя из этого, столица могла иметь население в 150 тыс. чел.

Военная, экономическая и политическая история города Арташат

Арташат был столицей и объединяющим центром страны на протяжении около 500 лет. Сразу после постройки он обрел огромное экономическое значение, стал одним из важнейших транзитных центров международной торговли (в том числе, Великого Шёлкового Пути). В результате этого армянские купцы стали импортировать из Китая : шёлк -сырец (коконы или снятое с них необработанное сырье) и шёлковые ткани, а экспортировать медь , свинец , шитые золотом ткани, стеклянные изделия и сосуды из Александрии и Междуречья .

По сообщению Мовсеса Хоренаци, в Арташат была переведена часть населения Ервандашата , прежней столицы Армении. Здесь, следовательно, состоялся синойкизм - формирование населения новооснованного города путем передачи ему части населения старых городов, обычный способ заселения новых городов в эллинистическом мире. В Армении, однако, этот способ был недостаточен из-за малочисленности городского населения. Здесь применяли и переселение чужестранцев - как при Арташесе I, так и, особенно, при Тигране II.

Как и все города античной истории, Арташат неоднократно подвергался разрушениям. Предположительно, впервые это произошло на стыке II-I веков до н. э., когда в Армению вторглись парфяне и отняли у нее «семьдесят долин», уведя в качестве заложника царевича Армении (будущего Тиграна II).

Впоследствии Тигран II совершил обширные завоевания и перенёс столицу. Арташат остался на севере, новая столица, - Антиохия - находилась вне Великой Армении. Возникла необходимость создать столицу в таком месте, чтобы она находилась в одной из областей Армении и одновременно могла служить центром державы. В 77 году до н. э. на берегу одного из северных притоков верхнего течения Тигра , в армянской области Ахдзник был основан город Тигранакерт .

Армения и Рим

В 69 году до н. э, когда римские легионы ограбили и разрушили Тигранакерт, городу Арташат тоже угрожала подобная участь, но по пути к Арташату войска Лукулла были разгромлены Тиграном II. Спустя некоторое время Тигран потерпел поражение от Помпея , но римский полководец вступил на Арташатскую землю в 66 году до н. э. не в целях ее захвата, а для переговоров. Тиграну был поставлен ультиматум, согласно которому он должен был отказаться от всех завоеванных им стран, взамен римляне оставляли Армению в ее границах, какими они были до завоеваний, на что Тигран II согласился. В 50-х годах до н. э., в начале правления сына Тиграна, Артавадза II , консул Сирии Марк Лициний Красс собирался покорить восток вплоть до Бактрии . Согласно договору Тиграна II с Помпеем, Артавадз должен был оказать Крассу помощь войсками. Артавадз, сознавая последствия возможной победы Рима для Армении, заключил договор с парфянским царем Ородом II, закрепив его брачными узами своей сестры с парфянским царевичем. К тому времени римская армия потерпела сокрушительное поражение в битве у месопотамского города Карры. Погибло 20 тысяч римских воинов, в том числе, и сам Красс. В Арташате продолжались торжества, когда сюда была доставлена отрубленная голова Красса. Плутарх описывает это, а также цитирует фрагмент пьесы:

Только что срезанный плющ - Нашей охоты добычу счастливую - С гор несем мы в чертог.

Артавазд погиб в 34 году до н. э., став жертвой вероломного пленения со стороны Марка Антония. Столица Армении, как и вся страна, подверглись ограблению. Особенно пострадали храмы : римляне разрезали на части и унесли золотую статую из храма богини Анаит . Через год сын Артавазда, Арташес II (33-20 гг. до н. э.) провозгласил себя царем и отстоял независимость страны.

Что же касается Артаксаты, то, подожженная нами, она была разрушена до основания и сравнена с землей, ибо из-за протяженности городских укреплений удержать ее за собою без сильного гарнизона мы не могли, а малочисленность нашего войска не позволяла выделить такой гарнизон и вместе с тем продолжать войну; покинуть же ее целою и невредимою безо всякой охраны означало бы, что мы не сумели извлечь для себя из овладения ею ни пользы, ни славы.

Впоследствии, после христианизации Трдата и принятия официальной религией в Армении, христианства, Григорий вместе с армянским регулярным войском, которое вверил ему Трдат, вступил в Арташат дабы разрушить храмы верховной богиня армянского пантеона Анаит и бога книжности, наук, искусства, торговли, толкователя снов Тира . Известно, что храм Анаит находился в самом Арташате, а храм Тира - в селе Еразмуйн. Там состоялось сражение армян-язычников с армией Григория - в результате побеждённые язычники были вынуждены бежать на север, на Кавказ:

«Горе нам, горе нам, горе нам, ибо со всех мест изгнал нас Иисус, сын Марии, дочери человека. И отсюда тоже мы вынуждены бежать из-за этого распятого и умершего челове­ка. Куда же нам теперь идти? Ведь его слава наполнила землю. Отправимся к жителям Кавказских гор, на север. Может быть, там мы получим возможность жить, и с их помощью исполним наше желание. Ибо он, не давая нам покоя и лишая воздуха, из­гнал нас с мест обитания человека»

Сказать как выглядел разрушенный храм Анаит, сложно. Известно, как выглядели различные храмы Артемиды (которая отождествлялась с Анаит) и как выглядит единственный армянский языческий храм, доживший до наших дней - Гарни .

IV век

Уже в третьем веке расстановка сил в регионе изменилась: в 226-227 пало союзное армянам Парфянское царство под натиском персидских Сасанидов, которые усилились и стали проводить агрессивную политику. В 360-х годах Армения вела ожесточенную борьбу против Персии. Персы вторглись в Армению, взяли и разрушили Тигранакерты, а затем, перейдя реку Арацани и продвигаясь по течению Евфрата, заняли Ани-Камах. Но в решительном сражении на Араратской равнине армянские войска, руководимые Васаком Мамиконяном , наголову разбили врага. В войне наступил перелом, и все попытки персов продвинуться вглубь страны были отбиты. Однако распри между царем и нахарарами, утихшие было на время, вспыхнули с новой силой. Ввиду тяжёлого положения внутри страны, Аршак принужден был искать мира. В 367 г. Шапур пригласил армянского царя и Васака Мамиконяна в Ктесифон, якобы для заключения мирного договора. Здесь обоих вероломно схватили. Васак был казнен, а Аршак II заключен в темницу.

Армянское царство оказалось в чрезвычайно затруднительном положении: Аршак имел сына Папа , но тот был еще очень мал, а царица Парандзем не пользовалась достаточным авторитетом, в стране наступило безвластие. Пользуясь этим, персы разрушили до основания все крупные армянские города: Арташат, Вагаршапат, Ервандашат, Нахчаван, Заришат, Ван и Тигранакерт, перебили в них всех взрослых мужчин, а детей и женщин угнали в Иран. Переселили почти всех городских жителей, переселяли в первую очередь, евреев, но много переселили и армян:

«После этого они пришли к большому городу Арташату, взяли его, разрушили стены, забрали хранившиеся там сокровища, и всех жителей города увели в плен. Из города Арташата увели в плен девять тысяч семейств евреев, которых привёл в плен из Палестинской страны царь Тигран Аршакуни, и сорок тысяч семейств армян, которых увели (в плен) из города Арташата. Из городских строений деревянные подожгли и сожгли, каменные срыли, так и стену; все здания города разрушили до основания, камня на камне не оставили, город, лишив всех жителей, превратили в безлюдную пустыню. … А все множество пленных они увели и поселили частью в Асорестане и частью в стране Хужастан.»

К 368 году практически последним бастионом, сохранившимся у Армении, оставалась крепость Артагерс, где укрывались царица Парандзем с царевичем Папом. Папу вскоре удалось бежать к римлянам, а царица с оставшимися ей верными нахарарами и 11-тысячным гарнизоном больше года, несмотря на жестокий голод и болезни, выдерживала осаду персов. В 369 г. осаждавшим все же удалось взять Артагерс и овладеть всеми царскими сокровищами. Парандзем вместе с другими пленными угнали в Иран. Для ее поругания шах Шапур велел построить на площади своей столицы специальный дом, в котором каждый желающий мог совокупиться с низложенной царицей. Таким образом она была замучена до смерти. А в завоеванной Армении начались разрушение церквей и гонения на христиан.

Но в то время, когда Армянское царство казалось уже окончательно сокрушенным, прибыл Пап с большим римским войском. Вокруг него стали объединяться разрозненные отряды патриотов, и вскоре ожесточенная война возобновилась. Потерпев несколько поражений, персы отступили. В 369 г. вместе с Мушегом Мамиконяном (сыном казненного персами Васака) царь вошел в Арташат. В 371 г. Шапур опять напал на Армению. Решительное сражение произошло у подножия горы Нпат на Дзиравской равнине. Армянская армия, которую поддерживал большой римский отряд, присланный императором Валентом, сражалась с большим мужеством и одержала победу. Шапур вынужден был признать Папа царем Армении. Несмотря на юный возраст, тот проявил себя незаурядным государственным деятелем. В течение всего своего царствования ему удавалось поддерживать мир с Ираном и тем дать стране хотя и короткую, но очень нужную ей передышку.

Независимая и самостоятельная политика Папа (в особенности его частые сношения с шахом) не понравились римлянам. В 374 г. римский полководец Теренций пригласил Папа к себе на пир. Здесь прямо за столом армянский царь был зарублен римскими легионерами.

География и транспорт

Арташат расположен к юго-востоку от Еревана на Араратской равнине на левом берегу реки Азат . Город окружён плодовыми садами, виноградниками.

Расстояние до границы с Турцией - около 4 км. Площадь города около 10 км², протяженность с юга на север 5,5 км, с востока на запад 3 км. Через город проходят железнодорожные ветки Ереван-Нахичевань и Ереван-Ехегнадзор -Капан . Из Арташата выходят 10 автодорог, ведущие в окрестные сёла. В 3 км к юго-востоку от Арташата находятся залежи известняка.

Экономика

В городе функционируют винно-коньячный и консервный заводы. В советское время в Арташате также действовали предприятия лёгкой и пищевой промышленности, машиностроительный, керамический заводы и другие, об их деятельности в данный момент данных нет.

Арташат и его окрестности - один из самых крупных по объёму производства сельскохозяйственных районов Армении. Здесь сильно развита оросительная сеть, использующая воды Арташатского канала и реки Азат. Основой сельского хозяйства являются виноградарство, плодоводство, овощеводство и молочное животноводство.

Архитектура

Архитектура древнего Арташата

Все хорвирапские холмы были огорожены крепостными стенами . Каждый холм имел свои стены, однако они не являлись отдельными укреплениями, а соединялись друг другом, образовывая единую систему укреплений. Между холмами возводились двойные параллельные линии стен, образующие узкие проходы, которые, соединяясь, образовывали весьма обширную и мощную оборонительную систему. Вероятно, именно потому Тацит и говорит о необходимости многочисленного и сильного гарнизона для укрепления города. Следы крепостных стен видны на всех холмах, хотя местами они не сохранились, выветрились и разрушились.

При раскопках одной из крепостных стен были обнаружены фрагменты карасов , глиняных светильников и других видов керамики , относящихся к Араратскому царству (Урарту), это все было известно археологам по находкам из Эребуни и Тейшебаини , Аргиштинхили . На первом холме под вымощенным камнями полом II века до н. э. была найдена урартская печать с сильно стертыми изображениями жрецов или богов.

Вокруг крепостных стен располагался сам город. Дома традиционного местного облика, построенные из красноватого рваного камня, а также белокаменные монументальные здания, украшенные колоннами и перекрытые черепичными кровлями, представляли собой яркую и красочную картину под солнцем. Интерьеры зданий были украшены архитектурным убранством и стенной росписью. Единая планировка, искусное сочетание кварталов, улиц, площадей и строений с рельефом холмов и равнины, наличие коммунальных удобств (

Расположенный примерно в 30 км к юго-востоку от , на Араратской равнине на левом берегу реки Азат, в 5 км от исторического Арташата, одной из древних столиц Великой Армении. Население – 25 400 человек (2010).

Название Арташат объясняют как «радость Арташеса» (Арташес – армянский царь, основавший город).

Современный Арташат ничего интересного в архитектурном плане из себя не представляет, большая часть зданий в городе 3-5-этажные (построенные во времена СССР).

Город окружён плодовыми садами, виноградниками.

История

Поселение на территории древнего Арташата существовало еще во времена Урарту.

Урарту - древнее государство в юго-западной Азии, располагавшееся на территории Армянского нагорья (современные Армения, восточная Турция и северо-западный Иран). Существование Урарту как союза племён документально подтверждено с XIII, как государства – с VIII века до н. э. Урарту прекратило существование в VI веке до н. э.

Царь Арташес в 176 год до н. эры основал на Араратской долине город, назвав его своим именем. Город стал столицей и таковым был долгое время, исключая краткий период, когда столицей стал Тигранакерт (с 77 по 69 годы до н. э). Римляне считали Арташат армянским Карфагеном, а его основателем считали Ганнибала.

Арташат стоял на более удобном месте, чем прежняя столица (Армавир) – на перекрёстке торговых путей на холмах уезда Востан Хайоц, что позволило ему стать быстро цветущим городом. Цитадель и центральные кварталы города находились на девяти холмах, носящих ныне название Хор Вирап.

Последние изменения: 28.10.2011

Монастырь Хор-Вирап





Хор-Вирап (Khor Virap)
- монастырь Армянской апостольской церкви, расположенный на одноимённом холме в 8 км к югу от Арташата, близ границы с Турцией, у подножия горы Арарат, в окружении пастбищ и виноградников Араратской долины.

Холм Хор-Вирап расположен на месте древней столицы Армении Арташат, построенной (ок. 180 г. до н. э.) царём Арташесом I, основателем династии Арташесидов.

Монастырь очень удачно расположен, именно отсюда открывается один из чудеснейших видов на библейскую гору Арарат, на которой по легенде оказался Ной на ковчеге после Всемирного потопа.

Здание монастыря Хор-Вирап расположено над подземной тюрьмой, в которой армянский царь Трдат III содержал в заточении в течение 13 лет св. Григория Просветителя до того, как был обращен им в христианство (в 301 году).

Святой Григорий впоследствии стал религиозным наставником царя, и они вели миссионерскую деятельность в стране. В 301 году Армения была первой страной в мире, принявшей христианство в качестве государственной религии.

Вход в подземную тюрьму, сохранившуюся до наших дней, расположен в часовне св. Григория, построенной в 1661 году.

На территории монастыря Хор-Вирап находится церковь Богоматери.

Последние изменения: 06.11.2011

Царь Великой Армении — Арташес Первый был одним из наиболее выдающихся государственных деятелей древности. Он царствовал около 30 лет, с 189 по 160 гг. до н.э. Арташесу удалось объединить практически все исконно армянские земли в составе одного государства со столицей в Армавире. Оно получило название "Великая Армения".

Современник Арташеса греческий историк Полибий называет Арташеса "Владыкой величайшей части Армении" а Страбон подтверждает: "Армения возросла усилиями Арташеса, и все одноязычны", то есть — армяноязычны. Эта ценная информация Страбона свидетельствует о том, что Арташесу удалось все армяноязычные территории объединить в составе одного государства. Эти события сыграли важную роль в дальнейшем становлении армянской государственности.

Задачей первостепенной важности для Арташеса становится строительство новой столицы Великой Армении. Прежняя — Армавир — более не отвечала веяниям времени.

Когда в 180 г. до н.э. Арташес решает основать новую столицу — Арташат (греческое название Артаксата), его главным советником в этом деле становится бежавший на Ближний Восток карфагенский полководец Ганнибал. Проведя в беспрерывных войнах 17 лет и потерпев поражение от Рима, один из величайших и талантливейших полководцев древности был вынужден бежать на Восток. Заручившись поддержкой восточных властителей, Ганнибал сделал попытку вновь вступить в противостояние с Римом. Арташес встретил его с большими почестями, фактически предоставив ему политическое убежище.

Ганнибала безмерно удивили масштабы строительства новых поселений по всей Армении, и, прекрасно разбираясь в тонкостях градостроения и, в частности, возведении фортификационных сооружений, он с большим воодушевлением принял участие в этом широкомасштабном строительстве.

Греческий писатель Плутарх пишет: "Рассказывают, что карфагенянин Ганнибал, после того как Антиох окончательно проиграл войну с римлянами, перешел ко двору Артаксия Армянского, которому дал множество полезных советов и наставлений. Между прочим, он приметил местность, чрезвычайно удачно расположенную и красивую, но лежавшую в запустении, и, сделав предварительные наметки для будущего города, позвал Артаксия, показал ему эту местность и убедил застроить ее. Царь остался доволен и попросил Ганнибала, чтобы тот сам взял на себя надзор над строительством. Возник большой и очень красивый город, которому царь дал свое имя и провозгласил его столицей Армении".

Такова предыстория создания Арташата — в плодородной Араратской долине, в 10 километрах юго-восточнее современного города Арташат, где сливались истоки рек Аракс и Мецамор.

Название города — Арташат дословно означает "радость Арташеса". В дальнейшем, когда новая столица уже была спроектирована Ганнибалом, и были проведены основные строительные работы, город получил второе название "Армянский Карфаген".

Историк Мовсес Хоренаци в V веке так описывает строительство Арташата: "Арташес отправляется к месту слияния Аракса и Мецамора и, облюбовав здесь холм, строит на нем город и называет его своим именем Арташатом. Аракс снабжает его кедровым лесом, так что, построив город быстро и без больших усилий, он сооружает в нем храм и переносит туда из Багарана статую Артемиды и все идолы предков; однако статую Аполлона он устанавливает вне города, у дороги".

Здесь примечателен тот факт, что воды Аракса, фактически, использовались для транспортировки строений с верхних участков реки на строительные площадки Арташата.

Старый Арташат находился на месте нынешнего монастырского комплекса Хор Вирап, на десяти холмах и занимал территорию в 400-500 га. На этой территории до сих пор заметны следы крепостных стен и строений бывшего города.

Кстати до того, на том же месте находилась более древняя крепость урартского периода. Согласно данным специалистов, крепость и дворец Арташеса, скорее всего, находилась на холме Хор Вирап. Окраины города были окружены крепостной стеной протяженностью около 10 километров, которые были соединены друг с другом узкими коридорами между холмами. Тем самым, была создана надежная оборонительная система.

Город с трех сторон был защищен рекой, а четвертая сторона — широким рвом, наполненным водой. Именно слияние рек Аракс и Мецамор, а также наличие холмов сыграло решающую роль при выборе Арташесом и Ганнибалом места для столицы.

Арташат получил название "Армянский Карфаген", так как по заранее разработанному проекту и строению кварталов походил на родной город Ганнибала.

Географическое положение Арташата очень благоприятно — на этом участке Араратской долины пересекались главные торговые пути, идущие с юга на север и из востока на запад. И не случайно, что Арташат на протяжении шести веков был политическим, экономическим и культурным центром Великой Армении (Мец Айк).

Арташат являлся столицей древней Армении со IIв. до н.э. по Vв. н.э., находился в гаваре Востан Xaйоц, Айраратского ашхара Великой Армении, у пересечения прежних русел рек Ерасх и Мецамор, на холмах Хор-Вирапа (на расстоянии 10км к юго-западу от теперешнего Арташата, в Араратском марзе). Древний город с трех сторон был окружен водами рек, а с четвертой стороны - искусственным рвом, наполняющимся водой. На этой территории сохранились стены древнего города и руины зданий. Город был основан на месте Урартского поселения Арташесом I в 180гг. до н.э., в период расцвета городской жизни. Согласно греческим историкам, Арташат строился по советам и указаниям карфагенского военачальника Ганнибала.

Во времена правления Аршакидов, Арташат не раз подвергался разрушениям со стороны римлян и персов. Римляне, под командованием Корбулона, в 58г. н.э. захватили, а в 59г. спалили и разрушили Арташат - «Армянский Карфаген». В 66г. н.э., во время правления Трдата I, началось восстановление города на средства, предоставленные императором Нероном. В связи с этим, в 67г. город назывался Неронией, но, вскоре, это название забылось. Историк Дион Кассий называет Арташат «Новый город». Ни катастрофы, ни появления новых столиц не умалили роли, которую играл Арташат в политической, экономической и культурной жизни Армении.

Арташат имел благоприятные условия для развития торговли, ремесел и земледелия. Город был окружен плодородными и поливными землями, где располагались села и деревни. Были развиты ремесла. Арташат был одним из главных международных торговых центров древнего мира. Через город проходили торговые пути от Дальнего Востока до Средиземноморья, по которым перевозились китайский шелк и многие другие товары. Город славился также своими амбарами и складами для транзитных товаров. Международное значение Арташата было признано и после, императорским манифестом Юстина I. Город был известен своими строениями и архитектурными памятниками. Он имел обширный оборонительный комплекс, состоящий из стен, преград и цитаделей с царским дворцом. Существовали монетный двор, казначейство и таможня, несколько мостов, из которых самый древний и известный был «Таперакан» или «Арташатский мост» на реке Ерасх. В результате раскопок было обнаружено множество казарм, одна из крепостей цитадели, мастерские кузнецов-оружейников с их различными видами оружий, персидские, понтийские, римские и прочие монеты. Также был найден мраморный памятник женщине (I д.н.э. - II н.э. вв.), множество глиняных, стеклянных и металлических изделий, которые свидетельствуют о когда-то бурной экономической и культурной жизни.

Арташат был центром эллинистической культуры в Армении. Во время правления Арташеса I, существовали храмы Анаит-Артемиды и Тир-Аполлона с их медными позолоченными статуями. В 53г. до н.э., при правлении Артавазда II, была поставлена трагедия Еврипида «Вакханки» на греческом языке.

Со второй половины Vв. Арташат уже считался поселком. Основная причина упадка города была связана с перемещением русла реки Мецамор и возникновением болот в окрестности. Армянский царь Хосров II (252-260гг.) переместил царский двор в Двин.