Туристический портал - NataliSudak

Туристический портал - NataliSudak

» » Энрико Карузо. Золотой тенор Италии

Энрико Карузо. Золотой тенор Италии

22 декабря 2009, 13:13

Энрико Карузо родился 24 февраля 1873 года на окраине Неаполя, в районе Сан-Джованьелло, в семье рабочего. С девяти лет начинает петь. Его первые выступления состоялись недалеко от дома в небольшой церкви Сан-Джованьелло. Окончил Энрико лишь начальную школу. В 15 лет, после смерти матери, он начал зарабатывать на жизнь, выступая на церковных праздниках, а потом, во время службы в армии, произвел своим голосом такое впечатление на начальство, что ему был предоставлен учитель пения. Неаполь Ученик Г. Верджине и В. Ломбарди, Энрико Карузо дебютировал в 1895 году в опере М. Морелли “Друг Франческо” (Неаполь). Начинает выступать на оперных сценах Италии. Известность пришла к Карузо в 1897 году, когда он исполнил в Палермо партию Энцо («Джоконда» Понкьелли). В 1900 году он впервые выступил на сцене миланского театра Ла Скала (Неморино в «Любовном напитке» Доницетти); в 1902 году дебютировал в лондонском театре Ковент-Гарден (Герцог в «Риголетто» Верди). Самая большая слава певца связана с нью-йоркским театром Метрополитен-опера, ведущим солистом которого он был с 1903 по 1920 гг. Карузо отличался высочайшей исполнительской культурой, он обладал уникальным голосом и гигантской силой эмоционального воздействия. С равным успехом исполнял как героико-драматические, так и лирические партии: Манрико (одна из любимейших партий певца), Герцог, Радамес, Каварадосси; Федерико, Лорис, Канио, Рудольф, Турриду, Фауст, Надир, Хозе, Неморино. Выступал и как камерный певец, был одним из лучших исполнителей неаполитанских песен.
Его голос имел неповторимый тембр, в котором естественное баритональное, бархатистое звучание нижнего и среднего регистров сочеталось с блестящими теноровыми верхами. Благодаря исключительному владению дыханием, безупречной интонации и, главное, высокой исполнительской культуре стал легендой вокального искусства 20 века, образцом для будущих поколений оперных теноров. Успех приходил к Карузо не только благодаря волшебному голосу. Он хорошо знал партии и своих партнеров по спектаклю. Это позволяло ему лучше понять произведение и намерения композитора и органично жить на сцене. «В театре я просто певец и актер, - говорил Карузо, - но для того, чтобы показать публике, что я не тот и не другой, а настоящий характер, задуманный композитором, мне приходится мыслить и чувствовать именно как человеку, которого имел в виду композитор». Наделенный богатой харизмой и будучи невысоким, коренастым, с широкой грудью и смешными усами, Карузо всегда производил неотразимое впечатление на женщин. В его репертуаре было более 80 опер, множество самых разных песен - от классических произведений церковной музыки до родных неаполитанских песен и современных ему романсов и песен итальянских и американских композиторов. Все те, кому посчастливилось петь с Карузо, отмечают не только красоту его голоса, но и его чисто человеческие качества. Сам артист, перечисляя качества, необходимые для того, чтобы стать великим певцом, называет “широкую грудь, большое горло, отличную память, ум, уйму работы и… кое-что в сердце”!
Энрико Карузо сочинял музыку, некоторые из своих романсов сам исполнял. Занимался он и скульптурой. А еще любил играть на разных инструментах: фортепиано, гитаре, флейте, трубе. Написал очень полезную для вокалистов книгу-учебник «Как нужно петь», которую раскупали в Америке буквально нарасхват. Карузо много записывался - одним из первых среди оперных певцов зафиксировал основную часть своего репертуара на граммофонных пластинках.
Энрико Карузо при жизни испытал неслыханную славу, его популярность в Америке, куда он эмигрировал в 1903 году, вначале заключив годичный контракт с “Метрополитен-опера” и затем став ее первым солистом, была исключительной. Он считался самым высокооплачиваемым в мире оперным певцом, его гонорары выросли от 15 итальянских лир в начале карьеры, когда он пел в итальянских провинциальных театрах, до 2,5 тысячи долларов за каждый спектакль в “Метрополитен-опера”.
Однако, несмотря на мирову славу и признание публики в Соединенных Штатах не обошлось без скандала. Великого тенора арестовали в Нью-Йорке после того, как он ущипнул незнакомую женщину пониже спины во время прогулки по зоопарку в Центральном парке города. Пресса обрушилась на Карузо, называя его "итальянским извращенцем", приехавшим в США лишь для того, чтобы совращать невинных американок. Во время слушания дела в суде перед присяжными выступила незнакомка, чье лицо скрывала вуаль. Она утверждала, что Карузо приставал к ней прямо в театре "Метрополитен Опера". Представитель полицейского управления заявил, что у него заведено целое дело на Карузо, поскольку тот, по утверждениям потерпевших, часто пристает к женщинам. Карузо был признан виновным и оштрафован, несмотря на то, что полицейский, арестовавший его в зоопарке, был известен как специалист, который умел сфабриковать любое обвинение против кого бы то ни было. Кроме этого, этот же полицейский был свидетелем на свадьбе "потерпевшей", 30-летней Ханны Грэм из Бронкса. До конца своей жизни Карузо так и не признал это обвинение и всегда утверждал, что все дело было подстроено его конкурентами и недоброжелателями в музыкальном мире для того, чтобы с помощью этого скандала уничтожить его популярность в Америке. Друзья Карузо указали также на то, что он перед этим только что вернулся из Латинской Америки, где такое было в порядке вещей и, где на это никто не обратил бы ни малейшего внимания. Возможно, говорили они, Карузо просто забыл, где он находится. Карузо был весьма обеспокоен тем, что этот скандал полностью разрушил его репутацию. Довольно долго он не выступал и прятался от прессы. В конце концов он вернулся на сцену и триумфально выступил в Нью-Йорке, встреченный бурей аплодисментов истинных любителей музыки, которые восторженно относились к его таланту и не обращали внимания на его выходки вне сцены оперных театров.
2 августа 1921 года Энрико Карузо не стало. Он оставил, по словам автора книги Витторио Торторелли, “48 миллионов лир и столько же прожитых лет славного и короткого существования. За свою жизнь он раздал такую же, а может, и большую сумму на различные пожертвования, побуждаемый лишь благородным порывом своего большого сердца”. Благотворительная деятельность Карузо не имеет себе равных в искусстве: достаточно лишь сказать, что за годы Первой мировой войны артист принес своими выступлениями одному только Красному Кресту 21 млн долларов, он пел в лучших концертных залах и на ипподромах, на прославленных театральных сценах и под открытым небом, неизменно собирая десятки тысяч слушателей. Забавные и интересные ситуации в жизни Энрико Карузо: Не дай бог, зазнается! Как-то раз прославленный тенор Анджело Мазини приехал на отдых в Неаполь. Учитель пения, у которого занимался молодой и в ту пору еще никому не известный Карузо, уговорил знаменитость послушать своего ученика. Карузо исполнил перед Мазини несколько оперных арий. Знаменитый певец слушал его нахмурившись, а потом сказал довольно сухо: - Вам необходимо еще очень много и упорно трудиться, молодой человек, может быть тогда вам повезет и вы сумеете чего-нибудь добиться... Запомните, что для этого необходимы железная воля и требовательность к себе... С этими словами знаменитый певец ушел, едва попрощавшись. Карузо был очень расстроен. Однако, разыскав на следующий день учителя Карузо, Мазини сказал ему восторженно: - Дорогой маэстро! Поздравляю вас! У вашего Карузо самый красивый голос, какой только мне приходилось слышать за всю мою жизнь! Но, умоляю вас, не говорите ему об этом! - Но почему? - Не дай Бог, зазнается! Пусть лучше думает, что у него есть кое-какие способности, которые надо развивать ежедневным упорным трудом... Это ему не повредит. Господа, вы потеряли голову... Карузо был человеком весьма остроумным и не лез за словом в карман. Будучи еще начинающим певцом, Энрико выступал на сцене одного маленького итальянского городка и был освистан. Но этим дело не ограничилось: когда он начал петь, из зала в него запустили кочаном капусты... - Ого, - сказал будущий великий певец,- кто-то уже потерял из-за моего пения голову!
Это не для вас! Однажды, приехав на гастроли в Испанию, великий тенор зашел в парикмахерскую и попросил, чтобы его постригли, как обычно, "под Карузо". Однако парикмахер, внимательно посмотрев на него, сказал: - Простите, сеньор, мне мою смелость... Но, хотя эта прическа сейчас весьма модная и все хотят быть подстрижены именно так, лично вам я бы ее не рекомендовал. Она вам не подходит и может настолько испортить вашу внешность, что я, пожалуй, не возьмусь за такую работу...
Тут необходима большая пауза... Выступая в трагической роли шута Риголетто, Энрико Карузо перед началом спектакля послал своего продюсера к дирижеру с просьбой сделать пятиминутную паузу после арии "Смейся, паяц!" - Но с какой целью? - удивился дирижер. - В этом месте зал будет плакать, - ответил продюсер.
Настоящие меломаны Как-то раз на представлении "Паяцев", где присутствовал "высший свет" Италии, внезапно заболел тенор, исполнявший партию Арлекина. Находившийся в зале Карузо, не раздумывая долго, занял место за сценой (как и полагается по ходу действия) и блестяще исполнил серенаду Арлекина за актёра, который просто открывал рот. Надо отметить, что обычно каждое выступление Карузо сопровождалось восторженными аплодисментами, но на этот раз хоть исполнение и было безукоризненным, публика в зале безмолвствовала. После спектакля Карузо с горькой улыбкой сказал Титто Руффо, исполнявшему в спектакле партию Тонцо: - Вот видишь, что значит просвещенная публика. Она ценит только те имена, которые читает черным по белому на афишах... Не мешайте работать! Приобретя дом, Карузо нанял рабочих для его ремонта и переустройства. Как-то, репетируя, он напевал арию у себя в комнате. Тут раздался стук и вошел подрядчик: - Простите, я на минуточку... Сеньор Карузо, вы ведь хотели, чтобы ремонт дома был закончен как можно скорее, не так ли? - Конечно, - ответил Карузо. - Тогда я попрошу вас перестать петь. - Но почему? - Потому что вместо того, чтобы работать, мои каменщики, маляры и штукатуры только и делают, что слушают ваше пение... - решительно заявил начальник строителей. Неужели это вы?! Однажды у Карузо сломалась машина, и, пока ее чинили, он был вынужден остановиться у одного фермера. Когда певец назвал себя, фермер вскочил, пожал руку Карузо и взволнованно произнес: - Мог ли я когда-нибудь думать, что увижу в своей маленькой кухне великого… ПУТЕШЕСТВЕННИКА РОБИНЗОНА КАРУЗО! Удачная рифма Карузо нередко забывал на сцене слова исполняемой им арии. Однажды это случилось, когда он пел в знаменитом миланском театре "Ла Скала". Вместо вылетевшего из памяти текста Карузо пришлось пропеть: тра-ла-ла, тра-ла-ла. После спектакля, столкнувшись за кулисами с режиссером спектакля, который, кипя от злости, разыскивал исполнителя, чтобы учинить ему большой скандал, Карузо покровительственно похлопал его по плечу и заявил: - Не сердитесь, милый мой! Ну, забыл, бывает... Однако на ваше счастье я, кроме всего прочего, еще и хороший поэт! Согласитесь, мне так удачно удалось подобрать рифму к тра-ла-ла... Замечательный голос Молодой баритон как-то похвастался Карузо: - Вы обратили внимание: вчера в опере мой голос звучал великолепно и был настолько мощен, что заполнил весь театр! - Да-да, - отвечал Карузо, - я своими глазами видел, как публика поднялась и пошла из зала, чтобы уступить ему место... Честное слово, я - Карузо! Однажды Карузо явился в банк, чтобы получить по чеку значительную сумму, и оказалось, что у него нет при себе никаких документов, удостоверяющих его личность. - А я откуда знаю, кто вы! Этак каждый придет и скажет, что он - великий Карузо! - заявил кассир и наотрез отказался выплатить деньги. Певец лишь мгновенье думал, как ему доказать, кто он такой, и вдруг служащие банка услышали арию из оперы "Тоска"... Исполнение было столь великолепным, что этого оказалось совершенно достаточно: никто больше не сомневался, что Карузо - это Карузо, и кассир выплатил деньги. Выходя из банка, Карузо заметил: - Никогда ещё в жизни я так не старался, как сейчас!..

Смерть Карузо потрясла мир. В последние месяцы его жизни все интервью, все статьи о нем заканчивались оптимистично. Ни у кого не было сомнений, что здоровье великого тенора идет на поправку. Его мечтали услышать в Европе, с нетерпением ждали на сцене «Метрополитен-оперы». Уже было оглашено, что Карузо и Титта Руффо выступят вместе в «Отелло» - после невероятного успеха записи дуэта из этой оперы все с нетерпением ожидали встречи двух вокальных гигантов на сцене. Но этому не суждено было сбыться.

В «Метрополитен-опере», этом «царстве» Карузо, с певцом попрощались в первые дни нового сезона - 27 ноября 1921 года был дан гала-концерт памяти великого тенора. В нем участвовали коллеги и партнеры Энрико: Джованни Мартинелли, Хосе Мардонес, Джузеппе де Лука, Френсис Альда, Беньямино Джильи, Джеральдина Фаррар, Амелита Галли-Курчи и другие. Оркестр под управлением Альберта Вольфа исполнил траурный марш Шопена. Скульптор Онорио Руотоло презентовал театру бронзовый бюст Карузо, до сих пор украшающий фойе театра (правда, уже в новом здании). Присутствовавшие на концерте, в числе которых была и Дороти, плакали…

В память о благотворительной деятельности Энрико при «Метрополитен» был организован «Фонд Карузо», продолживший его филантропические начинания. 19 февраля, за неделю до дня рождения певца, в поддержку фонда был дан концерт, собравший на одних подмостках Розу Понсель, Адама Дидура, Леона Ротье, Джузеппе Данизе, Френсис Альду, Джузеппе де Луку, Джеральдину Фаррар, Амелиту Галли-Курчи, Беньямино Джильи, Маргарет Матценауэр и Хосе Мардонеса - всех «звезд» театра. Непривычно было видеть бывших партнеров Энрико без него самого. Для многих слова «Карузо» и «Метрополитен-опера» стали практически синонимами. Трудно было поверить, что с легендарной сцены уже никогда не зазвучит «золотой голос»… Голос певца теперь звучал только с пластинок, которые продолжали пользоваться неизменным, даже еще большим успехом. С ностальгией вновь и вновь обращались к записям великого тенора его бывшие коллеги. Так, сохранилась интересная кинолента: в декабре 1932 года Луиза Тетраццини посещает лондонское представительство компании «Граммофон» и слушает, как Карузо исполняет романс Лионеля из оперы «Марта», причем в какой-то момент не выдерживает и начинает подпевать. Закончив этот импровизированный дуэт, Тетраццини целует пластинку и говорит, что другого такого певца уже никогда больше не будет…

Записи Карузо стали эталоном для целых поколений певцов. В одном из интервью наш современник, тенор Никола Мартинуччи на вопрос, кого из певцов он больше всего любит слушать, ответил:

Конечно Карузо. Когда я его слушаю, то хочется в отчаянии биться головой о стену - ну как после него вообще можно петь?!.

По мере развития средств звукозаписи в Европе и Америке велась работа по сохранению и реставрации пластинок «короля теноров». С помощью монтажа на записи голоса Карузо накладывалось новое оркестровое сопровождение, придававшее музыкальным номерам менее архаичное звучание. В таком обновленном виде пластинки Карузо выпускались (по-прежнему огромными тиражами) на протяжении 1950–1980-х годов. Накануне компьютерной эры фирма «Нимбус Рекордc» разработала оригинальный метод реставрации старых записей. Тщательно очищенную от пыли пластинку устанавливали на граммофон начала XX века. К каждому диску подбирались своя скорость, дававшая наиболее «достоверный» звук (при проигрывании старых пластинок 78 оборотов в минуту - цифра довольно условная, она могла заметно колебаться в ту или другую сторону), а также специально изготовленные иголки. Своеобразным «ноу-хау» «Нимбуса» стала специально изготовленная граммофонная труба длиной в шесть (!) метров. Ее раструб выходил в отделанную особыми материалами комнату, где размещались расположенные в разных местах микрофоны. Надо сказать, что и обычная труба граммофона выводит звук довольно сильный. Пройдя же через гигантскую шестиметровую трубу «Нимбуса», звук старенькой пластинки напоминал по мощности рокот Ниагарского водопада. Специальная отражающая система, установленная на стенах, придавала звуку «объемность» (качество, которое зачастую терялось при воспроизведении пластинки в обычных условиях). Таким образом музыкальный номер переводился с винилового диска на магнитную ленту, после чего начиналась долгая и кропотливая работа звукооператоров, устранявших шумы, щелчки и прочие дефекты. Результат подобной реставрации, как правило, был фантастический. Записи, которые раньше было почти не разобрать из-за шипения и искажений, начинали звучать так, будто они были сделаны совсем недавно. По сути, заново были открыты голоса Франческо Таманьо, Аделины Патти, Виктора Мореля, Луизы Тетраццини и многих других великих вокалистов начала эры звукозаписи. Разумеется, «Нимбус» не мог обойти стороной и записи Карузо - «золотой запас» «акустической» эпохи. К ним специалисты фирмы подошли с особой тщательностью, стараясь прежде всего восстановить во всей полноте уникальный тембр великого певца. В итоге голос Энрико, который и до этого звучал даже со старых пластинок намного лучше, нежели чей-либо из его современников, предстал в неописуемом блеске. С появлением компьютерных программ работа над реставрацией записей Карузо перешла на новый уровень, и сейчас, фактически каждый год, появляются все более «осовремененные» версии музыкальных произведений, напетых «королем теноров».

Карузо и сам неоднократно становился героем песен. Еще при его жизни появилась песенка «My Cousin Caruso» («Мой кузен Карузо»), В другой, написанной после его смерти, можно было услышать слащаво-сентиментальный припев: «Карузо ушел от нас, потому что на небесах захотели иметь певчую птицу». В наши дни большую (и вполне заслуженную) популярность получила песня, написанная в 1986 году итальянским композитором и певцом Лучо Даллой, которая так и называется: «Карузо». Автор рассказывал, что написал ее в Сорренто, в номере отеля, где провел последние месяцы жизни Карузо, играя на рояле, который стоял тогда в его комнате. В песне нет каких-либо реалий из жизни великого тенора, разве что припев на итальянском языке - фрагмент неаполитанской песни, записанной Энрико. Однако образный и ассоциативный ряд (море, Сорренто, опера, фортепиано) делает эту композицию своего рода символическим посвящением Карузо, а красивейшая мелодия создает особое настроение, близкое душе каждого, кого трогает музыка. Искренность и глубина чувств, страстность, трагизм, какой-то «надрыв» - приближают песню если не по сюжету, то по духу к творческому облику Карузо. Это своеобразный реквием певцу - скорбный, но в то же время просветленный, утверждающий бессмертие его искусства, бессмертие любви. Эта песня стала одним из популярнейших номеров Лучано Паваротти и особо проникновенно звучала в его исполнении тогда, когда дни великого тенора наших дней были сочтены…

Августовская трагедия 1921 года стала нелегким испытанием для коллег великого тенора. Так, двух оставшихся в живых членов знаменитой троицы самых великих вокалистов своего времени: Карузо - Шаляпин - Титта Руффо в этом году судьба привела в «Метрополитен-оперу». Для Руффо это было первым появлением на легендарной сцене. Шаляпин же вернулся туда после многолетнего перерыва. Русский бас дебютировал в своей коронной роли Бориса Годунова. В день премьеры Гатти-Казацца предоставил Шаляпину гримуборную Карузо. Певец вспоминал позднее: «Совсем недавно, размышлял я, он был в этой комнате. Может быть, тоже нервничал перед выступлением, как я сейчас. Карузо - темпераментный, веселый, полный жизни и пышущий здоровьем, лежит теперь в своей могиле, и никто и никогда не увидит его больше в этом театре и в этой комнате!

При воспоминании о Карузо - моем друге, артисте - меня охватило непреодолимое желание написать несколько строчек в его честь и в память о нем. Я, конечно, не поэт, но тут я схватил с гримерного столика черный карандаш и написал на стене такие строчки»:

Сегодня, с трепетной душой,

В твою актерскую обитель

Вошел я, друг далекий мой!

Но ты, певец страны полденной,

Холодной смертью пораженный,

Лежишь в земле - тебя здесь нет!

И плачу я! И мне в ответ

В воспоминаньях о Карузо

Для Титта Руффо «воспоминанья о Карузо» приобрели несколько иной характер и наложили определенный отпечаток на дальнейшую карьеру. Великий баритон был настолько потрясен безвременной кончиной друга, что разболелся и впал в тяжелейшую депрессию. Пример Карузо, буквально «сгоревшего» на сцене, заставил его задуматься и о своей жизни, и о жизни вообще.

Больше всего проблем безвременный уход Карузо создал тенорам. На следующий день после смерти Энрико его друг Антонио Скотти публично заявил:

Поскольку Карузо не следовал ни за кем, не может быть преемника и у него. Он являлся и навсегда останется самым великим, самым грандиозным среди всех теноров .

Однако с этим были не согласны ни сами тенора, ни пресса, ни зрители. Все настолько привыкли к «королю», что его опустевший «трон» не давал покоя никому. Наследниками Карузо в роли первого тенора мира называли Беньямино Джильи, Эдварда Джонсона, Джозефа Хислопа, Джона Мак-Кормака, Джованни Мартинелли, Джакомо Лаури-Вольпи, Джулио Крими, Марио Чемли и Аурелиано Пертиле. Некоторые из них были отнюдь не против занять место великого предшественника, другие отметали любую мысль о сравнении с Карузо. О том, что значило для певца выдвижение даже в претенденты на титул «второго Карузо», свидетельствует следующий драматический эпизод. Еще во время болезни великого тенора Джулио Гатти-Казацца, понимая в глубине души, что, скорее всего, прежнего Энрико зрители больше не увидят, лихорадочно искал ему замену - в первую очередь в Европе. Можно задаться вопросом: почему именно там? Ведь в «Метрополитен-опере» пели в то время блестящие тенора, они имели успех и восторженно принимались публикой. Но все они уже были известны ньюйоркцам, а появление следующего «культового» певца должно было стать, по мнению дирекции, своеобразной сенсацией, поэтому «второй Карузо» должен был внезапно появиться и прогреметь как гром средь ясного неба. Одним из претендентов на эту роль стал тридцативосьмилетний тенор Юзеф Манн. Голос Манна, польского еврея, певшего в ранние годы в синагоге, по тембру несколько напоминал голос Карузо и имел густой «темный» тембр - Манн начинал оперную карьеру как бас (!), но потом начал исполнять теноровые партии. К моменту, о котором идет речь, он был ведущим солистом Берлинской оперы. Как только представители дирекции, специально прибывшие в Германию, ознакомились с его дарованием, они тут же ангажировали его в «Метрополитен-оперу». Однако выступить в Нью-Йорке Манну было не суждено. 5 сентября 1921 года в Берлинской опере разыгралась трагедия. «Перед выездом из Берлина Манн на своем прощальном спектакле пел Радамеса в „Аиде“. Необходимость расстаться с театром, где его с таким энтузиазмом принимали, и сознание огромной чести стать преемником Карузо на крупнейшей оперной сцене мира - все это вызвало у него сильнейшее нервное потрясение. В конце третьего акта в сцене у Нила, когда при звуках труднейшей форсированной фразы Радамеса опускался занавес, Манн упал и скончался от разрыва сердца в ту минуту, когда эхо его голоса еще звучало в зале . Страшная, трагическая смерть остановила его на пороге большой карьеры…»

Среди претендентов на титул «короля теноров» был Беньямино Джильи, который и в самом деле - не обладая голосом, равновеликим карузовскому (а таким похвастаться не мог никто) - вскоре стал самым популярным и любимым в мире тенором (во многом этому способствовал и кинематограф). В то время, когда в прессе бурно обсуждался вопрос о преемнике Карузо, Джильи поступил мудро и осмотрительно - он опубликовал статью, в которой предложил прекратить обсуждение этой темы. Своеобразный итог этой гонки за «королевским троном» спустя многие годы подвел один из ее участников. В 1967 году Джованни Мартинелли на вопрос Эдди Смита о том, как тот оценивает положение Карузо среди прочих теноров, пристально посмотрел на него и ответил:

Если представить, что можно соединить в одном теноре все лучшее от Джильи, Пертиле, Лаури-Вольпи и меня, - то все равно - такой певец не был бы достоин даже шнурки завязывать Энрико!..

Еще при жизни Карузо его имя стало нарицательным, олицетворяя высшую форму одаренности в вокальной сфере. Лучший комплимент тенору - это поставить его имя рядом с Карузо. Так, варшавского кантора Гершона Сироту называют «еврейским Карузо» , Юсси Бьерлинга - шведским, Лео Слезака - австрийским, Карела Буриана - чешским , Йозефа Шмидта - немецким , Альфреда Пиккавера - «венским Карузо из Праги», испанца Антонио Кортиса и грека Косту Милону - «маленькими Карузо» , Робертино Лоретти - «новым Карузо», Марио Ланца - «американским Карузо». Позже этого же титула удостоился Ричард Такер, голос которого, кстати, Дороти считала наиболее напоминающим голос ее мужа .

В 1951 году, спустя тридцать лет после смерти Энрико на экраны вышли два посвященных ему фильма: в Америке - «Великий Карузо», в Италии - «Энрико Карузо: легенда одного голоса». В титрах первого из них значится, что в основе сценария лежит книга Дороти «Энрико Карузо: его жизнь и смерть». Однако, на самом деле, это всего лишь рекламный ход. Ни к этой книге, ни к образу и реальной жизни великого тенора, ни к истории его брака с Дороти фильм не имеет ни малейшего отношения - за исключением двух-трех, скорее, анекдотичных эпизодов. Это «классическая» сентиментальная история в стиле слезливых мелодрам, главный герой которой почему-то носит имя «Карузо». Роль главного героя исполнил американец итальянского происхождения Марио Ланца, по сути, никогда не бывший профессиональным оперным певцом . Как ни уверял Ланца, что он тщательно изучал все, что связано с Карузо - его голос, манеру, даже походку, - в фильме ничего не напоминает о реальном человеке и певце (меньше всего - как раз голос Ланца, который, несмотря на красоту тембра, даже бессмысленно сравнивать с карузовским; впрочем, в этой киноленте в эпизодических ролях заняты блестящие певцы, что само по себе представляет интерес для поклонников вокального искусства: Дороти Кирстен, Бланш Тебом, Люсин Амара, Джузеппе Вальденго, Никола Москона, Ярмила Новотна - последняя, к сожалению, не поет).

С первых дней демонстрации в Америке фильм имел бешеный успех, который еще более возрос после того, как Ланца в течение года после премьеры разъезжал по разным штатам с концертной шоу-программой «Великий Карузо». В сознании зрителей имена певца, исполнившего заглавную роль, и самого Энрико оказались рядом. Ланца тут же окрестили «американским Карузо», в чем, к слову сказать, можно увидеть весьма сомнительный комплимент Америке…

Успех «Великого Карузо» был официально закреплен «Оскаром» (в номинации «лучший звук»), и на многие последующие годы фильм утвердил в сознании зрителей… абсолютно искаженный образ Карузо!

Удивительнее всего, что это произошло с благословения Дороти, которая, конечно, лучше других знала, насколько фильм далек от истинных событий и от образа ее любимого Рико. Увы, ее участие в создании этой художественной ленты объясняется весьма прозаическими обстоятельствами. В 1948 году кинокомпания «MGM» заплатила 100 тысяч долларов и приобрела авторские права на книгу Дороти о Карузо. Большая часть этой суммы досталась автору. Используя имя вдовы Карузо и ее книги о муже, ставшей бестселлером, продюсеры надеялись привлечь повышенное внимание к фильму, что, собственно, и произошло. Таким образом, Дороти оказалась своеобразной соучастницей грубой фальсификации как личности, так и биографии мужа. К слову сказать, вдова Карузо, написав о нем столь трогательную книгу, на удивление равнодушно отнеслась ко всем материальным ценностям, связанным с его памятью. Через два года после смерти мужа она распродала на аукционе его коллекции антиквариата, монет, марок, ноты, театральные костюмы, шаржи, библиотеку, одну из вилл в Италии (вторую виллу вынужден был продать брат Карузо - Джованни, проиграв все свое наследство в рулетку), долго судилась за наследство и авторские права на записи Карузо с его итальянскими родственниками (и в итоге к 1935 году выиграла все суды)… Не случайно, надо полагать, от Дороти в конце концов отвернулись почти все здравствовавшие на тот момент друзья Карузо, а некоторые, как, например, Бруно Дзирато, не могли спокойно слышать ее имя. Когда в октябре 1948 года продюсер Джесс Ласки прибыл из Голливуда в Нью-Йорк, чтобы уговорить Бруно Дзирато, ставшего довольно значимой фигурой в музыкальных кругах Америки, поучаствовать в создании фильма о его шефе, тот, узнав, что в фильме будет использована книга Дороти, пришел в ярость:

Что вы хотите, чтобы она вам рассказала? Каков был Карузо в постели? - бушевал Дзирато. - Да она вообще понятия не имела о Карузо - ни как о теноре, ни как о светском человеке, ни как о человеке деловом! Она не могла связать и пары слов по-итальянски! А теперь, когда она написала книгу, в которой полным-полно ошибок, вы, идиоты из Голливуда, ее покупаете и собираетесь экранизировать…

Впрочем, гнев Дзирато был обусловлен еще одной причиной - он был задет тем, что ему предложили сумму в два раза меньшую, нежели Дороти. Ко всему прочему, надо сказать, что бывший секретарь Карузо и сам приложил руку к изрядной мифологизации образа своего «босса и друга»…

Через год после выхода фильма Энрико Карузо-младший и его сыновья Энрико и Роберто, живущие в Америке, выступили против его демонстрации, заявив, что он оскорбляет память их великого предка. Однако это заявление, естественно, ни на что повлиять не могло - разве еще больше усилило конфронтацию итальянских и американских потомков Карузо. На родине тенора фильм «Великий Карузо» вызвал немалое возмущение и даже одно время был снят с показа. Тем не менее, несмотря на все минусы, этот фильм в немалой степени способствовал возрождению интереса к опере во всем мире; многие современные певцы вспоминают об огромном впечатлении, которое на них произвел в детстве этот фильм. Именно после него, например, Хосе Каррерас, совсем еще тогда юный, принял решение стать оперным артистом.

Практически одновременно с появлением на экранах «Великого Карузо» в Италии также вышел фильм, посвященный «королю теноров» - «Энрико Карузо: легенда одного голоса» (другое название - «Молодой Карузо»), снятый по мотивам романа немецкоязычного писателя (родом из Латвии) Франка Тисса «Неаполитанская легенда» (автора еще одной книги о теноре - «Карузо в Сорренто», 1946). По сути, ценность фильма с биографической точки зрения определяется одним словом названия: легенда. Легенда - прежде всего потому, что главный герой в фильме представлен как некий вокальный феномен, с малолетства покоряющий окружающих своим необыкновенным голосом. Правда же заключается в том, что Карузо как раз не обладал изначально данными, которые позволили бы предсказать ему хоть какую-то успешную карьеру. Опытный вокальный педагог маэстро Верджине пренебрежительно отзывался о голосе юного ученика и с большой неохотой уделял ему хоть какое-то время. Феномен Карузо не в том, что он уже с детских лет имел чудесный голос, а в том, что, имея поначалу голос довольно скромный, он за счет неустанной работы добился идеального раскрытия всех своих природных (и скрытых долгое время) возможностей и стал в итоге величайшим тенором XX столетия. Все же остальное - из разряда «легенд», не более того. Насколько изысканный, с аристократичными манерами актер Эрманно Ранди, исполнитель заглавной роли, не похож на реального Энрико, настолько весь сюжет «Молодого Карузо» далек от его подлинной биографии. Это очередной набор мифов о теноре, вмонтированных в романтический и абсолютно фантомный сюжет. Единственное, чем этот наивный фильм может быть сегодня интересен, так это итальянским антуражем - реальными местами детства и юности Энрико, а также прекрасным вокалом Марио дель Монако, которому выпала честь озвучивать «легендарного неаполитанца»…

Пожалуй, самым удачным из художественных фильмов, связанных с именем «короля теноров», следует признать «Фицкарральдо» (1982) немецкого режиссера Вернера Херцога - одна из самых необычных лент в истории мирового кинематографа, снимавшаяся в глуши непроходимых районов Перу и Эквадора. На протяжении всей картины мы слышим голос Карузо , который постепенно приобретает символическое значение. Действие фильма разворачивается в начале XX века. Главный герой, фанатик оперы - и фанатик в жизни, Фицкарральдо (его роль играет блистательный Клаус Кински), мечтает построить оперный театр в дебрях амазонских лесов и пригласить туда Карузо. Чтобы найти деньги на эту безумную затею, Фицкарральдо на корабле отправляется на каучуковую плантацию, которую ему выделили для разработки. Но добраться до нее нелегко - река полна непроходимых порогов. Тогда Фицкарральдо решается на безумный проект - в месте близкого соприкосновения русел двух рек он перетаскивает судно через гору из одной реки в другую (реальный прототип героя, Брайан Суини Фицджеральд, с помощью индейцев перетаскивает корабль весом в 28 тонн, Херцог же во время съемок проделал аналогичную операцию с пароходом весом в 328 тонн!). В итоге корабль все равно гибнет. Ночью индейцы перерубают якорную цепь, и корабль разбивается на порогах. Идея постройки театра провалилась. Однако Фицкарральдо не сломлен - он доказал и себе, и всем остальным, что человек в состоянии сотворить невозможное, если у него есть цель, есть идеал…

Голос Карузо, звучащий на протяжении всей кинокартины, как раз и становится символом этого «идеального» мира, торжества духа, воли, разума и искусства над слепыми силами природы. Вряд ли в мировом кинематографе можно найти другой фильм, который бы с такой неистовой, фанатичной исступленностью утверждал веру в могущество человека. Искусство, представленное в фильме голосом Карузо (этим новым Орфеем, заставляющим природу подчиняться волшебной силе пения), способно преображать мир, вдохновлять на осуществление, казалось бы, абсолютно не воплотимых в жизнь идей…

Символом «чистого искусства», образцом широты души, доброжелательности, великодушия, демократизма Карузо стал еще при жизни. Возможно, всеобщее потрясение, вызванное его безвременной кончиной, было связано еще и с тем, что смерть Энрико была воспринята на каком-то архаичном подсознательном уровне как нечто большее, нежели уход из жизни человека, пусть даже и великого. Ведь время, когда Карузо покинул мир, было периодом надежд и всеобщего воодушевления. Европа приходила в себя после тяжелейшей войны, и всем хотелось верить, что, пережив подлинный апокалипсис, мир никогда больше не будет ввергнут в столь ужасную бойню. Смерть Карузо в 1921 году стала дурным, как вскоре выяснилось, предзнаменованием для такого рода надежд. Именно в этом году в Европе произошли события, последствия которых оказались роковыми для мира. В Германии Адольф Гитлер стал лидером Национал-социалистической партии. В Италии сторонники Бенито Муссолини получили значительное число мест в парламенте и в декабре создали Национальную фашистскую партию, которая уже через год стала в стране господствующей, а сам дуче возглавил кабинет министров. А это, по сути, положило начало установления на родине великого тенора фашистского режима. Миру вновь грозила глобальная катастрофа…

Карузо появился на свет в фантастически счастливый для оперы год. Знаменательным для вокального искусства стал и год его смерти. В 1921 году родились Франко Корелли, Джузеппе ди Стефано, Марио Ланца, Джанни Поджи, Луиджи Инфантино, Дэвид Полери - целое поколение блестящих теноров, своеобразная «компенсация» за безвременную кончину прославленного неаполитанца… Но, разумеется, ничто не могло восполнить утрату «короля теноров».

Со смертью Карузо изменилась вся картина вокального Олимпа.

Время выступления Энрико на сцене обычно называют «эпохой Карузо», а последующие годы - «послекарузовской эрой». В этой фразе можно увидеть не только хронологические рамки, но и указание на новую форму «правления».

«Абсолютная монархия» Карузо (фактически закончившаяся в эпоху, когда с политической арены сошли империи Габсбургов и Гогенцоллернов) сменилась «демократической республикой». После смерти «короля» оперная сцена знала немало великих теноров, но ни один из них не занял его «трон».

Как у певца, у Карузо не оказалось преемников.

Текущая страница: 34 (всего у книги 35 страниц)

– Что вы хотите, чтобы она вам рассказала? Каков был Карузо в постели? – бушевал Дзирато. – Да она вообще понятия не имела о Карузо – ни как о теноре, ни как о светском человеке, ни как о человеке деловом! Она не могла связать и пары слов по-итальянски! А теперь, когда она написала книгу, в которой полным-полно ошибок, вы, идиоты из Голливуда, ее покупаете и собираетесь экранизировать… 453
Drake James A. Caruso on Caruso A Need Fulfilled // Opera Quarterly Volume 8. Number 2. P. 28.

Впрочем, гнев Дзирато был обусловлен еще одной причиной – он был задет тем, что ему предложили сумму в два раза меньшую, нежели Дороти. Ко всему прочему, надо сказать, что бывший секретарь Карузо и сам приложил руку к изрядной мифологизации образа своего «босса и друга»…

Через год после выхода фильма Энрико Карузо-младший и его сыновья Энрико и Роберто, живущие в Америке, выступили против его демонстрации, заявив, что он оскорбляет память их великого предка. Однако это заявление, естественно, ни на что повлиять не могло – разве еще больше усилило конфронтацию итальянских и американских потомков Карузо. На родине тенора фильм «Великий Карузо» вызвал немалое возмущение и даже одно время был снят с показа. Тем не менее, несмотря на все минусы, этот фильм в немалой степени способствовал возрождению интереса к опере во всем мире; многие современные певцы вспоминают об огромном впечатлении, которое на них произвел в детстве этот фильм. Именно после него, например, Хосе Каррерас, совсем еще тогда юный, принял решение стать оперным артистом.

Практически одновременно с появлением на экранах «Великого Карузо» в Италии также вышел фильм, посвященный «королю теноров» – «Энрико Карузо: легенда одного голоса» (другое название – «Молодой Карузо»), снятый по мотивам романа немецкоязычного писателя (родом из Латвии) Франка Тисса «Неаполитанская легенда» (автора еще одной книги о теноре – «Карузо в Сорренто», 1946). По сути, ценность фильма с биографической точки зрения определяется одним словом названия: легенда. Легенда – прежде всего потому, что главный герой в фильме представлен как некий вокальный феномен, с малолетства покоряющий окружающих своим необыкновенным голосом. Правда же заключается в том, что Карузо как раз не обладал изначально данными, которые позволили бы предсказать ему хоть какую-то успешную карьеру. Опытный вокальный педагог маэстро Верджине пренебрежительно отзывался о голосе юного ученика и с большой неохотой уделял ему хоть какое-то время. Феномен Карузо не в том, что он уже с детских лет имел чудесный голос, а в том, что, имея поначалу голос довольно скромный, он за счет неустанной работы добился идеального раскрытия всех своих природных (и скрытых долгое время) возможностей и стал в итоге величайшим тенором XX столетия. Все же остальное – из разряда «легенд», не более того. Насколько изысканный, с аристократичными манерами актер Эрманно Ранди, исполнитель заглавной роли, не похож на реального Энрико, настолько весь сюжет «Молодого Карузо» далек от его подлинной биографии. Это очередной набор мифов о теноре, вмонтированных в романтический и абсолютно фантомный сюжет. Единственное, чем этот наивный фильм может быть сегодня интересен, так это итальянским антуражем – реальными местами детства и юности Энрико, а также прекрасным вокалом Марио дель Монако, которому выпала честь озвучивать «легендарного неаполитанца»…

Пожалуй, самым удачным из художественных фильмов, связанных с именем «короля теноров», следует признать «Фицкарральдо» (1982) немецкого режиссера Вернера Херцога – одна из самых необычных лент в истории мирового кинематографа, снимавшаяся в глуши непроходимых районов Перу и Эквадора. На протяжении всей картины мы слышим голос Карузо 454
В начале и конце фильма показаны сцены из спектаклей, в которых роль Карузо исполняет итальянский тенор Вериано Лукетти.

Который постепенно приобретает символическое значение. Действие фильма разворачивается в начале XX века. Главный герой, фанатик оперы – и фанатик в жизни, Фицкарральдо (его роль играет блистательный Клаус Кински), мечтает построить оперный театр в дебрях амазонских лесов и пригласить туда Карузо. Чтобы найти деньги на эту безумную затею, Фицкарральдо на корабле отправляется на каучуковую плантацию, которую ему выделили для разработки. Но добраться до нее нелегко – река полна непроходимых порогов. Тогда Фицкарральдо решается на безумный проект – в месте близкого соприкосновения русел двух рек он перетаскивает судно через гору из одной реки в другую (реальный прототип героя, Брайан Суини Фицджеральд, с помощью индейцев перетаскивает корабль весом в 28 тонн, Херцог же во время съемок проделал аналогичную операцию с пароходом весом в 328 тонн!). В итоге корабль все равно гибнет. Ночью индейцы перерубают якорную цепь, и корабль разбивается на порогах. Идея постройки театра провалилась. Однако Фицкарральдо не сломлен – он доказал и себе, и всем остальным, что человек в состоянии сотворить невозможное, если у него есть цель, есть идеал… 455
То же самое, кстати, доказал во время съемок фильма и сам Вернер Херцог; о невероятных трудностях, с которыми пришлось столкнуться съемочной группе, рассказано в документальном фильме «Бремя мечты».

Голос Карузо, звучащий на протяжении всей кинокартины, как раз и становится символом этого «идеального» мира, торжества духа, воли, разума и искусства над слепыми силами природы. Вряд ли в мировом кинематографе можно найти другой фильм, который бы с такой неистовой, фанатичной исступленностью утверждал веру в могущество человека. Искусство, представленное в фильме голосом Карузо (этим новым Орфеем, заставляющим природу подчиняться волшебной силе пения), способно преображать мир, вдохновлять на осуществление, казалось бы, абсолютно не воплотимых в жизнь идей…

Символом «чистого искусства», образцом широты души, доброжелательности, великодушия, демократизма Карузо стал еще при жизни. Возможно, всеобщее потрясение, вызванное его безвременной кончиной, было связано еще и с тем, что смерть Энрико была воспринята на каком-то архаичном подсознательном уровне как нечто большее, нежели уход из жизни человека, пусть даже и великого. Ведь время, когда Карузо покинул мир, было периодом надежд и всеобщего воодушевления. Европа приходила в себя после тяжелейшей войны, и всем хотелось верить, что, пережив подлинный апокалипсис, мир никогда больше не будет ввергнут в столь ужасную бойню. Смерть Карузо в 1921 году стала дурным, как вскоре выяснилось, предзнаменованием для такого рода надежд. Именно в этом году в Европе произошли события, последствия которых оказались роковыми для мира. В Германии Адольф Гитлер стал лидером Национал-социалистической партии. В Италии сторонники Бенито Муссолини получили значительное число мест в парламенте и в декабре создали Национальную фашистскую партию, которая уже через год стала в стране господствующей, а сам дуче возглавил кабинет министров. А это, по сути, положило начало установления на родине великого тенора фашистского режима. Миру вновь грозила глобальная катастрофа…

Карузо появился на свет в фантастически счастливый для оперы год. Знаменательным для вокального искусства стал и год его смерти. В 1921 году родились Франко Корелли, Джузеппе ди Стефано, Марио Ланца, Джанни Поджи, Луиджи Инфантино, Дэвид Полери – целое поколение блестящих теноров, своеобразная «компенсация» за безвременную кончину прославленного неаполитанца… Но, разумеется, ничто не могло восполнить утрату «короля теноров».

Со смертью Карузо изменилась вся картина вокального Олимпа.

Время выступления Энрико на сцене обычно называют «эпохой Карузо», а последующие годы – «послекарузовской эрой». В этой фразе можно увидеть не только хронологические рамки, но и указание на новую форму «правления».

«Абсолютная монархия» Карузо (фактически закончившаяся в эпоху, когда с политической арены сошли империи Габсбургов и Гогенцоллернов) сменилась «демократической республикой». После смерти «короля» оперная сцена знала немало великих теноров, но ни один из них не занял его «трон».

Как у певца, у Карузо не оказалось преемников.

Только потомки.

ИЛЛЮСТРАЦИИ
Анна Балдини, мать Энрико

Марчеллино Карузо, отец Энрико. Рисунок Э. Карузо

Будущий «король теноров» впервые сфотографировался в восемнадцать лет

Дом 7 по улице Сан-Джованелло, в котором родился Энри и церковь Святых Иоанна и Павла, где он был крещен, а позднее пел в хоре

Вилла «Беллосгуардо» в Ластра а Синья под Флоренцией, которая стала своеобразным символом жизненных успехов Энрико Карузо

Энрико Пиньятаро, Гульельмо Верджине и Энрико Карузо

В роли Туридду в опере П. Масканьи «Сельская честь». 1895 г.

В роли Марио Каварадосси в опере Дж. Пуччини «Тоска». Ризничий – Этторе Борелли. 1900 г.

Первая фотография Энрико Карузо, появившаяся в прессе. 16 февраля 1896 г.

Ада Джакетти-Ботти. 1904 г.

Рина Джакетти

Ада Джакетти с сыновьями Родольфо (Фофо) и Энрико (Мимми) Карузо. 1906 г.

В роли герцога Мантуанского в опере Дж. Верди «Риголетто»

В роли Рауля в опере Дж. Мейербера «Гугеноты»

В роли Манрико в опере Дж. Верди «Трубадур»

В роли Самсона в опере К. Сен-Санса «Самсон и Далила»

В роли де Грие в опере Ж. Массне «Манон»

В роли дона Хозе в опере Ж. Бизе «Кармен»

В роли Васко да Гамы в опере Дж. Мейербера «Африканка»

В роли Ричарда в опере Дж. Верди «Бал-маскарад»

Театр «Метрополитен-опера», Нью-Йорк

Титта Руффо и Энрико Карузо. 1914 г.

С Лукрецией Бори

С другом – Антонио Скотти

В роли Канио в опере Р. Леонкавалло «Паяцы»

Канио. Автошарж

В роли Рудольфа в опере Дж. Пуччини «Богема»

Рудольф. Автошарж

Э. Карузо в магазине, где был выставлен на продажу автошарж

Два Энрико Карузо – отец и сын

На палубе лайнера

Энрико Карузо

На аэроплане

В часы отдыха

Энрико Карузо рисует шарж

На рыбалке

Титта Руффо, Энрико Карузо и Федор Шаляпин. Картина Т. Стыки

Отель «Никербокер» в Нью-Йорке

Энрико Карузо в фильме «Мой кузен»

Карузо позирует скульптору

Энрико Карузо перед портретами сыновей и Рины Джакетти

В кабинете

С Паскуале Амато и Леоном Ротье

Работа с партитурой

В роли дона Альваро в опере «Сила судьбы» Дж. Верди

Джузеппе де Лука, Фрида Хэмпел, Энрико Карузо и Леон Ротье в опере Ж. Бизе «Искатели жемчуга»

В роли Неморино в опере Г. Доницетти «Любовный напиток». Леонора Спаркс – Джаннетта

В роли Элеазара в опере Ф. Галеви «Жидовка»

На гастролях в Мехико с местными красавицами. 1919 г.

С женой Дороти Парк Бенджамин

«Король теноров»

Энрико Карузо и его секретарь Бруно Дзирато

Карузо с женой и дочкой Глорией перед отплытием на родину. Май 1921 г.

После операции. 1921 г.

Последняя фотография с семьей. Июль 1921 г.

«Я уезжаю»

Похороны Карузо. Август 1921 г.

Энрико Карузо
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ЭНРИКО КАРУЗО

1873 , 25 февраля – в Неаполе у Марчеллино Карузо и Анны Болдини рождается сын, которому на следующий день при крещении дают имя Эррико. Он стал третьим из семи детей супругов Карузо и первым пережившим младенческие годы.

1883 – Карузо поступает учеником инженера на механический завод и одновременно с этим занимается в школе падре Бронцетти, который готовит мальчиков для пения в церковных хорах. Его преподаватель восхищается красивым контральто Эррико и советует продолжать музыкальное образование.

1888 , 31 мая – умирает мать Эррико Анна Болдини. Марчеллино Карузо женится на Марии Кастальди, которая начинает опекать троих детей своего мужа: Эррико, Джованни и Ассунту.

1890 – Эррико начинает петь в кафе, преимущественно на побережье Неаполитанского залива.

1891 – продолжает работать на фабрике. Выступая в кафе «Рисорджименто», Эррико знакомится с молодым баритоном Эдуардо Миссиано, который восхищается талантом певца и отводит его к известному в Неаполе вокальному педагогу Гульельмо Верджине. Эррико подписывает договор с маэстро и начинает посещать его уроки. Верджине считает голос молодого Карузо недостаточно звучным, но отмечает способности юноши к обучению.

1894 – Карузо достигает совершеннолетия и его на три года призывают в армию. Однако благодаря содействию майора Нальяти меньше чем через два месяца его освобождают от службы. По возвращении в Неаполь Эррико оставляет работу на фабрике и возобновляет занятия с маэстро Верджине. Он участвует в прослушивании для импресарио Николы Даспуро и получает приглашение выступить в опере А. Тома «Миньон» в театре «Меркаданте». Однако на первых же репетициях тенор терпит фиаско и вынужден покинуть театр.

1895 , 15 марта – проходит официальный дебют Карузо на оперной сцене. Он поет в неаполитанском театре «Нуово» в опере Доменико Морелли «Друг Франческо». Опера успеха не имеет, однако тенор заслуживает одобрение. Вскоре Эррико в театре «Чимароза» в Казерте поет в операх «традиционного» репертуара – «Сельской чести» П. Масканьи и «Фаусте» Ш. Гуно. Заменяет заболевшего тенора в неаполитанском театре «Беллини» и с успехом выступает в «Фаусте», «Риголетто» и «Травиате» Дж. Верди. Первое заграничное путешествие Карузо в Египет, где он поет в составе итальянской оперной труппы. После успеха в Египте Карузо вновь приглашают в театр «Меркаданте», где еще недавно он потерпел неудачу.

1896 – сезон в театре «Меркаданте» заканчивается большим успехом Карузо. По новому контракту Эррико направляется в Салерно, где знакомится с дирижером Винченцо Ломбарди, который занимается с молодым тенором и как вокальный педагог. Занятия с Ломбарди помогают Карузо решить ряд технических проблем – в частности, он оттачивает технику извлечения верхних нот. Осенью Карузо впервые выступает в опере Р. Леонкавалло «Паяцы» в партии Канио, которая станет одной из его лучших ролей в последующие годы.

1897 – поет в «Джоконде» А. Понкьелли в первом для него крупном театре – «Массимо» в Палермо. Во время сезона в Ливорно знакомится с сестрами Риной и Адой Джакетти. Рина влюблена в юного тенора, но Карузо начинает совместную жизнь с Адой Джакетти-Ботти. Официально их отношения так и не будут зарегистрированы. В это же время он меняет неаполитанскую форму своего имени «Эррико» на более традиционную – Энрико. Знакомится с Пуччини, который дает согласие на его выступление в партии Рудольфа в «Богеме». С успехом дебютирует в миланском театре «Лирико» в опере Ж. Массне «Девушка из Наварры». Там же участвует в мировой премьере оперы Ф. Чилеа «Арлезианка». Выступление Карузо в партии Федерико имеет восторженный прием, хотя в целом оперу встречают прохладно.

1898 – рождение первого сына Энрико и Ады – Родольфо (Фофо). Огромный успех Карузо в партии Лориса Ипанова в мировой премьере оперы У. Джордано «Федора» в театре «Лирико». Первые гастроли в Санкт-Петербурге.

1899–1900 – первые выступления Карузо в Южной Америке. Возвращение в Россию. В Санкт-Петербурге он впервые тяжело заболевает. Поет в Москве во время пасхального сезона. Вернувшись в Италию, выступает на сцене Римской оперы в опере «Ирис» П. Масканьи.

26 декабря – будучи больным и измученным долгими репетициями, неудачно дебютирует в миланском театре «Ла Скала» в партии Рудольфа в «Богеме» Дж. Пуччини.

1901 , январь – в «Ла Скала» Карузо принимает участие в мировой премьере оперы П. Масканьи «Маски», однако опера успеха не имеет и выдерживает всего три представления.

Февраль – триумфально выступает в том же театре в «Любовном напитке».

Декабрь – январь 1902– поет в неаполитанском театре «Сан-Карло» (в пяти спектаклях – с Риной Джакетти). Тенор имеет успех у публики, но в прессе появляется ряд критических публикаций, которые Карузо воспринимает крайне болезненно. Он клянется никогда больше не петь в родном городе.

1902 , февраль – вместе с Нелли Мельбой Карузо впервые выступает в Монте-Карло в «Богеме» и «Риголетто».

Апрель – в Милане фирма «Граммофон и пишущие машинки» делает первые записи тенора.

Май – триумфально дебютирует в лондонском «Ковент-Гардене».

1903 , 23 ноября – в «Риголетто» впервые выступает в самом престижном оперном театре мира – нью-йоркском «Метрополитен-опера». Дебют нельзя назвать удачным – Карузо устал и нервничает. Главной героиней спектакля становится польская сопрано Марчелла Зембрих. Тем не менее критики отмечают выдающиеся качества голоса нового тенора и возлагают на него большие надежды. С каждым следующим спектаклем его успех растет. Когда Карузо уезжает из Америки, провожать его приходит огромная толпа.

1904–1905 – один из самых напряженных сезонов в жизни Карузо. Как звезда международной оперной сцены, он выступает в Монте-Карло, Париже, Барселоне, Праге, Берлине и Лондоне. Поет весь сезон в «Метрополитен-опере» в Нью-Йорке, участвует в весеннем турне театра по городам Америки.

1906 – Карузо находится в Сан-Франциско с труппой «Метрополитен-оперы», когда происходит землетрясение, унесшее тысячи жизней. Во время лондонских гастролей выступает с Риной Джакетти, с которой у тенора завязываются близкие отношения. Сенсационный дебют в Вене. Выступление в Берлине. Император Франц Иосиф и кайзер Вильгельм удостаивают певца титула «каммерзингер».

16 ноября – инцидент в нью-йоркском Центральном парке у клетки обезьян. Некая дама, назвавшаяся Ханной Грэм, обвиняет Карузо в оскорблении, что приводит к грандиозному скандалу, едва не стоившему тенору карьеры в Америке. Карузо проигрывает суд, несмотря на то, что «пострадавшая» на суд не является, а адвокатам удается доказать, что Карузо стал жертвой провокации.

1908 – в «Метрополитен-опере» исполняет Манрико в «Трубадуре»

Дж. Верди, постепенно все более переходя к репертуару драматического тенора. Смерть отца. Ада Джакетти сбегает от Карузо с шофером Чезаре Ромати. Карузо переживает сильнейший нервный срыв. Триумфальные выступления в Германии. Возвращение в «Метрополитен-оперу».

1909 – у Карузо начинаются проблемы со связками. Он впервые в жизни отказывается от завершения сезона в «Метрополитен-опере» и уезжает на лечение в Италию. В Милане ему делают операцию на горле. Ада Джакетти предпринимает неудачную попытку похитить старшего сына Карузо.

1910 – шантаж со стороны преступной группировки «Черная рука».

Май, июнь – триумфальные выступления в Париже во время первых зарубежных гастролей «Метрополитен-оперы».

Декабрь – исполняет партию Дика Джонсона в мировой премьере оперы Дж. Пуччини «Девушка с Запада» в «Метрополитен-опере».

1911 , февраль – из-за болезни Карузо покидает в разгар сезона «Метрополитен-оперу». Лечится в Европе.

Сентябрь – возвращается к исполнительской деятельности с выступлений в Вене.

1912 – триумфальные выступления в Париже в программе гастролей театра «Казино» Монте-Карло. Во время этих гастролей единственный раз за один вечер появляются на одной сцене трое самых знаменитых певцов своего времени: Карузо, Титта Руффо и Шаляпин, хотя все трое в одном спектакле никогда и не выступили. Процесс против Ады Джакетти в Милане по обвинению бывшей спутницы Карузо в клевете. Энрико начинает совместную жизнь с Риной Джакетти.

1914 – Милдрид Мефферт, возлюбленная Карузо, подает на него иск в суд за невыполнение обещания на ней жениться, данное еще в 1908 году. Это событие бурно обсуждается в прессе. Карузо уезжает в Европу. Последние выступления тенора в Лондоне. В начале войны он участвует в бенефисе в римском театре «Костанци». Первое выступление Карузо на родине после десятилетнего перерыва проходит с невероятным триумфом.

1915 – южноамериканский тур.

Сентябрь – поет в «Паяцах» в Милане. Это становится последним появлением Карузо на сценах Европы. Осенью в «Метрополитен-опере» выступает в партии Самсона в опере К. Сен-Санса «Самсон и Далила».

1917 – последние гастроли по городам Южной Америки.

1918 , февраль – выступает в «Метрополитен-опере» в «Пророке» Мейербера. Снимается в Нью-Йорке в двух немых фильмах, которые, однако, успеха не имеют.

21 августа – женится на дочери видного нью-йоркского юриста и ученого Парка Бенджамина – Дороти. Брак заключается вопреки воле отца. Сразу после свадьбы Карузо разрывает отношения с Риной Джакетти и ее семьей.

Ноябрь – с Розой Понсель участвует в «метрополитеновской» постановке «Силы судьбы» Дж. Верди.

1919 – проводит лето с Дороти и сыновьями в Италии на вилле «Беллосгуардо», однако из-за беспорядков в стране раньше запланированного срока уезжает в Америку. Осенью гастролирует в Мексике.

22 ноября – триумфально исполняет в «Метрополитен-опере» свою последнюю оперную партию – Элеазара в опере Ф. Галеви «Жидовка».

Декабрь – у Карузо и Дороти рождается дочь Глория.

1920 – выступает на Кубе.

Сентябрь – в последний раз записывается на пластинки. Чувствует себя с каждым днем все хуже, но лечащий врач, доктор Филип Горовиц, ставит диагноз «межреберная невралгия».

11 декабря – во время спектакля «Любовный напиток» в Бруклинской консерватории у Карузо идет горлом кровь. Спектакль остановлен.

24 декабря – в последний раз появляется на сцене – в «Жидовке» в «Метрополитен-опере». На следующий день падает от приступа острой боли в боку. Врачи, наконец, ставят подлинный диагноз – острый плеврит, перешедший в бронхиальную пневмонию.

1921, начало января – конец марта – Карузо переносит шесть операций. Июнь – возвращается в Италию. В Сорренто здоровье певца на какое-то время улучшается.

Июль – наступает резкое ухудшение. Его перевозят в неаполитанскую гостиницу «Везувий».

Энрико Карузо (Enrico Caruso) – всемирно известный итальянский оперный певец, тенор. Он родился третьим ребенком в бедной семье, где вместе с ним воспитывалось еще шестеро детей. Только благодаря своему таланту и трудолюбию, он смог выбраться из нищеты, окружив себя и своих близких людей роскошью богатой жизни.

Энрико родился в бедном промышленном районе (Napoli) 25 февраля 1873 г. в семье рабочих в двухэтажном доме. Закончив начальную школу, мальчик не захотел учиться дальше, он пошел в церковный хор небольшого местного храма. Ему так нравилось петь, что он не стал инженером, как желали родители Марчелло Карузо (Marcello Caruso) и Анна-Мария Карузо (Anne-Marie Caruso). Энрико хотел учиться музыке.

Когда юноше исполнилось 15 лет, его мать скоропостижно скончалась и молодой человек был вынужден разделить с отцом финансовые заботы о семье. Он устроился рабочим в мастерскую, где трудился Марчелло, но не переставал петь. Церковные прихожане восхищались его прекрасным голосом и иногда просили исполнить серенады для любимых. Богатые клиенты щедро оплачивали такие услуги.

Успех подстегивал молодого человека искать новые возможности заработка и он стал исполнять церковные песни прямо на улице. Долгое время это было хорошим подспорьем многодетной семье.

Он поступил в вечернюю школу и стал учиться у пианиста Скирарди (Skirardi) и маэстра де Лютно (maestro de Lyutno). Бархатный баритон Миссиано (Missiano) также научил Энрико исполнению нескольких партий.

Путь к успеху

Песни Энрико Карузо по воле случая были услышаны преподавателем школы вокала Гульельмо Верджине (Guglielmo Vergine). Это произошло при постановке «Разбойников» («Briganti») Микеле Фазанаро (Michele Fasanaro), где Карузо исполнял партию, выбранную для него преподавателем Бронцетти (Bronzrtti). Опера шла в маленьком церковном театре, куда продолжал ходить юноша.

Верджине, разглядев молодое дарование, уговорил отца мальчика отдать сына в Неаполитанскую школу пения (она называлась Храм бельканто, «bel canto» – «красивое пение»). Отец так и сделал, но не особенно надеялся на успех. Теперь ему не нужно было кормить лишний рот, а сын с радостью начал изучать музыкальную науку.

Спустя некоторое время Верджине показал юношу известному и влиятельному оперному тенору Мазини (Masini). Певец оценил диапазон и силу молодого таланта, но предупредил, что над природным даром нужно много работать. Карузо хотелось славы, признания, богатства и он много и усердно работал всю жизнь, благодаря чему стал одним их величайших теноров своего времени.

Основные этапы биографии

  • 1894 г. – первое выступление в неапольском «Нуово» (Teatro «Nuovo»);
  • с 1900 в течение года выходил на сцену миланского «Ла скала» (Teatro»La Scala»);
  • 1902 г. – дебют в Лондоне, в «Ковент-Гарден» (Theatre»Covent Garden»);
  • с 1903 г. в течение 17 лет исполнял сольные партии в «Метрополитен-опера» («MetropolitanOpera») в Нью-Йорке;
  • с 1898 г. совершил множество гастрольных туров по странам мира.

Лучшие партии

Легендарному тенору легко давались любые партии. Творчество Энрико Карузо раскрывает его и как лирика и так трагика. Он первым исполнил роли: Федерико (Federico) в «Арлезианке» («L’arlesiana») Франческо Чилеа (Francesco Cilea) в 1897 г., Лориса (Loris) в «Федоре» («Fedora») Умберто Джордано (Umberto Giordano) в 1898 г., Джонсона (Johnson) в «Девушке с запада» (La fanciulla del West) Джакомо Пуччини (Giacomo Puccini); в 1910 г.

Лучшими партиями по праву считаются:

  • Герцог из «Риголетто» («Rigoletto») Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi);
  • Манрико (Manrico) из «Трубадура» («II trovatore») Верди;
  • Радамес (Radames) из «Аиды» (Aida) Верди;
  • Неморино (Nemorino) из «Любовного напитка» («L’elisir d’amore») Гаэтано Доницетти (GaetanoDonizetti);
  • Фауста (Faust) из «Мефистофеля» («Mefistofele») Арриго Бойто (Arrigo Boito);
  • Канио (Canio) из «Паяцы» («Pagliacci») Руджеро Леонкавалло (RuggeroLeoncavallo);
  • Туридду (Turiddu) из «Сельской чести» («Cavalleria rusticana») Пьетро Масканьи (PietroMascagni);
  • Рудольфа (Rudolf) из «Богемы» («La Bohème») Джакомо Пуччини (GiacomoPuccini);
  • Каварадосси (Cavaradossi) из «Тоски» («Tosca») Пуччини;
  • Де Грие (desGrieux) из «Манон Леско» («Manon Lescaut») Пуччини;
  • Хосе (José) из «Кармен» («Carmen») Жоржа Бизе (Georges Bizet);
  • Элеазар (Eleazar) из «Жидовки» («La Juive») Фроманталя Галеви (Fromental Halévy).

На концертах особенно трогательно и нежно в его исполнении звучали неаполитанские песни.

Личная жизнь

Волшебный голос невысокого крепкого мужчины с шикарными усами производил неизгладимое впечатление на женщин. На заре карьеры Энрико чуть было не женился на дочке руководителя театра, в котором он работал. Но свадьба не состоялась, жених сбежал из-под венца с балериной того же театра.

Первой гражданской женой для Карузо стала оперная певица Ада Гиачетти (Ada Giachetti), она была старше мужа на 10 лет. Ада подарила супругу четырех сыновей, но выжили только два: Родольфо (Rodolfo) и Энрико (Enrico), их назвали в честь главных героев оперы «Риголетто» («Rigoletto»). Гиачетти положила свою карьеру на алтарь семейного счастья, но неугомонный Энрико не желал быть примерным мужем.

Он не заводил близких знакомств с другими дамами, но продолжал флиртовать направо и налево. Через 11 лет Ада сбежала от мужа с водителем их семьи. Энрико жутко разозлился и стал встречаться с младшей сестрой неверной жены. Но вместо того, чтобы вернуться, Гиачетти подала на Карузо в суд, требуя вернуть «украденные» драгоценности. Дело закончилось миром, бывший супруг взял на себя обязательства по выплате семье хорошего ежемесячного пособия.

Первой официальной ценой 45-летнего Карузо стала дочь американского миллионера 25-летняя Дороти Парк Бенжамин (Dorothy Park Benjamin).

Отец девушки не признавал зятя и после свадьбы лишил дочь наследства. Но Энрико любил Дороти, которая вскоре родила ему дочь Глорию (Gloria). Со слов друзей семьи, Карузо вполне серьезно просил жену растолстеть так, чтобы на нее больше не посмотрел ни один мужчина.

Смерть

Спустя еще год в 1920 г. счастливый отец сильно заболел после перенесенной аварии, ему пришлось вернуться в Италию. 2 августа 1921 г. он не смог противостоять недугу и умер от плеврита . Его отпевали в (San-Francesco di Paola). Двери церковной базилики открыл для усопшего сам король. Траурная процессия легендарного певца насчитывала более 80 тысяч человек. Маэстро положили в хрустальный гроб и 15 лет поклонники могли лицезреть великого певца после его смерти. Потом тело предали земле. На деньги почитателей таланта певца была отлита огромная свеча из воска, которую обещали зажигать ежегодно в память об усопшем перед Помпейской Мадонной (Madonna). По расчетам, свечи должно хватить на 500 лет.

  1. У родителей Энрико, кроме него, было еще 18 детей, 12 из них умерли в младенчестве.
  2. При рождении мать с отцом дали мальчику имя Эррико (Errico), так оно было созвучно неаполитанскому диалекту. Переименовать себя в Энрико посоветовал юноше учитель Вержине.
  3. После смерти матери Карузо ежедневно пел в церковном хоре, искренне веря, что только оттуда она сможет услышать его.
  4. После партии старика отца в «Друге Франческо» («L’Amico Francesco») постановки Джузеппе Морелли (Giuseppe Morelli) в исполнении Карузо (партию сына представлял тенор, которому уже исполнилось 60 лет), подающего надежды юношу пригласили в турне по Каиру. Там он заработал свои первые большие деньги.
  5. Иногда ему приходилось петь свои партии без репетиции, он крепил листок со словами на спину впереди стоящего партнера и пел.
  6. Первый заработок был потрачен в увеселительном заведении на девушек и вино. В гостиницу юный повеса вернулся под утро, верхом на осле, обвешанный тиной. Он свалился в Нил, непонятно как избежав встречи с крокодилом.
  7. На гастролях в Энрико предстал перед зрителями в нетрезвом состоянии. Он не правильно прочитал слова «судьба» и вместо него спел «гульба» (они похожи на итальянском), чем едва не перечеркнул свою карьеру.
  8. Певец Энрико Карузо очень много курил. Пара пачек египетских сигарет за день была его нормой на протяжении всей жизни. Маэстро не смущало даже то, что из-за пагубной привычки он рисковал потерять свой чудесный голос.
  9. Голос Энрико Карузо стал первым голосом оперы, записанным на пластинках для граммофона. Основная часть репертуара, благодаря записям на 500 дисках, сохранилась до наших дней.
  10. Однажды на гастролях в Буэнос-Айросе (Buenos Aires) Карузо стал причиной фальши музыкантов оркестра. Они не смогли сдержать слез, вызванных проникновенным выступлением тенора.
  11. На счету певца 607 оперных спектаклей и более 100 оперных партий на разных языках (французский, испанский, английский, немецкий).
  12. Кроме музыкального слуха и голоса, природа наградила Карузо талантом художника. Его карикатуры на близких людей печатались в Нью-Йорке, в еженедельном издании «Фоллиа» («Follia») с 1906 г.
  13. После смерти мужа, его вдова Дороти написала две книги о жизни своего талантливого супруга. Они были изданы в 1928 г. и 1945 г. и содержали множество нежных писем Карузо любимой жене.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ