Туристический портал - NataliSudak

Туристический портал - NataliSudak

» » Большой дворец, Петергоф: описание, история, архитектура и интересные факты. Дворцы петергофа Петергофский дворец

Большой дворец, Петергоф: описание, история, архитектура и интересные факты. Дворцы петергофа Петергофский дворец

Величественный и изысканный, Большой Петергофский дворец, чей фасад протянулся вдоль террасы почти на 300 метров, занимает доминирующее положение в композиции петергофского ансамбля, связывая в единое художественное целое Верхний сад и Нижний парк. "Раскинув крылья" над водяной феерией Большого каскада, он объединяет и формирует вокруг себя стройную систему аллей, архитектурных сооружений и фонтанов.

Петровский период

Историю Большого дворца Петергофа - одного из красивейших дворцов Европы, можно условно разделить на четыре этапа: Петровский, Елизаветинский, Екатерининский и Советский, когда в 1944 дворец предстал перед освободителями вот в таком виде.

Существующий облик дворца формировался в течение почти полутора веков. В Петровскую эпоху это было небольшое двухэтажное здание, ширина которого не превышала ширины Большого каскада, оно называлось Верхними или Нагорными палатами и служило для приемов и праздников. Идея местоположения и первоначального облика дворца принадлежала самому Петру, а воплощали её архитектор И.Ф. Браунштейн и такие выдающиеся зодчие, как Ж.-Б. Леблон и Н. Микетти.

Возведение дворца, который в том время именовался Верхними (Нагорными) палатами начал в 1710-х года Иоганн Браунштейн, который не учел особенностей почв террасы и вскоре палаты стали оседать, а стены дали трещины. Эстафету в сентябре 1716 года принимает французский архитектор и мастер садово-парковой архитектуры Жан-Батист Леблон, который укрепляет фундамент, сооружает подземный акведук для отвода грунтовых вод, меняет планировку и убранство интерьеров.

Елизаветинский период

Это и послужило причиной его перестройки, выполненной Ф.Б. Растрелли. Любимому архитектору императрицы Елизаветы Петровны предстояло выполнить непростую задачу - не просто создать жемчужину елизаветинского барокко, но и сохранить стены петровского дворца, встроив их в новое окружение.

С поставленной задачей Растрелли справился блестяще. Во дворце появился ещё один этаж, значительно увеличилось центральное пространство, к которому примкнули крылья одноэтажных галерей, завершенных боковыми корпусами - Церковным и Корпусом под гербом. Интерьеры дворца, созданные архитектором, поражали динамикой и сказочной роскошью.

Стены залов были украшены золоченой резьбой, зеркала создавали впечатление бесконечных перспектив и зрительно увеличивали внутреннее пространство. Сохраненный Растрелли Дубовый кабинет Петра I стал реликвией, помещенной в великолепное обрамление нового дворца.

В западном корпусе появляется Парадная лестница и роскошный Танцевальный зал.

Парадные залы оборудуются подвесными "зеркальными" сводами и украшаются плафонной живописью, а обилие позолоты, зеркал и росписей создавало ощущение бесконечного праздника. Работы, длившиеся почти 10 лет, были завершены и отмечены шумными торжествами в 1756 году.

Екатерининский период

В 60-70-х годах XVIII века барочная пышность выходит из моды, и интерьеры дворца начинают принимать иные очертания, в соответствии с новым стилем - классицистическим. В это время главным элементом украшения стали лепные композиции, создававшие впечатление благородства, простоты и изысканности художественного вкуса. По приказу императрицы Екатерины II архитектор Ю.М. Фельтен заново оформляет Столовую, Тронный и Чесменский залы, а Ж.- Б. Валлен - Деламот создает в 1766 - 67 гг. два Китайских кабинета.

В 1762 году императрица Екатерина II отправляет Растрелли в отставку и его место занимает француз Жан Батист Мишель Валлен-Деламот. В 1766-1767 годах он переделывает две комнаты, примыкающие к Портретному залу с запада и востока, и оформляет их в модном тогда стиле "шинуазри" (от франц. chinois - китайский). На фото - восточный китайский кабинет:

В 1770-е годы Георг Фельтен перестраивает Аванзал (отныне - Чесменский), Тронный зал и Столовую. Если не считать некоторых изменений, которые внёс в интерьеры в 1847-1850 годах Андрей Штакеншнейдер, это были последние серьезные переделки в здании дворца.


Величественное здание выделяется несколькими объемными частями, самая крупная из которых, это средняя трехэтажная часть, связанная неширокими одноэтажными галереями с двухэтажными флигелями: в восточной части - это Церковный корпус и в западной - корпус «Под гербом».

Северный фасад, обращенный к морю и к Большому каскаду проходит вдоль края террасы парка и протянулся на 268 метров. С южной стороны Большой дворец построен в виде широкой буквы «П», образованной его средней частью и примыкающими двумя трехэтажными корпусами.

Николаевский период

Меняется дворец и в XIX веке. В 1846 г., по приказу императора Николая I, в восточном флигеле, выходящем в Верхний сад, архитектор А.И. Штакеншнейдер, надстроив третий этаж, создает восемь интерьеров по случаю бракосочетания дочери императора Ольги Николаевны с принцем Карлом Вюртембергским. С тех пор восточный флигель стал называться Ольгинской половиной Большого Петергофского дворца.

Сформировавшийся в результате всех перестроек архитектурный облик Большого дворца несет на себе отчетливые следы различных художественных вкусов и стилей, но талант и профессиональное уважение друг к другу позволили архитекторам разных эпох создать законченное произведение.

В годы Великой Отечественной войны Большой дворец был сожжен и взорван. Казалось, поднять из руин его будет невозможно. Но уже в мае 1964 года были открыты первые возрожденные залы. И сегодня посетителей ожидает увлекательное путешествие по волшебному дворцу, наполненному предметами декоративно - прикладного искусства, великолепной мебелью и превосходными произведениями скульптуры и живописи.

Отделка фасадов здания, окрашенных в ярко-желтый цвет, отличается сдержанностью, в ней нет ничего лишнего. Для украшения использованы элементы, характерные для архитектуры барокко: пышные картуши над оконными проемами, барельефы во фронтонах и кованые узорчатые решетки балконов, белые русты и пилястры.

В центре кровли - золотая ваза сложной конфигурации. Выразительность зданию придают купола флигельных пристроек - Церковного корпуса с пятью золочеными главами и Корпуса под гербом, увенчанного куполом с золоченым гербом.

Дворец является частью Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Петергоф».

Прогулка по дворцу

Теперь, давайте совершим прогулку по залам и комнатам Большого дворца.

Парадный вход


Парадный вход размещён в западном флигеле дворца. Такое решение позволяло Растрелли развернуть анфиладу парадных залов, нанизанных на ось вдоль фасада (этот принцип наиболее полно реализован архитектором в следующем по времени создания большом дворце — Екатерининском).

Квадратный в плане зал с двухсветной лестницей — один из самых эффектных интерьеров дворца, отличающийся парадной и роскошной отделкой. В нём Растрелли достиг максимального синтеза искусств, применив едва ли не все возможные средства декорирования: масляная живопись плафона, темперная роспись стен, лепнина, резьба по дереву, кованый металл. В интерьере лестницы многообразно представлены различные скульптурные формы: барельефы, картуши, статуи, рокайли, вазы.

Десюдепорт с фигурами «Верность» и «Справедливость»

Но основным элементом декора, традиционным для растреллиевских интерьеров, является золочёная резьба по дереву. Выполнение работ относится к 1751 году; бригаду русских мастеров возглавлял Иосиф Шталмеер. Нижнюю часть лестницы украшают резные кариатиды, воссозданные в послевоенные годы по моделям скульпторов Г. Михайловой и Э. Масленникова.

Парадная лестница. Аллегории Лета и Весны

Самые заметные скульптуры верхней части — аллегорические изображения времён года, украшающие верхнюю площадку лестницы. Весна, Лето (на перилах), Осень и Зима (помещены в нишах напротив первых) представлены в образе юных девушек. Повторения скульптур «Весна», «Лето» и «Осень» также выполнили Г. Михайлова и Э. Масленников. Скульптура «Зима»,

Стены богато расписаны темперой; в орнаментах сплетаются цветочные гирлянды и другие растительные мотивы, двуглавые орлы, вензеля Елизаветы Петровны. Рисованные фигуры Аполлона, Дианы и Флоры вписаны в иллюзорные ниши; обманный эффект подчёркивает воздушность и лёгкость интерьера (работы выполнены Антонио Перезинотти с помощниками).

Этому же служат и восемь больших двухъярусных окон, пропускающие на лестницу изобилие света. В верхних ярусах располагаются характерные для барокко зеркальные окна-обманки, призванные усилить за счёт световых эффектов ощущение простора.

Потолок Парадной лестницы украшен плафоном «Аллегория Весны» работы Бартоломео Тарсия (1751 год). Живописная работа со времени создания воспринималась как прославление Елизаветы Петровны и её царствования, отмеченное расцветом искусств, наук и ремёсел. Так же трактовалась общая символика интерьера: он раскрывается аллегорией благоденствия Российского государства и его процветания под эгидой искусств. Плафон воссоздан Л. Любимовым, В. Никифоровым, В. Корбаном. Эти же реставраторы воссоздали падугу и живописное оформление стен Парадной лестницы. Мажорный и торжественный настрой парадной лестницы получил продолжение в Танцевальном зале.

Танцевальный зал

Танцевальный (или Купеческий) зал площадью около 270 м² занимает всё западное крыло дворца. По декоративному убранству —самый пышный интерьер дворца, разработан в особом праздничном ключе. Он создавался в 1751—1752 годах и полностью сохранил изначальный замысел Растрелли.

Особенность Танцевального зала — фальшивые зеркальные окна-обманки, занимающие основное пространство глухих западной и северной стен. На противоположных им стенах — окна настоящие, большие, в два яруса. Простенки между окнами, как настоящими, так и фальшивыми, занимают огромные зеркала. Изобилие зеркал создаёт эффект многократно умноженного пространства.

В отделке господствует золочёная резьба по дереву. В простенках между окнами, над зеркалами, расположены тондо на темы «Энеиды» Вергилия и «Метаморфоз» Овидия (работы Джузеппе Валериани; в настоящее время подлинных четыре; остальные двенадцать — копии, воссозданные взамен утраченных во время Великой отечественной войны).

Падуги, создающие плавный переход от стен к потолку, украшены живописными медальонами и лепными кронштейнами. Плафон «Аполлон на Парнасе» (Бартоломео Тарсия, 1751 год), созданный специально для зала, занимает весь свод. Орнаментальный узор наборного паркета из клёна, ореха, светлого и тёмного дуба дополняет интерьер.

Голубая приёмная

Небольшая комната, связанная с Танцевальным и Чесменским залами; также имеет выход через стеклянные двери в галерею, соединяющую основную часть дворца с Гербовым корпусом.

Своё название получила по отделке стен: они затянуты голубым шёлковым штофом. Вспомогательное помещение служило своего рода канцелярской; здесь постоянно располагались секретари, а также камер-фурьеры, которые записывали в специальные журналы дворцовую летопись (в них фиксировались прибытие или отъезд важных персон, курьеров, а также привоз предметов обстановки и т. п.).

Интерьер создан Растрелли и в дальнейшем не подвергался изменениям. В нынешней экспозиции музея в Голубой приёмной представлены предметы мебели середины XIX века в стиле «второго барокко», изделия из бронзы и вазы Императорского фарфорового завода в стиле ампир. Стены украшают живописные работы; одна из них кисти И. К. Айвазовского с Петергофским пейзажем («Вид Большого дворца и Большого каскада»). Приёмная выделяется множественностью перспектив, характерной для замыкающей комнаты барочной планировки: из окон видны Верхний сад и Нижний парк, сквозь стеклянные двери — галерея в «Корпус под гербом»


http://www.spb-guide.ru/page_18177.htm

Архив Викимедии:https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Interior_of_the_Grand_Peterhof_Palace

http://peterhofmuseum.ru/objects/peterhof/bolshoy_petergofskiy_dvorets

Продолжение следует...

Большой дворец является центром Петергофского ансамбля, который расположен в г. Петергофе в 29 км от Петербурга, на южном берегу Финского залива. Это так называемая «коронная» резиденция русских царей. Почти на 300 м протянулось вдоль террасы величественное трехэтажное здание.
Идея местоположения царской резиденции и первоначального облика Нагорных палат принадлежала Петру Великому.

Над созданием архитектурного облика и оформлением внутреннего убранства Большого дворца на протяжении 18-19 вв. работали знаменитые западноевропейские и русские мастера: Ж.-Б.Леблон, И.-Ф.Браунштейн, Ф.-Б. Растрелли, М. Земцов, Н. Микетти, А.И. Штакеншнейдер. До сих пор посетители Большого Петергофского дворца не устают восхищаться его великолепием.

Первоначально дворец, построенный в 1714-1725 гг. по проекту Ж.-Б. Леблона и И. Браунштейна, выглядел довольно скромно. Позднее в 1745-1755 гг. он был перестроен Елизаветой Петровной по модели Версальского дворца по проекту Ф.-Б. Растрелли в стиле зрелого барокко.

Особенно впечатляет вид на фасад Большого дворца из Нижнего или Верхнего парка. Но на самом деле здание Большого дворца довольно узкое и не так огромно, как кажется на первый взгляд. Большой дворец включает в себя примерно 30 залов, куда входят роскошные парадные залы, оштукатуренные под мрамор, с инкрустированным паркетом, расписанными потолками, позолоченными стенами.

Среди многочисленных залов дворца выделяют: Голубую приемную, Танцевальный зал, Чесменский зал, Белую столовую, Аудиенц-зал, Китайские кабинеты, Картинный зал, Куропаточную гостиную, Кабинет императрицы, Коронную, Большую голубую гостиную, Кавалерскую, Туалетную, Штандартную и др.

В Петровской части дворца до настоящего времени сохранился Дубовый кабинет первого российского императора. Главный элемент убранства этих небольших уютных покоев - резные дубовые панно, которые были созданы еще при жизни царя Петра I французским скульптором Николя Пино. В Дубовом кабинете представлены и личные вещи Петра I, в числе которых дорожные часы, выполненные немецким мастером Иоганном Беннером.

В период царствования дочери Петра I, Елизаветы, в середине 18 в., в Петергофе работал непревзойденный мастер стиля барокко, знаменитый архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. Для интерьеров, которые были созданы гением Растрелли типично обилие золоченой деревянной резьбы, многочисленные зеркала, наборные паркеты, выполненные из разных пород древесины, яркие и красочные потолочные плафоны.

Практически все западное крыло Большого дворца – это Танцевальный зал (в 18 в. он назывался Купеческим залом). Легенда гласит, что императрица Елизавета Петровна потребовала специально, чтобы Растрелли побогаче украсил этот зал, поскольку основным назначением этого зала был прием именитых представителей купечества, которые, по словам Елизаветы, очень любили все золотое.

Новые переделки и изменения интерьеров Большого дворца происходят во второй половине 18 в. в модном в то время классическом стиле. Известные архитекторы Ж..Б. Валлен-Деламот и Ю.М. Фельтен в 1760-1770 гг. занимались оформлением интерьеров Чесменского, Тронного залов, Китайских кабинетов.

В результате двухсотлетнего строительства получился восхитительный дворец, где рядом со скромными покоями петровских времен блистают роскошью и великолепием залы середины 18 в. в стиле барокко. Рядом с ними хранят спокойствие и строгость торжественные апартаменты в стиле классицизма. Их сменяют покои середины 19 века, в которых возрождаются художественные принципы стиля рококо.

Большой дворец в Петергофе являлся центром официальной летней жизни России: именно здесь решались многие важные для страны вопросы, проводились приемы именитых гостей, праздники, маскарады и балы.

Сегодня Большой дворец – это уникальный историко-художественный музей с коллекцией, насчитывающей порядка трех с половиной тысяч экспонатов, куда входят живопись, предметы мебели, ткани, светильники, посуда, которые отвечали вкусам венценосных хозяев дворца.

Дата публикации или обновления 21.08.2017

  • К оглавлению - храмы Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
  • Строительство и отделка перкви Большого Петергофского дворца
  • Живописное убранство церкви Большого Петергофского дворца
  • Обручения и бракосочетания великой княжны Ольги Николаевны
  • Продолжение традиций в церкви Большого Петергофского дворца
  • Заключительные страницы в истории церкви Большого Петергофского дворца

  • С использованием материалов из книги «Церковь Святых Апостолов Петра и Павла Большого Петергофского дворца», Государственный музей-заповедник «Петергоф», Буланая Н.Б., ИП Верхов С.И., фотосъемка Кульгун А.А., Королев В.С., 2011 г.


    Придворная церковь Святых Апостолов Петра и Павла играла особую роль в истории русского императорского двора. В летние месяцы, когда Петергоф превращался в своеобразную «загородную столицу» Российской империи, этот храм становился средоточием религиозной жизни страны.

    На протяжении полутора столетий здесь проводились богослужения по поводу официальных государственных праздников - таких, например, как дни тезоименитств, восшествий на престол и коронаций российских монархов.

    Тут же совершались обряды крещений и венчаний младших представителей императорской фамилии, служились панихиды по усопшим Романовым и, разумеется, отмечались все традиционные русские православные праздники, которые приходились на летние месяцы. В честь крупных событий во внешней политике, благоприятных для Отечества, а также юбилеев военных побед в Петропавловской церкви устраивались торжественные богослужения. Нередко здесь венчали молодые пары и крестили новорождённых из семей придворных и высшей аристократии. В качестве «посажёных родителей» или «восприемников от купели» часто выступала августейшая чета.

    История этого храма началась весной 1747 года, когда императрица Елизавета Петровна отдаёт распоряжение перестроить и расширить Петергофский дворец. Она поручает осуществление проекта Франческо Растрелли, который ещё в 1730 году был назначен придворным архитектором и руководил строительством в Санкт-Петербурге , Москве и других городах.

    Старый петровский дворец к тому времени уже стал своеобразным мемориалом, напоминавшим о создателе приморской резиденции - императоре Петре I , и по желанию его дочери должен был сохраняться в неприкосновенности. Зодчий задумал возвести над петровскими «палатами» третий этаж, пристроив по сторонам два вместительных флигеля с примыкавшими к ним одноэтажными галереями, завершёнными изящными трёхэтажными корпусами-павильонами. В восточном корпусе и планировалось устроить придворную церковь.


    Иконостас церкви Святых Апостолов Петра и Павла Большого Петергофского дворца.

    Именно с храма решено было начинать реконструкцию дворца. В 1747 году 7 апреля Растрелли сообщал: «Ея Императорское Величество... повелела подготовить фундамент, во-первых, для флигеля, при котором назначена быть церковь, но... фундамента не закладывать, так как при закладке государыня изволит быть сама».

    Действительно, первый камень в основание здания был заложен в присутствии императрицы 30 мая 1747 года.

    В соответствии с первоначальным замыслом архитектора дворцовый храм должен был иметь одноглавое завершение, но по настоянию Елизаветы Петровны , которая внимательно следила за ходом работ, церковный купол был увенчан пятью главками, традиционными для древнерусского зодчества.

    Большой дворец - величественное сооружение и главный композиционный элемент дворцово-паркового музея-заповедника «Петергоф», выстроенный в первой половине XVIII столетия. Полностью разрушенный в годы Великой Отечественной войны, дворец вскоре был отстроен заново. Расположен на границе двух уникальных парковых ансамблей - Верхнего сада и Нижнего парка и является памятником архитектуры федерального значения со статусом объекта культурного наследия народов России.

    На самом краю естественной террасы дворцово-паркового ансамбля «Петергоф» возвышается Большой дворец - творение русских и зарубежных архитекторов, в течении полувека отстраивавших и украшавших загородную царскую резиденцию в Петергофе .

    Из истории строительства дворца

    Реформы Петра I привели к решительному переустройству хозяйства и культуры тогдашнего Русского царства, что обусловило быстрое развитие промышленности, торговли, науки, техники, светского искусства. Гражданскому строительству стало уделяться больше внимания по сравнению с культовым.

    Именно в годы правления Петра Великого, основавшего новую столицу на берегах Невы, за пределами тогдашнего Санкт-Петербурга была заложена и царская загородная резиденция - Петергоф. Одновременно с закладкой парковых ансамблей началось строительство дворцов - Монплезира в Нижнем парке и Большого дворца на высоком природном холме на стыке Верхнего сада и Нижнего парка, каждый из которых занял своё место в архитектурном ансамбле Петергофа.

    Пётр I лично указал место для строительства Большого дворца, в те годы называвшегося Верхними палатами по отношению к Монплезиру, строившемуся на морском берегу, и составил план скромного и практичного, как и все постройки того времени, вытянутого вдоль холма здания с Большим каскадом и гротом. Император торопил строителей, поэтому Верхние палаты, возведение которых Пётр I поручил немецкому архитектору Иоганну Фридриху Браунштейну, были отстроены всего за четыре года (1712-1716), а для их возведения были задействованы 830 рабочих.

    В год завершения работ в Россию из Франции по приглашению Петра I приехал французский архитектор и мастер садово-парковой архитектуры Жан-Батист Александр Леблон, получивший от русского царя чин «генерал-архитектора» - главного архитектора Санкт-Петербурга. По рекомендации Ж-Б. А. Леблона у Верхних палат были устроены акведуки, по которым грунтовые воды отводились от здания царской резиденции, и укреплён фундамент.

    Отделка интерьеров небольшого двухэтажного здания, длина фасада которого соответствовала ширине каскада с гротом, началась в конце 1717 года. В художественном оформлении залов и апартаментов дворца принимали участие известные русские и зарубежные мастера петровского времени, среди которых известны Семён Бушуев, Михаил Негрубов, а также французские оформители - резчик Николя Пино и художники Филипп Пильман, Жорж Мишель.

    Само здание царской резиденции не отличалось внешней пышностью и презентабельностью. Чёткость архитектурных форм, простота во внешней отделке (рустовка углов, обрамление окон наличниками) соответствовали вкусам Петра I, его практицизму и деловитости. Из-за небольших окон дворец казался довольно приземистым, лишь выступ центральной части (ризалит) был украшен арочными окнами и такими же проёмами дверей, декорирован пилястрами и завершён треугольным фронтоном.

    В 1721 году во дворце случился пожар, после которого здание решено было немного перестроить. Проект обновлённого здания и работы по его перестройке выполнил итальянский архитектор Николо Микетти, являвшийся в то время главным придворным архитектором, в результате чего ко дворцу с двух сторон были пристроены нарядные галереи с павильонами, а центральный фасад богато украшен скульптурами и лепными композициями.

    15 августа 1723 года двухэтажный Большой дворец был торжественно открыт. Нижний этаж, оживлённый большими сенями с колоннами, предназначался для прислуги, верхний - для императорской семьи. Большую часть второго этажа, окна которого выходили на северную и южную стороны, занимал двусветный зал, предназначенный для пышных приёмов. Великолепнейшая панорама, открывавшаяся взорам приглашённых, завораживала и вызывала восхищение. Из окон, выходящих на южную сторону, можно было полюбоваться Верхним садом, Санкт-Петербургом и Кронштадтом , а из окон с северной стороны - живописным регулярным Нижним садом с его павильонами и фонтанами, Большим каскадом, каналом, заливом и морскими далями.

    Оформление зала было выдержано в деловом и одновременно торжественном стиле, подчёркнутом дубовыми панелями стен, четырьмя гобеленами и несколькими картинами в золочёных рамах, а также большим плафоном, изготовленным по личному заказу Петра I венецианским живописцем Джованни Баттиста Тарсия, но помещённым в зал в 1726 году, уже после смерти императора. Композиции, изображённые на плафоне (мужская фигура в мантии со скипетром в руке и парящим над ней амуром с российским штандартом с двуглавым орлом - на одной стороне, богиня мудрости Минерва, бог-покровитель торговли Меркурий, богиня правосудия Фемида, богиня плодородия Церера и мифический конь Пегас - на другой стороне) по замыслу венценосного заказчика должны были прославлять могущество самодержавного устройства России, процветания её искусств, наук, правосудия и торговли.

    Апартаменты императора и его семейства были достаточно малы по сравнению с парадным залом, но красиво украшены картинами, гобеленами и резной мебелью.

    Перестройка дворца и новое оформление его интерьеров при Елизавете Петровне и Екатерине II

    После смерти Петра Великого наступили кардинальные изменения в жизни империи и в быту правящей элиты. Вельможи смогли облегчённо вздохнуть и наслаждаться жизнью. Это совпало с аналогичными настроениями дворянства во Франции тех лет. Лучшие французские архитекторы приехали в Россию для строительства дворцов императриц и вельмож. На смену строгому стилю «петровского барокко» пришёл пышный стиль «елизаветинского барокко», отличительной чертой которого стала красочная отделка фасадов, отягчённая позолотой, и пышность декоративного убранства.

    Вкусы нового времени выразил архитектор Бартоломео Франческо Растрелли - сын обрусевшего итальянского скульптора, которому императрица Елизавета Петровна поручила перестроить Большой дворец в соответствии с исключительным положением самодержавной владелицы и усложнившимся придворным церемониалом.

    Архитектор с необычайным рвением взялся за перестройку дворца, видоизменив его настолько, что прежнее здание оказалось как бы встроенным в новое сооружение. Оставив центральный корпус и прилегающие к нему галереи с павильонами, Б. Ф. Растрелли увеличил длину фасада дворца до 268 метров, надстроил его третьим этажом. В одном из павильонов-флигелей разместились покои для знатных гостей, в другом - придворная церковь. На куполе «гостевого» флигеля архитектор установил изготовленную из чеканной меди 262-х килограммовую вращающуюся по ветру фигуру трёхглавого орла, причём при любом повороте этот орёл виделся с земли как двуглавый, а за флигелем с тех пор закрепилось название «Флигель под гербом» или «Гербовый корпус». До перепланировки над «церковным» флигелем возвышалась одна глава, но по указу императрицы Елизаветы Петровны Б. Ф. Растрелли заменил её на повсеместно вошедшее в церковное зодчество в конце XVII столетия пятиглавие, что внесло некоторую асимметрию во внешний облик дворца.

    Во внешнем оформлении фасадов Б. Ф. Растрелли очень бережно отнёсся к традициям своих предшественников, не загружая пышным декором центральную часть дворца. Окрашенное в жёлтый цвет здание оживила лишь белокаменная рустовка углов, пилястр и белая лепка на оконных наличниках. Только в оформлении боковых флигелей архитектор позволил себе в полной мере отразить пышность и роскошь, характерные для «екатерининского барокко».

    Помещения дворца Б. Ф. Растрелли также перепланировал, оставив в неприкосновенности лишь несколько комнат петровских времён. Парадную лестницу, находившуюся по центру здания, архитектор перенёс в западный флигель дворца, обращённый к Верхнему саду и оформил её с роскошью и блеском. Не менее пышно были оформлены и парадные залы дворца, над украшением которых трудились известные русские и зарубежные мастера-живописцы середины XVIII столетия - Иван Вишняков, братья Алексей и Иван Бельские, Иван Скородумов, Лоренцо Вернер, Джузеппе Валериани и другие.

    Внешние и внутренние работы были закончены к 1755 году, после чего состоялось торжественное открытие преобразившейся императорской загородной резиденции. Большой дворец стал местом официальных приёмов, торжественных выходов царствующих особ, маскарадов и пышных балов. Одним из торжеств, прошедшем в Большом дворце, стало празднование победы русского войска под командованием генерал-аншефа П. С. Салтыкова над прусской армией Фридриха II при Кунерсдорфе. 27 августа 1759 года взятые во время битвы прусские знамёна были доставлены в Петергоф и после церемониального победного шествия установлены в залах дворца.

    Во II половине XVIII столетия с приходом к власти Екатерины II в России наступил период экономического подъёма и политической стабилизации. Укреплялось самодержавие, крепла мощь великой империи. В этот период начались работы по переустройству многих городов с учётом столичного опыта. Игриво-праздничная архитектура «елизаветинского барокко» не соответствовала великодержавному духу, который установился в период правления Екатерины II. В русской архитектуре вновь утвердился классицизм и его главным проводником при дворе русской императрицы стал Юрий Матвеевич Фельтен - ведущий архитектор в «Конторе от строений Её Императорского Величества домов и садов». Именно ему поручила Екатерина II перепланировать и украсить в классическом стиле Большой Петергофский дворец. Не прикасаясь к фасадам, Ю. М. Фельтен сосредоточился на перестройке и декорировании в классическом стиле интерьеров дворца. Главным элементом декора фельтеновских залов стало обилие картин, барельефов, лепных композиций, портретов венценосных особ и хрустальных люстр, в которых во время званых обедов зажигалось до двух тысяч свечей.

    Судьба Большого дворца в XIX-XX веках

    Следующая перестройка дворца пришлась на годы царствования Николая I . В 1846 году по указу императора обращённое к Верхнему саду восточное крыло было перестроено - императорская чета готовилась к свадьбе своей дочери Ольги с наследным принцем Вюртембергским Карлом (будущим королём Вюртемберга Карлом I). Над восточным крылом, вскоре получившем название «Ольгинской половины», был надстроен третий этаж и архитектором Андреем Ивановичем Штакеншнейдером наново отделаны его интерьеры.

    До самой революции 1917 года Большой дворец в Петергофе выполнял свою первоначальную функцию - был загородной резиденцией царствующей фамилии Романовых, но уже в 1918 году новая рабоче-крестьянская власть превратила Петергоф в музейный комплекс, а в здании Большого дворца разместился историко-бытовой музей.

    Никогда не видевший роскоши пролетариат хлынул в парадные залы и пышные апартаменты Романовых, кто с восхищением, а кто и с откровенной злобой взирая на собранные во дворце шедевры художников, скульпторов, резчиков по дереву, паркетчиков.

    В июне 1941 года началась Великая Отечественная война, а уже в сентябре того же года немцы заняли Петергоф, находясь в городе до конца января 1944 года. Большие разрушения оккупанты причинили Верхнему саду и Нижнему парку с его системой фонтанов, а великолепный Большой дворец был сожжён практически сразу, лишь его центральная часть была взорвана в 1942 году.

    Сразу после освобождения Петергофа начались масштабные работы по воссозданию дворцово-парковых ансамблей Петергофа и Большого дворца. Погибший в огне дворец нужно было отстраивать заново, поэтому после проведения кропотливых исследований с целью определения принципов воссоздания бывшей царской резиденции в 1952 году начались восстановительно-реставрационные работы здания, завершившиеся в 1958 году. И уже в мае 1964 года, в год празднования 250-летия основания Петергофа, в первых отреставрированных залах дворца открылись музейные экспозиции, лишь в восточном флигеле дворца («Ольгинской половине») восстановления декора интерьеров не проводили. В нём в 1960 году открылся Большой концертный зал. Титанический труд по воссозданию уникального памятника архитектуры был завершён и в 1990 году Большой дворец, наряду с другими дворцами и парками Петергофа, был включён в состав дворцово-паркового музея-заповедника, получив статус объекта культурного наследия народов России.

    Архитектура и залы дворца

    Фасады Большого дворца, вытянутого на 268 метров вдоль склона холма, выкрашены в спокойный жёлтый цвет и расчленены белокаменными пилястрами на несколько частей - трёхэтажную центральную, галереи с большими окнами и два флигеля (восточный церковный и западный, увенчанный императорским гербом). Центральная часть здания выглядит особо торжественно и нарядно за счёт фигурных белокаменных наличников, рустовки углов, небольшого балкона с металлической ажурной решёткой, серебристо-серой крыши сложной конфигурации с расположенной по её центру золочёной вазой, поддерживаемой фигурами гениев, треугольного фронтона с изображённым на нём щитом с рельефной монограммой Петра Великого, боковых полуциркульных фронтонов и открытой террасы с живописной балюстрадой. Простенки между окнами второго и третьего этажей декорированы картушами - лепными украшениями в виде обрамлённых завитками щитов.

    Во времена Петра I главным фасадом был обращённый к морю северный фасад, являвшийся парадным въездом в загородную резиденцию императора, но после перепланировки дворца Б. Ф. Растрелли парадная лестница была перенесена в западный флигель.

    Парадная лестница - одна из самых впечатляющих деталей интерьера дворца, оформленная Б. Ф. Растрелли с особой пышностью и роскошью. Двусветная трёхмаршевая лестница предваряла вход в анфиладу парадных залов, поэтому её декор с первых шагов должен был поражать великолепием. Окаймлённые ажурной кованой решёткой с покоящимися на столбах золочёными вазами с цветами лестничные марши, обилие золочёной резьбы, лепных украшений и красочной темперной росписи на стенах (работа болонского живописца Антонио Перезинотти), оформленная колоннами и обильно декорированная лепниной в части портала дверь, золочёные резные фигуры кариатид, как бы поддерживающих лестницу, и украшающие верхнюю площадку и ниши аллегорические скульптурные изображения времён года в образе молодых девушек, огромный плафон работы Д. Б. Тарсия - всё это сверкало, переливалось, ослепляло и ошеломляло.

    Во время немецкой оккупации великолепный декор парадной лестницы был утерян, но благодаря реставраторам Л. А. Любимову, В. А. Никифорову, В. Г. Корбану, Г. Л. Михайловой, Э. П. Масленникову уникальные интерьеры парадной лестницы были воссозданы в первоначальном виде.

    Из парадной лестницы можно попасть в Танцевальный (Купеческий) зал , своим декором ничуть не уступающим оформлению парадной лестницы. Занимающий всё западное крыло зал, созданный в 1751-1752 годах Б. Ф. Растрелли, также богато украшен золочёной резьбой по дереву, занимающей всё свободное пространство в простенках между двусветными окнами. Дополнен интерьер огромным плафоном, занимающим весь свод, и наборным паркетом из тёмного и светлого дуба, клёна, ореха с орнаментальным узором. Но эксклюзивной особенностью Танцевального зала являются большие зеркала и оснащённые фальшивыми зеркальными окнами-обманками глухие северная и западная стены. Обилие света, проникающее в зал из больших двухсветных окон, отражается во множестве зеркал, создавая эффект бесконечно помноженного пространства.

    Дверь из Танцевального зала ведёт в небольшую Голубую приёмную . Своё название это вспомогательное помещение получило из-за отделки шёлковым голубым штофом стен. В годы царствования Елизаветы Петровны в нём находилась канцелярская, в которой постоянно дежурили камер-фурьеры, ведшие особые дневники происходящих во дворце событий, и размещались столы секретарей. Из окон Голубой приёмной хорошо видны Верхний сад и Нижний парк, из неё через стеклянные двери можно попасть во «Флигель под гербом» и в Чесменский зал.

    В настоящее время в Голубой приёмной размещается экспозиция мебели середины XIX столетия, фарфоровые и бронзовые изделия, а стены украшены картинами, среди которых живописное полотно И. К. Айвазовского «Вид Большого дворца и Большого каскада».

    Пожалуй, самым известным залом Большого дворца является Чесменский зал , посвящённый головокружительной победе русского флота над турецкой эскадрой в июне 1770 года в Чесменской бухте Эгейского моря. Оформленный Ю. М. Фельтеном в патетическо-героическом стиле зал стал своеобразным мемориалом, увековечившим знаменательное событие в живописных картинах и лепных композициях. Над оформлением зала циклом из 12 картин трудился немецкий пейзажист Якоб Филипп Гаккерт. Чесменскому сражению художник посвятил 6 полотен, самое известное из которых «Сожжение турецкого флота в бухте Чесма». Интересный факт - для достоверного изображения взрыва турецкого корабля, в Ливорно, где в то время жил и работал Я. Ф. Гаккерт, был специально взорван военный 60-пушечный корабль «Святая Варвара». В остальных полотнах также развита морская и героическая тематика. Несмотря на мемориальный характер зала, в нём перед началом дворцовых церемониалов собирались вельможи и посланники иностранных государств.

    Основной отличительной особенностью Тронного зала - самого большого зала дворца, изначально называвшего Большим залом и не имевшего определённого назначения, являются продолжившие героическую тематику Чесменского зала живописные полотна, занявшие большую часть объёма стен, и обилие лепного декора в свободном пространстве между картинами, на падугах и над дверными порталами. Огромное открытое пространство зала освещено двенадцатью люстрами, отражающимися в наборном паркете с геометрическими узорами.

    Центральное место на восточной стене отведено огромному конному портрету императрицы Екатерины II «Шествие на Петергоф», посвящённому дворцовому перевороту 1762 года, в результате которого бывшая принцесса Ангальт-Цербстская и жена императора Петра III стала императрицей, вошедшей в историю как Екатерина Великая. Под конным портретом Екатерины II установлено оббитое красным бархатом, вызолоченное тронное кресло с вышитым на спинке двуглавым орлом.

    Над дверными проёмами расположены парадные портреты Петра I и Екатерины II, противоположную стену заняли портреты Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, а в простенках между окнами второго яруса размещены портреты 12 родственников Петра Великого. Всё это пафосное оформление должно было подчеркнуть преемственность Екатерины II замыслам Петра I и лишний раз продемонстрировать её законное право на российский престол.

    До революции 1917 года в Тронном зале проходили официальные торжества и церемонии, а в исключительных случаях - давались балы и праздничные обеды.

    Довольно интересен своим декором Аудиенц-зал - узкое и высокое помещение, вытянутое поперёк дворца. Оформлявшему зал Б. Ф. Растрелли удалось создать иллюзию распахнутого пространства за счёт устройства множества ложных зеркал и выделения пилястрами вертикального объёма стен. Любимым элементом декора архитектора - золочёной резьбой по дереву - обильно украшены зеркальные рамы, а скульптурные изображения женских бюстов над окнами и женских головок над ложными окнами второго яруса стали изюминкой этого небольшого, но достаточно оригинального в архитектурном оформлении зала.

    В Аудиенц-зале проходили малые государственные приёмы, а с середины XIX столетия в нём отводилось место для торжественных обедов статс-дамам, из-за чего у зала появилось ещё одно название - Статс-дамская.

    Центральное место в планировке дворцовых помещений занимает Картинный зал - самое старое помещение дворца, являющееся визуальной композиционной осью не только самого здания, но и раскинувшихся по обе стороны от него Верхнего сада и Нижнего парка. В годы Петра I это было самое большое парадное помещение тогдашних Верхних палат, а его пропорции и объёмы сохранились практически без изменений, несмотря на многие внутренние перестройки.

    Изначально в Картинном зале располагались картины итальянских художников, за что он поучил название Итальянского салона. Наряду с полотнами итальянцев зал украшали французские гобелены, темперная роспись на падугах, а над многофигурным, прославляющим героя (Петра I) полотном, развевался штандарт с двуглавым орлом. Особенностью зала являются барельефные аллегорические изображениях античных богов, природных стихий и символические образы Истины, Невежества, Порока, Времени, Могущества, Патриотизма.

    В 1750- годах по проекту Б. Ф. Растрелли в зале были немного изменены интерьеры - вместо мраморной плитки выложен паркет, установлены зеркала в шикарных барочных рамах, над дверями появились декоративные композиции (десюдепорты).

    Свой теперешний вид Картинный зал обрёл в 1764 году. К тому времени императрица Екатерина II выкупила у вдовы художника Пьетро Ротари, много лет работавшего в России и специализировавшегося на написании портретов, все работы, оставшиеся в мастерской, и заказала профессору Петербургской Академии художеств Ж. Б. Валлен-Деламоту оформить ими зал, что он и исполнил, использовав при оформлении шпалерную технику. Такое оформление часто применялось в XVIII столетии для размещения на стенах произведений живописи. Собрание полотен одного художника, расположенных в одном месте (всего 368 картин) - исключительное явление в истории живописи, и Картинный зал Большого Петергофского дворца - яркое тому подтверждение. В годы царствования Екатерины II у зала появилось название «Кабинета мод и граций», а спустя время - «Картинного зала», именно под этим названием он известен и в наше время.

    Одно из самых нежных в оформлении помещений дворца - Белая столовая , по своему декору составившая разительный контраст с пышными парадными залами. Главное декоративное оформление столовой - настенные лепные барельефы, органично смотрящиеся на фоне матовых стен. Их сюжеты раскрывают изобилие даров природы, композиции с охотничьими трофеями и музыкальными инструментами.

    Столовая оснащена изящными круглым печами, декорированными белыми поливными изразцами, а на большом обеденном, покрытом белоснежной скатертью столе, расположены 196 предметов фаянсового «Уэджвудского сервиза», заказанного ещё Екатериной II в 1768 году на стаффордширском заводе «Этрурия» и выполненного английским мастером керамики Джозайя Уэджвудом. Изначально сервиз состоял из 1500 предметов, но со временем часть посуды разбилась и была частично заменена выполненными на российских мануфактурах копиями.

    К Белой столовой примыкают две небольшие подсобные комнаты - Буфетные, в которых готовили к подаче на стол блюда и хранили посуду. Сейчас в одной из Буфетных экспонируются произведения живописи середины XVIII столетия.
    Белая столовая - замыкающее анфиладу парадных залов помещение, за которыми расположены приватные апартаменты императорского семейства.

    Открывает анфиладу приватных апартаментов женской половины царской семьи Куропаточная гостиная , расположенная в старой половине дворца и служившая помещением для времяпрепровождения императриц и их ближайшего окружения. Своё название гостиная получила благодаря шёлковой бледно-голубой ткани сребристого цвета с вытканными на ней изображениями куропаток, которой были обтянуты стены. Ткань для гостиной заказывала сама Екатерина II, и рисунок с куропатками разрабатывался специально для Большого Петергофского дворца.

    В годы Великой Отечественной войны почти вся оббивка стен погибла в огне, сохранился только небольшой кусок, по которому позднее и был полностью воссоздан интерьер.

    Сейчас в Куропаточной гостиной экспонируются четыре полотна знаменитого французского живописца XVIII столетия Жана-Батиста Грёза и старинная арфа, изготовленная в конце XVIII века в Лондоне.

    Над декоративным оформлением других личных императорских апартаментов (Диванной, Туалетной, Кабинетом императрицы) трудились талантливые художники, резчики, скульпторы, мастера-мебельщики, создавшие все условия для комфортной жизни во дворце царственных насельников. Оббитые шёлком стены, гобелены и картины в шикарных рамах, резная золочёная мебель, хрустальные люстры с подвесками, украшенные изразцами камины, наборные паркеты из дорогих сортов дерева - всё это не только радовало глаз, но и служило созданию впечатления богатства и роскоши венценосных особ.

    Информация для посетителей

    Двери Большого Петергофского дворца открыты для посетителей каждый день кроме понедельника. Со вторника по пятницу и в воскресенье Большой дворец открыт с 10.30 до 19.00 часов, кассы работают до 17.45 часов, а вход осуществляется до 18.00 часов. В субботу в Большой дворец можно попасть с 10.30 до 21.00 часов, соответственно, кассы работают до 19.45 часов, а основной вход - до 20.00 часов. Каждый последний вторник месяца - санитарный день.

    Индивидуальные экскурсии проводятся только с 12.00 до 14.00 часов и с 16.15 до 17.45 часов (в субботу - до 19.45 часов).


    Петергоф. Вид с высоты птичьего полета.

    На южном берегу Финского залива над водным торжеством фонтанов великолепного дворцово-паркового ансамбля Петергофа главенствует Большой дворец, архитектура которого свидетельствует о мощном расцвете в середине XVIII столетия гения Растрелли.

    Нынешний облик комплекса сформировался не сразу, и в его становлении можно отметить несколько периодов. Первый начался весной 1714 года, когда Петр I задумал построить на вершине 15-метрового берегового уступа Верхние палаты в виде двухэтажного здания с двумя ризалитами и центральной частью, выделенной фронтоном. За два года под руководством архитектора И. Ф. Браунштейна были заложены основы планировок Нижнего парка и Верхнего сада, прорыт Большой канал, возведены Большой грот и средняя часть Монплезира.

    Второй этап (с 1716 по 1719 год) связан с именем французского архитектора Ж. Б. Леблона, заставшего уже сложившуюся композицию ансамбля. Он укрепил фундамент Верхних палат и соорудил подземный акведук для отведения грунтовых вод, а скромные фасады и интерьеры переделал, придав палатам облик небольшого парадного дворца. Зодчий изменил центральную часть здания: в центре первого этажа появился обширный сквозной вестибюль с колоннами и мраморным полом; в Итальянском салоне, самом большом помещении дворца, увеличились размеры дверей и окон; на каждом фасаде было устроено по три парадных входа; балкон на консолях был увеличен. В 1717 году Леблон разработал «Водяной план», включавший проект водоснабжения Большого каскада и обширную программу убранства Нижнего парка и Верхнего сада фонтанами. После пожара в январе 1721 года восстановление интерьеров совпало с началом перестройки палат по чертежам архитектора Н. Микетти, который руководил всеми работами по созданию крупнейших фонтанных сооружений комплекса в 1719-1723 годах. Использовав в проекте основу композиционного решения дворца Монплезир, он пристроил к Верхним палатам два симметричных флигеля, связав их с центральной частью здания галереями с аркадами.

    Вид на Большой канал.

    В память о Чесменском сражении в Эгейском море, в котором российский флот одержал победу и переломил тем самым ход Русско-турецкой войны, Екатерина II заказала немецкому художнику Я. Ф. Гаккерту серию картин «Сожжение турецкого флота в ночь на 26 июня 1770 года». Для того чтобы мастер мог достоверно изобразить взрыв и пожар на корабле, на рейде в Ливорно в присутствии многотысячной толпы зевак был взорван и потоплен старый 60-пушечный фрегат «Святая Варвара».

    Эти картины украсили Чесменский зал Большого дворца в Петергофе

    Дворец со стороны Финского залива

    Наличник окна

    Впервые прием в новом Большом дворце Петергофа Елизавета Петровна устроила 15 июня 1752 года. Присутствовавшие на нем придворные и гости были в восторге от великолепия архитектуры и роскошного внутреннего убранства дворца

    Вид на дворцовую церковь со стороны Большого каскада

    После смерти Петра I и переезда в 1726 году императорского двора в Москву в Петергофе наступило строительное затишье, затянувшееся на пять лет. Возвращение в 1730 году в Петербург правительственных учреждений вернуло Петергофу значение главной загородной резиденции, что ознаменовало начало новых работ. В Верхнем саду было устроено пять фонтанов по проектам Растрелли с золочеными свинцовыми скульптурами и орнаментами, исполненными по моделям отца архитектора. Мастер установил в разных местах парка несколько трельяжей разного вида, богато отделанных скульптурой. Новые фонтаны и разнообразное тре-льяжное убранство придали Верхнему саду такой же парадный вид, какой уже имел Нижний парк.

    К 1740-м годам назрела необходимость расширения Верхних палат - дворец петровского времени ни по своим размерам, ни по архитектуре не удовлетворял требованиям и вкусам елизаветинского двора. В декабре 1745 года Елизавета Петровна приказала Растрелли «по обе стороны Больших палат на галереях сделать деревянные апартаменты с пристойными покоями». Разработанный им проект надстроек галерей не был осуществлен из-за сомнений в чертежах самого автора. В апреле 1747 года был утвержден другой проект и началась подготовка к работам. Императрица хотела иметь загородную резиденцию для пышных приемов и парадных церемоний, по красоте и инженерным решениям не уступавшую знаменитому Версалю. Типичной чертой этого ансамбля, в котором получили дальнейшее развитие художественные особенности, наметившиеся в архитектуре петровского времени, было строго регулярное построение плана. Вся композиция подчинялась главенству центральной оси, она определялась положением основного дворцового здания.

    Трельяж - деревянная или металлическая конструкция (решетка). Играет роль опоры для вьющихся растений, обеспечивает в садово-парковом ансамбле сквозное разделение пространства, направление переходов, а также служит рамкой для организации висты - узкой перспективы, направленной к выдающемуся объекту ландшафта.

    Дворцовая церковь

    Аудиенц-зал.

    Дворец стали отстраивать в 1749-1751 годах в стиле зрелого барокко с невиданными прежде размахом и роскошью. Под руководством Растрелли трудились архитекторы Н. Жирар, Я. Дмитриев, И. Казаков и многочисленные мастера-строители. Переделка здания началась с разборки каменных флигелей и галерей, возведенных Н. Микетти. Длина и высота сооружения были увеличены, что сделало его более монументальным и парадным. Длина обращенного к морю фасада составила 268 метров (противоположный формируется из основного объема строения и двух перпендикулярных ему флигелей, поэтому никогда не измеряется), при этом ширина была не очень большой. Здание имело около 30 помещений. Старые петровские палаты были включены в центральный трехэтажный корпус вновь возводившегося Большого дворца. Появились боковые флигели: восточный - «Церковный» и западный - «Под гербом». Каждый из них, принадлежа единому целому, представлял собой традиционный в русской архитектуре кубический объем со сложно разработанной венчающей частью.

    Особенность Танцевального зала - зеркальные окна-обманки, занимающие основное пространство глухих западной и северной стен. Множество зеркал создают эффект многократно увеличенного пространства

    Голубой кабинет.

    Вчерне - обозначение этапа строительства, на котором готовы принципиальные конструкции здания и возможна дальнейшая отделка и декоративное оформление фасадов и интерьеров.

    В этом отразилось внимательное изучение и творческое развитие Растрелли художественных традиций и композиционных приемов русской допетровской архитектуры. Флигели соединялись с центральным корпусом одноэтажными галереями, образовывавшими на втором этаже открытые террасы.

    Со стороны Верхнего сада здание дворца напоминало по конфигурации растянутую букву «П». В композиции сооружения четко выделялись отдельные взаимосвязанные объемы, ритмически нарастающие к центру. Это придавало зданию особую пластическую выразительность и величавость. В облике дворца значительную роль играли высокая фигурная кровля, завершение кровли в виде золоченой вазы сложной конфигурации и особенно золоченые купола с разнообразным рельефным декором. Отделка фасадов отличалась сдержанностью, хотя в ней использовались всевозможные декоративные элементы, характерные для архитектуры барокко.

    Уже к началу 1750 года была полностью закончена наружная отделка восточного флигеля и дворцового храма, а западный флигель и центральный корпус - выстроены вчерне. В западном флигеле Растрелли сделал парадный вход. Такое решение позволяло зодчему развернуть анфиладу парадных залов, нанизанных на ось вдоль фасада. В конце лета 1750 года покрыли железом купол флигеля «Под гербом» и центральную часть здания.

    Парадная лестница.

    За сооружение дворца в Петергофе, которым императрица Елизавета Петровна была очень довольна, Растрелли не получил никакого вознаграждения.

    Растрелли выполнил также проекты декоративного убранства помещений. На их реализацию ушло еще пять лет. Для внутренних помещений по рисункам мастера готовились наборные паркеты, панели, резные декоративные детали, кованые решетки и прочее.

    В начале 1751 года Растрелли реализовал проект убранства дворцовой церкви, а в январе следующего года - проект «наилучшего украшения столярною и золотарною работаю аванзала» (позднее названного «Чесменским»), В 1753 году он представил эскизы отделки орнаментальной резьбой и скульптурой второго аванзала, в дальнейшем - Аудиенц-зала. Оформление Аудиенц-зала и храма было отмечено синтезом живописи и декоративной резьбы. Стены были покрыты деревянной золоченой резьбой, оплетавшей зеркала, двери и оконные проемы. Живописные плафоны и росписи, убранство стен, потолков гармонировали с цветными узорами наборных паркетов.

    Скульптурное оформление Парадной лестницы

    В 1755 году Растрелли выполнил проект устройства в Большом дворце эрмитажа с подъемными столом и стулом.

    Парадную (Купеческую) лестницу мастер украсил деревянными золочеными вазами и четырьмя резными статуями - аллегориями времен года; над лестницей находился живописный плафон, а на стенах красовалась орнаментальная роспись.

    В том же характере было выполнено убранство Танцевального (Купеческого) зала площадью около 270 м, занимавшего все западное крыло дворца. Это самое пышное помещение дворца, его интерьер разработан в особом праздничном ключе. Зал создавался в 1751-1752 годах и полностью сохранил изначальный замысел Растрелли.

    Работы по перестройке и расширению Большого дворца были завершены в 1755 году созданием плафонов, установкой и золочением деревянной резьбы в Аудиенц-зале. Впоследствии многие помещения были переделаны Ж. Б. Валлен-Деламотом, Ю. М. Фельтеном, А. И. Шта-кеншнейдером. Тем не менее ряд интерьеров до 1941 года сохранил барочную отделку середины XVIII века, выполненную по проектам Растрелли. Но во время Великой Отечественной войны они были разрушены.

    В 1951 году во дворце начались восстановительные и реставрационные работы, которые не окончены и по сей день.

    Большой дворец Петергофа стал воплощением переходного периода творчества мастера к высокому барокко и подготовкой к гораздо более значительному и цельному произведению зодчего - Большому Екатерининскому дворцу Царского Села.