Туристический портал - NataliSudak

Туристический портал - NataliSudak

» » Кул шариф как историческая личность. Кул Шариф: перезагрузка

Кул шариф как историческая личность. Кул Шариф: перезагрузка

Мечеть Кул Шариф в Казани является главной для мусульман Татарстана. Такое необычное название появилось в честь духовного лидера и великого деятеля Кула Шарифа. Он жил еще во времена ханства, в 16 столетии. Данный человек являлся государственным советником хана. Это был потомок Мухаммеда. Личность уважали и почитали. На территории крепости хана всего было 5 обителей. Кул Шариф являлся имамом мечети хана, которая славилась богатой библиотекой.

Как добраться

Посетить эту и другие мечети можно в составе экскурсионной группы

Посещение может выполнено самостоятельно так и в рамках групповой экскурсии. Для осмотра территории потребуется несколько часов. Удобно добираться на метро. Выход — станция «Кремлевская». На автобусе необходимо ехать до остановки «ЦУМ» (номера 22 и 89).

История

В 1552 году началось осаждение Казани Иваном Грозным. Оборону по защите крепости возглавил Кул Шариф. Войска царя безжалостно атаковали стены. Духовный лидер погиб вместе со своими бойцами. С того момента, как приняли решение построить на территории мечеть, прошло около 400 лет. Только в 1995 году началось строительство святыни на территории Казанского Кремля. Известно, что примерно на этом же месте находилась ханская мечеть. Однако точные координаты являются неизвестными. Прошлое строение отличалось величественностью и восхищало своим великолепием. Но описания являются скудными. Поэтому, полностью воссоздать общую картину было проблематично. Тогда в 1995 году объявили конкурс проектов. В нем принимали участие не только российские архитекторы, но и специалисты со всего мира. Задача была непростая, желающих проявить свое мастерство было много.

Будущая обитель должна была объединять в себе несколько символов. Предполагалось ее возвести в форме шатра. Такой тип строения был характерен для кочевых народов. Купол должен быть небесно-голубого цвета и напоминать по внешнему виду Корону Великого Хана. Сегодня головной убор хранится в столице, в Оружейной палате.

Результат превзошел все ожидания. Облицовку здания выполнили с использованием белого мрамора, его привезли из Челябинской области. На строительном материале высекли суры. Так называли специальные надписи из Корана.

Архитектура

Святыня получилась многоминаретной. Она состояла из четырех крупных минаретов и двух небольших. Также присутствовало 2 псевдоминарета. Самые высокие минареты в высоту достигали 57 метров. Само здание делилось на несколько частей. Нижний ярус был выделен под музей Исламской Культуры. Также тут же были предусмотрены помещения для омовения. На втором этаже был вход в обитель и раздевалка для посетителей. Третий ярус – зал для молитв. Четвертый этаж был предназначен для женского посещения. А пятый был отдан под смотровую площадку. Также тут находятся красивые балконы, которые пользуются у туристов повышенным спросом.

Внутреннее убранство

Попадая в вестибюль, вы сразу видите перед собой макет обители. Он изготовлен из серебра и драгоценных камней.

Это достаточно просторное помещение и светлое. Потолки имеют эффектный растительный и геометрический орнамент. Благодаря этому зал смотрится достаточно динамично. На стенах много интересных надписей на арабском языке. Много букв, которые выполнены в форме какого-то предмета.

Само здание стоит в направлении Мекки. В вестибюле много символичных мозаичных панно, отражающих данную тематику. На них изображается два города. На первой картине присутствует Мечеть Аль-Харам из Мекки. В ее центральной части есть Кааба. Так называли самую великую мусульманскую святыню. В переводе данное слово обозначает куб. Он накрыт покрывалом (кисва) темного цвета. На покрывале четко прослеживаются узоры из Карана. Каждый год кисва заменяется на новую. Части старого покрывала по частицам передаются верующим людям. Один из фрагментов кисвы находится у Шаймиева. Панно с двух сторон имеют символичные надписи — Аллах и Мухаммед.

Изображение города Мекка неслучайно. Именно в этом городе родился пророк Мухаммед. Из этого поселения еще в 7 веке пошло распространение Ислама. В 922 году религия дошла и до Волжской Булгарии. Изображение города представлено схематически. Святыня со всех сторон обнесена каменными постройками. На тот момент город считался развитым, инфраструктура необходимая для жизни была налажена. Была своя армия, народ занимался различными ремеслами. Экономика процветала. Сегодня в поисках достоверной исторической информации ученые проводят археологические раскопки. Находятся многие архитектурные памятники древних Булгар, которые по крупицам восстанавливаются. С 2014 годы все находки внесены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Отдельного внимания заслуживают своды ниши здания. Их отличает красивый небесно-голубой цвет. Выбор данной цветовой гаммы неслучаен. Он обозначает небо, место, куда обращаются молитвы мусульман. Одна из них выполнена в другой палитре. Она отличается наличием броского и яркого орнамента. Эту нишу называют Михраб. Она указывает верующим направление на Мекку. Примечательно, что мусульманами поклон совершается именно в данном направлении. Под стеклом у основания лежит небольшая часть кисвы. Она была подарена королем Саудовской Аравии в 2008 году. Если вы поднимите взор еще немного выше, то увидите надписи, выполненные в виде открытой книги. Так дизайнеры изобразили суры. Над текстом установлены медальоны.

С правой стороны от Михраба стоит кафедра со ступеньками. Отсюда зачитываются исповеди по пятницам и праздникам. Мусульмане отмечают два больших праздника — Курбан Байрам и Ураза-Байрам. Внутри минбара, прямо под куполом, вы заметите посох. Он выступает в роли символического напоминания о пророке Мухаммеде. При чтении исповеди пророк становился на определенную возвышенность. По традиции самой высокой точкой считается место Мухаммеда. Посох является своеобразным напоминанием этого. Имам произносит свою исповедь, становясь на один ярус ниже. Молитвы же произносятся на полу мужского молельного зала.

Пол в мечети имеет ковровое покрытие. Поэтому, как только вы заходите в зал молитв. Важно не забыть снять обувь. Напольное покрытие украшено дорогими персидскими коврами, которые сделаны вручную. Изделие было привезено в качестве подарка из Ирана для Республики.

Мужской молельный зал отличается богатым убранством. Стены украшены красивыми коричневыми медальонами, на которые написаны имена почитаемых Исламских пророков. А на стенах женского зала выбиты имена четырех праведных Халифов. В подкупольном пространстве красуется огромная люстра восхитительной красоты. Ее изготовили из высококачественного богемного стекла. Изделие создавалось по эскизам художников Казани. Светило укрепляется прямо под куполом. На нем есть надпись из Корана – Искренность.

В самом основании купола было сделано изображение сура из Корана. Данные слова по приданию произносили древние Булгары во время принятия ислама в 922 году. Так, в здании комбинируются корни духовного и мусульманского происхождения. Всего же в Исламе существует 99 имен Аллаха, которые раскрывают религию с разных сторон. Все имена золотыми буквами написаны на стенах. Они есть на витражах, куполе, окнах.

Музей исламской культуры открылся в 2006 году. Он является частью подразделения «Казанский Кремль». Для того чтобы попасть вовнутрь, необходимо воспользоваться цокольным этажом. Это единственный музей в России, который собрал в себя всю информацию об истории и культуре Ислама. Здесь вы сможете поближе познакомиться с тем, как жил тюрко-татарский народ Поволжья. Татары внесли большой вклад в ислам. Религия является источником культуры, образования, традиций. Экспозиция музея включает в себя три больших раздела. Они раскрывают особенности книжной культуры, эпоху реформаторства, цивилизацию всего Поволжья. Экспонаты дополняются различными мультимедийными вставками. Отдельного внимания заслуживает компьютерная инсталляция «Поющий шамаиль».

Экскурсия по выставочным залам будет интересна, как взрослым, так и детям. Все информация представлена в доступной и познавательной форме. Главным экспонатом выступает интерактивный «Листающийся Коран». Он рассказывает о «Казанском издании» Корана, которое прославилось тем, что стало первой публикацией, сделанной мусульманами. Здесь вы сможете услышать сур Корана, узнать много интересных современных книг, рассмотреть поближе уникальные рукописи. Складывается ощущение, что вы на мгновение попадаете в прошлое, пронизанное тайнами и загадками.

Расположение музея символично. Оно находится прямо на территории Кремля, в главной обители Татарстана. Сама мечеть также выступает в роли основного материала памяти людям, которые погибли, сражаясь за город. Кремль включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Место пользуется повышенным спросом у туристов. Каждый стремиться побывать тут, чтобы поближе познакомиться с культурой.

Мечеть 1996-2005 гг. возведения в плане выглядит как два квадрата, расположенных на пересечении под углом 45 градусов. Это известный во всем мире мусульманский знак, который обозначает благословение Аллаха. По углам монтированы четыре минарета.

Центральный вход осуществляется с главной молельной площади. Немного правее вы увидите цокольный этаж. Это и будет вход в музей. Возле двери будет висеть табличка.

Экспозиция музея поражает воображение. Общая площадь двух больших залов составляет 566 квадратных метров. Это единственный в мире крупный музей о тюрко-татарском народе. Основная цель работы музея заключается в распространении информации о религии, научно-исследовательской работе, в просвещении подрастающего поколения. Вся информация о культуре Поволжья и Исламе сгруппирована по темам. Процесс изучения покажется увлекательным. Раскрываются тонкости татарского восприятия религии. После экскурсии становится понятным, что татары внесли большой вклад в культуру и имеют богатую письменную традицию.

Музей работает каждый день, без выходных. Цена взрослого билета – 200 рублей. Дети, школьники и пенсионеры могут посетить выставку за 80 рублей. Для организованных групп стоимость ниже – 150 рублей для взрослых. Собираются группы по 15-20 человек.

Красотой культурного наследия хочется наслаждаться бесконечно долго. Мечеть стала главным украшением города. Здание уникально по своей архитектуре и имеет необычную архитектуру. Город хранит в себе многовековую историю — баталии, интернациональную дружбу, победы, потери, межконфессиональное единение. Все это соединяет в себе мечеть удивительным образом. Здание, действительно, является нечто особенным. Величие архитектуры трудно передать словами. Для того чтобы ее понять, необходимо все увидеть своими глазами.

Место поклонения и связи с Всевышним притягивает людей со всего мира. Народ до сих пор помнит героические подвиги хана и его вклад в историю. Архитекторам удалось воплотить всю полноту картины. Разрушенное когда-то здание вернули людям. Легендарное сооружение стало важнейшим для Татарстана, хранит память о защитниках Отечества. Символичная необычная форма сразу притягивает внимание. Мастерство татарских зодчих потрясло мир. Объект сумел объединить мусульманскую и православную общины. Внутреннее убранство полностью соответствует внешнему оформлению. Здесь есть мозаика, панно, росписи, ручная резьба, мрамор, дерево и т.д. Витражи и стекла создают ощущение тожественности. В концепцию украшения входит традиционный элемент — тюльпан.

Основные моменты

Внутри мечети Кул Шариф одновременно может находиться полторы тысячи человек, а на примыкающей к ней площади и того больше – 10 тысяч. И даже если предположить, что по каким-то причинам не сможете попасть внутрь, разочарованными вы отсюда не уйдете. Это культовое сооружение настолько красивое и выразительное, что, увидев его хотя бы раз, никогда больше не забудете.

Мечеть представляет собой симметричную композицию. В центре двора находится собственно здание Кул Шариф, а по бокам – два павильона. Они связывают между собой комплекс мечети и здание, в котором когда-то находилось юнкерское училище, придавая всему ансамблю общегородскую значимость и, тем самым, обогащают панораму историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский кремль».

В Кул Шариф проводятся некоторые обряды религиозного характера. Здесь можно проконсультироваться и по богословским вопросам, но при этом следует помнить, что имамы практически не располагают свободным временем, поэтому не всегда могут уделить верующим должное внимание. Многих это обстоятельство огорчает, но отчаиваться все же не стоит. В мечети Кул Шариф время от времени проводятся встречи-лекции, охватывающие различные сферы ислама, на которых вполне можно получить ответы на вопросы, которые вы хотели бы задать имаму на личной консультации.

Тут ежегодно организуются встречи с известными деятелями ислама, представляющими разные страны. Такие мероприятия обычно имеют широкий резонанс и собирают большое количество участников не только из числа мусульман. Это удивительное место, в котором бьется духовное сердце татарского народа, может посетить любой человек, записавшись на индивидуальную или групповую экскурсию.

История мечети Кул Шариф

2 октября 1552 года хорошо вооруженные отряды Русского царства под командованием Ивана Грозного ворвались в Казань. Этому событию предшествовала длительная оборона, названная историками героической. И не случайно: ведь огромной 150-тысячной московской армаде противостояли только 30 тысяч воинов, а также конница. Казанский правитель Едигер-Хан и глава местного духовенства всеми силами вдохновляли и воодушевляли горожан, даже не допуская мысли о сдаче своей столицы. Однако царь Иван Васильевич, который в популярном советском фильме «меняет профессию», в те далекие годы оставался верным своей наступательной стратегии, используя новейшее на то время техническое оснащение. Благодаря этому русские воины смогли пробиться в горящий город.

Огнем было охвачено всё и вся. Полностью сгорела и мечеть столицы Казанского ханства. Она являлась центром религиозного просвещения и научного прогресса Среднего Поволжья в XVI веке и также была известна своими величественными минаретами. У ее стен отчаянно сопротивлялись казанцы, предводителем которых был Сеид Кул Шариф. В последней схватке погибли все защитники города, включая самого предводителя, и Казань предстала перед Иваном Грозным полностью поверженной. В жестокой осаде уцелели городские укрепления и многие красивейшие дворцы, которые московский правитель рассматривал с удивлением и восхищением. Однако прекрасная многобашенная мечеть уже больше не возвышалась на холме.

Прошли годы, десятилетия, столетия. Не стало Русского царства, а затем и Российской империи. В Советском Союзе, образованном после распада последней, во второй половине 80-х годов прошлого века развернулись демократические процессы, и общественность стала поднимать вопрос восстановления легендарной мечети Кул Шариф. Тогдашний президент Татарстана Минтимер Шаймиевич Шаймиев не мог оставить без внимания такие настроения, ведь о возрождении мечети татарский народ мечтал на протяжении долгих столетий. И вот осенью 1995 года глава республики издал указ, которым предписывалось восстановить знаменитую обитель – буквально с нуля.

Конкурс на лучший проект был объявлен уже зимой, в качестве места, где будет находиться святыня, определили территорию бывшего юнкерского училища. Затем был заложен памятный знак, и весной 1996 года власти объявили о завершении конкурса. Летом того же года место строительства мечети посетил российский президент Борис Ельцин, пообещав выделить некоторые средства из федерального бюджета. С того самого времени и казанцы, и весь татарский народ прониклись легендарным образом этой обители и личностью героического предводителя защитников города Сеида Кул Шарифа.

Фундамент мечети Кул Шариф был заложен весной 1997 года. Проектирование интерьеров храма было начато архитекторами И. Сайфуллиным, Ш. Латыйповым, С. Шакуровым, А. Саттаровым и другими в 1998 году, и все работы по нему финишировали в 2001 г. В том же 1998 году был отстроен цокольный этаж и отлит из бетона монолитный каркас. В 1999 году были изготовлены купола и металлические конструкции башен (минаретов). И к лету 2001 года шпили и купола наконец-то установили. В общей сложности на строительство было затрачено около 400 миллионов рублей, пожертвованных 40 тысячами граждан и многими организациями.

Выбор места строительства оказался без преувеличения удачным: верующие даже не сомневаются, что его подсказал сам Всевышний. Если принять во внимание, что Кул Шариф каким-то необычным образом оказался в стороне от геологических разломов, провалов и оползней, которыми в большом количестве изобилует остальная часть Казанского кремля, невольно начинаешь верить в такое предположение. А еще комплекс мечети, благодаря спутнику, с потрясающе высокой точностью ориентирован на Мекку.

Архитектура и внутреннее убранство

Мечеть Кул Шариф, облицованная гранитом и мрамором, возводилась на протяжении долгих девяти лет, с 1996 по 2005 год. Архитектурный облик святыни повторяет соборную мечеть XIII века Аль-Кабир – символ мусульман Поволжья. Она находилась в городе Булгар и много столетий назад оказалась разрушенной. В архитектурный облик мечети Кул Шариф органично вплетается такой художественный элемент, как тюльпан. Этот цветок, в форме которого выполнены окна на куполе, в средневековой Волжской Булгарии символизировал возрождение и процветание.

План пятиэтажного здания, в отделке которого также применялись мраморный оникс и серпентин (змеевик), имеет вид двух квадратов 22 на 22 метра. Они пересекаются под углом 45 градусов в виде «Благословения Аллаха» – так называется один из знаков в исламе, широко известный не только последователям этой религии. Вестибюль главного входа в мечеть находится недалеко от помещений, которые занимает имам. Молельный зал и балкон-галерея для женщин тоже находятся поблизости. Стилобат здания образуется центральным этажом, где сосредоточены комнаты для омовения, отдельный вестибюль для представительниц прекрасного пола и гардеробная. Отдельно следует сказать о Музее ислама: он находится на этом же этаже, однако был открыт несколько позже, 21 февраля 2006 года. Под музей отведено два зала, их общая площадь – 566 квадратных метров.

Мечеть Кул Шариф украшена восемью полумесяцами – по количеству минаретов в старинной обители-предшественнице, датированной XVI веком. Очень красиво смотрится купол мечети, находящийся на высоте 36 метров и напоминающий шапку-корону – она больше известна как «Казанская шапка». Ее диаметр – 17,5 метров. Такое сходство не является случайным, подобные головные уборы в свое время носили казанские ханы. Нечто похожее можно увидеть и в Москве, а именно на знаменитом соборе Василия Блаженного: его, как известно, Иван Грозный построил в честь взятия Казани. Корону средневековых правителей города можно видеть на экспозиции Оружейной палаты. По одной из версий, она подлинная и была вывезена в Первопрестольную после падения столицы ханства. По другой теории, это копия, изготовленная по приказу царя Ивана Васильевича восточными мастерами уже после того, как непокорный татарский город был взят.

В купольном здании Кул Шариф можно видеть четыре главных минарета, расположенных по углам – всё это великолепие является сердцем задуманной архитекторами композиции. Наличие минаретов имеет глубокий символический смысл: они показывают, что строилась не просто мечеть, а восстанавливался упомянутый выше Аль-Кабир – старинный поволжский символ мусульманской религии. Высота каждого основного минарета составляет примерно 57 метров, и в столице Татарстана убеждены, что их мечеть является самой высокой в Европе. Благодаря тому, что они выкрашены в бирюзовый цвет, образ обители предстаёт светлым, возвышенным, радующим взор и побуждающим к чистоте помыслов и дел.

К основной части примыкает полуцилиндр, имеющий два этажа, где находятся псевдоминареты. Они подчеркивают вход, над которым находится второй этаж. Последний словно нависает, опираясь на несколько круглых колонн. Здание пожарной части располагается к югу от мечети, однако она является составной частью ее комплекса, так как оба здания между собой связаны единым стилем. Он, например, просматривается в форме и цвете купола, отделке обоих зданий мрамором.

Архитекторы мечети Кул Шариф – они, к слову, представляли фирму «Татинвестгражданпроект» – поставили перед собой задачу отразить посредством современных методов традиции татарского зодчества, насчитывающие целое тысячелетие. Идея воплотилась в очень красивых, эксклюзивных конструкциях стрельчатых арок. Они обрамлены уникальным орнаментом – косичками и аятами из Корана. Обращает на себя внимание сходство арок с конструкцией юрт. И это тоже не случайно, ведь они очень давно были для турок-кочевников «переносными мечетями». Кстати, мечеть возводилась строителями из Турции.

Внутреннее убранство Кул Шариф по своей отделке также является уникальным. И роспись, и панно из керамики выполнены мастерами по технологиям четырехсотлетней давности. Интерьер также украшают резной ганч и ручная резьба по дереву и камню, элементы мозаики в римском стиле, а также изготовленные по технологии запекания цветные стекла и, конечно, уникальные витражи. Немало внутри золотого шитья и других позолотных работ. А ещё мечеть Кул Шариф пестрит роскошными коврами, которые были подарены правительством Ирана. Восхищает посетителей и чешская цветная люстра из хрусталя: она просто огромна, ее диаметр – 5 метров, а вес около 2 тонн.

  • Кул Шариф представляет собой «содружество» трех зданий, место для возведения которых выбирали 86 (!) экспертов, пока не остановились на территории бывшего юнкерского училища.
  • Комплекс собственно зданий мечети раскинулся на 18946,8 м², а общая площадь отведённого под нее участка составляет 19 тысяч квадратных метров.
  • Открытие мечети Кул Шариф состоялось 24 июня 2005 года, когда Казань отмечала юбилейный День рождения – 1000-летие со дня основания. Из всех объектов, когда-либо построенных к круглым датам в истории города, этот является самым крупным.
  • Несмотря на то, что духовный символ Казани и всего Татарстана позиционируется как самая крупная мечеть на Старом континенте (об этом было объявлено даже на церемонии открытия), на самом деле она таковой не является ни по площади, ни по высоте минаретов, ни по другим показателям.
  • Главный зал Кул Шариф одновременно является хранилищем книг, в которые вписаны фамилии всех жертвователей на строительство. Здесь же можно увидеть подарочные экземпляры Корана, изданные на различных языках мира.
  • Оформлением потолка занимались мастера из Государственного художественного фонда Татарстана. Технология была следующая: рисунки сначала выполнялись на холстах, а затем их поднимали на потолок.
  • Не только самая большая люстра, но и остальные приборы освещения внутри мечети сделаны в Чехии, но по эскизам татарских художников. Помимо цветного стекла в их изготовлении использовались хрусталь и позолота.
  • Внутренняя облицовка мечети Кул Шариф мраморная, этот природный материал доставляли из Челябинской области. А вот все без исключения двери мусульманской обители изготовили на месте, но из краснодарского дуба.
  • В Музее ислама посетители могут видеть интересный и познавательный стенд. Он посвящен пяти столпам мусульманской религии: вере в Аллаха и тому, что Мухаммад – его посланник, обязательности совершать намаз (молитву) пять раз в день, необходимости соблюдать пост в месяц Рамадан, обязательности Закята – годового налога в пользу нуждающихся и бедных и на распространение мусульманства, а также паломничеству в Мекку, больше известному как Хадж.
  • На внутренней части купола начертана арабской вязью «Ихлас» – одна из сур Корана. Имена Аллаха, а их ни много ни мало 99, повторены на стенах мечети. Имена пророков ислама можно прочитать на шамаилях.

Как добраться

Мечеть Кул Шариф расположена по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Казанский Кремль, 13.

Пешим ходом можно добраться от вокзала Казань-1, направляясь по улице Бурхана Шахиди. Дойдя до улицы Чернышевского, сворачиваете налево. На улице Кремлевской делаете ещё один поворот, и тоже налево. Весь путь займет у вас примерно 25 минут.

От столичного вокзала №2 и Северного автовокзала можно доехать на метро. Остановку делаете на станции «Кремлёвская».

Также до мечети Кул Шариф можно добраться на автобусе. От Центрального автовокзала отправляется автобус №6, едете до остановки «Центральный стадион». На автобусе №22, отъезжающим от Южного автовокзала, доезжаете до остановки «ул. Батурина», а номером 37 едете до остановки «Центральный стадион».

А вот от восточного автовокзала придётся добираться с пересадкой. Сначала садитесь на автобус №63 или №71, доезжаете и до остановки «Абжалилова» и пересаживаетесь на автобус №83, которым едете до остановки «ул. Батурина».

Она воссоздает облик главной мечети Казанского ханства, разрушенной во время взятия Казани Иваном Грозным.

Сеид Кул Шариф

Кул Шариф был сеидом, то есть потомком пророка Мухаммеда, воином, поэтом и мыслителем. Ему приписывают авторство знаменитого произведения «Победа Казанского вилайета», описывающего исторические события 1550 года, когда войско ханства одержало кратковременную победу над русскими. Но автор предчувствовал беду, написав о Казани: «Ей неоткуда ждать помощи и поддержки, кроме покровительства Тенгри и помощи ангелов…»

Уже летом 1551 года Казань вновь была взята в кольцо войсками Ивана Грозного. Верховному сеиду Кул Шарифу пришлось выступить дипломатом и отправиться к русским воеводам - бить челом о спасении города. В результате тяжелых переговоров послы приняли условия Москвы, среди которых было и требование выдать правительницу Сююмбике с сыном. Но переговоры лишь отсрочили нападение русских войск. В октябре 1552 года, после изнурительной осады, русские перешли в наступление и прорвали оборону Казани. Главная битва состоялась у стен мечети ханского кремля. Народные предания гласят, что Кул Шариф возглавил отряд из преданных ему молодых дервишей и суфиев и оборонял крепость, пока, отступая, не был заколот на крыше медресе, откуда упал вниз.

Мечеть была сожжена дотла. Но, согласно легенде, очертания той, сгоревшей в огне, деревянной мечети настолько поразили захватчиков, что было решено увековечить память о ней в облике собора Василия Блаженного в Москве, построенного в честь взятия Казани. Летописи сообщают, что величественная соборная мечеть напоминала эмирский дворец «Казык Йорты». Вокруг купола, символизирующего единую власть хана, взмывали в небо восемь остроглавых минаретов как напоминание о восьми провинциях Волжской Булгарии. Их навершия венчали серебряные круторогие месяцы - символ власти Всевышнего.

Воссоздание мечети

В середине 1990-х «в целях сохранения исторической преемственности» было решено воссоздать величественное строение как одну из главных доминант Казанского кремля. Наряду с Благовещенским собором, мечеть Кул-Шариф является символом воссоединения двух главных религий Казани - православия и ислама, что было признано важным аргументом при включении Кремля в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Открытая в 2005 году мечеть представляет собой симметричное здание, в основании которого - два пересеченных под углом 45 градусов квадрата: известный мусульманский символ бисмилла («во имя Аллаха»). На вершине конструкции из восьми пересекающихся стрельчатых арок покоится купол в форме Казанской шапки - короны ханов, хранящейся сейчас в Оружейной палате Московского Кремля. Четыре основных минарета высотой 55 метров и четыре малых сияют, как и встарь, серебряными полумесяцами. Помимо самой мечети, комплекс включает в себя музеи исламской культуры Поволжья и древней рукописи, библиотеку, издательский центр и управление имама.

Дамир Исхаков ,
доктор исторических наук

Кул Шариф (тат. Qolşərif, Колшәриф) — имам, ре-ли-ги-оз-ный де-я-тель XVI века, поэт, один из на-ци-о-наль-ных ге-ро-ев Та-тар-ста-на, воз-гла-вив-ший обо-ро-ну од-ной из ча-стей го-ро-да Ка-зань в ок-тяб-ре 1552 года про-тив рус-ских (по-ход Ива-на IV Гроз-но-го). По-гиб при штур-ме вме-сте со сво-и-ми спо-движ-ни-ка-ми. В его честь на-зва-на мечеть Кул Шариф, по-стро-ен-ная недав-но на ме-сте раз-ру-шен-ной ста-рой ме-че-ти, у стен ко-то-рой и пал в сра-же-нии сеид Кул Ша-риф.

Ши-ро-кую из-вест-ность Кул Ша-ри-фа в по-след-ний пе-ри-од су-ще-ство-ва-ния Ка-зан-ско-го хан-ства под-твер-жда-ют мно-гие ис-то-ри-че-ские ис-точ-ни-ки, а та-к-же све-де-ния, со-хра-нив-ши-е-ся в на-род-ной па-мя-ти и обоб-щен-ные Ши-га-бут-ди-ном Мар-джа-ни. Опи-ра-ясь на них, мож-но утвер-ждать, что Кул Ша-риф в хан-стве на-ка-нуне его па-де-ния яв-лял-ся гла-вой му-суль-ман-ско-го ду-хо-вен-ства, вер-хов-ным се-идом. Ан-дрей Курб-ский, опи-сы-вая эпи-зод, свя-зан-ный со взя-ти-ем рус-ским вой-ском Ка-за-ни в 1552 году, на-зы-ва-ет его на ев-ро-пей-ский лад «ве-ли-ким бис-ку-пом», то есть епи-ско-пом, и до-бав-ля-ет, что сами та-та-ры счи-та-ют Кул Ша-ри-фа «ве-ли-ким ана-рыи», или «ами-ром».

Сло-во «амир» пе-ре-во-дит-ся с араб-ско-го как «по-ве-ли-тель», или «ру-ко-во-ди-тель». А вот в пер-вом слу-чае Курб-ский явно ис-поль-зо-вал ла-тынь: «honor» — честь, по-чет, по-честь или «honorus» — по-чет-ный, ува-жа-е-мый. По-хо-же, что эти вы-ра-же-ния при-ме-не-ны им для пе-ре-во-да ти-ту-ла вер-хов-но-го се-ида, ко-то-рый, по за-ме-ча-нию Мар-джа-ни, зву-чал как «на-кый-бел-аш-раф» — «ру-ко-во-ди-тель ве-ли-ких».

Как из-вест-но, се-ида-ми в му-суль-ман-ском мире на-зы-ва-ли по-том-ков про-ро-ка Му-хам-ма-да из вет-ви, вос-хо-дя-щей к его вну-ку Ху-сей-ну. Оче-вид-но, и Кул Ша-риф, бу-дучи се-идом по про-ис-хож-де-нию, воз-во-дил свой род к Му-хам-ма-ду. Недав-но об-на-ру-жен-ная и опуб-ли-ко-ван-ная ли-те-ра-ту-ро-ве-дом М. И. Ах-мет-зя-но-вым ге-не-а-ло-гия се-идов Ша-ку-ло-вых из Ка-си-мов-ско-го хан-ства по-ка-зы-ва-ет, что она дей-стви-тель-но че-рез мно-гие по-ко-ле-ния вос-хо-дит к Ху-сей-ну и Му-хам-ма-ду. Сле-до-ва-тель-но, при-част-ность Кул Ша-ри-фа по рож-де-нию к се-идам была не вы-мыш-лен-ной, а ре-аль-ной.

В XV—XVI ве-ках в каж-дом от-дель-ном та-тар-ском хан-стве мог-ло быть несколь-ко се-идов, лишь один из ко-то-рых яв-лял-ся вер-хов-ным (С. Гер-бер-штейн, ав-тор «За-пи-сок о мос-ко-вит-ских де-лах», от-ме-ча-ет на-ли-чие в Ка-зан-ском хан-стве «вер-хов-но-го жре-ца»). В Ка-зан-ском хан-стве та-кой сеид, как вид-но из жа-ло-ван-ной гра-мо-ты хана Са-хиб-Ги-рея 1523 года, име-но-вал-ся «су-дат-гы-зам» (са-да-ти-го-зам), что пе-ре-во-дит-ся как «ве-ли-кий сеид». Есть ос-но-ва-ния по-ла-гать, что Кул Ша-риф вер-хов-ным (ве-ли-ким) се-идом в го-су-дар-стве стал в ок-тяб-ре 1551 года по-сле каз-ни ха-ном Шах-Али преж-не-го вер-хов-но-го се-ида Кул Му-хам-ма-да*. К тому вре-ме-ни Кул Ша-риф был уже из-вест-ным го-су-дар-ствен-ным де-я-те-лем, о чем го-во-рит его при-сут-ствие сре-ди зна-ти хан-ства, при-ся-гав-шей на вер-ность хану Шах-Али 14 ав-гу-ста 1551 года в Сви-яж-ской кре-по-сти.

Судя по тому, что нам из-вест-но, Кул Ша-риф, как и его пред-ше-ствен-ник Кул Му-хам-мад, был из рода крым-ских се-идов. Неко-то-рое вре-мя он жил в Аст-ра-хан-ском хан-стве вме-сте с се-идом Манс-уром, пред-по-ло-жи-тель-но сво-им от-цом. От-сю-да у него та-хал-лус «Хаджи-тар-ха-ни». М. И. Ах-мет-зя-нов, опи-ра-ясь на эти и дру-гие све-де-ния, вы-дви-нул обос-но-ван-ную ги-по-те-зу, что ав-то-ром со-чи-не-ний пе-ри-о-да Ка-зан-ско-го хан-ства — «За-фер-на-ме-и ви-лай-ет-и Ка-зан» (1550 г.) и сти-хов-му-на-д-жа-тов — в пер-вом слу-чае на-зван-ным «Ша-ри-фом Хаджи-тар-ха-ни», во вто-ром — «Кул Ша-ри-фом» — яв-ля-ет-ся сеид Кул Ша-риф. Дей-стви-тель-но, Кул Ша-ри-фа даже по-сле того, как он стал вер-хов-ным се-идом, рус-ские ис-точ-ни-ки про-дол-жа-ли име-но-вать «мул-лой». Не вы-со-кая ли об-ра-зо-ван-ность его так от-ра-жа-лась в ле-то-пи-сях? На-вер-ное, да. В то же вре-мя из «За-фер-на-ме-и ви-лай-ет-и Ка-зан» от-чет-ли-во вид-но, что его ав-тор был весь-ма об-ра-зо-ван-ным че-ло-ве-ком, об-ла-дав-шим зна-ни-я-ми в об-ла-сти аст-ро-но-мии, ис-то-рии (не толь-ко та-тар-ской, но и рус-ской), го-су-дар-ствен-ных дел. Кро-ме того, в этом про-из-ве-де-нии, на-пи-сан-ном в це-лом про-зой, до-воль-но мно-го по-э-ти-че-ских строк. Од-ним сло-вом, Кул Ша-риф (он же Ша-риф Хаджи-тар-ха-ни) был и по-этом.

Нияз Хазиахметов. Поэт Кул-Шариф

Эпо-ха, в ко-то-рой жил сеид Кул Ша-риф, — это тра-ги-че-ское вре-мя дви-же-ния Ка-зан-ско-го хан-ства к сво-ей ги-бе-ли. Ав-тор «За-фер-на-ме-и ви-лай-ет-и Ка-зан» оста-вил по-тря-са-ю-щие стро-ки, опи-сы-ва-ю-щие тра-ге-дию сво-е-го на-ро-да. Он го-во-рит о Ка-за-ни: «Ей неот-ку-да ждать по-мо-щи и под-держ-ки, кро-ме по-кро-ви-тель-ства Тен-гри и по-мо-щи ан-ге-лов. Из-за та-кой тя-же-лой си-ту-а-ции па-ди-ша-хи го-ро-да Ка-за-ни обес-пе-чи-ва-ют без-опас-ность сво-е-го го-су-дар-ства пу-тем со-гла-ше-ния со стра-ной кя-фи-ров. Было так: для бла-го-по-лу-чия на-ро-да и ради его жиз-ни за-клю-ча-ли до-го-вор с Моск-вой, меж-ду дву-мя сто-ро-на-ми хо-ди-ли по-слы, обес-пе-чи-вая вза-и-мо-по-ни-ма-ние».

Это было на-пи-са-но в 1550 году, но уже в ап-ре-ле 1551 года на-ча-лось но-вое на-ступ-ле-ние рус-ских войск, ко-то-рые в июне об-сту-пи-ли Ка-зань. На-ста-ли тя-же-лые вре-ме-на, и ка-зан-цы дрог-ну-ли: они по-сла-ли «к Ши-га-лею и к во-е-во-дам бити че-лом, что-бы го-су-дарь по-жа-ло-вал, гнев свой им от-дал, а пле-не-ти их не ве-лел, а дал бы им на го-су-дар-ство царя Ши-га-лея, а Уте-мешь-Ги-рея царя го-су-дарь к собе взял и с ма-те-рию Сю-юн-би-ка-ца-ри-цею» (Пат-ри-ар-шая ле-то-пись). С та-ким пред-ло-же-ни-ем к хану Ша-х А-ли и рус-ским во-е-во-дам при-ез-жа-ли «мул-ла» Кул Ша-риф и тю-мен-ский «князь» Бибарс Рас-тов. Но они дей-ство-ва-ли не са-мо-сто-я-тель-но, а вы-пол-ня-ли волю «всей зем-ли Ка-зан-ской», что от-чет-ли-во вид-но из гра-мо-ты ка-зан-цев, от-прав-лен-ной то-гда Ива-ну IV.

Нияз Хазиахметов. Сююмбике

Нияз Хазиахметов. Хан Сафа-Гирей

Кро-ме того, по-слы не сра-зу при-ня-ли усло-вия Моск-вы — в ле-то-пис-ном со-об-ще-нии от 9 ав-гу-ста 1551 года го-во-рит-ся о том, что во вре-мя пе-ре-го-во-ров они «во мно-гом за-пер-ли-ся», то есть не со-гла-ша-лись. Хро-нист даль-ше пи-шет о та-та-рах: «обы-чай бо их бяше из-на-ча-ла лу-кавь-ство-ва-ти».

За-ста-вить ка-зан-цев при-нять столь тя-же-лые усло-вия мож-но было лишь си-лой. И за-во-е-ва-те-ли при-гро-зи-ли: если ка-зан-цы «не учи-нять на го-су-да-ре-ве воле… на ту же осень… го-су-дарь… хо-чет ра-тию съ все-ми люд-ми». Лишь по-сле та-ких угроз по-слы при-ня-ли усло-вия Моск-вы, сре-ди ко-то-рых было и тре-бо-ва-ние вы-дать Сююм-би-ке с сы-ном. Ясно, что ни-ка-кой лич-ной вины у Кул Ша-ри-фа с «кня-зем» Бибар-сом в этом не было — они вы-пол-ня-ли об-ще-го-су-дар-ствен-ное ре-ше-ние, да и то все-го лишь как ди-пло-ма-ты.

Фиринат Халиков. Падение Казани 2 октября 1552 года: последний бой у мечети ханского дворца

Вер-хов-ный сеид Кул Ша-риф по-гиб при взя-тии Ка-за-ни рус-ски-ми в 1552 году. Мар-джа-ни, опи-ра-ясь на на-род-ные пре-да-ния, со-об-ща-ет, что Кул Ша-риф со сво-и-ми по-сле-до-ва-те-ля-ми, объ-еди-нен-ны-ми в осо-бое во-ен-ное под-раз-де-ле-ние — «полк», со-сто-яв-ший из мо-ло-дых дер-ви-шей и су-фи-ев, обо-ро-нял-ся от-сту-пая, вплоть до зда-ния мед-ре-се, по-том под-нял-ся на его кры-шу, где был за-ко-лот, и упал вниз. Так тра-ги-че-ски пре-рва-лась жизнь этой вы-да-ю-щей-ся лич-но-сти эпо-хи Ка-зан-ско-го хан-ства.

В «За-фер-на-ме-и ви-лай-ет-и Ка-зан» есть та-кие стро-ки:

О, Ша-ри-фи, если ты еще на-де-ешь-ся на луч-шее, Не ухо-ди с этой зем-ли,
Ибо если ты уй-дешь, кто же бу-дет са-хи-бом го-ро-да Ка-за-ни?

Казань защищалась 41 день. Оборону Казани историки считают героической. Немногим более 30 тыс. воинов и конницы Епанчи противостояли 150-тысячному войску Ивана Грозного с новейшими техническими вооружениями.

Последний царь Казани Едигер-Хан (1552 г.) и глава духовенства так воодушевили Казанцев, что никто в городе и не помышлял о сдаче города.

Печальный вид представляла собой Казань после того, как окончилась сеча, не прекращавшаяся на улицах города до позднего вечера. В неравном бою погибли все его защитники.

Столица Казанского ханства лежала в руинах и пожарищах.

Во время штурма Казани войсками Ивана Грозного Сеид Кул Шариф был одним из руководителей обороны. Со своими учениками он оказал упорное сопротивление и геройски погиб. Погибли и все его ученики. Мечеть была сожжена и разрушена. От прекрасной многоминаретной мечети Казани, горделиво возвышавшейся на гребне холма, не остается камня на камне.

В своем исследовании видный татарский ученый, просветитель, философ Ш. Марджани писал, что в крепости (Кремле) была восьмиминаретная главная (соборная) мечеть, во главе которой стоял сеид Шарифкол, пользующийся уважением, почетом религиозный деятель, ученый, поэт, дипломат. Четыре столетия тому назад легендарная многоминаретная мечеть Кул Шариф украшала столицу Казанского ханства, поражая всех своим великолепием, изящностью, красотой, богатой библиотекой. Она была центром религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Названа она так в честь ее последнего имама сеида Кул Шарифа.

Кул Шариф - это историческая личность, имя которого золотыми буквами вписано в истории татарского народа. Он был поэтом. До нас дошли несколько стихотворений и одна поэма. Они вошли в сборник, составленный литературоведом А. Шариповым и изданным в 1997 году в татарском книжном издательстве под названием "Жизнь жестока, жизнь прекрасна…".

Кул Шариф был видным государственным деятелем, умелым дипломатом. В русских летописях его имя упоминается как один из влиятельных и уважаемых религиозных деятелей. Когда трон занял Ядегер-Хан, Кул Шариф вошел в состав правительства и активно участвовал в повседневных делах ханства.

После смерти своего отца Мансура в 1546 году он назначается предводителем религиозных деятелей ханства. Широкообразованный, нравственно чистый и честный человек, он пользовался огромным уважением у себя на родине. Он на своем белом коне любил проезжать по улицам города. Казанцы в знак глубокого уважения восторженно приветствовали его, глубоко преклоняясь ему. Даже хан при встрече слезал со своего коня, целовал подол его чапана, желал ему здоровья.

Кул Шариф пользовался уважением и за рубежом. В этой связи знаменательно признание Ш. Марджани в том, что русские князья, поддерживая связи с казанскими ханами, присылали ему персональные письма, а также подарки.

Ильяс Файзуллин. Оборона Казани от войск Ивана Грозного (Апофеоз)

И гибель его была поистине героической. За время самых тяжелых дней для татарского народа Кул Шариф руководил группой мулл и шакирдов, оказавших отчаянное сопротивление против захватчиков. Последние вошли в Кремль через его труп. Об этом свидетельствует отнюдь не симпатизирующий к татарам русский государственный деятель А. М. Курбский: "Сказание князя Курбского", изд. второе. - 1842 год, - 33 стр.

Исследователь истории Казани М. Худяков отмечал, что в 1552 г. главой духовенства являлся сын Мансура Кул Шариф. Он считался первым лицом в государстве и в моменты междуцарствия, и в силу своего высокого положения становился во главе временного правительства. Он выполнял и дипломатические поручения. Дипломатические поручения требовали от него выдающейся образованности, глубокого ума и широкого опыта (очерки по истории Казанского ханства, Казань, 1923, стр.152).

Татарский народ веками хранил память о славном сыне, защитнике интересов своего народа. О нем слагаются стихи, песни, его образ воссоздан в исторических романах.

В годы развернувшейся демократии общественность подняла вопрос о восстановлении мечети Кул Шариф. Идя навстречу вековой мечте татарского народа, президент Республики Татарстан М. Ш. Шаймиев в ноябре 1995 года подписал Указ о воссоздании мечети Кул Шариф.

Мечеть Кул Шариф

С тех пор в памяти народа живет легендарный образ мечети и ее руководителя сеида Кул Шарифа.

В 16 веке войска Ивана Грозного сломили сопротивление Казанского ханства и захватили Казань. Главную мечеть Волжской Булгарии сожгли дотла. Через 300 с лишним лет, в 1995 году мечеть решили восстановить. Восстанавливали её всем миром, строилась мечеть большей частью на пожертвования. Мусульманская святыня открыла свои двери в 2005 году.

О мечети

В 1996 году на территории Казанского Кремля поставили символический знак – камень. Он означал начало строительства храма. На камне начертаны слова государственного указа о строительстве Кул-Шариф.

Когда мечеть начали строить, ориентируя её на Мекку, получилось, что камень остался немного в стороне.

Названа святыня по имени сеида Кул-Шарифа. Он был последним имамом Казанского ханства, погибшим при сопротивлении войскам Ивана Грозного.

является одной из главных достопримечательностей . Восстановленная по рисункам, записям, она поражает царской роскошью, величием.

Сегодня этот мусульманский храм входит в исторический заповедник «Казанский Кремль». Попасть в мечеть можно бесплатно. Там же можно взять платки и накидки.

Красота и роскошь Кул Шариф

Построена мечеть из белого мрамора. Имеет 8 минаретов – башен, полумесяцы на вершине которых обращены в сторону Мекки, главного города мусульман.

Минареты очень высоки, 57 м. Главный купол бирюзового цвета. Его форма напоминает шапку казанских ханов. Окна по краю купола по форме напоминают цветок тюльпана – символа новой жизни в мусульманстве.

Сама архитектура выполнена так, будто один квадрат вставлен в другой под углом в 45 градусов. Это тоже символ процветания в мусульманстве. Арка входа украшена ажурной вязью.

Мечеть состоит из 5 ярусов:

  1. Музей ислама
  2. Гостевой холл
  3. Молельный мужской зал
  4. Женский молельный зал
  5. Балконы для посетителей – туристов.

Внутреннее убранство мечети

Мечеть выполнена в светлых тонах. Это создаёт ощущение воздушности, праздничности. В музее ислама собрана история развития мусульманства на Руси. Есть древние рукописи, картины, скульптуры. В гостевом холле бросается в глаза миниатюрная копия мечети на постаменте.

Уменьшенная копия мечети

Из гостевого холла двери ведут в главный зал мечети – мужской молельный зал. Это самое большое помещение, которое может вместить в себя больше 1000 человек. Пол устлан коврами ручной работы из Ирана. Витражи в окнах тоже выполнены вручную. Зал восхищает своим великолепием. На потолке огромная двухтонная люстра из чешского хрусталя, в ней при включении загорается 300 ламп.

Потолок расписывали на холстах татарские художники, затем холсты подняли вверх.

В зале находится возвышение – кафедра. Сюда поднимается имам во время чтения коллективной молитвы, обращения к пришедшим. Для работы имама в храме оборудован кабинет.

На стенах в панно вписаны имена пророков Аллаха. Здесь же выписаны все 99 имён Аллаха. Всё помещение мечети расписано ажурной вязью, выдержками из священной книги мусульман Корана, украшено растительным орнаментом.

По периметру зала белоснежные колонны поддерживают балкон. Балкон огорожен от мужского зала узорчатой перегородкой в арабском стиле.

На балконе молятся женщины. Вместимость составляет 300 человек. В непраздничные дни, когда молящихся немного, женщинам разрешается молиться в мужском зале, позади мужчин.

Выше женского зала располагаются балконы для туристов. В этом красивейшем здании имеется специальная комната для проведения свадебных обрядов мусульман – никах.

Богатая архитектура, царственность и величие здания, история возрождения мечети, открытость для туристов дают право мечети Кул-Шариф стоять в одном ряду с уникальными достопримечательностями, которые стоит посмотреть каждому.

Где находится Кул Шариф?

Адрес: Казань, ул. Шейнкмана (на территории Казанского Кремля).
Время работы: ежедневно с 9:00 до 18:00 (вход до 17:30), по пятницам с 12:00 до 14:00 перерыв на намаз.