В музее хранятся произведения живописи, графики, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, а также археологические экспонаты из более чем ста стран.
Музей возник в 1918 году на волне интереса советской власти к сохранению мирового наследия: за пять послереволюционных лет было открыто более 250 музеев по стране. На тот момент в фонд Музея Востока, или Ars Asiatica, как он тогда назывался, вошли восточные коллекции Национального музейного фонда, музея бывшего Строгановского училища, ковровых и антикварных магазинов, складов «Северной компании». Со временем музею передали свои восточные коллекции Государственный исторический музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Политехнический музей и многие другие. Также фонд значительно расширялся благодаря частным собраниям, закупочным и археологическим экспедициям. Многие экспонаты были переданы в дар музею входящими в состав СССР республиками и союзными странами. Особое место в постоянной экспозиции советского периода занимал раздел «Образ вождей пролетарской революции в искусстве нацреспублик». В частности, можно было увидеть, как в творчестве художников советского Востока раскрывается образ Ленина.
Окончательное местоположение музея и его коллекции было определено не сразу. Среди бывших залов Музея Востока − дом Гиршмана у Красных ворот, Исторический музей, Строгановское училище, Цветковская галерея на Кропоткинской набережной и здание церкви Илии Пророка на Воронцовом поле.
Сегодня древнейшая китайская керамика II тысячелетия до н. э. соседствует здесь с традиционными ритуальными предметами из Бурятии, которые неопытному глазу кажутся такими же древними, как и китайские, но на деле созданы не более ста лет назад. Это создает иллюзию, будто на Востоке время идет иначе, а где-то и вовсе остановилось. На одном этаже можно увидеть шедевр мирового значения − ворсовый шелковый ковер из Индии XVII века − и современный шерстяной ковер из Афганистана, где в традиционный узор совершенно естественно вплетены изображения танков и автоматов Калашникова. Если понятие «дизайн» применимо к древности, то за тысячи лет в азиатском дизайне мало что изменилось.
Каждый зал или группа залов музея посвящены отдельной стране или региону Востока: таким образом, начав с Ирана, вы заканчиваете путешествие в Казахстане, успев осмотреть щит из кожи носорога в Индии, гигантские маски для буддистской религиозной мистерии Цам в Монголии, японские боевые мечи катана, китайские баночки для сверчков, индонезийский теневой театр, рукописную книгу на пальмовых листьях в Лаосе, ковры Кавказа и вышивки сюзани в Узбекистане. В японском зале представлена уникальная фигурная композиция: белоснежный орел на сосне на фоне ширмы с изображением бушующего моря. Фигура орла выполнена в сложнейшей технике комбинированной сборки: туловище и крылья изготовлены из дерева, а оперение состоит из 1500 отдельных пластин слоновой кости. Но особенно интересно то, что эта композиция была привезена в Россию в 1896 году в качестве подарка Николаю II по случаю его коронации от японского императора Мэйдзи. Самого императора в составе делегации, прибывшей в Россию, не было, императорскую семью представлял принц Саданару Фушима. У всех ваз, кувшинов, мечей и ковров, у каждого предмета своя история. И у этих историй есть хранители. В научно-исследовательском институте при музее работает более 300 специалистов.
По-настоящему неожиданным после такого путешествия по традиционному Востоку становится последний зал живописи Кавказа и Средней Азии, где особого внимания заслуживают работы крупнейших мировых художников XX века Нико Пиросмани и Мартироса Сарьяна.
2012-09-17 |
Время работы
Храм открыт ежедневно с 10:00 до 19:00, в дни богослужений — с 8:30.
Схема проезда
Станция метро «Охотный Ряд».
Богослужения
Богослужения свершаются в среду, пятницу, субботу и воскресение. В обычные дни утреня и литургия в 8:30. В воскресные и праздничные дни литургия в 9:00, накануне всенощное бдение в 18:00.
Престолы
1. Успения пресвятой Богородицы;
2. Прп. Сергия Радонежского;
3. Усекновения главы Иоанна Крестителя;
4. Свт. Николая Чудотворца.
Престольные праздники
28 августа – Успение пресвятой Богородицы (главный престол);
18 июля, 8 октября – день памяти святого преподобного Сергия Радонежского;
11 сентября – день памяти Усекновения главы Иоанна Крестителя;
22 мая, 19 декабря – дни памяти святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца.
История
Многие московские храмы из уцелевших в советское время теперь возвращены Русской Православной Церкви, и в период 1991-1992 гг. большинство из них наполнились верующими. Возобновились регулярные богослужения. Одним из таких храмов является храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке.
Успенский Вражек - древнее московское урочище между Тверской и Никитской улицами, в летописях упоминается с XVI в. Здесь находились дворы послов - Литовский двор и «цесаревых послов двор», т.е. Римской империи. Упоминается здесь и двор Алевиза Нового - знаменитого архитектора.
1601 - первое письменное упоминание о храме.
1629 - в большом пожаре сгорела деревянная Церковь Успения.
1634 - вновь выстроена.
1647 - выстроена первая каменная церковь на средства Г.И.Горихвостова
1707 - деревянный придел Николая Чудотворца на погосте.
История храма тесно связана с владельцами соседней усадьбы Яньковыми, заботившимися о благосостоянии церкви.
1735 - Д. И. Яньков пристроил придельный храм Николая Чудотворца к самому зданию церкви Успения. Храм стал усыпальницей Яньковых.
1781 - Никольский придельный храм заново построен «за ветхостью».
1812 - церковь обгорела.
Успенский храм был летним, зимой служили в теплом придельном храме Николая Чудотворца.
В середине 50-х годов старостой храма был избран московский купец С. А. Живаго, ранее купивший для себя усадьбу Яньковых. По заказу Живаго академик архитектуры А. С. Никитин составил проект обширного трехпрестольного храма с колокольней, примыкавшего к Никольской церкви.
1860 - завершено возведение ныне существующего здания храма. В новой церкви три престола: Успения Пресвятой Богородицы, Усекновения главы Иоанна Предтечи и Сергия Радонежского - небесного покровителя храмоздателя.
Отделочные работы продолжались до 1890-х годов. Только в 1870 г. на средства старосты Иосифа Живаго (брата С. А. Живаго) храм был оштукатурен и окрашен, главы позолочены.
1910 - торжественно праздновалось 50-летие храма.
1920 - заключен договор между приходом и Московским Советом рабочих и красноармейцев о передаче в бессрочное и бесплатное пользование «богослужебных зданий».
1924 - постановлением Президиума Моссовета договор с общиной расторгнут. Храм передан Государственному историческому архиву Моск. области. В советское время утрачены главы храма и колокольни, скульптурное убранство храма, декор, не говоря о внутреннем убранстве и церковном имуществе. Разобран придельный Никольский храм при постройке Дома композиторов.
1979 - в храме открыт междугородний телефонный узел.
1992 - постановление Правительства Москвы о возвращении храма РПЦ.
1996 - общине отдан в пользование подвал. Тогда же в Фомино воскресение была свершена первая в возвращенном храме Божественная литургия.
В память утраченного придельного храма престол посвящен Николаю Чудотворцу.
1998 - возвращен верхний храм Успения Пресвятой Богородицы.
1999 - в праздник Отдания Успения Пресвятой Богородицы освящен престол во имя Успения Пресвятой Богородицы.
Святыни
Икона преподобномученицы Великой княгини Елизаветы с частицами мощей прп. мцц. Елизаветы и инокини Варвары