Туристический портал - NataliSudak

Туристический портал - NataliSudak

» » Сакральный план индуистского храма. Архитектура храмов индии

Сакральный план индуистского храма. Архитектура храмов индии

Формировались много тысяч лет с учетом традиций множества народностей (более 200) и большого разнообразия стилей. Индуистский храм имеет историю более четырех тысяч лет, но все равно его строительство ведется по определенным архитектурным канонам, известным еще с древних времен.

Древние храмы

В Древней Индии архитектурные строения строились как религиозные, так и светские. Чаще всего для строительства использовали дерево и глину, потому они не сохранились до нашего времени. Из камня начинают строить только в первые столетия нашей эры. При строительстве все строго делалось по ритуальным индуистским текстам. Чтобы ответить на вопрос: каким образом архитектурные формы индуистского храма развивались на протяжении тысячелетий и приобрели тот вид, который дошел до наших дней, следует разобраться в видах храмов.

Архитектура индуистского храма имеет две разновидности:

  1. Дравилийский стиль (Dravida), принадлежностью которого являются высокие башни пирамидальной формы, украшенные резными колоннами с изображениями царей, богов, воинов (стиль южных районов Индии). Ярусы в пирамиде обычно уменьшаются по диаметру вверх, а на вершине располагается купол (шикхара). Такие храмы более низкие по высоте. К таким относятся храм Катармала и Байджнатха.
  2. Стиль Нагара (распространен в северных районах страны) — с башнями в форме ульев (шикхара), сложенных из нескольких слоев архитектурных элементов, завершение которых выглядит как «барабан». Стиль берет свое начало с 5 века н.э. В основе планировки храма — квадрат, однако декоративные элементы внутри разбивают пространство и придают впечатление округлости. В более поздних постройках центральную часть (мандапу) окружают малые храмы, и все сооружение становится визуально похожим на фонтан.

Также существует еще стиль Висара, в котором комбинируются некоторые элементы этих двух стилей.

Самое большое отличие в этих видах храмов — размер ворот: в северных храмах их делали очень небольшого размера, а в южных строили огромные красиво украшенные ворота (Гопурам), открывающие вход во двор индийского храма. Часто такие ворота украшали скульптурами и раскрашивали.

Как строили древние архитекторы

Индуистский храм в Индии строился из материала, который подбирался в зависимости от местных строительных возможностей. Например, храмы периода Хойсала в 12-13 столетиях - с большим количеством святилищ и декоративных элементов - строились из пластичного Благодаря пластичности такого камня у древних скульпторов были большие возможности в создании великолепных декоративных украшений храмов.

И наоборот, в районе Мамалапурама, где храм строился из гранита, было невозможно сделать хорошую детализацию поверхности стен. Храмы, построенные из кирпича, также отличаются своими стилистическими особенностями.

Индуистский храм задумывался и строился как жилище бога, все пропорции и рельефы делались всегда согласно канонам. Особенно интересным является то, каким образом архитектурные формы индуистского храма воспроизводят основные принципы науки Васту-шастр, науки архитектурного проектирования и строительства храмов. Принципы этой науки разработал легендарный архитектор Вишвакарман, которого теперь называют божественным ремесленником.

Разновидности древних храмов

Самые древние храмы по архитектуре можно условно разделить на три группы:

  1. Одноэтажные небольшие в форме круга или квадрата без надстройки.
  2. Храмы, похожие на пещеры, обычно одноэтажные строения с апсидным закруглением.
  3. Высокие здания (6-12 этажей), построенные в виде мировой горы, украшенной надстройкой-шикхарой.

План индуистсткого храма часто представлен в виде мандалы (геометрической диаграммы с потенциальными, но тайными возможностями). Движение верующего в храме должно быть направлено из наружной части во внутреннюю, к центру. Причем верующий проходит не прямо, а окольными путями, через «некие ворота, проходы», и в пути должен отбросить все ненужное, чтобы прийти к основам существования.

Внутренняя планировка храма

Индуистский храм, начиная с 6 века н. э., имеет план, подчиненный канону, регламентирующему все внутреннее убранство и религиозные ритуалы.

Центральное место в храме принадлежит алтарю со святыней (гарбха граха), над которой строилась башня (шикхара). Рядом с алтарем располагается зал собраний, следом - анти-зала и входная часть с портиком.

Важная часть храма — святилище Гарбхагриха, представляющее квадрат, вход в который представлен узким и низким единственным проходом, дверей и окон в этом помещении нет (и очень темно). По центру изображено Божество. Вокруг него находится круговой ход, по которому верующие совершают парикрама.

Проход соединяет святилище с большим залом (Мукхамандапа). Также есть узкий проход Антарала (лаз). Мандапа используется для религиозных обрядов, потому помещение иногда строилось довольно большого размера, чтобы поместить всех верующих.

Перед входом в храм обычно располагается животное (скульптура или флаг с изображением), которому данный храм посвящен. Это может быть бык (храм Шивы), лев (храм Богини-Матери), человек с головой птицы (в храмах Вишну). Храм, чаще всего, окружали невысокой стеной. Внутри ограды могут располагаться святыни божеств.

Религия индуизма

Индуизм — очень древняя объединяющая традиции и философские школы Индии. Согласно этой религии, мир (сансара) представляет собой череду перерождений, состоящий из обычного и повседневного, а за его пределами находится реальность, где правит Абсолют.

Любой человек в индуизме пытается как бы вырваться за пределы мира и объединиться с Абсолютом, причем единственный способ достижения этого — самоотречение и аскеза. Карма — это поступки в предыдущем перерождении (и хорошие, и плохие), и деление на касты также соотносится с определенной кармой.

Из множества постепенно вышли на главное место три основных:

  • который создал и правит миром;
  • бог Вишну, который помогает людям при различных бедствиях;
  • грозный бог Шива, носитель созидающей и разрушающей космической энергии.

Храмы, вырезанные в пещерах

Индуистский храм, вырезанный целиком из природной скалы, — пример самого высокого мастерства и разнообразия художественных и архитектурных приемов. Искусство резной архитектуры возникло в связи с геологическими особенностями рельефа местности. Самым ярким представителем храма-монолита является храм Кайласанатха в Эллоре, который посвящен Шиве. Все части храма были вырублены в толще скал за несколько лет. Предположительно процесс вырезания храма был проведен сверху вниз.

Этот храм и находящиеся рядом 34 монастыря называют в длину эти сооружения занимают 2 км. Все монастыри и храм высечены в базальтовых скалах. Храм является ярким представителем дравидийского стиля. Пропорции здания и резные каменные скульптуры, украшающие храм, являют собой пример высшего мастерства древних скульпторов и ремесленников.

Внутри храма находится двор, по сторонам которого располагаются 3-этажные аркады с колоннами. На аркадах вырезаны скульптурные панели с огромными индуистскими божествами. Ранее существовали также мосты из камня, соединявшие галереи между центром, но под действием тяжести они упали.

Внутри храма расположены два строения: храм быка Нанди Мандапа и главный храм Шивы (оба 7 м высотой), нижняя часть которых украшена каменной резьбой, а в основании находятся слоны, поддерживающие на себе оба строения.

Каменные скульптуры и барельефы

Роль скульптурного декора индуистского храма (изображающего мир животных и обычную жизнь простого народа, сцены мифологических преданий, религиозные символы и богов) состоит в напоминании зрителю и верующим об истинной цели их жизни и существования.

Внешний декор храма отражает его связь с окружающим миром, а внутренний указывает на связь с божественным миром. Если смотреть на декоративные элементы сверху вниз, то прочитывается это как снисхождение божественного к людям, а в направлении от цоколя к вершине — восхождение духа человека в божественную высь.

Все скульптурные украшения являются значительным культурным и религиозным достижением и наследием Древней Индии.

Буддийские храмы

Буддизм за последнее тысячелетие распространился по всему миру, но зародилось это религиозное течение именно в Индии. Буддийские храмы построены таким образом, чтобы воплотить сразу «Три сокровища» (сам Будда, его учение и буддийская община).

Буддийский храм — постройка, являющаяся местом паломничества и обитания монахов, которая полностью защищена от любых внешних воздействий (звуков, запахов, зрелищ и др.). Вся его территория полностью закрыта за мощными стенами и воротами.

Центральная часть храма — «золотой зал» (кондо), где находится статуя или изображение Будды. Также есть пагода, где хранятся останки земного тела Будды, состоящая обычно из 3-5 ярусов с главным столбом по центру (для останков под ним или наверху). Монументальные сооружения буддийских храмов украшены большим количеством арок, колонн, рельефов — все это посвящается Будде.

Самые популярные в Индии расположены в штате Махараштре:

  • Аджанта (пещерный комплекс монастырей).
  • Эллора, где соседствуют рядом буддийские, индуистские храмы (из 34 пещер: 17 - индуистские, 12 - буддийские).
  • Махабодхи (где по легенде произошло перевоплощение Гаутама Сидхартха в Будду) и др.

Большую популярность в Индии имеют Буддийские ступы — сооружения, являющиеся памятником какому-либо культовому событию буддизма, в которых хранятся останки выдающихся людей. По преданиям ступы несут в мир гармонию и процветание, влияют на поле Вселенной.

Самый большой индуистский храм в Индии

Это храм Акшардхам в Дели, являющийся грандиозным комплексом, посвященным индуистской культуре и духовности. Этот современный храм был построен из розового камня в 2005 году по древним канонам. В его строительстве участвовали 7000 ремесленников и мастеров.

Храм венчают 9 куполов (высота 42 м), он украшен колоннами (всего 234), на которых изображены фигуры из индийской мифологии, а по периметру расставлены 148 слонов из камня, а также другие животные, птицы и фигуры людей. Его огромные размеры позволили включить его в Книгу рекордов Гиннеса.

Строительство в кладке из тесанного камня началось в северо-западных районах Индии в I в. новой эры, в центральных районах - в V в., а на крайнем Юге страны - в VII в. При этом вплоть до 13 столетия зодчество из каменных блоков ограничивалось лишь культовыми сооружениями. Индуистские храмы строились преимущественно из мягкого известняка, хотя южноиндийские мастера при строительстве святилищ широко пользовались песчаником и гранитом. Каменные блоки соединялись не на растворе, а с помощью деревянных клиньев, которые забивались в просверленные в камне отверстия, или посредством металлических штырей. Как правило, архитекторы-индуисты перед возведением храмов делали предварительные проекты и специальные масштабные модели.

Все индуисты в древности считали храм жилищем бога, а жрецов - его слугами. Основным культовым действом являлась пуджа, т.е. ритуальное служение божеству. Отправление религиозного культа начиналось с рассветом. К изображению божества (мурти) подходили с приветствиями, подносили ему воду для омовения, одевали, украшали гирляндами цветов и благовониями. В дни праздника жрецы-брахманы выносили изваяние божества из святилища, поднимали его на колесницы-ратхи и совершали вместе с ним религиозное шествие. В это время в храме играла музыка и танцевали танцовщицы, услаждавшие божество ритмико-символическими движениями своего тела.

В храме изображению божества приносили ритуальную еду, зажигали светильники, а с наступлением сумерек готовили мурти ко сну.

В обряд обычно входили магические заклинания - мантры, т.е. набор отдельных слогов, считавшихся священными и пользовавшихся почитанием. Мантры произносились шепотом. В момент молитвы на слогах мантр было сосредоточено все внимание верующих. Внешний обряд индуистами отделялся от внутреннего обряда, который требовал от каждого верующего напряжения всех психических сил. Вера в действенность мантр была в среде индуистов очень сильна.

К магическим заклинаниям примыкали нанесения на тело изображений своего божества. Первоначально это была татуировка, позднее индуизм ввел в практику обычай ритуального выжигания клейма.

Значительное внимание уделялось обетам. Наиболее частой формой обета был пост, подразумевавший почти полное голодание. Посту приписывалось магическое значение. Считалось, что пост угоден божеству и может принести верующему успех в достижении главной цели индуиста - достижению религиозного единства конечного человека с бесконечным богом.

Самые ранние индуистские храмы исчезли бесследно, однако многие архитектурные особенности каменных индуистских храмов, как монолитных, так и созданных из тесанных блоков, возникли под неоспоримым влиянием деревянного зодчества и буддийской архитектурной традиции. Например, зачастую в каменных культовых сооружениях воспроизводятся не только деревянные балки и прогоны, но даже головки гвоздей и соединение настила пола досками в шпунт, т.е. так, что одни каменные плиты имеют в месте шва пазы, а другие - гребни.

Основные части индуистского храма типа нагара таковы:

1) адхиштхсша - высокая цокольная платформа с одним или несколькими лестничными блоками, символизирующая алтарь, на котором собственно храм приносится в жертву божеству; при модульных характеристиках пропорций храма мера цоколя в расчет не принимается; храм мыслится как структурное целое, покоящееся на алтаре-адхиштхане;

2) ардхаманда - входной павильон;

3) мандапам - павильон с пирамидальной крышей, предназначенный для молящихся;

4) антарста - особый зал, ведущий из мандапам во внутреннее святилище;

5) гарбхагриха - прямоугольное внутреннее святилище (святая святых), в котором находится мурти, т.е. изображение бога; мурти размещается на питхе или пьедестале, который ставится на том месте, где зарыт сосуд с девятью символическими предметами, представлявшими девять священных планет; сосуд символизирует плодородное лоно природы, а пьедестал для статуи бога олицетворяет собой гору Меру;

6) шикхара - пирамидальная надстройка над святая святых храма; при возведении шикхары эффект купола достигается за счет горизонтальных членений надстройки (в случае строительства из тесанных блоков) на частые ряды сужающихся кверху слоев кладки камня; шикхара также является аналогом горы Меру.

Гора Меру вообще играет большую роль в индуистской символике. На ее вершине происходит встреча двух сфер - Земли и Неба, образующих священное пространство, в котором пребывают и действуют боги. Это - точка перехода из одной сферы в другую, исполненная разнообразных запретов и достижимая лишь для посвященных. Гора Меру, или, как ее называют, Гора Лотоса, Бриллиантовый пик - краеугольный камень священной географии индуизма. Она стоит в центре концентрически расположенных семи юг. В земном мире Гора Меру связана с истоком всех явлений. На ее пирамидальных склонах реализуются все возможности божественного начала, и находят последовательное выражение многочисленные фазы бытия от самых изысканных до самых грубых. Этот процесс схематически запечатлен в фигуре треугольника, в котором стороны, представляющие противоположности, порождающие множественность, исходят из его вершины, олицетворяющей Единое. Не случайно в основе архитектурной композиции практически всех индуистских храмов лежит форма геометрического треугольника и стереометрической пирамиды.

По углам шикхары индуистского храма типа нагара древние мастера возводили ангаишкхары, или урушринги, уменьшенные шикхары, функцией которых было подчеркивание стрельчатой формы надстройки храма, вертикальной направленности святилища. В результате этого горизонтальный план храма, связанный с мирским бытием и многообразием его форм, и вертикальный, соотносимый с онтологической сущностью Вселенной, сливаются в едином и энергичном порыве вверх. Взаимопроникновение центростремительных и центробежных сил создает сильную напряженность внешнего пространства храма и превращает его в эманирующую и имманирующую спираль космической божественной энергии.

Изогнутые контуры шикхары, олицетворяющей купол тварного мира, завершаются каменным барабаном паттикой и амстакой, сегментированным элементом, форма которого напоминает плод водяной тыквы. Паттика и амалака индуистского храма типа нагара вместе моделируют не что иное, как узел Мироздания.

На амалаке сверху расположена калаша, или кумбха - каменный сосуд, символизирующий чашу дотварных вод.

Почти всегда над кумбхой индуистского храма развевается флаг на шесте - знак божественной оси Мироздания, соединяющей Небо и Землю, дотварный и сотворенный миры Вселенной.

В большинстве случаев индуистские храмы типа нагара богато украшены скульптурой. Можно сказать, что аламкара (украшение) - неотьемлемая часть устройства храма. Его задачей является привлечение внимания индуиста к красоте храма, а для духовно продвинутых - к заключенной в нем глубокой символике. Украшения располагаются на храме по определенной системе. Так, например, макара (водное чудовище), фантастические животные, слоны часто изображаются на цоколе-адхишхане, держащем все здание; боги и мифические персонажи - на стенах мандапам, обычно в сочетании с растениями, исполненными жизненных соков. По сторонам шикхары, как правило, изображаются вьялы (фантастические львы) или другие мифические существа, которые одновременно поддерживают и охраняют амалаку и кумбху с четырех сторон света. Преобладание геометрического декора на стенах внутреннего святилища указывает на его связь с сакральным миром.

Стены, скульптура и декор индуистских храмов покрыты слоем белой штукатурки - символом чистоты и духовности, света и радости - и расписаны красками тех цветов, которые олицетворяют аспекты изначальной природной субстанции.

Таким образом, индуистский храм типа нагара понимается верующими как божественное начало, явленное на земле, как эманация энергии от бесконечного в конечное и имманация энергии конечного к бесконечному. Бинду, точка, лежащая на вершине храма над кумбхой, символизирует семя бытия, в котором содержится мир во всех его проявлениях. Он разворачивается от стройных очертаний шикхары, через геометрические и растительные узоры к скульптурным формам на стенах мандапам и внутреннему святилищу, где бинду представлено в виде мурти бога. Символизм храмовой архитектуры может быть прочитан от вершины храма к его цоколю и наоборот: как нисхождение божества и порождение Вселенной; или как восхождение человека и растворение его в бескрайнем космосе Абсолюта.

2. Храм № 17 в Санчи как ранний памятник т.н. "эмбрионального" типа храма

Храм № 17 (Санчи, IV-V вв.) - образец ранней индуистской архитектуры типа нагара из тесанного камня без шикхары. Представляет собой сложенное из квадров святилище кубообразной формы, высотой чуть больше 5 метров, с четырехколонным портиком перед ним и гладкими наружными стенами. Храм имеет плоское перекрытие и апсидное закругление. Он приподнят на цоколе в три ряда каменных блоков.

Храм отличается изяществом пропорций, простотой архитектурных форм, утонченным рисунком декора, тщательностью строительных работ и отделки. Его колонны богато профилированы и имеют сложную капитель, элементом которой является перевернутый лотос в виде колокола. Наружные стены святилища со стороны портика декорированы полуколоннами с пластическим орнаментом того же рисунка, что и колонны храма.

Такой тип храма был развит в более поздний период гуптской эпохи (V-VI вв.), когда храмы небольших размеров строились из кирпичей, соединенных штырями, и снабжались плоскими каменными крышами с выступающими краями. Примерами такого рода являются храмы в Ахичатре и Бхитаргаоне (штат Уттар-Прадеш), храмы Шивы в Бхураме, Парвати в Начна Кутаре и Сирпур в Мадхья-Прадеш.

Индуистские храмы из тесанного камня сохранили и развили традицию маленьких буддийских чайтья, в которых тесное, замкнутое внутреннее пространство с алтарем и находящимся на нем символом или изображением божества было недоступно прихожанам и открывалось к ним лишь небольшим проемом. В индуистской храмовой традиции алтарное пространство не было объединено с залом для верующих. Оно оставалось, как и в буддийские времена, гарбхагрихой - сокровенным «лоном зародыша».

Индии . Ее стержень составляет ипдуизм – сложный сплав верований , традиций , норм поведения дравидских народов, населявших полуостров Индостан в глубокой древности, и ариев, пришедших с северо-запада на рубеже II–I тысячелетия до н. э. и принесших с собой культуру Вед – религиозных песнопений.

Культуру Индии принято подразделять на ряд этапов. Древнейшее искусство Хараппы датируется 111 – 11 тыс. до н. э., эпоха Вед – 1 тыс. до н. э. Буддийское искусство получило развитие в VI в. до н. э. – VI в. н. э. Ему на смену пришло средневековое искусство индуизма (VII – XIII вв.), а затем мусульманское искусство (XIII – середина XIX в.).
Основой мировосприятия индусов – людей, исповедующих индуизм, – служит вера в некий Абсолют. Вселенная является eгo частью и пребывает в постоянном кpyгoвopoтe гибели и возрождения. От исходного состояния совершенства она, пройдя последовательно ряд стадий, деградирует и распадается, чтобы вновь возникнуть как результат нoвoгo акта творения. Процесс развития на уровне микрокосмачеловека уподоблен вечно катящемуся колесу. Он представляется как бесконечное перерождение и переход от одной жизни к другой в соответствии с законом кармы («деяния»). Карма определяет характер, судьбу, социальное положение. Любое деяние предписано дхармой – морально-этическими нормами касmового поведения и образа жизни вне зависимости от личных интересов и чувств . Каждый должен выполнять свои функции в обществе во славу бога, стремясь не к результату, а к действию.

Создателем дхармы считается Брахма – один из богов ариев, отвечающий за вечный калейдоскоп
природных форм.

Согласно космогоническому мифу , Брахма родился из золотoгo яйца, которое плавало в первородных
водах хаоса.
Он разделил яйцо на небо и землю, а затем, выделив в себе мужское и женское начало, сотворил все живое на земле: paстения, животных ,птиц , насекомых, демонов, богов. У Брахмы четыре лица, которые он создал, желая постоянно видеть свою возлюбленную – богиню красноречия и мудрости Caрасвати, где бы она ни находилась. Пребывает он на вершине гopы Меру и передвигается верхом на лебеде, символизирующем знание.

В пантеон индуизма входят также Шива, главное божество дравидских народов , и Вишну, древнейшее ведийское божество. Они образуют так называемую священную триаду индуизма, где Брахма мыслится созидателем, Бишну – хранителем, Шива – разрушителем. При этом все они выполняют и другие функции.


Сердцевину арийского культа составляет представление о том, что вселенная и касты возникли из тела космичеcкoгo гиганта (часто отождествляемого с Брахмой), принесшего себя в жертву. Об этом в ведическом «гимне о первозданном человеке » сказано:

Из этой жертвы, полностью принесенной,
гимны и напевы родились...
Быки родились из нее,
Из нее родились козы и овцы...

Из головы развилось небо,
Из нoг – земля,
Стороны света – из уха.
Так они устроили миры.
(Перевод А. Бэшем)

* Каста (от лат. casтus – чистый) – здесь: замкнутые, обособленные гpyппы людей. объединенные по социальному и профессиональному признаку.


Вера в то, что вселенная существует благодаря жертве, со временем уступила место идее спасения. Спасение возможно благодаря аскетическому подвижничеству бога Шивы, пребывающему в трансе на священной гope Меру в Гималаях.

Мистическим аналогом тела-жертвы и гopы служит индуистский храм, такой, как храм бога Шивы Капдарья Махадева в Кхаджурахо (Х –XI вв.). В плане он повторяет прямоугольную форму той священной травяной подстилки, на которую в ведической древности якобы спускались боги, чтобы отведать масла и сомы – напитка бессмертия. Поэтому eгo сакральный план, в кoтoрый вписана фигyра космического человека, mыcленно делится на квадраты, символизирующие нисхождение многочисленных богов на землю. Поднятый на высокую платформу и усложненный террасами, обходной галереей, множеством колонн, храм состоит из входного пopтuка*, зала для верующих и святилища.

Святилище венчает конусообразная башня, символизирующая гopy Меру – мифическое обиталище богов, а также космическую вертикаль, соединяющую небо и землю. Такие же башни, но меньших размеров, завершают каждый архитектурный объем, воспроизводя горную цепь Гималаев.

Прихотливый абрис храма усиливает богатый скульптурный декор, нарастающий вверх по объему. Он выполнен в технике «набухающая форма», которая настолько правдиво передает телесность, что фигуры кажутся живыми, подвижными, наполненными дыханием жизни . Эффект живой, трепетной плоти скульптур усугубляет резьба. Кaменные украшения располагаются в определенной последовательности. Высокий цоколь украшает резьба из животных, птиц, духов природы . Слоны – наиболее вocтpeбованный образ, поскольку их массивные туши визуально созвучны мощной пластике здания и, кажется, служат ему надежной опорой.

* Портик (от лат. poгтicus) – галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание.



Рельеф нижней зоны органично перерастает в барельеф*, изображающий Шиву, Вишну и прочих божеств индуистского пантеона, помещенных в ажурные ниши. Но нaстоящим пиршеством для глаз является гoрельеф** на колоннах.

Одну группу составляют статуи небесных танцовщиц в ленивых позах. Томные изгибы их торса, длинные ноги с точеными лодыжками, пышные формы тела служат ярким воплощением чувственности и грации.

Другая скульптурная группа – любовные пары в тесном объятии или соитии, изображенные с исключительной живостью. Но при откровенно непристойных позах выражения лиц бесстрастны, непроницаемы. В этом скрыт истинный смысл их существования, за которым стоит древняя магическая вера в то, что секс способствует плодородию и защищает от сил зла и разрушения. Вероятно, поэтому сцены оргий расположены на слабейших частях здания – в местах пересечения и стыка архитектурных кoнcтрукций. Эротический ритуал рассматривается у индусов и как стремление слиться с абсолютом, путь к духовному возвышению.

* Барельеф (от франц. вas-гelief) – низкий рельеф, в котором выпуклое изображение ВЫС1Упает над плоскостью фона менее чем на половину свoeгo объема, ** горельеф (от франц. нauнelief) – высокий рельеф, в котором выпуклое изображение выcтyпaeт над плоскостью фона более чем на половину Cвoeгo объема.



Все эти боги и мифические животные, любовники и aскeты, небесные девы и воины, слоны и гуси сплетены гирляндами тропических растений и цветов в пульсирующий, нaполненный жизнью узел. На камень наносился ярко paскpaшенный слой гипса. Под прямыми лучами солнца рельеф отбрасывает резкие тени, усиливая и без тoгo выразительную и динамичную пластику храма. Храм, несмотря на массивные пропорции и тяжесть каменной кладки, органично вписывается в окружающую природу, составляя как бы ее часть.

От вершины к цоколю он прочитывается как нисхождение божества на землю, к людям. В обратном направлении – как восхождение человеческого духа в божественные сферы. Но в любом случае внешний декор отражает связь с тварным миром. Декор же внутри храма с преобладанием в нем гeoмeтрических форм указывает на связь с миром божественным.

Вопросы и задания

1. Каким образом архитектурные формы индуистского храма вocпроизводят мифологию индусов?
2. Какую роль выполняет скульптурный декор индуистского храма? Для ответа используйте иллюстрации из задания № 3 в рабочей тетради.
3. (Творческое задание.) Сравните зиккурат в Месопотамии, пирамиду в Египте и индуистский храм в Индии. Как
архитектура отpaжает первообраз мировой гopы? Чем отличается мифотворчество в этих регионах?

Емохонова Л. Г., Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Учебники по всему предметам скачать , разработка планов уроков для учителей, Искусство для 10 класса онлайн

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура. Урок 7 10 класс Древняя Индия Индуистский храм – мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Роль скульптурного декора. Казаретина О. В. В космологии земля представляется плоской, в центре которой расположена гора Меру. На буддийских мандалах её также изображают в центре, в окружении четырёх больших двип (островов), и за ними - восемь малых двипы. Гора состоит из четырёх драгоценностей, а именно, вся восточная сторона её состоит из серебра, южная из лазурита, западная из яхонта, северная из золота. Гора Меру - священная гора в космологии индуизма, где она рассматривается как центр всех материальных и духовных вселенных. Считается обителью Брахмы и других девов. В Пуранах описывается, что её высота составляет 80 000 йоджан (1 106 000 км) и что она располагается на Джамбудвипе - одном из континентов на Земле. Многие индуистские храмы были построены как символическая репрезентация горы Меру. Согласно одной из интерпретаций, гора Меру находится в тонком мире над Северным полюсом. Дева - в индуизме: полубоги, небесные существа, ангелы или божества. Пураны - тексты древнеиндийской литературы на санскрите. Репрезентация - представление объекта, но не прямое (презентация), а опосредованное (т.е. посредством каких-либо идей или образов). Индуисты считают, что на вершине Кайласа находится обитель многорукого Шивы и вход в таинственную страну Шамбалу. Согласно традиции Вишну Пуран, пик является отображением или образом горы Меру, космической горы в центре вселенной. В Индии, право совершить паломничество на Кайлас разыгрывают в национальную лотерею. Иллюстрация индуистского значения горы Кайлас изображает священное семейство Шивы. XVIII в д/фильм: Кора (ритуальный обход) вокруг Кайласа http://anastgal.livejournal.com/659450.html Мистическим аналогом тела-жертвы и горы служит индуистский храм, такой, как храм бога Шивы Кандарья Махадева в Кхаджурахо (X-XI вв.). Гора Кейлас Сакральный план индуистского храма. В основании плана он повторяет прямоугольную священную травяную подстилку, на которую в ведической древности якобы спускались боги, чтобы отведать масла и сомы - напитка бессмертия. Поэтому его сакральный план, в который вписана фигура космического человека, мысленно делится на квадраты, символизирующие нисхождение многочисленных богов на землю. В самых разных языках совпадают понятия "женщина" и "мудрость". Женщина мыслится носительницей высшего знания, над-логического. В абрис храма вписана фигура женщины. Абрис - контур, набросок, очертание предмета, линия, показывающая форму какого-то объекта. Поднятый на высокую платформу и усложненный террасами, обходной галереей, множеством колонн, храм состоит из входного портика, зала для верующих и святилища. Портик - галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание. Святилище венчает конусообразная башня, символизирующая гору Меру - мифическое обиталище богов, а также космическую вертикаль, соединяющую небо и землю. Такие же башни, но меньших размеров, завершают каждый архитектурный объем, воспроизводя горную цепь Гималаев. Прихотливый абрис храма усиливает богатый скульптурный декор, нарастающий вверх по объему. Абрис - контур, набросок, очертание предмета, линия, показывающая форму какого-то объекта. Он выполнен в технике «набухающая форма», которая настолько правдиво передает телесность, что фигуры кажутся живыми, подвижными, наполненными дыханием жизни. Колонны Эффект живой, трепетной плоти скульптур усугубляет резьба. Каменные украшения располагаются в определенной последовательности. Высокий цоколь украшает резьба из животных, птиц, духов природы. Гуси, быки, охотники. Рельеф Слоны - наиболее востребованный образ, поскольку их массивные туши визуально созвучны мощной пластике здания и, кажется, служат ему надежной опорой. Воины и слоны. Барельеф Рельеф нижней зоны органично перерастает в барельеф, изображающий Шиву, Вишну и прочих божеств индуистского пантеона, помещенных в ажурные ниши. Шива. Скульптура в нише Барельеф - низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона менее чем на половину своего объема. Но настоящим пиршеством для глаз является горельеф на колоннах. Горельеф - высокий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема. Одну группу составляют статуи небесных танцовщиц в ленивых позах. Томные изгибы их торса, длинные ноги с точеными лодыжками, пышные формы тела служат ярким воплощением чувственности и грации. Шива и небесные танцовщицы (фрагмент). Горельеф Другая скульптурная группа - любовные пары в тесном объятии или соитии, изображенные с исключительной живостью. Но при откровенно непристойных позах выражения лиц бесстрастны, непроницаемы. В этом скрыт истинный смысл их существования, за которым стоит древняя магическая вера в то, что секс способствует плодородию и защищает от сил зла и разрушения. Вероятно, поэтому сцены оргий расположены на слабейших частях здания - в местах пересечения и стыка архитектурных конструкций. Эротический ритуал рассматривается у индусов и как стремление слиться с Абсолютом, путь к духовному возвышению. Апсары- в индуистской мифологии небесные танцовщицы и куртизанки. Шива, апсары, влюбленные (фрагмент). Горельеф Все эти боги и мифические животные, любовники и аскеты, небесные девы и воины, слоны и гуси сплетены гирляндами тропических растений и цветов в пульсирующий, наполненный жизнью узел. На камень наносился ярко раскрашенный слой гипса. Под прямыми лучами солнца рельеф отбрасывает резкие тени, усиливая и без того выразительную и динамичную пластику храма. Храм, несмотря на массивные пропорции и тяжесть каменной кладки, органично вписывается в окружающую природу, составляя как бы ее часть. От вершины к цоколю он прочитывается как нисхождение божества на землю, к людям. В обратном направлении - как восхождение человеческого духа в божественные сферы. Но в любом случае внешний декор отражает связь с тварным миром. Лингвистический интеллект 1. Соединить слоги, с тем чтобы получились слова, обозначающие архитектурные формы. Как вариант: по первому слогу догадаться о понятии. КАР КОЛЬ ЦО ТОН ФРОН НИЗ 2. Из двух перепутанных слов-понятий вычленить одно за другим. ФКОУНЛОДАННМЕНАТ Лингвистический интеллект 1. Соединить слоги, с тем чтобы получились слова, обозначающие архитектурные формы. Как вариант: по первому слогу догадаться о понятии. КАР КОЛЬ ЦО ТОН ФРОН НИЗ (Карниз, цоколь, фронтон) 2. Из двух перепутанных слов-понятий вычленить одно за другим. ФКОУНЛОДАННМЕНАТ (Фундамент, колонна) Декор же внутри храма с преобладанием в нем геометрических форм указывает на связь с миром божественным. Ансамбль в Кхаджурахо воплощает принцип единства Вселенной. Эту особенность так охарактеризовал знаменитый философ XIX в. Рабиндранат Тагор: «Индия всегда имела один неизменный идеал - слияние со Вселенной».

Значительные климатические, культурные, расовые и прочие различия между северными равнинами, Гималайскими предгорьями и южными территориями,
прилегающими к побережью, обусловили формирование в различных частях Индии трех архитектурных стилей в храмовом зодчестве, имеющих весьма значительные различия.

Так, древние тексты на архитектуре, классифицируют храмы на три стиля - стиля
(Nagara) или «северный» стиль, что дословно переводится как «городской» или «город»,
дравидского или южного стиля и
(Vesara) или гибридного стиля, который отмечен в Декане помимо двух основных.

Для южного типа индуистского храма (дравида) характерна шикхара в виде ступенчатой пирамиды с четко выделенными поперечными поясами, завершенная многогранным, колоколовидным перекрытием. Для северного типа культового индуистского здания стала характерна шикхара (шикара) параболических очертаний с приплюснутым кольцом (амалака) наверху.

Кроме того в периферийных областях таких как , и гималайские предгорья и долины развились региональные архитектурные стили. Но безусловно большинство храмов выстроено либо в стиле Нагара либо Дравида, причем это разделение можно проследить с самых ранних, из сохранившихся на сегодняшний день, храмов.

Стиль Нагара , который развивался в течение пятого столетия, характеризуется башней типа улья (названный шикхара, "shikhara", в северной терминологии) составленной из нескольких слове архитектурных элементов, типа kapotas и gavaksas, завершающихся большим круглым подобным подушке элементом, названным "amalaka", а в просторечии "Барабан".

План храма основан на квадрате, но стены часто разбиваются элементами декора в результате чего создается , что башня круглая. В более поздних событиях, в храмах типа Катармала или Байджнатха, центральная мандапа окружена несколькими маленькими храмиками, создавая визуальный эффект, напоминающий фонтан.

С седьмого столетия Дравида или южный стиль сформировал пирамидальную башню, состоящую из прогрессивно уменьшающихся ярусов, узкого горла, и купола на вершине, названной также shikhara (в южной терминологии). Повторяющиеся горизонтальные ярусы визуально придают южным храмам приземистость.

Менее очевидные различия между двумя главными типами храма включают план местности, выбор и расположение камня, из которого вырезали фигуры на внешних стенах и интерьере, диапазоне декоративных элементов.

Говоря об обширных областях Индии во власти "северного" стиля, то есть от Гималаев до Декана, должно упомянуть про региональные отличия. Например все нижеперечисленные храмы классифицировано как принадлежащие к стилю Нагара, - и простой храм Parasuramesvara в Бубанешваре (в Ориссе), состоящий только из святилища и зала, и храмы в с их захватывающими суперструктурами, и изящно вырезанный храм Солнца - Surya в Модхере тоже. С другой стороны «южный» стиль, будучи ограниченным меньшей географической областью, был более последователен в развитии и более предсказуем в архитектурных особенностях.

В пограничных областях между двумя главными стилями, особенно в современных государствах Карнатаки и -Прадеша, было много стилистического наложения так же как нескольких отличительных архитектурных особенностей. Типичный пример - храмы периода (Hoysala) с его многочисленными святилищами и замечательным декоративным оформлением стен. Фактически такие особенности иногда столь существенны, что определяют классифицирующие отличные региональных групп. Не маловажное значение оказывали местные типы строительных материалов. Так, мягкий мыльный , используемый архитекторами Хойсала двенадцатого- тринадцатого столетия, позволяет скульпторам, работающим в слоновой кости и резьбы по дереву, воспроизвести эти техники в камне и создать самый причудливый и декорированный из всех индийских стилей. Трудно обрабатываемые гранитные скалы, типичные для области вокруг Мамалапурама (Mamallapuram) Тамил Наду не позволили провести детализированную проработку поверхностей храмов. В областях без камня, типа Бенгалии, храмы, построенные из кирпича также имели весьма различные стилистические особенности, и т.д.

Но самое существенное визуальное различие, сформированное в средневековье, между северными и южными стилями - .
На севере шикхара остается самым видным элементом храма, и ворота обычно скромны.
В южном стиле стены были построены вокруг целого комплекса и по этим стенам, идеально установлены по восток - запад и между севером и югом сложные, и часто великолепные ворота, названные Гопурам или Гопура (gopuram), которые открывали проход во внутренний двор. Эти гопурами стали фактически стать самой поразительной особенностью южного индийского храма. Они становятся более высокими и более высокими, затмевая внутреннее святилище и его башню и доминируя над целым храмовым комплексом. С периода Виджьянагара (Vijayanagara), столицей которой был , гопурамы становятся очень многочисленными, высокими, украшенными скульптурой, и часто раскрашенными. Ширина ярусов павильонов и других архитектурных элементов была тщательно подобрана, чтобы создать вогнутый контур, который является отличительной особенностью дравидских храмов, выстроенных к югу, особенно в Тамилнаде.

Строение индуистского храма

В своей основе тип индийского индуистского храма практически без изменений сохранился с 6-ого столетия нашей эры до нашего времени. Строительство храмов и на севере и на юге было подчинено канону, описанному в Самхитах, Агамах и иной религиозной литературе, подробно регламентирующей все от выбора места до ритуала.
Первоначально индийские храмы не были предназначены для большого количества верующих, возможно в числе прочего и из-за кастовых различий, что обусловило в большей степени на севере их незначительный размер.

Самой важной частью храма, его сердцем, является гарбхагриха (garbhagrha) то есть святилище, святая святых, sanctum sanctorum на латыни. Это обычно квадратное низкое помещение без дверей и окон за исключением единственного низкого и узкого входа. Изображение Божества размещено в геометрическом центре. Это абсолютно темное место, здесь нет никакого света за исключением света, который проникает через вход, и света от ламп и свечей.

Над гарбхагрихой собственно и находится храмовая башня (вимана) . Эта башня бывает весьма высока в Северных индийских храмах и ниже и шире или средней высоты в южноиндийских храмах, подробнее об этом в отдельной статье.

Вокруг святилища обычно есть круговой проход, точнее закрытый с 3-х сторон проход, называемый прадакшина-патха (pradaksinapatha) , по которому верующие обходят Божество, т.е. совершают парикрама, так этот проход тоже иногда называют. Этот проход может быть темным и глухим или иметь окна и даже очь большие окна без решеток, похожие на выходы (в Паттадакале например). Только храмы стиля весара (vesara) не имеют этого прохода.

Перед святилищем находится проход в него, соединяющий его с большим залом - мукха-мандапа (mukhamantapa), иногда называемая sukanasior ardhamantapa, в зависимости от его пропорции относительно самого gharbhagrha. Кроме того функции непосредственного прохода мукхамандапа используется для хранения предметов религиозного назначения, включая пищу, подлежащую предложению Богу, и прочих предметов культа.
Есть еще antarala, узкий проход, соединяющий gharbhagrha и mukhamantapa или mantapa (зал), он выделяется в самостоятельную часто только в больших храмах, в большинстве храмов antarala идентичен с mukhamantapa или sukanasi, которые представляют собой в небольших храмах лаз из центрального зала в святилище.

Mantapa, то есть мандапа (также названный nrttamantapa или navaranga) - большой зал, используемый для относящихся к прихожанам религиозных действий. Иногда это довольно большое помещение, включающее в себя несколько соединенных между собой залов, как например, в храме Шивы в . Собственно мандапа представляет собой здание между гарбхагрихой и входом в храм.
В свою очередь мандапа в зависимости от размера может иметь простой вход, декорированный лишь незначительными орнаментальными полосками по краям двери, или вход с крыльцом, ступенями, предвратными фигурами и скульптурными группами, горельефами и прочими элементами декора.

Перед храмом, то есть входом в него располагается флагшток (dhvajastambha) , который находится на центральной оси храма напротив святилища. Флаг зависит от Бога, которому посвящен храм, так же как и вахана (vahana), то есть ездовое Бога, которое находится здесь же, напротив храма. Напортив храмов Шивы лицом, т.е. мордой к храму лежит Нандин (Nandi), бык. В храмах, посвященных Богине-Матери (Devi), это - лев, вахана Дурги, в храмах это Гаруда - человек с птичьей головой.

Балипитха (Balipitha) - пьедестал для жертвенных приношений с лотосом или следами божества установлен рядом с мурти (изображением) Божества. Его можно узнать в любое время по остаткам приношений - красному порошку -куркуме, желтой сандаловой пасте, рису, цветам. В период кровавые жертвы приносились гораздо чаще, чем в наше время, поэтому облик жертвенника должен был измениться, на сколько сказать не могу, но очевидно в очень древних храмах он выглядит иначе.

Храм окружен невысокой стеной или забором - по крайней мере в городской черте в Химачале, Уттаранчале, Уттар Прадеше, где я была. В центральной и южной Индии вокруг храма может быть довольно высокая стена (prakara) с одним основным и тремя вспомогательными воротами, над которыми высится храмовая башня - Гопурам(Gopuram), то есть Ворота . Гопурамы пока я видела только в Хампи (). В храме Вирупакша их было 2 один напротив другого, в боковых входах ворота были без башен. В храмах Виталла был всего 1 гопурам- центральный, никаких боковых. В прочих храмах Хампи, так же как и храмы Паттадакала в Картанате, никакой ограды.

В ограде (prakara) могут находится находятся небольших храма или святыни божеств, связанных с главным божеством храма. Например, в храме Шивы второстепенные святыни посвящены Ганеше (Ganapati), супруге Шивы Парвати (Parvati), Subramanya и Candesvara. В храме Вишну соответственно Лакшми, Хануману и Гаруде. В храме Дурги - Шиве, Ганеше, Subramanya.

Окрестности храма включают yagasala (жертвенный навес), pakasala (навеса кухни), место для утсавамурти (utsavamurti) - изображение Божества, которое несут в процессии или везут в храмовой колеснице на фестивале, саму колесницу, гараж для нее, и прочее. Вообще-то храмы принято строить на берегу , а если реки рядом нет - то на горе.

Cимволика индийского храма

Храм - место, где реализуется связь между человеком и Богом, между земной жизнью и божественной жизнью, между фактическим и идеалом. Поэтому храм сам является символом.

Слово " devalaya", который часто используется, чтобы обозначить в храме, фактически означает "дом Бога". Это - место, где Бог останавливается на земле, чтобы благословить верующих. Это - Его дом, Его .

" Vimana" - другое слово, которое часто используется, чтобы обозначить храм вообще, и garbhagrha (святилище) в частности, имеет этимологическое значение - "хорошо-распределенная (пропорциональная) структура". Поскольку расширение этого значения произошло от глагола мерить, это обозначает Бога Создателя (как комбинация Шивы и ), того кто "отмеряет", то есть условно ограничивает здесь некими рамками свое беспредельное существование для лучшего воприятия верующими.

Изображения могут быть в трех положениях: станака (стоящий), (сидящий) и (лежащий) саяна, только изображения Вишну делают лежащем положении.
Специфический аспект божества, представленного изображениями может быть подчеркнут мудрой(положение рук и пальцев), асаной (положение ног и рук), синха (символ), васана (платье) и абхарана (украшения и орнаменты). Среди мудр и асан падмасана (поза лотоса) и иогасана (относящееся к медитации положение) являются самыми распространенными. Изображения Шивы и Шакти имеют дамару (барабан), тришула (тризубец), паса (петля), анкуша (срекало), бана (стрела), кхадга (меч) и так далее, как их . Чакра (диск), санкха (раковина), гада (булава), и падма (лотос) традиционны для изображений Вишну.

Achadidi aka Сычева Анна, использованы материалы сайтов www.sanathanadharma.com, www.templenet.com, www.hindunet.com, www.kamat.com. Не подлежит использованию на сторонних ресурсах.