Туристический портал - NataliSudak

Туристический портал - NataliSudak

» » Храм всех святых черниговских. Храм «Всех Святых Черниговских» г

Храм всех святых черниговских. Храм «Всех Святых Черниговских» г

Традиция использовать витражи как архитектурное решение остекления храмов Западной Европы берет начало с конца Х века. Большие окна готических храмов позволяли наиболее эффектно использовать стекло как носитель изображений Иисуса Христа или иных религиозных сюжетов. С тех пор витражи в католических храмах Европы занимают центральное место.

Однако на Руси, а позже в России до середины ХIХ века практика использовать витражи, как средство религиозного оформления храмов, не имела места. Причин тому, как мне кажется несколько. Первое: отсутствие производства цветного стекла; второе: холодный климат, а также относительно малое количество солнечного света по сравнению со странами Западной Европы, что не позволяло использовать в храмах высокие и большие окна; и наконец, третье: предубеждение православных церковных авторитетов, что почитаемые лики святых, не могут быть нанесены на такой хрупкий материал как стекло. Оформление православных храмов религиозными сюжетами осуществлялось росписью стен и потолков, деревянными иконами, реже мозаиками.

Но «стеклянная икона» имеет одно существенное преимущество перед изображением на непрозрачной основе (фреска, мозаика). Солнечный или искусственный свет, проникая сквозь стекло, придает изображенному образу святого особое, неповторимое другими средствами «сияние». Таким образом, идея использовать стекло, как средство религиозного оформления в России, должно было рано или поздно состояться, и это произошло в середине ХIХ века. К этому времени, большое количество россиян уже путешествовало по Европе и были поражены красотой витражей местных храмов, в стране появились мануфактуры по производству цветного стела, церкви стали отапливать.

В 1847 году при строительстве Исаакиевского собора в Петербурге в алтарном окне был установлен образ Воскресения Христова, сделанный из цветного стекла. Витраж-икона произвел на всех огромное впечатление. После подобные стеклянные картины с изображением Иисуса Христа и других святых стали появились во многих храмах нашей страны. С приходом Советской власти большинство витражей в храмах были уничтожены. Использование витражей-икон как украшение храмов фактически было под запретом.

С возрождением православной культуры России, Украины и других стран, восстановлением церквей и строительством новых, в конце ХХ века состоялось и возвращение стекла в храм. В настоящее время, большое число художественных мастерских трудятся над созданием витражей-икон для той или иной церквушки.

Среди множества работ выделяется витраж-икона храма «Всех Святых Черниговских» г. Чернигов, Украина. Витраж с изображением иконы Воскресшего Христа украшает центральный фасад нововыстроенного храма в честь всех святых, которые просияли на Черниговской земле. Витраж был изготовлен в 2005 году

Эта церковь дала название всему переулку – Черниговский. При взгляде со стороны Пятницкой улицы невольно возникает вопрос: почему две церкви поставлены так близко друг от друга? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться на 600 лет назад.

В XIV – XV веках в этой части Замоскворечья существовал Ивановский под Бором монастырь, главный собор которого был освящён в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. В 1530-х годах мать будущего царя Ивана IV Грозного, княгиня Елена Глинская, перенесла монастырь на Кулишки – там он находится и сегодня. В Замоскворечье же остались его церкви, превращённые в приходские. В 1625 году напротив Иоанно-Предтеченского храма, на бывшей монастырской земле, была построена деревянная церковь, освящённая в честь святых Михаила и Фёдора Черниговских, канонизированных в лике мучеников – они были убиты в Золотой Орде за отказ поклониться идолам. В 1578 году, на этом месте торжественно встречали перенесенные из Чернигова мощи. Церковь была выстроена как памятник этому событию. В 1675 году на средства купчихи Иулиа нии Малю тиной сооружена каменная пятиглавая церковь, сохранившаяся до наших дней практически без изменений.

Храм Черниговских чудотворцев выстроен в традиционных формах церковного зодчества XVII века. Ранее с западной стороны к храму примыкала шатровая колокольня, однако ещё в XVIII веке она была разобрана по причине ветхости. В остальном храм остался прежним, увенчан пятью главами, под которыми расположено два ряда декоративных кокошников.

Православные богослужения в храме прекратились в 1924 году, после чего он некоторое время действовал как молитвенный дом баптистов. В 1934 году он окончательно был закрыт и превращён в склад, в результате чего интерьеры были полностью уничтожены. В 1970-х годах была проведена реставрация. восстановлены снесенные при советской власти барабаны с главами, четырехскатная крыша снята и раскрыты находившиеся под ней кокошники. Главы покрыты зеленой поливной черепицей. Богослужения в церкви возобновились в 1993 году.

В 2012 году начались реставрационные работы на всем архитектурном комплексе Черниговского Патриаршего подворья, включающего в себя церковь Черниговских чудотворцев, храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором, его колокольню и доходный (странноприимный) дом.

К тому времени здание церкви Черниговских чудотворцев находилось в неудовлетворительном состоянии, часть росписей была утеряна, а участок прилегающей территории запущен и неблагоустроен. На первом этапе работ проводились реставрация и воссоздание ограждения церковной территории. На памятнике были усилены фундаменты и грунты основания, укреплены кирпичные стены и своды, отреставрирована стропильная система и кровля. особое внимание уделялось реставрации и воссозданию главок крестов с подкрестными яблоками. Проект предусматривал также ремонтно-реставрационные работы по фасадам, реставрацию белокаменных крылец входов и цоколя, а также деревянного перекрытия притвора, воссоздание дубовых оконных блоков. В интерьерах проводились реставрационно-консервационные работы по монументальной масляной живописи.

В 2014 году объект стал лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация" в номинации: "За лучшую организацию ремонтно- реставрационных работ".