Туристический портал - NataliSudak

Туристический портал - NataliSudak

» » Царское село феодоровский собор на карте. Феодоровский Государев Собор в Царском Селе

Царское село феодоровский собор на карте. Феодоровский Государев Собор в Царском Селе

Феодоровский собор -
Кувшинка со дна Светлояра,
Ярославны плакучий взор
В путивльские вьюги да хмары.
Какой метелицей ты
Занесен в чухонское поле?
В зыбких пасмах медузы-кресты
Средиземные теплят соли.
Что ни камень, то княжья гривна!..
3акомары, печурки, зубцы,
К вам порошей розовой сливной
Приплывали с нагорий ловцы,
Не однажды метали сети
В глубь мозаик, резьбы, янтаря
В девятьсот пятнадцатом лете,
Когда штопала саван заря...

В 1895г. Император Николай II перенес свою летнюю резиденцию из Гатчины в Царское Село. В возведенном рядом с Египетскими воротами комплексе зданий были расквартированы Собственный Его Императорского Величества конвой и лейб-гвардии Сводный Его Императорского Величества пехотный полк.
Офицеры и солдаты этих элитных частей не раз обращались по начальству с просьбой устроить собственный храм, “где воины могли бы почерпнуть в молитвах и таинствах благодатные силы”. Их благочестивое желание нашло живой отклик у Николая II и его Августейшей Супруги Александры Федоровны, известных своим ревностным служением Богу и Православной Церкви. Царь сам отмерил шагами место устройства будущего собора на окраине парка, как раз посередине между Александровским дворцом и казармами Сводного полка и Конвоя.
В самой идее создания Феодоровского Собора и комплекса построек соседнего Феодоровского городка, отразилась стремление русской души Царя иметь небольшой уголок собственно Руси в имперском Санкт-Петербурге. Было решено, что новый собор должен быть построен по образцу Благовещенского собора в Московском Кремле, который был домовой церковью первых Романовых. С самого начала предполагалось, что собор станет приходским храмом не только для военных, но и для Царской Семьи. Император был автором концептуальной части проекта. Он же из личных средств внес на строительство 150 000 золотых рублей - основную сумму расходов. Торжественная закладка собора состоялась 20 августа 1909г.

Первоначальный проект академика архитектуры А.Н.Померанцева после начала работ подвергся критике и был отклонен. Проектирование было поручено архитектору В.А.Покровскому, в обсуждении проекта и внутреннего убранства приняли участие выдающиеся знатоки русской старины того времени В.М.Васнецов, князь А.А.Ширинский-Шихматов, князь М.С.Путятин, профессор Н.В. Покровский, граф А.А.Бобринский и др. Из этой группы единомышленников, понявших и разделявших вкусы Царя, уже после завершения строительства возникло Общество возрождения художественной Руси. Проект Покровского был утвержден 1 августа 1910г., после чего к нему перешло и руководство строительством. Обширный фундамент, заложенный согласно первоначальному проекту, дал возможность Покровскому устроить ряд крытых папертей, переходов с кровлями, украшенных шатриками, часовен, что придало постройке вид менее строгий, чем Благовещенский собор, и сблизило его с некоторыми Псково-Новгородскими церквами. Уже 26 февраля 1910г. на новом храме были установлены кресты, а к концу лета 1912г. строительство собора было завершено.
Храм представлял собой сложное по композиции здание, состоящее из двух церквей – верхней и нижней. 20 августа 1912г. был освящен верхний храм во имя покровительницы рода Романовых Феодоровской иконы Божией Матери.

Иконы, утварь и мебель верхнего храма были изготовлены по древним образцам и создавали удивительное впечатление цельности и единства, характерных для русского церковного зодчества XVIIв. Тончайшим искусством художественной резьбы и чеканки поражал полный пятиярусный иконостас, выполненный по проекту Покровского, высота которого составляла 11м. Рядом с главным престолом находился придел во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси чудотворца, тезоименитого Цесаревичу Алексею Николаевичу.
Нижний, Пещерный храм был освящен 27 ноября 1912г. во имя преподобного Серафима Саровского. Расположенный в подвальном помещении (высота около 3,6м), не имеющий окон и естественного света, с низкими сводами, расписанный фресковой орнаментальной живописью в стиле росписей церкви Иоанна Предтечи в Ярославле, этот храм создавал совершенно особое впечатление полного отчуждения от мирской суеты.

Появлению Пещерного храма Собор обвязан особому почитанию Царской Семьей преподобного Серафима Саровского. Для храма было приобретено большое количество подлинной старины от московских собирателей и коллекционеров. Верхний и нижний храмы выражали две различных формы восстановления церковной старины. В верхнем храме иконы и утварь были новыми, лишь изготовленными по образцам древности. Пещерный же храм заключал в себе собрание подлинных святых предметов старины. Стены Нижнего храма целиком задрапировали темной материей, а панели затянули материей синего цвета с вышитыми на ней темно-красными цветами. Пол покрыли коврами темно-красного цвета с широкой зеленой дорожкой посредине. На этом довольно темном фоне ярким пятном выделялся алтарь, обтянутый светло-золотистой парчей. На нем был установлен великолепный иконостас, состоящий из подлинных русских икон XVI - XVIIвв., представлявших огромную художественную и историческую ценность. Серафимовский храм обогатился также и святынями. В нем был ковчег с частицами мощей Серафима Саровского.
Внутрь собора ведут многочисленные невысокие шатровые завершения входов и крытые паперти. Для офицеров конвоя и полка вход располагался на северной стороне собора. Снаружи входа выполнено мозаичное изображение архангела Михаила. Над Царским входом в юго-восточном углу собора, ведшим в пещерный храм, была укреплена мозаичная икона преподобного Серафима Саровского. Вход представлял собой пристройку с шатровым верхом, увенчанным золоченым двуглавым орлом. Это был любимый храм последней Царской Семьи, по существу, их домашний храм, который они посещали не раз в течение дня.
Императрица особенно любила Пещерный храм. Для нее была устроена особая комната, которую так и называли – молельня Императрицы, в которой Александра Федоровна могла уединиться в молитве, не покидая храма во время богослужения. Молельня, небольшое помещение шириной меньше метра, находилась справа от алтаря. В ней находился образ Серафима Саровского во время молитвы на камне.

В 1922г. собор был разграблен, а спустя 11 лет закрыт и обращен в кинозал. Алтарную часть заняла под склад киностудия “Ленфильм”. В нижнем храме был устроен склад киноплёнки. Собор сильно пострадал от прямых попаданий снарядов и бомб во время Великой Отечественной войны, однако, к счастью, несущие конструкции в большинстве своем сохранились. После войны в Нижнем храме сельскохозяйственный институт устроил овощехранилище.

Весной 1991г. Феодоровский Государев собор передан Русской Православной Церкви. В том же году в одном из царскосельских парков была чудесным образом обретена Феодоровская икона Божьей Матери. В 1995г. Феодоровский собор включен в число объектов исторического и культурного наследия как памятник архитектуры федерального значения. Летом 2002г., после окончания реставрационных работ в нижнем храме, он был вновь торжественно освящен.
В нескольких десятках метров к юго-западу от храма, среди дубков, посаженных Царской Семьей, ныне возвышается бюст Императора Николая II работы петербургского скульптура В.В.Зайко. Церемония открытия и освящения памятника состоялись 16 июля 1993г. в канун 75-й годовщины екатеринбургского расстрела.

Фотографии собора и памятника кликабельны, выполнены 11.05.2008г. Стихотворные строки в начале статьи принадлежат Николаю Клюеву (отрывок из поэмы «Песнь о Великой Матери»). Он неоднократно навещал своего друга Сергея Есенина, проходившего военную службу в палатах Федоровского городка, где размещались госпитали.


Вознесенский Софийский собор

Особое значение для всей русской истории имел заложенный 30 июля 1782 года в присутствии Екатерины II Софийский Вознесенский собор. Именно в это время в результате длительных войн пал Константинополь, турки захватили и превратили в мечеть одну из главных святынь православного мира Софию Константинопольскую. Весь христианский мир был потрясен совершившимся кощунством. А Екатерина II, всю свою жизнь мечтавшая вернуть Константинополь православным (в какое-то время победы Потемкина сделали эту мечту близкой к осуществлению), решила - до тех пор, пока святыня находится в руках мусульман, заменить ее, воздвигнув Софийский храм в новом городке близ Царского Села.

Собор был построен в 1782—1788 годах архитекторами Ч. Камероном и И. Е. Старовым, колокольня постоена позже, в 1903—1904 годах, архитектором Л. Н. Бенуа.

В архитектурном оформлении интерьеров собора использованы пропорции ионического ордера. Своды поддерживают массивные пилоны с пилястрами, вытесанными из красных гранитных монолитов, к которым были приставлены восемь монолитных темных гранитных колонн. Капители колонн эрехтейонского типа.

Монументальные четырехколонные портики перекрытые фронтонами, придают храму торжественный, парадный облик. Это впечатление усиливают пять куполов, высившиеся на круглых барабанах и имеющие плоские завершения. Силуэт центрального купола напоминает купол Таврического дворца, но кроме обычного барабана под ним еще один - более широкий, на первый взгляд непонятного назначения. Центральный купол в соборе сделан двойным, внутри его устроен второй, меньший, похожий на купол Софийского собора в Константинополе. Этот купол и поддерживает второй, более широкий, барабан.

В храме ощущается прежде всего не строгая геометричность и холодная правильность, а величие устремленности вверх и державная мощь. Совершенно белая снаружи и внутри, лишь с золочеными иониками и базами красных гранитных колонн, София Царскосельская сверкает своей чистотой среди зелени и простых построек военного городка. Собор Вознесения Господня в Софии - одно из первых культовых зданий зрелого русского классицизма. Это простое, лаконичное и в то же время монументальное сооружение.

В 1817 году Софийский собор стал церковью лейб-гвардии Гусарского полка, одного из наиболее прославленных полков российской армии. В нем хранились георгиевские штандарты и награды, которых гусары были удостоены за боевые заслуги. На стенах размещались мраморные доски с именами погибших в сражениях офицеров полка. В западной части храма, у пилонов, были прикреплены знамена и значки, отбитые генералом Черняевым у кокандцев 22 сентября 1864 года.

Двухъярусная колокольня собора построена в саду, окружавшем собор, в 1903 - 1905 годах по проекту В. А. Покровского и Л. Н. Бенуа. В её нижнем ярусе была устроена небольшая церковь во имя Преподобного Серафима Саровского.

В 1934 году собор был закрыт, его богатейшее внутреннее убранство расхищено, уникальный иконостас уничтожен, мемориальные доски сорваны и разбиты. Серьезный ущерб причинила зданию война. Последующие десятилетия довершили гибель интерьеров храма. В середине восьмидесятых годов, едва началась "оттепель", верующие Царского села, где в то время не осталось ни одной действующей церкви, решили обратиться к властям с просьбой о возвращении им Софии. В 1990 году полуразрушенное и изувеченное здание было возвращено православной церкви и на Вознесение 1989 года среди черных стен, под осыпающимися сводами в нем была отслужена первая служба. Сразу же началось восстановление храма. К 750-летию Невской битвы, 12 сентября 1990 года у стен собора установили памятник Александру Невскому - Великому князю новгородскому, воину, защитнику земли русской, святому покровителю Санкт-Петербурга. Автор памятника - скульптор В. Г. Козенюк.

В 1999 г. собор был полностью освящён. Восстановление Софии стало одной из крупнейших работ реставраторов в С.-Петербурге и его окрестностях последних десятилетий и одним из символов возрождения православия в России конца ХХ века.

Феодоровский (Государев) собор в Царском Селе

В начале 1900-х годов основной императорской резиденцией стало Царское Село. Тогда и родилась идея строительства храма для собственных Его Императорского Величества Конвоя и Сводного пехотного полка.

С самого начала предполагалось, что Феодоровский Собор станет приходским храмом не только для военных, но и для Царской Семьи, и поэтому в его проектировании и возведении в течение всего периода строительства принимал активное участие сам Император. Александра Феодоровна приняла самое непосредственное участие в начале строительства, из их личных средств на строительство было внесено 150 000 р. - основная сумма расходов.
Проект был заказан академику архитектуры А. Н. Померанцеву.


Эрнест Липгарт. Император Николай II. 1900.


Эрнест Липгарт. Император Николай II. 1914.

Торжественная закладка здания состоялась 20 августа 1909 года в присутствии Императора, который положил первый камень в его основание. Однако, после устройства фундаментов, Николай II решил отказаться от продолжения работ по этому проекту. У него возникла новая идея —соорудить храм в стиле церквей XVII — XVIII веков. Это решение было связано еще и с тем, что проект Померанцева был признан многими специалистами неудачным. В петербургском журнале «Аполлон» об этом проекте была помещена разгромная статья под названием «Уродство».

Был назначен новый архитектор — академик Владимир Александрович Покровский, по проекту которого к тому времени заканчивалось строительство «царского» железнодорожного павильона. По пожеланию Императора за основу нового храма Покровский взял архитектуру Благовещенского и Успенского соборов в московском Кремле, однако в процессе проектирования и строительства внес в проект здания много новых элементов.

Вход в пещерный храм, солдатскую шинельную и в кочегарку (он также назывался входом для нижних чинов). Располагается на северной стороне собора.


Мозаика в абсиде

20 августа 1912 года состоялось освящение нового собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери - фамильной святыни Романовых.

Высота Феодоровского Государева собора — сорок три метра. Снаружи он выглядит просто. Прямые стены составляют в плане прямоугольник. Круглое завершение увенчано позолоченным куполом с крестом над ним. Ослепительно белые стены оживляют лишь мозаичные картины над шатровыми входами в собор. На окнах и нишах укреплены решетки красивого рисунка, выкованные из меди, либо железа. Внутрь собора ведут многочисленные невысокие шатровые завершения входов и крытые паперти.

Крытое крыльцо с шатровым верхом, увенчанное золотым орлом, вело в молельню Императора и членов его семьи. Сразу же за крыльцом по невысокой внутренней лестнице был вход в небольшую прихожую, откуда можно было пройти в помещение для богослужения.

Для офицеров конвоя и полка вход располагался на северной стороне собора. Снаружи входа выполнено мозаичное изображение архангела Михаила.

А главный вход с восточной стороны фасада увенчан изображением иконы Божьей Матери Феодоровской — родовой иконы династии Романовых, в честь которой назван собор. Перед этой иконой в 1613 году в Ипатьевском монастыре Костромы был благославлен принять царский венец первый царь Дома Романовых Михаил Федорович.

Звонница с большим набором колоколов находилась над западным входом. А подлинная икона Божьей Матери Феодоровской украшала самое большое помещение собора — Верхний храм. Придел освятили именем святого Алексия Митрополита Московского и Всея Руси чудотворца.

Верхний храм имел полный пятиярусный иконостас, выполненный по проекту Покровского.

Высота иконостаса составляла 11 метров. Иконы, утварь и мебель верхнего храма были изготовлены по древним образцам и создавали удивительное впечатление цельности и единства, характерных для русского церковного зодчества XVII в. Интерьер верхнего храма отличался величием архитектурных форм, грандиозными размерами круглых столбов, высотой внутреннего объема и хорошей освещенностью.


Иконостас верхнего храма. Фото 1912 года

В соборе есть еще один — Нижний — Пещерный храм Серафима Саровского, оборудованный в подвальном помещении известным архитектором В. Н. Максимовым.

Основу убранства Пещерного храма составила Серафимовская церковь, все иконы и предметы культа которой были бережно в него перенесены. Если Верхний храм поражал грандиозными размерами, обилием воздуха и света, то Пещерный производил впечатление совершенно иное, — в нем не было окон; и сюда не проникали лучи солнца. Но он поражал своим интерьером и богатейшим убранством.

Стены Нижнего храма целиком задрапировали темной материей, а панели затянули материей синего цвета с вышитыми на ней темно-красными цветами. Пол покрыли коврами темно-красного цвета с широкой зеленой дорожкой посредине. На этом довольно темном фоне ярким пятном выделялся алтарь, обтянутый светло-золотистой парчей. На нем был установлен великолепный иконостас, состоящий из подлинных русских икон XVI —XVII веков. Все иконы на стенах согласно древнерусскому обычаю были помещены на великолепных пеленах, шитых золотом и шелками.

Любила Пещерный храм и Царица. Для нее была устроена особая комната, которую так и называли - молельня Императрицы, в которой Александра Федоровна могла уединиться в молитве, не покидая храма во время богослужения.


А.Маковский. Императрица Александра Федоровна 1914


И.Галкин. Императрица Александра Федоровна

Молельня, небольшое помещение шириной меньше метра, находилась справа от алтаря, в который вел узенький проход. Таким образом, Царица могла следить за ходом богослужения, не отвлекаясь вниманием других богомольцев и не смущая их своим присутствием.


Подушка вышитая святыми царственными мученицами во время заключения

26 января (6 февраля) 1914 года распоряжением протопресвитера Военного и Морского духовенства церковь Собственных Его Величества Конвоя и Сводного пехотного полка получила новое наименование — «Феодоровский Государев собор»


Великая Княгиня Ольга Александровна Романова. Фёдоровский Государев Собор в Царском Селе зимой, 1917 г.

После революции настоятелем собора был прот. Афанасий Иванович Беляев, скончавшийся в 1921 году. Свидетелями разграбления и поругания собора стали настоятель прот. Алексей Алексеевич Кибардин и диакон Николай Иулианович Нейдбайлик.

Ограбленный в 1922 г. и закрытый спустя 11 лет, собор был обращен в кинозал. В нижнем храме был устроен архив кинофотодокументов и склад кинопленки киностудии "Ленфильм". Церковное имущество закрытого собора было поделено между несколькими музеями. Многое было, однако, утеряно, продано за границу или просто уничтожено.

Во время II Мировой войны собор значительно пострадал от обстрелов, в особенности его северная часть. После войны в нижнем храме сельскохозяйственный институт устроил овощехранилище.

В 1980-х гг. трестом «Леноблреставрация» была проделана большая работа по восстановлению собора. Весной 1991 года Феодоровский Государев собор передан Русской Православной Церкви.
Возрождение Феодоровского Государева собора было ознаменовано важным событием. 15 марта 1992 года житель Царского Села М.М. принес в храм икону Феодоровской Божией Матери, обретенную его сыном весной 1991 г. в одном из царскосельских парков. С 15 января 1992 года совершаются богослужения в пещерном, а с 1996 г. - в верхнем храмах.

Москва: издание Феодоровского государева собора, Товарищество Скоропечатни А.А. Левинсон, 1916. 101, с. с ил. В издательском парчовом переплете. 38,2х31,2 см. Первые четыре листа книги ил. с императорской символикой – хромолитографии с золотом по рис. Б. Зворыкина. Орнаментация, буквицы, заставки и виньетки выполнены в технике цинкографии Б. Зворыкиным. Иллюстрации, портреты в тексте исполнены в техниках гелиогравюры и автотипии. Текст набран старославянским шрифтом; каждая страница текста в декоративной рамке. Издание отпечатано на бумаге верже. Художественную часть альбома редактировал профессор живописи, замечательный русский художник В.М. Васнецов. Издание, отпечатанное по указанию императора Николая II, рассылавшееся в качестве рождественского подарка от имени императорской четы. 1-й лист-подносной: «Книга сия жалована их Императорскими Величествами в лето 1916 месяца декабря в 25 день полковнику Барону Александру Николаевичу Гревениц – литографским способом. 2-й лист – рукой Императрицы Александры Федоровны черными чернилами: «С Христовым Праздником». Ниже роспись Николая II: «Николай», ниже – Императрицы: «Александра. 23-го Декабря 1916 г.2». 3-й лист набран славянской вязью и отпечатан золотом: «Книга сия напечатана с соизволения Его Императорского Величества государя императора Николая Александровича». Роскошный подносной экземпляр!

Большая часть тиража вышла в издательском картонаже. На передней крышке тиснением золотом: герб, тиснением красной краской - название издания:

Небезынтересно отметиь такой факт, что «Феодоровский», (как он правильно назывался), собор был назван в честь покровительницы Русской государственности - Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы. Икона была явлена в XII веке в городе Гороце на Волге, именуемым в народе Малый Китеж, с которым связано предание о бывшем не так далеко от Городца на берегу озера Светлояра Большом Китеже, ставшем невидимым - символе Исконной Руси и о деве Февронии - носительнице Исконных знаний. Икона была помещена в храм святого Феодора Стратилата, поэтому названа Феодоровской, т.е. «Богодарственной». Святой Феодор Стратилат, в переводе с греческого означавший «Богодарованный Вождь», особо почитался при Андрее Боголюбском и Александре Невском, как покровитель княжеской власти. Он изображался на княжеской печати, как всадник - змееборец. Более позднее его изображение на клейме иконы датируется 1540-ми годами. И уже позднее, посе переноса столицы в Москву, образ Феодора Стратилата - всадника, поражающего копьем дракона, был заменен образом Георгия Победоносца и стал символом города Москвы, изображающемся на её гербе. Каким образом произошло такое переименование - тут, как говорится, «история умалчивает». Сам же изобразительный сюжет восходит к древней легенде. Суть её такова:

«В Каппадонии (область в Малой Азии, входившая тогда в состав Римской империи, сейчас территория Турции), находился город, которым управлял царь-язычник, преследовавший христиан. Решив привести царя к истине, Бог посылает на город дракона-змия, который начинает истреблять жителей. Змий жил в озере, похищал людей и там их пожирал. Чтобы умилостивить дракона царь посоветовал жителям давать в пищу змию каждый день по жребию своих детей. Пришла очередь и до дочери царя, но по помышлению Бога, желавшего спасти город, в это время к озеру на коне подъехал Святой Георгий. Когда из озера с шумом и грохотом появился страшный змий, Святой Георгий, осенив себя крестным знамением, призвав Господа со словами "Во имя Отца и Сына и Духа Святого" устремился на коне своём на змия и ударил его в гортань, поразил его и прижал к земле. После этого дочь царя связала змия своим поясом и отвела в город, где на центральной площади Святой Георгий отрубил ему голову, а царь и все жители города уверовали в Господа Иисуса Христа и приняли христианство».

В этой легенде - источник образа Георгия Победоносца - символа победы добра над злом, воплощением которого являлся змей, символа непокоренного города - крепости, символа - победителя. И этот символ очень часто изображается Б.В. Зворыкиным в самых различных вариациях.

Феодоровский Государев собор был возведен в 1909–1912 гг. по инициативе Д.Н. Ломана и при самом непосредственном участии императорской семьи. Одновременно со строительством церкви возникла идея о создании альбома. Он вышел из печати в 1915 г. и замышлялся как первая часть предполагаемого двухтомного издания. На титульном листе его значится: «Выпуск А. Пещерный храм во имя преподобного Серафима Саровского чудотворца». Вторая часть издания должна была содержать описание Верхнего храма во имя иконы Феодоровской Божией Матери, но из-за событий Первой мировой войны вторая часть книги так и не вышла в свет. Авторы книги, как это часто встречается в церковных изданиях, не указаны. Издание заведомо предназначалось для подношений, поэтому было исполнено на высочайшем уровне (с репродукциями превосходного качества) и вышло очень небольшим тиражом. По мнению современников, эта работа представляла собой «одно из лучших графических произведений на книжном рынке». А современные антиквары характеризуют художественное оформление этого издания как «феноменальное» наряду с «Византийскими эмалями» Н. Кондакова и «Царской охотой» Н. Кутепова. Эта уникальная книга является не только произведением книгопечатного искусства, но и содержит редкие документальные свидетельства истории строительства и оригинального убранства храма, сыгравшие неоценимую роль при восстановлении и реставрации Феодоровского Государева собора.





Феодоровский Государев собор - православный храм в пригороде Санкт-Петербурга городе Пушкине на Академическом проспекте у Фермского парка. Феодоровская икона Божией Матери считалась покровительницей дома Романовых. С ней они взошли на престол в далеком 1613 году. Началась она с того, что в 1895 году, годом ранее вступивший на Российский Престол, Николай II перенес свою резиденцию из Гатчины в Царское Село, поселившись в Александровском дворце. В это время рядом с Египетскими воротами были возведены казармы для Собственного Его Императорского Величества конвоя и лейб-гвардии Сводного Его Императорского Величества пехотного полка, на которые возлагалась обязанность по непосредственной охране Императорской Семьи. Солдаты конвоя и полка неоднократно обращались к начальству с просьбой построить полковую церковь и в конце-концов подали Царю такое прошение: "Становясь па службу, полк и конвой принимают на себя ответственность за жизнь и безопасность царской семьи... Для достойного исполнения ея явно недостаточны человеческие силы, столь слабые и ограниченные. Где искать их укрепления и восполнения? Конечно, у Того, Кто всемогущ... Воспитать крепкую веру в Бога, научиться его помнить, горячо Ему молиться и быть достойным его помощи можно только под руководством Церкви, поэтому-то Царской охране особенно необходим храм Божий, в котором воины могут почерпать силы, находить поддержку и слышать слово назидания достойного пастыря". Общеизвестно уже, что Николай II был очень богобоязненным человеком, как и все члены его семьи, и прошение своей охраны нашло в его душе живейший отклик, тем более, что уже имеющиеся в Царском Селе церкви не вполне устраивали Императора – одни далековато, в других прихожан много. Николай сам выбрал место для строительства собора и на небольшом возвышенном участке Фермерского парка собственноручно сделал разметку нового храма. Случилось это зимой 1908 года. Изначально предполагалось что храм станет не только полковым, но и Царской Семьи. Еще надо отметить, что создание храма связано со стечением ряда обстоятельств церковной жизни Царского Села – летней резиденции русских царей петербургского периода. К началу ХХ в. в городе было более 30 приходских домовых церквей, здесь квартировали несколько воинских частей. Особенную роль в гарнизоне занимали две воинские части, на которые возлагалась непосредственная охрана Императорской Семьи – Собственный Его Императорского Величества конвой и лейб-гвардии Сводный Его Императорского Величества пехотный полк, в котором служили лучшие воины русской армии, собранные из гвардейских и армейских частей. И Сводный полк, и Конвой квартировали в непосредственной близи от Александровского дворца. Не имея собственной церкви, офицеры и солдаты этих элитных частей, в подавляющем большинстве верующие православные люди, не раз обращались к начальству с просьбой устроить собственный храм, “где воины могли бы почерпнуть в молитвах и таинствах благодатные силы”. Их благочестивое желание нашло живой отклик у Николая II и его Августейшей Супруги Александры Федоровны, известных своим ревностным служением Богу и Православной Церкви.

Домовой церкви в Александровском дворце проектом архитектора Дж.Кваренги предусмотрено не было, и только в 1897 г., уже в царствование Николая II на месте Малиновой гостиной дворца была устроена небольшая церковь св.Александра Невского, так как по причине болезни Государыня Императрица Александра Федоровна не могла выезжать в храм. Ни эта временная церковь, ни многочисленные храмы Царского Села, в том числе Екатерининский и Софийский соборы, не могли удовлетворить венценосных богомольцев, так как были открыты для всех желающих и моментально наполнялись зеваками, стоило в них прибыть Царю и Царице. Прошение конвойцев об устройстве нового храма вблизи жилища Царской Семьи оказалось как нельзя кстати и было с воодушевлением поддержано венценосными супругами. Царь сам отмерил шагами место устройства будущего собора на окраине парка, как раз посередине между Александровским дворцом и казармами Сводного полка и Конвоя. Место было выбрано живописное, на небольшом возвышении, рядом с прудом и источником чистой питьевой воды под развесистым дубом. В самой идее создания Феодоровского Собора и комплекса построек построенного по соседству с ним Феодоровского городка, отразилась стремление русской души Царя иметь хотя бы небольшой уголок собственно Руси в имперском Санкт-Петербурге. Было решено, что новый собор в царской резиденции должен быть построен по образцу Благовещенского собора в Московском Кремле, который был домовой церковью первых Романовых. С самого начала предполагалось, что Феодоровский Собор станет приходским храмом не только для военных, но и для Царской Семьи, и поэтому в его проектировании и возведении в течение всего периода строительства принимал активное участие сам Император. Он сам был автором концептуальной части проекта. Он же из личных средств внес на строительство 150 000 золотых рублей - основную сумму расходов. Торжественная закладка собора состоялась 20 августа 1909 года. Строительство собора было поручено специально созданному Строительному комитету под председательством командира Сводного полка генерал-майора В.А. Комарова, но фактически всеми делами по его устройству ведал капитан Д.Н. Ломан, в дальнейшем ктитор Государева собора и секретарь Императрицы. Его Величество Государь Император возлагает первый кирпич при закладке собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери в Царском СелеПервый закладной камень был положен самим Царем 20 августа 1909 года. Торжественный молебен по этому случаю совершил преосвященный Феофан епископ Ямбургский. Первоначальный проект академика архитектуры А.Н. Померанцева вскоре после начала работ по сооружению фундаментов подвергся критике и был отклонен, возникли новые предложения по архитектурно-пространственному решению собора. Проектирование было поручено архитектору В.А. Покровскому, который принял за образец московский Благовещенский собор в его первоначальном виде, каким он был построен в 1484-1489 гг. без дальнейших изменений и пристроек XVI века. В обсуждении проекта и внутреннего убранства приняли участие выдающиеся знатоки русской старины того времени В.М. Васнецов, князь А.А. Ширинский-Шихматов, князь М.С. Путятин, профессор Н.В. Покровский, граф А.А. Бобринский, А.В. Прахов, А.В. Щусев и др. Из этой группы единомышленников, понявших и разделявших вкусы Царя, уже после завершения строительства в 1915 году, возникло известное Общество возрождения художественной Руси. Проект Покровского был утвержден 1 августа 1910 года, после чего к нему перешло от Померанцева и руководство строительством. Обширный фундамент, заложенный согласно первоначальному проекту, дал возможность архитектору Покровскому устроить ряд крытых папертей, переходов с кровлями, украшенных шатриками, часовен, что придало постройке вид менее строгий, чем Благовещенский собор, и сблизило его с некоторыми Псково-Новгородскими церквами. Уже 26 февраля 1910 года на новом храме были установлены кресты, а к концу лета 1912 года строительство собора было завершено. Автор проекта В. А. Покровский в 1913 году был утвержден в звании профессора и получил должность "архитектора Высочайшего двора". Вынесенный за периметр сооружений Феодоровского городка храм в духе древнерусской архитектуры представлял собой сложное по композиции здание, состоящее из двух церквей – верхней и нижней. Над его центральной частью, квадратной в плане, возвышался сферический купол, покоившийся на круглом барабане. Высота Феодоровского собора - 43 метра. Ризалит главного, западного фасада завершала звонница, увенчанная малыми шатрами и небольшими куполами. На окнах и нишах укреплены решетки красивого рисунка, выкованные из меди, либо железа. Внутрь собора ведут многочисленные невысокие шатровые завершения входов и крытые паперти. Для офицеров конвоя и полка вход располагался на северной стороне собора. Снаружи входа выполнено мозаичное изображение архангела Михаила. Над Царским входом в юго-восточном углу собора, ведшим в пещерный храм, была укреплена мозаичная икона преподобного Серафима Саровского. Вход представлял собой пристройку с шатровым верхом, увенчанным золоченым двуглавым орлом. Это был любимый храм последней Царской Семьи, по существу, их домашний храм, который они посещали не раз в течение дня. Феодоровская икона Божией Матери20 августа 1912 года был освящен верхний храм во имя Феодоровской иконы Божией Матери, покровительницы рода Романовых. В освящении приняли участие наместники Александро-Невской, Троице-Сергиевой и Киево-Печерской лавр и настоятели московских кремлевских соборов, поднесшие храму старинные иконы и хоругви. Интерьер верхней церкви отличался строгостью и величием архитектурных форм, массивностью круглых столбов, простором внутреннего объёма и хорошей освещенностью. Тончайшим искусством художественной резьбы и чеканки поражал полный пятиярусный иконостас, выполненный по проекту Покровского, высота которого составляла 11 метров. Иконы, утварь и мебель верхнего храма были изготовлены по древним образцам и создавали удивительное впечатление цельности и единства, характерных для русского церковного зодчества XVII в. Рядом с главным престолом находился придел во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси чудотворца, тезоименитого Цесаревичу Алексею Николаевичу. Феодоровский собор был прекрасен и торжественен. Стены и своды его не были расписаны и сохраняли белизну. Лишь колонны на высоту человеческого роста были покрыты росписями - древнерусские мотивы, сочные тона, завитки. Нижний Пещерный храм производил совсем иное впечатление. Первоначальным проектом создания пещерного храма не предусматривалось. В этом помещении предполагалось расположить отопительное оборудование и гардероб для нижних чинов. Над устройством нижнего храма трудился помощник строителя собора архитектор В.Н. Максимов. По воспоминанию современника строительства Ю. Ломана «Царь христосовался с солдатами и к великому неудовольствию придворного духовенства молился не в придворной церкви Екатерининского дворца, а среди солдат в полковом храме, получившем наименование государева собора». В соборе было два притвора, один из которых - нижний или «Пещерный храм», должен был стать исповедальней царя. По первоначальному проекту В.А. Покровского «Пещерного храма» в Федоровском соборе не предполагалось, а занимаемое им место предназначалось для устройства отопления и "раздевальни" для нижних чинов. Пещерным же он назван потому, что для его устройства пришлось углублять подвал, определенный уже построенным фундаментом. Внутреннюю роспись храма велась по эскизам, составленным братьями Виктором и Аполлинарием Васнецовыми. Так же, по эскизам В.М. Васнецова, под старину была стилизована и униформа для солдат-служителей Федоровского собора, напоминающая стрелецкие кафтаны. Первым настоятелем Феодоровского собора был протоирей Николай Андреев. Здесь также часто бывал воспитатель цесаревича Алексея по закону Божьему, духовник царской семьи протоиерей Александр Петрович Васильев. 5 сентября 1918 года, неделю спустя после ареста, он был расстрелян. В том же году был расстрелян и ктитор собора Дмитрий Ломан. В Феодоровском соборе неоднократно бывал Сергей Есенин. Он был даже определен в канцелярию при соборе во время своей службы санитаром в 1916-1917 годах. После октябрьского переворота настоятелем собора был протоирей Афанасий Беляев, которому повезло скончаться в 1921 году. Сменивший его протоирей Алексей Кибардин стал свидетелем разграбления и поругания собора в следующем году. Закрыт Феодоровский собор был только в 1933 году. Ему несказанно повезло – в нем не размещали тюрьму с расстрельным подвалом. В Верхнем храме разместился кинозал, а в нижнем устроили архив кинофотодокументов и склад кинопленки киностудии "Ленфильм". Церковное имущество было поделено между несколькими музеями, но многое было уничтожено в 1922 году. Некоторые реликвии были проданы за границу. Во время Второй Мировой войны собор значительно пострадал от артиллерийских обстрелов, особенно его северная часть. Очередное "рождение" Феодоровский Собор претерпел после войны - в Нижнем храме сельскохозяйственный институт устроил себе овощехранилище.

([*] - Игорь Зимин. Александровский дворец в Царском Селе. Люди и стены, 1796-1917.

Повседневная жизнь Российского императорского двора. С.)

Живописность объемно-пространственному решению храма придают крытые галереи и разнообразные крыльца на ползучих арках, с ярусными килевидными и шатровыми завершениями. Из них как бы вырастает основной кубический объем храма .

Собор одноглавый, увенчан крестом на шлемовидном куполе и стройном барабане, возвышающейся над шатровой крышей. Фасады обработаны лопатками и стилизованными закомарами в основании крыши, расцвечены яркими мозаиками.

В размещении крылец с отдельными царскими входами применен старинный прием досинодального церковного зодчества, когда в православных храмах было принято устраивать особую царскую молельню.

Звонница древнего ростовского типа устроена над западным входом . Звонница имела 10 колоколов, наибольший из которых весил 320 пудов (5,2 т) .

Интерьер верхней церкви выполнен в стиле церковного зодчества XVII в. Пятиярусный иконостас имел высоту 11 м и состоял из новых икон, написанных по древним образцам московскими иконописцами В. П. Гурьяновым и Г. И. Чириковым. Престольный образ Федоровской иконы Божией Матери был приподнесен Императору 13 марта 1910 г. московскими купцами в память 15-летия царствования.

Нижний пещерный храм во имя св. прп. Серафима Саровского был освящен 27 ноября 1912 г. епископом Кишеневским и Хотинским Серафимом (Чичаговым). Интерьер пещерного храма выполнен арх. Владимиром Николаевичем Максимовым. Все стены пещерного храма были обтянуты темной материей, панели украшены синей набойкой с темно-красными цветами в древнерусском стиле. Потолки были покрыты фресковым орнаментом в стиле ярославской церкви св. Иоанна Предтечи с преобладанием цвета светло-золотистой охры. Т.к. высота храма была невелика, иконостас состоял из одного яруса подлинных древних икон. Роспись пещерного храма была выполнена В. С. Щербаковым, Н. П. Пашковым при участии В. М. Васнецова, который также подготовил эскизы одежд для священнослужителей.

Кроме того в пещерном храме находилась особая Царская комната с отдельным входом, молельня императрицы Александры Федоровны и несколько служебных комнат.

Пробные росписи верхнего храма были начаты художником Н. С. Емельяновым, но из-за сырости стен и начавшейся в 1914 г. войны. Работы пришлось прекратить. Также не было доведено до конца устройство левого бокового придела верхнего храма во имя св. Алексия, митрополита Московского.

Во внешней отделке храма были использованы мозаики, выполненные в мастерских В. А. Фролова по картону Н. С. Емельянова. На западном фасаде над главным входом в храм находился большой мозаичный образ Федоровской Божией Матери, окруженный сонмом ангелов и ликами предстоящих святых - покровителей Дома Романовых. На апсиде находился образ Христа Вседержителя.

В 1914 г. церковь Собственных Его Величества Конвоя и Сводного пехотного полка получила новое официальное название Феодоровский Государев собор .

Феодоровский государев собор в Пушкине был построен по указу императора Николая II в начале XX века. Этот храм знаменит своими удивительными мозаиками, которые собраны над входами в собор. Об этой уникальной церкви, истории ее создания и интересных фактах будет рассказано в статье.

История храма

Феодоровский собор (город Пушкин) расположен в пригороде Санкт-Петербурга. Он находится рядом с Фермским парком, на Академическом проспекте.

Церковь возводилась в период с 1909 по 1912 гг. Храм предназначался для Собственного сводного полка пехоты и императорского конвоя.

В 1895 году рядом с Египетскими воротами, в Царском Селе, был размещен царский полк пехоты и личный императорский конвой. В связи с этим возникла необходимость строительства храма рядом с казармами.

Император отдал приказ о создании специального строительного комитета, который отвечал за возведение нового собора. Известный архитектор того времени А. Н. Померанцев создал проект храма, который был одобрен комитетом и императором.

Начало строительства

Закладка (Пушкин) состоялась в начале сентября 1909 года, а первый камень установил император Николай II. Однако после возведения фундамента проект Померанцева начали серьезно критиковать. Основная претензия заключалась в чрезмерной габаритности собора, а следовательно, и в увеличении затрат на строительство.

После этого было принято решение полностью переработать проект, для чего пригласили молодого архитектора В. А. Покровского. Считается, что Покровский за основу своего проекта взял Благовещенский собор, находящийся в Московском Кремле, только в его первоначальном виде, без пристроек и переделок, осуществленных в XVI веке.

В середине августа 1910 года проект утвердили, а Покровский взял себе в помощники архитектора В. Н. Максимова.

Архитектура собора

Феодоровский собор (г. Пушкин) был возведен на холме, что позволило храму возвыситься над остальными постройками городка. Сама церковь состояла из двух храмов. Верхняя вмещала около 1000 человек, в ней же находился главный престол, который был возведен в честь Феодоровской иконы Богоматери.

Также был возведен боковой придел во имя святителя Алексия (митрополита Москвы). Нижний храм - пещерная церковь (в данном случае подвальное помещение) - в честь Серафима Саровского.

Объемный фундамент, который был возведен по проекту А.Н. Померанцева, позволил при сокращении площадей собора, согласно новым чертежам, построить несколько второстепенных помещений ниже основного уровня. Например, были построены - часовня, ризница, паперть и входы в храм.

Основная форма собора представляет собой четырехстолпный куб так называемого крестовокупольного типа застройки. Плоскости стен однообразны, но выделяются лопатками (плоский вертикальный выступ) и аркатурным поясом (череда арок), а также лепными гербами Российской империи. Фасады над входами в собор украшены великолепными мозаичными панно, которые были изготовлены известным мастером В.А. Фроловым.

Мозаичные панно

Феодоровский собор (Пушкин) известен своими великолепными мозаиками, которые расположены над входами в церковь. В соборе было создано несколько входов, каждый из которых предназначался для определенной категории людей. Так, например, император и его семья, духовенство, офицерский состав, рядовые и гражданские лица попадали в церковь через определенные входы.

Парадный вход в храм находится в западной стороне собора. Он декорирован довольно большим панно, на котором изображена Федоровская икона Богоматери и предстоящие святые. Над мозаикой расположена небольшая по размеру звонница, имеющая три арки. В собор ведет лестница, сделанная из красного гранита.

Другие входы в собор

Еще два входа в собор располагались с южной стороны. Один из них был предназначен для императора и его семьи для посещения пещерного храма. Вход украшала не мозаика, а икона с ликом Серафима Саровского.

Второй вход был украшен панно с изображением Георгия Победоносца, восседающего на коне. Он был предназначен для офицерского состава, а также императорского конвоя.

С северной части Феодоровского собора (Пушкин) внутрь также вели два входа. Основной находился по центру стены и предназначался для обычных людей и низких чинов. Верх главного входа венчала мозаика с изображением Архангела Михаила.

Здесь же был расположен вход в пещерный храм для простолюдинов, кочегарка и солдатская шинельная. В настоящее время над этим входом находится панно, изображающее Серафима Саровского, однако, как утверждают историки, в царские времена его не было.

Под помещением колокольни располагается дверь, ведущая в нижнюю часть собора, такие же имеются в юго-западной и северо-восточной частях. На восточной стороне храма, в его алтарной части, выложено панно Господа Вседержителя.

Феодоровский собор (Пушкин) в наше время

В настоящее время собор является памятником архитектуры и русского зодчества, относясь к объектам культурного и исторического наследия, и охраняется государством. Здесь находится список с иконы Феодоровской Богоматери, который считается чудотворным. Также в храме хранится рака с частичкой мощей Серафима Саровского.

К этим православным святыням ежегодно приезжают поклониться тысячи христиан. В храме сохранился иконостас, украшенный резьбой по дереву и иконами, относящимися к различным эпохам создания.

Церковь является действующей, поэтому, помимо тех, кто решил насладиться красотой русского храмового зодчества и иконописи, тут можно встретить и прихожан. Что касается работы Феодоровского собора (Пушкин), расписание следующее: ежедневно с 7-00 до 18-00 в летний период и с 10-00 до 18-00 зимой. Однако в праздничные дни расписание работы храма и проведение служб может меняться.

Оказавшись в городе Пушкине и осмотрев его многочисленные памятники и достопримечательности, обязательно нужно посетить этот удивительно красивый собор.