Туристический портал - NataliSudak

Туристический портал - NataliSudak

» » Исчезающее наследие Беларуси: монастырь картезианцев в Берёзе. Монастырь картезианцев в березе Что посмотреть в монастыре Вальдемосса

Исчезающее наследие Беларуси: монастырь картезианцев в Берёзе. Монастырь картезианцев в березе Что посмотреть в монастыре Вальдемосса

является Картезианский монастырь (Ла Картуха) . Задуман он был как дворец для короля Санса и построен в 1310 году по приказу короля Хайме II для своего сына. Больной астмой Санс подолгу жил здесь в молодости.

Позже дворец долгое время пустовал, а в 1398 году монахи попросили у короля занять пустующий дворец и сделать из него монастырь. В 1399 году король Марти л’Ума отдал Картезианскому монашескому ордену сам дворец и все окружающие его земли.

До наших дней дошли далеко не все постройки архитектурного комплекса, сейчас он состоит из построек XVIII – XIX веков.

В 1835 году министр Хуан Альварес Мендисобаль провел национализацию земель, принадлежащих церкви. Это перевело монастырь Ла Картуха в ведение государства. Картезианский монастырь стал летней резиденций, а позднее монашеские кельи были выставлены на продажу и перешли в частные руки.

В книге Жорж Санд «Зима на Майорке» написано, что согласно декрету светских властей, в 1836 году на Майорке закрыли все монастыри, в общины которых входило меньше 13 человек. Несмотря на то, что Картезианский монастырь насчитывал 13 монахов он тоже был закрыт. Став собственностью государства, помещения в нем начали сдаваться в аренду богатым майоркинцам, приезжавшим туда на лето.

Ла Картуха на Майорке стала уникальным явлением. Для его покупки пришлось сложиться всей деревней, так как ни у одного жителя Вальдемоссы не нашлось необходимой суммы.

В 1838 году Майорку посетила известная своей экстравагантностью пара: баронесса Дупин Дудевант – Аврора, известная под своим литературным псевдонимом Жорж Санд, и Федерико Шопен . Скандальной паре пришлось остановиться в монастыре из-за того, что никто из благоверных жителей Майорки не пожелал сдать им жилье.

Так получилось, что Майорка не оправдала ожидания знаменитых путешественников. Вместо благоприятного климата для больного туберкулезом Фредерико Шопена, их пребывание сопровождалось холодом, дождями и абсолютной изоляцией от местных жителей.

В книге «Зима на Майорке» Жорж Санд описала собственные впечатления о жизни на острове. Несмотря на неприветливую погоду во время пребывания Шопена на острове, там он написал ряд известных пьес и прелюдий, среди них и знаменитая «Капли дождя».

При посещении монастыря обязательно нужно заглянуть в келью настоятеля и в кельи под номерами 2 и 4. В них стоит пианино Pleyel, на этом инструменте Шопен создал большинство своих произведений, и личные архивы Шопена и Жорж Санд. Посетителям представлены два рояля, на которых играл Шопен. Первый был куплен на Майорке, но Фредерико Шопену не понравилось звучание инструмента, и он заказал другой в Париже. Сделанный на заказ рояль доставили музыканту почти перед самым его отъездом с . Все остальные экспонаты музея подарены позже потомками известной пары.

Каждый год в деревне Вальдемосса проходит интернациональный фестиваль Шопена .

Стену Картезианского монастыря в Вальдемоссе украшает памятная доска. Посвящена она Рубену Дарио, жившему здесь в 1913 и 1916 годах.

Одна из самых значимых экспозиций музея – старинная библиотека. В ней встречаются книги, изданные в XVI веке. В том числе здесь хранится редчайшая многотомная энциклопедия Майорки, принадлежавшая аристократу Луису Сальвадору и написанная им собственноручно.

В Картезианском монастыре сохранилась старинная келья аптекаря. В экспозицию входят 135 старинных керамических и стеклянных емкостей для трав, сами травы, старинные весы и другие приспособления, предназначенные для их обработки.

Также в музее представлены коллекции картин на которых в основном изображены горы Транмунтана . Здесь же в соседних кельях расположена коллекция современного искусства.

Картезианский монастырь Плетерье (Kartuzija Pleterje) расположился в самом уютном регионе Словении, Доленьском, у плоскогорья Горьянци. На сегодняшний день Плетерье — это единственный действующий на территории Словении монастырь монахов-картезианцев .

Когда-то очень давно в 1403 году, великий граф Герман II Цельский, подписал указ об основании картезианского монастыря в Плетерье, и через 3 года основное здание было готово. Окончательно же монастырь был достроен только в 1410 году, а монастырская церковь в 1420 году.


Участие и поддержка графов Цельских не прошло даром для картезианского монастыря: во время их правления было отмечено самое интенсивное развитие картезианцев на всей территории нынешней Словении. Но ни что не вечно: со смертью последнего Цельского графа Урлиха II (1456), закончила свое существование и началось постепенное угасание ордена. В середине XV века, во время одного из турецких нашествий на эти земли, монастырь Плетерье был разрушен и отстроен только через несколько лет уже в виде крепости.


Нелегкие времена наступили для монахов-картезианцев и в конце XVI века. В 1595 году, в результате соглашения между орденом картезианцев и иезуитами , монастырь перешёл к последним. Через год Эрцгерцог Фердинанд II и папа Климент VIII письменно подтверждают факт этой передачи. А спустя почти 2 столетия, после роспуска ордена иезуитов, монастырь Плетерье вообще переходит во владение государства.

Только в 1899 году картезианский орден выкупает владения бывшего монастыря и Плетерье становится частной собственностью. Начинается строительство новой картезии. В 1904 году монастырь Плетерье вновь открывает свои двери для страждущих.

От первоначальных построек осталась лишь одна готическая церковь. Именно её сегодня и могут посетить многочисленные туристы, а также капеллу, которая имеет свой отдельный вход.


Старая готическая церковь внутри

Принятие картезианского обета подразумевает соблюдения строжайших правил. Монахи ограничены даже в общении между собой, ведя затворнический образ жизни. И только донаты (люди, которые не приносят обетов, но живут как монахи) делают работу, которая может нарушить одиночество братьев. (смотрите фильм Ф. Грёнинга о жизни монахов-картезианцев «Великая тишина» )


На Майорке, в красивой деревне , которая находится в , недалеко от города Пальма (в 20 километрах на север) большой достопримечательностью является Картезианский монастырь (Valldemossa Charterhouse).

История Картезианского монастыря

Картезианский монастырь Вальдемосса был построен в пятнадцатом веке в качестве резиденции короля Санчо Первого. Прямо рядом с дворцом находится церковь, сад и кельи, где жили монахи. Со временем комплекс был расширен и превратился в монастырь. Готическая церковь была построена во второй половине восемнадцатого века, тогда возникли башни и жертвенник в стиле барокко, посвященные Святому Варфоломею.

Так как гости в монастыре не приветствовались, главные ворота храма со временем были замурованы. Суровые правила наказывали братьям держать пост, молчание и уединение. День и ночь братья проводили в молитвах. А также они работали в саду, производили вино и торговали льдом, который привозили с гор.

В 1836 году Картезианский монастырь был продан в частные руки и в нем были устроены квартиры для отдыхающих. Наиболее известным человеком, который посетил дворец и в течение нескольких месяцев жил в монастыре был композитор Фредерик Шопен. Он заболел и зимой 1838 года приехал из Парижа искать на Майорке мягкий , чтобы улучшить свое здоровье. Вместе с ним там жила его возлюбленная Жорж Санд, знаменитая французская писательница.

Что посмотреть в монастыре Вальдемосса?

Сегодня в бывшем монастыре находится музей, посвященный Шопену, вход в музей стоит €3,5. Там можно посмотреть кельи, где жил композитор. В двух кельях можно увидеть сувениры, оставшиеся от трехмесячного визита знаменитого композитора: партитуры созданных им здесь прелюдий, письма, рукопись «Зима на Майорке» и два пианино.

Каждое лето тут проходят концерты классической музыки, посвященные творчеству Фредерика Шопена.

Достопримечательность включает 3 здания и террасу с видом на живописные оливковые рощи. В старой аптеке монахов можно найти исторические экспонаты, разнообразные баночки и бутылки. В библиотеке, наряду с бесценными книгами, можно полюбоваться красивой старинной керамикой.

С незапамятных времён на Картезианском острове активно добывали глину, а также строили мастерские для обжига керамики и создания посуды и других изделий. Однако после изгнания арабов в середине XIII столетия выяснилось, что именно они занимались гончарными промыслами — и остров оказался заброшен. Однажды в одном из пустующих глиняных карьеров-пещер обнаружили икону Девы Марии — в народе сочли эту находку чудотворным явлением, и вскоре тут появился монастырь.

Вплоть до своего упадка в XIX столетии Картезианский монастырь пользовался большим влиянием в регионе. Его слава привлекала сюда не только паломников со всех уголков Европы, но и испанских королей и членов их семей. А в библиотеке монастыря в XV веке Христофор Колумб обнаружил в одной из книг сведения о западном морском пути в Индию — так что, пожалуй, именно книжное собрание Картезианского монастыря во многом повлияло на ход мировой истории.

Благодаря большому вниманию со стороны высоких особ монастырь мог процветать — и, соответственно, здания украшали как можно более великолепно и роскошно. Все постройки относятся к разным архитектурным стилям, однако все они несут на себе отпечаток синтеза мавританских веяний с европейской архитектурой.

Церковь, ставшая отправной точкой для сооружения целого комплекса зданий, была построена в начале XV века в стиле готики, но оформляли её позднее, и декор относится уже к стилистике платереско — в этом течении активно используются тонкие узоры из камня на фасаде, а также применяется глазурованная плитка. Интерьер здания относится к эпохе барокко. В маленькой часовне, считающейся старейшим сооружением на территории, сохранились уникальные фрески XVI века и росписи на алтаре.

Некоторые залы комплекса — например, бывшие трапезные — по декору относятся к стилю мудехар. Какие-то черты мавританского влияния неожиданно проявились в облике Картезианского монастыря гораздо позже обычного, уже в XIX веке. Обитель закрылась в 1834 году, а спустя несколько лет комплекс купил некий предприимчивый мужчина и возродил на Исла-де-ла-Картуха производство керамики — правда, теперь уже не посуды, а плитки, которая шла на украшение зданий. В те годы некоторые строения комплекса облицовывали ей же — в том числе чтобы демонстрировать покупателям продукцию. Этот оригинальный декор можно смело отнести к продолжению мудехара в рамках стилей ар-нуво, модерна и других течений, возникших относительно недавно, всего 100-150 лет назад.

В 1982 году фабрика переехала, а в зданиях монастыря, основательно отреставрированных, открыли выставочные залы Андалузского центра современного искусства. Так что теперь гости комплекса могут не только насладиться красотами его архитектуры, но и посетить интересную экспозицию. Тут демонстрируются работы испанских художников новейшей эпохи: Кабальеро, Бакарисаса, Барбадильо, Герреро и многих других. Их фамилии, возможно, совсем неизвестны нашим с вами соотечественникам, однако работы этих мастеров современности заслуживают внимания — это как картины, так и скульптуры, инсталляции и многие другие произведения.

Место расположения. Город Берёза Брестской области. 245 км юго-западнее Минска.

Историко-культурная значимость. Памятник архитектуры XVII века. Самый крупный и богатый монастырь в Великом княжестве Литовском.

История. Младший сын знаменитого канцлера Великого княжества Литовского Льва Сапеги - Казимир Лев Сапега, отличавшийся особой набожностью и приверженностью к католицизму - пожертвовал монахам ордена картезианцев место в своих владениях под строительство монастыря. Монахи выбрали участок недалеко от местечка Берёза, где, согласно преданиям, когда-то произошло явление деревянного креста с изображением распятого Христа, и в 1648 году заложили здесь первый камень в фундамент нового монастыря. Строительство под руководством итальянского архитектора, предположительно Джованни Батисто Джислени, шло почти сорок лет и завершилось в 1689 году. Главный монастырский костел был освящен в 1666 году, а отделочные работы не прекращались до середины ХVІІІ века. Помимо костела здесь были жилые корпуса, библиотека, госпиталь, столовая, аптека и различные хозяйственные постройки, к которым прилегал большой сад с озером. В середине монастырского двора находилась звонница с толстыми стенами и ярусами для пушек. Окружала комплекс каменная стена с башнями, а входом служила массивная брама с бойницами. Недалеко от брамы располагался двухэтажный дворец Сапег. Монастырь в Берёзе считался одним из лучших в Рейнской провинции ордена картезианцев, куда входили земли Речи Посполитой.

По преданиям, во время Северной войны (1700-1721 гг.) в монастыре картезианцев встречались русский царь Петр І и король Речи Посполитой Август ІІ Сильный, чтобы обсудить планы по совместному ведению войны против шведского короля Карла XII . Однако этот факт не подтверждается никакими документальными свидетельствами. Достоверно известно лишь, что в апреле 1706 года под Берёзой прошли бои между шведами и русскими войсками. Сам Карл ХІІ задержался в монастыре на два дня, а шведские солдаты, уходя, собрали с монахов богатый выкуп, благодаря чему стены монастыря остались целы.

Вскоре после разделов Речи Посполитой на польских землях были закрыты все картезианские монастыри, и Берёзовская обитель осталась последним действующим монастырем ордена на территории былой Речи Посполитой. После восстания 1830-1831 годов монастырь в Берёзе все-таки закрыли, а вся его собственность была передана кадетскому корпусу в Полоцке.

Монастырь картезианцев в Берёзе. Гравюра Наполеона Орды

После этого в жилых корпусах разместили казармы, костел стал приходским, а монахов отправили в другие монастыри. После восстания 1863-1864 годов здания, входившие ранее в монастырь картезианцев, стали разбирать на кирпич, из которого строили новые казармы в окрестностях Берёзы. В 30-е годы ХХ века эти казармы, получившие название "красные", стали печально известны как концентрационный лагерь, созданный польскими властями для политзаключенных Западной Беларуси.

В 1915 году здания монастыря сгорели. Оставшиеся руины продолжали постепенно разрушаться на протяжении всего ХХ века.

Современное состояние. От монастыря до наших дней уцелели брама, башня-звонница, корпус госпиталя и часть стены с одной из угловых башен.


Руины монастыря картезианцев в Берёзе. Современное состояние. Фото Сергея Плыткевича

Перспективы. Даже то, что мы можем видеть сегодня, поражает своей величественностью. Монастырь срочно нуждается в реконструкции. Это не только интереснейший памятник архитектуры, но и место, которое играло существенную роль в политической и культурной жизни на белорусских землях. Восстановленный и открытый для посещений монастырь картезианцев мог бы стать туристической жемчужиной Беларуси наравне с православными монастырями в Жировичах и Полоцке.

Сегодня мы публикуем последний материал о разрушающихся памятниках архитектуры и истории. Наш проект продолжается: портал TIO.BY, белорусский филиал Международного совета по памятникам и историческим местам (ICOMOS) и МОО "Гісторыка" объявляют о начале конкурса исторического фотоколлажа "Исчезающее наследие Беларуси". Подробности ищите на сайте TIO.BY.
Завершится проект 18 апреля, когда во всем мире будут отмечать День памятников и исторических мест. В Беларуси в этот день пройдет "Фэст экскурсаводаў", главным организатором которого выступает МОО "Гісторыка". Приглашаем всех неравнодушных к судьбе нашего наследия присоединиться к проекту.