Туристический портал - NataliSudak

Туристический портал - NataliSudak

» » Троицкое-голенищево, троицкая церковь, река сетунь. Храм живоначальной троицы в троицком-голенищеве Храм на мосфильмовской расписание

Троицкое-голенищево, троицкая церковь, река сетунь. Храм живоначальной троицы в троицком-голенищеве Храм на мосфильмовской расписание

Использованы только собственные фотографии - дата съемки 04.08.2014

Адрес : Мосфильмовская, 18А, м.Парк Победы 1,6 км
Как добраться : От метро «Киевская» троллейбусы №№ 7, 17, 34, автобусом № 119 (конечная остановка на вокзальной площади, близ башни с часами) до остановки «Троицкое-Голенищево», (9-я от Вокзала). До этой же остановки можно ехать 34-м троллейбусом от метро «Университет» или «Юго-Западная».

Церковь в Троицком-Голенищеве представляет собой образец шатрового каменного храма. Храмы шатрового типа начали строиться на Руси в начале XVI в. и были запрещены в ходе церковной реформы патриарха Никона в 1653 г.
Православный храм построен в 1644-1645 г.г. по проекту Антипы Константинова в старинном патриаршем селе Голенищеве (после постройки переименованного в Троице-Голенищево) на реке Сетуни на месте церкви Иоанна Богослова, сооружённой в XV в.
Село Голенищево, впервые упоминаемое в 1406 г., было загородной летней резиденцией святого Киприана, митрополита Московского и Киевского. В 1474 г. митрополитом Геронтием была сооружена церковь Иоанна Богослова. В XVII в. уже существовала деревянная Троицкая церковь с приделом святителя Леонтия.
В 1644-1645 г.г. Ларионом Ушаковым по проекту нижегородского зодчего Антипы Константинова на её месте возведён каменный храм. Боковые приделы сооружены несколько позже. Колокольня и трапезная построены в 1660 г. В 1860 г. колокольня была перестроена и несколько сдвинута, а придел мученика Агапия продлён новой трапезной.
Во время Отечественной войны 1812 г. село было захвачено наполеоновскими войсками, в храме размещалась конюшня. В пожаре погиб древний иконостас, но некоторые иконы уцелели благодаря тому, что незадолго до событий были переданы в поновление.
В советское время храм был закрыт в 1939 г., иконостас был взят в пользование Сергеем Эйзенштейном для съёмок картины «Иван Грозный», после чего обратно в храм не вернулся.
В храме разместили склад сырья и готовой продукции 3-й картонажной фабрики, затем он был передан в аренду Гостелерадио СССР, некоторое время в храме вёлся приём макулатуры и стеклотары. Богослужения возобновлены в 1992 г. В 1990-е г.г. церковь была отреставрирована, восстановлено железо на центральном шатре, расчищен Ионинский ключ со стороны реки.
В 1999 г. к трапезной части храма была пристроена деревянная часовня-крестильня в честь святителя Киприана.


Ворота Троицкого храма

Троицкий храм

Троицкий храм

Троицкий храм


Деревянная часовня-крестильня в честь святителя Киприана


Часовня Киприана


Старинные надгробия





Остатки долины реки Кипятки - правого притока Сетуни. Длина около 2 км, заключена в подземный коллектор. Название связано со словом "кипеть" и отражает характер течения реки: она быстрым потоком спускалась с Воробьёвых гор.


Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 4: Окраины Москвы. Инославие и иноверие. М., 1995, с. 89-92

Церковь Живоначальной Троицы в селе Троицком-Голенищеве на реке Сетуни

Мосфильмовская ул., 18

"Селом с XIV в. владели московские митрополиты".

"Село Троицкое-Голенищево - бывшее поместье московских митрополитов и Патриархов; теперь принадлежит ведомству государственных имуществ; было любимым местопребыванием св. митрополита Киприана Серба (1390-1406). Здесь ученый митрополит написал житие предместника своего, первосвятителя Петра, здесь переводил "Кормчую" и др. церковные книги с греческого языка на славянский, положил основание летописи русской и "Степенным книгам". Вступив на престол в 1380 г. после св. Алексия митр., св. Киприан вынужден был через некоторое время оставить его по неприятностям с вел. кн. Димитрием Донским и совершить путешествие в Царьград. Потом в 1390 г. снова был вызван на Москву сыном Донского. Но в это время он больше пребывал в селе Голенищеве, где и скончался в 1406 г.".

Созданная окончательно при митрополите Макарии в царствование Ивана Грозного "Степенная книга царского родословия" так повествует о житии здесь св. Киприана митрополита: "Любяще же и безмятежно жити, и время безмолвия улучити, и того ради часто пребывая в своем селе Митрополстем на Голенищеве, иже бяше место безплищно и безмятежно, безмолвно же и покойно от всякаго смущения, между двою рек Сетуни и Раменки, идеже тогда бысть оба полы лес мног, идеже есть церковь во имя Святых триех Святителей, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Злотоустаго, и пребывая тамо Епископы и попы ставляше, идеже и книги своею рукою писаше, и многия Святыя книги с Греческаго языка на Русский язык преложи, и довольно писания к пользе нам остави, и Великаго Чудотворца Петра Митрополита всея Русии житие написа, и похвалами украси, и в молитве чисте тамо упражняшеся, и в прочитании божественных писаний и в памяти смертне, всегда во уме имея страшный суд Христов и мучение грешником, праведником же благих наслаждение. И в таковых добродетельных исправлениих свято поживе богоугодно подвизаяся, в старость велию достиже, и в том же своем селе Голенищеве разболеся, и неколико дни лежаше болезнуя. За четыре же дни преже преставления своего написания грамоту некаку чудну прощальную, всех православных прощая и благословляя, тако же и сам от всех прощения и благословения требуя и прося, иже есть истинное любомудрие и смирение. Сего ради сице сотвори, понеже смирением вся согрешения разрешаются, и вся во благая поспеваются. И сице заповеда Епископом и сущим тамо приставником глаголя: "Яко егда мя во гроб положите, тогда сию грамоту прочтите надо мною в слух людем", еже и бысть. И с таковым смиренномудрием и со многим тамо благодарением преставися к Богу в лето 6914 месяца Сентября в 15 день".

Честь составления первой половины самой "Степенной книги" приписывается также св. митр. Киприану, основная часть - митр. Афанасию.

"Главная церковь Троицы построена до 1644 г., а в 1644 г. построены, по-видимому, трапезная и колокольня. Приделы: муч. Агапия" "северный и св. митр. Ионы - южный".

"Ныне северный придел посвящен также свт. Тихону Патриарху Московскому и всея Руси и свщмчч. и исповедникам Российским".

"Церковь выстроена в 1644-1645 гг. мастерами А. Константиновым и Л. Ушаковым".

"Церковь сооружена в 1644-1646 гг. в летней резиденции митрополитов по "чертежу" А. Константинова (строителя Теремного дворца в Кремле). План почти идентичен церкви в Медведкове: главный храм на уровне абсиды имеет два придела по сторонам и окружен с запада и юга галереей. Трапезная и колокольня XIX в.".

"Ко второй половине XIX в. принадлежат колокольня и отдельные части низкой одноэтажной трапезной".

"Первоначальные колокольня и трапезная построены в 1660 г.".

"Храм 1644 г. Внутри были паникадила и порталы. От каменных митрополичьих палат в XIX в. не осталось и следа.

Храм по указу и чертежу государева подмастерья - Антипы Константинова работал каменных дел подмастерье Ларион Михайлов Ушаков. В 1860 г. древняя шатровая колокольня была разобрана - она стояла на северо-западном углу здания. Тогда же при приделе св. Агапия с севера сделана трапезная, а с запада выстроена новая высокая шатровая колокольня. Древние иконы были в правом приделе и отчасти в иконостасе главного".

"В XVII в. в Троицком-Голенищеве, против западной стороны церкви, был дворец Патриархов, огороженный каменной стеною с башнями. На южной стороне храма находился Патриарший сад. От церкви и поповского луга на 3 версты простирались пруды с рыбой. Эту обитель неоднократно посещали Государи. В настоящее время (1867 г. - П. П.) как памятник древности остался в селе только один видимый нами храм во имя Живоначальной Троицы, выстроенный в 1644 г. С той поры он был не раз перестраиваем и поновляем. В 1812 г. церковь была сожжена и вместе с северным приделом обращена в конюшню. Поэтому иконостас ее новый, но иконы, большей частью, древние поновленные - они сохранились тогда у иконописца, занимавшегося их обновлением. В южном приделе во имя св. Ионы митр., уцелевшем от пожара в 1812 г., в иконостасе находится замечательный по древности образ святителя Ионы с деяниями, писанный в нач. XVII в.; в числе деяний исцеление дочери вел. кн. Василия Дмитриевича и исцеление неверовавшего боярина Василия из рода Кутузовых, которые присвоили впоследствии себе прозвание Голенищевых, соименное этому селу. Под трапезной и северным приделом находятся подвалы, где, как говорят, погребены тела усопших".

"Храм обновлялся в 1898-1902 гг.".

Храм был закрыт в 1939 г. Антиминсы приделов сщмч. Агапия и митр. Ионы перенесены в ближайшую действующую церковь Троицы в Воробьеве, где освящен впоследствии приставной к главному престол свв. Агапия и Ионы. Иконостас взял С. Эйзенштейн для съемок фильма "Иван Грозный", после чего он пропал.

В 1966 г., по записи М. Л. Богоявленского, в храме находился склад сырья и готовой продукции 3-й картонажной фабрики Управления специальных предприятий, применяющих труд инвалидов. Храм имел грязный, заброшенный вид. Над ним стояли леса и начат был ремонт. В 1970 г. лесов уже не было, но шатровый купол над церковью так и не был покрыт железом. Вокруг стоял забор, на восточной стороне располагалась проходная.

В конце 1970-х гг. склад из храма был выведен, здание пустовало - пристойного арендатора никак не удавалось отыскать. В проходной сидел один старый сторож. Затем храм забрал склад Гостелерадио, в 1987 г. включивший также переехавшую с ул. Дзержинского 26 нотную библиотеку бывшего радиокомитета, прежде "Радио Коминтерна", с ценной коллекцией рукописей.

Само село Троицкое-Голенищево полностью снесено. Древняя церковная ограда уничтожена. Здание церкви стоит на государственной охране под № 379. Внизу был Ионинский святой ключ, ныне расчищенный. В 1990 г. был возбужден вопрос о возвращении храма верующим - зарегистрирована община и уже назначен настоятель о. Сергий Правдолюбов. Ждали только переезда архива. В январе 1991 г. верующие еще вынуждены были проводить молебны под стенами своего храма .

Александровский, № 62.

Захаров М. П. Путеводитель по окрестностям Москвы. М., 1867.

Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 463.

Ильин М. Москва. М., 1963. С. 168 (во втором изд. 1970 г. часть текста о храме выпущена).

Памятники усадебного искусства. М., 1928. С. 89.

Синодальный справочник.

Рукопись Александровского № 75 и часть "Окрестности".

Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. М., 1886. Вып. 3. Загородская десятина. С. 300.

Кузнецов Н. Н. Свящ. Церковь Троицы в Голенищеве // Труды комиссии по осмотру и изучению памятников церковной старины Москвы и Московской епархии. М., 1907. Т. 1. С. 1-14; 2 фото.

Мартынов. Подмосковная старина. М., 1889 (гравюра с видом храма).

Красовский Мих. Очерк истории московского периода древнерусского церковного зодчества... М., 1911. С. 199-203.

Степенная книга царского родословия... М., 1775. Ч. 1. С. 558-559 (далее на с. 559-562 текст самой прощальной "Грамоты" митр. Киприана).

Московский храм во имя Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищиве

В году храм был закрыт, иконостас был взят режиссером С.Эйзенштейном для съемок фильма «Иван Грозный», и больше в храм не вернулся. Куда он исчез – неизвестно. Антиминсы приделов были перенесены в соседнюю церковь Троицы в Воробьеве , где был устроен отдельный престол Агапия и Ионы.

В храме в разное время размещались сельский клуб, радиостанция Коминтерна, затем - картонажная фабрика, заводик декоративных светских свечей, и, наконец, склад и нотная библиотека Гостелерадио СССР.

В 1970-х гг. склада в храме уже не было, здание пустовало и постепенно приходило в окончательный упадок. Позднее храм был сдан в аренду Гостелерадио.

В году начался процесс передачи храма верующим, и 7 января г. в нем прошло первое богослужение.

Заново был расчищен Ионинский ключ, находящийся ниже храма, со стороны реки. Церковное здание почти полностью отреставрировано.

В течение полутора лет трудами и пожертвованиями прихожан возле Троицкого храма построена часовня-крестильня. В конце ноября года в ней были совершены первые таинства Крещения. Теперь все желающие могут принять Святое Крещение троекратно погружаясь в воду с головой.

Архитектура храма

Нынешняя церковь Троицы была построена по «чертежу» Антипы Константинова, строившего и Теремной дворец в Кремле. Помощником у него был взят Ларион Михайлович Ушаков.

В плане церковь довольно близка к церкви Покрова Богородицы в Медведкове – два придела примыкают с двух сторон на уровне апсиды, а с запада и юга основной объем окружен галереей. Симметричные приделы являют собой уменьшенные копии основного объема – они также увенчаны шатрами, хотя и с несколько иным декором, и имеют отдельные апсиды. Южный придел посвящен Ионе Митрополиту Московскому, северный – св. мученику Агапию. Главы, венчающие центральный шатер и приделы, небольшие, поставленные на узкие изящные барабаны, украшенные едва заметным ажурным рядом кокошников. Кокошники окружают и шатры приделов. Вокруг главного шатра нет такого украшения: он поставлен на более простой восьмерик, а четверик нижнего яруса храма завершается килевидными закомарами. Отличаются и шатры приделов и основного объема. Центральный шатер – гладкий, обшитый железом, а придельные украшены рядами ложных слуховых отверстий, придающих им бóльшую ажурность и нарядность по сравнению с главным. Уникальны для тех времен были треугольные фронтоны над апсидами приделов.

Село Голенищево, впервые упоминаемое в 1406 году, было загородной летней резиденцией святого Киприана, митрополита Московского и Киевского. В 1474 году митрополитом Геронтием была сооружена церковь Иоанна Богослова. В XVII веке уже существовала деревянная Троицкая церковь с приделом святителя Леонтия. В 1644-1645 годах Ларионом Ушаковым по проекту нижегородского зодчего Антипы Константинова на её месте возведён каменный храм. Боковые приделы сооружены несколько позже. и трапезная построены в 1660 году. В 1860 году колокольня была перестроена и несколько сдвинута, а придел мученика Агапия продлён новой трапезной.

Во время Отечественной войны 1812 года село было захвачено наполеоновскими войсками, в храме размещалась конюшня. В пожаре погиб древний иконостас, но некоторые иконы уцелели благодаря тому, что незадолго до событий были переданы в поновление. В 1898-1902 годах храм был несколько обновлён. В советское время храм был закрыт в 1939 году, иконостас был взят в пользование Сергеем Эйзенштейном для съёмок картины «Иван Грозный», после чего обратно в храм не вернулся.

В церкви Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах, не закрытой в то время, был устроен отдельный престол Агапия и Ионы, куда перенесли антиминсы приделов голенищевской церкви. В храме разместили склад сырья и готовой продукции 3-й картонажной фабрики, затем он был передан в аренду Гостелерадио СССР, некоторое время в храме вёлся приём макулатуры и стеклотары. В 1990 году начался процесс передачи церкви. Богослужения возобновлены в 1992 году. В 1990-е годы церковь была отреставрирована, восстановлено железо на центральном шатре, расчищен Ионинский ключ со стороны реки. В настоящее время каждую субботу и воскресенье, а также по церковным праздникам в храме проходит литургия, действуют воскресная школа, приходская библиотека. Приход шефствует над Домом ребенка в Матвеевском.

Архитектура

Церковь в Троицком-Голенищево представляет собой образец шатрового каменного храма. Храмы шатрового типа начали строиться на Руси в начале XVI века и были запрещены в ходе церковной реформы патриарха Никона в 1653 году. Центральный шатёр обшит железом, четверик основного объёма завершается килевидными закомарами. С запада и юга он окружён галереей. К нему на уровне апсид примыкают два придела, посвящённые Ионе, митрополиту Московскому и священомученику Агапию. Главы, завершающие шатры, поставлены на узкие восьмерики, украшенные едва заметным ажурным рядом кокошников. Приделы имеют отдельные апсиды, шатры приделов украшены рядами ложных слуховых отверстий.

Иконы и святыни

  • икона святителя Тихона, патриарха Всероссийского
  • икона преподобного Сергия Радонежского
  • икона преподобного Серафима Саровского
  • икона преподобного Амвросия Оптинского с частицей мощей
  • частица мощей великомученика Пантелеимона
  • частица мощей преподобного Агапита Печерского
  • частица мощей преподобного Даниила Московского
  • частица мощей святителя Филарета Московского
  • камень и колечко с руки великомученицы Екатерины

Престольные праздники

  • в честь - на 50-й день после Пасхи
  • 28 июня - святителя Ионы, митрополита Московского
  • в честь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского - через 21 неделю после Троицы

Духовенство

  • Настоятель - протоиерей Сергий Правдолюбов
  • диаконы - Николай Кабанов, Борис Поваров

Адрес

Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищево September 11th, 2014

Церковь Троицы в Троицком-Голенищево в сентябре 2014-го года.

Первые упоминания о селе Голенищево на берегу Сетуни восходят ко второй половине XIV века и связаны с именами святителей Алекcия и Киприана, митрополитов Московских. При Алексии на голенищевской земле был разбит сад, подле которого стояли кельи и клети. Преемник Алекcия, Киприан, и вовсе жил в Голенищево, посвящая досуг переводу церковных книг с греческого на славянский. Здесь же он и преставился в 1406-ом году.

Опричная (то есть особая, построенная святителем для себя) церковь во имя Трёх Святителей была, по всей вероятности, деревянной и стояла на горке, и доcеле известной под именем Трёхсвятской. А в XVII веке в Голенищево действовала деревянная Троицкая церковь с приделом святителя Леонтия. В 1644-ом - 1645-ом годах Ларион Ушаков (зодчий?) построил на её месте новый шатровый каменный храм, сохранившийся до наших дней.

В 1812-ом году Голенищево захватили французы. В храме устроили конюшню, а потом там случился пожар, в котором погиб древний иконостас (уцелело лишь несколько икон).

В 1939-ом году храм закрыли. Антиминсы (платки из шёлковой или льняной материи с зашитой в них частицей мощей какого-нибудь православного мученика) перенесли в церковь Троицы на Воробьёвых горах, а иконостас позаимствовал Сергей Эйзенштейн для съёмок картины "Иван Грозный" да так и не вернул обратно. В голенищевском храме устроили склад сырья и готовой продукции 3-ей картонажной фабрики, затем передали в аренду Гостелерадио СССР, затем использовали как пункт по приему макулатуры и стеклотары.

В 1990-ом году церковь вернули верующим. Первый молебен в ней отслужили 8-го января 1991-го года, регулярные богослужения возобновились в 1992-ом. В 1999-ом году к трапезной части храма пристроили деревянную часовню-крестильню в честь святителя Киприана. Сегодня в храме действуют воскресная школа и приходская библиотека, аудио- и видеотека с записями проповедей и богослужений. Приход шефствует над Домом ребенка в Матвеевском. Издается ежемесячный приходской листок "Киприановский источник".


...И христиане рассказывают очень странную вещь: будто бы Иисус никогда не смеялся. Они изобразили Христа очень печальным, мрачным, трагическим - потому, наверное, что сами много страдали, не находя смысла в жизни. И потому, что ваши церкви превратились в кладбища - радость там больше не живёт. И потому, что ваши священные писания превратились в заспиртованную змею, какую можно увидеть только в музее. Она будет жить долго. Но змея, греющаяся на солнышке, оживает. Змея, сидящая на скале, задремавшая вечерком, змея, ползущая по дереву или плывущая вместе с ветками по реке - эта змея жива. Заспиртованная змея будет жить долго, потому что она мертва. Реальная змея, живая змея, не будет долго жить, - её смерть придет. Заспиртованная змея бессмертна.

Иисус умер. Он был цветком, который расцвёл утром, а вечером ушел. Но Христос, придуманный христианами, живёт. Это заспиртованная змея, закрытая в бутылке, экспонат музея. А священные писания - это приколотые булавками бабочки. Вы можете коллекционировать бабочек и прикалывать их булавками - они будут выглядеть как бабочки, но они уже не бабочки. Ибо что такое бабочка, если она не свободна, не жива, не скитается с одного цветка на другой, если она не окрылённый скиталец - что она тогда? Она ничто. Труп.

Таковы и ваши Библии, и ваши Веды, и ваш Коран. Это придуманные вещи. Иисус, реальный Иисус, является освобождением. Вы же наложили на реального Иисуса вашего собственного Иисуса, который никогда не смеётся. Иисус был человеком совершенно иной природы, он общался с красивыми людьми. Он не общался со святыми - он общался с пьяницами, с картёжниками, с проститутками. Он общался с реальными людьми, с подлинными людьми. Он не общался с мнимыми святыми, он общался с грешниками.

Святые - это приколотые булавками бабочки. Грешники живы - это змея, греющаяся на солнце. Иногда грешники становятся святыми, но их святость совсем иного свойства. Они не принадлежат ни к одной церкви, они не принадлежат ни к одной секте. Может ли святой принадлежать? Святой подобен благоуханию, он свободен, как ветер, - он не может принадлежать. Иисус никогда не принадлежал к кому-либо. Вот почему иудеи гневались на него - они хотели, чтобы он принадлежал. Настоящих святых никогда не признают святыми, ни одна церковь не освятит их как святых. А святые, освященные церковью, - это действительно мнимые, мумбо-юмбо, ложные, искусственные, синтетические, пластиковые святые. Да, они не смеются, это верно. Но Иисус - святой иного рода. Он смеётся, он пьёт, он хорошо есть, он любит. Он был подлинным человеком земли, очень земным, укоренённым в земле...

Колокольня Троицкой церкви и жилой дом на Мосфильмовской. Кто выше?

Всё проходит...

Детская площадка на церковном дворе.

Между церковью и ближайшим жилым домом раскинулся пустырь с голубятней (на фото) и ржавыми гаражами, к которым ведёт сквозь заросли кустов земляная дорога ну совершенно сельского вида. На краю пустыря обитает компания "церковных" бомжей. По утрам они дежурят у церковных ворот (загорелые, чумазые, немолодые), выпрашивая монетки у прохожих, днём разбредаются по своим делам, а вечером возвращаются под стены храма, и голоса их, не слишком трезвые, но неагрессивные, долго ещё разносятся по окрестностям из кромешной темноты.

Днём мимо ночлежки бомжей гуляют местные жители, вечером в двух шагах от неё паркуются дорогие автомобили (рядом стоит элитный жилой комплекс). Бомжи удивительным образом вписались в "архитектуру" одного из самых престижных районов Москвы. Вот что крест животворящий делает!

Дорога к гаражам.

Троицкая церковь от 2-го Мосфильмовского переулка. Уютный "пятачок" с фруктово-овощными палатками в двух шагах от Мосфильмовской улицы.