Туристический портал - NataliSudak

Туристический портал - NataliSudak

» » Где можно погулять в кременчуге. Кременчуг: куда пойти и что посмотреть

Где можно погулять в кременчуге. Кременчуг: куда пойти и что посмотреть

Неподалеку от нашумевших Горишних Плавней есть такой город на реке – Кременчуг. Вы не встретите его в туристических путеводителях. Редкий турист специально сорвется с другого конца Украины, чтобы повидать промышленную столицу Полтавщины. Это родина «КрАЗов», «Укртатнафты», вагоностроителей и многих крупных заводов. Но город может похвастать близостью заповедных плавней Днепра – окружен множеством зеленых островов.

Часто сюда заглядывают по делам, навещают родственников и друзей. Но принимая гостей, сами жители нередко задаются вопросом – что же показать им в своем городе? Куда повести? А если вы самостоятельный путешественник, то найти ответ на этот вопрос будет еще сложнее. Итак, что делать, если вас «занесло» в промышленный городок? Куда податься, чтобы занятно провести свой досуг?

Что посмотреть в Кременчуге: интересные места

С историческими достопримечательностями в Кременчуге не густо. Это не Киев, не Львов, не Одесса. Город не маленький – в нем живет более 200 тысяч кременчужан, и он далеко не из бедных. Рестораны, кофейни, пабы, кальянные просто на каждом углу. Можно неделю провести, не вылезая из баров. И вопрос, чем, собственно, заняться в Кременчуге, отпадет сам собой. Однако бары еще не все. Из Кременчуга можно увезти много снимков с веселыми памятниками и захватывающими панорамами.

Источник фото: Google Maps, автор – Garry Art.

Мост чрез Днепр

Для Кременчуга это такая же визитная карточка, как Эйфелева башня для Парижа или Биг-Бен для Лондона. Он на всех картинах, посвященных городу, на всех плакатах и обложках книг. Так как мост соединяет основную часть города с Крюковом, в обиходе он получил название «Крюковский».

Источник фото: соцсеть ВКонтакте, автор – Стас Осипов.

Мост – «три в одном»: для машин, поездов и пешеходов. Прогулка займет около 20 минут. Подойдет для фотографов, романтиков и любителей экстрима. Отсюда открываются красивые виды на реку, городской пляж, зеленые острова. Особенно впечатляют пейзажи на закате. Ну и немного экстрима в придачу: когда по мосту едут поезда или грузовики чувствуешь, что он просто «ходит» под ногами. Этой достопримечательности скоро 70 лет, и давно ведутся разговоры о том, чтобы отправить мост на пенсию, построив «брата-близнеца». Но мосту, как и всем украинцам, решили увеличить пенсионный возраст – на покой не скоро.

Как добраться : маршрутки № 3Б, 11.

Набережная Кременчуга

Одно из самых популярных мест среди горожан. На праздники порой не найдешь места, чтобы присесть на парапете. С набережной видна захватывающая панорама Днепра и соседних островов. Самый романтичный остров, застывший посреди водной глади, носит изящное название «Фантазия». В советские времена на нем были обустроены пляжи, но теперь он всегда безлюден.

Как добраться : маршрутки № 15, 16, 17.

Колесо обозрения

Посмотреть на Днепр с высоты поможет аттракцион в парке Приднепровский. Парк расположен вдоль набережной.

Источник фото: panoramio.com, автор – Олег Герсдоф.

Памятник щуке

«Плыве щука з Кременчука» – название песни из сборника Тараса Шевченко кременчужане решили увековечить в бронзе. И так на набережной появился памятник щуке. Теперь ее все хотят «подержать в руках», хотя бы на фото. А молодожены кладут ей пальцы прямо в пасть: считается, что тогда их брак будет счастливым.

Источник фото: zik.ua.

Вышиванка на площади Победы

Кременчугскую площадь не так давно «одели» в вышиванку. Дело в том, что раньше в центре главной площади города стоял памятник Ленину. Памятник снесли, но гранитный постамент не сдавался. И «стакан», как его прозвали кременчужане, долго портил панораму площади. В этом году постамент убрали, а площадь украсили украинским орнаментом.

Источник фото: poltava.sq.com.ua.

Музей военной техники под открытым небом

Не удивляйтесь, когда в парке Мира увидите самый настоящий танк и истребитель. Вы попали в Музей военной техники под открытым небом. Среди экспонатов – знаменитая «Катюша», артиллерийские орудия, истребитель МиГ-31 и другое.

Как добраться : маршрутка № 30, остановка «Парк Мира».

Гонг мира

Не спешите уходить из парка Мира. Обратите внимание на оригинальную беседку. Внутри нее – Гонг мира, подаренный городу индонезийскими партнерами в знак дружбы.

Источник фото: panoramio.com, автор – Vitaliy Matyash.

Памятник сантехникам

Кременчугский водоканал увековечил работу сантехников в бронзе: сфотографироваться с можно на территории предприятия.

Источник фото: kremenchug.ua.

Как добраться : до остановки «Горводоканал» (через нее проходят почти все маршрутки города), затем свернуть в переулок Героев Бреста и пройти минут 5.

Светомузыкальный фонтан

Самый ухоженный уголок в городе – сквер им. Бабаева. Летом это чудесное местечко с безупречными газонами, изящными лавочками и фонарями, стилизованными под старину.

Источник фото: etozdorovo.com.

Главное украшение – светомузыкальный фонтан. Вечером здесь всегда людно: многие приходят посмотреть на танец разноцветных струй.

Источник фото: соцсеть ВКонтакте, автор – Богдан Петренко.

А так уютно сквер выглядит осенью.


Источник фото: kremen.today.

Как добраться : маршрутки № 3-б, 11, 28, остановка «Центр».

Остап Бендер

Остап Бендер, который, по его собственному признанию, провел «голодное детство в Кременчуге», стал одним из символов города. Присесть на стол и сфотографироваться с ним можно возле ТРЦ «Галактика».

Источник фото: livejournal.com.

Как добраться : маршрутками № 11, 15, 17, 16 и немного пройти по главной улице города – Соборной.

Аист Гриша

Если будете удачливы, то увидите и эту крылатую достопримечательность. Да-да, самый настоящий аист стал символом города. Долгое время жители делились в соцсетях совместными фотографиями с Гришей (почему именно Гриша – остается загадкой). То он звезда центрального пляжа, то гуляет на рынке, то возле мэрии, то в школьном дворе. Аист стал так популярен, что местная политическая партия использовала его фото для агитации. Но Гриша по-прежнему беспартиен, не агрессивен и любит угощения. Не удивляйтесь, если повстречаете.

Источник фото: youtube.com.

Куда пойти с девушкой в Кременчуге

Остров влюбленных

Городской парк Кременчуга недавно обзавелся очаровательным островом, к которому ведет арочный мост. Часто в беседке, возвышающейся посреди озера, устраивают фотосессии. Романтики добавляют черные и белые лебеди, грациозно скользящие по водной глади. Еще в парке обитают утки. Так что, собираясь сюда, захватите хлеба, чтобы покормить птиц и познакомиться с ними поближе. Крошкам будут рады и рыбы – озеро просто кишит мальками!

Источник фото: Google Maps, автор – Сергей Каптан.

Как добраться : через остановку «Горсад» проходят почти все маршрутки города. Например, № 15-б, 15, 3-б, 11, 17.

Аллея сакур

Каждую весну в городе случается маленькое чудо – розовыми цветом вспыхивают сакуры. Кременчугская аллея совсем не большая и высажена вдоль дороги. Но рядом есть уютный уголок, откуда удобно любоваться нежными цветками. Укрывшиеся в тени лавочки, малозаметные для прохожих, и журчание фонтана создают чарующую атмосферу.

Источник фото: kremen.today.

Как добраться : подойдут маршрутки № 15, 17, 3-Б, 11ж. Ехать до остановки «Мемориал «Вечно живым».

Сердце возле Дворца бракосочетаний

Напротив Дворца бракосочетаний находится романтическое местечко, где фотографируются все молодожены и просто влюбленные пары.

Источник фото: shukach.com.

Как добраться : маршрутка № 15.

Речной вокзал

Красивый вид на Днепр открывается с речного порта. Насладиться им можно, сидя на лавочке – здесь спокойнее, чем на набережной. Корабли причаливают нечасто, но изредка может повезти повстречать теплоход. Оригинально и здание речвокзала, выполненное в виде корабля.

Скала «Гранитный реестр»

Недалеко от центральной набережной находится геологический памятник природы – . Обычно здесь тихо, а на закате открываются шикарные виды на Днепр.

Для ценителей прекрасного: архитектура и театр

Во время Второй мировой город был практически уничтожен. Восстанавливали его буквально из пепла. Поэтому исторических зданий, которые бы радовали глаз изящными формами, почти не осталось. Но, все же, можно найти интересные постройки. Для этого стоит пройтись по центру города, особенно по главной улице Кременчуга – Соборной.

Источник фото: 1ua.com.ua, автор – vkrutev.

Возле площади Победы сохранилось одно из самых известных и старинных городских зданий. Его возвели специально для банка. Свое назначение с тех пор оно не поменяло.

Источник фото: panoramio.com, автор – Taras Kushnirenko.

Загляните в Крюков. Там находится один из самых красивых Дворцов культуры Кременчуга.

Источник фото: panoramio.com, автор – Вадим Новиков.

А неподалеку, на ул. Приходько, сохранился бывший особняк известного кременчугского купца.

Источник фото: panoramio.com, автор – Wad K.

Если увидите афиши с анонсом театральных представлений, не раздумывайте. Много веселья и хорошее настроение вам гарантированы.

Источник фото: соцсеть ВКонтакте.

Куда пойти с ребенком в Кременчуге

В мини-зоопарк, сквер «Сосновый»

Полноценного зоопарка в городе нет, но живой уголок, где можно познакомиться с различными зверушками, найдете в сквере «Сосновый». Здесь же находится просторная игровая площадка.

Источник фото: telegraf.in.ua.

Как добраться : доехать до остановки «Горводоканал», подойдет любой троллейбус и почти все маршрутки.

Покормить белочек в парке «Приднепровский»

В самом известном парке Кременчуга – Приднепровском, живут рыжие красотки. Они совсем не боятся людей и уже привыкли принимать от них угощения. Кроме того, в парке есть аттракционы и огромная игровая площадка.

Источник фото: соцсеть ВКонтакте, автор – Богдан Петренко.

Как добраться : маршрутки № 15, 17.

Сходить в Музей истории авиации и космонавтики

Как добраться : любым транспортом, едущим через мост в сторону Крюкова. Сойти на первой остановке, затем свернуть влево и по трассе дойти до АЗС. Напротив нее видна тропа, которая уходит в сторону реки. Идти минут 10.

Летом даже не стоит размышлять над тем, где провести время в Кременчуге. Ведь он соседствует с плавнями и островами.

Источник фото: panoramio.com, автор – uranus 235.

Часть островов относится к природозаповедному фонду. Но есть и такие, куда можно ехать спокойно. Например, летом моторными лодками заставлены острова Шаламай и Зеленый, а местные живут там и целое лето. Но гостям города придется ломать голову, как туда попасть. Речного сообщения в Кременчуге нет. Поэтому нужно спрашивать на лодочных станциях, кто согласится отвезти вас на отдых.

Источник фото: panoramio.com.

Многие кременчужане – заядлые рыбаки. Присоединяйтесь!

Источник фото: vkfaces.xyz, автор – Денис Заливчий.

Прогулка на теплоходе . В яхт-клубе «Посейдон» можно заказать прогулку на катере и при желании доплыть до соседнего села Келеберда – там открываются красивые виды. Цена – 900 грн/ч.

Чем заняться в Кременчуге: идем за развлечениями

В городе несколько ночных клубов, самые известные из них – «Орех», пати-бар «Vanil», «Joss». Сыграть в боулинг можно в ТРК «Европа», а больше всего столов для бильярда – в «Гранде». Чтобы поупражняться в стендовой стрельбе или стрельбе из карабина, летом езжайте в спортивно-стрелковый клуб «Кречет». Выбор кафе и ресторанов в городе большой. В одном заведении гостей встречает свинка, в другом по вечерам «оживает» пианист, в третьем пол устелен шкурками арахиса... Есть таймкафе, кафе индийской, армянской, японской, белорусской, украинской кухонь. Захотелось фастфуда? Любители Макдональдса найдут его по ул. Киевской.

Источник фото: соцсеть ВКонтакте, автор – Алексанр Гринченко.

Кому хочется сладенького – «велкам» во Львовскую мастерскую шоколада.

Источник фото: kremen.today.

Где остановиться

В городе не менее десятка гостиниц. Самая дорогая из них – «Вертолет», на своем сайте в качестве экскурсий предлагает гостям полеты на вертолете МИ-8.

Источник фото: hotel-helicopter.com.

Самые старые гостиницы города – «Кремень», «Днепровские зори». Для экономных туристов в городе есть пара хостелов, цена – от 100 грн в сутки. И большой выбор предложений о посуточном съеме жилья.

Подобрать отель в Кременчуге вы можете по .

В помощь гостям города

  • В городе ездят троллейбусы и маршрутки. Маршрутки курсируют почти каждую минуту, проезд – 4 грн. Они работают всю ночь, но после 23:00 – по 7 грн. Поздно ночью можно рассчитывать только на маршрут № 17.
  • В городе есть бесплатная сеть Wi-Fi. Она охватывает парки и скверы Кременчуга.
  • Сел ноутбук? Нужен срочно компьютер? Воспользоваться можно бесплатно в библиотеках города. Только паспорт с собой прихватите.
  • Застряли на дороге? Нужно подсобить с машиной? В городе есть сообщество взаимовыручки на дороге – помогают бесплатно. Найти их страницу можно в соцсети ВКонтакте.
  • В Кременчуге почти нереально потеряться. Весь город сосредоточен вокруг одной длиннющей магистрали.
  • Главная улица города – Соборная. Если найти нее, то легко сориентируетесь в дальнейшей прогулке по городу. Надеемся, она оставит у вас только позитивные впечатления!

Кременчуг - огромный промышленный город (224 тыс. жителей, а с городами-спутниками и все полмиллиона) в сотне километров от Полтавы, Кировограда (Кропивницкого) и Днепр(опетровск)а. С показанной Полтавой он соотносится примерно как Череповец с Вологдой: там - административный и культурный, а здесь - экономический и транспортный центр. Но уникальность Кременчуга в том, что он стоит на двух берегах Днепра примерно в том месте, где историческая Малороссия сменялась исторической Новороссией, и это показательно: от знакомых киевлян слышал, что по результатам выборов в Кременчуге безошибочно прогнозируются результаты выборов по всей Украине. А вот в плане достопримечательностей тут, скажем прямо, откровенно скучно...

Из Полтавы в Креченчуг я ехал на частной маршрутке, телефон которой узнал на одной из полтавских автостанций. В салоне крутили кино, и что характерно, на русском. Я больше смотрел в экран, чем в окно, маршрутка подпрыгивала на колдобинах одной из убитейших дорог, что я знаю (не львовское Прикарпатье, конечно, но сравнимо), однако в какой-то момент краем глаза я увидел, что пейзаж за окном изменился:

Кременчуг, в отличие от едва ли не всех показанных ранее в этой серии городов, не имел древнерусского прошлого. Но с 14 века, побед Литвы над Золотой Ордой, на этом месте известен рыбацкий хутор, близ которого в 1550 году был создан "речной загон" (база казацкой флотилии, державшая под контролем татарские переправы), а в 1637 году - крепость, вместе с Кодаком (прототип ) державшая под прицелом уже Запорожскую Сечь. Запорожцы, конечно, тоже не растерялись, и в том же году на правом берегу Днепра возникла казацкая слободка Крюков, ну а дальше казаки и вовсе погнали поляков. При Гетманщине Кременчуг уже числился городом, но фактически он оставался глухой периферией до 1764 года, когда в российских столицах впервые было сказано - "Новороссии быть!". На землях Дикого поля, на запорожских кочевьях, к которым добавились колонии сербов-граничар , была учреждена Новороссийская губерния, и Кременчуг как самый нижний на тот момент город на Днепре стал её центром, и формально оставался таковым до 1783 года, а фактически - и до 1796, пока ниже по Днепру строился Екатеринослав. Потом Кременчуг и вовсе вернули Малороссии, и с 1802 года он стал уездным городом Полтавской губернии. Но те 30 лет не прошли даром - город успел разбогатеть, обрасти связями и традициями, и не спешил сдавать позиции, к началу ХХ века с населением 61 тысяча человек оставаясь крупнейшим городом всей Левобережной Малороссии, превосходя губернские Полтаву и Чернигов. Но увы - тот город был стёрт с лица земли войной а в позднесоветское время окончательно переродился в индустриальный гигант. В 1958 году выпустил свой первый грузовик знаменитый КрАЗ, в 1960 дала первый ток Кременчугская ГЭС в Светловодске (тогда он назывался Хрущёв, пока сам Никита Сергеивич не отменил это название, подчинившись им самим же принятому закону), в 1966 заработал крупнейший на Украине нефтеперерабатывающий завод (по мощности сравнимый , но только работает он сейчас на 25-30%), в 1970 - Комсомольский горно-обогатительный комбинат, важнейший наряду с поставщик сырья для украинской металлургии, для которого специально построили город Комсомольск, недавно шумно переименованный в деревню Горишни (Верхние) Плавни. То есть, что мы имеем по сути: абсолютно среднеукраинский по истории и расположению город с абсолютно восточно-украинской индустриальной современностью.

По Кременчугу у меня получилось две прогулки - я приехал сюда в сумерках, выжал из них всё что мог дотемна, да уехал на такси в фиговенькую гостиницу где-то в глубине завокзальной промзоны. Утром я пошёл гулять буквально с первыми лучами солнца - до вечера предстоял непростой автостопный рывок на Кировоград через Чигирин с прогулками по трём городам, и на счету была буквально каждая минута. Вокзал я проходил, однако, в обоих прогулках, и уже толком не помню, на каких кадрах утро, а на каких - вечер.

Железная дорога пришла сюда в 1870 году, та же самая, что и в Полтаве, магистраль Харьков-Николаев и даже с таким же точно вокзалом. Более того, - магистраль с 1888 года была фактически Либаво-Кременчугской, связуя Балтику не просто с украинской житницей, а с Днепром и стало быть Чёрным морем. Старый вокзал, такой же, как в Полтаве, был разрушен в войну:

За вокзалом - промзоны, одноэтажные предместья, далёкие микрорайоны, известные под общим звучным названием Занасыпь, и с привокзальной площади туда ведёт 350-метровый извилистый путепровод:

Привокзальная, а некогда Ярмарочная площадь отмечена Георгиевской часовней. Она была в 2006 году построена железнодорожниками в память Георгия Кирпы , министра транспорта Украины, по происхождению (Хмельничина) и карьере (Львовская железная дорога) явного западенца, но при этом умеренно-пророссийских взглядов. Бесспорно и то, что "Укразализница" при нём процветала, что я сам очень хорошо помню по визитам на Украину в 2004 году, да и построили при нём - и России тогда не снилось ни таких дорог, ни таких поездов и вокзалов. Не раз сталкивался с мнением, что именно Кирпа мог быть потенциальным спасителем Украины, который обеспечил бы стране развитие, не допустил бы поляризации и не дал бы разгуляться олигархической игре престолов. Но после выборов 2004 года Кирпа застрелился, и если это правда было самоубийство (в чём, как нетрудно догадаться, есть большие сомнения), то может быть он просто понимал, на какую кривую дорожку встала его страна? И как же показательно, что часовней его увековечили здесь, в Медианном городе.

В основном центр Кременчуга выглядит так, и откровенно говоря, это один из самых унылых городов, что я видел. Старый город был разрушен войной, а большая индустрия пришла сюда лишь при Хрущёве и Брежневе, поэтому облик Кременчуга определяют пятиэтажки и самый примитивный вариант сталианса, у подножья которых то и дело попадаются "уездные" домики. При этом город ухожен, оживлён (не в 6 утра, конечно, когда снят этот кадр) и явно богат - здешние заводы, особенно машиностроительные, исправно работают, а потерю рынков им хоть частично смогла компенсировать армия.

Кременчуг делится на два района - Автозаводский и Крюковский, разные настолько, что я бы их назвал отдельными сросшимися городами. Границей их логичнее всего представить Днепр, но нет: Крюковский район помимо заречного Крюкова включает и центр Кременчуга с вокзалом, Автозаводский же охватывает промышленные районы КрАЗа и нефтезавода вдали от реки. Обе мои прогулки начинались от вокзала, но в разные стороны и к разным районам.

Прогулка первая, вечер . Автозаводский район .

От вокзала по прямой уходит короткая шумная улица Халаменюка, и напротив привокзальной площади - превосходящая её размером парковка перед торговым центром "Амстор". Тогда я покупал в нём ужин, а сейчас на викимапии он отмечен закрытым. Дальше по улице - ДК "Кредмаш", и я долго ломал голову над тем, что же за технику он делает (банковское оборудование?), пока не понял, что это значит "Кременчугский завод дорожных машин", выпускающий асфальтосмстильные установки. Он зародился ещё в 1870-е годы, тогда выпуская, как и большинство машиностроительных заводов Юга, сельхозинвентарь. Его маленькая площадка - сразу за ДК, а от фасада ДК начинается Соборная улица (на момент поездки - Ленина), которая пригодится нам во вторую прогулку.

С другой стороны завода - Городской сад, заложенный ещё Потёмкиным в 1787 году, к визиту Екатерины II в тогдашний центр Новороссии:

Напротив - сквер "Космос" с простенькой Троицкой церковью (1999) и монументом комсомольцам (1972), не знаю, декоммунизированным с тех пор или ещё нет.

Церковь гораздо интереснее смотрится "в профиль ", чем со стороны апсиды, но ближе к ней я не подходил. Это преемница старой Троицкой церкви (1915), снесённой ещё в 1930-е годы. Ныне мне встречался оборот церковь Троицы на Электростанции:

Сама электростанция - чуть дальше, за хитрой пятилучёвой развязкой, отделяющей Автозаводский район, вглубь которого уходит широкий до просторного проспект Свободы,на момент поездки ещё бывший проспектом 60-летия Октября - именно к этому времени, судя по внешнему виду, и сформировался район.

А с электростанции и пожарного депо он судя по всему начинался - хотя сама электростанция потянет на 1920-е годы, а пожарный комплекс и вовсе на дореволюционку, на самом деле всё это было построено к 1950 году:

Граффити на стене электростанции с тенями поверивших людей:

Большая часть проспекта Свободы выглядит так, и мощь брежневских районов в промышленных городах Украины неизменно впечатляет:

Минут 20 я шёл до следующей площади у развилки дорог на Полтаву и Киев:

Тут есть "Макдональдс", но я сфотографировал не его:

Напротив фонтана - мемориал "Вечно живым" (1973) на месте одного из лагерей военнопленных. Их в Кременчуге было несколько, и погибло в них до 100 тысяч человек. Здесь герой сюжета - военный врач, который в развёрнутом немцами госпитале тайком лечил и раненных пленных, за что в итоге был казнён.
Кременчуг по украинским меркам столь богатый город, что может позволить себе поддерживать вечный огонь:

Мемориал открывает Жилгородок (1950-52), своего рода исторический центр Автозаводского района. На ту же площадь выходит типовой послевоенный Дворец Культуры КрАЗа:

Чуть солиднее смотрятся промышленные корпуса всяческих старых мельниц да фабрик:

А вот из храмов уцелел лишь старый костёл (1910), в 1990-х годах ставший православной Никольской церковью:

В одном из дворов близ главной улицы притаилась синагога, при ближайшем рассмотрении оказавшаяся новоделом:

Не вполне очевидно, что почти половину населения уездного Кременчуга, то есть порядка 30 тысяч человек, составляли евреи, и среди уездных городов более крупной общиной мог бы похвастаться только . Здесь было 3 хоральных синагоги и 30 молельных домов, но и не нашлось прославленного хасидского цадика или писателя на идиш, поэтому о былом масштабе не напоминает ничего.

А вот православных храмов в Кременчуге было немного (). Например, Спасо-Преображенская церковь (1801-20) среди бескрайних кварталов мещанских домов:

И хотя на их месте теперь многоэтажки, из многих двориков совершенно чеховский уездных дух не выветрился по сей день:

А кое-где мусорные баки, облик которых точнее всего описывает слово "ку":

Теперь пройдёмся в сторону Днепра по главной улице - ныне Соборной, при Советах Ленина, а во времена оны и вовсе Екатерининской. В километре от уже знакомого ДК "Кредмаша" она проходит между сталинок-"ворот":

По соседству обязательная в промышленном городе сталинка с башней:

А дальше между Соборной и параллельной ей улицей Игоря Сердюка раскинулся бывший Октябрьский сквер, а в июле переименованный в сквер Олега Бабаева . Последний, с совершенно невероятным отчеством Майданович - не герой Небесной Сотни или АТО, а местный градоначальник, убитый киллером летом 2014 года, и не берусь предполагать, кому именно он помешал и насколько был популярен в народе. В сквере памятник Солдату-освободителю, поставленный в 1949 году, когда вокруг ещё лежали обгорелые руины:

В конце бульвара - памятник жертвам репрессий да пара старых домиков: отсюда до Днепра их концентрация будет наибольшей. Кадр снят по сути дела с их бывшего двора, а выходящие на параллельную улицу Игоря Сердюка фасады я умудрился проглядеть. Левый принадлежал кондитетру Силаеву , правый - бургомистру Казачеку . Но самое странное здание этого бывшего дворика - башенка, похожая на уделанную при Советах часовню, ныне занятая кафе:

Впереди ещё одна, зареновированная башня:

Ещё один кусок дореволюционки с мозаикой на бывшем брандмауэре:

За следующим перекрёстком - банк (1900-03):

На первый взгляд кажется странным, что приречная часть города сохранилась лучше районов вдали от Днепра. Но дело в том, что сильнее всего война разрушала города на западных берегах рек - на восток немцы шли блицкригом, на запад отступали, цепляясь за каждую пядь, и скорее всего, потеряв укреплённые окраины, из прибрежных предпочли отойти к укрепленным позициям за Днепр, не дожидась, пока Красная Армия начнёт топить их в реке. На задворках банка - очень трогательные памятник "Первый день после войны", а сами задворки обращены на пустынную площадь Победы:

Напротив него до майдана стоял явно не типовой Ильич. Вид его "пенька" промежуточный между областным центрами (где они обычно разрисованы сюжетными граффити да расписаны стихами) и глубинкой (где они стоят сиротливо).

Слева - памятник борцам Революции (1938), не знаю, целый ли ещё спустя почти год. Судя по всему, в названии площади речь идёт о победе в Гражданской войне:

До Великой Отечественной же здесь стоял главный храмовый комплекс узедного Кременчуга - Успенский собор (1808-14) авторства Джакомо Кваренги и зимняя церковь-колокольня Александра Невского (1858-63):

И Александровское реальное училище (1878), теперь колледж. Вообще, складывается впечатление, что действительно красивым уездный Кременчуг никогда не был, а представлял собой что-то вроде Кривого Рога или Сургута, только 19 века - большой и богатый город, не слишком заботившийся о своей внешности. Обзор сохранившихся памятников архитектуры есть в украинской википедии .

Мы всё ближе к ближе к речному фасаду, к переходу с Левого берега Украины на Правый. Ниже площади Победы - Приднепровский парк, в котором много и вполне ухоженных углов, но мне больше запомнился расписанный загадочными надписями заброшенный кинотеатр. Загадочная надпись "Слоны не сдохли" видимо напоминает вот об этом эпизоде , когда в одном из скверов Кременчуга паслись цирковые слоны.

А на краю парка - старейшие постройки Кременчуга, комплекс Штаба военных поселений (1853-54) на месте и возможно с фрагментами ещё более старых Присутственных мест Новороссийской губернии:

На каменистый днепровский берег я вышел, к счастью, ещё до этого эпизода, поэтому заснял его спокойно. Днепр здесь в своём естетсвенном русле, и скажем прямо - не очень-то широк, дай бог если полкилометра. Посредине - скалистый островок Фантазия, где наверное хорошо уединяться на противоположной городу стороне:

Под Приднепровским парком - гранитная набережная как бы не 18 века, по крайней мере на дореволюционных фотографиях она есть:

В конце которой - Гранитный реестр, то есть скала, на плоском камне которой с конца 18 века фиксируется уровень наводнений. Такие были и в других городах, например под Запорожьем, но большинство из них с постройкой ГЭС ушли в воду навечно, этот же скорее всего, напротив, не затопит уже никогда:

Я пошёл вниз по течению. Речной вокзал выглядит "с иголочки", хотя пассажирских судов здесь нет уже давно. Дореволюционный же Кременчуг был одним из крупнейших портов Днепра, и даже первый трамвай в нём ходил от вокзала до пароходной пристани:

За пустынным пляжем виднеется Крюковский мост, а значит пришло время перейти через Днепр:

Что я и сделал на маршрутке, фотографируя из её заднего окна. Мост построен в 1945-49 годах, и роскошные пилоны с двух концов напоминают, что этот ещё и памятник Победе. Длина его на самом деле не очень-то велика - 1,2 километра, но субъективно мост кажется грандиозным. Ниже по течению в воде ещё остались фргменты опор старого моста, построенного в 1872 году для Харьковско-Николаевской железной дороги.

Правый берег встречает памятником (1940) матросам Днепровской флотилии, воевавшим на гражданской войне, и плакатом-свидетельством новой войны.

Крюковский посад оформился напротив Кременчугской крепости ещё в 17 веке, и первыми жителями его были запорожцы, приглядывавшие, точа сабли да покуривая трубки, за поляками, которые приглядывали с бастионов Кременчуга за ними. В 1752-64 годах здесь расквартировались граничары Новой Сербии, с упразднением которой Крюков стал местечком Новороссийской губернии, а с её упразднением - был включён в состав Кременчуга. Говорят, фактически местное самоуправление работало до 1817 года, отказываясь подчиниться управа за рекой, но в любом случае Кременчуг стал первым городом на двух берегах Днепра - перешагнул реку лишь в конце 19 века, Киев и Запорожье так и вовсе только при Советах, а и города одного берега даже сейчас. Но по ощущениям Крюков - всё ещё другой город, более тихий, сонный и ветхий, чем совершенно областной по ритму жизни Кременчуг. Есть здесь и свой индустриальный гигант - Крюковский вагонзавод , основанный с приходом железной дороги в 1768 году и со временем ставший одним из главных в СССР. Он стоит довольно далеко от Днепра, фасадом обращён в противоположную центру сторону к призаводской слободке Раковка, но я туда уже не поехал, тем более завод считается военным и рисковать спалиться ещё и там мне совсем не хотелось.

От моста вглубь узкого треугольного Крюкова ведёт длинная улица Ивана Приходько , и здесь это название до некоторой степени колониальной - в честь наиболее успешного директора левобережного КрАЗа: "Крюков - це Кременчук!". В её начале преобладают сталики - здесь, в отличие от центра, приречная часть была разрушена сильнее:

И Чуркина (1901) с чрезвычайно красивым фонарём:

Не дом, но ворота. За железной дорогой есть ещё один Успенский собор (конечно же, не чета погибшему левбережному) и дом-музей Антона Макаренко , молодость проведшего в Крюкове.

Но в основном Крюков выглядит так:

На станции Крюков из старины остался лишь вот этот домик с заложенными окнами:

Старый вокзальчик был явно типовой, но всё же поинтереснее того, что на его месте ныне:

Самое же примечательное здание района - ДК имени Котлова (1925-27) в запоздалом до советских времён, но совершенно узнаваемом стиле украинского модерна:

И в общем я согласен с тем, что многого в Кременчуге не увидел. Но я спешил и был уставшим, и в ситуации, когда этот приезд на Украину вполне может оказаться последним, откровенно жалел времени, потраченного на Кременчуг. Может, приедь я сюда неспеша на денёк, впечатление было бы иным, но мне Кременчуг запомнился самым унылым из крупнейших городов Украины.

У памятника бойцам Днепровской флотилии, на тихой улице между многоэтажками и днепровскими плавнями, я поймал ПАЗик до города гидроэнергетиков Светловодска, долго взбиравшийся на холмы высокого правого берега, с которых за деревьями то и дело открывалась синяя гладь водохранилища. В Светловодске же я перескочил на маршрутку в сторону Чигирина, намереваясь проехать в ней докуда возможно и в сам Чигирин дальше прорываться автостопом. О том, что из этого вышло - в следующей части. Конец уже близок, а я от всей этой темы устал ещё больше, чем вы...

УКРАИНА и ДОНБАСС-2016
. Обзор и оглавление.
Две стороны одной войны - см. оглавление.
ДНР и ЛНР - см. оглавление.
Винница, Запорожье, Днепр - см. оглавление.
Киевская Русь - см. оглавление.
Малоросское кольцо - посты будут.
. Детинец..
. Улица Соборности.
. Центр.
. Окраины.
. По следам Полтавской битвы.
Кременчуг. Город на двух берегах.
Чигирин и Субботов. С чего всё начиналось...
Кировоград (ныне Кропивницкий). Большая Перспективная.
Кировоград (ныне Кропивницкий). Улицы старого города.
Кировоград (ныне Кропивницкий). Предместья.
Киев до и после Майдана - посты будут.

Кременчуг - город областного подчинения, который расположился в центральной Украине, в Полтавской области. Он не входит в состав одноименного района, но является его административным центром. Большая часть города лежит на левобережье Днепра, и лишь малая ее часть, а именно Крюков, лежит на правом берегу.

В Кременчуге есть такие районы, как Автозаводской и Крюковский, а состоит город из левобережной и правобережной частей, которые соединяются между собой Крюковским мостом. Через город также проходят аводороги «Александрия - Харьков» и «Днепропетровск - Киев». Сам же город протянут с юга на север, а его ширина не более 8 км.

В состав Кременчугского района входит 19 сельских советов.

По результатам главного управления статистики, население города составляет 224,997 человек, а плотность населения составляет 2460 чел/км 2 .

Тем, кому интересно, чем сегодня живет город, рекомендуем ознакомиться с актуальной информацией о Кременчуге:

История Кременчуга

Основание

Официальная дата основания Кременчуга приходится на 1571 год. Польский король Сигизмунд ІІ подписал универсал в котором указал, что необходимо соорудить крепость, чтобы защитить Приднепровье от постоянных нападений крымских татар. Название города берет от турецкого слова «Кременчук» и означает «Маленькая крепость».


Город на Днепре

В 1638 году в городке возведена крепость, план которой составил военный инженер из Франции Гийом Левассер де Бонплан. Тогда же возник и уже упоминаемый Крюков.

Кременчуг был торговым городом, где устраивались ярмарки, которые посещали торговцы из разных городов и стран, а также постоянно продавали зерно, лес и соль.

История в составе царской России

В 1764 году Кременчуг был в составе Новороссийской губернии и в 1765-1783 считался ее губернским городом.

Во время русско-турецкой войны (1787-1791 гг.) в городе базировались русские войска. Именно тогда здесь был построен оружейный завод с кузнечным, слесарным, литейным и другими цехами. А в 1788 году в кременчугском госпитале лечился известный полководец Александр Суворов, который был ранен во время Кинбургского боя.

С 1796 года город стал относиться к Малороссийской губернии, из-за исчезновения Екатеринославского наместничества. В 1798 году у Кременчуга появился свой герб, а в 1802 году он стал уездным городом Полтавской губернии.


В 1782 году здесь, впервые в стране, была открыта консерватория. Причиной открытия стало посещение Кременчуга Екатериной ІІ. Директором консерватории был Джузеппе Сарти, композитор из Италии.

С момента соединения Кременчуга с Крюковским посадом он стал самым крупным торговым и промышленным городом в Полтавской губернии. За это время здесь были основаны суконная и чулочная фабрики, кожевенный завод и другие предприятия, также правобережная часть стала центром соляной торговли.

С развитием капитализма в 1861 году здесь появляются новые заводы и фабрики, перестраиваются старые. В 1873 году появляется железнодорожный мост, проходящий через Днепр. В конце ХІХ века уже функционируют железная дорога, электростанция, библиотека, уездная школа, театр, прогимназия и многое другое, а в 1899 году появляется и первый трамвай.



Кременчуг в годы войны

В 1941 году, 9 сентября, Кременчуг захватили фашисты. За время войны здесь разрушены все учебные и культурные заведения, 93 промышленных предприятия, железная дорога, электростанция, мост, который проходил через Днепр, а также 97% жилого фонда.

В 1943 году, 29 сентября, пятая Гвардейская Армия Степного фронта освободила город от захватчиков. Именно в этот день жители Кременчуга отмечают День города.

Послевоенное время: восстановление инфраструктуры и активное развитие промышленности

После войны здесь активно начала развиваться тяжелая промышленность, было построено 3 кременчугских машиностроительных завода: вагоностроительный, автомобильный и завод дорожных машин. В 1959 году жители впервые увидели «КрАЗы».

За 20 лет (1960-1980 гг.) в городе были построены комплекс химических предприятий, мощнейшая ТЭЦ в области, один из мощнейших в Европе нефтеперерабатывающий завод и, конечно же, новые дома.

Инфраструктура и промышленность современности

Сегодня в городе на Днепре работают машиностроительные и перерабатывающие предприятия: 11 заводов, которые специализируются на производстве вагонов, автомобилей, переработке нефти, колес, изготовлению хлебобулочных и алкогольных изделий, обработке мяса, молока и пр.; кожевенно-шорный комбинат; 2 швейных и одна табачная фабрики; кондитерские фабрики «Лукас», «РОШЕН», «Ромашка» и др.


«АвтоКрАЗ»







В городе работают большой порт, аэродром, Кременчугская ГЭС. В Кременчуге функционируют два железнодорожных вокзала: «Крюков-На-Днепре» и «Кременчуг» - одна из самых больших станций Южной железной дороги. Кременчуг имеет прямое ж/д сообщение с Харьковом, Одессой, Киевом, Днепропетровском, Львовом, Москвой и другими городами.



Речной порт

Достопримечательности, образование, культура и социальная сфера

В Кременчуге находится много достопримечательностей:

  • музеи,
  • художественные и картинные галереи,
  • разнообразные памятники (революционным матросам, партизанам-подпольщикам, сантехникам и др.);
  • скала «Гранитный репер»;
  • обелиск погибших;
  • стела в честь 400-летнего юбилея города;
  • бульвар Пушкина;
  • сад «Альпийская горка»
  • щука из Кременчуга и многие другие.


Краеведческий музей




Сфера образования Кременчуга представлена следующими учебными заведениями:

  • 21 общеобразовательная школа.
  • Специализированная общеобразовательная школа.
  • Вечерняя школа.
  • Учебно-воспитательное объединение.
  • Частная школа.
  • Еврейский научно-воспитательный комплекс.
  • Школа-интернат.
  • 6 лицеев.
  • 2 гимназии.
  • 4 колледжа.
  • Академия развития гуманитарного образования.
  • Высшее профессиональное училище.
  • Техникум железнодорожного транспорта.
  • Педагогической училище.
  • 2 профессионально-технических училища.
  • Кременчугский институт Днепропетровского университета экономики и права.
  • 3 университета.



Социальная сфера включает центральную районную больницу, две участковые больницы и 8 амбулаторий, также в городе работает санаторий-профилакторий «Вербиченька». Кроме этого есть 2 музея и 2 галереи, Городской дворец культуры и 3 ДЮСШ.

Известные личности Кременчуга

Город может гордиться украинскими и мировыми знаменитостями, которые здесь родились и выросли:

  1. Алексей Леонов - первый космонавт, Герой Советского Союза, почетный гражданин города.
  2. Педагог и писатель Антон Макаренко.
  3. Певец и киноактер, народный артист СССР Леонид Утесов.
  4. Еврейский советский литератор, критик и публицист Генех Казакевич.
  5. Украинские футболисты Максим и Павел Пашаевы.
  6. Израильская детская поэтесса и писательница Мириям Ялан-Штеклис.
  7. Поэт и прозаик Эммануил Казакевич.
  8. Американский авангардный композитор и пианист Лев Орнштейн.
  9. Украинская профессиональная бильярдистка Анастасия Ковальчук.
  10. Мастер спорта, олимпийский чемпион 1980 г. в толкании ядра, неоднократный чемпион СССР Владимир Киселёв.
  11. Американский композитор Дмитрий Тёмкин.
  12. Офицер Советской армии Александр Печерский.
  13. Боксер-профессионал, чемпион мира в полусреднем весе по версии WBA Вячеслав Сенченко.
  14. Украинский футболист, игрок Премьер-лиги Дмитрий Лепа.
  15. Актер театра и кино, народный артист РСФСР Владимир Заманский.

Справочная информация Кременчуга

Город на карте обозначен следующими координатами: 49˚04’39” с.ш. 33˚25’26” в.д. Его площадь составляет 109,6 км2.

Телефонный код города: +38005366.

Почтовые индексы Кременчуга: 39600-39689.

Город расположен в часовом поясе UTC+2 ч (+3 ч - с учетом перевода часов на «летнее время»).

Здание Кременчугского городского совета находится по адресу: 39600, г. Кременчуг, площадь Победы, 2.

На сегодняшний день действует более 50 церквей разных конфессий. Среди верующих наибольшую часть составляет православная церковь (Украинская православная церковь – Киевский патриархат и Украинская православная церковь (Московский патриархат)). Им принадлежит и большинство храмов города.

Музеи Кременчуга

Действуют два коммунальных музея: краеведческий музей и Музей А.С. Макаренко. Также работают 5 общественных народных музеев и открылись Центр культуры и досуга, Городская картинная галерея, Картинная галерея Натальи Юзефович.

Гранитная скала на берегу Днепра, геологический памятник природы и старинный геодезический знак (репер). Является выходом серых биотит-плагиоклазовых магматитов возрастом 2,5-3 млрд. лет. На скале, возвышающейся на 5-6 м над уровнем реки, склон к Днепру ступенчатый. На этом склоне с ХVIII века отмечали уровни Днепровских наводнений. Первая отметка 1787 г., затем 1789, 1820, 1842, 1845, 1877, 1888, 1895, 1915 и последняя дата 1942 год.

Адрес: г. Кременчуг, Набережная

Ул. Тимирязева. В самом начале улицы у линии ж.д.

По другую сторону дороги от памятника революционным матросам Днепровской флотилии стоит скромный обелиск на могиле мостостроителей, погибших при подрыве ледяных полей во время ледохода на р. Днепр 30 марта 1946 г. Ценой своей жизни четверо воинов-сапёров спасли от разрушения строившийся железнодорожный мост через р. Днепр, обеспечив тем самым его скорейшее восстановление. Восстановленный мост позволил открыть бесперебойное движение поездов по Южной железной дороге в сторону Знаменки, Одессы, а с юга - на Харьков и Ромодан.

В сентябре 1971 года на площади Революции в честь 400-летнего юбилея города была установлена стела, представляющая собой четыре 18-ти метровых пилона, увенчанные серпом и молотом. Украшают стелу изображения старого и нового Герба города. Авторы памятника Кременчугские художники А. Котляр и Л. Сидоренко. Пилоны, символизирующие четыре столетия, облицованы листами нержавеющей стали. Всё сооружение, устремлённое в высь, смотрится легко и торжественно и сразу стало символом нового Кременчуга, его визитной карточкой.

22 февраля 1990 было принято решение горисполкома № 137 «О сооружении памятника Т.Г. Шевченко в Кременчуге», определенное место для него и установлен памятный знак (бульвар Пушкина, возле Проминвестбанка). В городе начался сбор средств. Но монумент в этот раз не был установлен. Эпопея продолжалась: в 1994 году заложили символический первый камень будущего памятника уже в другом месте – на набережной Днепра. И только 10 лет спустя, 19 апреля 2004 года бронзовая фигура Т.Г. Шевченко наконец была установлена. Торжественное открытие его состоялось в день перезахоронения поэта 22 мая 2004 г.

Считается, что гений украинской и мировой литературы в 1843 и 1845 гг. посещал город. По крайней мере, маршрут его путешествия Украины пролегал таким образом, что непременно должен проходить через город. Свидетельством этого считаются упоминания о Кременчуге и Крюкове в произведениях «Служанка» и «Капитанша».

Музей был основан в 1937 году. В основу экспозиции музея были положены коллекции учительского института и отдела народного образования. В годы войны здание музея было разрушено, а его коллекции разграблены. Вновь экспозиции музея открылись в 1975 году в реконструированном здании. На трёх этажах нового здания разместились отделы природы, дооктябрьского периода и отдел современной истории города. Кроме того, в музее проводятся самые различные выставки: работы художников, скульпторов, вышивальщиц, народных умельцев. В его фондах насчитывается более 60 тысяч экспонатов: археологическая коллекция эпохи железа, раннеславянского периода, этнографические коллекции, старинные книги, документы, фотографии. Фонды музея постоянно пополняются новыми экспонатами и документами.

От дворца Г.И. Петровского берёт своё начало одна из самых красивых улиц Кременчуга – бульвар А.С. Пушкина. Длинна бульвара 600 м.

В центре бульвара устроен сквер, засаженный ивами, берёзами, каштанами, рябинами, высажено большое число розовых кустов. Пешеходная зона украшена фонтанами, установлены светильники под старину и скамейки. На полукруглой площади установили мраморный бюст великому поэту – А.С. Пушкину. Авторами памятника являются скульпторы И. Ястребов и Ю. Шорохов, архитекторы Л. Расстрыгин и С. Ткаченко. Имя Пушкина улица приобрела в год празднования 100-летия со дня рождения Александра Сергеевича. До этого улица носила другое имя – Городовая. Пушкин дважды побывал в Кременчуге: в мае 1820 года по дороге в Екатеринослав и в августе 1824 года по дороге из южной ссылки в Михайловское. Останавливался он в доме родителей своего друга по лицею А. Дельвига. Дельвиг после окончания учёбы гостил летом в надднепрянском городе, тепло о нём отзывался и в письмах приглашал Пушкина к себе погостить. Кременчужане помнят и чтят великого поэта. Память о нём увековечена в названии самой красивой улицы города.

Город был освобождён к вечеру 29 сентября 1943 года после упорных боёв войсками 5-й гвардейской армии генерала А.С. Жадова, 53-й армии генерала И.М. Манагарова при поддержке авиации 5-й воздушной армии генерала С.К. Горюнова. Непосредственно за город дрались 97-я гвардейская Полтавская дивизия, 6-я гвардейская воздушно-десантная дивизия, 214 стрелковая дивизия, 219-я танковая бригада, 469-й миномётный полк, 1902-й самоходно-артиллерийский полк, 308 гвардейский миномётный полк. Все эти соединения получили почётное наименование "Кременчугских".

На территории речного вокзала разбит сад «Альпийская горка». Выстроены многочисленные скальные горки с водопадиками и фонтанами. Всё усажено цветами, декоративными растениями, проложены тропинки, вымощенные камушками. Среди этого царства зелени и всевозможных красок цветов красуются бронзовые персонажи сказок: Белоснежка и семь гномов, Кот в сапогах, крокодил Гена и Чебурашка, черепаха Тортила, Буратино с золотым ключиком. В небольших озерцах плавают золотые рыбки. Среди клумб возвышаются тонкой работы макеты соборов. Особенно от этих чудес в восторге детвора: пересчитать гномов, посидеть на скамейке рядом с крокодилом Геной и Чебурашкой, постоять возле Кота в сапогах, найти спрятавшуюся среди травы черепаху. Сюда, непременно, хоть раз приходил каждый кременчужанин, приходят и многочисленные гости этого города.

В 1968 году в честь 50-ти летия комсомола и в память о десятках и сотнях молодых патриотов-кременчужан, отдавших свои жизни в годы гражданской и Отечественной войны, в сквере по улице Ленина был сооружен памятник комсомольцам 20-х – 30-х годов. На вымощен¬ной бетонными плитами площадке установлена стела из мрамора. С одной стороны белокаменной плиты – горель¬ефное изображение комсомольцев и надпись – «Памяти всех, кто дал нам счастливую и радостную жизнь, спокой¬ное и чистое небо, – комсомольцам 20-х – 30-х годов бла¬годарные потомки – комсомольцы 60-х годов». На проти¬воположной стороне плиты – горельефное изображение комсомольцев 60-х годов. На выступающем торце стелы надпись: «50 лет ВЛКСМ, 1918-1968». Стоят в Почётном карауле у памятника голубые ели, цветут у подножья цветы – жизнь продолжается, память остаётся.

August 27th, 2012 , 07:56 am

Кременчуг, расположенный в Полтавской области, ведёт свою историю с 16 века. Начинался он с крепости, призванной охранять прилегающую территорию и переправу через Днепр. Название города жители чаще всего связывают со словом "кремень", что подтверждает частое использование его в местном обиходе. Кременчуг - город промышленный, дающий 7% бюджета Украины. Местная продукция была известна ещё в Советском Союзе. Например, грузовые автомобили КрАЗ изготовляют здесь. Наличие большого количества заводов имеет свои отрицательные и положительные стороны для населённого пункта. К последним, кроме создания рабочих мест, можно отнести вклад предприятий в благоустройство города. Завод "Кредмаш" высадил новую березовую рощу.


А у проходной красуется внушительный фонтан.

Он установлен Колёсным заводом. Как сказали продавцы торговых точек по соседству с ним, чёткого графика работы у фонтана нет, вот и сегодня он, к их радости (на них брызги летят), выключен...

Торговое предприятие по продаже цветов.

Рядом небольшой оазис.

В Кременчуге, во время Великой Отечественной, был концлагерь для военнопленных и других категорий неугодных фашистам людей. В них погибли 97 тысяч человек. Численность населения 115-тысячного довоенного города уменьшилась до 18 тысяч к концу войны.

В сквере выстроена новая церковь. Или вокруг новой церкви оборудован сквер.

Звонница явно временная. Хотя, что может быть постоянней временных сооружений?

Тут же памятник комсомольцам 30-х годов 20 века от комсомольцев 60-х. Наверное, вполне заслуженно, т.к. те принимали активное участие в становлении городской промышленности. Интересно, помянут ли добрым словом нынешних молодых ребят? И за что?

В одном из парков повстречал измождённого временем старика. По его лицу можно было предположить об имевшей когда-то место принадлежности к культуре. Помнит ли он сам о том времени? Или равнодушно дожидается определённого судьбой скорого конца?

Я по амбарам метён, по сусекам скребён...

Во многих местах сейчас активно идёт мощение городских территорий тротуарной плиткой. Особенно там, где руководство населённого пункта владеет её производством. Не отстаёт в этой работе и Кременчуг. На стадионе работы почти закончены. Осталось заложить лишь небольшой участок посередине...

В городе можно встретить панно во всю стену дома, оставшиеся от советского периода.

Пожарная каланча, в отсутствие церковных доминант, очень кстати.

ДК автозавода. Судя по его состоянию, производство продолжается. Хотя в России КрАЗ теперь в диковинку.

Во времена офисной планктонизации неженской части населения цивилизованных стран, крепкие мужские руки переходят в разряд раритетов. (Кременчуга с его немалой долей рабочих среди горожан это касается, конечно, меньше). Желающие поглазеть, как они должны выглядеть и потрогать стальные мускулы, могут пройти во двор местного "Водоканала".

Кременчуг сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. Естественно, после её окончания город восстанавливался.

Эти дома похожи на те, которые строили пленные немцы и их союзники по всему СССР.

В городе предприняли попытку раздельного сбора мусора.

Но то ли видов баков не хватает, то ли отверстия для приёма мусора маловаты. Или кучу сделал какой-то консервативно настроенный житель?

Навряд ли подобное одобрил бы А.С. Макаренко, великий воспитатель, который получил педагогическое образование здесь, и здесь же начал работать учителем. Теперь во дворе училища памятник ему и детям.

Неподалёку. На лугу, на лугу, на лугу пасутся ко...? (Или, скорее, ло...).

Неплохие православные церкви получаются путём несложной переделки из католических костёлов.

Религиозных сооружений в городе немного. В этом районе попалась ещё часовня у ж\д вокзала.

И новая католическая церковь.

Думаю, что стоит пойти настречу пожеланиям Тараса Григорьевича и помянуть его. Тихим словом. Человек-то был хороший. Только не ведал, что его высказывания будут разобраны на цитаты и размещены на улицах всех городов Украины. Иначе заготовил бы их побольше.

Хорошо, что в нынешнем государстве у него появился весьма продуктивный помощник.

Для городских ветеранов устроили концерт.

Военный оркестр напомнил им о годах молодости.

Ветеранам архитектуры повезло меньше. Многие из них нуждаются в ремонте фасадов.

Но в окружении густой растительности эти здания смотрятся веселей.

Некоторые старинные особняки выглядят вполне прилично.

В башенке, похожей на часовню кафе "Пекин".

Ещё одно торговое заведение восточной внешности.

В Кременчуге бывал Александр Сергеевич Пушкин.

Академик Вернадский здесь собирал кирпичики для фундамента своей теории о биосфере.

Современные студенты от теории перешли к практике, и поддерживают приемлемое состояние биосферы, убирая мусор за несознательными гражданами на набережной.

Надо сказать, что набережная в Кременчуге хороша.

Она короче, чем в Днепропетровске, и не столь масштабна, но продолжена великолепными пляжами.

На всём протяжении вдоль берега Днепра тянется парковая зона. Масштаб созданного вдоль Днепра наводит на мысль, что на Кременчуг у советского руководства были определённые виды. Но что-то не сложилось. Возможно, просто не успели, т.к. началась перестройка...

В густых зарослях немало животных.

Не всем из них удалось без потерь пройти этот непростой период в жизни страны, но стоит надеяться, что мудрость "были бы кости (в данном случае арматура) - мясо нарастёт" в этот раз сработает...

Широко известная в узких кругах городская щука.

Редкая лодка доплывёт до середины Днепра. Но, если доплывёт, то может обнаружить там удобную песчаную отмель.

Рядом с парками центральная площадь. Часть её отдана детям.

Владимир Ильич удовлетворённо подумал "Это поколение будет жить при коммунизме." Но, вспомнив, что объективная реальность мало зависит от воображения, решил в конце фразы, на всякий случай, добавить вопросительный знак.

Воспоминание о первом дне после войны. Наверное, такого счастья у наших людей не было ни до, ни после этого важного события.

Память о разрушенном соборе. Возможно, когда-нибудь он будет восстановлен.

Речной вокзал только что отремонтировали.

Вокруг него различная скульптура. Основная тема - женская красота.

Хорошего человека должно быть много?