Туристический портал - NataliSudak

Туристический портал - NataliSudak

» » Находится в монастыре. Что такое монастырь? Постриги вне монастыря

Находится в монастыре. Что такое монастырь? Постриги вне монастыря

Остров Валаам находится неподалёку от Ладожского озера. Именно там расположен живописный уголок, на котором разместился монастырь. Этот кусочек земли русской будто пронизан благодатным светом. А те, кто хоть раз побывает в этих местах, запомнит его в своём сердце навсегда.

Валаам - это святая обитель, со всех сторон окружённая водами озера. Именно в эти места стремятся попасть истинно верующие люди, чтобы прикоснуться к святой земле. Здесь можно насладиться первозданной красотой природы, тишиной, наконец-то привести в порядок мысли и обрести себя. Монастырь находится на одном из крупнейших островов Валаамского архипелага в Карелии. Он возвышается на 60 метров над уровнем моря и имеет площадь 9,6×7,8 км. На данный момент обитель насчитывает 150 монахов.

История возникновения обители

Никто не может точно сказать, в каком году был создан монастырь. Множество сведений и документов расходятся в том, с кем именно было связано рождение обители . Что касается столетия, то историки приходят к единогласному мнению - дата открытия приходится на X-XII вв. ек. Есть версия, которая гласит, что каменный крест на монастыре был установлен проповедником, апостолом Андреем , когда тот обходил земли русские с речами Христовыми. Таким образом, образовался монастырь, а затем появились монахи, которые хотели посвятить жизнь служению Господу.

Основателями монашеского братства , по одной из версий, считают преподобных Сергия и Германа, которые пришли на Валаам через 900 лет после апостола Андрея. Вторая версия приписывает этот подвиг благочестивому Авраамию Ростовскому, жившему в X веке.

Этимология названия и развитие монастыря

Название «Валаам» имеет славянские корни и появилось во время обитания здесь племен финнов и венгров. Так как островок возвышался и был виден со всех сторон, его и назвали «валамо» - высокая земля. Также есть версия, что корень «Вал» обозначает имя одного из сыновей Одина, известного викинга , которого считали полубогом.

Островок хотели захватить многие государства, но самыми настойчивыми были шведы. Они то и дело совершали набеги на лакомый кусочек земли. Но в 1721 году был подписан Ништадтский договор, который присвоил Валааму статус российской земли. С этого момента в монастыре начинается расцвет. Были реконструированы старые постройки, возведены новые каменные помещения, облагорожены близлежащие участки. Святое место стали посещать государственные особы в лице императора, известных мировых личностей и петербургской интеллигенции . 1887 год ознаменовался рождением на территории подворья Спасо-Преображенского храма.

Во время Первой мировой войны монастырь претерпел много бед и даже отошёл к Финляндии . Здесь долгое время размещались финские гарнизоны, затем голод и эпидемии унесли много человеческих жизней. Служителям монастыря и монахам пришлось перебраться на материковую зону. Во время подписания Карельского договора остров стал частью Советского Союза. С этого момента история монастыря приобрела совсем иной смысл. Здесь организовали совхоз, а в церковных постройках на подворье разместили склады и дровник. Одно из помещений выделили для инвалидов. Этот период называют трагическим или позорным для святой обители.

Примерно с 1980 года в монастыре начались работы по реставрации, и жизнь монахов возобновилась. Также была возрождена скитская жизнь. Так, в 2008 году, к юбилею Крещения Руси, был выстроен Свято-Владимирский скит. Всего из 13 заброшенных скитов восстановили десять.

21 сентября 2008 года Патриарх Алексий I. I. освятил этот храмовый комплекс. Со временем здесь открылась музейная экспозиция и мастерская по иконописи. На территории святой обители разместились собственная молочная ферма, птичье и форелевое хозяйство, парк автомобилей, огороды и сады. Также есть собственная амбулатория. У Валаамского монастыря есть своя флотилия, а навигация по озеру открывается с мая по ноябрь. Флот состоит из 7 пассажирских и 4 грузовых теплоходов.

Краткое описание территории

Общая территория Валаамского монастыря - это уникальный архитектурный ансамбль: большое количество церквей, часовен, мест для молитвы, крестов для поклонения и множество вспомогательных сооружений. Всё это обрамлено великолепной природой на фоне кристально чистой воды озера. Главным и самым достойным украшением является Спасо-Преображенский собор, который считается мужским. Вход сюда осуществляется только по строгим правилам. Особенно это относится к женщинам: никаких брюк, парфюма или косметики. Допустимы только длинная одежда и покрытая голова.

Белый и Красный скиты заслуживают особого внимания. Монахи здесь живут небольшими группами, имеют свой устав и правила, ведут уединённый образ жизни. Все строения выкрашены в белый или красный цвет, в зависимости от названия. Устав в Белом Ските очень строг, сюда не пускают женщин вообще. А вот Красный скит может стать пристанищем паломников женского пола.

Самая старая церковь на острове - это Успенская. Изначально она была полностью из дерева, а в 1785 году её перестроили с помощью кирпича. Во времена Советов здесь был магазин, а иконостас полностью закрашен синей краской, из-за чего уникальные изображения и образы были потеряны. С помощью лучших мастеров нашей страны уникальная красота церкви была восстановлена.

К хозяйственным постройкам относят:

  • Конюшенный дом - двухэтажное здание из красного кирпича, датируется 1871 годом. Такое большое помещение служило пристанищем для работников конюшни, так как число животных всегда было большое. Они требовали систематического ухода, потому численность работников достигла отметки более 400 человек.
  • Водопроводный дом - это уникальная постройка с промышленной точки зрения. Так как территория монастыря огромная, понятно, что вода должна быть здесь постоянно. К озеру пришлось прокладывать тоннель длиною в 142 метра и высотой около 2 метров. В цокольном помещении размещалась водокачка - это паровая машина. В остальных помещениях находились кузница, мельница, прачечная, баня, разнообразные мастерские и котельная.

Интересные подробности из истории монастыря:

  1. В 1611 году шведы жестоко надругались над святыми мощами усопших. После этого разорителей настигла трагическая участь, а на этом месте была возведена часовня.
  2. Когда монастырь был возвращён Русской православной церкви в 1946 году, он вернулся к юлианскому календарю.
  3. Есть сведения, что в XIX веке ходили легенды о красотах местных садов. Речь идёт о большом количестве сортовых яблок. Их насчитывалось около 60 сортов, яблони ежегодно давали урожай в более 50 тонн. А когда на территории монастыря соорудили парники, то арбузы и дыни стали подавать к столу круглый год.
  4. На Валаамском архипелаге есть собственная военная часть, где могут пройти службу юноши, стремящиеся послужить родине. При этом все они становятся монастырскими послушниками.
  5. В интернете есть официальный сайт монастыря и контакты паломнической службы, на которых можно узнать всю интересующую информацию о святой обители. Здесь есть график посещений, стоимость услуг, работа храма и выставленные экспозиции.

Как добраться до Валаама

Лучше всего посещать монастырь в тёплое время года, когда открыта навигация. Обычно едут из города Сортавалы или Приозерска. В Сортавалу можно добраться железной дорогой или автобусом из Санкт-Петербурга. В самом Сортавале есть причал, с которого до святой обители можно добраться на теплоходе под названием «Метеор».

В Приозерск из Санкт-Петербурга можно добраться электричкой или автобусом. Что касается «Метеора», то билеты на теплоход лучше забронировать заранее. На самом Валааме гостиницы рассчитаны исключительно для паломников. Чтобы разместиться с комфортом, можно поселиться в отеле «Игуменский», куда можно доплыть на теплоходе «Адмирал Кузнецов», или в Монастырской бухте. Что касается погоды, то она на острове очень переменчива. На озере нередко бывают сильные штормы, а монастырь открыт для сильных ветров из-за того, что находится на возвышении. Лето не очень жаркое, максимальный температурный показатель достигает не выше +20 ℃ .

Особые условия посещения

Паломники должны придерживаться следующих правил:

  • Одежда должна соответствовать месту: длинное одеяние, покрывающее руки и ноги. Недопустимы спортивные/пляжные костюмы, шорты и юбки.
  • Женщины должны быть только с покрытой головой, а мужчины без головных уборов.
  • Нельзя находиться в монастыре в нетрезвом состоянии, употреблять наркотики/алкоголь и курить.
  • Запрещено громко смеяться/говорить, сквернословить, включать сильно музыку, кричать.
  • Видео- и фотосъёмка проводится только с разрешения настоятеля.
  • Запрещено наносить вред памятникам архитектуры, животному и растительному миру.

Хотите уединиться, насладиться красотой природы и поговорить с Господом? Тогда Валаамский монастырь - как раз то место, где можно это сделать. Если внимательно прислушаться, то можно услышать, как там ежечасно звучит молитва, которая проникает не только в сознание, но и глубоко в душу.

Монасты́рь (от греч. μοναστήριον (монастирион) – уединённое жилище) – 1) место жительства и подвижнической деятельности , объединенных братскою любовью во Христе, подчиняющихся требованиям единого ; 2) община монахов (монахинь) какой-либо монашеской обители.

Как община, монастырь имеет свое внутреннее устройство. К основным должностным лицам монастыря относят , казначея, духовника, благочинного, ризничего, эконома. Должностными лицами монастыря также являются регент, экклесиарх (старший пономарь), свечник, лавочник, пономарь, звонарь, письмоводитель, библиотекарь, рухлядный, просфорник, трапезник., гостиник, больничный.

Следуя 43 правилу VI Вселенского Собора никакой прежний моральный образ жизни не препятствует христианину оставить мир и вступить в монашество ради исправления и души. Поступивший в монастырь становится новоначальным и проходит испытание. Если после испытания он оказывается достойным, то постригается в монашеский чин. Высший чин монашеской жизни – великая .

Монастыри подразделяются на мужские и женские. Особо крупные монастыри принято называть лаврами. Первые монастыри появились в IV в. в Египте и в Палестине. Киево-Печерский монастырь – первый монастырь на Руси (XI в).

Из Устава Свято-Троицкого Тюменского мужского монастыря :
«Православный монастырь – это христианская община, строго живущая по заповедям Божиим, ищущая духовного совершенства в делах христианской жизни.

Основой монашеского духа служат слова Самого Господа : «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, и следуй за Мной» () положенные в основу обета нестяжания.

Дающий обет послушания и отречения от своей воли и от своего мудрования должен основывать оный на слове Господнем: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» (). Дающий обет целомудрия должен внимать слову Христову: «Кто может вместить, да вместит» () и слову Апостольскому: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу» (I Kop. 7, 32).

К верному и неослабному исполнению сих обетов должно побуждать себя словом Христовым: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (). О благотворности послушания, о потребности духовного руководства, об опасном поползновении жить по своей воле должно вразумлять себя словом премудрого Соломона: «При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует» ().

Житие монашеское должно быть благоустроено на незыблемом основании Слова Божия, при пособии наставлений и примеров Святых Отец. Святой в одной из своих бесед дает обстоятельную характеристику монашеского жития: «Монаху, – говорит он, – должно, прежде всего, стяжать жизнь нестяжательную, телесное уединение, благоприличную наружность, иметь голос умеренный и слово скромное, пищу и питие не причиняющие мятежа, есть в безмолвии; перед старшими молчать, мудрых слушать, к равным иметь любовь, низшим подавать исполненный любви совет; удаляться людей негодных, плотских и суетных, больше думать, а меньше говорить, не быть дерзким в словах, не допускать излишеств в разговоре, избегать смеха, украшаться стыдливостью, взор потуплять долу, а душу возносить горе, на прекословие не отвечать прекословием, быть благопокорным; трудиться своими руками, всегда помнить о смерти, с надеждой радоваться, скорби терпеть, непрестанно молиться, за все благодарить, перед всеми быть смиренным, ненавидеть высокомерие; быть трезвенным и охранять сердце от лукавых помыслов…, заботиться о страждущих, плакать с ними…, вразумлять бесчинных, утешать малодушных, служить недужным…, заботиться… о братолюбии».

Монах более полно и совершенно должен стремиться в своей жизни воплотить одну из главнейших Христовых – заповедь о : «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим; …и возлюби ближнего твоего, как самого себя» (). Любовь к Богу инок творит чрез непрестанные молитвы, беседуя с Ним, исповедуя Ему свои немощи, грехи и прославляя Его благость и милосердие во всем. Любовь к ближним монах совершает в терпении их недостатков, в постоянной молитве о них, в различной помощи и милости к ним.

Истинные работники Божии, кои в чести хранят имя Божие, носят Его в сердце своем, как величайшую святыню, ею питаются, ею наслаждаются и в этом Имени имеют себе залог будущего блаженства. На имени Иисуса Христа содержится все: и вера наша Православная, и все церковное Богослужение, всякий чин, его обряд и порядок и все молитвенное последование, – и всякий христианин, моляся, обязан всенепременно возносить свою молитву к Единому Сыну Божию, иже Един есть Ходатай пред Богом за человеки (), и только к Нему и через Него бывает действенна наша молитва. Он Сам заповедал, говоря: «еже аще чесо просите от Отца во Имя Мое – Аз сотворю» ().

Господь Иисус Христос содержит и всю вселенную, и всю тварь видимую и невидимую, и всякое дыхание, а в особенности обвеселяет тех, кои носят сие наидражайшее Имя внутри сердца своего. Если бы мы отдалили от себя имя Иисус Христа, то исчезло бы все: и вера Православная, и , и Богослужение, все Таинства и обряды, все духовное служение и самое Евангелие. Так нужно разуметь и о человеке: если не живет в нем Иисус Христос Своею силою, то там нет ничего духовнаго, – тут движется жизнь только душевно-телесная, по стихиям века сего, потому что корень и беспредельная полнота духовной жизни есть Иисус Христос, Которого и нужно возлюбить более, чем свою душу, и всеми силами, во всю жизнь стараться о том, чтобы и имя Его вседражайшее водрузить в свое сердце и так, чтобы оно было там коренным, действующим началом и занимало господственное положение, чтобы по слову апостола, «не мы жили, а жил в нас Христос» (). От преискреннаго соединения сердца с Господом, когда Господь Иисус Христос творит в нас обитель Свою, ощутительно и действенно вселяется в сердце, и слышится Его Божественное присутствие ясно и осязательно, что называется, по словам Святых Отцов, живое Богообщение. И тогда Христос Бог, будучи Искупитель и Спаситель наш, нисходит в человека Своими Божественными силами, иже к животу и благочестию () и как бы творит в нём для Себя постоянную обитель (), так что человек становится храмом Духа Божия (), церковью Бога Жива (). Един есть Дух с Господом (). Бог Любы есть. Пребывая в Любве в Боге пребывает, и Бог в нем пребывает (); и еже живет – Богови живет () и не тому себе живет, но живет в нем Бог (

Так как несёт в себе отречение от грешной жизни, печать избранничества, соединение навеки с Христом и посвящение на служение Богу.

Монашество - удел сильных духом и телом. Если человек несчастен в жизни мирской - побег в монастырь только усугубит его несчастья.

В монастырь возможно уйти только разорвав связи с внешним миром, полностью отречься от всего земного и посвятить жизнь служению Господу. Одного желания для этого мало: зов и веление сердца делают человека ближе к монашеству. Для этого надо потрудиться и подготовиться.

Начинается путь в монастырь с познания глубины духовной жизни.

Постриг в монахи

Уход в монастырь женщин

Как уйти в монастырь женщине? Это решение, которое принимает сама женщина, но не без помощи духовного наставника и Божьего благословения.

Не стоит забывать, что приходят в монастырь не для исцеления душевных ран, полученных в миру от несчастной любви, смерти близких, а для воссоединения с Господом, с очищением души от грехов, с пониманием того, что вся жизнь теперь принадлежит служению Христу.

В обители рады видеть всех, но пока остаются проблемы в мирской жизни, стены монастыря не смогут спасти, а могут только ухудшить положение. При уходе в монастырь не должно остаться никаких привязанностей, задерживающих в обыденной жизни. Если готовность отдаться служению Господу сильна, тогда и монашеская жизнь пойдет на пользу монахине, обретется покой, умиротворение в ежедневных трудах, молитвах и ощущения того, что Господь всегда рядом.

Если безответственно ведут себя люди в миру - хотят уйти от жены, оставляют детей, то нет уверенности, что монашеская жизнь пойдёт на пользу такой заблудшей душе.

Важно! Ответственность нужна всегда и везде. Нельзя убежать от самого себя. Нужно не уходить в монастырь, а приходить в обитель, идти навстречу новому дню, новому рассвету, где ждёт тебя Господь.

Уход в монастырь мужчин

Как уйти в монастырь мужчине? Это решение непростое. Но правила неизменны, как и для женщин. Просто в социуме на мужских плечах лежит больше ответственности за семью, работу, детей.

Поэтому, уходя в монастырь, но при этом, сближаясь с Богом, нужно подумать, не останутся ли близкие без опоры и сильного плеча мужчины.

Большой разницы между мужчиной и женщиной, желающих уйти в монастырь, нет. Причина ухода в обитель у каждого своя. Единственное, что объединяет будущих иноков - подражание образу жизни Христа.

Подготовка к монашеской жизни

Монах - в переводе с греческого означает «одинокий», а на Руси их называли иноками - от слова «иной», «другой». Монашеская жизнь - это не пренебрежение миром, его красками и восхищением жизнью, но это отречение от пагубных страстей и греховности, от плотских удовольствий и наслаждений. Иночество служит восстановлению первоначальной чистоты и безгрешности, которыми были наделены в раю Адам и Ева.

Да, это тяжелый и сложный путь, но награда велика - подражание образу Христа, бесконечная радость о Боге, умение принимать с благодарностью всё, что посылает Господь. Помимо этого, иноки - первые молитвенники о грешном мире. Пока звучит их молитва - стоит и мир. Это главная работа монахов - молиться за весь мир.

Пока мужчина или женщина живут в миру, но всею душою чувствуют, что их место в обители, у них есть время подготовиться и сделать правильный и окончательный выбор между мирской жизнью и жизнью в единстве с Богом:

  • Для начала нужно быть православным христианином;
  • Посещать храм , но не формально, а проникаться душою в богослужения и любить их;
  • Совершать утреннее и вечернее молитвенное правило ;
  • Научиться соблюдать пост телесный и духовный;
  • Чтить православные праздники;
  • Читать духовную литературу, жития святых и обязательно познакомиться с книгами, написанными святыми людьми, которые повествуют о монашеской жизни, истории монашества;
  • Найти духовного наставника , который расскажет о подлинном монашестве, развеет мифы о жизни в монастыре, даст благословение на служение Богу;
  • Совершить паломничество в несколько монастырей, побыть трудником, остаться на послушание.

О православных монастырях:

Кто может поступить в монастырь

Невозможность жить без Бога ведёт мужчину или женщину к стенам монастыря. Они не бегут от людей, а идут за спасением, за внутренней потребностью покаяния.

И всё же существуют препятствия для поступления в обитель, не каждый может быть благословен на иночество.

Не может быть монахом или монахиней:

  • Человек семейный;
  • Мужчина или женщина, воспитывающие маленьких детей;
  • Желающий скрыться от несчастной любви, трудностей, неудач;
  • Преклонный возраст человека становится преградой для монашества, ведь в обители усердно и тяжело трудятся, а для этого надо иметь здоровье. Да и трудно изменить укоренившиеся привычки, которые станут преградой иночеству.

Если всего этого нет и намерение прийти к монашеству не покидает человека ни на минуту, безусловно, никто и ничто не помешает отречься от мира и уйти в монастырь.

Идут в обитель абсолютно разные люди: достигшие успеха в миру, образованные, умные, красивые. Идут, потому что душа жаждет большего.

Монашество открыто для всех, но не все в полной мере готовы к нему. Иночество - это жизнь без печалей, в том понимании, что человек избавляется от мирской суеты, забот. Но эта жизнь намного тяжелее, чем жизнь семейного человека. Семейный крест труден, но убежав от него в монастырь, ожидает разочарование и облегчения не наступает.

Совет! И все же, чтобы ступить на нелегкий путь иночества, который принадлежит немногим, нужно взвешенно и тщательно обдумать, чтобы потом не оглядываться назад и не сожалеть о случившемся.

Постриг в монахи

Как быть с родителями

Многими родителями в древности на Руси и в других православных странах приветствовалось желание детей пойти в монахи. Отроков готовили с детства для принятия иночества. Такие дети считались молитвенниками обо всей семье.

Но были и глубоко верующие, которые категорически выступали против служения своих детей на монашеском поприще. Хотели видеть своих чад успешными и преуспевающими в мирской жизни.

Дети, которые самостоятельно приняли решение жить в монастыре, готовят близких к такому серьезному выбору. Следует подобрать верные слова и доводы, которые будут восприниматься родителями правильно и не введут их в грех осуждения.

В свою очередь, благоразумные родители изучат досконально выбор своего ребенка, вникнут в суть и понимание всего вопроса, помогут и поддержат близкого человека в таком важном начинании.

Просто большинство от незнания сути иночества воспринимают желание детей служить Господу как нечто чужеродное, противоестественное. Начинают впадать в отчаяние и тоску.

Родители грустят от того, что не будет внуков, что у сына или дочки не будет всех привычных мирских радостей, которые принято считать наивысшими достижениями для человека.

Совет! Монашество - достойное решение ребенка, и поддержка родителей - важная составляющая в окончательном утверждении правильности выбора дальнейшего пути в жизни.

О воспитании детей в вере:

Время для раздумий: трудник и послушник

Чтобы выбрать монастырь, в котором останется будущий инок, совершают не одну поездку по святым местам. При посещении одного монастыря трудно определить, что здесь останется сердце человека для служения Богу.

Оставшись в обители на несколько недель, мужчине или женщине отводится роль трудника.

В этот период человек:

  • много молится, исповедуется;
  • трудится на благо монастыря;
  • понемногу постигает азы монашеской жизни.

Живет трудник при монастыре и питается здесь же. На этом этапе к нему присматриваются в обители, и если человек остается верен своему призванию монашества, предлагают остаться в монастыре послушником - человеком, готовящимся к постригу в монахи и проходящему духовное испытание в обители.

Важно: послушание - христианская добродетель, монашеский обет, испытание, весь смысл которого сводится к освобождению души, а не к рабству. Суть и важность послушания необходимо понять и прочувствовать. Понять, что всё делается для добра, а не для мучения. Исполняя послушание, понимают, что старец, который несёт ответственность за будущего монаха, заботится о спасении его души.

При непосильных испытаниях, когда ослабевает дух, всегда можно обратиться к своему старцу и поведать о трудностях. И непрестанная молитва к Богу - первый помощник в укреплении духа.

Послушником можно быть много лет. Готов ли человек к принятию монашества, решает духовник. На этапе послушания есть еще время подумать о будущей жизни.

Епископом или настоятелем обители совершается чин монашеского пострижения. После пострига назад дороги нет: удаление от страстей, печалей и смущений приводит к неразрывной связи с Богом.

Важно: не спешить, не торопиться принимать монашество. Импульсивные порывы, неопытность, горячность ложно принимаются за истинное призвание быть монахом. И потом у человека начинаются тревоги, уныние, тоска, побеги из монастыря. Обеты даны и никто их не может снять. И жизнь превращается в муку.

Поэтому главное наставление у святых отцов - тщательное послушание и испытание в течение определенного периода времени, которое и покажет истинное намерение быть призванным к монашеству.

Жизнь в монастыре

В наш 21 век приблизиться и увидеть жизнь иноков стало возможным и для простых мирян.

Сейчас организовываются паломнические поездки в женские и мужские монастыри. Паломничество рассчитано на несколько дней. Живут миряне при монастыре, в специально отведенных помещениях для гостей. Иногда проживание может быть платным, но это символическая цена и средства от неё идут на содержание обители. Питание бесплатное, согласно монастырскому уставу, то есть еда постная.

Но миряне живут в обители не как туристы, а приобщаются к жизни иноков. Проходят послушание, трудятся на благо монастыря, молятся и всем своим естеством ощущают благодать Божью. Устают сильно, но усталость приятная, благодатная, которая несёт душе умиротворение и ощущение близости Бога.

После таких поездок многие мифы о жизни иноков развеиваются:

  1. В обители строгая дисциплина, но она не угнетает монахинь и монахов, а приносит радость. В посте, работе и молитве видят они смысл жизни.
  2. Никто не запрещает монаху иметь книги, слушать музыку, смотреть фильмы, общаться с друзьями, путешествовать, но всё должно быть во благо душе.
  3. Кельи не унылые, как показывают в художественных фильмах, есть шкаф, кровать, стол, множество икон - всё очень уютно.

После пострига принимаются три обета: целомудрия, нестяжания, послушания:

  • Монашеское целомудрие - это безбрачие, как составляющий элемент устремленности к Богу; понятие целомудрия как воздержание от удовлетворения похотей плоти существует и в миру, поэтому смысл этого обета в контексте монашества есть нечто другое - обретение Самого Бога;
  • Монашеское послушание - отсечение своей воли перед всеми - старшими, перед всяким человеком, перед Христом. Довериться безгранично Богу и быть покорным Ему во всём. Принимать с благодарностью всё таким, как оно есть. Такая жизнь приобретает особый внутренний мир, непосредственно соприкасаемый с Богом и его не омрачают никакие внешние обстоятельства;
  • Нестяжание означает отказ от всего земного. Иноческая жизнь отказывается от земных благ: монах не должен ни к чему иметь пристрастие. Отказываясь от земных богатств, он обретает легкость духа.

И только с Господом, когда общение с Ним становится превыше всего - остальное, в принципе, не обязательно и не важно.

Посмотрите виде о том, как уйти в монастырь

Кто такие монахи, где они живут и какую одежду носят? Что заставляет их выбирать именно столь непростой путь? Эти вопросы интересуют не только тех, кто собирается уйти в монастырь. Что же известно о людях, добровольно отказавшихся от мирских удовольствий и посвятивших себя богослужению?

Монастырь - что это такое

Для начала стоит разобраться в том, где живут монахи. Термин «монастырь» пришел в наш язык из греческого. Это слово означает «один, одинокий», используется по отношению к сообществам или людям, которые выбирают одиночество. Монастырь представляет собой религиозное собрание людей, принявших обет безбрачия и удалившихся от общества.

Традиционно монастырь обладает комплексом строений, в который входят церковные, хозяйственные и жилые помещения. Они используются в зависимости от нужд общины. Также каждый монастырь определяет свой устав, которому должны следовать все члены религиозной общины.

В наши дни сохранилось несколько разновидностей монастырей, в которых может протекать монашеская жизнь. Лавра представляет собой крупную мужскую обитель, которая является частью православной церкви. Киновией именуют христианскую общину, имеющую общежитский устав. Аббатство - католический храм, который подчиняется епископу или даже непосредственно папе. Также встречаются монашеские селения, именуемые пустынями, которые располагаются вдали от главного монастыря.

Историческая справка

Знание истории возникновения монастырей поможет лучше понять, кто такие монахи. В наши дни обители можно встретить во многих государствах мира. Считается, что они начали появляться с момента распространения христианства, что случилось в третьем веке нашей эры. Первыми монахами стали люди, которые уходили из городов в глушь и вели жизнь аскетов, тогда их называли отшельниками. Египет - родина монашества, именно в этой стране в 4 веке появилась первая киновия благодаря Пахомию Великому.

Вскоре после этого монастыри возникли сначала в Палестине, а затем и в европейских странах. Первые монастырские общины на Западе были созданы усилиями Афанасия Великого. Отцами Киево-Печерской лавры на Руси стали Антоний и Феодосий Печерские.

Кто такие монахи: общая информация

Настало время перейти к самому интересному. Кто такие монахи - вопрос, ответ на который занимает многих людей. Так называют тех, кто добровольно отринул мирские радости и посвятил жизнь богослужению. Монашество - это призвание, а не выбор, неудивительно, что лишь немногие избранные становятся монахами, тогда как все остальные покидают монастырские стены.

Постриг в монахи доступен не только для мужчин, но и для женщин. Последние также могут поселиться в монастыре, дав необходимые обеты. Были времена, когда не существовало женских и мужских монастырей. Эта практика была введена в 1504 году, именно тогда на Руси отменили совместные обители.

Жизнь монахов

Выше рассказывается о том, кто такие монахи. Какую же жизнь ведут люди, последовавшие своему призванию и посвятившие себя Богу? Постриг вовсе не означает то, что человек прекращает жизнь на земле. Он продолжает удовлетворять потребность во сне и пище. Конечно же, каждый монах имеет свои обязанности, трудится на благо людей или монастыря, что зовется послушанием.

Послушание - работа, которой обитатели монастыря занимаются тогда, когда свободны от богослужений. Она подразделяется на хозяйственную и воспитательную. Под хозяйственной работой подразумевается та, что направлена на поддержание порядка в обители. Каким именно трудом занят монах - решает настоятель. Воспитательная работа - это молитвы.

Каждая минута такого человека посвящена служению Бога. Его не тревожат земные цели и идеалы. День монаха проходит в молитвах, которые становятся для него своеобразным смыслом жизни.

Обеты

Ни для кого не секрет, что монахи дают обеты. Что представляет собой монашеский обет безбрачия? Человек, дающий подобное обещание, не только отказывается от возможности жениться. Этот обет подразумевает, что для него больше не играет роли пол. Телесная оболочка осталась в мире, который покинул монах, отныне для него важны исключительно души.

Также служитель Бога должен дать обет нестяжания. Прощаясь с миром, монах отказывается также от права на личную собственность. Это подразумевает, что он не может владеть ничем, даже если речь идет о шариковой ручке. Человек отказывается от собственности, так как больше в ней не нуждается. Все, чем пользуются монахи, к примеру, книги, является собственностью монастыря.

В чем заключается монашеский обет послушания? Это означает, что человек полностью отвергает свои желания. Его единственная цель отныне - единение с Господом, которому он ежечасно возносит молитвы. Однако сила воли остается при нем. Помимо этого, от монаха требуется беспрекословное выполнение распоряжений настоятеля. Это не является признаком покорности и раболепия, скорее помогает обрести мир и радость в душе.

Как стать монахом

Постриг в монахи - долгий путь, пройти который удается далеко не каждому претенденту. Многие люди осознают, что не способны расстаться с благами цивилизации, отказаться от возможности иметь семью и собственность. Дорога в служители Бога начинается с общения с духовником, который дает человеку, решившему проститься с мирской жизнью, полезные советы.

Далее претендент, если он еще не отказался от своего намерения, становится трудником - помощником у духовных лиц. Ему необходимо постоянно находиться в монастыре, следовать его уставу. Это дает человеку возможность понять, готов ли он проводить свою жизнь в молитвах и физическом труде, проститься с благами цивилизации, редко видеться с семьей. В среднем будущий монах идет по пути трудника около трех лет, после чего становится послушником. Продолжительность этой стадии определяется индивидуально, человек все еще волен в любой момент оставить монастырские стены. Если же он с честью выдерживает все испытания, его ждет постриг в монахи.

О санах

Жители нашей страны привыкли именовать священнослужителя «батюшкой». Это простонародное слово допустимо, однако нужно знать, что в православной церкви наблюдается строгая иерархия санов. Для начала стоит упомянуть о том, что все духовенство подразделяется на черное (дающее обет безбрачия) и белое (имеющее право создавать семью).

Семейным людям доступно лишь четыре православных сана: диакон, протодиакон, иерей и протоиерей. Многие отдают предпочтение именно этому пути, так как не желают полностью отказываться от мирской жизни. Какой же монашеский сан может получить человек, решившийся на это? Вариантов гораздо больше: иеродиакон, архидиакон, иеромонах, игумен, архимандрит и так далее. Также монах может стать епископом, архиепископом, митрополитом, патриархом.

Высший монашеский сан - патриарх. Удостоиться его может лишь человек, давший обет безбрачия. Известны случаи, когда семейные священнослужители, дети которых уже выросли, с согласия супруги уходят в монастырь и отказываются от мирской жизни. Бывает, что также поступают и их жены, доказательством чему может служить пример преподобных Февронии и Петра Муромских.

Одежда

Одежда монахов также вызывает живейший интерес у общественности. Подрясником называется длинное одеяние, достающее до пят. Оно обладает узкими рукавами, ворот застегнут наглухо. Подрясник представляет собой нижнее одеяние. Если его носит монах, изделие должно быть выполнено в черном цвете. Подрясники других цветов (серые, коричневые, белые, темно-синие) могут позволить себе лишь семейные священнослужители. Традиционно они изготавливаются из шерсти, сукна, сатина, льна.

Разумеется, одежда монахов - это не только подрясник. Верхнее одеяние человека, посвятившего себя Богу, именуется рясой. Традиционно оно обладает длинными и широкими рукавами. Наибольшее распространение получили черные рясы, однако также можно встретить белые, кремовые, серые, коричневые варианты.

Нельзя не упомянуть и монашеский головной убор - клобук. Он давно появился в церковной среде, изначально выглядел как мягкий колпак, созданный из простой материи. Современный колпак покрыт черным покрывалом, которое опускается ниже плеч. Чаще всего можно встретить черные клобуки, однако встречаются и изделия, выполненные в других цветах.

Кто не может стать монахом

Уход в монастырь - решение, которое может осуществить далеко не каждый человек. Считается, что люди не могут расстаться с мирской жизнью, если их удерживают от этого обязательства перед другими. Допустим, у кандидата есть маленькие дети, престарелые родители, родственники-инвалиды. Также о постриге не стоит задумываться тем, кто лечится от тяжелого заболевания. Это связано с тем, что человеку пришлось бы отказаться от качественного медицинского обслуживания.

Практически в каждой области России есть монастыри. Их считают символами уединения, аскетического образа жизни, центрами духовности. Ежегодно обители посещает множество паломников, чтобы укрепиться в вере и поклониться христианским святыням. Так что такое монастырь?

История возникновения

Время появления монастырей относят к 1-му тысячелетию до н. э. Это были общины буддийских отшельников в Индии, откуда они распространились в Таиланд, Китай, Японию. Монастыри в Азии стали центрами духовной, политической жизни, а развитие боевых искусств сделало их и значительной военной силой.

История христианских монастырей начинается с появившихся в Египте в III в. поселений отшельников (monasthrion – «келья отшельника»), стремившихся к уходу от мирских соблазнов, становлению на путь молитвенной жизни, дабы заслужить спасение.

Основателем христианского монашества считают Антония Великого, уединившегося, чтобы сохранить чистоту веры. К ушедшему от мира старцу приходили ученики, некоторые селились поблизости, проводя время в молитве и посте. В IV в. появились общежительные монастыри, где отшельники жили вместе и подчинялись общим правилам. Первая такая община была основана Пахомием Великим.

Постепенно монастыри стали появляться в Палестине, Византии, Средиземноморье, а затем и в Европе.

Монастыри на Руси

На Руси возникновение монастырей связано с принятием христианства киевским князем Владимиром. Первая обитель, упоминаемая в летописи,– Киево-Печерская лавра (XI в.). Затем монастыри были основаны и в других княжествах.

Обители становились центрами просвещения и культуры, где велись летописи, собирались книги. Там организовывались ремесленные мастерские, творили знаменитые иконописцы Ф. Грек, Дионисий, А. Рублев. Монастыри превращались и в крупных землевладельцев, способствуя развитию феодальных отношений. А неприступные монастырские стены часто выполняли роль крепостей, задерживая неприятеля.

Жизнь в монастыре

Что же представляет собой жизнь в монастыре? Весь распорядок подчинен монастырскому уставу. Он состоит из литургического раздела (распорядка богослужений), наставлений по духовному совершенствованию и описания обязанностей. Любое дело или должность в монастыре называется послушанием.

Есть три вида жизни в обители: послушничество, монашество и схимничество. Сначала решивший принять монашеский обет должен пройти испытательный срок (3 года). Он становится послушником: живет в монастыре, выполняет различные обязанности и готовится к постригу. После этого послушник становится монахом (малая схима). И только еще через 4 года он может достичь высшей степени – великого пострига (великая схима), т. е. стать схимником.

А что делают в монастыре? День в обители начинается с рассветом и длится до ночи. Несколько часов занимают богослужения и молитвы, требующие большого напряжения душевных сил. Поскольку большинство обителей находится на самообеспечении, все работы выполняются монахами. Это возделывание огорода, работа на скотном дворе и в прачечной, приготовление пищи и т. д. В монастырях нет таких мирских развлечений как газеты, радио, телевидение.

Монастыри в современной России

Монастыри бывают мужскими и женскими. Мужской монастырь возглавляет настоятель (архимандрит, игумен, иеромонах), а женский монастырь – настоятельница (игуменья). Уставы этих обителей не отличаются. Как мужчины, так и женщины, принявшие постриг, дают обеты послушания, нестяжания (отказ от собственности) и безбрачия.

Сейчас в Русской Православной Церкви более 800 обителей. Наиболее известные действующие мужские православные монастыри в России: Донской, и Свято-Данилов в Москве, Троице-Сергиева лавра в Подмосковье, Свято-Успенский Псково-Печерский (Псков), Соловецкий монастырь в честь Преображения Господня (Архангельская обл.). Женские монастыри: Марфо-Мариинская обитель, Новодевичий (Москва), Тихвинский и Мариинский (Ленинградская обл.), Горицкий Воскресенский (Вологодская обл.) и др.

Узнав, что такое монастырь, насколько трудна и лишена всяческих удобств жизнь в монастыре, вы наверняка понимаете, почему монашество называют «бескровным мученичеством».