Туристический портал - NataliSudak

Туристический портал - NataliSudak

» » Храм в усадьбе кусково расписание. Церковь происхождения честных древ животворящего креста господня

Храм в усадьбе кусково расписание. Церковь происхождения честных древ животворящего креста господня

Одним весенним погожим днем было решено прогуляться по усадьбе Кусково. Был будний день и теплилась надежда, что посетителей усадьбы будет очень мало, и они не помешают насладиться ее очарованием. Людей на территории не оказалось вовсе – был выходной =) Кто же знал, что по понедельникам и вторникам усадьба закрыта.

Если вы попали в такую же ситуацию, то не спешите уезжать. На сооружения музея-усадьбы можно полюбоваться со стороны Факельных колонн. Территорию никто там не перекрывает и можно гулять в любой день недели.

Пойдем по берегу Большого Дворцового Пруда, который венчает гидросистему из прудов и каналов Кусково. На берегу пруда расположен основной архитектурный ансамбль – ансамбль Почетного двора.

Слева направо:

— Большой дворец — главный объект усадьбы, был построен в 1769-1775 гг. В 18 веке Дворец назывался «Большой дом» и был предназначен для торжественного приема гостей в летнее время;

— Храм Всемилостивого Спаса в Кусково — приходская церковь, также известная, как Церковь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Храм строился с 1737 по 1739. Как видно на фото, фасад Храма со стороны пруда находится на реконструкции;

— Колокольня – была построена в 1792 году;

— Кухонный флигель – построен в 1775 году;

— Каретный сарай и сушилка – построены во второй половине 19 века;

— Павильон «Грот» — был построен в 1756-1761 годах.

Композиция из трех объектов =) Правое здание в кадре это менажереи — нечто вроде зоопарка для птиц (современная реконструкция). Первоначальные менажереи были построены по проекту Ф. Аргунова. Здесь содержались редкие птицы: американские гуси, фазаны, пеликаны. Все водоплавающие птицы жили в пяти одинаковых отапливаемых домиках.

Издалека великолепный павильон «Грот» выглядит отлично. Но если подойти ближе, то становится видно, что состояние сооружения довольно плачевное. Надеюсь, что прекрасное здание уберегут и во время отремонтируют.

Думаю, никто бы не отказался от такой кухни =)

07. Церковь и колокольня крупно.

08. В середине кадра видна Большая каменная оранжерея.

09. Фасад Большого дворца.

10. Вот и Факельные колонны.

Виды из Кусковского лесопарка.

Усадьба Кусково, как и Бауманский городок, является отличным местом для прогулок в любое время года.

На этом прогулка по Кусково в тот день завершилась. Но прогулку можно дополнить. Если проехать по улице Юности в сторону центра, попадете к Вешняковскому путепроводу. Слева от него будет очень красивый Храм Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках.

Из-за временных ограничений не удалось полноценно осмотреть церковь и территорию вокруг. Так что в данном посте кадров церкви будет совсем немного. Но место очень интересное, поэтому надо будет сюда обязательно вернуться и погулять.

В старой Москве было несколько церквей во имя Спаса Всемилостивого. Одна из них, прекрасная, ныне вновь действующая церковь, находится в усадьбе Кусково. Она была домовым храмом рода Шереметевых, которым принадлежал этот «подмосковный Версаль».

Праздник Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня установился еще в Константинополе. Именно на август в византийской столице приходились вспышки различных опасных заболеваний и эпидемий. Ради их предотвращения в первый день августа (по старому стилю) в храме Святой Софии выносили на поклонение Честное Древо Креста. Две недели с 1 (14) августа и до праздника Успения народ шел поклониться и приложиться Животворящему Кресту, а по всему городу служили литии с мольбой об исцелении и защите от болезней, отчего праздник еще называется Спаса Всемилостивого. Это первый Спас, так как за ним на август приходится еще два Спасских празднования – Спасо-Преображения (Спас Яблочный) и Спаса Нерукотворного.

На Руси этот праздник издревле отмечался с особым благоговением. Ведь по летописному преданию, именно в этот день, 1 (14) августа 988 года, в Киеве состоялось Крещение Руси. К этому времени уже поспевал первый мед, на празднике его освящали в церкви и благословляли вкушение этого первого сбора, отчего праздник еще называется «Спасом Медовым». А поскольку на богослужении в этот день совершается водосвятие, то праздник именуют также «Спасом Мокрым» или «Спасом на воде».

По преданию, когда боярин Борис Петрович Шереметев, первый пожалованный царем Петром в России графским титулом и званием фельдмаршала, побывал в Риме вместе с Великим Посольством, римский папа подарил ему золотой крест с частицей Древа Животворящего Креста. Святыня перешла по завещанию к его сыну, графу Петру Борисовичу Шереметеву, при котором и была выстроена дожившая до наших дней усадебная церковь Спаса Всемилостивого в Кусково.

Однако самая первая деревянная церковь появилась здесь, в родовой вотчине Шереметевых еще в XVII веке. Род Шереметевых был одним из самых знатных в России. Они приходились дальними родственниками Романовым, так как вместе с ними были прямыми потомками Андрея Кобылы (Камбилы), и его сына, знаменитого боярина Федора Кошки, который служил Дмитрию Донскому. Ветвь потомков Федора Кошки, Беззубцевы, стали именоваться Шереметевыми, так как основатель их фамилии, Андрей Константинович получил прозвище Шеремет. Что оно означало – неизвестно до сих пор, но зато в историю давно вошла поговорка: «Богат, как Шереметев». Действительно, по своему фамильному состоянию они равнялись только с Юсуповыми. Правнучка Андрея Шеремета, Елена Ивановна, стала женой старшего сына Ивана Грозного, царевича Ивана: именно из-за нее царь убил своего сына. Когда государь вошел в палаты, беременная невестка была одета в простое домашнее платье, что тогда считалось неполным одеянием, и он пришел в ярость. Сын же осмелился защищать жену.

Род Шереметевых был славен доблестной государевой и военной службой: они поддержали Михаила Романова, потом Петра I, участвовали в Ливонской и Северной войнах, за что получали множество земельных владений, ставших основой их сказочного богатства. Среди них оказалась и подмосковная вотчина Кусково, которая пробыла в их собственности почти 400 лет – до 1917 года. Впервые она упоминается как владение Шереметевых в первой половине XVI века, когда боярин Василий Шереметев выменял эту подмосковную деревню на одну из своих вотчин ради «охотной забавы». Густые леса с дикими животными, болотистая местность с птицей сулили большое приволье. Ученые расходятся в версиях о происхождении имени шереметевской деревни. Возможно, что она уже в те времена именовалось Кусково, но по преданию, это имя родилось позднее, в первой половине XVIII столетия, при графе П.Б. Шереметеве, который называл свое владение «куском». При нем и появилась здесь эта роскошная усадьба, а прежде тут стоял простой деревянный дом с садом и деревянная домовая церковь. Неизвестно, была ли она тогда Спасской, или ее переосвятили потом, в честь подаренной святыни. Первым стал обустраивать Кусково первый русский граф и фельдмаршал Борис Петрович Шереметев, задумавший превратить ее из обыкновенного охотничьего угодья в загородную летнюю резиденцию – в духе петровской придворной моды. По его замыслу, новые хоромы должны были оказаться не хуже меншиковских. Строить, однако, пришлось из дерева, так как каменное строительство в Москве было в ту пору запрещено царским указом.

Однако смерть графа в 1719 году прервала эти планы, а по его завещанию все дворовые люди были отпущены на свободу с годовым содержанием. Имение перешло к малолетнему Петру Борисовичу, который затем сумел осуществить отцовский замысел с невиданным размахом. Именно при нем Кусково стало «подмосковным Версалем» – он твердо задался целью построить усадьбу красивее, чем у других вельмож и затмить их роскошью и богатством. Общие работы начались в 1740-х годах под «смотрением» мастера Ю. Кологривова, а потом крепостного Федора Аргунова, и окончились во второй половине XVIII века, когда ими уже руководил известный московский архитектор Карл Бланк.

Однако свою грандиозную стройку Петр Шереметев благопристойно начал с возведения новой домовой церкви: девизом их рода было изречение «Бог охраняет все!» В 1737-1739 г.г. на месте старой деревянной церквушки вырос каменный красавец храм. Он больше никогда не перестраивался и дошел до нас в своем первозданном виде, став самым старым памятником усадьбы Кускова. Считается, что это - редчайший в современной Москве памятник «аненнского барокко», то есть архитектурного стиля барокко эпохи Анны Иоанновны.

Внутреннее убранство храма соответствовало его внешнему великолепию: красивый резной иконостас, оклады образов с драгоценными камнями и жемчугом, золоченые царские врата и роскошное двухъярусное трехметровое паникадило с двумя ярусами из 18-ти свечей, украшенное фигурами серафимов. Исторической реликвией здесь были воздухи, расшитые золотом и жемчугами, по преданию, руками самой императрицы Елизаветы Петровны. Она однажды была гостьей хлебосольного Кускова.

Домовая церковь играла очень большую роль в жизни усадьбы, без нее не обходилось ни одно торжество. Ее престольный праздник даже отмечался народными гуляниями: в этот день всякий, кто был прилично одет, мог приехать сюда насладиться музыкой или театральным представлением, а для простого народа на природе ставили столы со щедрым праздничным угощением. Интересно и то, что граф Николай Петрович Шереметев, оставшийся в памяти России женитьбой на крепостной актрисе Прасковье Жемуговой, имел обычай справлять свой день рождения непременно с медом, хотя он родился за два месяца до престольного праздника домовой церкви – видимо, в этом была дань традиции отеческой усадьбы. При нем в 1792 году крепостные архитекторы А.И. Миронов и Е. Дикушин построили красивую деревянную колокольню с золоченым шпилем.

Церковные богослужения, колокольные звоны, крестные ходы не только обязательно сопровождали праздники усадьбы, но и сами были ее праздниками. На день Спаса Всемилостивого за Литургией следовало водоосвящение: когда священник погружал крест в воду, гремел пушечный салют, а специальная яхта посреди пруда мгновенно распускала праздничные разноцветные флажки.

Вскоре после церкви в 1769 – 1775 г.г. был построен главный дворец, обращенный парадным фасадом к роскошному зеркальному пруду, в котором плавали лебеди и утки. Дворец был предназначен исключительно «к великолепию» - не столько для жилья, сколь для торжественных приемов гостей, с фейерверками, с модными светскими гуляниями, с множеством «отрад и приятностей». (Для себя граф построил в рощице «дом уединения», куда не пускал никого, кроме слуг и ближайших друзей.) Архитектором дворца был, по всей вероятности, сам Карл Бланк, хотя иногда называют имя французского зодчего Шарля де Вальи. Еще одна особенность - редчайший для Москвы барочно-рокайльный стиль сооружения, традиционный в ту пору для столичного Петербурга.

Роскошный деревянный дворец был окрашен в символический нежно-розовый цвет «утренней зари». У парадных дверей гостей встречали сфинксы. Все здесь должно было поражать великолепием и удивлять не переставая, невиданными новшествами: взору гостей представали изумительные полотна Рембрандта Рафаэля, Ван-Дейка, Веронезе, люстры из горного хрусталя, модная анфилада, коллекция оружия и даже седло короля Карла XII, доставшееся графу Б.П. Шереметеву в Полтавском сражении вместе с королевским скакуном. А на праздничный стол кушанья подавались в посуде из чистого золота.

И в парках усадьбы гостям предлагали продолжить удивительное развлечение. Этот парк был одним из самых больших в России XVIII столетия. Достопримечательностями стали Итальянский домик, устроенный для выставки итальянских картин, Голландский домик с изразцами в память о петровской эпохе, грот, построенный для отдыха в летний зной, Эрмитаж, предназначенный для уединенного отдыха и приема избранных без слуг: специальная машина поднимала туда гостей на диване, а за ними следовал стол, накрытый на 16 приборов. Зимний сад и оранжерея поражали лавровыми, лимонными, померанцевыми, апельсиновыми деревьями. Огромные стеклянные двери были устроены специально для дам, чтобы они могли свободно проходить сюда в своих пышных платьях, не умещавшихся в обычные двери.

Посещали Кусково и августейшие особы. В 1754 году сюда приехала Елизавета Петровна (специально к приезду гостьи Шереметевы обустроили французский парк). В ее честь задали грандиозный праздник с диковинными блюдами, ночной иллюминацией и экспозицией китайского фарфора. А готовясь к приему Екатерины II граф Петр Борисович устроил во дворце парадную опочивальню, но никто никогда не воспользовался ей, хотя императрица и посетила Кусково в августе 1774 года, после победы России над Турцией. Праздничный обед для нее и свиты накрыли в прохладном гроте. По преданию, императрица, отдыхая, собственноручно набросала рисунок ажурной решетки, которую потом изготовили в Кусково по этому эскизу. Другой визит государыни состоялся в 1787 году на московских торжествах в честь 25-летия ее коронации – за год до смерти графа Петра Шереметева.

Именно он стал обустраивать в Кускове первый крепостной театр с оперными и балетными труппами и школой для талантливых детей. Его не сохранившееся здание в парке спешно строил Шарль де Вальи в итальянском стиле к именинам графа, Петрову дню, стараясь сделать ему приятное. На его сцене впервые явилась дочь кусковского кузнеца, Прасковья Ковалева, имевшая тогда сценический псевдоним Горбунова (ее отец был горбун). В этих домашних спектаклях любил участвовать сам «Крез меньшой», как прозвали наследника, графа Николая Петровича Шереметева. Бросив гостей, он часто садился «меж холопов своих» играть на виолончели. В 1798 году граф дал вольную своей гениальной крепостной актрисе, а чрез три года женился на ней.

Смерть Прасковьи в 1803 году подорвала здоровье Н.П. Шереметева. Вскоре он сам умер от простуды. Его единственному наследнику Дмитрию было всего 9 лет, когда началась Отечественная война. В Кусково расквартировались армия маршала Нея и разграбила все, что было можно: отдирали даже дорогую бархатную обивку стен. Сам маршал увозил в Париж лучшие картины и гобелены.

После разгрома наполеоновской армии Кусково отремонтировали, но без прежней роскоши. Дело было и в средствах, и во вкусах нового хозяина Д. Н. Шереметева. Призванный на службу, он находился в тех самых войсках, которые стреляли по восставшим на Сенатской площади в декабре 1825 года. Трагедия декабристов настолько потрясла его юную душу, что он замкнулся в себе, уединился и глубоко ушел в религию, проводя дни в молитве и постах. Многолюдные шумные праздники в Кусково прекратились, театр разобрали, а после отмены крепостного права содержать регулярный парк с садовниками стало не под силу даже Шереметевым. В конце XIX века новый наследник продал большую часть земельных угодий Кускова под дачные участки, но родовое гнездо не тронул, (хотя оно и приносило убытки), а выстроил для себя деревянный домик рядом с опустевшим дворцом.

В 1919 году в Кусково открылся краеведческий музей, где экспонировались чучела животных, обитавших в местных лесах. Восстановление исторического памятника далось реставраторам огромным трудом. Музей открылся здесь в 1930-х годах, и в залах дворца экспонировалась уникальная морозовская коллекция фарфора из их бывшего особняка в Подсосенском переулке. Настоящим подвигом стало спасение кусковского дворца в 1941 году, когда укрытое маскировочным камуфляжем здание нельзя было отапливать – разница внешней и внутренней температур разрушила бы его старое дерево. И, тем не менее, уже в 1943 году возобновились реставрационные работы по воссозданию исторического облика усадьбы Кускова, какой мы видим ее теперь.

А в октябре 1991 году была восстановлена и вновь освящена домовая Спасская церковь. Ныне на колокольне звонят восемь колоколов, отлитые по старинным образцам.

Посвященных Спасу Всемилостивому церквей в Москве было несколько. Одна из святынь - храм в - ныне действует и прекрасно сохранился. Когда-то церковь была домовой рода Шереметевых.

Праздник Спаса пришел на Русь из Константинополя. К нему всегда относились с особым благоговением. Согласно летописям, именно в день Спаса - 1 августа - и произошло Крещение Руси.

Фото 1. Церковь Спаса Всемилостивого в усадьбе Кусково

Есть предание, по которому боярин Борис Шереметев, побывав в Риме, получил от папы римского крест с частицами святого Древа. По завещанию реликвия перешла его сыну, при котором был возведен храм в Кускове.

Правда, история святыни началась еще раньше. Известно, что деревянная церквушка стояла на этом месте еще в 17 веке. Местечко Кусково упоминается еще раньше - в 16 веке. Именно тогда Василий Шереметев обменял эту деревушку на один из своих вотчинных участков. Название «кусково», видимо, появилось немного позже - в 18 веке имение звали «куском».

При Петре Шереметеве на этом месте возникла прекрасная усадьба, хотя раньше стоял маленький деревянный дом и такая же невзрачная церковь. Неизвестно, была ли церквушка тогда Спасской, или освятили ее в честь этого праздника позже.


В 1737 году место деревянного храма занимает каменный. После этого святыня ни разу не перестраивалась, до наших дней она дошла в первозданном виде. Сегодня в Москве церковь Спаса Всемилостивого в Кусково - редчайший памятник стиля барокко «анненской эпохи».

Внутри святыня была так же прекрасна, как и снаружи. Оклады икон покрыты жемчугом и драгоценными камнями, трехметровое паникадило имело 2 яруса, украшено оно фигурками серафимов.

Роль домового храма была велика. Ни один праздник не обходился без церкви. Во время Спаса в Кускове проходили гулянья с особым размахом. Сюда мог приехать каждый, чтобы насладиться отличным театральным представлением и прекрасной музыкой. Для простых людей в этот день ставились столы с богатым угощением. Во время всех торжеств непременно проходили богослужения в храме, звучал колокольный звон.

В 1812 году Кусково пострадало от нашествия французов. Имение быстро отремонтировали, правда, без прежней роскоши.

Все дело было в новом хозяине. Во время трагедии декабристов в 1825 году он находился на Сенатской площади. Это событие настолько потрясло сознание юного Шереметева, что позже он сильно замкнулся в себе и ушел в религию. Праздники и веселье в Кускове прекратились, а в конце 19 века наследник распродает часть усадьбы под дачные участки, себе оставляет лишь маленький деревянный домик.

В 1919 году в имении разместили музей, а церковное здание переоборудовали в подсобные помещения. В 1991 храм восстановили и освятили вновь.

С возведения храмов начиналось строительство многих дворянских вотчин, так поступил и граф Петр Борисович Шереметев. Реликвия для почитания досталась ему в наследство от отца, петровского дипломата Бориса Петровича. Подаренный, если верить преданию, лично Папой Римским золотой крест содержал частицу древесины креста, на котором распяли Спасителя.

Святыня по церковной терминологии именовалась частицей Древа Животворящего Христа, отсюда получила второе название церковь Спаса Всемилостивого в усадьбе Кусково.

Престол храма, именующегося и церковью Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, и освящен был в честь обретения реликвии. Главным отличием и достоинством строения является то, что церковь Спаса Всемилостивого никогда на перестраивалась и не имела существенных повреждений с момента окончания строительства в 1739 году. Советская власть определила храму музейное предназначение, что и гарантировало его сохранность.

Местоположение и облик

Снимок, выполненный квадрокоптером при полете над Кусково, прекрасно позволяет разглядеть объект, для ясности на него указывает стрелка от надписи. Церковь Спаса Всемилостивого с верхнего ракурса отлично видна, благодаря отличающейся от других зданий окраске кровли. Колокольню выстроили отдельно от храма, немного ближе ко Дворцу и чуть дальше вглубь территории. Ближайшие к церкви достопримечательности — Кухонный флигель, павильон Грот и .

Архитектурный стиль, которого придерживались строители церкви, сейчас именуют анненским барокко. Сложился он в период десятилетнего царствования Анны Иоанновны, умершей через год после освящения храма. Колокольня была построена значительно позднее, в 1792 году, по классическим канонам. Материалом для ее строительства по неизвестной причине было выбрано дерево, скорее всего в подражание графскому Дворцу, в основном деревянному.

Церковь Спаса Всемилостивого – одноглавая, восьмигранный барабан купола имеет ниши с размещенными в них скульптурами апостолов. На три стороны выходят одинаковые фасады, с востока размещена небольшая алтарная апсида. Три одинаковых крыльца без навесов оборудованы двухсторонними лестницами с коваными перилами. Ребристая крыша с темной кровлей и светлые стены отличаются от всех окружающих зданий.

Хотя и постриженные, кроны деревьев не позволяют досконально рассмотреть украшающие здание живописные и скульптурные изображения. На выходящем к западу центральном фронтоне находится барельеф богу Саваофу, он же Яхве, он же Иегова. Это всего лишь вариации имени Божьего, используемые в Ветхом Завете. Древние иудеи писали его без гласных букв, считая слишком святым для произношения.

Войдем в церковь Спаса Всемилостивого

Внутреннее храмовое убранство, открывающееся перед входящими в церковь Спаса Всемилостивого, удивляет своей скромностью и лаконичностью. Аккуратно побеленные стены не содержат ни лепнины, ни живописных росписей. Из украшающих элементов можно упомянуть только ковровую дорожку посередине нефа, ведущую к алтарному иконостасу. Тут же расположена лавка с религиозной атрибутикой.

Между особо чтимыми иконами и самим иконостасом, на видном месте находится необычный для современных храмов подсвечник. Прямоугольная металлическая плоскость, содержащая множество гнезд для свечей, выполнена как единое изделие с распятием, заключенным в украшенную камнями рамку. Самая красивая деталь подсвечника – его опорная тумба, украшенная бронзовыми вставками и обрамлениями.

Неброско выглядит и оформление алтарного иконостаса, в основном разрисованного однотонными узорами. Крупные и редко расположенные рисунки выглядят непривычно, по сравнению с поистине дворцовой роскошью некоторых соборов. Тревожно и контрастно на общем блеклом фоне смотрятся святые врата в их верхней части, переливающейся темными и светлыми оттенками красного.

Позолотой сверкают лишь некоторые святые образа, в том числе верхняя икона Святой Троицы. Таковы же крупные иконы Богоматери с младенцем слева от Святых ворот и самого Спасителя – справа. Необычна форма створок боковых проходов в алтарное пространство, сделанных в форме вертикально срезанных половин арок. В правой даже просматривается помещение для переодевания священнослужителей.

Устройство уже виденного в полную величину подсвечника для заздравных свечей вполне традиционно, в отличие от роскошного прямоугольного.

Пламя свечей, поминальных и заздравных, никогда не отождествлялось с языческим поклонением огню. Это скорее отголоски эпохи зарождения христианства и гонений на новую религию. Жизнь и поклонение Христу проходили первоначально в пещерах, где просто не было иного источника света. Постепенно сформировался ныне незыблемый обычай ставить свечи в храмах, а службу проводить в полумраке.

Вернемся к внешнему виду

Упущенный в начале рассказа восточный вид на церковь Спаса Всемилостивого все же стоит привести, хотя бы в конце обзора. Нужно отметить двойной купол здания и отсутствие многократно описанного ангела, поддерживающего крест.

Скорее всего, фигуре понадобилась реставрация после долгой службы. Интересна и видимая только отсюда крыша апсиды веерной формы, и облик деревянной колокольни. Состоит она из трех ярусов и купола со шпилем, вздымающим крест выше главного купола.

Вид с южного направления можно было бы совсем упустить как повторяющий зеркально предыдущие, но не все упомянуто в тексте. Церковь Спаса Всемилостивого украшена накладными пилястрами, играющими в основном декоративную роль. Такие же элементы, только меньшей величины, использованы и в восьмигранном световом барабане.

Остается упомянуть обелиск, видимый со стороны аллеи вдоль Большого пруда усадьбы Кусково. Каменная четырехгранная пирамида на четырех шарах. С пятым на вершине не находит толкования в большинстве комментариев. Лишь один источник утверждает, что таким обелиском отмечено место гибели коня одного из Шереметевых. Если узнаете подробности – просьба сообщить.