Туристический портал - NataliSudak

Туристический портал - NataliSudak

» » Храм живоначальной троицы в селе ознобишено московской области. История троицкой церкви села ознобишино Храм живоначальной троицы в ознобишино как проехать

Храм живоначальной троицы в селе ознобишено московской области. История троицкой церкви села ознобишино Храм живоначальной троицы в ознобишино как проехать

В селе Ознобишино по переписным книгам 1629 года уже упоминается о существовании деревянной церкви во имя Покрова Божией Матери, имеющей придел в честь Николая Чудотворца. В 1677 году боярин Богдан Хитрово, будучи владельцем села, профинансировал строительство новой деревянной церкви во славу Живоначальной Троицы с переносом из старой приделов во славу архиепископ а Миры Ликийской святител я Николая и в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь в плане архитектуры, представляла и себя высокий одноглавый четверик с притвор ами и трапезной ниже уровнем. Придел ы располагались в трапезной. По словам сторожил церковь просуществовала до 30-х годов ХХ столетия. И только с 1935 по 1937 ее стали растаскивать на бревна, а множество икон попросту уничтожили.
Каменная церковь Святой Троицы в селе Ознобишено , известная нам сейчас, была заложена 11.08.1863 рядом с деревянной и полностью завершена около 1865 года. Архитектором проекта был Финисов Николай Иванович. По аналогии со старой, деревянной церковью, в трапезной было те же два придела. С 1908 по 1911 года шло строительство притвора к храму, венчаемого высокой шатровой колокольней. Архитектором проекта колокольни выступил Благовещенский Николай Николаевич. Основной колокол был подстать самой колокольне, его вес составлял около 500 пуд ов. По завершении все строительных работ каменной церкви Троицы Живоначальной в селе Ознобишино получилась великолепная церковь в псевдорусском стиле с основным зданием в виде четверика, с слегка зауженными окнами, украшенное симметрично рядом пилястр с дорическими капител ями. Центральная часть стен опоясана с двух сторон равноконечными крестами, с каждой стороны в районе кровли устроены выступы, обрамленные маленькими арка ми. Венчает сие творение семигранная главка, слегка вытянутой формы, стоящая на барабан е. Трапезная , соединяющая храм с колокольней, выполнена в том же стиле, но пилястры установлены по углам строения. Красавица колокольня состоит из четырех ярусов. Первый – портал ьный четверик с двумя окнами. Второй слегка сжатый четверик, имеющий 12, немного вытянутых окно, стилизованных под основное здание. Третий - чуть меньшего периметра, имеет сдвоенные арки с каждой стороны, размеров достаточных для монтажа большого колокола. Четвертый – очень изящный, имеет форму восьмерик а, с прорезанной аркой в каждой и восьми сторон. Первые три уровня обрамлены карниз ами, каждый из которых имеет свой, неповторимый узор. Венчается эта конструкция крышей в форме шатра, с маковкой на маленьком цилиндре наверху. В 1904 году на территории храма построено здание церковно-приход ской школы, позднее ставшей воскресной.
В советский период храму досталось, как и многим тогда. Проработал он до 1937 года, после чего был закрыт, имущество конфисковано было еще раньше. В его стенах была конюшня, затем шляпная фабрика, склад. В 1991 году храм вернули церкви, началось восстановление. 07.04.1996 совершилась первая Божественная литургия , после чего службы велись регулярно. В 2005 году все восстановительные работы были завершены, на колокольне появились колокола подаренные верующими меценатами. Возобновила работу приходская школа.
На кладбище, рядом с Троицким храмом в селе Ознобишино можно видеть могилы отца Дмитрия (предпоследнего священник а до закрытия) – отмечена крестом, ввиду разрушения исторического надгробия, Стефана Голубева – дьячка храма периода 20 годов XX столетия. Стоит отметить, сто сохранились старые надгробия, высеченные из камня, с оригинальными надписями на них. Недалеко от храма есть постамент в память о защитниках Родины от фашистов в Великую Отечественную, что весьма символично и служит неким мостом эпох.

Село Ознобишино, находящееся примерно в 8 км от центра Подольска,

имеет довольно древнюю историю. Судя по археологическим данным, поселение в этом месте существовало уже в начале ХII в., а в XIV-XV вв. вполне мог уже существовать храм. Наиболее ранние из имеющихся письменных свидетельств относятся к первой половине ХVII в. Так в 1629 г. упоминается о существовании в с. Ознобишино деревянной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя Николая.

В 1676 г. царь Федор Алексеевич разрешил купить село Ознобишино своему приближенному боярину Богдану Хитрово; и уже в 1677 г. им была построена новая деревянная церковь на каменном фундаменте с колокольней, Иконы для нее, по заказу Хитрово, написали иконописцы Оружейной палаты Симон Ушаков с Никитой Павловцом - икону «Троица ветхозаветная» (1677 г.), а «жалованный иконописец» Федор Зубов, выходец из Великого Устюга, - икону «Никола Мирликийский». В настоящее время эти иконы находятся в музее «Коломенское».

Деревянная церковь действовала, по некоторым свидетельствам, до 1930 г. В 1935-1937 г. ее разобрали на бревна, часть которых растащили, а часть сожгли. Также сожжены были некоторые иконы, но часть их, каким-то чудом, была спасена и передана (в 1935 г.) в музей "Коломенское". Сохранившаяся же доныне каменная церковь была построена рядом с деревянной в середине 60-х годов XIX в. "тщанием" местного священника Алексия Беляева.

К постройке готовились долго и всем миром - копили деньги, запасались белым камнем и кирпичом. Благочинный Подольского уезда священник Симеон Середенский сообщал в Консисторию о "готовности прихожан жертвовать по одному рублю серебром с души в продолжение постройки до совершенного ее окончания".

В феврале 1863 г. отец Алексий с причтом и старостой направляют к митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету (Дроздову)

(память 19 ноября/2 декабря н. ст.) прошение о дозволении начать строительные работы. Соответственная грамота была подписана 17 июля, и 11 августа закладка каменной церкви была осуществлена. Автором проекта был архитектор Николай Финисов.

В 1908 - 1911 гг. к храму был пристроен притвор с высокой колокольней, по проекту архитектора Н.Н. Благовещенского. Большое участие в строительстве принял местный купец Лапшин. В 1889 г. настоятелем Троицкого храма назначается священник Димитрий Беляев.

Он прослужил в храме более 30 лет, и еще несколько лет назад были живы люди, которые его помнили.

Диаконом в те годы был отец Павел Троицкий,

а позднее в середине 1920-х гг., отец Стефан Голубев. Старостой храма был тогда крестьянин Иван Сучков, а затем - Николай Кондаков.

После революции храм оставался действующим до 1937 г. Потом храм был закрыт. Но еще прежде этого отец Димитрий с семьей подвергся гонениям. В 1922 г. он был арестован в ходе кампании "по изъятию церковных ценностей" за "распространение воззваний Патриарха Тихона", и " укрывательство церковного имущества". Просидев в Таганской тюрьме до декабря 1922 г., он был освобожден "за недоказанностью преступления". Семья священника была выселена из дома и ютилась в сторожке. Умер отец Димитрий своей смертью, по некоторым - свидетельствам в 1927 г., и был похоронен за алтарем храма. В последствии его могила была разорена и памятник - в виде аналоя с крестом и Евангелием - уничтожен. В настоящее время на месте его погребения установлен крест.

Последним священником перед закрытием храма был отец Александр Троицкий. Он был арестован осенью 1937 г. и приговорен к 10 годам ссылки в лагерь. Дальнейшая его судьба пока неизвестна. После закрытия в храме располагались конюшня, шляпная фабрика...

Военные действия обошли храм стороной, но в те годы солдаты, ожидавшие своего отправления на фронт, повредили росписи на стенах, стреляя по ним.

После войны храм использовался как зернохранилище, склад, цех по изготовлению проволочной сетки и т.п...

В 1991 г. в Ознобишино была зарегистрирована православная община, и храм был передан Русской Православной Церкви. Он был приписан к храму Успения Пресвятой Богородицы в поселке Щапово, и первые работы по его восстановлению были проведены настоятелем Успенского храма священником Георгием Еварестовым.

В 1995 г. указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия настоятелем Троицкого храма был назначен священник Сергий Марук, старостой храма был избран житель с. Ознобишино Виктор Косачев.

Первая, после почти 60-летнего перерыва, Божественная литургия была совершена 7 апреля 1996 г. - в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, совпавший в тот год с праздником Входа Господня в Иерусалим. С этого времени совершаются регулярные богослужения и ведутся ремонтно-восстановительные работы, в которых активное и разнообразное участие принимает община храма.

К 2004 г., в общем, завершены внешняя реставрация храма и благоустройство территории вокруг храма. К празднику Рождества Христова 2005 г. была завершена внутренняя реставрация четверика и богослужение перенесено в центральный алтарь. Прихожанами храма М. Кострикиной, В. Ерохиным и А. Кудринской продолжается написание икон для центрального иконостаса. В храме также хранятся новонаписанные иконы с частицами святых мощей: мученика Трифона, благоверных князей Петра и Февронии Муромских, священномученика Фаддея, архиепископа Тверского, и святителя Агафангела исповедника, митрополита Ярославского.

В 2005 г. - благотворителями Павлом и Константином - храму был пожертвован набор колоколов. Также в 2005 г. на одном из источников с. Ознобишино прихожанами храма, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, была построена часовня-купель, освященная 21 ноября - в праздник Архистратига Божия Михаила. В 2006 г. начата реконструкция здания Воскресной (первоначально церковно-приходской) школы, построенного в 1904 г.

При храме действует библиотека духовной литературы, насчитывающая более 1500 книг, и видеотека, а также действует воскресная школа для детей.

Село Ознобишино, находящееся примерно в 8 километрах от центра г. Подольска, имеет довольно древнюю историю. Судя по археологическим данным, поселение в этом месте могло существовать уже в начале XIII века. Наиболее ранние из имеющихся письменных свидетельств относятся к первой половине XVII века. Так в 1629 году в селе уже была деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя Николая.

В 1676 г. царь Федор Алексеевич разрешил купить село Ознобишино своему приближенному боярину Богдану Хитрово; и уже в 1677 году им была построена новая деревянная церковь на каменном фундаменте с каменной колокольней. Иконы для нее, по заказу Хитрово, написали иконописцы Оружейной палаты Симон Ушаков с Никитой Павловцом - икону "Троица Ветхозаветная" (1677 год), а "жалованный иконописец" Федор Зубов, выходец из Великого Устюга, - икону "Никола Мирликийский". В настоящее время иконы находятся в музее "Коломенское".

Эта деревянная церковь действовала до 1937 года, когда ее разобрали на бревна, часть которых растащили, а часть сожгли. Сохранившаяся же доныне каменная церковь была построена рядом с деревянной в середине 60-х годов XIX века "тщанием" местного священника Алексия Беляева.

К постройке готовились долго и всем миром - копили деньги, запасались белым камнем и кирпичом. Благочинный Подольского уезда священник Симеон Середенский сообщал в Консисторию о "готовности прихожан жертвовать по одному рублю серебром с души в продолжение постройки до совершенного ее окончания".

В феврале 1863 года о. Алексий с причтом и старостой направляют к митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету (Дроздову) прошение о дозволении начать строительные работы. Соответственная грамота была митрополитом Филаретом подписана 17 июля и 11 августа закладка каменной церкви была осуществлена. Автором проекта является архитектор Николай Финисов.

В 1908-1911 годах к храму был пристроен притвор с высокой колокольней, по проекту архитектора Н.Н.Благовещенского. Большое участие в строительстве принял местный купец Лапшин.

В 1889 году настоятелем Троицкого храма назначается священник Димитрий Беляев, который прослужил в храме более 30 лет, и еще живы люди, которые его помнят. Диаконом в те годы был о. Павел Троицкий, а позднее, в середине 20-х годов, о. Стефан Голубев. Старостой храма был тогда крестьянин Иван Сучков.

После революции храм оставался действующим до 1937 года, когда деревянная церковь была разрушена, а каменная закрыта. Но еще прежде этого о. Димитрий с семьей подвергся гонениям. В 1922 году он, подобно многим другим священнослужителям, был арестован в ходе кампании по «изъятию церковных ценностей» за «распространение воззваний Патриарха Тихона», «противодействие властям» и «укрывательство церковного имущества». Просидев в Таганской тюрьме до декабря 1922, он был освобожден «за недоказанностью преступления». Семья священника была из дома выгнана и приютилась в сторожке. Умер о. Димитрий своей смертью, по некоторым свидетельствам в 1927 г., и был похоронен за алтарем храма.

Последним священником перед закрытием храма был о. Александр Троицкий. Он был арестован осенью 1937 года и приговорен к 10 годам ссылки в лагерь. Дальнейшая его судьба пока неизвестна.

После закрытия в храме, до войны, располагались конюшня, шляпная фабрика... Военные действия обошли храм стороной, но в те годы солдаты, ожидавшие своего отправления на фронт, повредили росписи на стенах - стреляя по ним. Потом храм использовался как зернохранилище, склад, цех по изготовлению проволочной сетки и т.п...

В 1991 году в с. Ознобишино была зарегистрирована православная община, и храм был передан Русской Православной Церкви. Он был приписан к храму Успения Пресвятой Богородицы в пос. Щапово, и первые работы по его восстановлению были проведены настоятелем Успенского храма священником Георгием Эварестовым.

В 1995 году Указом Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия настоятелем Троицкого храма был назначен священник Сергий Марук, старостой храма был избран житель с. Ознобишино Виктор Косачев.

Первая, после почти 60-ти летнего перерыва, Божественная литургия была совершена 7 апреля 1996 г. в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, совпавший в тот год с праздником Входа Господня в Иерусалим. С этого времени совершаются регулярные богослужения и ведутся ремонтно-восстановительные работы, в которых активное и разнообразное участие принимает община храма.

http://www.podolskoe.ru/oznobishino/main.htm



Кирпичный храм Живоначальной Троицы, рядом с деревянным, был построен "тщанием" священника Алексия Беляева по проекту архитектора Н.И.Финисова, использованному также и в ряде других церквей Подмосковья (Четряково Ступинского района). Строился между 1863-1886 гг. В 1908-1911 гг. по проекту епархиального архитектора Н.Н.Благовещенского на средства купца Лапшина и трудами священника Димитрия Беляева были выстроены западной притвор с колокольней. Старейшая часть здания состоит из бесстолпного одноглавого двусветного четверика с полуциркульной апсидой и двустолпной двухпридельрной трапезной (приделы Николая Чудотворца и Покрова Пресвятой Богородицы). Декор в формах художественной эклектики. С запада к трапезной части примыкает небольшой, в одну световую ось, притвор и четырехърусная шатровая колокольня, являющаяся архитектурной доминантой местности. Декорация колокольни - образец "русского" стиля, с ориентацией на московскую архитектуру XVII в. Нижние части колокольни и притвора облицованы белым камнем. В "настоящем" храме сомкнутый свод, в апсиде конха; в трапезной - система парусных сводов, опирающаяся на два сдвинутых к востоку столба. Первоначальные перекрытия притвора и колокольни утрачены после закрытия церкви в 1937 г. Тогда же была разобрана стоявшая рядом деревянная церковь постройки 1677 г. С 1996 г. храм возрождается. В церкви хранятся иконы с частицами св. мощей мч.Трифона, сщмч. Фаддея, архиепископа Тверского и другие.

Церковь Святой Троицы в с.Ознобишино Подольского района является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. № 84/9). Ныне храм входит в состав Никольского благочиния Московской епархии (городской, Викариатство новых территорий).

Источники: протиоиерей Олег Пенэжко "Храмы г.Подольска и окрестностей". Владимир, 2004 г. "Подмосковье. Монастыри храмы источники" Москва, УКИНО "Духовное преображение", 2008 г. сайт "Викариатство новых территорий".

Недалеко от Подольска, в селе Ознобишино, стоит одноглавая церковь Троицы Живоначальной . Обитель эта древняя: первые сведения датированы ХVII веком. За несколько столетий церковь повидала немало: смену облика, погромы, репрессии и полувековое закрытие.

В 1676 г. царь Федор Алексеевич разрешил купить село Ознобишино своему приближенному боярину Богдану Хитрово; и уже в 1677 г. им была построена новая деревянная церковь на каменном фундаменте с колокольней. Иконы для нее, по заказу Хитрово, создали иконописцы Оружейной палаты: Симон Ушаков с Никитой Павловцом — икону «Троица ветхозаветная» (1677 г.), а «жалованный иконописец» Федор Зубов, выходец из Великого Устюга, — икону «Никола Мирликийский».
Сейчас образа находятся в музее «Коломенское».

Деревянная церковь действовала, по некоторым свидетельствам, до 1930 г. В 1935-1937 г. ее разобрали на бревна, часть из которых была растащена, а часть сожжена. Сожжены были и некоторые иконы, но часть их чудесным образом была спасена и передана (в 1935 г.) в музей «Коломенское». Сохранившаяся же доныне каменная церковь была построена рядом с деревянной в середине 60-х годов XIX в. «тщанием» местного священника Алексия Беляева.

К постройке готовились долго и всем миром: копили деньги, запасались белым камнем и кирпичом. Благочинный Подольского уезда священник Симеон Середенский сообщал в Консисторию о «готовности прихожан жертвовать по одному рублю серебром с души в продолжение постройки до совершенного ее окончания».

В феврале 1863 г. отец Алексий с причтом и старостой направляют к митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету (Дроздову) с прошением о дозволении начать строительные работы. Грамота была подписана 17 июля, и 11 августа закладка каменной церкви была осуществлена. Автором проекта стал архитектор Николай Финисов.

В 1908 — 1911 гг. к храму был пристроен притвор с высокой колокольней, по проекту архитектора Н.Н. Благовещенского. Большое участие в строительстве принял местный купец Лапшин.

В 1889 г. настоятелем Троицкого храма был назнчаен священник Димитрий Беляев. Он прослужил в храме более 30 лет. Диаконом в те годы был отец Павел Троицкий, а позднее, в середине 1920-х гг., отец Стефан Голубев. Старостой храма был тогда крестьянин Иван Сучков, а затем — Николай Кондаков.

После революции храм оставался действующим до 1937 г; затем храм был закрыт. Но прежде этого отец Димитрий с семьей подвергся гонениям. В 1922 г. он был арестован в ходе кампании «по изъятию церковных ценностей» за «распространение воззваний Патриарха Тихона», и » укрывательство церковного имущества». Просидев в Таганской тюрьме до декабря 1922 г., он был освобожден «за недоказанностью преступления».

Семья священника была выселена из дома и ютилась в сторожке. Умер отец Димитрий своей смертью, по некоторым — свидетельствам в 1927 г., и был похоронен за алтарем храма. В последствии его могила была разорена и памятник — в виде аналоя с крестом и Евангелием — уничтожен. В настоящее время на месте его погребения установлен крест.

Последним священником перед закрытием храма был отец Александр Троицкий. Он был арестован осенью 1937 г. и приговорен к 10 годам ссылки в лагерь. Дальнейшая его судьба пока неизвестна. После закрытия в храме располагались конюшня, шляпная фабрика…
Военные действия обошли храм стороной, но в те годы солдаты, ожидавшие своего отправления на фронт, повредили росписи на стенах, стреляя по ним.

После войны храм использовался как зернохранилище, склад, цех по изготовлению проволочной сетки и т.п.

В 1991 г. в Ознобишино была зарегистрирована православная община, и храм был передан Русской Православной Церкви. Он был приписан к храму Успения Пресвятой Богородицы в поселке Щапово, и первые работы по его восстановлению были проведены настоятелем Успенского храма священником Георгием Еварестовым.

В 1995 г. указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия настоятелем Троицкого храма был назначен священник Сергий Марук.

Троицкий храм с. Ознобишино

Разовые мероприятия

Регулярные мероприятия

При храме действует воскресная школа для детей (от 4-х лет). Возобновление занятий после летнего перерыва планируется в конце сентября - начале октября.

Для детей (например, учащихся воскресных школ) можно организовать посещение иконописной мастерской (при храме) с рассказом-экскурсией, возможно с показом некоторых действий, используемых при написании икон - приготовление краски из минералов, наклейка золота и т.п. (этот опыт опробован на меленьких детях уже несколько раз - и им нравится). Срок - по договоренности.

Есть зал со сценой. Для гостей из других приходов можем показать на ней: - один из спектаклей для детей и взрослых (при храме - театральная студия «Здравствуйте»), спектакль готовится к Рождеству (можно, кстати, пригласить любителей поучаствовать) и затем показывается неоднократно как при храме, так и в других местах - например, последний (на данный момент) показ спектакля этого года

Концерт академической вокальной музыки,

Традиционный концерт на 9 мая (приглашаем всех желающих в качестве зрителей и участников);

Для приходов, где есть кружок английского языка: детский мюзикл на английском языке.

Возможны организация и проведение упомянутых спектаклей и концертов в другом месте (выезд в другие приходы, либо проведение мероприятия для всего благочиния в зале одного из д/к). Сроки по договоренности.

В нашем зрительном зале можем принять творческие коллективы из других приходов, например, выступление детей воскресной школы со спектаклем или концертом. Сроки по договоренности.

В здании трапезной регулярно проходят выставки картин. Можем разместить экспозицию художников из других приходов, а также выставку рисунков учащихся воскресных школ других приходов. Можем вывезти одну из своих экспозиций для организации выставки в другом приходе. - Сроки по договоренности.

Для преподавателей и учащихся воскресных школ: мастер-классы для детей и взрослых по рукоделию «Праздничный подарок» (к Рождеству: ангелочки из салфеток, к Пасхе: расписывание яиц в разных техниках, в т.ч. писанки и капанки, к другим праздникам - множество поделок в техниках квиллинг, оригами, пластилин, авторская кукла и др.)

Можно, если будет к этому интерес, организовать экскурсию на источник с молебном и погружением в купель. Можно направлять желающих на беседы перед Таинством Крещения. Проводятся по воскресеньям в 16-00, правда, не в каждое воскресенье, а в соответствии с заранее сообщаемым расписанием.