Туристический портал - NataliSudak

Туристический портал - NataliSudak

» » Православный храм в вероне. Соборы и церкви вероны

Православный храм в вероне. Соборы и церкви вероны

Интервью с настоятелем храма во имя Святителя Николая в Вероне (Италия) протоиерем Борисом Развеевым.

Две равноуважаемых семьи
В Вероне, где встречают нас событья,
Ведут междоусобные бои
И не хотят унять кровопролитья…

Этими словами начинается шекспировское произведение «Ромео и Джульетта». И эти строки сразу вспомнились мне, когда узнал, что давний друг нашей редакции, священник Борис Развеев , получил назначение в этот воспетый еще Шекспиром город - итальянскую Верону… За плечами у отца Бориса годы религиозного диссидентства, потом башкирская тюрьма, где он два срока томился как «узник совести»… Служение настоятелем в уфимском храме Рождества Богородицы, где в начале девяностых годов произошло первое массовое мироточение икон в современной России. Отъезд из родной Башкирии в Москву, служение в храме на Ваганьковском кладбище. Казалось бы, все у него там наладилось: отец Борис за три года построил храм во имя Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане - новом микрорайоне Москвы. И вдруг - Верона…
Недавно протоиерей Борис Развеев побывал в нашей редакции и рассказал о своих впечатлениях от восьми месяцев своего служения за границей.
- Верона находится в северной части Италии, недалеко от известной всем Венеции, - рассказывает священник . - Священный Синод вынес решение ехать мне туда. Приехал я в Верону в апреле - тогда только десять человек ходило в храм, а на последней службе было 53 человека. Не хотелось мне уезжать из Москвы, ведь появились в столице чада духовные… А сейчас вот на родине вспоминаю уже свою итальянскую паству - и скучаю по ней… Служу я в храме Святителя Николая в Вероне, еще службы совершаю в Мерано, на границе с Австрией, а также в Домодосело, возле Швейцарии, где тоже приход во имя Святителя Николая. Наш приход принадлежит Италийскому благочинию Корсунской епархии. Правящий Архиерей - Архиепископ Корсунский Иннокентий - живет в Париже. В епархию входят четыре благочиния. Кроме нашего, это португальское, испанское и французское благочиния. Во французском благочинии шесть Православных приходов и четыре монастыря, в португальском - три прихода, в испанском два, а у нас, в италийском - 22 Православных прихода!
…Семью я перевез в Верону. Сын Серафим, ему 11 лет, три месяца ходит в итальянскую школу - он уже освоил итальянский язык… Это частный лицей, с традициями - он действует уже четыре века. Обучение в нем стоит 400 евро в месяц. Это больше, чем весь доход нашего храма… Но Серафиму как сыну Православного священника, по ходатайству представителя местной католической епархии по межконфессиональным связям, предоставили возможность учиться безплатно (я бы просто не смог оплачивать его учебу). Вообще католическое духовенство относится ко мне очень тепло. Им нравится, что я приехал сюда по указу Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Раньше к ним уже обращались разные люди с просьбой содействовать в открытии Православного храма, но они помогают только официальным представителям Московской Патриархии.
- Кто ваши сегодняшние прихожане?
- Это русские эмигранты новой волны, кто-то из них женились на местных или вышли замуж за итальянцев. Вот, например, Марина Мартиросова, она закончила Суриковский художественный институт, вышла за итальянца замуж, живет в Вероне, пишет иконы. Все иконочки новые в храме - ею писанные. Правда, нам не разрешают ничего вешать на стены, так как храм старый, памятник архитектуры… Одну девушку я благословил читать Псалтирь на церковнославянском. Вскоре она очень серьезно заболела и из-за простуды даже говорить не могла. И вот после Причастия в нашем храме она полностью исцелилась! Она была этим изумлена. Она хотя и была человеком верующим, но не представляла, что до такой степени Господь касается в Таинстве тленного человеческого естества… Другой прихожанин, Дмитрий, из числа тех пятерых русских, которые сохранили этот храм, когда там три года не было постоянного священника. Однажды он пришел на Литургию и сказал, что хотя и постился положенное время, но все равно духовно не считает себя готовым принять Тело и Кровь Христовы… Пока я исповедовал, по традиции в храме читали святоотеческие поучения. В этот раз читалось слово святого Иоанна Кронштадтского. И вот вдруг Дмитрий подходит ко мне и говорит: «Батюшка, благословите причаститься». Слово святого Иоанна так вошло в его душу…
В Италии со мной молится очень хороший, грамотный, энергичный народ. Вряд ли эти люди уже вернутся в Россию, но на родине многие из них бывают каждый год. Связи с ней не теряют. Психология верующих там заметно отличается от российской: наши люди за границей привыкли полагаться на себя, самостоятельно решать свои проблемы. Духовные советы у священника они спрашивают редко.
В Италию приезжает много молдаван. Не все они хотят ходить в румынские храмы. Ведь там новый стиль, а они привыкли, что, например, Преображение празднуется именно 19-го августа!.. Приходят к нам…
- Межнациональные браки часто оказываются и межрелигиозными. Это создает проблемы в духовной жизни ваших прихожан?
- У одной нашей прихожанки недавно родился сын. А муж у нее итальянец, практикующий католик. Родители мужа настаивали, чтобы ребенка крестили в католичестве. Она пришла ко мне. Спрашивает: как быть? Я ей ответил так: крещение католическое нашей Церковью признается. А приедешь на родину, иди с ребенком в храм, и пусть его священник миром помажет (у католиков конфирмация проходит в зрелом возрасте). Ребенка покрестили у католиков. А вскоре его мать приехала в Киев, и в Лавре мальчика помазали святым миром. Он стал Православным. Мама приносит его в наш храм причащать.
А один парень родом из Подольска, музыкант-барабанщик, закончил в Москве Гнесинский институт и женился на католичке. У нее есть претензии и к Православным, и к католикам. Но вот недавно я эту пару венчал… У прихожанки Ирины муж католик, но он ходит к нам в храм вместе с супругой. Вскоре он сказал жене, что на наших службах вдруг понял - у нас в храме происходит нечто более сокровенное, чем у католиков. Там служба прагматичная, внешне отлаженная, а тут чувствуется присутствие Духа. За душу берет! Он сказал, что хочет принять Православие. Я посоветовал ему не торопиться с этим решением, а сначала все хорошенько обдумать, потому что это выбор на всю жизнь.
- Расскажите про свой храм.
- Храм находится в центре Вероны, недалеко от того места, где сохранился дворик Ромео и Джульетты. Это большой католический храм святой Евфимии, у него есть пристрой, который католики передали в пользование Православным. Раньше они брали за наши Богослужения деньги. А теперь и денег не берут. Храм этот у католиков тоже называется Никола Маци (в честь Николая Угодника). Раньше там был ревностный настоятель, который заставлял нас всякий раз после службы все иконы убирать - хотел в этом приделе служить каждую пятницу. Сейчас мы иконы не убираем. Видимо, радением Святителя Николая поставили другого настоятеля, который не мешает нам. И в этом пристрое католики уже не служат. Сейчас мы добиваемся у них разрешения на установку иконостаса.
- Вы служите на общем Престоле с католиками?
- Да, они на этом большом мраморном Престоле раньше служили. Но ведь у них антиминсов нет… Правда, когда мы делали индитий (облачение для Престола), я увидел, что у них тоже вложены в Престол какие-то мощи… Этот храм - раннехристианский. Он был построен еще в III или IV веке, то есть этот храм раньше был Православный! Но было сильное землетрясение в Вероне в VIII веке, храм разрушился, осталось одно основание. И на нем возвели новое здание. Когда я первый раз вошел в этот храм, то ощутил духовный холод. Но все же чувствовалось, что мы стоим на очень древнем основании. И постепенно наша молитва согрела храм! Православная Божественная Литургия, Таинство Евхаристии изменили в корне духовную ситуацию: сейчас входишь в храм, и уже чувствуется тепло!
На некоторых Православных приходах в Италии служат священники- итальянцы, принявшие Православие. Они служат на русском в «итальянской транскрипции» (русские слова для них написаны итальянскими буквами). Один из них женился на гречанке, принял Православие, потом стал священником. И вот этот священник Георгий Орнетти из Падуи однажды сказал: «Италия страна католическая - по недоразумению!» Настоящие итальянцы, принявшие Православие, воспринимают католичество как экспансию… А многие католики искренне рады, что к ним приезжают Православные люди, Православные священники. Это подтверждает справедливость приведенных мной слов…
- На минуту представьте такую фантастическую ситуацию: к нам в Россию приезжает католический священник, ему Православные передают для службы свой храм!.. Сразу произошел бы громкий скандал, появились бы пикетчики с призывами: «Руки прочь!..» Я и сам, наверное, встал бы в такой пикет… А в Италии все по-другому. Почему?
- Да, у нас такое невозможно. Почему-то мы, Православные, зачастую всего боимся. А мы ничего не должны бояться, кроме личного греха. А ведем себя так, как будто у нас и силы-то нет никакой… Я это так понимаю. Наверное, у себя в Вероне католики не видят в нас противников. А мы у себя дома - видим… А ведь мусульманам католики свой храм не передали бы!
- Мне кажется, есть и другая причина. Они чувствуют, что Православие лучше латинства сохранило предание древней Церкви, и оттого к нам у себя дома лояльны. К тому же мы в Италии не ведем экспансии, как католики в России…
- В католическом храме в Бари, где хранятся мощи Святителя Николая, недавно произошел характерный инцидент. Храм этот принадлежит францисканцам, и вот там недавно поставили молодого настоятеля, и он одно время не разрешал паломникам из России заходить в католический алтарь и прикладываться к находящейся там тумбе, где покоятся мощи Николая Чудотворца, - потому только, что этого настоятеля-католика в Москве Православный священник не пустил в алтарь… Ему показалось это обидным, ведь он никогда не препятствовал Православным паломникам прикладываться к мощам Святителя Николая. И вот после такого приема в Москве и он отдал соответствующее распоряжение… Но настоятель Православного храма в Бари священник Владимир Кучумов очень мудро и быстро это урегулировал…
- И все же, как вам служится в некогда католическом храме?
- Когда служишь Божественную литургию - ни времени нет, ни пространства… Предстоишь у Престола в Италии так же, как в России. К каждой Литургии нужно относиться как к последней в жизни… Литургия по сути всегда одна и та же, она как бы «равна самой себе», когда совершаешь ее с благоговением. И это поражает в чужой стране. Когда все вокруг чужое - язык, стены храма, Престол… Но все вдруг духовно изменяется под воздействием благодати и становится как дома! А в Мерано я служу в исторически Православном храме. Там лечились больные туберкулезом, а у русской женщины Бородиной очень сильно болела дочка. Ее не удалось вылечить. И мать оставила денег, чтобы построили два санатория для бедных русских офицеров, чтобы они могли здесь лечиться. До тысячи русских там собиралось, и по ходатайству в Священный Синод там был построен храм в честь Святителя Николая. До сих пор в храме старинные облачения, старинная Чаша…
- Как вы думаете, почему Господь призвал вас на служение в далекую Италию?
- Мое предназначение - копать. У многих в России есть ошибочное представление, что раз Запад - значит, много денег. Это не так! У нас бедный приход, едва сводим концы с концами. Да и разве меня бы в богатый приход направили? Посылают меня всегда туда, где надо фундамент класть, что-то пробивать, начинать строительство.
Я построил храм в Теплом Стане. Вызвали в Патриархию, сказали: готовься, будешь там настоятелем. Я ведь с ноля строил храм! Был там такой случай. Надо было выбить землю под храм. А В Москве это непросто. Пошел я в соответствующую службу. Прихожу, начальница начинает говорить, что вот выдаст мне землю, а там потом вместо храма коттедж поставят, да еще с баней… Я сижу, молюсь. Вижу, у нее глаза как пеленой покрыты! Молюсь дальше. И вдруг перевожу взгляд и вижу - у нее ведь красивые, глубокие синие глаза. Пелена с глаз сошла! Я даже вздрогнул от удивления… И она начинает совсем другое говорить… Выделила нам землю под честное слово: что там будет именно храм, а не что-то другое. Там в округе сто тысяч русского населения - а храма нет… Так и построил церковь. И вот вскоре позвонила мне староста и говорит: а нам прислали сюда батюшку с «указом»… Настоятелем!
Оказалось, у этого молодого батюшки тесть - известный московский протоиерей. Мне, провинциалу, пришлось уступить… И вот Господь, наверное, решил меня утешить Вероной. Владыка Иннокентий - человек интеллигентный, в прошлом китаист. Да и на мое место вряд ли кто станет претендовать…
- В Италии много Христианских святынь. Как нам к ним относиться? Удалось ли вам совершить паломничества по этой стране?
- Собственно католических святынь в Италии нет. Это святыни древние, Православные. Это святыни нашей Церкви. К сожалению, у католиков установилась традиция прятать святыни от паломников. К мощам не приложишься, они глубоко сокрыты… Служили мы Литургию в католическом соборе Сен-Марко в Венеции. Там под Престолом покоятся мощи Апостола и Евангелиста Марка. Сначала нам разрешили в крипте служить, под мощами. А потом впервые разрешили молебен совершить прямо возле Престола. Очень благодатно было! Мы ощутили благодатное присутствие святого Марка… Но ведь мощи святого там даже и не увидишь! Они где-то глубоко под спудом, за семью печатями…
Я стараюсь выучить итальянский язык и для того, чтобы смог собирать в Италии частицы мощей святых еще того времени, когда Рим не отпал от Православия. А мощей в Италии великое множество! К историческим святыням итальянцы относятся с большим уважением. Но все же отношение к святыням там не такое, как в России. Сами итальянцы, побывавшие в России, признают, что такого трепетного почитания святынь, как у нас, нигде больше нет.
- Всем нам известны серьезные заблуждения католичества. И закрывать на эти теневые стороны глаза невозможно. И все же можно ли нам хоть чему-то хорошему поучиться у современных католиков?
- Когда нас представили епископу Вероны, я был немало удивлен. Это капуцинский монах, и он вышел к нам в характерном подряснике с капюшоном, препоясанный веревкой и… чуть ли не босиком! Какие-то легкие сандалии на нем были. Во всем его виде светились простота и нестяжательство. Католическая иерархия (по крайней мере, в провинции) не слишком богата. Епископ получает скромную зарплату, не роскошествует. Католическое духовенство не имеет семей, там узаконен целибат. И потому любой священник готов в любую минуту ехать служить в любую точку земного шара… Итальянцы считают своим долгом по воскресеньям ходить в храм. Повсеместное почитание Божией Матери даже на бытовом уровне поражает. Куда ни пойдешь, везде увидишь у них на балконах, в домах скульптуры Божией Матери. Я думаю, за это их отношение к Царице Небесной милость Божия изливается на итальянцев… Но многое в католицизме мне режет глаза. Особенно в области богослужения. Если у нас есть вечерняя, утренняя служба, идет некий процесс (все время и у нас, к сожалению, сокращаемый) внутренней духовной подготовки человека ко вступлению в самое сокровенное состояние Богообщения в таинстве Причащения, то у католиков этого не осталось! Службы там короткие. Человек может лишь час попоститься и идти к Причастию… Мне видится в этом недолжное отношение к святыне.
- Полюбили вы итальянцев?
- Интересно, что итальянцы лучше немцев, французов относятся к эмигрантам. Им даже как будто стыдно, что они живут состоятельнее приезжих… Такого отношения нигде больше не встретишь. Хороший народ! Основа у него Христианская… И наверное, промыслительно столько итальянцев сейчас принимает Православие…
Но как-то в Вероне я молился и вдруг ощутил, что при всем внешнем спокойствии и благополучии этой страны дыхание всадников Апокалипсиса здесь слышнее… Вроде и люди живут хорошие, но сама ситуация такова: люди там особо не нуждаются в помощи Божией. Самая трагическая утрата, которую несет человечеству прогресс, - это утрата потребности в Боге. Есть формальный момент, по которому люди считают себя верующими, но нет сердечной устремленности к Богу. Потребность в Боге становится не такой яркой, не такой насыщенной, как это еще недавно было в России, где всегда жилось труднее. И из-за этого формального отношения к Богу, формального участия в Богослужении человек постепенно перерождается. Такого обращения к вере, как было у нас в 90-е годы (один батюшка в Уфе за один раз крестил 300 человек! А мне приходилось в 1991 году по сто и более людей крестить, однажды я крестил сразу 137 человек!), - на Западе больше не будет… Да и у нас - будет ли?
- Вы приехали в отпуск на родину. Что вас дома тревожит сильнее всего?
- В Италии я не живу, а служу. Жить и умереть я хочу в России. Как бы ни была красива Италия, и там я молюсь все больше о России…
Наша беда в том, что мы оказались выкинуты из суточного круга Богослужения. А ведь Богослужение является основной составляющей нашего внутреннего преображения. Раньше в каждой Православной семье - от Царской и до крестьянской - читалась Псалтирь, а на приходе обязательно совершался суточный круг Богослужения. Было положено чтение часов. А у нас осталось только утреннее и вечернее келейное правило. С ним и идем на Литургию. Человек выпал из постоянного Богообщения. А раньше оно не было уделом только монахов, духовенства. Так жили простые миряне - крестьяне, рабочие… Мне один человек рассказывал (он позднее стал батюшкой): когда он работал трактористом в колхозе, всегда знал - вот сейчас начинается служба. И находясь на тракторе, вместе с молящимися внутренне находился на службе. Всегда пребывал в церковном процессе. На Западе этого почти не осталось. Но и у нас это все исчезает. Попробуй начни это возрождать, и сразу начнутся конфликты. А чего мы друг другу потакаем? Люди не могут долго молиться, им ведь идти на работу, так давайте служить поскорее… Не растягивайте Литургию, а тем более вечернюю службу, ведь люди устали после работы… Все время нечто подобное слышишь. Но если ты устал после работы и пришел в храм, так стой всю службу. И ты отдохнешь так, как не отдохнешь лежа на диване или за телевизором. Будь готов к тому, что ты всю ночь простоишь на Всенощной, а утром пойдешь на работу и будешь работать. «Как же можно не отдохнувши…» И мы потворствуем людям, и потому они редко ходят или совсем не ходят в храм. Получается, что на службу идут тогда, когда хочется, и на столько, на сколько хочется присутствовать на службе. А это неправильно. В Уфе я решил читать каждой день после вечерней службы акафист Иверской иконе Божией Матери. Мне говорили: народ от тебя сбежит… А я отвечал: наш народ любит молиться! Благословение мне дал Архиепископ Уфимский Никон, и вскоре люди из других храмов после вечернего Богослужения спешили к нам на акафист, и храм у нас наполнялся молящимся народом.
…Недавно меня пригласили на встречу со студентами одного престижного московского вуза. И я увидел такую благодатную паству! Так внутренне порадовался! Эти ребята 18-20 лет так внимательно меня слушали! Такие хорошие вопросы задавали… Я был этим напряженным вниманием поражен. Их интерес к Православию был неподделен. Значит, у нас еще есть нива! Вскоре после этого я во время молитвы вспомнил притчу о девяносто девяти и одной потерянной овце. И стало вдруг ясно, что пока вот эта последняя овца не будет обрящена для Царства Небесного, не наступит конец света.

Кафедральный собор Вероны (Cattedrale di Santa Maria Matricolare, или просто Duomo di Verona) входит в число самых популярных туристических достопримечательностей города Ромео и Джульетты.

Посвященный Деве Марии, Кафедральный собор Вероны является не только великолепным образцом архитектуры романского стиля, но еще и главной церковью города, поскольку именно здесь располагается резиденция епископа.

Непосредственно собор является одной из составляющих частей более крупного архитектурного комплекса, в состав которого помимо него входит еще церковь Святой Елены, Баптистерий Святого Джованни ин Фонте, библиотека Капитула, а также кафедра епископа.

Прежде чем предстать перед жителями города и туристами в своем современном виде, этот архитектурный комплекс пережил долгую и интересную историю. Началось все с небольшой церкви, которая располагалась точно на том месте, которое сейчас занимает церковь Святой Елены. Эта церквушка была построена в 4 веке и освящена Святым Зеноном – епископом Вероны в 362-380 гг. нашей эры. По прошествии нескольких лет стало очевидно, что церковь слишком мала для богослужений, что послужило причиной для возведения на ее месте более крупной и просторной базилики. В 7 веке новый собор был разрушен во время пожара или . В архитектуре собора в его современном виде от этих двух первоначальных церквей сохранились красивые мозаичные полы.

Новый собор на месте разрушенного был возведен длительное время спустя – лишь между 8 и 9 веками. Однако вновь возведенный собор повторил судьбу своего предшественника – очередное землетрясение в 1117 году серьезно повредило его, также как и многие другие здания Вероны. Ремонт и реставрация здания заняли более 20 лет.


Последующая судьбы собора была менее трагична, однако, его несколько раз переделывали, а также дополняли новыми элементами, прежде чем он приобрел свой нынешний вид.

Почему стоит посетить

Кафедральный собор Вероны традиционно интересен туристам, благодаря своему необычной красоты фасаду, выполненному из мрамора, а также необычным архитектурным элементам внешнего оформления. Одновременно и внутренняя отделка церкви с элементами средневековой резьбы и уникальными произведениями искусства заслуживает не меньшего внимания.

Внешний вид

Кафедральный собор Вероны, с точки зрения архитектуры, представляет собой уникальное сочетание элементов романского и готического стилей.

Фасад собора состоит из трех частей, которые обозначены треугольной формы контрфорсами. Центральный портик является одним из немногих уцелевших элементов первоначального облика собора. Он был создан в 1139 году одним из самых знаменитых итальянских мастеров того времени Николаусом. В списке работ последнего также входной портал базилики Сан Дзено Мадджоре в Вероне, а также Кафедрального собора (Basilica Cattedrale di San Giorgio Martire). Портик собора образован витыми колоннами, выполненными из белого и красного мрамора и опирающихся на крылатых грифонов. Эти колонны, в свою очередь, поддерживают полукруглой формы арку. Если присмотреться, на этой массивной арке можно разглядеть многочисленные рельефные декорации. Верхняя часть портика также представлена аркой с тимпаном, которую поддерживают восемь расположенных по обоим бокам колонн.


Откосы входного портала декорированы фигурами пророков и животных. Люнет собора изображает Деву Марию с младенцем в руках (высокий рельеф). По обоим бокам от Девы Марии представлены два библейских сюжета, выполненные в низком рельефе, “Благовещение пастухам” (слева) и “Поклонение волхвов” (справа). На архитраве собора расположены три медальона с аллегорическими образами трех добродетелей – вера, надежда и любовь. На стенах и своде портика можно обнаружить элементы фресок, относящихся к 13 веку.
Большие, готического стиля окна фасада собора, являются результатом реконструкционных работ, которые проводились в 14 веке. В 17 веке архитектура собора была дополнена отделкой в верхней части фасада. С южной стороны собора расположен второй входной портал.

Внутренняя отделка


Внутреннее оформление этого памятника архитектуры представлено тремя нефами, а также многочисленными капеллами. В боковых нефах собора размещают два симметрично установленных органа.


Орган, расположенный в левом нефе собора, заслуживает отдельного внимания. Он декорирован красивой росписью, на которой можно увидеть библейскую сцену — успение Пресвятой Богоматери, а также изображения четырех епископов города. Эта уникальная роспись была выполнена в 16 веке.
Отделанные резьбой и лепниной капеллы собора, содержат также многочисленные произведения искусства, относящиеся преимущественно к периодам и .

Основная часть этих произведений искусства выполнена мастерами, жившими и творившими в Вероне. Среди наиболее знаменитых и известных из них – “Преображение Христа” мастера Джамбеттино Чиньяроли (Giambettino Cignaroli), “Богоматерь со святыми Петром, Павлом и Антонием Падуанским”, выполненная Антонио Балестры (Antonio Balestra), а также “Поклонение волхвов” автора Либерале да Верона и другие.


Кафедральный собор Вероны содержит также немногочисленные романские фрески, которые представляют огромную ценность, поскольку лишь немногие произведения монументальной живописи этой эпохи сохранились до наших дней. Одна из таких фресок изображает распятого Христа, которого поддерживают два ангела, рядом с оплакивающей его Богоматерью. На другой такой фреске представлена сцена Благовещения. Это произведение искусства было создано в 12 веке.


Центральный неф собора завершается алтарной частью. Автором алтаря, созданного в 16 веке, является архитектор Микеле Санмикели. Центральный неф собора отделан фресками, изображающими различные библейские сюжеты, среди которых “Рождество”, “Представление в храме”, “Благовещение”, а также “Вознесение Богоматери с апостолами”.


Одна из капелл собора содержит саркофаг Святой Агаты, который относится к 1353 году. Саркофаг декорирован композициями, демонстрирующими сцену пробуждения святой Агаты четырьмя ангелами, а также сцену мученичества святой.

Время работы и адрес

Кафедральный собор Вероны работает по следующему графику:

  • Понедельник-суббота: 10:00-17:30
  • Воскресенье: 13:00-17:30
  • Адрес: Piazza Duomo, 21 – 37121 Verona
  • Телефон: +39 045 592813
  • E-mail: [email protected]
  • Официальный сайт: cattedralediverona.it

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Приход в честь Покрова Пресвятой Богородицы
Настоятель: протоиерей Трифон Булат
Адрес: Via Saragozza, 2. Cap 40135, Bologna

Брешия

Приход в честь Сошествия Святого Духа
Настоятель: архимандрит Владимир (Порубин)
Адрес: Chiesa Santi Cosma e Damiano, Via Cairoli 23, Brescia

Община в честь святителя Николая Чудотворца
Адрес: via San Faustino 36, Brescia
Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням

Бьелла

Община в честь Благовещения Пресвятой Богородицы
Адрес: via Tripoli 21, Biella
Богослужения совершаются по субботам и в третье воскресенье каждого месяца

Варезе

Приход в честь св. блгв. великого князя Александра Невского
Настоятель: иерей Владимир Хоменко
Адрес: via Milazzo 15, Varese
www.pravoslavievarese.org

Венеция

Приход в честь святых Жен-мироносиц
Настоятель: протоиерей Алексий Ястребов
Адрес: Campo San Zandegolà, 1, Santa Croce, Venezia
Тел.: +393384753739 +393384753739
www.pravoslavie.it

Верона


Настоятель: протоиерей Сергий Дмитриев
Адрес: Vicolo San Salvatore Vecchio, 9 Verona
Тел.:+393288017059 +393288017059
e-mail: [email protected]

Приход в честь Всех Святых
Настоятель: священник Олег Пырцу
Адрес: Chiesa S. Antonio, Via A. Manzoni - San Martino Buon Albergo

Генуя

Приход в честь Преображения Господня
Настоятель: священник Иоанн Ла Мичела
Адрес: Chiesa alla salita della Seta 3r - Genova
Богослужения совершаются по субботам и воскресеньям

Домодоссола

Община в честь Пресвятой Троицы
Адрес: via Paolo Silva 1, Domodossola
Богослужения совершаются еженедельно по субботам

Имола

Приход в честь святых равноап. царей Константина и Елены
Настоятель: протоиерей Сергий Попеску
Адрес: Piazza della Conciliazione, 3 – Imola
Богослужения совершаются по субботам, воскресеньям и праздникам

Кальяри

Приход в честь преподобного Саввы Освященного
Настоятель: священник Михаил Поваляев
Адрес: via del Duomo, 23, Cagliari 09124
www.san-saba.org

Канту

Община в честь преподобного Антония Великого
Адрес: via D’Averio 20
Богослужения совершаются в третье воскресенье каждого месяца

Кастровиллари

Приход во имя святого Иоанна Кронштадского
настоятель: священник Джованни Каппарелли
Адрес: Palazzo Gallo - Piazza Vittorio Emanuele II - 87012 Castrovillari (CS)
Тел.: +393473400419
www. arberiaortodossa.blogspot.it
E-mail: [email protected]

Катания

Приход в честь святой мученицы Агафии
Настоятель: священник Аполлинарий Симонович
Адрес: Piazza Spirito Santo, chiesa San Leone;
www.ortodossiainsicilia.it

Комо

Община в честь святых апостолов Петра и Павла
Настоятель: священник Алексий Карпиняну
Адрес: Via Castelnuovo 1, Como 22100
www.bisericacomo.22web.org
Email: [email protected]
тел: +393899372675+393899372675

Община во имя Успения Пресвятой Богородицы
Адрес: piazza San Rocco 1, Como
Богослужения совершаются каждое воскресенье
www.como.prihod.ru

Крема

Община в честь св. великомученика и целителя Пантелеимона
Адрес: via Civerchi 6 Crema
Богослужения совершаются по воскресным дням и по средам

Лекко

Община в честь святителя Николая Чудотворца
via Seminario 35, Lecco
Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням
www.lecco.prihod.ru

Маррубиу

Приход в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
Настоятель: священник Иосиф Пино
Адрес: via Napoli 182, Marrubbiu, Sardegna
Богослужения совершаются по субботним и воскресным дням
www.marrubiu.cerkov.ru

Мерано

Приход в честь святителя Николая Чудотворца
Настоятель: игумен Алексий (Никоноров)
Адрес: Via Schaffer, 21 39012 Merano (BZ)
www.italy.orthodoxy.ru
e-mail: [email protected]

Милан

Приход святителя Амвросия Медиоланского
Настоятель: архимандрит Амвросий (Макар)
Адрес: Largo Corsia dei Servi, 4 – 20122 – Milano
www.ortodossa-ambrogio.org
e-mail: [email protected]

Приход в честь святых Сергия, Серафима и Викентия
Настоятель: архимандрит Димитрий (Фантини)
Адрес: via Giulini, angolo via Porlezza, Milano
www.ortodossia.info

Модена

Приход в честь Всех святых
Настоятель: протоиерей Георгий Арлетти
Адрес: piazza Liberazione, Quartiere Modena Est, 41100, Modena
Богослужения совершаются по субботним и воскресным дням
www.modena.cerkov.ru

Неаполь

Приход во имя святого апостола Андрея Первозванного
Настоятель: протоиерей Игорь Выжанов
Адрес: Via Leopoldo Rodino’, 20, 80138, Napoli
Тел.: +39 380 905 12 45
www.santandrea.ru

Новара

Приход в честь святителя Николая Чудотворца
Настоятель: иеромонах Феофил (Барбьери)
Адрес: via C. Magnani Ricotti 25 – 28100 Novara (NO)
www.ortodossia.info
Email: [email protected]

Новеллара


Настоятель: священник Геннадий Попадюк
Адрес: via Cavour, 10\1 Novellara
Богослужения совершаются по воскресеньям

Падуя


Настоятель: протоиерей Василий Шестовский
Адрес: via SS.Fabiano e Sebastiano, 134 Padova
Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням
www.padova.cerkov.ru

Пезаро

Приход в честь Пресвятой Троицы
Настоятель: иерей Вячеслав Тукан
Адрес: chiesa san Giovanni Battista, via Paseri 98 Pesaro
Тел.: +393278611852
Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням
www.pesaro.cerkov.ru

Перуджа

Приход в честь Рождества Пресвятой Богородицы
Настоятель: священник Николай Драгуцан
Адрес: via Monteripido 2, Perugia
Богослужения совершаются по воскресным дням
www.perugia.cerkov.ru

Пескара

Приход в честь Рождества Пресвятой Богородицы
Настоятель: протоиерей Вячеслав Сафонов
Адрес: Моntesilvano, via Vestino 9
Богослужения совершаются по субботам, воскресеньям и праздникам
www.pescarahram.org

Пистойя

Приход в честь Рождества Пресвятой Богородицы
Настоятель: игумен Андрей (Уэйд)
Адрес: Via di Ripalta, 251100 Pistoia
www.sanmamante.org
e-mail: [email protected]

Пьяченца

Приход в честь Трех Святителей
Настоятель: протоиерей Григорий Катан
Адрес: Chiesa San Eustachio, via del Consiglio 9, Piacenza
Богослужения совершаются по субботам, воскресеньям и праздникам
www.piacenza.cerkov.ru

Равенна


Настоятель: иеромонах Серафим (Валеряни)
Адрес: via Candiano 33 angolo piazza d’Armi – Ravenna
www.ravenna.cerkov.ru

Роверето

Приход во имя святых архангелов Михаила и Гавриила

Адрес: Chiesa S.Antonio, Via R. Zotti, 1-A Rovereto (TN) 38068
Тел.: +393891666643; +393455139131
www.ortodoxtrento.com
E-mail: [email protected]

Таранто

Приход в честь Покрова Пресвятой Богородицы
Настоятель: протоиерей Антоний Лотти
Адрес: via Vittorio Veneto 55, Francavilla Fontana
Богослужения совершаются по субботним и воскресным дням
www.taranto.cerkov.ru

Тревизо

Приход в честь святителя Николая Чудотворца
Настоятель: священник Иоанн Чобану
Адрес: Chiesa Sant’Agostino, Via S. Agostino 36, 31100 Treviso (TV)
Богослужения совершаются по субботним и воскресным дням

Тренто

Приход в имя святой блаженной Ксении Петербургской
Настоятель: протоиерей Иоанн Гребеносу
Адрес: Chiesa S.Antonio, Via R. Zotti, 1-A / 38068 Rovereto (TN)
Богослужения совершаются по субботам, воскресеньям и праздникам
www.trento.cerkov.ru

Приход в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Адрес: vicolo San Martino 6, Trento
Богослужения совершаются один – два раза в месяц по воскресным дням
www.prihodtrento.cerkov.ru

Турин

Приход во имя святителя Максима, епископа Туринского
Настоятель: игумен Амвросий (Кассинаско)
Адрес: Strada Val San Martino 7 - 10131 Torino
www.ortodossiatorino.net
Е-mail: [email protected]

Приход в честь Воскресения Христова
Адрес прихода: via Galileo Galilei, 15 Torino (Moncaglieri)
Настоятель прихода: протоиерей Георгий Урсаке

Удине

Приход в честь Воздвижения Креста Господня
Настоятель: протоиерей Владимир Мельничук
Адрес: via Ellero, angolo viale Ungheria, Udine
http://nostrachiesa.ucoz.com/

Флоренция

Русский Православный Храм Рождества Христова и Св. Николая Чудотворца

Адрес: via Leone X, Firenze

Тел. +39 055 490148

http://www.chiesarussafirenze.org

Подробная информация на сайте ortodossia.org

В Вероне десятки церквей, самые древние из которых были основаны ещё в раннехристианские времена в Римской империи. Практически все из них невероятно интересны и изобилуют шедеврами искусства, поскольку к созданию многих «приложили руку» великие итальянские (венецианские) мастера.

В этой статье представлен гид по храмам Вероны , прочитав которую, вы узнаете, на какие из них стоит обратить особое внимание во время прогулки по этому итальянскому городу.

Кафедральный собор

Главный собор Вероны, его еще иногда называют Дуомо ди Верона, место, где находится кафедра епископа. Первые христианские церкви появились на месте собора еще во времена Римской империи, однако от них практически ничего не сохранилось из-за стихийных бедствий. В 1117 году мощное землетрясение в Вероне окончательно разрушило все, что еще оставалось на месте нынешнего собора, и после на этой же территории возвели новый собор в романском стиле. На протяжении истории его фасад и интерьер несколько раз реконструировались и обновлялись, из-за чего сегодня Дуомо выглядит довольно новым. Внутри собора вы можете увидеть работы такие выдающихся мастеров Ренессанса, как архитектора и художника Джованни Фальконетто (фрески), Либерале да Верона, Никколо Джольфино, Франческо Торбидо и «Вознесение Девы Марии» великого Тициана (такая работы была выполнена Тицианом в Венеции для собора Санта-Мария Глориоза деи Фрари, и позже он написал подобную для Кафедрального собора Вероны) .

Вход платный (2,5 евро), с Verona card – бесплатно.

Церковь Святой Анастасии

Церковь в готическом стиле, строительство которой велось с 1290 по 1481 годы. Она находится возле моста Петра, в одном из самых древних мест Старого города Вероны, где сохранились свидетельства присутствия римской цивилизации. Эта церковь похожа по своей структуре на венецианскую церковь Санти-Джованни э Паоло.

Над созданием внутреннего убранства церкви Святой Анастасии работали самые талантливые мастера XIII-XV веков и позже, её интерьер поражает и похож на настоящую художественную галерею с многочисленными работами признанных живописцев и архитекторов. Снаружи обратите внимание на потрясающий готический портал церкви. Внутри церкви самая грандиозная по масштабу из художественных работ – это одна из всего двух сохранившихся работ мастера Ренессанса Антонио Пизанелло («Святой Георгий, освобождающий принцессу»). Алтари и капеллы церкви украшены работами таких авторов, как Пьетро да Порлецца, Данезе Каттанео, Микеле да Фиренце, Либерале да Верона, Джольфино и многих других веронских творцов.

Базилика Сан-Дзено

Без сомнений, это один из самых древних и хорошо сохранившихся экземпляров романской архитектуры во всей Северной Италии. Она была построена на месте захоронения первого епископа города – Зинона Веронийского, умершего в конце IV века нашей эры. Мощи святого Зинона на протяжении нескольких веков хранились на этом месте в небольших церквях, однако лишь в 806 году здесь была построена подобающая уровню святыни базилика, которую можно увидеть по сей день. Страшное землетрясение 1117 года, разрушившее большинство зданий Вероны, повредило и Сан-Дзено, однако её основание устояло. Колокольня церкви относится к XI веку, а башня XIII века была монастырем для бенедиктинцев, совершавших молитвы во славу божью и христианского святого Зинона. Монастырь Сан-Дзено был закрыт в 1770 году.

Здание базилики сделано из веронского золотистого туфа, обратите внимание на круглое окно-розу под названием «Колесо фортуны» и мощные бронзовые двери. Внутри – фрески местных художников XIII-XIV веков, среди которых самая известная работа – триптих Андреа Мантеньи, а также статуя первого епископа Вероны, известная как «Улыбающийся святой». В крипте базилики хранится хрустальная рака с мощами святого Зинона (после обветшания церкви и опустения монастыря мощи были обнаружены в 1838 году исследователями в одном из помещений). Интересен также клуатр XII века.

Церковь ди Сан-Фермо

Эта красивейшая церковь была построена на берегу реки Адидже на месте мученической смерти двух раннехристианских святых – Фирма (Фермо) и Рустика (Рустико). Это произошло примерно в 304 году нашей эры при императоре Максимилиане. Приблизительно в V-VI веках в память мучеников была построена первая церковь. В течение нескольких веков священнослужители (прежде всего епископ Вероны святой Аннон) заботились о сохранности останков, перенося их в разные церкви. На этом месте строения сменяли друг друга, пока между 1065 и 1114 годами монахи-бенедиктинцы не возвели здесь большой храм, состоящий из двух уровней – подземного (для хранения реликвий) и верхнего – собственно для служб. В сегодняшнем виде церковь ди Сан-Фермо сформировалась в 1261 году, когда перешла под управление монахов-францисканцев, а основные работы были закончены в 1350 году. В течение следующих столетий были окончательно оформлены алтари, часовни, элементы декоры и могильные памятники. Можно сказать, что верхняя часть церкви относится к готическому архитектурному стилю, а нижняя – к романскому.

Церковь настолько красива и гармонична снаружи, что трудно выделить какие-то отдельные элементы строения, хочется всё время разглядывать её фасад и изящные готические детали. Внутри стоит обратить внимание на фрески XIV-XV веков всё той же плеяды талантливейших веронских мастеров живописи – Либерале да Верона, Туроне, Торбидо, Пизанелло и некоторых других.

Вход – 2,5 евро, c Verona Card – бесплатно.

Монастырь Сан-Джорджио ин-Брайда

На берегу реки Адидже, за пределами Старого города Вероны находится бенедиктинский монастырь Сан-Джорджио ин-Брайда, огромный купол которого неизбежно притягивает взгляд, если вы прогуливаетесь по набережной. Он был основан в XI веке, однако впоследствии был полностью перестроен. Внутри немало прекрасных работ венецианских художников – Якопо Тинторетто, Паоло Веронезе, Джованни Франческо Карото и других.

Вход свободный

Базилика ди Сан-Стефано

Между Замком Святого Петра, расположенным на холме, и монастырем Сан-Джорджио ин-Брайда находится старейшая романская церковь Вероны. И дело даже не в её почтенном возрасте (она была освящена в 421 году нашей эры), а в её удивительном виде – больше, чем какая-либо церковь Вероны, она выглядит принадлежащей римской эпохе, несмотря на некоторую модернизацию фасадов. На протяжении нескольких столетий эта базилика была местом захоронения епископов Вероны, а крипта была построена в первой половине X века.

Интерьер Сан-Стефано украшен картинами живописцев XIV века – Джакомо да Рива и Мартино, и ренессансных мастеров – Паоло Фаринати, Джованни Карото и Баттиста дель Моро.

Вход свободный

Эта интересная церковь расположена в самом центре Вероны в самом конце улицы Леони. Она включает в себя части двух старинных строений: романского фундамента XI века и готических стен XIII века. Внутреннее убранство полностью соответствует готическим канонам, но стоит вам спуститься вниз в подвальное помещение, как вы окунётесь в атмосферу романской церкви.

Церковь святого Георгия (Chiesa di San Giorgio in Braida)

Церковь святого Георгия расположена в средневековом квартале Веронетта между Адидже и трассой на город Тренто (150 метров на север от собора). Церковь была построена в 16 веке, а колокольня осталась от разрушенного романского монастыря, построенного в 11-12 веках, к которому относился также маленький клуатр к северу от церкви он был перестроен в позднейшие эпохи. Колокольня осталась незавершенной. В ней находится колокола, вылитые известными веронскими мастерами в 18 и 19 веке.

Фасад церкви выполнен из белого мрамора, в то время как остальные части церкви выложены из кирпича. Он состоит из двух ярусов пилястр: ионических – внизу и коринфских – наверху. В боковых нишах – две статуи святого Георгия и святого Лаврентия (венецианского епископа).

Церковь имеет один широкий неф, построенный в 30-40 года 16 столетия. Купол над обширным пространством хоров был сконструирован Микеле Санмикели в 1540 году. В церкви содержится несколько важных произведений искусства. К ним, прежде всего, относятся шедевры ренессансной живописи картина Тинторетто «Крещение Христа», расположенная над центральным входом, и полотно Паоло Веронезе «Мученичество святого Георгия» под куполом. Кроме того, в церкви находятся картины таких видных художников, как веронец Паоло Фаринати и представитель венецианской школы Моретто да Брешиа.