Туристический портал - NataliSudak

Туристический портал - NataliSudak

» » Belfast. Британский премиумный крейсер

Belfast. Британский премиумный крейсер

На Темзе, прямо рядом с Тауэрским мостом есть военно-морской музей. Располагается он на борту крейсера HMS Belfast, который был построен в 1939 году и прошел через всю войну. Об этом крейсере и будет рассказ.

Пост получился здоровенный, сразу предупреждаю тех, кто полезет под кат:)

«Основная задача Королевского Флота —

защита интересов Британской Империи

и морских торговых путей»

Именно с этих слов начинается рассказ об истории создания легкого крейсера Белфаст. Согласно тогдашней стратегии военно-морских сил, крейсеры должны были нести службу по всему миру. В случае же войны с Германией или Японией крейсера предполагалось использовать для поддержки линкоров и авианосцев. Легкие и быстроходные корабли, оборудованные мощным вооружением и современными (по тем меркам) радарами, они должны были играть роль эскорта и в случае морского сражения обнаруживать врага и наводить на него тяжеловооруженных коллег. Белфаст вполне соответствовал этим принципам: водоизмещение 10 тыс тонн, 32 узла, пушки, зенитное вооружение, торпедные аппараты… Не буду слишком подробно останавливаться на технических деталях, их можно посмотреть и в википедии . Строили Белфаст с 1936 по 1939 год, он был последним в серии крейсеров класса Таун.

5 августа 1939 года Белфаст вошел в состав флота и началась его трудная история. На корме крейсера можно увидеть в каких битвах он принимал участие:

Началась, правда, эта служба, прямо скажем, неудачно. Крейсер совершил несколько боевых выходов в Северное море, но уже 21 ноября 1939, выходя из Эдинбурга, нарвался на магнитную мину, поставленную незадолго до этого лодкой U-21. Утонуть — не утонул, но еле дотащился с буксирами обратно в порт и был поставлен на длительный ремонт. Снова в строй он вступил уже в 1942. К слову, пока Белфаст ремонтировали, часть его экипажа перевели на крейсер Худ (HMS Hood), который через год с небольшим погиб во время артиллерийской дуэли с немецким линкором Бисмарк (спаслось только трое моряков).

Так вот. На чем там я остановился-то? А, ну да, в 1942 Белфаст снова вернулся в строй, в самом разгаре битвы за Арктику. Историю полярных конвоев, поставлявших в СССР вооружение, станки, топливо и многое другое, думаю, знают все. Весь 1943 год Белфаст провел эскортируя эти конвои в Мурманск.

Еще в детстве зачитывался романом Алистера Маклина «Крейсер Улисс», в котором как раз рассказывалось об одном таком конвое. Холод, лед, атаки подводных лодок и бомбардировщиков, надо было быть железным человеком чтобы пройти через такое. Вот архивное фото Белфаста из одного из таких конвоев:

Несмотря ни на что, потрепанные конвои все-таки прорывались в СССР. Эта картина называется «Союзный конвой подходит к Мурманску»:

Еще одно архивное фото. Союзная эскадра на рейде Мурманска. Белфаст на этом фото справа.

Следующая веха в истории крейсера — бой у мыса Нордкап. 21 декабря 1943 года немецкий линкор Шарнхорст попал в западню Королевского флота недалеко от побережья Норвегии. Линкор вышел на перехват очередного конвоя, но разведка немцев не обнаружила идущую неподалеку от него эскадру, состоящую из одного линкора, одного тяжелого, трех легких крейсеров и нескольких эсминцев. Именно Белфаст около 9-00 засек линкор на радаре, вскоре легкие крейсера подошли на дистанцию залпа и открыли огонь.

Первыми же залпами крейсера повредили радарную установку Шарнхорста. Линкор ослеп, в арктической снежной круговерти наводить орудия можно было только по вспышкам орудий противника. Шарнхорст на всех парах кинулся отступать на юг, но было поздно: ловушка захлопнулась. Белфаст при помощи своего радара навел на немцев ударную группу во главе с линкором Герцог Йоркский, который был помощнее Шарнхорста. Кстати, картинка радарная на Белфасте была так себе:)

Преследование продолжалось весь день. Шарнхорст, огрызаясь, уходил, несмотря на многочисленные попадания. Однако силы были не равны. В 19-45 после очередной торпедной атаки эсминцев Шарнхорст перевернулся и затонул, унеся на дно две тысячи человек экипажа. Англичане подняли из ледяной воды только 36 выживших моряков. На этой схеме красной линией показано, как пытался уходить Шарнхорст:

В марте 1944 Белфаст участвовал в операции в ходе которой авианалетом был сильно поврежден базировавшийся в Норвегии крупнейший линкор Германии Тирпиц — крейсер эскортировал авианосцы, с которых и был организован этот налет.

К этому времени морская война в Арктике уже практически закончилась, но в Европе все еще только начиналось. В июне 1944 началась высадка союзников в Нормандии. Крейсер успел поучаствовать и здесь:

Он поддерживал своим огнем высадку десанта, давил береговые батареи, в общем всячески помогал ходу этой операции:

Всего за время операции крейсер выпустил около 2000 залпов главного калибра. Вот этого самого:

Кстати о главном калибре. Всего на Белфасте 4 башни по 3 шестидюймовые пушки в каждой. Вес снаряда — 50 килограмм, дальность стрельбы — 20 километров. Вот так эта башня выглядит изнутри:

Под каждой башней — орудийный погреб на 200 снарядов:

В июле 1944 Белфаст отправляется на перевооружение и уже весной 1945 выдвигается на Дальний Восток. Однако, пока суть да дело, Япония капитулирует и повоевать с камикадзе крейсеру не приходится. Хотя ради такого дела были установлены специальные противовоздушные орудия. Правда в 50-х была еще одна модернизация и их всех заменили на более совершенные.

После войны крейсер продолжает службу на востоке. В 1950 он входит в состав американской эскадры и участвует в Корейской войне. До 1963 года он остается в строю Королевского Флота, после чего выводится в резерв. В 1971 году он окончательно списывается.

А вот дальше начинается история самого музея, которая достаточно показательна. Правительство не собиралось делать из корабля музей, крейсер направлялся на иголки, однако был организован частный фонд и сбор пожертвований. В создании музея участвовал и флот, и частные лица, и коммерческие компании. В итоге уже в конце 1971 года музей открыт и принимает посетителей. Этому стоит поучиться: у нас в ЖЖ постоянно всплывают темы «ой, луноход на свалке», «ох, Буран продали» и все это валится на власти: «почему они не сохраняют наследие», вероятно потому что так проще — самим ничего делать не надо.

Ну и о самом музее. Могу сказать, что это самый интересный морской музей, который мне приходилось посещать. Что уж говорить — настоящий легендарный боевой крейсер с длинным послужным списком. И практически весь он открыт для рассмотрения. Можно залезть на мостик:

Можно спуститься в машину:

Гирокомпасы:

Пост борьбы за живучесть:

И даже кладовая:)

Фотографий, конечно, еще много, но я все-таки уже думаю пора заканчивать, и так пост неподъемным получился. Впрочем, я предупреждал:) Как я уже говорил, стоит крейсер прямо рядом с Тауэрским мостом. Билет в музей стоит 12 фунтов, что по нашим меркам дорого, но по английским в общем не очень. В придачу дают аудиогид. Все, на этом я заканчиваю финальной фоткой с набережной Темзы.

PS Для порядку: источники информации — сам музей и немного англоязычной википедии. Вольный перевод, как обычно, мой.

Корабль Ее Величества легкий крейсер "Белфаст" поставлен на вечную стоянку на реке Темзе в центре Лондона. В настоящее время это корабль-музей, филиал Имперского Военного музея.

У этого корабля, названного в честь столицы Ирландии города Белфаста, славная и героическая история. Он был заложен в декабре 1936 года и спущен на воду в день Св. Патрика 17 марта 1938 года Анной Чемберлен, женой тогдашнего премьер-министра Невилла Чемберлена. 31 августа 1939 года "Белфаст" вошел в состав 18 крейсерской эскадры, а на следующий день гитлеровская Германия напала на Польшу. 3 сентября 1939 года Великобритания и Франция официально вступили во Вторую мировую войну. "Белфаст" принимал участие в установлении морской блокады Германии, но в ноябре был серьезно поврежден магнитной миной и ремонт корабля продолжался до 1942 года. После этого "Белфаст" принимает участие в атаке на германский линкор "Тирпиц", прикрывал высадку союзных войск в Нормандии и ходил в составе арктических конвоев, доставлявших Советскому Союзу военную помощь союзников.

"Белфаст" сыграл ключевую роль в одном из самых известных морских сражений Второй мировой - сражении у мыса Нордкап, в результате которого был потоплен германский линкор "Шарнхорст". Затем крейсер был переведен в Британский Тихоокеанский флот и конец войны он встретил на Дальнем Востоке, там он и продолжал нести службу. Позднее в составе военно-морских сил ООН "Белфаст" принимал участие в корейской войне.

В начале 60-х годов крейсер был списан в резерв и, возможно, попал бы на переплавку, но им заинтересовался Имперский Военный музей. Долгие переговоры с правительством привели к тому, что крейсеру был присвоен статус корабля-музея, и он встал на прикол в центре Лондона. Кроме "Виктории" - корабля адмирала Нельсона - только этот боевой корабль было решено сохранить для потомков. Несмотря на то, что "Белфаст" больше не входит в состав Военно-морских сил Ее Величества, он удостоен права поднимать британский Военно-морской флаг.

Из первого экипажа "Белфаста" до сих пор живы три ветерана. Они по-прежнему поддерживают связь с кораблем, а один из них, несмотря на свои 96 лет, каждую неделю приходит на "Белфаст" и на несколько часов становится центром экспозиции - своего рода живым экспонатом, - отвечая на вопросы посетителей.

Россия помнит и ценит вклад крейсера "Белфаст" в общую победу. В 2010 году мастера-судостроители из Санкт-Петербурга принимали участие в реставрации корабли и по оригинальным чертежам середины прошлого века изготовили новые мачты. Реставрационные работы были оплачены российскими бизнесменами.

». Наиболее совершенные лёгкие крейсера британского флота.

Лёгкие крейсера типа «Белфаст»
Belfast-class light cruisers

Лёгкий крейсер «Белфаст» на вечной стоянке в Лондоне
Проект
Страна
Предшествующий тип «Манчестер»
Основные характеристики
Водоизмещение Стандартное - 10 302 дл. т,
полное - 13 175 дл. т
Длина 176,47/187 м
Ширина 19,3 м
Осадка 6,5 м
Бронирование Пояс - 114 мм;
траверзы - 63 мм;
палуба - 51…76 мм;
башни - 102…51 мм;
барбеты - 51…25 мм
Двигатели 4 ТЗА Parsons
Мощность 82 500 л. с. (60,7 МВт)
Движитель 4 винта ∅ 3,43 м
Скорость хода 32,3 узла (60 км/ч)
Дальность плавания 8000 морских миль на 14 узлах
Экипаж 781 человек
Вооружение
Навигационное вооружение два гирокомпаса Адмиралтейского типа
эхолот типа 758N
Артиллерия 4 × 3 - 152-мм/50,
6 × 2 - 102-мм/45
Зенитная артиллерия 2 × 8 - 40-мм/40,
3 × 4 - 12,7-мм пулемёта
Противолодочное вооружение «Асдик» тип 132,
6 глубинных бомб Мк-VH на рельсах верхней палубы, 15 запасных бомб
Минно-торпедное вооружение 2 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата
Авиационная группа 1 катапульта,
2 гидросамолёта

История создания

Началось всё с того, что флот Страны восходящего солнца заказал четыре крейсера типа «Могами» , которые при стандартном водоизмещении 9500 дл. т несли 15 155-мм орудий, 100 мм бортовой пояс и защиту артиллерийских погребов толщиной в 140 мм. При этом декларировали, что стандартное водоизмещение крейсеров 8500 дл. тонн. Формально эти крейсера считались лёгкими, но по силе они оказались сопоставимы тяжёлым .

Конструкция

Корпус крейсеров имел классическую полубачную конструкцию с наклонным форштевнем и крейсерской кормой . Обводы - характерные для британской школы кораблестроения: круглоскулые с характерным изломом. Полубак занимал около 45 % . Набор корпуса осуществлялся по продольной схеме .

Конструкция крейсеров в основном повторяет конструкцию «Саутгемптона» , однако машинные и котельные отделения смещены в корму и корпус на 7 м длиннее 180-метрового (592 фута) корпуса «Саутгемптона». Обводы корпуса - круглоскулые, с ярко выраженным скуловым изломом в носовой части. Корпус разделён поперечными водонепроницаемыми переборками на 15 отсеков , конструктивная противоторпедная защита отсутствовала. На протяжении всей длины корпуса проходит двойное дно , в районе погребов - тройное. Высота надводного борта при нормальном водоизмещении составляла 9,45 м в носу (против 9,33 м крейсера «Глостер») и только 4,95 м на миделе и 5,56 м - в корме .

Тип «Белфаст» первоначально рассчитывался на шестнадцать 152-мм орудий в четырёх четырёхорудийных башнях. От этой идеи вскоре отказались и вернулись к четырём трёхорудийным башням, хотя и улучшенной конструкции, что позволило сократить расчёт башни и увеличить скорость подачи боеприпасов. Сэкономленные тонны потратили на размещение четырёх дополнительных 102-мм зенитных орудий, при этом между ними разместили легко бронированные укрытия для прислуги, восьмиствольный «Пом-Пом» и дополнительную броневую защиту . Палубный настил - из твёрдого сорта древесины, привезенного с острова Борнео . Стандартное водоизмещение составляло 10 069 дл. тонны , полное - 12 672 дл. тонны . Спасательные средства состояли из трёх моторных катеров длиной 11 м, одного моторного катера длиной 8 м, одного моторного 11-метрового полубаркаса , двух парусно-гребных 10-метровых катеров, двух 8-метровых вельботов , одного 5-метрового моторного динги и двух 4-метровых динги. Кроме того крейсера несли спасательные плоты Карлея.

Лёгкие крейсера типа «Белфаст» оснащались тремя бесштоковыми якорями конструкции Байерса массой 5588 кг (два основных и один запасной), одним кормовым стоп-анкером Адмиралтейского типа массой 711 кг и одним верпом Адмиралтейского типа массой 508 кг .

Энергетическая установка

Главная энергетическая установка состояла из четырёх турбозубчатых агрегатов Парсонса и четырёх трёхколлекторных паровых котлов Адмиралтейского типа . Все котлы имели пароперегреватели, подогреватели топлива и воздуха . Схема - эшелонная; котлы расположены попарно в двух котельных отделениях, ТЗА - в двух машинных. Рабочее давление пара в котлах - 24,61 кг/см² (24,29 атм.), температура - 343°С , нормальное время подготовки к походу - около 4 часов. Проектная дальность хода составляла 10 000 морских миль на ходу 16 узлов и 12 200 миль на ходу двенадцать узлов . Каждое котельное отделение оборудовалось четырьмя турбовентиляторами, которые создавали избыточное давление 241,3 мм водяного столба . По сравнению с крейсерами типа «Линдер» и «Аретьюза» «Тауны» имели более экономичные, хотя и более тяжелые агрегаты «крейсерского типа». Три турбины (высокого, низкого давления со ступенью заднего хода и крейсерская турбина) и редуктор составляли турбозубчатый агрегат. Турбина крейсерского хода располагалась перед ТВД и соединялась с её валом через редуктор с гидравлической муфтой, на полном ходу она отключалась. Мощность и частота вращения были следующие:

  • ТВД - 9400 л. с. при 3350 об/мин.
  • ТНД - 10 600 л. с. при 2400 об/мин.
  • ТКХ - 5000 л. с. при 6400 об/мин.

Проектная мощность составляла 80 000 л. с. при частоте вращения винтов 300 об/мин , что должно было обеспечить скорость хода (при полной нагрузке) в 31 узел , максимальная скорость при стандартном водоизмещении должна была составить 32,25 узла . Турбины приводили во вращение с четыре трёхлопастных винта ∅ 3,43 м и шагом 4,19 м. Максимальная скорость при чистом днище под одними крейсерскими турбинами составляла 23 узла, с расходом топлива 7,5 т/ч, что соответствовало дальности плавания 6141 миля . На ходовых испытаниях в мае 1939 года «Эдинбург» при водоизмещении в 10 550 дл. т (близком к стандартному) развил скорость 32,73 узла при мощности 81 630 л. с. «Белфаст» при водоизмещении 10 420 дл. т показал соответственно 32,98 узла и 81 140 л. с.

Крейсера имели две независимые электрические системы - переменного и постоянного тока. Основная силовая система напряжением 220 постоянного тока использовалась для освещения, привода вентиляторов, силовых электродвигателей, отопления. Сеть переменного тока питала гирокомпас, систему управления огнём, радиооборудование и «АСДИК».

Электроэнергию вырабатывали два турбогенератора мощностью по 350 кВт и один в 400 кВт. Сеть постоянного тока питали два дизель-генератора мощностью по 300 кВт; третий (50 кВт) использовался в качестве аварийного. Аварийное освещение работало от аккумуляторных батарей .

Вооружение

Артиллерийское вооружение

Артиллерийское вооружение крейсеров типа «Белфаст» включало двенадцать 152-мм и столько же 102-мм орудий .

152-мм пушки Мк-XXIII с длиной ствола в 50 калибров являлись орудиями главного калибра на всех британских лёгких крейсерах предвоенной постройки, начиная с «Линдера» . Первоначально они устанавливались в двухорудийных башнях Мк-XXI («Линдер», «Сидней», «Аретьюза»), затем в трёхорудийных Мк-XXII (тип «Саутгемптон») и Мк-XXIII («Белфаст», «Фиджи »), с минимальным расстоянием между осями орудий при нулевом угле возвышения 1,98 м . Особенностью британских трёхорудийных башен было смещение среднего ствола назад на 0,76 м для того чтобы предотвратить рассеивание снарядов из-за взаимного влияния дульных газов при полных залпах . Для 152-мм орудий использовалось два типа снарядов - полубронебойный с баллистическим колпачком и фугасный. Масса обоих равнялась 50,8 кг, вес взрывчатого вещества в первом 1,7 кг (3,35 %), во втором - 3,6 кг (7,1 %). Существовало два вида зарядов - нормальный (13,62 кг) и беспламенный (14,5 кг). При использовании любого начальная скорость снаряда равнялась 841 м/с, что обеспечивало максимальную дальность стрельбы 23 300 м (125 кбт) при угле возвышения орудия 45°. Вместимость погребов - 200 снарядов на орудие. Живучесть ствола составляла 1100 выстрелов при стрельбе нормальным зарядом и 2200 - беспламенным . Максимальная дальность стрельбы при угле возвышения 45° - 23 300 м. Диапазон углов, при котором осуществлялось заряжание был от −5 до 12,5°. Скорострельность составляла до восьми выстрелов в минуту, но больше зависали от скорости подачи, которая на «Белфаст» и «Фиджи» была выше чем на «Саутгемптоне» и «Манчестере» . В наследие от четырёхорудийной башни «Белфаст» получил три подъёмника каждый производительностью двенадцать снарядов в минуту и три подачных трубы каждая производительностью двенадцать зарядов в минуту, подающие напрямую боеприпасы из погребов прямо в башни .

Крупнокалиберная зенитная артиллерия состояла из двенадцати 102-мм пушек Мк-XVI в спаренных палубных установках Мк-XIX. Длина ствола пушки составляла 4572 мм (45 клб.), вес вместе с затвором - 2042 кг. В установке Мк-XIX оба ствола находились в одной люльке, расстояние между осями орудий - 53,3 см, максимальный угол возвышения - 85°. Масса снаряда - 15,88 кг; дальность стрельбы при угле возвышения 45° составляла 18 150 м, досягаемость по высоте - 11 890 м, техническая скорострельность - 20 выстрелов в минуту, хотя практическая была ниже: около 12-15 выстрелов. Первоначально более высокие, чем у предшественниц, характеристики орудий снизили живучесть до 600 выстрелов, но после начала применения новых беспламенных порохов она возросла до 1800 выстрелов .

Зенитное вооружение составляли пара счетверённых 12,7-мм пулемёта , Vickers .50 и два восмиствольных Пом-пома . Двухфунтовый автомат «Виккерс» Mk.VII являлся развитием модели Mk. I, созданной ещё в Первую мировую войну, обе модели называли «пом-помом» за характерный звук, издаваемый при выстреле, имел ту же длину ствола 40,5 калибра и обеспечивал новому 764-граммовому HV снаряду начальную скорость 732 м/с (старый «Пом-пом» использовал 907 граммовые LV снаряды с начальной скоростью 585 м/с). Он имел эффективную досягаемость по высоте 1700 ярдов (1550 м) вместо не очень большой 1200 ярдов (1100 м) у старого, хотя и это было не очень много, но отчасти компенсировалось высокой - 100 выстрелов/мин на ствол скорострельностью, позволявшей развивать высокую плотность огня. Управление стрельбой велось с помощью зенитных директоров с 1,22-м дальномерами . Кроме того имелись два 7,69-мм пулемёта Виккеса .

На вооружении десантных партий состояли 16 ручных пулемётов (шесть «Брен» и десять «Льюсов») .

И, наконец, в мирное время, в состав вооружения крейсеров входили трехфунтовые (47-мм) салютные пушки Гочкиса, созданные в 80-е годы XIX века во Франции и устанавливавшиеся на крупных кораблях исключительно для представительских целей .

Авиационное вооружение

Авиационное вооружение в 30-е годы считалось важной частью боевой мощи крупного надводного корабля. На типе «Белфаст», как и на их предшественниках, находились три гидросамолета «Supermarine Walrus ». Два из них хранились со сложенными крыльями в отдельных ангарах в носовой надстройке, третий - стоял на катапульте. Катапульта D-1H - пороховая, длиной 28 м. Подъём самолетов на борт осуществлялся двумя 7-тонными электрическими кранами , установленными побортно сзади катапульты. С приходом на крейсера радиолокации необходимость в бортовых разведчиках отпала и с середины войны авиационное оборудование с крейсеров демонтируется .

Торпедное вооружение

Крейсера были вооружены двумя трёхтрубными торпедными аппаратами TR-IV калибром 533 мм, установленными на верхней палубе по бортам, в средней части корабля. Боекомплект состоял из 12-ти 533-мм торпед . Запасные торпеды (парогазовые Мк-IX) хранились в помещении между аппаратами, защищенном 16-мм стальными плитами. На крейсерах использовали единственную установку хода 9,6 км на 36 узлах . «Белфаст» был одним из немногочисленных крупных кораблей периода Второй мировой войны, кто применил свое торпедное оружие в бою (в декабре 1943 года по «Шарнхорсту »). Торпедные аппараты были демонтированы в ходе капитальной модернизации 1955-1959 годов.

Бронирование

Вес брони, без брони башен, составлял 18,6 % от стандартного водоизмещения. По сравнению с «Саутгемптоном» поменялась схема защиты: 114-мм броневой пояс стал значительно длиннее, что позволило отказаться от коробчатого бронирования погребов. Пояс опускался ниже ватерлинии на 0,91 м, по высоте доходил до главной палубы (в районе машинно-котельных отделений - до верхней палубы). Поперечные траверсы были одинаковой толщины - 63 мм, броневая палуба - 50 мм и 76 мм в районе погребов боезапаса носовых и кормовых башен . Рулевой привод сверху защищался 50-мм главной палубой, а с боков - 25-мм коробом. Было усилено бронирование барбетов - теперь над палубой их толщина со стороны бортов составила 102 мм (51+51), а в нос и корму - 51 мм (25+25), за бортом, до броневой палубы, их толщина со стороны бортов составила 51 мм, а в нос и корму - 25 мм . Башни имели толщину 102/51/51 мм - лоб/борт/крыша .

Неподалеку от Тауэрского моста на реке Темзе расположился корабль-музей «Белфаст», который поражает своими исполинскими размерами каждого путешественника. Его же называют символом военной мощи Великобритании. Еще несколько десятилетий назад он принимал непосредственное участие во Второй мировой войне, а сегодня находится на вечной стоянке, словно демонстрируя всю свою неиссякаемую силу любопытным туристам.

Строительство «Белфаста» началось в декабре 1936 года. Судно стало одним из 10 так называемых крейсеров Таун, каждый из которых был назван в честь того или иного английского города. В данном случае имя позаимствовали у ирландского населенного пункта. Корабль спустили на воду в 1938 в День Святого Патрика, а введен в эксплуатацию он был спустя год, незадолго до начала Второй мировой войны. В ноябре 1939 крейсер был поврежден в результате сильнейшего взрыва. Восстановительные работы проводились на протяжении двух лет.

В 1943 корабль сыграл значительную роль в уничтожении немецкого линкора «Шарнхост», в июле 1944 принял участие в знаменитой Нормандской операции, а в 1950—1952 — в Корейской войне. В период между 1956 и 1959 годами судно значительно модернизировали. А 24 августа 1963 его списали из состава Военно-морского флота. В 1967 усилиями активной общественности «Белфаст» удалось сохранить от ожидаемой утилизации, и в июле 1971 крейсер пришвартовали на вечную стоянку возле Тауэрского моста, а спустя 4 месяца в нем организовали музей.

Белоснежный исполин поражает своими громадными размерами. Его длина — более 190 метров, ширина — свыше 19.

Корабль имеет 9 палуб. Экипаж крейсера в свое время насчитывал 730 человек. Кстати, из его первого состава осталось в живых несколько ветеранов, которые иногда приходят проведать «Белфаст». На экскурсии по кораблю-музею у вас есть уникальная возможность заглянуть во все его каюты, где восстановлен быт экипажа 1940-1950 годов. Практически в каждой из них вы увидите восковые фигуры капитанов и их помощников, младших командиров и матросов. Некоторые члены экипажа отдыхают, другие — заняты работой, третьи — ужинают. Пройдете вы и на кухню, где представлены блюда, которыми питались моряки в 1940 годах. Есть здесь и корабельный лазарет, куда направлялись раненые члены экипажа «Белфаста», и даже почтовое отделение. Зайдите и в скромную часовенку, где они молились в самые тягостные минуты. Ваше путешествие по крейсеру завершится на верхней палубе, откуда открывается потрясающий вид на Темзу.

«Белфаст» (англ. HMS Belfast) - британский лёгкий крейсер, который функционирует в качестве музея. Корабль был построен в 30-х годах XX века и на сегодняшний день это последний сохранившийся крейсер Великобритании.

Всего таких кораблей (тип Town, подтип Belfast) было два - «Эдинбург» и «Белфаст» и оба они отлично показали себя во Второй мировой войне. Крейсеры героически сражались на севере, но «Эдинбург» был затоплен немецкой подводной лодкой, а «Белфаст» ещё долго участвовал в боях и использовался для охраны грузов по ленд-лизу. Несмотря на то, что крейсер относился к лёгким, то есть, имел ограничение по водоизмещению и калибру артиллерийских орудий, его вооружение было превосходным.

Содержание
содержание:

Технические характеристики корабля:

  • водоизмещение 10 тысяч тонн;
  • размеры - 190 метров (длина), 19 метров (ширина);
  • максимальная скорость - 32 узла;
  • экипаж - 730 человек;
  • три самолёта-корректировщика;
  • два торпедных аппарата;
  • вооружение - 152-мм орудия главного калибра (4 башни по 3 орудия в каждой башне).

Крейсер время от времени проходил модернизацию, во время которой переустанавливали малокалиберную зенитную артиллерию. Впоследствии самолёты и торпедные аппараты с корабля сняли. Сегодня «Белфаст» пришвартован прямо напротив Тауэра , на реке Темзе. В панорамах Темзы часто можно увидеть этот плавучий музей, память о Второй мировой. Вход в него с набережной по трапу.


Вторая Мировая для «Белфаста» началась со взрыва - в 1939 году крейсер подорвался на немецкой мине и его восстанавливали три года. Эти годы для британского флота были самыми напряжёнными в течение всего конфликта. В это время в Баренцевом море затонул «Эдинбург», который перевозил советское золото - оплату за британскую помощь. Когда «Белфаст» вновь вернулся на воду, его использовали как прикрытие для конвоев ленд-лиза, идущих в Мурманск. Также он поддерживал войска союзников при высадке в Нормандии. Позднее крейсер участвовал в Корейской войне, а в начале 60-х его отправили в резерв. Когда стало ясно, что «Белфаст» - последний крейсер, который участвовал в событиях Второй мировой войны, общественность Британии выступила с просьбой сохранить корабль для потомков в качестве музея. На самом деле, корабль фактически обязан «жизнью» одному из своих бывших командиров, контр-адмиралу Морган-Джайлзу. Когда-то его постройка обошлась Британии более, чем в 2 млн. фунтов. Сегодня его содержание и стоянка стоят около 2000 фунтов в день.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Лондоне, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Архитектура корабля отличается положением машинной установки - она находится ближе к корме, чтобы разместить гидросамолёт. Снаружи можно увидеть носовые башни главного калибра (152 мм), зенитные автоматы «Бофорс», всего которых на корабле 6 штук. Внутренние помещения оформлены в том виде, в котором они выглядели во время войны. Для создания атмосферы в комнатах находятся восковые манекены в соответствующей форме Королевского Флота прошлого века. Повара в корабельной пекарне и на камбузе, врачи, склонившиеся над пациентом в наркозе в операционной, госпиталь с выздоравливающими моряками, плотницкая, артиллерийский погребок, пост управления огнём. Каюты офицеров, кубрики матросов, душевая и гальюн. Да что там, на корабле можно увидеть даже манекен рыжего кота Франкенштейна, который ловит манекен крысы. В радиорубке радист ставит английскую музыку, чтобы восемь сотен моряков, которые жили месяцами в этом доме на воде, не так скучали по родине. В роли гидов на корабле сейчас работают бывшие моряки, служившие на «Белфасте». В помещениях корабля трудно заблудиться - повсюду есть указатели, можно обратиться к информационным стендам с киноэкранами или даже взять аудиоэкскурсию. У входа в корабль расположен традиционный сувенирный магазин с военно-исторической литературой по «музейным» ценам.

- групповая экскурсия (не более 15 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 2 часа, 15 фунтов

- увидеть историческое ядро Лондона и узнать о главных этапах его развития - 3 часа, 30 фунтов

- узнать, где и как зарождалась культура чае- и кофепития, и окунуться в атмосферу тех славных времён - 3 часа, 30 фунтов