Туристический портал - NataliSudak

Туристический портал - NataliSudak

» » Чарджоу туркменистан - современный туркменабад. История Чарджоу Чарджоу на карте туркмении

Чарджоу туркменистан - современный туркменабад. История Чарджоу Чарджоу на карте туркмении

Туркменаба́д (туркм. Türkmenabat ) - город в Туркменистане, административный центр (бывшая Чарджоуская область).

География

Туркменабад - второй по величине город в Туркмении. Город расположен на левом берегу Амударьи, в 470 км к северо-востоку от (по дороге 585 км).

Узловая железнодорожная станция.

Название

Современное русское название города - . В Туркмении в русскоязычных текстах может употребляться форма Туркменабат .Современное туркменское название - Türkmenabat, произносится Тюркменабат .

Древнее название города - Амуль . С конца XV века до 1924 года, а также с 1927 по 1940 год город был известен как Чарджуй (от перс. چهارجوی ‎ - «четыре канала»). В 1924-1927 годах город носил название Ленинск (Ленинск-Туркменский ) в честь В. И. Ленина (Ульянова), затем Чарджоу . В 1992-1999 годах город назывался Чарджев (туркм. Çärjew, Чәрҗев ).

Население

Туркменабад является вторым по численности населения после Ашхабада городом Туркмении. Численность населения увеличивается большими темпами, за счёт превалирования рождаемости над смертностью и миграции людей из Узбекистана.

Основное население города туркмены и узбеки, также проживают в малых количествах русские, татары, казахи, каракалпаки и др.

История

В древности

Город Амуль возник в I-IV веках нашей эры. В конце XV века - начале XVI века город становится известен как Чарджуй .История города уходит своими корнями вглубь веков. Прошлое города с самого своего рождения, в начале тысячелетия, обязано «Великому Шёлковому пути», проложенному из Китая через Центральную Азию в Средиземноморье в III веке. Одним из важных пунктов, надёжным пристанищем на этой знаменитой дороге, и был город Амуль - это первое название Туркменабада. Позже оно было перенесено и на реку Окс. Она стала именоваться Амударья, что означает Аму-река.

Значение Амуля определялось его месторасположением. Здесь была устроена переправа через своенравную и широкую Амударью. Тут сходились торговые дороги, причём отсюда помимо «шёлкового пути» они вели в Иран, Индию, Восточную Европу. Вместе с торговлей развивались и ремёсла.

В городище Амуль на окраине города археологи находили медные монеты Кушанского рабовладельческого государства, относящиеся к I-IX векам нашей эры. Амуль входил в это государство, а после его гибели приобрёл самостоятельность.

Позже город вошёл в состав арабского халифата. Арабские историки сообщают, что Амуль представлял собой значительный культурный центр. Есть свидетельства, что «Из Амуля вышло много учёных…»

В XI веке сельджукские туркмены полностью покорили Центральную Азию. После этого Амуль переходит в подчинение туркменского царя Чагры-бека. В первой половине XIII века Амуль за оказание сильного сопротивления войскам Чингиз-хана был полностью разрушен монголо-татарами. Это произошло в 1221 году.

Знаменитый восточный поэт и полководец Бабур в 1511 году со своим многочисленным войском проходил около руин древнего Амуля и остановился недалеко от берега реки. Возле его стоянки оказалось 4 арыка. В своём знаменитом произведении «Бабурнамэ» он называет это место «Чахарджуй», что означает «четыре русла».

В XIII веке город входил в Хивинское ханство, а с начала XIX и до гражданской войны силой был подчинён Бухарскому эмирату. Освободительная борьба того времени нашла своё отражение в творчестве великого туркменского классика литературы, поэта и патриота Сейитназара Сейди. И в то же время Бухарский эмират сам являлся протекторатом России и проводил насильственную политику русского царизма.

Во второй половине XIX века в Чарджев были переселены уральские казаки.

В 1877 году из Турткуля в Чарджев приходит пароход под названием «Самарканд», что стало началом создания речного пароходства.

В составе Российской империи и СССР

Cтатья Чарджуй в ЭСБЕ (начало XX века)

Чарджуй - городское поселение, образовавшееся около станции Аму-Дарья (1070 в. от Красноводска) Среднеазиатской железной дороги, на левом берегу реки Аму-Дарьи, на земле, уступленной русскому правительству эмиром бухарским. Жителей 4068 (2651 мужчин, 1417 женщин), в том числе русских 3501. Широкие прямые улицы, достаточно зелени, много лавок и магазинов, довольно оживлённый базар. Чарджуй - важный торговый центр; товары, идущие в , и частью в , перегружаются здесь на речные суда, а приходящие оттуда грузы поступают на железную дорогу. Стоянка пароходов аму-дарьинской флотилии, поддерживающей сообщение между на юге и Петро-Александровском (Хива) на севере Церкви православная и армяно-грегорианская, 3 мечети, приходское, городское и железнодорожное, мужское и женское училища. Военное и общественное собрания. Городской сад; питомник для надобностей железной дороги. Пять хлопкоочистительных заводов, транспортные агентства. Городские доходы - 18330 р. У Чарджуя Средне-Азиатская железная дорога пересекает Аму-Дарью (см. Чарджуйский мост). В 16 вер. от Чарджуя лежит довольно крупный бухарский город Чарджуй (Ч. туземный), центр Чарджуйского бекства, с остатками стен и крепостью; жителей 15 тысяч. Старый Чарджуй (Аму-Дарья ) отличается оживлённым торговым обменом. В 1900 году на станцию прибыло 1820244 пд. (воинские грузы, сахар, мануфактура, лесные строительный материал, железо, мука, чай, рис, керосин и т. п.); отправлено со станции Чарджуй в том же году 963382 пд. (изюм, кожи, ковры, овчины, семя хлопковое, хлопок - 516641 пд., шерсть и пр.).

В составе СССР

В 1918-24 годах в составе Туркестанской АССР, с 1924 года - в Туркменской CCP. В 1939-63 годах и с 1970 года административный центр Чарджоуской области.

Шёлковый комбинат, шерстяная прядильно-ткацкая, ватная, трикотажная, швейная, обувная фабрики, каракулевый, хлопкоочистительные заводы; мясокомбинат, молочный, винодельческий, солодковый заводы; суперфосфатный, ремонтный заводы, мебельная фабрика, завод стройматериалов. Имелись педагогический институт, текстильный, речной и с.-х. техникумы, медицинское и музыкальное училища, историко-краеведческий музей; Туркменская опытная станция шелководства, опытно-мелиоративная станция.

В составе независимой Туркмении

В 2006 году в городе насчитывалось более 500 портретов и статуй Сапармурата Ниязова.С годами портреты Ниязова стали исчезать.

Климат

Климат - резко континентальный, очень сухой, со значительными суточными и годовыми колебаниями температур. Зима - сырая, холодная, выпадает снег, лето - знойное. Самый холодный месяц - январь. Осадков - от 70 до 120 мм в год. В 70 км от города находится Репетекский заповедник. Репетек являлся самой жаркой точкой СССР: + 51,2 °C в 1983 году. Наивысшая температура на солнце на песке зафиксирована на уровне + 80 °C.

Достопримечательности

В 70 км к юго-западу от Туркменабада, в Юго-Восточных Каракумах, расположен Репетекский заповедник, являющийся самым жарким местом в Центральной Азии.

Городище Амуль-Чарджуй - представляет собой развалины крепости правителя Амуля, датирующиеся 10-11 веками. Находится совсем недалеко от въезда в Туркменабад - всего в 10 километрах. В 10 веке городище представляло собой обширную квадратную глинобитную крепость, обнесённую широким рвом с водой.

Мавзолей Астана-баба . Также входит в состав города-музея Атамурат, состоит из мечети и гробницы, которые были возведены в 11 веке.

Караван-сарай Даяхатын (Бай-Хатын) . Караван-сарай, расположенный на дороге, ведущей из Амуля в Хорезм, является неповторимым памятником зодчества 11-12 веков. Сегодня до нас дошли только обширные развалины рабата караван-сарая из сырцового кирпича. Когда-то рабат был укреплён круглыми башнями.

Кугитанг - это горная местность с нетронутой цивилизацией природой, изобилующей редчайшими видами животных и растений. Здесь можно увидеть лунный пейзаж, уникальные карстовые пещеры, плато Динозавров с отпечатками лап доисторических ящеров.

Плато динозавров, на котором обнаружено более ста окаменевших следов древнейших ящеров, найдено на северо-восточном склоне горы Гаурдак на юго-востоке Туркменистана. На каменистом плато, расположенном на высоте 750-800 метров, следы сохранились практически идеально.

В городе также находятся действующие храмы:Храм Святителя Николая Чудотворца и Храм святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла .

В искусстве

Туркменабадскими (Чарджуйскими) дынями торговал герой Олега Басилашвили в фильме Вокзал для двоих

Экономика

Автобусная остановка в Туркменабаде

Здание аэровокзала Туркменабада

Промышленность

В Туркменабаде действует авторемонтный завод, хлопкоочистительный завод, кожевенный завод, домостроительный комбинат, комбинат строительных материалов, химический завод.В городе функционируют шерстомойная, прядильно-ткацкая, швейная, ковровая, кондитерская и мебельная фабрики, пивоваренный и молочный заводы.Туркменабад является главным центром газовой промышленности страны.

В 2010 году на Туркменабад пришлось 20,7 % промышленной продукции Туркменистана, 11,6 % финансовых инвестиций. В частности добыто 30 % газа страны, произведено 19,5 % минеральных удобрений, 98 % шёлковых тканей, 36,3 % сливочного масла, 31,9 % мяса, 2,3 % электроэнергии, 24,5 % молока, 15,5 % шерсти.

Ковроткачество

Производство ковров ручной и машинной работы является предметом гордости жителей города.

Текинские, салорские, иомудские, эрсаринские ковры отличаются друг от друга орнаментом и цветом. Мервский оазис, нынешняя Марыйская область, является родиной знаменитых на весь мир текинских ковров, где хранятся традиции коврового искусства племени теке.

Образование и культура

В Туркменабаде имеются 40 общеобразовательных школ, 13 лицеев, 3 педагогических и 2 медицинских училища, училище искусств, Туркменский Государственный педагогический институт имени Сейитназара Сейди. В городе действуют 4 музея, 2 парка отдыха, 12 библиотек, две из них которых являются крупнейшими в Центральной Азии

Транспорт

В городе имеется новый автовокзал, рассчитанный на 650 пассажиров в час. Он реконструирован в железнодорожный вокзал, через который проходят поезда к городам , Сейди, .

В городе находится аэропорт Туркменабат. Здание аэровокзала рассчитано на 200 человек. В нём находятся: 4 кассы местных авиалиний, 2 кассы международных авиалиний, справочное бюро, международный переговорный пункт, киоск, кафе-ресторан. Планируется реконструкция и капитальный ремонт аэровокзала.

Спорт

В Туркменабаде достаточно хорошо развит спорт. В городе имеются: 4 стадиона, 16 спортивных школ, 4 спортивных комплекса. Футбольный клуб Лебап играет в высшей лиге Туркменистана.

Хякимы

  • Гайбулла Камалов
  • Поманов Аширнияз Аманмаммедович
  • Базаров Гуванч Хемракулыевич 10 авг. 2015 г.--

Города-побратимы

Примечания

  1. Туркмения // Атлас мира / сост. и подгот. к изд. ПКО «Картография» в 2003 г. ; гл. ред. Г. В. Поздняк . - Испр. в 2005, 2007 и 2010 гг. - М. : ПКО «Картография»: Оникс, 2010. - С. 118. - ISBN 978-5-85120-274-2 (Картография). - ISBN 978-5-488-01588-3 (Оникс, зел. пер.). - ISBN 978-5-488-01589-0 (Оникс, син. пер.).
  2. Туркмения // Атлас мира / сост. и подгот. к изд. ПКО «Картография» в 2003 г. ; гл. ред.: Г. В. Поздняк , Н. Н. Полункина ; отв. ред. Н. В. Чудакова . - М. : Роскартография, 2003. - С. 117. - ISBN 585120195-9.
  3. «Атлас мира» - М.: ПКО «Картография» Федерального агентства геодезии и картографии Министерства транспорта Российской федерации: Издательство Оникс, 2007 ISBN 5-85120-243-2 (картография)
  4. Ещё одно «окно в мир» откроется в Туркменабате/Академия наук Туркменистана
  5. по БСЭ
  6. перепись населения 1989 года
  7. Microsoft Encarta 2006
  8. Чарджуй // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  9. Туркменабадцев лишили памятника Великому Отцу Туркмен. Lenta.ru (28 мая 2007). Проверено 14 августа 2010. Архивировано 2 марта 2012 года.
  10. Вокруг Света | Журнал | Птицы летят к озеру…
  11. http://ia-centr.ru/archive/public_details1351.html?id=1057
  12. http://maidan.org.ua/arch/arch2006/1167194790.html
  13. İzmir"in kardeş kentleri. Архивировано 4 августа 2012 года.

См. также

  • Амударья
  • Туркменистан

Ссылки

  • Городище Амуль
  • Амуль-Чарджуй на трассе Великого шёлкового пути
  • Чарджоу - статья из Большой советской энциклопедии.
  • Из Стамбула в Ташкент: Фотопленки Поля Надара (1890). Часть 7. Чарджуй и Амударья

Туркменабад расположен на левом берегу реки Амударьи; является центром восточной части Туркменистана и центром Лебабского велаята. Долгое время Туркменабад был известен под именем Чарджоу.

Туркменабад - город с красивым названием и красивым прошлым. Его более чем двухтысячелетняя история способна заинтересовать и поразить даже человека черствого и равнодушного. Да, он никогда не отличался внушительными размерами, изысканными памятниками архитектуры и большим количеством населения, проживающим в нем. Но все это не так важно. А важно то, что этот город, несмотря на то, что с ним происходило в течение долгого времени существования, преодолел все, даже приход Чингисхана и его кровожадной армии. Не многие смогли пережить эти нашествия, некоторые погибли навсегда. Но только не Чарджоу. В этом и есть его замечательная черта - приспосабливаться к условиям, какими бы суровыми и подчас непреодолимыми они ни были. И даже после такого монгольского бедствия 13 века он смог возродиться, восстать из пепла, в который его превратили эти палачи городов и средневековых жемчужин архитектуры. В чем же секрет его способности к выживанию, спросите Вы. А все очень просто, никакого секрета нет. Все дело в расположении Чарджоу. А какое же место могло быть благоприятным для расположения города? Естественно пересечение караванных дорог - линии, которая долгое время была своеобразным каналом связи между Востоком и Западом, Европы и Азии. Именно благодаря этому Чарджоу всегда являлся местом, необходимым для существования. Более того, для измученных трудной дорогой путников этот оазис в пустыне был тем местом, где можно было скрыться от изнуряющего зноя, погрузиться в живительную прохладу и забыть на время о том пути, который уже пройден, и который еще предстоит пройти.

Однако позднее дороги Великого Шелкового Пути были забыты. Но и это не погубило город. Он до сих пор стоит, о нем знают и его помнят. И много тайн и загадок еще хранит в себе древняя Чарджоускоя земля, многое не открыто и не исследовано.

Кстати, важно отметить, что в настоящее время Чарджоу признан одним из объектов посещения и работы международной экспедиции «Великий шелковый путь - путь диалога». Эта акция является крупнейшей в провозглашенном ЮНЕСКО десятилетии культуры. Ее цель - донести до народов необходимость возобновления исторических контактов во имя взаимного духовного обогащения, взаимодействия культур и мира на планете. Ведь древний торговый путь - первый в истории человечества пример длительных устойчивых связей между народами двух континентов - Азии и Европы. Рассматривается возможность создания международного туристического маршрута «Великий шелковый путь», где одним из пунктов будет Чарджоу.

Сегодня Чарджоу знаменит возделыванием бахчевых культур, в нем развито производство по обработке каракуля. Но у этого города еще многое впереди. Вместе с независимым Туркменистаном его ждут новые достижения и новые победы, возможно даже еще большие, чем когда-то. И может быть, еще через две тысячи лет о нем будут вспоминать, как о великолепнейшем памятнике уже с четырехтысячелетней историей и восхищаться им также искренне, как мы это делаем сейчас.

Название
Город много раз переименовывался. Древнее его название - Амуль, затем, начиная с конца 15 века вплоть до 1924 года, современный Туркменабад был известен как Чарджуй. Чарджуй в переводе с персидского означает «четыре канала». В 1924-1927 он был Ленинском (Ленинском Туркменским), с 1927 по 1940 - снова Чарджуем, затем был назван Чарджоу. С 1992 по 1999 годы его официально признали как Чарджев. А уже с 1999 года город стал называться Туркменабад.

Население
Туркменабад является вторым по численности населения городом Туркменистана после Ашхабада. В нем проживает 234 800 человек.

Климат
Климат в этом городе Туркменистана резко континентальный, сухой, со значительными суточными и годовыми колебаниями температур. Зима - теплая, лето - знойное. Самая высокая среднемесячная температура отмечается в июле (+32,2° С). Самый холодный месяц - январь. Осадков выпадает от 70 до 120 мм в год, в горах - до 350 мм. Репетекский заповедник держит первенство в стране по высшим летним температурам. Здесь зафиксирован абсолютный максимум -50° С в тени.

История Чарджоу
История современного Туркменабада начинается с истории древнего города Амуль, начавшейся в 3 веке до н.э. Своим рождением он обязан знаменитым дорогам Великого Шелкового Пути, на пересечении которых он и стоял. Кстати именно Амуль в прошлом дал название реке Амударье, название которой переводится как река Аму. До этого река называлась Окс. В 1-4 веках Амуль входил в состав Кушанского Царства, о чем свидетельствуют медные монеты, найденные археологами на этой территории. После распада государства Кушанов Амуль становится самостоятельным. Но это продлилось недолго, и вскоре он стал частью Арабского Халифата. В то время по утверждению арабских историков Амуль представлял собой значительный культурный центр, из которого «вышло много ученых».

В 9-10 веках город получает дальнейшее развитие благодаря расположению на пересечении все более оживляющихся торговых путей. Позднее он попадает в зависимость от крупнейшего тогда на Востоке Хорезмского государства. Этот период может считаться самым значительным в истории Амуля; он достигает наибольшего расцвета и разрастается до огромных масштабов.

Затем наступает 13 век, период, преисполненный трудностей и страданий. На территорию Хорезма приходят завоевательные отряды воинов под предводительством Чингисхана. В 1221 году Амуль был взят штурмом и разорен. Однако это не прекратило развитие в городе торговли и ремесел.

Затем, в начале 16 века Амуль вошел в подчинение возникшего узбекского государства во главе с Шейбаниханом, а затем в состав Бухарского Эмирата. Как раз в это время Амуль прекращает свое существование, и все слава достается новому названию города Чахар-джуй (или Чарджуй), которое переводится как «четыре русла». Отсюда берет начало и другое его имя - Чарджоу.

Бухарский Эмират, в состав которого входил город, был феодальным государством. Эмир имел неограниченную власть, поддерживаемую духовенством. Самым низшим классом были рабы. А Чарджуй в этот период являлся одним из центров, где их продавали и покупали. Город в основном населяли купцы и ремесленники. Главой города был бек - наместник бухарского эмира. Резиденция бека представляла собой обширную глинобитную крепость, обнесенную широким рвом с водой. Четверо ворот на все стороны света круглосуточно охранялись сарбазами. Внутри крепости находились площадь, казармы, склады с продовольствием, дома родственников и приближенных бека, его дворец с садом и хаузом (прудом). Была и тюрьма, представляющая собой глубокий колодец, где на каменном дне в ужасных условиях содержали заключенных. С запада и востока крепость опоясывали жилища торговцев и ремесленников. Остатки крепости сохранились, они представляют собой ценный исторический памятник, и археологами там найдено много интереснейших предметов.

В городе и его окрестностях в основном проживали узбеки, а берега среднего течения Амударьи населяли туркменские племена: эрсари, сакар, саят, мукры и другие. Наиболее многочисленным было племя эрсари, осевшее здесь во второй половине 17 века. Туркмены занимались на этой територии возделыванием земли и разведением скота. 18 век считается «золотым» веком туркменской поэзии. Это связано, в основном, с именем поэта Махтумкули, чей жизненный путь был связан с Лебабом - давнее название земли среднего течения Амударьи. Младшим современником и достойным учеником Махтумкули был поэт и воин Сейди.

Во второй половине 19 века Чарджоу был присоединен к России. Это оказало значительное влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь города и всей Средней Азии. Весной 1875 года в Чарджоу по указу царя были переселены уральские казаки-старообрядцы за отказ от несения воинской службы по религиозным соображениям. Преданные своей вере казаки поселились вблизи русских воинских укреплений.

На берегах Амударьи были созданы новые поселения, что в дальнейшем позволило использовать реку для судоходства. Через два года из Турткуля до пристани Чарджоу дошел пароход "Самарканд". Таким образом, было положено начало движению парового флота на Амударье.

Затем начали прокладывать железнодорожные пути, которые обеспечили движение по рельсам от Каспия до Чарджоу.

В 1896 году город получил название «Новый Чарджуй». От «Старого» он отличался тем, что теперь в нем проживало по большей части русскоязычное население, тогда как прежде его население составляли только представители коренных национальностей. В это же время через Амударью был построен железнодорожный мост, который 17 октября 1898 года стал самым длинным во всей Российской Империи и третьим по протяженности в мире.

После свержения власти эмира с приходом советской власти 14 сентября 1920 года на первом Всебухарском курултае была провозглашена Бухарская Народная Советсткая Республика. В ее состав вошел и Чарджуй. В 1924 году при проведении в Средней Азии национального государственного размежевания Чарджуй входит в состав Туркменской ССР. В двадцатые-тридцатые годы Чарджоу начинает развиваться как индустриальный центр республики. Расположение посреди районов, производящих хлопок и коконы, обуславливает строительство хлопкоочистительного и гренажного заводов. Сегодня Туркменабад - это теплый приветливый город с парками отдыха и городским пляжем, которые так любят посетители.

Достопримечательности
Репетекский заповедник - песчано-пустынный заповедник, организованный в 1928 году. Он расположен в 70 км юго-западнее Чарджоу в Юго-Восточных песках Каракумов вокруг станции Репетек. Является самым жарким местом в Средней Азии. Заповедник был создан для того, чтобы сохранить пустынный ландшафт с ее неповторимым животным и растительным миром, многие представители которого занесены в Красную книгу.

Городище Амуль-Чарджуй - представляет собой развалины крепости правителя Амуля, датирующиеся 10-11 веками. Находится совсем недалеко от въезда в Туркменабад - всего в 10 километрах. В 10 веке городище представляло собой обширную квадратную глинобитную крепость, обнесенную широким рвом с водой, который служил препятствием противникам в случае нападения. Каждая из сторон крепости имела свои ворота. Таким образом, на все стороны света выходили определенные ворота. Они круглосуточно охранялась воинами. Внутри крепости находились площадь, казармы, склады с продовольствием, дома родных и приближенных бека, его собственный дворец. Была здесь и тюрьма, представляющая собой глубокий колодец, где на каменном дне томились заключенные. С запада и востока крепость опоясывали жилища торговцев и ремесленников. До наших дней дошли лишь некоторые фрагменты крепости, которые и представляют сегодня ценный исторический и археологический памятник. В окрестностях Туркменабада находится город-музей Атамурат, где можно увидеть мавзолеи Аламбердара и Астана-бабаэти мета являются священными для многих верующий, куда они довольно часто совершают паломничества.

Мавзолей Алламбердара (Альмутасира) - является частью города-музея Атамурат. Это величественное здание, построенное в 11 веке на территории Северного Хорасана. Мавзолей построен в стиле архитекторов периода правления Сельджукидов, характеризуется значительными размерами и неординарным дизайном фасада. Фасад мавзолея обильно украшен декоративной орнаментальной кладкой, с применением резных фигурных кирпичиков. Портал как бы выступает из основного объема здания. А чистая кирпичная фактура всего интерьера придает мавзолею несколько строгий и торжественный характер. Внутри мавзолея всего одно помещение с ложным надгробием - никакого захоронения ни под ним, ни вокруг памятника археологи не обнаружили. Возможно останки того, что некогда было там погребено, перенесли в другое место, но, к сожалению, доподлинно об этом никому не известно.

Мавзолей Астана-баба . Также входит в состав города-музея Атамурат, состоит из мечети и гробницы, рождение которых относится к 11 веку. Здесь периодически проходит «зыярат» - ритуал поклонения тому или иному святому, совершаемый приезжающими паломниками. Доподлинно никому не известно кем был Астана-баба при жизни, но место, где мавзолей расположен, является священным и приносит исцеление. Он считается своеобразной чашей исламского святого Грааля, прикосновение к которому избавляет от бед и приносит долгожданное облегчение. Число паломников здесь растет день ото дня.
В комплексе «Астана-баба» также находятся мавзолеи Зейд-Али и Зувейд-Али. О них в народе была сложена очень красивая легенда. Она повествует о том, что когда-то у правителя Балха (средневекового Хорасана) была красавица дочь Зувейда. Ее выдали замуж за наместника этих мест, но вскоре после свадьбы девушка умерла. Опечаленный отец привез лучших мастеров из Мерва и Самарканда, чтобы построить в память о дочери прекрасный мавзолей. Однако по окончании строительства мавзолей рухнул. Вновь воздвигнутое здание постигла та же участь, и так продолжалось трижды. Отец пришел в отчаяние, но как-то во сне к нему пришел старец и посоветовал возвести мавзолей из глины и воды, привезенных из Мекки. Убитый горем отец так и поступил. В землю подмешивали привезенную из Мекки глину, а воду из Мекки вылили в колодец, откуда брали ее для строительства. Таким образом, мавзолей был завершен, и после смерти правителя его тело погребли в помещении, смежном с усыпальницей дочери. А вода в колодце, из которого по преданию брали воду для строительства мавзолея Зейд-Али и Зувейд-Али, считается святой.

Караван-сарай Даяхатын (Бай-Хатын) . Караван-сарай, расположенный на дороге, ведущей из Амуля в Хорезм, является неповторимым памятником зодчества 11-12 веков. Сегодня до нас дошли только обширные развалины рабата караван-сарая из сырцового кирпича. Когда-то рабат был укреплен круглыми башнями. Арки, своды и купола караван-сарая выложены из обоженного кирпича. Стены фасада облицованы кирпичом в оригинальном орнаментальном стиле. В некоторых местах рабата сохранились рельефные фрагменты текстов с именами арабских халифов Абубакра, Омара и Али. В народе распространена легенда, связанная с постройкой этого караван-сарая. В ней рассказывается о том, как однажды некий богатый человек заподозрил жену в неверности. Несмотря на то, что никакой измены не было, человек, оскорбленный подобными мыслями, ушел из дома в одежде нищего дервиша. Его жена долгие годы ждала возвращения супруга. Чтобы облегчить его странствия в пустыне, она выстроила большой и красивый караван-сарай. Кирпич для него изготовили в Мерве и по живой цепи из рук в руки передавали к месту постройки. Среди рабочих был и ее муж, который после скитаний по свету все-таки вернулся в родной дом.

В туркменских регионах с фотографией дела обстоят намного хуже, чем в том же Ашхабаде. Если в столице полиционеры более-менее привыкли видеть полтора туриста в неделю и даже разрешают кое-что фотографировать (не забывая пристально наблюдать, конечно), то в других городах страны человек с фотоаппаратом в руках вызывает большое раздражение у представителей охраны правопорядка. Ну а стоит ли говорить о том, что на железнодорожном вокзале сложность съемки увеличивается прямо пропорционально количеству людей в грязно-синей форме? Вот так летом прошлого года, во время первого своего пребывания в стране, товарищ ТomkaD вышел из поезда на платформу станции Туркменабат, сделал всего один кадр и едва вернулся обратно в поезд. Отбою от милиционеров, восхищенных его смелым поступком, просто не было! Притом фотографировал он не вокзал и не поезд, и вообще находился на привокзальной площади... А ведь это не хухры-мухры, а настоящий крупный город - центр велаята (области), больше известный всем нам под старым названием ЧАРДЖОУ.

В следующие разы я уже был немного более подкованным в вопросе нахождения в Туркменабате. За время сорокаминутной стоянки поезда я успевал постоять в настоящей азиатской очереди, бесмыссленной и беспощадной, вырвать-таки парочку контейнеров с отменным свежим пловом, затем минут 10 отводил на рождение одного-двух кадров, ну и минут 10 оставлял про запас на случай если опять доколупаются бдительные товарищи.

Под катом находится всего парочка снимков привокзального Чарджоу.

Вот та самая летняя фотография, сделав которую, я чуть было не поимел немало проблем. В результате сошлись с полицейскими на том, что в их городе категорически нельзя ничего фотографировать. Я откланялся и удалился. А в кадре, между прочим, находится беломраморное здание музея Лебапского велаята . Оно выходит прямо на привокзальную площадь.

Осенью я изголялся со съемкой из окна вагона поезда. Может кто-нить сосчитать количество военных и полицейских в кадре? У меня получилось - 6 человек.

Самое обидное заключается в том, что нужно одновременно уворачиваться и от ментов, и от проводников поезда, потому как последние в первую очередь сдадут тебя первым. О как))

Водонапорная башня станции Туркменабат

Маневровый тепловоз CKD6E-0049

Уже этой весной, прибывая в Туркменабат, я заметил из окна поезда мемориал, расположенный на некотором удалении от вокзала. Уже как бывалый, я отхватил свои несколько порций плова в придорожной кафехе и бегом отправисля к мемориалу, где меня ждал очередной "золотой" памятник Туркменбаши

Мне повезло: сторожевая милицейская будка, которых очень много раскидано по крупным городам страны, была пуста, поэтому я даже смог приблизиться к Сердару вплотную)

Сейчас только жалею, что саму типовую будку не сфотографировал. Когда еще такая возможность представится?

Историю города Туркменабада (Чарджоу Туркменистан), можно условно разделить на несколько этапов, в зависимости от того, под чьим протекторатом был город:

  1. зарождение и самостоятельное существование города Амуль;
  2. Амуль в составе Кушанского Царства;
  3. город в составе Арабского Халифата;
  4. Амуль в составе Хорезмского государства;
  5. город под властью монголов;
  6. в составе узбекского государства;
  7. под Бухарским Эмиратом;
  8. в составе Российской Империи;
  9. часть Бухарской НСР;
  10. в составе Туркменской ССР;
  11. в составе Туркменистана.

Зарождение города

Современный Туркменабад начинает свою историю с начала развития древнего города Амуль, который появился еще в 3 веке до н.э. Появление этого города на древних картах Азии непосредственно связано с Великим Шелковым Путем. Именно на пересечении его дорог и родился этот город. Надо отметить, что с названием города связано и название реки Амударьи. Ведь оно толкуется как река Аму. До того река имела другое название - Окс.

Эпоха Кушанского правления

С начала нашей эры и до 4 века Амуль пребывал в составе Кушанского Царства. Подтверждением тому служат множество артефактов, найденных археологами на территории города, среди которых главным доказательством этого факта были медные монеты. Распад Царства привел к тому, что город стал независимым. Однако самостоятельное существование Амуля длилось короткий период.

Город во владении Арабского Халифата и Хорезмского государства

Арабский Халифат стал следующим государством, в состав которого вошел город. Этот период довольно благоприятно повлиял на Амуль. Из рукописей арабских летописцев стало известно, что город в то время был культурным центром, который выпустил в мир много ученых.

Поскольку Амуль, по-прежнему, находился на пересечении торговых путей, которые постоянно развивались, то развивался и сам город. Приблизительно в 10-11 веке история города повязалась с Хорезмским государством. Это было мощное восточное государство, которое и поглотило Амуль. Но именно этот период принес наибольший импульс в развитие и увеличение города.

Темные времена в жизни города

Как обычно бывало в истории, после золотого периода наступали и плохие времена. Именно такой период наступил для Хорезмского государства и, в частности, для города Амуль в 13 веке. Связаны эти неблагоприятные времена с монгольскими завоевателями, которые разорили город в 1221 году. Несмотря на это, жизнь там не прекратилась, торговля и ремесла продолжали постепенно развиваться.

Жизнь города в составе Бухарского Эмирата

16 век принес городу новых покровителей. Сначала Амуль стал частью новообразованного узбекского государства, которое возглавлял Шейбанихан. Немного спустя, уже Бухарский Эмир прибрал в свои руки территорию города. Именно тогда название города Амуль меняют на другое название - Чахар-джуй, что в переводе означает «четыре русла». Город получает также видоизмененные имена - Чарджуй и Чарджоу.

Бухарский Эмират был феодальным государством. Эмир имел практически всю власть в государстве. В Чарджоу функционируют огромные рынки рабов и невольников. Рабы были на самом дне социальной иерархии. Большинство населения составляли ремесленники и купцы. Вся власть в городе была сосредоточена в руках наместника бухарского эмира - бека. Бек жил на территории большой глинобитной крепости, которая была защищена широким водяным рвом. Ворота крепости, которые выходили на четыре стороны света были под постоянной охраной сарбазов.

Внутри крепости были многочисленные строения, среди которых, главными были дворец бека с прудом и садом, дома всех его родственников и приближенных к нему людей, площадь, казармы и продовольственные склады. Естественно, было и место для преступников, которое представляло собой глубокий каменный колодец, на дне которого томились заключенные. На западе и востоке от крепости располагались жилища ремесленников и купцов. После крепости остались кое-какие останки, представляющие на сегодняшний день большую историческую ценность. На территории крепости археологи обнаружили множество интересных исторических артефактов.

Вхождение в состав Российской Империи

Вторая половина 19 века принесла новые изменения в жизнь Чарджоу Туркменистан. Город стал частью России. Это значительно повлияло на культурную и экономическую жизнь не только города, но и Средней Азии. В 1875 году российский царь издал указ, согласно которому в Чарджоу были переселены уральские казаки. Казаки были старообрядцами, поэтому отказывались от военной службы, что и повлекло гнев царя. Переселенцы заселялись недалеко от русских укреплений.

Новые поселения постоянно создавались на берегах реки, что послужило стимулом для развития судоходства. Пароход «Самарканд», который первый проделал путь от Турткуля до пристани Чарджуй, положил начало пароходному движению на Амударье. Позже появилась и железная дорога, по которой можно было добраться от Каспия до Чарджоу.

В 1896 году город снова получил новое название, - теперь он именовался Новый Чарджуй. От прежнего города он отличался населением, ведь теперь русскоязычные жители составляли его основную часть. Большим прорывом в развитии региона стало построение моста через реку. Мост, который стал самым длинным в Российской Империи, был достроен 17 октября 1898 года. Кроме того, этот мост был третьим в мире по протяженности.

Окончательная потеря власти эмиром, связана с приходом советской власти в 1920 году. 14 сентября этого года была образована Бухарская Народная Советская Республика, в которую вошел и Туркменистан Чарджоу. Уже в 1924 году Чарджуй становится частью Туркменской ССР. С этого времени город начинает индустриально развиваться. Производства хлопка и коконов в близлежащих районах повлияло на строительство гренажного и хлопкоочистительного заводов.

Современный Туркменабад представляет собой солнечный город с парками и городским пляжем, которые отлично подходят для отдыха населения.

Видео: Туркменобад

G Я O L

Были построены шёлковый комбинат, шерстяная прядильно-ткацкая, ватная, трикотажная, швейная, обувная фабрики, каракулевый, хлопкоочистительный заводы; мясокомбинат, молочный, винодельческий, солодковый заводы; суперфосфатный, ремонтный заводы, мебельная фабрика, завод стройматериалов.

В составе независимой Туркмении

Городище Амуль-Чарджуй - представляет собой развалины крепости правителя Амуля, датирующиеся 10-11 веками. Находится совсем недалеко от въезда в Туркменабад - всего в 10 километрах. В 10 веке городище представляло собой обширную квадратную глинобитную крепость, обнесённую широким рвом с водой, который служил препятствием противникам в случае нападения.

Мавзолей Астана-баба . Также входит в состав города-музея Атамурат, состоит из мечети и гробницы, рождение которых относится к 11 веку.

Караван-сарай Даяхатын (Бай-Хатын) . Караван-сарай, расположенный на дороге, ведущей из Амуля в Хорезм, является неповторимым памятником зодчества 11-12 веков. Сегодня до нас дошли только обширные развалины рабата караван-сарая из сырцового кирпича. Когда-то рабат был укреплён круглыми башнями.

Туркменабадская достопримечательность - это непременно заповедные места Кугитанга, находится к юго-востоку от Туркменабада.Кугитанг - это горная местность с нетронутой цивилизацией природой, изобилующего редчайшими видами животных и растений. Здесь можно увидеть лунный пейзаж, уникальные карстовые пещеры, плато Динозавров с отпечатками лап доисторических ящеров.

Плато динозавров, на котором обнаружено более ста окаменевших следов древнейших ящеров, найдено на северо-восточном склоне горы Гаурдак на юго-востоке Туркменистана. На каменистом плато, расположенном на высоте 750-800 метров, следы сохранились практически идеально.

В городе также находятся действующие храмы:Храм Святителя Николая Чудотворца и Храм святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла .

В искусстве

Туркменабадскими (Чарджуйскими) дынями торговал герой Олега Басилашвили в фильме Вокзал для двоих

Экономика

Промышленность

В Туркменабаде действует авторемонтный завод, хлопкоочистительный завод, кожевенный завод, домостроительный комбинат, комбинат строительных материалов, химический завод. В городе функционируют шерстомойная, прядильно-ткацкая, швейная, ковровая, кондитерская и мебельная фабрики, пивоваренный и молочный заводы. Туркменабад является главным центром газовой промышленности страны.

В 2010 году на Туркменабад пришлось 20,7 % промышленной продукции Туркменистана, 11,6 % финансовых инвестиций. В частности добыто 30 % газа страны, произведено 19,5 % минеральных удобрений, 98 % шёлковых тканей, 36,3 % сливочного масла, 31,9 % мяса, 2,3 % электроэнергии, 24,5 % молока, 15,5 % шерсти.

Ковроткачество

Образование и культура

В Туркменабаде имеются 40 общеобразовательных школ, 13 лицеев, 3 педагогических и 2 медицинских училища, училище искусств, Туркменский Государственный педагогический институт имени Сейитназара Сейди. В городе действуют 4 музея, 2 парка отдыха, 12 библиотек, две из них которых являются крупнейшими в Центральной Азии

Транспорт

В городе имеется новый автовокзал, рассчитанный на 650 пассажиров в час. Он реконструирован в железнодорожный вокзал, через который проходят поезда к городам