Туристический портал - NataliSudak

Туристический портал - NataliSudak

» » Панорама Толедский собор. Виртуальный тур Толедский собор

Панорама Толедский собор. Виртуальный тур Толедский собор

О синодах см. Толедские соборы Кафедральный собор Святой Марии (исп. Catedral Primada Santa María de Toledo) - католический собор в Толедо, кафедра примаса Испании, главный собор страны. Памятник архитектуры, характерный пример испанской готики. Собор Святой Марии - часть исторического центра города Толедо, в 1986 году включённом в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Вне служб собор работает как музей. Собор построен в готическом стиле на месте вестготской церкви, построенной в V-VI веках, а после завоевания маврами Пиренейского полуострова превращённой в мечеть. После отвоевания Толедо христианами в XIII-XV веках шло строительство современного здания собора, он до сих пор является одним из крупнейших в Испании: длина собора - 120 м, ширина - 60 м, высота - 44 м. В соборе хранится множество шедевров - от картин Эль Греко, Караваджо, Тициана и других знаменитых художников до выдающихся образцов средневекового ювелирного искусства.

Согласно традиции на месте современного толедского храма существовала христианская церковь, восходящая к первому епископу Толедо Евгению, о котором не сохранилось никаких исторических сведений. Достоверно известно, что эта церковь уже существовала в 587 году, когда она была переосвящена после перехода вестготского короля Реккареда I из арианства в никейское христианство. Этому событию посвящена надпись XVI века, сохранившаяся в клуатре собора. С этого момента Толедо стал центром епископской кафедры и религиозным центром вестготского королевства. Службы в соборе Толедо проходили по мосарабскому обряду, основному литургическому обряду вестготской Испании. 18 состоявшихся здесь церковных соборов, вошедших в историю как Толедские соборы, подтвердили религиозное значение города. После мусульманского завоевания города в 711 году собор Толедо был превращён в мечеть, однако арабское вторжение не уничтожило сразу христианскую иерархию, кафедра толедского епископа была перенесена в церковь Санта-Мария-де-Альфизен (не сохранилась). Толедо был отвоёван у мавров Альфонсо VI, королём Леона и Кастилии, в 1085 году. Одним из условий капитуляции было обещание короля не преследовать мусульман города и сохранить за ними их культовые здания. Естественно, это обещание распространялось и на бывший собор Святой Марии, самую большую мечеть города. После отвоевания Толедо христианами в городе была восстановлена епископская кафедра, первым епископом Толедо стал Бернард де Седиракrues. Папа Урбан II признал за восстановленной кафедрой статус кафедры примаса Испании. В 1087 году обещание сохранить за мусульманами здание бывшего собора было нарушено, мечеть была переосвящёна как христианский храм, с минимальными изменениями в архитектуре. Вплоть до XIII века здание собора-бывшей мечети оставалось нетронутым. После победы христиан в битве при Лас-Навас-де-Толоса, имевшей ключевое значение в деле Реконкисты, король Альфонсо VIII решил построить в Толедо новое грандиозное здание собора. Однако, только после его смерти, при короле…

Вконтакте

Кафедральный собор Святой Марии - один из главных храмов Испании, католический собор в Толедо, кафедра местного архиепископа.

Характерный пример испанской готики, восходящей к собору в Бургосе .

Расположение

Собор выходит на площадь Plaza del Ayuntamiento, известную также как Plaza de la Villa. Помимо собора на площади находятся ратуша и архиепископский дворец.

Предание

По преданию, собор построен на месте явления Святому Ильдефонсу (в будущем ставшим покровителем города) Богородицы, где находился древний храм эпохи первого архиепископа Святого Евгения (Santo Eugenio).

Музей

Музей собора расположен в ризнице. Среди шедевров, которые можно обнаружить в здесь «Арест Христа на горе олив» кисти Гойи, «Двенадцать апостолов и снятие одежд с Христа» работы Эль Греко, творения Тициана, Веласкеса, Моралеса, Ван Дейка, Рафаэля, Рубенса. Здесь же и статуя «Белая Мадонна» XIV в.

При посещении собора лучше немного задержаться в восточной части храма, за задней стеной алтаря.

Здесь для лучшей освещенности в период 1720-1730 гг. было пробито в потолке овальное окно усилиями скульптора Нарциско Томе.

Скульптор оформил это место, как еще один алтарь - теперь его называют Транспарент - «прозрачный».

Фантазия Томе создала поистине грандиозное произведение, наполненное светом, фигурами апостолов и херувимов, яркими фресками.

Это место являет собой резкий контраст с остальными частями собора, выполненными со всей готической строгостью.

А после завоевания маврами Пиренейского полуострова превращённой в мечеть. После отвоевания Толедо христианами в XIII -XV веках шло строительство современного здания собора, он до сих пор является одним из крупнейших в Испании : длина собора - 120 , ширина - 60 м, высота - 44 м .

В соборе хранится множество шедевров - от картин Эль Греко , Караваджо , Тициана и других знаменитых художников до выдающихся образцов средневекового ювелирного искусства.

История

Согласно традиции на месте современного толедского храма существовала христианская церковь, восходящая к первому епископу Толедо Евгению, о котором не сохранилось никаких исторических сведений. Достоверно известно, что эта церковь уже существовала в 587 году , когда она была переосвящена после перехода вестготского короля Реккареда I из арианства в никейское христианство . Этому событию посвящена надпись XVI века, сохранившаяся в клуатре собора.

С этого момента Толедо стал центром епископской кафедры и религиозным центром вестготского королевства . Службы в соборе Толедо проходили по мосарабскому обряду , основному литургическому обряду вестготской Испании . 18 состоявшихся здесь церковных соборов, вошедших в историю как Толедские соборы , подтвердили религиозное значение города.

Собор был выстроен в готическом стиле с очевидным французским влиянием . Его первым архитектором был Мартин, французского происхождения. Собор насчитывает 5 нефов , образованных 88 колонами и 72 сводами . В XIV веке при архиепископе Педро Тенорио es архитектором Родриго Альфонсо к северной стене собора был пристоен клуатр и часовня святого Власия (Сан-Блас), где архиепископ Тенорио был похоронен. В XV веке Альвар Мартинес завершил работы над западным фасадом и башней.

Завершено строительство собора было в 1493 году при архиепископе Педро Гонсалесе де Мендоса , прозванного «великим кардиналом». Дальнейшие изменения в соборе касались только интерьера - в XVI веке собор был украшен целым рядом выдающихся произведений искусства . При кардинале Франсиско Хименесе де Сиснерос , который был сторонником возрождения мосарабского обряда богослужения, была создана мосарабская капелла. Кардинал Хименес де Сиснерос также выступил инициатором создания великолепного ретабло главной капеллы. Кроме того в XVI веке при преемниках Хименеса де Сиснероса на посту архиепископа были созданы капелла Новых Королей, верхняя часть хоров и их ажурные решётки, сокровищница и ризница .

Архитектура

Под главным алтарём капеллы расположена небольшая крипта с часовней. Вход в Главную капеллу закрыт ажурной решёткой работы Франсиско де Вильялпандо.

Хоры

Хоры собора расположены в центральной части собора рядом с Главной капеллой. Они состоят из двух ярусов - верхнего и нижнего. Деревянные сиденья в обоих ярусах украшены резьбой в ренессансном стиле. Сиденья нижнего яруса украшают 54 барельефа работы Родриго Алемана es (1495 год), на которых изображены эпизоды взятия Гранады . Верхний ярус, завершенный в 1543 году, украшают изображения библейских сцен работы Алонсо Берругете и резьба Фелипе Бигарни. На алтаре находится скульптура Девы Марии (XIV век) французского происхождения, известная как «Белая Дева» (Virgen Blanca) . Также на хорах расположены два старинных органа . Хоры ограждены решёткой в стиле платереско (1548 год).

Ризница

Ризница (сакристия) собора расположена слева от пресвитерия . Ризница построена в конце XVI века, состоит из нескольких комнат, которые в настоящее время используются как картинная галерея. В экспозиции представлены картины Эль Греко , Караваджо , Тициана , Ван Дейка , Гойи и других знаменитых художников. Кроме картин в экспозицию включена коллекция средневековых литургический одеяний. Свод центрального зала ризницы украшен фреской Луки Джордано «Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу» .

Капелла Святого Причастия

Расположена рядом с ризницей слева от входа Пуэрта-дель-Релох. Второе название капеллы - Нуэстра-Сеньора-де-ла-Антигуа (Дева Мария Старинная). Алтарь капеллы венчает деревянная резная статуя Девы Марии, созданная в XII веке. Статуя стоит на позолоченном троне (XVII век). Образ широко почитается в Толедо.

Капелла Новых Королей

Капелла Новых Королей, названная так для отличия от капеллы Старых Королей, которая находилась на месте современной Главной капеллы, была построена между 1531 и 1534 годами как усыпальница королей династии Трастамара . В капелле с правой стороны расположен саркофаг Энрике II и его жены, с левой стороны - Энрике III , а рядом с пресвитерием - саркофаг Хуана I и его жены Элеоноры Арагонской . Главный алтарь капеллы украшен картиной Маэльи es . В капелле также находятся два органа , 1654 и 1721 годов постройки.

Капелла Сантьяго

Капелла Сантьяго (Святого Иакова) расположена в северо-восточной части заалтарного пространства между капеллами Новых Королей и Сан-Ильдефонсо. Капелла была построена между 1435 и 1440 годами на средства могущественного коннетабля Альваро де Луна , который планировать сделать из этой капеллы фамильную усыпальницу . Капелла выполнена в готическом стиле, перекрыта звездчатым сводом. В центре капеллы находятся богато декорированные резьбой мраморные саркофаги Альваро де Луна и его супруги, по бокам капеллы есть ещё несколько захоронений, в основном родственников Альваро де Луна. Ретабло капеллы выполнено из позолоченного дерева, состоит из живописных образов святых и деревянной статуи Христа в центральной части.

Капелла Сан-Ильдефонсо

Капелла находится на востоке заатарного пространства на главной оси собора. Святой Ильдефонс особо почитаем в Толедо и капелла, посвящённая ему, находилась на этом месте с основания собора в XIII веке. Её нынешняя восьмиугольная форма образовалась после ликвидации двух небольших боковых капелл. Перекрыта ребристым готическим сводом. Капелла была построена в конце XIV века по заказу архиепископа и кардинала Хиля Альвареса де Альборноса es , как место упокоения для него и членов его семьи . В центральной части капеллы находится резной мраморный саркофаг основателя, по бокам капеллы - ещё несколько захоронений. Мраморное ретабло капеллы создано в XVIII веке и изображает популярный для Толедо сюжет вручения Богородицей Своей ризы Святому Ильдефонсу.

Зал капитулов

Зал капитулов находится в юго-восточной оконечности собора, южнее капеллы Сан-Ильдефонсо. Он был построен по инициативе кардинала Хименеса де Сиснерос вместо старого, на месте которого кардинал организовал мосарабскую капеллу. Состоит из 4 помещений, кроме основного зала включает две боковые комнаты и входную комнату. Входная комната декорирована в стиле сочетающем в себе готику и мудехар . В основной зал ведут роскошно оформленные двери (1510 год) .

Интерьер основного зала капитулов выполнен из полихромного и позолоченного дерева. Все стены прямоугольного помещения заполнены картинами, среди которых выделяется серия портретов всех толедских архиепископов.

Капелла Транспаренте

Капелла находится на задней стороне Главной капеллы на главной оси собора. Капелла считается шедевром испанского барокко . Она была создана в 1729-1732 годах известным испанским мастером барокко Нарсисо Томе es . Алтарь капеллы окружён мраморными скульптурами и бронзовыми украшениями. В центре расположена скульптура Девы Марии с Младенцем.
Уникальной особенностью капеллы является способ её освещения, из-за которого она получила своё имя, «Транспаренте» (прозрачная). Напротив капеллы в своде пробито круглое окно, причём место его расположения выбрано таким образом, чтобы луч света от окна падал по центру капеллы на её дарохранительницу . Пространство вокруг самого окна также богато декорировано статуями и фресками на библейские темы.

Сразу после создания капелла вызывала противоречивые отклики, в то время как одни восхищались ей как шедевром, другие резко критиковали автора за неуместность и чужеродность барочной, роскошно декорированной капеллы, в строгом готическом окружении .

Мосарабская капелла

Капелла Тела Христова расположена в юго-западном углу собора. Она широко известна как Мосарабская капелла, поскольку она предназначена для совершения богослужений по мосарабскому (вестготскому, испанскому) обряду. Данный обряд был постепенно вытеснен стандартным для Католической церкви римским обрядом в период после Реконкисты . Его возрождение связано с именем кардинала Хименеса де Сиснерос , по поручению которого была проведена ревизия сохранившихся мосарабских литургических книг . Вслед за этим Хименес добился от папы Юлия II разрешения на использование в Толедо мосарабского обряда , мосарабские службы совершаются с того времени по сей день в капелле Тела Христова. Мосарабская часовня Толедского собора - единственное место в мире, где службы этого обряда совершаются ежедневно .

До XVI века на месте капеллы находился старый зал капитулов, от которого при перестройке в мосарабскую капеллу оставили только свод. Вход в часовню преграждает решётка (1524 год), увенчанная гербом кардинала Хименеса де Сиснерос. В плане капелла представляет собой прямоугольный объём, накрытый восьмиугольным куполом, роспись купола относится к XVII веку. На фресках стен капеллы (1509-1514) представлены сцены взятия Орана кардиналом де Сиснеросом. Алтарь капеллы выполнен из бронзы и мрамора, в его центре мозаичное изображение Девы Марии с Младенцем (XVIII век) .

Сокровищница

Расположена в северо-западной части собора зеркально по отношению к мосарабской капелле и точно под главной башней собора. В этом месте кардинал Хуан Пардо де Тавера планировал организовать капеллу - фамильную усыпальницу, однако позднее здесь была организована сокровищница .

В настоящее время здесь открыта выставка старинной литургической утвари и предметов искусства. Безусловно, главным шедевром экспозиции служит гигантская дароносица , созданная в XVI веке ювелиром Энрике де Арфе es . Она имеет 2,5 метра в высоту, состоит из 5 600 отдельных деталей, которые скрепляют 12500 винтов, её украшают 250 статуй из позолоченного серебра и эмали. Венчает дароносицу крест с бриллиантами . На изготовление дароносицы пошло 18 кг золота и 183 кг серебра . В Толедо существует традиция торжественной процессии с этой дароносицей по улицам города на праздник Тела и Крови Христовых . Драгоценный предмет везётся в ходе этой процессии на специальной платформе .

Клуатр

Обширный квадратный в плане клуатр был пристроен к северной стене монастыря при архиепископе Педро Тенорио, работы шли в 1389-1425 годах. Учитывая сложный рельеф района клуатр был построен на 1,5 метра выше, чем пол собора. Вход в него из собора находится рядом с сокровищницей, посетитель попадает из собора в юго-западный угол клуатра. Галереи клуатра перекрыты готическими сводами, их стены украшены фресками , изображающим сцены из жизни святых. Одиннадцать из этих фресок созданы Франсиско Байеу и две - Мариано Маэльей es . Клуатр толедского собора необычен тем, что при соборе никогда не существовало монастыря, в то время, как клуатр обычно является элементом монастырской архитектуры. Клуатр собора Толедо использовался в разные века с самыми разными целями: от склада до места молитвенных собраний.

Капелла Сан-Блас

Капелла Сан-Блас (Святого Власия) расположена в северо-восточном углу клуатра, то есть противоположном от входа. Часовня была построена одновременно с самим клуатром при архиепископе Педро Тенорио как его будущая усыпальница . Вход в капеллу из клуатра осуществляется через готические ворота, с колоннами и архивольтами , украшенными растительным орнаментом. В центре часовни расположены два мраморных саркофага - архиепископа Педро Тенорио, и его племянника, епископа Бальбоа.

Главную художественную ценность капеллы представляют фрески, украшающие стены этой капеллы. Цикл фресок над карнизом иллюстрирует Символ веры , ниже карниза расположены фрески с изображением святых и панно «Страшный суд». Авторство фресок точно не установлено и является предметом споров . В начале XXI века с капелле прошла глобальная реставрация фресок, вернувшая им яркость и красочность, за исключением тех фрагментов, которые были повреждены настолько, что не подлежали восстановлению .

Напишите отзыв о статье "Толедский собор"

Примечания

  1. (англ.) . - Сайт, посвященный мосарабскому обряду. Проверено 17 марта 2010. .
  2. Menéndez Pidal, Ramón (1906). «871: El capitulo de como la mezquita de los moros fue fecha en Toledo eglesia de cristianos». Primera Crónica General: Estoria de España que mandó componer Alfonso el sabio y se continuaba bajo Sancho IV en 1289. Bailly-Baillière Hijos.
  3. Ц. Нессельштраус. Искусство Западной Европы в средние века. - М .: Искусство, 1964. - С. 357. - 392 с.
  4. Испания. Вокруг света. М.:2006. ISBN 5-98652-056-4
  5. Navascués Palacio, Pedro; Sarthou Carreres, Carlos (1998). Catedrales de España. Espasa Calpe. ISBN 842395270-3 .
  6. Chueca Goitia, Fernando (1975). La catedral de Toledo. León: Everest. ISBN 84-241-4719-7
  7. Jorge García Briceño, Adolfo de Mingo Lorente: Exaltación de la iconografía local en la segunda mitad del siglo XVIII: la ciudad de Toledo. Anales de historia del arte, ISSN 0214-6452, Nº 13, 2003
  8. Собрание древних литургий восточных и западных. - С. 619.
  9. Aganzo, Carlos. Toledo. Ciudades con encanto. Santillana Ediciones Generales, 2006. ISBN 84-03-59872-6

Ссылки

Отрывок, характеризующий Толедский собор

Ожидания Кутузова сбылись как относительно того, что предложения капитуляции, ни к чему не обязывающие, могли дать время пройти некоторой части обозов, так и относительно того, что ошибка Мюрата должна была открыться очень скоро. Как только Бонапарте, находившийся в Шенбрунне, в 25 верстах от Голлабруна, получил донесение Мюрата и проект перемирия и капитуляции, он увидел обман и написал следующее письмо к Мюрату:
Au prince Murat. Schoenbrunn, 25 brumaire en 1805 a huit heures du matin.
«II m"est impossible de trouver des termes pour vous exprimer mon mecontentement. Vous ne commandez que mon avant garde et vous n"avez pas le droit de faire d"armistice sans mon ordre. Vous me faites perdre le fruit d"une campagne. Rompez l"armistice sur le champ et Mariechez a l"ennemi. Vous lui ferez declarer,que le general qui a signe cette capitulation, n"avait pas le droit de le faire, qu"il n"y a que l"Empereur de Russie qui ait ce droit.
«Toutes les fois cependant que l"Empereur de Russie ratifierait la dite convention, je la ratifierai; mais ce n"est qu"une ruse.Mariechez, detruisez l"armee russe… vous etes en position de prendre son bagage et son artiller.
«L"aide de camp de l"Empereur de Russie est un… Les officiers ne sont rien quand ils n"ont pas de pouvoirs: celui ci n"en avait point… Les Autrichiens se sont laisse jouer pour le passage du pont de Vienne, vous vous laissez jouer par un aide de camp de l"Empereur. Napoleon».
[Принцу Мюрату. Шенбрюнн, 25 брюмера 1805 г. 8 часов утра.
Я не могу найти слов чтоб выразить вам мое неудовольствие. Вы командуете только моим авангардом и не имеете права делать перемирие без моего приказания. Вы заставляете меня потерять плоды целой кампании. Немедленно разорвите перемирие и идите против неприятеля. Вы объявите ему, что генерал, подписавший эту капитуляцию, не имел на это права, и никто не имеет, исключая лишь российского императора.
Впрочем, если российский император согласится на упомянутое условие, я тоже соглашусь; но это не что иное, как хитрость. Идите, уничтожьте русскую армию… Вы можете взять ее обозы и ее артиллерию.
Генерал адъютант российского императора обманщик… Офицеры ничего не значат, когда не имеют власти полномочия; он также не имеет его… Австрийцы дали себя обмануть при переходе венского моста, а вы даете себя обмануть адъютантам императора.
Наполеон.]
Адъютант Бонапарте во всю прыть лошади скакал с этим грозным письмом к Мюрату. Сам Бонапарте, не доверяя своим генералам, со всею гвардией двигался к полю сражения, боясь упустить готовую жертву, а 4.000 ный отряд Багратиона, весело раскладывая костры, сушился, обогревался, варил в первый раз после трех дней кашу, и никто из людей отряда не знал и не думал о том, что предстояло ему.

В четвертом часу вечера князь Андрей, настояв на своей просьбе у Кутузова, приехал в Грунт и явился к Багратиону.
Адъютант Бонапарте еще не приехал в отряд Мюрата, и сражение еще не начиналось. В отряде Багратиона ничего не знали об общем ходе дел, говорили о мире, но не верили в его возможность. Говорили о сражении и тоже не верили и в близость сражения. Багратион, зная Болконского за любимого и доверенного адъютанта, принял его с особенным начальническим отличием и снисхождением, объяснил ему, что, вероятно, нынче или завтра будет сражение, и предоставил ему полную свободу находиться при нем во время сражения или в ариергарде наблюдать за порядком отступления, «что тоже было очень важно».
– Впрочем, нынче, вероятно, дела не будет, – сказал Багратион, как бы успокоивая князя Андрея.
«Ежели это один из обыкновенных штабных франтиков, посылаемых для получения крестика, то он и в ариергарде получит награду, а ежели хочет со мной быть, пускай… пригодится, коли храбрый офицер», подумал Багратион. Князь Андрей ничего не ответив, попросил позволения князя объехать позицию и узнать расположение войск с тем, чтобы в случае поручения знать, куда ехать. Дежурный офицер отряда, мужчина красивый, щеголевато одетый и с алмазным перстнем на указательном пальце, дурно, но охотно говоривший по французски, вызвался проводить князя Андрея.
Со всех сторон виднелись мокрые, с грустными лицами офицеры, чего то как будто искавшие, и солдаты, тащившие из деревни двери, лавки и заборы.
– Вот не можем, князь, избавиться от этого народа, – сказал штаб офицер, указывая на этих людей. – Распускают командиры. А вот здесь, – он указал на раскинутую палатку маркитанта, – собьются и сидят. Нынче утром всех выгнал: посмотрите, опять полна. Надо подъехать, князь, пугнуть их. Одна минута.
– Заедемте, и я возьму у него сыру и булку, – сказал князь Андрей, который не успел еще поесть.
– Что ж вы не сказали, князь? Я бы предложил своего хлеба соли.
Они сошли с лошадей и вошли под палатку маркитанта. Несколько человек офицеров с раскрасневшимися и истомленными лицами сидели за столами, пили и ели.
– Ну, что ж это, господа, – сказал штаб офицер тоном упрека, как человек, уже несколько раз повторявший одно и то же. – Ведь нельзя же отлучаться так. Князь приказал, чтобы никого не было. Ну, вот вы, г. штабс капитан, – обратился он к маленькому, грязному, худому артиллерийскому офицеру, который без сапог (он отдал их сушить маркитанту), в одних чулках, встал перед вошедшими, улыбаясь не совсем естественно.
– Ну, как вам, капитан Тушин, не стыдно? – продолжал штаб офицер, – вам бы, кажется, как артиллеристу надо пример показывать, а вы без сапог. Забьют тревогу, а вы без сапог очень хороши будете. (Штаб офицер улыбнулся.) Извольте отправляться к своим местам, господа, все, все, – прибавил он начальнически.
Князь Андрей невольно улыбнулся, взглянув на штабс капитана Тушина. Молча и улыбаясь, Тушин, переступая с босой ноги на ногу, вопросительно глядел большими, умными и добрыми глазами то на князя Андрея, то на штаб офицера.
– Солдаты говорят: разумшись ловчее, – сказал капитан Тушин, улыбаясь и робея, видимо, желая из своего неловкого положения перейти в шутливый тон.
Но еще он не договорил, как почувствовал, что шутка его не принята и не вышла. Он смутился.
– Извольте отправляться, – сказал штаб офицер, стараясь удержать серьезность.
Князь Андрей еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное.
Штаб офицер и князь Андрей сели на лошадей и поехали дальше.
Выехав за деревню, беспрестанно обгоняя и встречая идущих солдат, офицеров разных команд, они увидали налево краснеющие свежею, вновь вскопанною глиною строящиеся укрепления. Несколько баталионов солдат в одних рубахах, несмотря на холодный ветер, как белые муравьи, копошились на этих укреплениях; из за вала невидимо кем беспрестанно выкидывались лопаты красной глины. Они подъехали к укреплению, осмотрели его и поехали дальше. За самым укреплением наткнулись они на несколько десятков солдат, беспрестанно переменяющихся, сбегающих с укрепления. Они должны были зажать нос и тронуть лошадей рысью, чтобы выехать из этой отравленной атмосферы.
– Voila l"agrement des camps, monsieur le prince, [Вот удовольствие лагеря, князь,] – сказал дежурный штаб офицер.
Они выехали на противоположную гору. С этой горы уже видны были французы. Князь Андрей остановился и начал рассматривать.
– Вот тут наша батарея стоит, – сказал штаб офицер, указывая на самый высокий пункт, – того самого чудака, что без сапог сидел; оттуда всё видно: поедемте, князь.
– Покорно благодарю, я теперь один проеду, – сказал князь Андрей, желая избавиться от штаб офицера, – не беспокойтесь, пожалуйста.
Штаб офицер отстал, и князь Андрей поехал один.
Чем далее подвигался он вперед, ближе к неприятелю, тем порядочнее и веселее становился вид войск. Самый сильный беспорядок и уныние были в том обозе перед Цнаймом, который объезжал утром князь Андрей и который был в десяти верстах от французов. В Грунте тоже чувствовалась некоторая тревога и страх чего то. Но чем ближе подъезжал князь Андрей к цепи французов, тем самоувереннее становился вид наших войск. Выстроенные в ряд, стояли в шинелях солдаты, и фельдфебель и ротный рассчитывали людей, тыкая пальцем в грудь крайнему по отделению солдату и приказывая ему поднимать руку; рассыпанные по всему пространству, солдаты тащили дрова и хворост и строили балаганчики, весело смеясь и переговариваясь; у костров сидели одетые и голые, суша рубахи, подвертки или починивая сапоги и шинели, толпились около котлов и кашеваров. В одной роте обед был готов, и солдаты с жадными лицами смотрели на дымившиеся котлы и ждали пробы, которую в деревянной чашке подносил каптенармус офицеру, сидевшему на бревне против своего балагана. В другой, более счастливой роте, так как не у всех была водка, солдаты, толпясь, стояли около рябого широкоплечего фельдфебеля, который, нагибая бочонок, лил в подставляемые поочередно крышки манерок. Солдаты с набожными лицами подносили ко рту манерки, опрокидывали их и, полоща рот и утираясь рукавами шинелей, с повеселевшими лицами отходили от фельдфебеля. Все лица были такие спокойные, как будто всё происходило не в виду неприятеля, перед делом, где должна была остаться на месте, по крайней мере, половина отряда, а как будто где нибудь на родине в ожидании спокойной стоянки. Проехав егерский полк, в рядах киевских гренадеров, молодцоватых людей, занятых теми же мирными делами, князь Андрей недалеко от высокого, отличавшегося от других балагана полкового командира, наехал на фронт взвода гренадер, перед которыми лежал обнаженный человек. Двое солдат держали его, а двое взмахивали гибкие прутья и мерно ударяли по обнаженной спине. Наказываемый неестественно кричал. Толстый майор ходил перед фронтом и, не переставая и не обращая внимания на крик, говорил:
– Солдату позорно красть, солдат должен быть честен, благороден и храбр; а коли у своего брата украл, так в нем чести нет; это мерзавец. Еще, еще!
И всё слышались гибкие удары и отчаянный, но притворный крик.
– Еще, еще, – приговаривал майор.
Молодой офицер, с выражением недоумения и страдания в лице, отошел от наказываемого, оглядываясь вопросительно на проезжавшего адъютанта.
Князь Андрей, выехав в переднюю линию, поехал по фронту. Цепь наша и неприятельская стояли на левом и на правом фланге далеко друг от друга, но в средине, в том месте, где утром проезжали парламентеры, цепи сошлись так близко, что могли видеть лица друг друга и переговариваться между собой. Кроме солдат, занимавших цепь в этом месте, с той и с другой стороны стояло много любопытных, которые, посмеиваясь, разглядывали странных и чуждых для них неприятелей.
С раннего утра, несмотря на запрещение подходить к цепи, начальники не могли отбиться от любопытных. Солдаты, стоявшие в цепи, как люди, показывающие что нибудь редкое, уж не смотрели на французов, а делали свои наблюдения над приходящими и, скучая, дожидались смены. Князь Андрей остановился рассматривать французов.
– Глянь ка, глянь, – говорил один солдат товарищу, указывая на русского мушкатера солдата, который с офицером подошел к цепи и что то часто и горячо говорил с французским гренадером. – Вишь, лопочет как ловко! Аж хранцуз то за ним не поспевает. Ну ка ты, Сидоров!
– Погоди, послушай. Ишь, ловко! – отвечал Сидоров, считавшийся мастером говорить по французски.
Солдат, на которого указывали смеявшиеся, был Долохов. Князь Андрей узнал его и прислушался к его разговору. Долохов, вместе с своим ротным, пришел в цепь с левого фланга, на котором стоял их полк.
– Ну, еще, еще! – подстрекал ротный командир, нагибаясь вперед и стараясь не проронить ни одного непонятного для него слова. – Пожалуйста, почаще. Что он?
Долохов не отвечал ротному; он был вовлечен в горячий спор с французским гренадером. Они говорили, как и должно было быть, о кампании. Француз доказывал, смешивая австрийцев с русскими, что русские сдались и бежали от самого Ульма; Долохов доказывал, что русские не сдавались, а били французов.
– Здесь велят прогнать вас и прогоним, – говорил Долохов.
– Только старайтесь, чтобы вас не забрали со всеми вашими казаками, – сказал гренадер француз.
Зрители и слушатели французы засмеялись.
– Вас заставят плясать, как при Суворове вы плясали (on vous fera danser [вас заставят плясать]), – сказал Долохов.
– Qu"est ce qu"il chante? [Что он там поет?] – сказал один француз.
– De l"histoire ancienne, [Древняя история,] – сказал другой, догадавшись, что дело шло о прежних войнах. – L"Empereur va lui faire voir a votre Souvara, comme aux autres… [Император покажет вашему Сувара, как и другим…]
– Бонапарте… – начал было Долохов, но француз перебил его.
– Нет Бонапарте. Есть император! Sacre nom… [Чорт возьми…] – сердито крикнул он.
– Чорт его дери вашего императора!
И Долохов по русски, грубо, по солдатски обругался и, вскинув ружье, отошел прочь.
– Пойдемте, Иван Лукич, – сказал он ротному.
– Вот так по хранцузски, – заговорили солдаты в цепи. – Ну ка ты, Сидоров!
Сидоров подмигнул и, обращаясь к французам, начал часто, часто лепетать непонятные слова:
– Кари, мала, тафа, сафи, мутер, каска, – лопотал он, стараясь придавать выразительные интонации своему голосу.
– Го, го, го! ха ха, ха, ха! Ух! Ух! – раздался между солдатами грохот такого здорового и веселого хохота, невольно через цепь сообщившегося и французам, что после этого нужно было, казалось, разрядить ружья, взорвать заряды и разойтись поскорее всем по домам.
Но ружья остались заряжены, бойницы в домах и укреплениях так же грозно смотрели вперед и так же, как прежде, остались друг против друга обращенные, снятые с передков пушки.

Объехав всю линию войск от правого до левого фланга, князь Андрей поднялся на ту батарею, с которой, по словам штаб офицера, всё поле было видно. Здесь он слез с лошади и остановился у крайнего из четырех снятых с передков орудий. Впереди орудий ходил часовой артиллерист, вытянувшийся было перед офицером, но по сделанному ему знаку возобновивший свое равномерное, скучливое хождение. Сзади орудий стояли передки, еще сзади коновязь и костры артиллеристов. Налево, недалеко от крайнего орудия, был новый плетеный шалашик, из которого слышались оживленные офицерские голоса.
Действительно, с батареи открывался вид почти всего расположения русских войск и большей части неприятеля. Прямо против батареи, на горизонте противоположного бугра, виднелась деревня Шенграбен; левее и правее можно было различить в трех местах, среди дыма их костров, массы французских войск, которых, очевидно, большая часть находилась в самой деревне и за горою. Левее деревни, в дыму, казалось что то похожее на батарею, но простым глазом нельзя было рассмотреть хорошенько. Правый фланг наш располагался на довольно крутом возвышении, которое господствовало над позицией французов. По нем расположена была наша пехота, и на самом краю видны были драгуны. В центре, где и находилась та батарея Тушина, с которой рассматривал позицию князь Андрей, был самый отлогий и прямой спуск и подъем к ручью, отделявшему нас от Шенграбена. Налево войска наши примыкали к лесу, где дымились костры нашей, рубившей дрова, пехоты. Линия французов была шире нашей, и ясно было, что французы легко могли обойти нас с обеих сторон. Сзади нашей позиции был крутой и глубокий овраг, по которому трудно было отступать артиллерии и коннице. Князь Андрей, облокотясь на пушку и достав бумажник, начертил для себя план расположения войск. В двух местах он карандашом поставил заметки, намереваясь сообщить их Багратиону. Он предполагал, во первых, сосредоточить всю артиллерию в центре и, во вторых, кавалерию перевести назад, на ту сторону оврага. Князь Андрей, постоянно находясь при главнокомандующем, следя за движениями масс и общими распоряжениями и постоянно занимаясь историческими описаниями сражений, и в этом предстоящем деле невольно соображал будущий ход военных действий только в общих чертах. Ему представлялись лишь следующего рода крупные случайности: «Ежели неприятель поведет атаку на правый фланг, – говорил он сам себе, – Киевский гренадерский и Подольский егерский должны будут удерживать свою позицию до тех пор, пока резервы центра не подойдут к ним. В этом случае драгуны могут ударить во фланг и опрокинуть их. В случае же атаки на центр, мы выставляем на этом возвышении центральную батарею и под ее прикрытием стягиваем левый фланг и отступаем до оврага эшелонами», рассуждал он сам с собою…
Всё время, что он был на батарее у орудия, он, как это часто бывает, не переставая, слышал звуки голосов офицеров, говоривших в балагане, но не понимал ни одного слова из того, что они говорили. Вдруг звук голосов из балагана поразил его таким задушевным тоном, что он невольно стал прислушиваться.
– Нет, голубчик, – говорил приятный и как будто знакомый князю Андрею голос, – я говорю, что коли бы возможно было знать, что будет после смерти, тогда бы и смерти из нас никто не боялся. Так то, голубчик.
Другой, более молодой голос перебил его:
– Да бойся, не бойся, всё равно, – не минуешь.
– А всё боишься! Эх вы, ученые люди, – сказал третий мужественный голос, перебивая обоих. – То то вы, артиллеристы, и учены очень оттого, что всё с собой свезти можно, и водочки и закусочки.
И владелец мужественного голоса, видимо, пехотный офицер, засмеялся.
– А всё боишься, – продолжал первый знакомый голос. – Боишься неизвестности, вот чего. Как там ни говори, что душа на небо пойдет… ведь это мы знаем, что неба нет, a сфера одна.
Опять мужественный голос перебил артиллериста.
– Ну, угостите же травником то вашим, Тушин, – сказал он.
«А, это тот самый капитан, который без сапог стоял у маркитанта», подумал князь Андрей, с удовольствием признавая приятный философствовавший голос.
– Травничку можно, – сказал Тушин, – а всё таки будущую жизнь постигнуть…
Он не договорил. В это время в воздухе послышался свист; ближе, ближе, быстрее и слышнее, слышнее и быстрее, и ядро, как будто не договорив всего, что нужно было, с нечеловеческою силой взрывая брызги, шлепнулось в землю недалеко от балагана. Земля как будто ахнула от страшного удара.
В то же мгновение из балагана выскочил прежде всех маленький Тушин с закушенною на бок трубочкой; доброе, умное лицо его было несколько бледно. За ним вышел владетель мужественного голоса, молодцоватый пехотный офицер, и побежал к своей роте, на бегу застегиваясь.

Князь Андрей верхом остановился на батарее, глядя на дым орудия, из которого вылетело ядро. Глаза его разбегались по обширному пространству. Он видел только, что прежде неподвижные массы французов заколыхались, и что налево действительно была батарея. На ней еще не разошелся дымок. Французские два конные, вероятно, адъютанта, проскакали по горе. Под гору, вероятно, для усиления цепи, двигалась явственно видневшаяся небольшая колонна неприятеля. Еще дым первого выстрела не рассеялся, как показался другой дымок и выстрел. Сраженье началось. Князь Андрей повернул лошадь и поскакал назад в Грунт отыскивать князя Багратиона. Сзади себя он слышал, как канонада становилась чаще и громче. Видно, наши начинали отвечать. Внизу, в том месте, где проезжали парламентеры, послышались ружейные выстрелы.
Лемарруа (Le Marierois) с грозным письмом Бонапарта только что прискакал к Мюрату, и пристыженный Мюрат, желая загладить свою ошибку, тотчас же двинул свои войска на центр и в обход обоих флангов, надеясь еще до вечера и до прибытия императора раздавить ничтожный, стоявший перед ним, отряд.
«Началось! Вот оно!» думал князь Андрей, чувствуя, как кровь чаще начинала приливать к его сердцу. «Но где же? Как же выразится мой Тулон?» думал он.
Проезжая между тех же рот, которые ели кашу и пили водку четверть часа тому назад, он везде видел одни и те же быстрые движения строившихся и разбиравших ружья солдат, и на всех лицах узнавал он то чувство оживления, которое было в его сердце. «Началось! Вот оно! Страшно и весело!» говорило лицо каждого солдата и офицера.
Не доехав еще до строившегося укрепления, он увидел в вечернем свете пасмурного осеннего дня подвигавшихся ему навстречу верховых. Передовой, в бурке и картузе со смушками, ехал на белой лошади. Это был князь Багратион. Князь Андрей остановился, ожидая его. Князь Багратион приостановил свою лошадь и, узнав князя Андрея, кивнул ему головой. Он продолжал смотреть вперед в то время, как князь Андрей говорил ему то, что он видел.
Выражение: «началось! вот оно!» было даже и на крепком карем лице князя Багратиона с полузакрытыми, мутными, как будто невыспавшимися глазами. Князь Андрей с беспокойным любопытством вглядывался в это неподвижное лицо, и ему хотелось знать, думает ли и чувствует, и что думает, что чувствует этот человек в эту минуту? «Есть ли вообще что нибудь там, за этим неподвижным лицом?» спрашивал себя князь Андрей, глядя на него. Князь Багратион наклонил голову, в знак согласия на слова князя Андрея, и сказал: «Хорошо», с таким выражением, как будто всё то, что происходило и что ему сообщали, было именно то, что он уже предвидел. Князь Андрей, запихавшись от быстроты езды, говорил быстро. Князь Багратион произносил слова с своим восточным акцентом особенно медленно, как бы внушая, что торопиться некуда. Он тронул, однако, рысью свою лошадь по направлению к батарее Тушина. Князь Андрей вместе с свитой поехал за ним. За князем Багратионом ехали: свитский офицер, личный адъютант князя, Жерков, ординарец, дежурный штаб офицер на энглизированной красивой лошади и статский чиновник, аудитор, который из любопытства попросился ехать в сражение. Аудитор, полный мужчина с полным лицом, с наивною улыбкой радости оглядывался вокруг, трясясь на своей лошади, представляя странный вид в своей камлотовой шинели на фурштатском седле среди гусар, казаков и адъютантов.
– Вот хочет сраженье посмотреть, – сказал Жерков Болконскому, указывая на аудитора, – да под ложечкой уж заболело.
– Ну, полно вам, – проговорил аудитор с сияющею, наивною и вместе хитрою улыбкой, как будто ему лестно было, что он составлял предмет шуток Жеркова, и как будто он нарочно старался казаться глупее, чем он был в самом деле.
– Tres drole, mon monsieur prince, [Очень забавно, мой господин князь,] – сказал дежурный штаб офицер. (Он помнил, что по французски как то особенно говорится титул князь, и никак не мог наладить.)
В это время они все уже подъезжали к батарее Тушина, и впереди их ударилось ядро.
– Что ж это упало? – наивно улыбаясь, спросил аудитор.
– Лепешки французские, – сказал Жерков.
– Этим то бьют, значит? – спросил аудитор. – Страсть то какая!
И он, казалось, распускался весь от удовольствия. Едва он договорил, как опять раздался неожиданно страшный свист, вдруг прекратившийся ударом во что то жидкое, и ш ш ш шлеп – казак, ехавший несколько правее и сзади аудитора, с лошадью рухнулся на землю. Жерков и дежурный штаб офицер пригнулись к седлам и прочь поворотили лошадей. Аудитор остановился против казака, со внимательным любопытством рассматривая его. Казак был мертв, лошадь еще билась.
Князь Багратион, прищурившись, оглянулся и, увидав причину происшедшего замешательства, равнодушно отвернулся, как будто говоря: стоит ли глупостями заниматься! Он остановил лошадь, с приемом хорошего ездока, несколько перегнулся и выправил зацепившуюся за бурку шпагу. Шпага была старинная, не такая, какие носились теперь. Князь Андрей вспомнил рассказ о том, как Суворов в Италии подарил свою шпагу Багратиону, и ему в эту минуту особенно приятно было это воспоминание. Они подъехали к той самой батарее, у которой стоял Болконский, когда рассматривал поле сражения.
– Чья рота? – спросил князь Багратион у фейерверкера, стоявшего у ящиков.
Он спрашивал: чья рота? а в сущности он спрашивал: уж не робеете ли вы тут? И фейерверкер понял это.
– Капитана Тушина, ваше превосходительство, – вытягиваясь, закричал веселым голосом рыжий, с покрытым веснушками лицом, фейерверкер.
– Так, так, – проговорил Багратион, что то соображая, и мимо передков проехал к крайнему орудию.
В то время как он подъезжал, из орудия этого, оглушая его и свиту, зазвенел выстрел, и в дыму, вдруг окружившем орудие, видны были артиллеристы, подхватившие пушку и, торопливо напрягаясь, накатывавшие ее на прежнее место. Широкоплечий, огромный солдат 1 й с банником, широко расставив ноги, отскочил к колесу. 2 й трясущейся рукой клал заряд в дуло. Небольшой сутуловатый человек, офицер Тушин, спотыкнувшись на хобот, выбежал вперед, не замечая генерала и выглядывая из под маленькой ручки.
– Еще две линии прибавь, как раз так будет, – закричал он тоненьким голоском, которому он старался придать молодцоватость, не шедшую к его фигуре. – Второе! – пропищал он. – Круши, Медведев!
Багратион окликнул офицера, и Тушин, робким и неловким движением, совсем не так, как салютуют военные, а так, как благословляют священники, приложив три пальца к козырьку, подошел к генералу. Хотя орудия Тушина были назначены для того, чтоб обстреливать лощину, он стрелял брандскугелями по видневшейся впереди деревне Шенграбен, перед которой выдвигались большие массы французов.

Кафедральный собор Святой Марии - католический собор в Толедо, являющийся 4 кафедрой примаса Испании, а следовательно - главным 4 собором в стране. В 1986 г. Толедский собор был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, но заслуживает он внимания не только как образец позднеготической средневековой архитектуры, но и как яркий пример испанского католического менталитета.

Собор построен на месте вестготской церкви V-VI вв. (первое упоминание о ней относятся к 587 г.), которая была переосвещена после перехода вестготского короля Реккареда I из аринства в христианство. С этого момента Толедо обрел епископскую кафедру и стал религиозным центром вестготского королевства. Службы в соборе Толедо проходили по мосарабскому обряду, основному литургическому обряду вестготской Испании.
После завоевания города мусульманами в 711 г. собор был превращён в мечеть, а кафедра толедского епископа была перенесена в церковь Санта-Мария-де-Альфизен, которая до сегодняшнего дня не сохранилась.
В 1085 г. Толедо был отвоёван у мавров королём Леона и Кастилии Альфонсо VI, при этом одним из условий капитуляции мавров было обещание не преследовать мусульман и сохранить их культовые здания. Однако после восстановления в городе епископской кафедры (за которой папа римский признал статус примаса) мечеть была переосвящёна как христианский храм, однако вплоть до XIII в. здание собора - бывшей мечети оставалось нетронутым.

После победы христиан в битве при Лас-Навас-де-Толоса, ключевой в ходе испанской Реконкисты, король Альфонсо VIII пришел к выводу о необходимости построить в Толедо грандиозное здание нового собора. Однако, лишь после его смерти, уже при короле Фернандо III и толедском архиепископе Хименесе де Рада старое здание собора было разрушено, и началось строительство современного собора, продолжавшееся с 1226 по 1493 гг.

Собор был выстроен в готическом стиле - изначально под очевидным французским влиянием, однако строительство затянулись, и уже в процессе возведения храм приобрёл черты национального зодчества (с вкраплением стилей платереско и мудехар). Специалисты отмечают, что мавританское влияние сказалось в применении подковообразных и многолопастных арок в структуре собора, подчеркивая, что храм напоминает мавританскую мечеть своей шириной и близостью к зальному типу.

Завершено строительство собора было при архиепископе Педро Гонсалесе де Мендоса, прозванного «великим кардиналом». Дальнейшие изменения в соборе касались только интерьера - так в XVI в. собор был украшен целым рядом выдающихся произведений искусства. Кардинал Хименес де Сиснерос выступил инициатором создания великолепного ретабло главной капеллы. Об этом - чуть ниже.

Кафедральный собор Толедо является одним из крупнейших в Испании: его длина - 120 м, ширина - 60 м, высота — 44 м.
Высота колокольной башни собора составляет 90 м. Колокол «Ла Горда» был изготовлен для храма в 1753 г. и весит 17 тонн.

Изначально планировалось строительство симметричной южной башни, но в XVI в. на её месте была построена мосарабская капелла с куполом.

Собор Святой Марии гордо возвышался над среднивековым городом и представлял собой гордость всех жителей города - истинных католиков. Однако со временем окружающие строения постепенно скрыли истинные размеры собора.
Теперь нужно долго петлять по улочкам исторического центра Толедо, чтобы неожиданно "открыть" для себя Собор, выходя на неровную - в геометрическом отношениии - центральную площдаь, на которой храм соседствует с муниципалитетом.

Неровный рельеф исторического центра Толедо также мешает адекватно оценить грандиозные размеры здания.
Фотографировать собор так, чтобы полностью вместить здание в кадр, также довольно сложно.

Для обзора хорошо открыт лишь западный фасад собора, выходящий на площадь Аютамьенто, куда выходят также дворец архиепископа и здание мэрии города.(представлено ниже).

Собор насчитывает 5 нефов, образованных 88 колонами и 72 сводами.
Главный фасад Толедского собора находится с его западной стороны. Слева от него располагаеться колокольня, состоящая из двух частей: нижняя - квадратная в плане - построена по проекту Альвара Мартинеса, а верхняя - восьмиугольная - создана Ханнекином из Брюсселя.
Главный фасад собора создан в XV веке и незначительно перестроен в XVIII. Он имеет три портала, которые украшены скульптурным декором библейской тематики. Главный портал, расположенный в центре, носит название "Пуэрта-дель-Пердон" ("Ворота прощения"), что связано с поверьем, будто каждый кающийся, прошедший через эти ворота, получит прощение грехов. В настоящее время эти ворота почти всегда закрыты и открываются лишь для особо важных случаев, например, для торжественного входа в собор нового архиепископа.

"Ворота прощения" были созданы в XV в. по проекту Альвара Мартинеса. Вход в собор оформлен в виде готической арки с шестью архивольтами. На тимпане ворот изображена сцена вручения Богородицей Своей ризы Святому Ильдефонсу.

Два других портала называются "Ворота Страшного суда" (южный) и "Ворота ада" (северный).На "Воротах страшного суда" изображена сцена Страшного суда", давшая воротам название, а на "Воротах ада" представлен лишь растительный орнамент, поэтому их второе название - "Ворота пальм".

Площадь основного зала собора Толедо составляет больше 7000 м². Главная капелла собора (Capilla Mayor) расположена в центральной части собора. Стену главной капеллы украшает грандиозный заалтарный образ — ретабло, один из самых больших в Испании. Заказчиком ретабло был кардинал Испании Франсиско Хименес де Сиснерос, которого считают покровителем Христофора Колумба.

Позднеготическое ретабло капеллы выполнено из лиственницы, раскрашено и позолочено. На его создание ушло шесть лет: оно создавалось с 1498 по 1504 гг. Над созданием ретабло работал целый ряд мастеров, общее руководство которыми осуществляли Энрике Эгас и Педро де Гумьель. Ретабло разделено на семь вертикальных частей, при этом его широкая центральная расположена над дарохранительницей. Четыре части слева и справа содержат скульптуры на евангельские сюжеты сюжеты, ещё две - более узкие, по бокам ретабло - содержат статуи святых.
Боковые стены Главной капеллы справа и слева от ретабло богато украшены резьбой. В левой части капеллы находится усыпальница кардинала Педро Мендосы, состоящая из саркофага и резных фигур вокруг него (автор неизвестен), которая считается одним из наиболее ранних примеров испанского Ренессанса. В Главной капелле похоронены также короли Альфонсо VII, Санчо III и Санчо VI

Центральную часть главного нефа собора занимают хоры. В этом помещении, отделенном от основного пространства собора, заседал епископский Совет, который помогал епископу в управлении епархией.

Скульптурное оформление помещения Совета выполнено в 1538-1543 гг. Филиппом Бургундским и Алонсо Берругете.

По трем сторонам помещения располагается два ряда сидений по 70 мест в каждом. Верхний ряд, предназначен для высокопоставленных представителей и выполнен по проекту архитектора Алонсо де Коваррубиаса.Этот ряд представляет из себя ниши с колоннами из красного мрамора и алебастровыми скульптурами внутри.

Над ними располагается галерея скульптур из мрамора.

Нижний ряд составляют деревянные сидения, на которых заседали представители рангом пониже - каноники, - украшенные рельефной резьбой на спинках и подлокотниках.

Резные скамьи содержат ихображения мистических существ и исторических сражений и изготовлены в готическом и ренессансном стиле.

Ризница (сакристия) собора построена в конце XVI в. и состоит из нескольких комнат, которые в настоящее время используются как картинная галерея, в экспозиции которой представлены картины Эль Греко, Караваджо, Тициана и других знаменитых художников.

Свод центрального зала ризницы украшен фреской Луки Джордано «Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу».

Зал капитулов находится в юго-восточной оконечности собора. Он был построен по инициативе кардинала Хименеса де Сиснерос и состоит из 4 помещений (основной зал, две боковые комнаты и входная комната).

Интерьер основного зала капитулов выполнен из полихромного и позолоченного дерева.
Все стены заполнены портретами всех толедских архиепископов: от самых первых - до самого последнего.

Капелла Транспаренте находится на задней стороне Главной капеллы и считается шедевром испанского барокко. Капелла была создана в 1729-1732 гг. известным испанским мастером барокко Нирсисо Томе.

Алтарь капеллы окружён мраморными скульптурами и бронзовыми украшениями. В центре расположена скульптура Девы Марии с Младенцем.

Уникальной особенностью капеллы является способ её освещения, из-за которого она получила своё имя «Транспаренте» (прозрачная). Напротив капеллы в своде пробито круглое окно, причём место его расположения выбрано таким образом, чтобы луч света от окна падал по центру капеллы.

Пространство вокруг окна богато декорировано статуями и фресками на библейские темы.

Сокровищница Толедского собора расположена в северо-западной его части. В этом месте кардинал Хуан Пардо де Тавера планировал организовать фамильную усыпальницу, однако позднее здесь была организована сокровищница.
В настоящее время здесь открыта выставка старинной литургической утвари и предметов искусства.

Главным шедевром экспозиции сокровищницы служит гигантская дароносица, созданная в XVI в. ювелиром Энрике Де Арфе, которая имеет 2,5 метра в высоту. Дароносица состоит из 5 600 деталей, которые скрепляют 12500 винтов; её украшают 250 статуй из позолоченного серебра и эмали. Венчает дароносицу крест с бриллиантам. На изготовление дароносицы пошло 18 кг золота и 183 кг серебра. Дароносица весит около 200 кг, и ежегодно в праздник Тела Христова с ней совершаются торжественные процессии.

Толедский кафедральный собор, сочетающий в себе различные стили испанской архитектуры - от мудехара до Ренессанса - производит очень неоднозначное впечатление, но - грандиозное и праздничное. Различия помещений, представляющих разные аспекты культового средневекового здания, словно переводят от одной идеи христианства к другой.
Величие и даже помпезность помещений и предметов интерьера и культа сочетается с праздничным настроением и своебразной исронией, что особенно заметно в зале капитулов по портертам последних толедских еписковов и в этой замечательной "белой" скульптуре Девы Марии с младенцем - посмотрите на их довольные лица, так не сочетающиеся со страдальческими ликами традиционного средневековья...

Адрес Кафедрального собора: Толедо, C. Cardenal Cisneros, 1.
Вне проведения служб действующий в настоящее время собор работает как музей.
Время работы музея: понедельник -суббота: 10:00 - 18:00, воскресенье: 14:00 - 18:00.
Музей не работают 1 января и 25 декабря.
Вход - 11 EUR .

L Архитектор Petrus Petri [d]

В соборе хранится множество шедевров - от картин Эль Греко , Караваджо , Тициана и других знаменитых художников до выдающихся образцов средневекового ювелирного искусства.

История

Согласно традиции на месте современного толедского храма существовала христианская церковь, восходящая к первому епископу Толедо Евгению, о котором не сохранилось никаких исторических сведений. Достоверно известно, что эта церковь уже существовала в 587 году , когда она была переосвящена после перехода вестготского короля Реккареда I из арианства в никейское христианство . Этому событию посвящена надпись XVI века, сохранившаяся в клуатре собора.

С этого момента Толедо стал центром епископской кафедры и религиозным центром вестготского королевства . Службы в соборе Толедо проходили по мосарабскому обряду , основному литургическому обряду вестготской Испании . 18 состоявшихся здесь церковных соборов, вошедших в историю как Толедские соборы , подтвердили религиозное значение города.

Собор был выстроен в готическом стиле с очевидным французским влиянием . Его первым архитектором был Мартин, французского происхождения. Собор насчитывает 5 нефов , образованных 88 колонами и 72 сводами . В XIV веке при архиепископе Педро Тенорио es архитектором Родриго Альфонсо к северной стене собора был пристроен клуатр и часовня святого Власия (Сан-Блас), где архиепископ Тенорио был похоронен. В XV веке Альвар Мартинес завершил работы над западным фасадом и башней.

Завершено строительство собора было в 1493 году при архиепископе Педро Гонсалесе де Мендоса , прозванного «великим кардиналом». Дальнейшие изменения в соборе касались только интерьера - в XVI веке собор был украшен целым рядом выдающихся произведений искусства . При кардинале Франсиско Хименесе де Сиснерос , который был сторонником возрождения мосарабского обряда богослужения, была создана мосарабская капелла. Кардинал Хименес де Сиснерос также выступил инициатором создания великолепного ретабло главной капеллы. Кроме того в XVI веке при преемниках Хименеса де Сиснероса на посту архиепископа были созданы капелла Новых Королей, верхняя часть хоров и их ажурные решётки, сокровищница и ризница .

Архитектура

Порталы и фасады

«Пуэрта-дель-Релох» (Ворота часов) находятся в северной стене собора. Название им дал часовой механизм над входной аркой. Второе название ворот - ярмарочные, поскольку они находятся в конце улицы, где в старину устраивались ярмарки. Ворота часов - самый старый портал собора, они созданы в начале XV века. Тимпан портала богато окрашен резьбой, он поделён на четыре части, на которых представлены сцены из земной жизни Христа. Сейчас через эти ворота посетители могут бесплатно зайти в собор, где с небольшой площадки можно видеть общий вид интерьера.

«Пуэрта-де-лос-Леонес» (Ворота Львов) - южный вход в собор. Ворота Львов - самые новые из больших порталов собора, они созданы в 1460-1466 годах. Названы в честь львов, венчающих колонны перед входом. В настоящее время - это основной вход в собор, через них в собор входят туристы по билетам и верующие во время богослужений.

Кроме главных порталов собор имеет ещё три небольших. «Пуэрта-Льяна» (Плоские ворота) названы так, потому что это единственный портал, вход которого расположен на уровне земли и не имеет ступеней. Ещё два портала - Санта-Каталина и Введения ведут не в собор, а в клуатр , примыкающий к собору с севера.

Главная капелла

Своим современным видом Главная капелла (Capilla Mayor) собора, расположенная в его центральной части ближе к алтарю , обязана кардиналу Хименесу де Сиснерос . До XVI века это место состояло из двух частей с отдельными сводами , многогранный свод находился над часовней Старых Королей (capilla de los Reyes Viejos). Из-за этой часовни пресвитерий собора был достаточно узким, что выглядела неестественным для собора таких размеров. Кардинал Сиснерос отстоял перед капитулом собора свой план сноса капеллы Старых Королей и расширения Главной капеллы и пресвитерия. Для перестроенной Главной капеллы Сиснерос заказал готическое ретабло , которое стало одной из жемчужин собора.

Позднеготическое ретабло капеллы выполнено из позолоченного дерева и стало одним из последних примеров этого стиля в Кастилии . На его создание ушло шесть лет, с 1498 по 1504 год . Над созданием ретабло трудился целый ряд мастеров: общее руководство осуществляли Энрике Эгас es и Педро де Гумьель es . Среди других мастеров, работавших над созданием ретабло - Фелипе Бигарни es , Хуан де Боргонья es , Копин Голландский es , Себастьян де Альмонасид es и другие. Ретабло разделено на семь вертикальных частей, широкая центральная расположена над дарохранительницей , 4 части слева и справа содержат скульптуры на евангельские сюжеты, в ещё двух, более узких, по бокам ретабло находятся статуи святых. Дарохранительница, также как и само ретабло, выполнена из позолоченного дерева.

Боковые стены Главной капеллы справа и слева от ретабло богато украшены резьбой. По мнению ряда авторов резные фигуры главной капеллы принадлежат к числу главных достопримечательностей собора . Ещё одним важным с точки зрения искусства объектом в Главной капелле является усыпальница кардинала Педро Мендосы , находящаяся в левой части капеллы и состоящая из саркофага и резных фигур вокруг него. Её автор неизвестен , но усыпальница считается одним из наиболее ранних примеров испанского Ренессанса . Помимо кардинала Мендосы в Главной капелле похоронены короли Альфонсо VII Император , Санчо III и Санчо IV .

Под главным алтарём капеллы расположена небольшая крипта с часовней. Вход в Главную капеллу закрыт ажурной решёткой работы Франсиско де Вильялпандо.

Хоры

Ризница

Капелла Святого Причастия

Расположена рядом с ризницей слева от входа Пуэрта-дель-Релох. Второе название капеллы - Нуэстра-Сеньора-де-ла-Антигуа (Дева Мария Старинная). Алтарь капеллы венчает деревянная резная статуя Девы Марии, созданная в XII веке. Статуя стоит на позолоченном троне (XVII век). Образ широко почитается в Толедо.

Капелла Новых Королей

Капелла Новых Королей, названная так для отличия от капеллы Старых Королей, которая находилась на месте современной Главной капеллы, была построена между 1531 и 1534 годами как усыпальница королей династии Трастамара . В капелле с правой стороны расположен саркофаг Энрике II и его жены, с левой стороны - Энрике III , а рядом с пресвитерием - саркофаг Хуана I и его жены Элеоноры Арагонской . Главный алтарь капеллы украшен картиной Маэльи es . В капелле также находятся два органа , 1654 и 1721 годов постройки.

Капелла Сантьяго

Капелла Сантьяго (Святого Иакова) расположена в северо-восточной части заалтарного пространства между капеллами Новых Королей и Сан-Ильдефонсо. Капелла была построена между 1435 и 1440 годами на средства могущественного коннетабля Альваро де Луна , который планировать сделать из этой капеллы фамильную усыпальницу . Капелла выполнена в готическом стиле, перекрыта звездчатым сводом. В центре капеллы находятся богато декорированные резьбой мраморные саркофаги Альваро де Луна и его супруги, по бокам капеллы есть ещё несколько захоронений, в основном родственников Альваро де Луна. Ретабло капеллы выполнено из позолоченного дерева, состоит из живописных образов святых и деревянной статуи Христа в центральной части.

Капелла Сан-Ильдефонсо

Капелла находится на востоке заатарного пространства на главной оси собора. Святой Ильдефонс особо почитаем в Толедо и капелла, посвящённая ему, находилась на этом месте с основания собора в XIII веке. Её нынешняя восьмиугольная форма образовалась после ликвидации двух небольших боковых капелл. Перекрыта ребристым готическим сводом. Капелла была построена в конце XIV века по заказу архиепископа и кардинала Хиля Альвареса де Альборноса , как место упокоения для него и членов его семьи . В центральной части капеллы находится резной мраморный саркофаг основателя, по бокам капеллы - ещё несколько захоронений. Мраморное ретабло капеллы создано в XVIII веке и изображает популярный для Толедо сюжет вручения Богородицей Своей ризы Святому Ильдефонсу.

Зал капитулов

Зал капитулов находится в юго-восточной оконечности собора, южнее капеллы Сан-Ильдефонсо. Он был построен по инициативе кардинала Хименеса де Сиснерос вместо старого, на месте которого кардинал организовал мосарабскую капеллу. Состоит из 4 помещений, кроме основного зала включает две боковые комнаты и входную комнату. Входная комната декорирована в стиле сочетающем в себе готику и мудехар . В основной зал ведут роскошно оформленные двери (1510 год) .

Интерьер основного зала капитулов выполнен из полихромного и позолоченного дерева. Все стены прямоугольного помещения заполнены картинами, среди которых выделяется серия портретов всех толедских архиепископов.

Капелла Транспаренте

Капелла находится на задней стороне Главной капеллы на главной оси собора. Капелла считается шедевром испанского барокко . Она была создана в 1729-1732 годах известным испанским мастером барокко Нарсисо Томе es . Алтарь капеллы окружён мраморными скульптурами и бронзовыми украшениями. В центре расположена скульптура Девы Марии с Младенцем.

Уникальной особенностью капеллы является способ её освещения, из-за которого она получила своё имя, «Транспаренте» (прозрачная). Напротив капеллы в своде пробито круглое окно, причём место его расположения выбрано таким образом, чтобы луч света от окна падал по центру капеллы на её дарохранительницу . Пространство вокруг самого окна также богато декорировано статуями и фресками на библейские темы.

Сразу после создания капелла вызывала противоречивые отклики, в то время как одни восхищались ей как шедевром, другие резко критиковали автора за неуместность и чужеродность барочной, роскошно декорированной капеллы, в строгом готическом окружении .

Мосарабская капелла

Капелла Тела Христова расположена в юго-западном углу собора. Она широко известна как Мосарабская капелла, поскольку она предназначена для совершения богослужений по мосарабскому (вестготскому, испанскому) обряду. Данный обряд был постепенно вытеснен стандартным для Католической церкви римским обрядом в период после Реконкисты . Его возрождение связано с именем кардинала Хименеса де Сиснерос , по поручению которого была проведена ревизия сохранившихся мосарабских литургических книг . Вслед за этим Хименес добился от папы Юлия II разрешения на использование в Толедо мосарабского обряда , мосарабские службы совершаются с того времени по сей день в капелле Тела Христова. Мосарабская часовня Толедского собора - единственное место в мире, где службы этого обряда совершаются ежедневно .

До XVI века на месте капеллы находился старый зал капитулов, от которого при перестройке в мосарабскую капеллу оставили только свод. Вход в часовню преграждает решётка (1524 год), увенчанная гербом кардинала Хименеса де Сиснерос. В плане капелла представляет собой прямоугольный объём, накрытый восьмиугольным куполом, роспись купола относится к XVII веку. На фресках стен капеллы (1509-1514) представлены сцены взятия Орана кардиналом де Сиснеросом. Алтарь капеллы выполнен из бронзы и мрамора, в его центре мозаичное изображение Девы Марии с Младенцем (XVIII век) .

Сокровищница

Расположена в северо-западной части собора зеркально по отношению к мосарабской капелле и точно под главной башней собора. В этом месте кардинал Хуан Пардо де Тавера планировал организовать капеллу - фамильную усыпальницу, однако позднее здесь была организована сокровищница .

В настоящее время здесь открыта выставка старинной литургической утвари и предметов искусства. Безусловно, главным шедевром экспозиции служит гигантская дароносица , созданная в XVI веке ювелиром Энрике де Арфе es . Она имеет 2,5 метра в высоту, состоит из 5 600 отдельных деталей, которые скрепляют 12500 винтов, её украшают 250 статуй из позолоченного серебра и эмали. Венчает дароносицу крест с бриллиантами