Туристический портал - NataliSudak

Туристический портал - NataliSudak

» » Исландия религия. Традиционные ценности: Почему в Исландии строят языческий храм

Исландия религия. Традиционные ценности: Почему в Исландии строят языческий храм

Согласно данным исследований, 20 лет назад почти 90 процентов всех исландцев были верующими, в то время как на сегодняшний день о своей религиозности заявляют менее 50-ти процентов жителей островного государства, пишет «The Washington Post» со ссылкой на опубликованные накануне результаты социологического опроса, проведенного Институтом Гэллапа (Gallup International) и международным объединением The Worldwide Independent Network.

Эксперты отмечают, что Исландия демонстрирует общественные процессы, которые идут в разрез с тенденциями, характерными для большей части остального мира. Например, исландская молодежь (участники опроса возрастом до 34-х лет) практически полностью заявили о неверии в библейскую идею создания Богом Земли – в то время как в других регионах мира, особенно в Африке и на Ближнем Востоке, молодые люди, наоборот, проявляют чрезвычайно высокий уровень религиозности: доля верующих людей в этой возрастной категории здесь доходит до 80%.

По данным Института Гэллапа, в Соединенных Штатах Америки по состоянию на 2014 год 28 процентов американцев в возрасте от 18 до 29 лет заявляли, что они верят, что Бог создал «людей в нынешнем виде в течение последних десяти тысяч лет».

Исследователи признают при этом, что сопоставление этих цифр с трудом можно назвать корректным, поскольку многие американцы-христиане их веру в Бога и Его промысел сочетают с верой в теорию Большого взрыва. Но даже сейчас, когда число верующих среди молодежи в Соединенных Штатах снижается, христианство по-прежнему оказывает существенное влияние на жизнь американского общества.

Религиозные идеи исландского общества: христианство в сочетании с естественнонаучным мировоззрением

«Секуляризация [в Исландии] произошла очень быстро, особенно среди молодых людей, – цитирует издание Бьярни Йонссона (Bjarni Jonsson), управляющего директора Исландской Ассоциации этических гуманистов, неправительственной организации, выступающей с атеистических позиций. – С ростом уровня образования и широты мышления изменение может произойти быстро».

Несмотря на очевидную тенденцию, Евангелическо-лютеранская церковь в Исландии по-прежнему обладает статусом государственной церкви (лютеранство было объявлено государственной религией в 1540 году, в то время территория Исландии входила в состав Дании). Сольвейг Анна Боасдоттир (Solveig Anna Boasdottir), профессор факультета теологии и религиоведения Университета Исландии, согласна с тем, что научный прогресс изменил религиозную ситуацию в стране. Однако, по ее словам, около 40 процентов молодого поколения по-прежнему считают себя христианами – притом что ни один из них не верит, что Бог сотворил землю. «Научные теории получили широкое признание как среди молодежи, так и у пожилых людей. Это не мешает людям верить в Бога», – отметила она.

С.А. Боасдоттир также засвидетельствовала, что результаты социологического исследования широко обсуждаются в среде исландского духовенства на Facebook. «Насколько я увидела, они ни удивлены, ни шокированы результатами. Они не видят никакой необходимости противопоставления веры в Бога и приверженности научным теориям о сотворении мира», – цитирует ее издание.

Проведенный опрос также показал, что почти 40% жителей Исландии считают, что для поиска ответов на экзистенциальные вопросы следует прибегать как к религиозным идеям, так и научным достижениям и теориям.

С точки зрения авторов исследования, полученные ими данные свидетельствуют о том, что современные исландцы склонны более глубоко сочетать христианскую веру с естественнонаучным мировоззрением. Между тем большинство аналитиков сходятся на том, что результаты опроса просто отражают нарастание процесса секуляризации исландского общества, а влияние Евангелическо-лютеранской церкви в стране стремительно падает.

«Результаты, полученные в рамках опроса, показывают, что государственная церковь имеет слабые позиции в исландском обществе», – заявил Бьярни Йонссон.

Церковный налог и церковь зуизма

По состоянию на 2015-й год, около 75% жителей Исландии (около 245 тысяч человек) были зарегистрированы как члены Евангелическо-лютеранской церкви. Однако, как показывают ряд последних исследований, значительное число из них считает себя неверующими или атеистами. Из прихожан лютеранских церквей только 12% регулярно (минимум раз в месяц) посещают храмовые богослужения. До 2013 года новорожденных младенцев автоматически регистрировали членами той церкви, к которой принадлежали их матери.

Кроме того, все исландцы – атеисты в том числе – обязаны регистрироваться в едином государственном реестре и платить так называемый церковный налог (сумма налога составляет около 600 евро в год), за счет которого формируются государственные фонды, распределяющиеся впоследствии между 40 религиозными учреждениями, среди которых присутствует и Евангелическо-лютеранская церковь. Налог, который государство взимает с атеистов, идет на различные социальные нужды – например, на развитие образования.

Поэтому до недавнего времени у властей Исландии не было никаких оснований для беспокойства, даже если те или иные граждане страны принимали решение официально выйти из какой-либо церкви: они продолжали оставаться налогоплательщиками.

Но в прошлом году тысячи исландцев вдруг объявили себя последователями древнего шумерского культа – зуизма. В течение двух недель почти один процент населения страны (около 3-х тысяч человек) присоединился к новому религиозному движению. Эксперты предполагают, что всплеск интереса к новой религии объясняется не только кризисом веры, но и материальными интересами исландцев.

Руководство зуистской общины заявило о том, что их церковь не только не намерена брать с прихожан налог, но и обещает им законным путем вернуть то, что было выплачено другим церквям, а также добиться отделения церкви от государства и полной отмены церковного налога. После достижения главной цели – внесения изменений в исландское законодательство и возврата гражданам их денег, выплаченных в форме церковного налога, – руководство зуистской церкви пообещало распустить религиозную организацию.

Один из представителей зуистской церкви Арнор Бьярки Сварфдаль Арнарсон заявил, что власти должны прекратить сбор данных о религиозных убеждениях исландцев.

Зуисты также разместили на своем официальном сайте инструкцию для тех, кто не желает принимать зуизм и хотел бы выбрать свою веру самостоятельно. В ней подробно рассказывается о том, каким образом можно официально зарегистрировать любую новую религию в Исландии.

Эти предложения находят отклик в исландском обществе: так, согласно результатам опроса, проведенного американским Институтом Гэллапа, в октябре 2015 года 55% жителей Исландии хотели бы отделения церкви от государства; против высказались лишь 24% опрошенных.

Между тем налоговые органы Исландии уже предупредили граждан о том, что если они, став членами зуистской церкви, получат обратно свои деньги, им придется в таком случае с полученных сумм платить государству другой налог – подоходный, ставка которого в Исландии составляет 37,3%.

Боги и богини Севера - это не мертвые формы. До тех пор пока их народ, их потомки будут жить в Мидгарде, будут существовать и они. Боги не мертвы, они только забыты большинством людей. Они ждут того часа, когда воспоминания проснутся в душе и сердце их народа.

В основе религии предков исландцев (норвежских викингов), которые первыми заселили негостеприимный остров лежало язычество. Когда во второй половине IX века в Исландии начали селиться норвежцы, они застали на острове лишь горстку христианских монахов-отшельников, приплывших сюда из Ирландии. Сами викинги, как и все скандинавы в то время, были язычниками - они поклонялись богам-асам. В скандинавских мифах асы ведут постоянную войну с великанами. В последней решающей битве асы потерпят поражение - и тогда наступит конец света. А пока же они обитают в "городе асов" - Асгарде, куда из земного мира можно перебраться только по радуге. Все мы слышали про Одина, Фрейю, Тора, Локки.

В 1000 г. Исландия под давлением норвежского короля признала своей религией христианство - решение это было принято на полях Тинга. Туда съехалось большинство жителей острова. Сторонники старой и новой веры не могли друг с другом договориться. Тогда решили, что будет так, как скажет самый мудрый член альтинга законоговоритель Торгейр. Облачившись в медвежьи шкуры, он удалился в уединенное место, где постился и просил совета у богов. Вернувшись на альтинг, он возвестил, что исландцам свыше было велено принять христианство. Так они и поступили. С XVII столетия официальной религией Исландии было лютеранство, но в конце прошлого века такой же статус получило и новое язычество - Асатру. И это несмотря на то что, по утверждениям самих язычников, их единоверцев в стране всего около девятисот. Что, впрочем, для Исландии с ее двухсоттысячным населением не так уж и мало.


Большая часть верующего населения Исландии - лютеране (95%) , 4% относится к другим протестантским конфессиям, около 1% - к римско-католической церкви. История лютеранской церкви делится на три периода: проникновение христианства (1000), Реформация (1540—1550) и появление отдельной от датской метрополии исландской церкви. Ранее называлась Исландская Народная церковь. В 1540 году в Исландии (принадлежавшей тогда Дании) лютеранство было объявлено государственной религией, что вызвало протест у части населения. Это вылилось в гражданскую войну на острове, длившуюся больше десятилетия. На рубеже 19 и 20-го веков было создано несколько свободных лютеранских приходов (ныне их прихожанами являются почти 10 тысяч человек - 3,5% населения). Церковь осталась государственной и после провозглашения в 1944 независимой Исландской республики.

С 1974 в сан священника посвящаются женщины. Только в 1998 году был принят закон, по которому церковные законы стали приниматься на Парламентом страны, но ежегодной Церковной Ассамблеей (избирает Церковный Совет). 76% населения страны (245 тысяч человек) - лютеране (хотя бы раз в месяц службу посещают 12% населения). Церковь имеет 295 приходов и 112 пасторов.

Одна из самых значительных церквей - Хатльгримскиркья — лютеранская церковь в Рейкьявике. Здание четвёртое по высоте в Исландии, после длинноволновой радиомачты Хеллисандур, Эйларского длинноволнового радиопередатчика и Смараторгской башни. Церковь названа в честь поэта и духовного лидера Хадльгримура Петурссона, автора книги Гимны страсти. На постройку церкви ушло 38 лет. Строительные работы начались в 1945 году, а закончились в 1986 году. Она находится в центре Рейкявика, и видна из любой части города. В церкви размещается большой орган, созданный германским мастером Йоханесом Клайсом из Бонна. Орган является механическим, имеет 5275 трубки, его высота равна 15-ти метрам, а его вес — 25-ти тоннам.

Собор также используется в качестве обзорной вышки, с которой открывается замечательный вид на Рейкьявик и окружающие его горы. Собор имеет 75-метровую колокольню, которую видно из окрестностей города. У входа в собор стоит памятник первооткрывателю Америки знаменитому викингу Лейфуру Эрриксону.

В Исландии резко выросло число последователей культа асатру – неоязыческой религии, претендующей на звание «традиционной» для Исландии, сообщает BBC. С 2014 года количество почитателей Одина, Тора, Ньёрда и прочих обитателей и обитательниц Асгарда увеличилось, по подсчётам статистической службы островного государства, в полтора раза.

Сейчас к последователям культа асатру, что означает «верный асам» – древнескандинавским богам, причисляют себя 3 583 исландца. Мужчин среди них в два раза больше, чем женщин, утверждает газета Morgunblaðið.

Пост Высшего жреца культа асатру в Исландии занимает композитор и музыкант Хилмар Эйрн Хилмарссон (Hilmar Örn Hilmarsson) известный также, как HÖH. Помимо религиозной деятельности, он пишет музыку к кинофильмам и сотрудничает со многими музыкантами.

Он, в частности, работал с Psychic TV, Current 93, Sigur Rós и вокалистом The Sugarcubes Эйнаром Эйрном Бенедиктссоном (Einar Örn Benediktsson).

По мнению Хилмара Эйрна Хилмарссона, постоянный приток неофитов его конфессии обеспечивают репортажи прессы о красочных церемониях асатру. «Больше людей видят, что мы делаем, им им это нравится. Мы не вербуем новых членов. Мы только поощряем людей присоединяться, если у них появляется интерес. Наши церемонии открыты для каждого», – рассказал Хилмар Эйрн Хилмарссон в интервью Morgunblaðið.

Культ асатру практически не касается национальных вопросов, выступает за всеобщее равенство, экологическую сознательность, поддерживает гомосексуалистов , сотрудничает с различными религиозными и общественными организациями.

Последователям других дохриcтианских культов из-за пределов острова не нравится толерантность исландцев. В 2015 году Хилмар Эйрн Хилмарссон жаловался, что в его общину идёт поток «писем ненависти» из других стран.

Защищая позицию исландских язычников, их Верховный жрец заявил, что его единоверцы не рассматривают свою религию, как способ «романтизации мачизма» и не считают приемлемым «обогащать» древнескандинавский культ консервативными .

Исландские приверженцы асатру возводят храм своей религии на покрытом лесом холме Эскюхлид (Öskjuhlíð) в столице страны Рейкьявике. После того, как строительство завершится, в святилище будут проводить свадьбы, церемонии присвоения имён и похороны. Оно сможет одновременно вместить 250 человек.

Строительство идёт на земле, подаренной городским советом исландской столицы, а финансируется за счёт пожертвований. Какой бы пышной не была церемония открытия первого больше, чем за 1000 лет нового языческого храма в Скандинавии, и сколько бы прессы на неё не пригласили, господству христиан на острове в обозримом будущем едва ли что-либо угрожает.

Согласно статистическим данным, 70% жителей Исландии причисляют себя к лютеранам. Их 237 938 человек – в 66 раз больше, чем последователей асатру.

В начале года стало известно, что в Исландии наконец-то построят первый за более чем тысячу лет языческий храм. По большому счету удивляться тут нечему: северное язычество асатру, в этой стране признано такой же государственной религией, как и христианство. Попробуем разобраться, как случилось, что страна победившего лютеранства, которое даже икон и статуй святых не признаёт, вдруг оказалась колыбелью возродившейся из пепла костров инквизиции старой веры.

Бескровная победа христианства

Христианство захватило Исландию практически бескровно, по крайней мере, если сравнивать с континентальной Европой и Скандинавией. В конце I тысячелетия на остров начали прибывать христиане, чтобы обратить язычников в истинную веру. Одним из них был исландец Торвальд Кодранссон, вернувшийся на родину в компании германского епископа Фридрека. Как нам известно из «Саги о христианстве», тот епископ продемонстрировал чудо - с помощью молитвы расколол камень, в котором жил дух-покровитель семьи Торвальда (на самом деле камень сохранился до наших дней неповреждённым), помог победить двух распоясавшихся берсерков и обратил несколько исландских семейств в свою веру. Правда, в конце концов миссия всё равно была провалена: про Торвальда и Фридрека сочинили нид - хулительную песнь, которая прозрачно намекала на их более чем тесную дружбу. Торвальд подобного не стерпел и убил за это двоих человек. Разумеется, после этого и его, и священника объявили вне закона и выдворили из страны.

По-настоящему за Исландию христианские миссионеры взялись после провозглашения Олава Трюггвасона конунгом Норвегии. Олав несколько раз посылал в Исландию несколько своих людей, которые разрушали капища и святыни и, конечно, долго в стране не задерживались. Но подобные методы на исландцев явно не действовали.

Однако число христиан, в том числе и среди представителей местной элиты, постепенно росло, их отношения с язычниками обострялись, и страна едва не оказалась на пороге гражданской войны. Разрешилось всё цивилизованно - на тинге. Законоговоритель Исландии Торгейр, бывший заодно и языческим жрецом, выслушал обе стороны и удалился посоветоваться с богами. Вернувшись, он объявил, что боги велели всем исландцам обратиться в христианскую веру, и подкрепил свои слова тем, что сбросил всех идолов своего капища в водопад. Так в 1000 году Исландия стала христианской.

Языческий Иисус

Несмотря на то что единственной религией Исландии стало христианство, язычество никуда не ушло. Так было везде - до сих пор в Европе поднимают Майское дерево, а в России пекут блины на Масленицу. Но если в остальном мире старая вера забылась, хотя внешние её атрибуты живы до сих пор, то в Исландии язычество не только продолжало жить на равных с новой религией, но и стало предметом пристального изучения местной знати. Достаточно вспомнить Снорри Стурлусона, законоговорителя христианской уже Исландии, который составил «Младшую Эдду», и епископа Бриньолфа Свейнссона, благодаря которому мир получил «Старшую Эдду» - главные источники знаний о вере древних скандинавов. Некоторые исследователи утверждают, что обе Эдды были дополнены христианскими мотивами и многие истории и даже боги в оригинале выглядели совершенно иначе. Например, Бальдр, кроткий и прекрасный бог, на самом деле был весьма воинственным персонажем германской мифологии.

Для исландцев преимущество христианства над старой верой основывалось не на глубоких мистических и религиозных переживаниях. Превосходство Белого Христа было вполне прагматичным: епископы с помощью креста и молитв успешно боролись с вредоносной магией и чародейством. Ещё важнее, что христианам было проще вступать в политические, дипломатические и торговые отношения с другими государствами.

Отсюда же появился широко распространённый на ранней стадии христианизации Исландии и Скандинавии обычай, когда язычник проходил обряд крещения и воспринимался христианами как собрат по вере, однако фактически всё ещё оставался приверженцем старых богов. Вероятно, именно с этим связана подвеска волчий крест, одновременно похожая и на молот Тора и на главный символ христианства.

Наглядным примером может стать «Сага о Халльфреде Трудном Скальде», в которой Халльфред был вынужден принять христианство, чтобы попасть в услужение к конунгу, но отказывался поносить в своих песнях старых богов, за что вызвал гнев своего хозяина. В «Книге о занятии земли» показателен пример Хельги Тощего, который, будучи христианином, в самые важные моменты своей жизни всё равно обращался к Тору за помощью и поддержкой.

Даже после победы христианства большая часть населения продолжила воспринимать новые догматы в языческих категориях: божественное провидение трактовалось как урд - судьба, играющая ключевую роль в миропонимании древних скандинавов. Разумеется, главные христианские ценности - любовь к ближнему, всепрощение и самоотречение - попросту игнорировались. Даже к Христу отношение было как к Всеотцу (Одину): «Ибо Христос сделал христиан своими сыновьями, а не рабами», - говорится в «Саге о названных братьях». А уж об обычае кровной мести, процветавшей в исландском обществе, можно даже не упоминать - мстить обидчику считалось самим собой разумеющимся делом. Стоит ли напоминать, что Один в «Речах Высокого» призывает к тому, чтобы любое оскорбление или обида были отомщены.

Показательно и то, что долгое время для язычников в исландских законах были предусмотрены значительные послабления: разрешалось есть в ритуальных целях конину (в Норвегии за это полагалась смертная казнь) и тайком поклоняться старым богам.


В XVII веке Исландия приняла лютеранскую веру, в результате чего церковные требования ужесточились, в том числе в вопросах остатков язычества. Если изначально языческие верования достаточно мирно сосуществовали с католической традицией, то с приходом лютеранства в Исландии запылали костры. Людей сжигали за занятия магией, ведовство и злоупотребление рунами. Имена языческих божеств выжили в основном в магических аллитерационных заговорах и были приравнены к демонам. Но любопытно, что многие исландские пасторы хранили у себя магические сборники и даже сочиняли проповеди о загробной жизни на примере Вальгаллы.

Если имена богов вытравили даже из названий дней недели, то от эльфов, к которым в Исландии особенное отношение, избавиться оказалось не так просто. Их разделили на добрых (крещёных) и злых (язычников), и появились предания о том, что определённые скалы и камни - это эльфийские церкви (см. «Книга историй об эльфах», «Йоун Книжник-Чародей»).

Несмотря на то что людей в Исландии всё-таки преследовали за колдовство и отправление языческих обрядов, на костёр попал всего 21 человек. Хотя в масштабах более чем скромного населения тогдашней Исландии цифра, может быть, и большая. А может, сказывалась не только скудность населения острова, но и, видимо, врождённая вера исландцев в магию, заговоры и волшебную силу рун. Бывали случаи, когда особо рьяных охотников за колдунами снимали с церковных должностей.

Возврат к традиционным ценностям

Исландское язычество с переменным успехом, но дожило до наступления нового времени: ещё в XIX веке встречались люди, умевшие использовать заговоры и руны для достижения магических целей, а жители сельской местности ходят уважить эльфов и духов, живущим в камнях и водопадах. По сути, именно в Исландии дольше всего сохранялась та самая древняя традиция, которую успешно вытравили на континенте.

Тем не менее вплоть до середины XX века язычество в Исландии продолжало оставаться на полулегальном положении: его в основном исповедовали фермеры-овцеводы, и именно из их среды выкристаллизовалась идея попытаться придать своим верованиям официальный статус. В 1973 году исландский поэт Свейнбьёрн Бейнтейнссон смог добиться признания веры в старых богов равноправной исландской религией наряду с лютеранством и стал Верховным годи, то есть главой движения асатру (буквально «Верные асам»).

Интерес к возрождённому исландскому язычеству стал нарастать, похожие общины начали появляться едва ли не во всех скандинавских странах, а в Исландию рекой потекли туристы, желающие прикоснуться к чему-то необычному, экзотическому и вроде как древнему. Интерес туристов привлёк в общину асатру и людей, далёких от духовности, но близких к коммерческому заработку: сегодня в Исландии можно «креститься» или обвенчаться по языческому обряду. За отдельную плату, разумеется. На деле же современное асатру - реконструкция, со всеми вытекающими проблемами и трудностями.


Моё отношение к современной попытке воссоздать исландское язычество негативное. Слишком многое было утеряно безвозвратно, и мы вынуждены пытаться ограничиваться тем, что осталось в «Старшей Эдде», «Младшей Эдде», «Круге земном» и других немногочисленных источниках. Но и там мы не найдём детальных описаний языческих ритуалов и даже твёрдого знания деталей относительно богов. То и дело «Младшая Эдда» противоречит «Старшей Эдде», и многое остаётся недосказанным. Тут опять встаёт вопрос об этой недосказанности и порождённых ею современных фантазиях.

Очень часто современные годи не владеют академическим уровнем знания, а потому воссоздают многое по наитию. Даже мелодии, с помощью которых они исполняют «Прорицание вёльвы», «Речи Высокого», «Речи Сигрдривы» и другие, являются новоделами, не имеющими ничего общего с утерянными мелодиями-гимнами язычников. Плюс в XVIII веке были утеряны многие древние рукописи (в результате гибели корабля с манускриптами и пожара в рукописной библиотеке Ауртни Магнуссона в 1728 году). Даже в «Младшей Эдде» мы имеем сплав христианства и язычества наподобие того, что Христос сидит у источника языческой судьбы Урд и решает судьбы мира; так же часто Христа величают «Тиром» и «конунгом ангелов» в сохранившейся скальдической поэзии. Я склонен считать, что современное исландское асатру - это нью-эйдж на исландском языке.

В пользу нью-эйджерской подоплёки современного исландского язычества говорит и обилие нововведений, начиная от синтеза с чуть ли не буддизмом и заканчивая женщинами-годи. Многие из них, по словам Леонида Кораблёва, даже создают «древнескандинавское Таро» и собственные рунические ряды. И практически все исландские годи разъезжают по миру с лекциями о скандинавском язычестве, сроднившись в этом с многочисленными тибетскими учителями, успешно ведущими свой бизнес на Западе.

Нынешнее асатру близко к нью-эйджу ещё и тем, что забывает о традициях в угоду веяниям времени: например, там не исключаются однополые браки, что для исландца эпохи викингов было бы просто немыслимо, как уже говорилось выше. А уж о человеческих жертвоприношениях, да и любых жертвоприношениях животных и речи быть не может, хотя для древних скандинавов подобная практика была не просто в порядке вещей - без окропления жертвенной кровью идолов богов и присутствующих не обходился ни один ритуал.

Со стороны нынешние исландские ритуалы асатру действительно выглядят как минимум необычно: ритуалы под открытым небом на фоне исландских пейзажей, костры, гигантские рога с мёдом (для непьющих - сок) и песнопения - всё нацелено на то, чтобы произвести впечатление. На туристов, не на своих. Исландцы, даже молодые и радикальные, к вере предков приобщиться не очень-то спешат. Автору этих строк довелось побеседовать на эту тему с исландцем, встреченным на одном из метал-фестов в Бергене. «Язычников у нас мало, и мы о них почти не слышим», - сказал он с выражением крайнего скепсиса на лице. Альтернативная музыкальная сцена Исландии также практически не обращается за вдохновением к старым богам: блэк-металлисты предпочитают петь про Сатану, а не про Одина, зато вполне себе экспортные Sigur Rós и Sólstafir вполне успешно сотрудничают с нынешним Верховным годи Хилмаром Ёрном Хилмарссоном и используют в оформлении сцены древнеисландские колдовские знаки гальдраставы.

Разумеется, в Исландии есть люди, которые по-настоящему горят идеей возродить старую веру и всю свою жизнь посвящают попыткам восстановить прерванную нить традиции. Но, как и везде, дельцы и откровенные барыги всегда оказываются в фокусе, оттесняя идейных на периферию и формируя у людей со стороны общее представление о явлении. Бабло, как всегда, побеждает не только зло, но и добро.

Даже храм, посвящённый языческим богам, который будет построен в Рейкьявике, скорее всего, превратится в очередную достопримечательность, где будет много туристов, но не будет ни одного бога.

Что сказать вкратце об Исландии? Эту самую северную страну признали самой удобной для проживания во всем мире. Это на ледниках и вечной мерзлоте! Здесь самый низкий разрыв между богатыми и бедными, самая высокая средняя продолжительность жизни, самая экологически чистая окружающая среда, самый высокий уровень читающего населения. Добавить ко всему этому фантастически нереальные пейзажи, соседство с действующими вулканами и гейзерами, и становится ясно, что люди здесь должны быть особенными. Что собой представляют в религия и культура? Чему верят и чего боятся исландцы?

Кто такие исландцы

Поселением монахов-отшельников из Ирландии стал остров Исландия. Религия, которую они исповедовали, - христианство - стала первоначальным верованием на острове. Заселившие впоследствии страну потомки викингов: шведы, норвежцы, датчане - поклонялись своим богом и принесли свое верование - асатру. Исландии считают себя потомками викингов и кельтов. Политические и торговые связи с другими державами заставили ирландцев официально принять европейскую веру - христианство.

Датой ее возрождения в Исландии принято считать 1000 год. Именно с этого периода церковь начала контролировать государство и запретила языческие ритуалы и жертвоприношения.

Религия современности

В данный период основная религия Исландии - евангелистское лютеранство. Приверженцы лютеранской церкви составляют около 85 % населения. Католическую часть жителей составляют польские специалисты (около 3 %). Можно встретить в Исландии баптистов, буддистов, мусульман, православных - это малые общины из семей, волей судьбы заброшенных на эту землю.

Лютеранский собор Хатльгримскиркья, который находится в столице Исландии Рейкьявике, входит в десятку самых дорогих религиозных построек в мире. Монументальное здание с колокольней высотой в 75 метров строилось 38 лет, а затраты на его возведение составили 25 млн долларов.

Религия и политика

В стране Исландия религия евангелической является государственной, что закреплено соответствующей статьей Конституции. Согласно Основному закону, все граждане страны имеют полное право на свободу вероисповедания. Никакие религиозные объединения граждан не преследуются законом, если их деятельность не ведет к нарушению правопорядка и ущемлению других граждан.

Лютеранские службы ежедневно транслируются по телевидению. Все граждане Исландии, независимо от вероисповедания, должны платить взносы: верующие - на содержание своей церкви, неверующие - исландскому университету.

Лютеранство как религия

Что такое лютеранство? Какая религия в Исландии?

Религиозное протестантское движение началось в 16-м веке в Германии и названо по имени который его возглавил. Протестовали последователи Лютера против несправедливости и злоупотреблений католических священников. Их принципы нашли поддержку в среде верующих, и в результате образовалось новое христианское течение - евангелистская лютеранская церковь.

Лютеранцы принимают священника как равного среди всех, просто как проповедника, признают только два таинства (крещение и причастие), поклоняются только Богу и Библии.

Язычество по-исландски

Если христианство утвердилось как необходимое связующее звено в политической и экономической системе, то в сердцах и душах жителей острова Исландия религия язычество осталась жить как религия предков. Асатру никуда не делась и не ушла. Исландцы всегда праздновали языческие праздники наряду с памятными датами христианства. А уж вера в потусторонние силы среди жителей ледяной страны просто потрясающая. Вполне образованные современные люди свято верят в животворную силу природы и ее явлений, в существование параллельного мира из гномов, эльфов и прочих жителей.

Асатру считается второй официальной религией Исландии. В 1973 году основана первая языческая община. Подтверждением неумирающего язычества стало то, что в Рейкьявике начато строительство первого языческого храма.

Возможно, что это отдаленность от континента позволила сохранить в целости почитание древних обрядов, которые испепелили на Большой земле. Но и молодое поколение исландцев все больше склоняется к вере предков, правда, без жертвоприношений.

Неверующая молодежь

Опрос, проведенный на острове Исландия: религия какой конфессии вам ближе - показал непредвиденный результат. На вопросы, касающиеся происхождения жизни на Земле, большинство опрошенной молодежи ответили, что они не верят в божественное происхождение всего земного. Главенство государственной церкви, однако, не очень обеспокоено таким результатом, ссылаясь на то, что образование и вера в науку не препятствуют общей религиозности молодого поколения.

Новая вера

Все верующие в Исландии обязаны зарегистрироваться в едином реестре. Эта процедура необходима для уплаты налога, независимо от верования. Естественно, платить деньги «за веру» нравится не всем. Эксклюзив острова Исландия - религия, которая создана и существует только здесь. Так называемый зуизм обрел небывалую популярность в стране, именно благодаря ситуации с налогами. Дело в том, что его основатели провозглашают несогласие с обложением налогом верующих и обещают аннулировать реестр и вернуть прихожанам все уплаченные ранее средства.

Новая религия официально разрешена властями и зарегистрирована в государственном реестре. Проповедники зуизма утверждают, что основа их верования - религия древних шумеров. Можно относиться по-разному к явлению, но число зуистов уже достигло трех тысяч человек. Это значительное количество, учитывая небольшую общую численность населения Исландии. Во всяком случае, мусульман на острове меньше. Видимо, ситуация с налогами - серьезная причина для того, чтобы изменить свою принадлежность к той или иной конфессии, ведь, как уже было сказано, неверующие облагаются подобным налогом тоже.

Вот такая она, религиозная (или не очень) страна Исландия. Даже в этом вопросе она предстает загадочной и неповторимой частью Европы.